Оглавление → Крейсера → Лёгкие типа "KH"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебные лёгкие крейсера (Schulkreuzer) типа
Германия, не достроены, план 2 ед. (голландские, проект G. t’Hooft, захвачены на стапелях 05.1940) * KH 1 * KH 2 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
История этих крейсеров началась в начале 1930-х годов, когда командование голландского флота стало подумывать о замене морально устаревших крейсеров типа “Java". Но сильные пацифистские настроения в обществе и экономический кризис не способствовали развитию флота. О флоте вспомнили в конце 1930-х годов, когда японская угроза Индонезии стала очевидной. Очень быстро был разработан план развития военно-морского флота, получивший название “Программа линейных крейсеров”. Помимо прочего в нее включили два легких крейсера. В 1937 году выделили ассигнования и начали проектные работы. Главный конструктор инженер Г. Хоофт взял за основу крейсер "De Ruyter”. В новом проекте незначительно выросло водоизмещение и изменилось число орудий главного калибра. “De Ruyter” был вооружен 7 152-мм, в четырех башнях, три из которых были двухорудийными, а одна одноорудийная. Новые крейсера предполагали вооружить 8 152-мм в четырех двухорудийных башнях. Но вскоре проект переработали: водоизмещение увеличилось на 30%, а число орудий главного калибра до 10. По две трехорудийные и две двухорудийные башни стояли на баке и юте. Трехорудийные башни были нижними, двухорудийные возвышенными. Подобное расположение башен было на итальянских линкорах типа “Jiulio Cesare” и легких крейсерах типа "Garibaldi”. Так как промышленность Голландии не имела опыта производства башен, то пришлось заказать всю артиллерию главного калибра шведскому концерну “Бофорс”. Еще одной особенностью новых крейсеров стало отсутствие зенитной артиллерии дальнего радиуса действия. Новые крейсера получили название тип “Eendracht”. Оба крейсера заложили во втором полугодии 1939 года. Работы шли медленно, так как многие квалифицированные рабочие были призваны в армию, начались проблемы с материалами. Немецкое вторжение застало крейсер на стапеле. В 1941 году немцы разработали новый проект. Корабли планировали достроить как учебные. Они получили обозначение КН-1, КН-2, (Kreuzer Holland). Основные изменения коснулись вооружения крейсеров, так как шведы не успели поставить в Голландию башни главного калибра, подобные тем, что были установлены на шведских крейсерах типа “Tre Kronor”. Крейсера предполагали вооружить 8 150-мм орудиями в башнях, такой же системы, как на строившихся крейсерах типа “М” и линкорах типа “Н”. Зенитная артиллерия должна была состоять из 12 37-мм автоматов. Самолеты заменили на “Арадо 196”. КН-1 должен был получить так называемый атлантический (клиперский) нос. Достройку кораблей замедлял саботаж голландских рабочих, и только 24 августа 1944 года спустили на воду корпус КН-1. После капитуляции Германии оба крейсера были возвращёны Голландии.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. ALVAMA
"КН-1". Заказан, как "Kruiser 1939". Заложен 19 мая 1939 года на верфи Вилтон Фиенорд в Шпиедаме. Первоначально назвался "Kijkduin", но в этом же году был переименован в "Eendracht". В мае 1940 года захвачен немцами на стапеле, в августе 1941 года переименован в "КН-1", 24 августа 1944 года спущен на воду. Немецкое командование планировало затопить его на Нью Ватервей (один из фарватеров, ведущих из Роттердама в открытое море), но этот план не осуществился. После капитуляции Германии возвращён Голландии, как "Eendracht". 10 октября 1946 года Голландия приняла решение о достройке корабля по измененному проекту. В 1947 году переименован в "De Ruyter". 18 ноября 1953 года на корабле подняли военно-морской флаг. 26 февраля 1973 года исключен из списков флота, 7 марта 1973 года продан Перу, 23 мая этого же года вошел в состав флота, переименован "Almirante Grau". В 1986-1987 году модернизирован в Голландии. 26 сентября 2017 года выведен из эксплуатации. "КН-2". Заказан, как "Kruiser 1938". Заложен 5 октября 1939 года на верфи Rotterdam see Droogdok в Роттердаме и был назван "De Zeven Provinciën". В мае 1940 года захвачен немцами, В августе 1941 года переименован в "КН-2". В 1944 году вернулся в Голландский флот. 1 октября 1946 года принято решение о достройке корабля по измененному проекту. 22 июля 1947 году переименован, решением королевы, в "De Ruyter", 22 августа 1950 года спущен на воду под названием "De Zeven Provinciën". 17 декабря 1953 года вошел в состав флота, в 1961-1962 годы модернизирован и превращен в ракетный крейсер, 17 октября 1975 года исключен из списков флота, 7 июля 1976 года передан Перу. 17 августа вошел в состав Перуанского флота под названием "Almirante Aguirre", перестроен в крейсер-вертолетоносец, в 1986-1987 году служил под названием "Almirante Grau". В 2000 году сдан на слом.
|