|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательный крейсер, минный заградитель (Hilfskreuzer, Minenleger)
Германия, 1916 г. 1 ед. (грузовой п/х, 1913 г.) * Wolf *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
После неудачной попытки выхода повреждённый "Wolf" был разоружён, однако собранное для него вооружение, запасы и уже обученный экипаж требовали применения и адмиралштаб распорядился подыскать для них другое судно. Найти достаточно быстроходный и незаметный пароход уже не представлялось возможным и выбор в конце концов остановили на достаточно новом грузовом судне "Wachtfels" компании Deutsche Dampfschiffahrtsgesellschaft "Hansa", максимальная скорость которого была всего 11 узлов. Он входил в серию из семи кораблей, которые были построены четырьмя немецкими верфями в период с 1913 по 1915 год. Три из них: "Rappenfels" постройки Bremer Vulkan, "Wachtfels" и "Solfels" верфи Tecklenborg, были готовы в 1913 году. До начала Первой мировой войны во Фленсбурге был построен "Schneefels", а ещё два: "Frankenfels" и "Greiffenfels" - на верфи AG Weser. Там-же строился "Sonnenfels", который был готов только в 1915 г. и не эксплуатировался. Три из шести сданных заказчику кораблей были потеряны сразу после начала войны: "Frankenfels" был конфискован британскими властями в Калькутте, идущий в Коломбо "Rappenfels" был задержан британским шлюпом "Espiegle", "Schneefels", идущий из Калькутты в Нью-Йорк, был захвачен британским миноносцем в Гибралтарском проливе. "Wachtfels", "Solfels" и "Greiffenfels" на момент начала войны находились в Германии. Два из них всю войну оставались под гражданским флагом. Новый "Wolf" был вооружён почти аналогично старому: он получил пять 15-см пушек, ранее снятых со старого линкора "Zahringen". Четыре из них уже традиционно были установлены в замаскированных позициях в носовой части, пятая - открыто на юте, как это было принято на британских пароходах. Два 50-см торпедных аппарата стояли перед мостиком. Оборудование включало в себя съёмную поддельную трубу и мачты изменяемой высоты, откидные щиты для маскировки оружия, запас краски для изменения внешнего вида, и большой запас угля в трюмах, обеспечивающий дальность действия без бункеровки более 32 000 миль (при крейсерской скорости 8 узлов и суточном потреблении в 35 тонн угля). "Wolf" вступил в строй 16 мая 1916 года и начал испытания, но последующие события, включая Ютландскую битву 31 мая - 1 июня, изменили планы адмиралов и рейд был отложен. Летом 1916 года судно было переведено на Балтику и служило там под именем "Jupiter" в качестве вспомогательного судна, используясь для буксирных испытаний подводных лодок. Осенью корабль решили вновь подготовить к рейду и вернули ему имя "Wolf". В этот раз количество пушек было увеличено до семи, торпедных аппаратов - до четырёх, и на борт был погружен гидроплан Friedrichshafen FF-33E с бортовым номером 841, получивший неофициальное имя "Wölfchen" (волчёнок). Поскольку операция должна проводиться в строжайшей тайне, невозможно было просто поднять самолет на корабль в гавани, поэтому 21 ноября в 10 часов утра «Wölfсhen» был взят на борт в открытом море, разобран и помещен под парус на палубе, после чего вечером "Wolf" вернулся в Киль. В числе прочего оборудования установили мощный прожектор на подъёмной площадке, для питания которого оборудование дополнила динамо-машина Otto-Dyn, мощную радиостанцию и систему управления огнём, аналогичную установленной на малых крейсерах. В угольных бункерах и трюмах соорудили устройства для тушения возгораний. Кроме того, штаб вернулся к идее минных постановок, для чего на судне были оборудованы две наклонные платформы. Запас мин составил 465 штук. Также в трюме хранились три 52-мм пушки с запасом снарядов для вооружения при необходимости других кораблей в море. К концу 1916 года была готова к отправке в рейд партия из трёх вспомогательных крейсеров. Первым 22 ноября вышел "Möwe" (для него это был уже второй поход). "Wolf" последовал за ним 30 ноября, а 21 декабря к ним присоединился "Seeadler". Вся эта "волна" рейдеров оказалась успешной и результативной, но также и последней, потому, что вскоре стратегия командования сменилась на неограниченную подводную войну. РЕЙД 30 ноября 1916 года в 11.00 часов в густом тумане перевоплощенный "Wolf" с командой из 348 человек тайно покинул Киль в сопровождении подводной лодки U-66. В море экипаж сразу же начал перекрашивать свой белый корабль. Надстройки стали коричневыми, а корпус был окрашен в черный цвет. Для крупных частей бортового самолета на палубе была построена деревянная будка. Небольшие части уложили в трюме между минами. Не будучи обнаруженным, крейсер прошёл вдоль норвежского побережья, обошёл вокруг Исландии и в середине декабря через Датский пролив вышел в Северную Атлантику, а затем направился на юг. Его командир, корветтен-капитан Карл Август Нергер (Karl August Nerger), получил приказ идти в Индийский океан, по возможности избегая встреч, выставить там минные поля у ряда крупных британских колониальных портов, а затем вести там борьбу с судоходством. Поэтому "Wolf" сперва шёл, как безвредный гражданский пароход и при встрече с другими грузовыми судами никак себя не проявлял. Это вызвало ропот экипажа, который не знал деталей приказа и считал своего командира слишком трусливым, чтобы действовать. Вахтенные использовали всевозможные уловки, чтобы форсировать действия - например, путем позднего сообщения об обнаруженных грузовых судах, чтобы поставить командира, так сказать, перед свершённым фактом. Нергеру пришлось выступить перед экипажем с разъяснениями, что-бы успокоить ситуацию на борту. В течение следующего месяца "Wolf" шёл на юг через центральную Атлантику к мысу Доброй Надежды, где вечером 16 января 1917 года выставил пять минных полей (25 мин) у Кейптауна, на которых впоследствии подорвались одно испанское и три британских судна (21 358 брт). Два дня спустя рейдер выставил три минных поля (29 мин) на главных морских путях к востоку от мыса, а затем направился на восток, через Индийский океан к побережью Южной Азии. 15-20 февраля Нергер выставил девять минных полей (74 мины) на морских путях у Коломбо и шесть (110 мин) у Бомбея; предположительно на этих минах погибло одно японское и пять британских судов общим водоизмещением 36 711 тонн. После этого рейдер пошёл на юг для охоты на торговых путях противника. Пришло время для использования самолёта, но из-за влажного воздуха его крылья сильно повело, к тому-же они были повреждены при выгрузке мин из трюма. После необходимого ремонта 27 февраля 1917 года в 2:30 "Wölfchen" был наконец спущен бортовым краном на воду для первого полёта. В этот день "Wolf" остановил свою первую жертву - английский пароход "Turritella", и задача самолёта состояла в том, чтобы убедиться, что это не вспомогательный крейсер. Уже на следующий день "Wölfchen" смог обнаружить два судна на расстоянии около 60 морских миль. Однако, поскольку они шли быстрее, чем "Wolf", эти суда были недоступны для рейдера. Капитан Нергер не позволил пилотам остановить корабли, потому что не хотел рисковать самолетом. "Turritella", бывший немецкий "Gutenfels", получил с рейдера одну 52-мм пушку, 200 снарядов к ней и 25 мин и новое имя "Iltis", под которым отправился в самостоятельный рейд в качестве вспомогательного крейсера под командованием капитан-лейтенанта Ивана Брандеса (Iwan Brandes). Его рейд оказался коротким, импровизированный рейдер пал жертвой британского военного корабля вскоре после установки мин в Аденском заливе. Затем Нергер направился далее на юг, в сторону Австралии. На этом маршруте рейдер задержал три приза: 1 марта - 4152 тонное британское грузовое судно "Jumna", 11 марта - 3509-тонный британский грузовой корабль "Wordsworth", 31 марта - 1169-тонный британский барк "Dee". Самолёт при этом использовали не всегда, обычно он был спрятан, чтобы не выдать характер рейдера. Следующий раз он понадобился 3 марта, когда появившийся утром пароход скрылся из виду обладая большей скоростью. Задача самолёта заключалась в том, чтобы не дать пароходу уйти, если это необходимо, с помощью бомб, но вылет оказался безрезультатным. В следующие недели "Wölfchen" совершил 11 разведывательных полетов, но все также без особых результатов - море в этой области было пустым. Затем поступил приказ разобрать самолет, уложить его в средней палубе и провести необходимый ремонт. В течение следующих нескольких недель "Wolf" шёл курсом на юго-восток, обогнул с юга Австралию и в начале апреля был к югу от Новой Зеландии. 25 апреля "Wölfchen" начал разведывательные полеты, однако из-за плохой погоды и штормов, вскоре самолёт был возвращен под палубу. Рейдер направился к удаленному, тогда еще необитаемому острову Рауль, расположенному в архипелаге Кермадек почти в 700 милях к северо-востоку от Новой Зеландии, где с 22 мая в течение месяца стоял на якоре, проводя техническое обслуживание и ремонт, которого требовали машины и котлы после шести месяцев безостановочной работы. Пока корабль стоял с разобранными машинами, на горизонте иногда появлялись суда, и капитан Нергер приказал самолёту совершать разведывательные полеты вокруг острова, чтобы предупредить о приближении любых вражеских судов. Усилия были вознаграждены 2 июня, когда "Wölfchen" обнаружил одно из них и сбросил пакет с приказом остановиться и, для надёжности, одну бомбу перед носом, затем снял капитана и доставил его на "Wolf". Это был новозеландский пароход "Wairuna" с грузом в 1100 тонн угля, 42 живых барана и 20 центнеров свежего мяса в холодильнике, а также смолы и сырья для производства кокосового масла. Во время испытания работы котлов 3 июня из дымовой трубы "Wolf" выбросило горящие угли, которые посыпались на самолёт. Обшивка была прожжена во многих местах, но благодаря тому, что было раннее утро, и самолет был покрыт росой, он не сгорел полностью. Было насчитано в общей сложности 160 больших и малых отверстий. "Wölfchen" был быстро приведён в порядок и, когда была обнаружена четырехмачтовая шхуна, снова вылетел и сбросил пакеты с приказом остановиться, однако из-за сильного ветра все 6 пакетов упали в воду. В конечном счете, шхуну заставили остановиться сброшенной перед носом бомбой. Это оказался американец "Winslow", капитана которого можно было только убедить изменить курс. Позже самолёт снова взлетел и проверил, сохранил ли "Winslow" указанное ему направление курса. После выгрузки полезного груза "Wairuna" и "Winslow" были затоплены. Пленные на борту были допущены на берег под наблюдением. Двум заключенным незадолго до отплытия удалось сбежать с корабля, и, по крайней мере, один смог добраться до острова. Однако поиски, проведенные ВМС Новой Зеландии после войны, оказались безуспешными. По окончании ремонта и погрузки с "Wairuna" 22 июня Нергер покинул остров Рауль и приступил к постановке 13 минных полей (90 мин) на морских путях у Новой Зеландии и Австралии (на этих минах погибло три британских судна, суммарно 17 793 тонны). 5 июля "Wolf" повернул на север в направлении Фиджи, затем повернул на запад, пройдя через Соломоновы острова. 9 июля рейдер задержал - 507-тонный американский барк "Beluga", а 14 июля - 651-тонную американскую шхуну "Encore". 10 июля самолёт выполнил очередные разведывательные полеты, но при посадке после 4-го вылета сломались стойки между поплавками, "Wölfchen" был сильно повреждён и чуть не утонул, но его смогли вытащить на палубу. Ремонт длился 14 дней, и после 27 июля было проведено еще 12 полетов в Южном море и над сушей в Новой Гвинее в поисках поселений. "Wolf" тем временем ходил вместе с - 1618-тонным британским пароходом-угольщиком "Matunga", в захвате которого у побережья Новой Гвинеи 6 августа самолёт также принял участие. 14 августа "Wolf" бросил якорь у острова Вайгеу в Голландской Ост-Индии для очередного ремонта и пополнения запасов, уголь с захваченного корабля был вручную перегружен на рейдер, после чего 26 августа пароход отвели в море и затопили подрывными зарядами, а Нергер продолжил путь на восток через голландскую Ост-Индию. Вечером 4-5 сентября рейдер установил десять минных полей (110 мин) у северо-восточных подходов к Сингапуру из пролива Каремата. Затем корабль пошёл на юго-восток, обогнул восточное побережье Явы и 11 сентября взял курс на запад через Индийский океан. В течение 30 дней, пока самолет оставался готовым на палубе, солнце и тропический дождь испортили обшивку, и её пришлось менять. Когда 26 сентября к югу от Цейлона работы были завершены, немедленно пришел приказ осмотреть грузовой корабль. Это был японский "Hitachi Maru" под командованием капитана Сейдзу Томинага, который проигнорировал сброшенные приказы и затем - бомбы перед носом и предупредительные выстрелы с рейдера. Томинага намеревался использовать свою кормовую пушку и уйти, пользуясь превосходством в скорости. По японскому пароходу было выпущено четыре залпа и после попадания в мостик он остановился. 16 человек погибли от снарядов, еще двое утонули, спрыгнув в панике за борт. Затем корабли направились к атоллу в Индийском океане для перегрузки угля и груза. За шесть дней стоянки каждый день утром и вечером "Wölfchen" вылетал на разведку, после чего, оставив на пароходе призовую команду, "Wolf" покинул атолл. Бесследное исчезновение парохода привело к крупномасштабному поиску ВМС Японии, но радист на "Wolf" перехватывал переговоры между японскими крейсерами. После безрезультатных поисков в Индийском океане, в ходе которых самолёт выполнил ещё три разведывательных полета, но никакой добычи не обнаружил, 6 ноября "Hitachi Maru" был затоплен в океане у архипелага Каргадос-Карахос (Маврикий), а рейдер направился в Атлантику. 4 декабря он был у мыса Доброй Надежды. За это время он задержал ещё два приза: 10 ноября - 4648-тонный испанский угольщик "Igotz Mendi" (с контрабандным грузом, оставлен с призовой командой, как вспомогательный угольщик); 30 ноября - 1296-тонный американский барк "John H Kirby". В Атлантике рейдер 15 декабря потопил 2192-тонный французский барк "Marechal Davout" и 18 декабря прибыл к острову Тринидади. Оттуда корабль направился на юг, для охоты в бразильских водах, но целей не обнаружил и 30 декабря Нергер решил, что пора возвращаться в Германию, так, как корабль получал повреждения во время многочисленных перегрузок угля в море, к тому-же на борту было очень большое количество заключенных: Нергер не отпускал пленных, чтобы как можно дольше скрывать от врага информацию. После довольно сложной погрузки угля в открытом море 31 декабря "Wolf" направился на север в сопровождении "Igotz Mendi", который использовался также для размещения части пленных. Корабли шли одним курсом порознь, периодически встречаясь. 4 января Нергер потопил свою последнюю жертву: 2050-тонный норвежский барк "Storebror" (нейтральный, но затоплен, поскольку Нергер боялся, что тот сообщит о встрече), а 8-11 января была произведена последняя перегрузка угля в море, в ходе которой корабли неоднократно сталкивались и довольно сильно помяли борта. 5-6 февраля корабли встретились в последний раз, а 7 февраля уже порознь вошли в Датский пролив, но из-за пакового льда были вынуждены направиться к югу от Исландии к Фарерским островам. 7 или 8 февраля совершил самоубийство Томинага, капитан "Hitachi Maru", ночью незаметно прыгнув за борт в Северной Атлантике. В прощальном письме, найденном в его каюте, он оправдал свой поступок, сказав, что причинил несчастье своим пассажирам, экипажу и их семьям, а также потерял корабль. Два корабля проплыли незамеченными вокруг Британских островов и вдоль норвежского побережья, благополучно дойдя до Каттегата, но 24 февраля "Igotz Mendi" сел на мель у датского побережья, призовая команда и пленники были интернированы в Дании. Незадолго до прибытия "Wölfchen" поднялся в воздух, чтобы самостоятельно добраться до своей базы, а "Wolf" в тот же день торжественно прибыл в Киль, имея в трюмах значительное количество трофейной резины, меди, цинка, латуни, шелка, копры и какао. Результатом рейда стали 26 или 27 уничтоженных и захваченных торговых судов, что составило в общей сложности около 110 тыс. тонн. результаты рейда (развернуть)
Согласно Hildebrand, жертвами "Wolf" стали в общей сложности 27 торговых судов, 13 из которых погибли на минах. Согласно британской информации, ещё 5 были повреждены. Как бы то ни было, рейд был чрезвычайно успешным. За 451 дня рейдер прошёл расстояние, которое в 2,5 раза превышает окружность земли, и вернулся в свой родной порт Киль с 467 военнопленными на борту. Корабль совершил самый длинный в Первой мировой войне боевой поход без посторонней поддержки. После возвращения капитан Нергер был награжден орденом Pour le Mérite и был назначен командиром сторожевой службы Северного моря. Весь экипаж получил Железные Кресты. На борту "Wolf" в качестве старшего кочегара служил будущий писатель Теодор Пливье. Свои переживания на борту рейдера он изложил в автобиографическом романе "Des Kaiser Kulis. Roman der deutschen Hochseeflotte", изданный в 1929 году издательством Малик в Берлине. Воспоминания Августа Нергера "SMS Wolf" были опубликованы ещё во время войны в 1918 году издательством Berlin Scherl. Артиллерийский офицер, капитан-лейтенант Фриц Витшецский (Fritz Witschetzky) опубликовал свои воспоминания путешествия в 1920 году в работе "Das schwarze Schiff", снабжённой его собственными иллюстрациями и фотографиями. Один из пленников Рой Александр (Roy Alexander) в 1939 году опубликовал свои воспоминания под названием "The Cruise of the Raider Wolf". Другой пленник, др. Трейерс (F. G. Trayes) поделился воспоминаниями в "Five Months on a German Raider – Being the Adventures of an Englishman Captured by the Wolf". В команду корабля входил также помощник боцмана Якоб Кинау, брат Горха Фока и Рудольфа Кинау. Он опубликовал свои воспоминания в 1934 году под названием "Adjutant des Todes". Судовой журнал "Wolf" был опубликован издательством Quickborn в Гамбурге. До конца войны оставался в Балтийском море, официально всё так-же в качестве вспомогательного крейсера, но вероятнее всего никак не использовался - его берегли, как инструмент пропаганды. По окончании войны "Wolf" был возвращён компании DDG "Hansa" под прежним именем "Wachtfels", однако уже 5 апреля 1919 года в Бресте был передан Франции в счёт репараций, а в 1921 году продан компании Cie. Messageries Maritimes и переименован в "Antinous". На корабле были добавлены места для 70 пассажиров 1-го класса и 50 пассажиров 2-го класса, а грузовой отсек был приспособлен для перевозки войск. 7 августа 1923 года пароход вышел свой первый рейс через Французские Антильские острова, Панамский канал и Таити в Нумеа. Далее он ходил в Новую Зеландию и Австралию, перевозя также грузы. 24 декабря 1930 года судно было выведено из эксплуатации в Дюнкерке и 24 июля 1931 года продано в Италию для разборки на металл.
|