Оглавление → Крейсера → Вспомогательный крейсер "Wolf" (II)
→ Минные заградители →

  Крейсера  
  Минные заградители  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательный крейсер, минный заградитель (Hilfskreuzer, Minenleger)

 Wolf 


Германия, 1916 г. 1 ед. (грузовой п/х, 1913 г.)

 

*
Wolf
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Wolf <Flensburger Schiffbau>, Фленсбург, стр. № 331 / 8.03.1913 16.05.1916 грузовой п/х "Wachtfels" комп. DDG "Hansa", Бремен, с лета 1916 "Jupiter", с 29.11.1916 снова "Wolf", 1 рейд, 5.04.1919 передан Франции, с 1921 "Antinous", 07.1931 - слом.
ТТХ
Водоизмещение полное 11200 т
регистровое 5809 брт
Размерения длина МП 136,8 м
полная 141,1 м
ширина 17,12 м
осадка 7,8 м
высота борта на миделе 9,01 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный гребной винт Ø 6,8 м
. МО 1 вертикальная ПМ тройного расширения (3 цил.)
. КО 3 цилиндрических ПК (13 атм.)
мощность 2800 л.с.
Ходовые данные скорость 10,5 уз.
запас топлива 3441 т. угля
дальность плавания на 9 уз. 42000 миль
Экипаж 347 чел. (16 оф.) *на гражд. пароходе первонач. 72 чел.
Дополнительные данные корпус стальной, 2 палубы, 7 отсеков, 5 люков
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
сперва с 11.1916
5 - 150 мм/40 (900 снарядов) 7 - 150 мм/40 (1200 снарядов)
2 ТА - 500 мм (12 торпед) 4 ТА - 500 мм (16 торпед)
--- 465 мин
--- 1 ГСМ Friedrichshafen FF-33E
--- 3 запасных 52-мм/55 (600 снарядов) в трюме
--- 1 прожектор

 

 

После неудачной попытки выхода повреждённый "Wolf" был разоружён, однако собранное для него вооружение, запасы и уже обученный экипаж требовали применения и адмиралштаб распорядился подыскать для них другое судно. Найти достаточно быстроходный и незаметный пароход уже не представлялось возможным и выбор в конце концов остановили на достаточно новом грузовом судне "Wachtfels" компании Deutsche Dampfschiffahrtsgesellschaft "Hansa", максимальная скорость которого была всего 11 узлов. Он входил в серию из семи кораблей, которые были построены четырьмя немецкими верфями в период с 1913 по 1915 год.

Три из них: "Rappenfels" постройки Bremer Vulkan, "Wachtfels" и "Solfels" верфи Tecklenborg, были готовы в 1913 году. До начала Первой мировой войны во Фленсбурге был построен "Schneefels", а ещё два: "Frankenfels" и "Greiffenfels" - на верфи AG Weser. Там-же строился "Sonnenfels", который был готов только в 1915 г. и не эксплуатировался. Три из шести сданных заказчику кораблей были потеряны сразу после начала войны: "Frankenfels" был конфискован британскими властями в Калькутте, идущий в Коломбо "Rappenfels" был задержан британским шлюпом "Espiegle", "Schneefels", идущий из Калькутты в Нью-Йорк, был захвачен британским миноносцем в Гибралтарском проливе. "Wachtfels", "Solfels" и "Greiffenfels" на момент начала войны находились в Германии. Два из них всю войну оставались под гражданским флагом.

Новый "Wolf" был вооружён почти аналогично старому: он получил пять 15-см пушек, ранее снятых со старого линкора "Zahringen". Четыре из них уже традиционно были установлены в замаскированных позициях в носовой части, пятая - открыто на юте, как это было принято на британских пароходах. Два 50-см торпедных аппарата стояли перед мостиком. Оборудование включало в себя съёмную поддельную трубу и мачты изменяемой высоты, откидные щиты для маскировки оружия, запас краски для изменения внешнего вида, и большой запас угля в трюмах, обеспечивающий дальность действия без бункеровки более 32 000 миль (при крейсерской скорости 8 узлов и суточном потреблении в 35 тонн угля).

"Wolf" вступил в строй 16 мая 1916 года и начал испытания, но последующие события, включая Ютландскую битву 31 мая - 1 июня, изменили планы адмиралов и рейд был отложен. Летом 1916 года судно было переведено на Балтику и служило там под именем "Jupiter" в качестве вспомогательного судна, используясь для буксирных испытаний подводных лодок.

Осенью корабль решили вновь подготовить к рейду и вернули ему имя "Wolf". В этот раз количество пушек было увеличено до семи, торпедных аппаратов - до четырёх, и на борт был погружен гидроплан Friedrichshafen FF-33E с бортовым номером 841, получивший неофициальное имя "Wölfchen" (волчёнок). Поскольку операция должна проводиться в строжайшей тайне, невозможно было просто поднять самолет на корабль в гавани, поэтому 21 ноября в 10 часов утра «Wölfсhen» был взят на борт в открытом море, разобран и помещен под парус на палубе, после чего вечером "Wolf" вернулся в Киль.

В числе прочего оборудования установили мощный прожектор на подъёмной площадке, для питания которого оборудование дополнила динамо-машина Otto-Dyn, мощную радиостанцию и систему управления огнём, аналогичную установленной на малых крейсерах. В угольных бункерах и трюмах соорудили устройства для тушения возгораний. Кроме того, штаб вернулся к идее минных постановок, для чего на судне были оборудованы две наклонные платформы. Запас мин составил 465 штук. Также в трюме хранились три 52-мм пушки с запасом снарядов для вооружения при необходимости других кораблей в море.

К концу 1916 года была готова к отправке в рейд партия из трёх вспомогательных крейсеров. Первым 22 ноября вышел "Möwe" (для него это был уже второй поход). "Wolf" последовал за ним 30 ноября, а 21 декабря к ним присоединился "Seeadler". Вся эта "волна" рейдеров оказалась успешной и результативной, но также и последней, потому, что вскоре стратегия командования сменилась на неограниченную подводную войну.

РЕЙД

30 ноября 1916 года в 11.00 часов в густом тумане перевоплощенный "Wolf" с командой из 348 человек тайно покинул Киль в сопровождении подводной лодки U-66. В море экипаж сразу же начал перекрашивать свой белый корабль. Надстройки стали коричневыми, а корпус был окрашен в черный цвет. Для крупных частей бортового самолета на палубе была построена деревянная будка. Небольшие части уложили в трюме между минами.

Не будучи обнаруженным, крейсер прошёл вдоль норвежского побережья, обошёл вокруг Исландии и в середине декабря через Датский пролив вышел в Северную Атлантику, а затем направился на юг. Его командир, корветтен-капитан Карл Август Нергер (Karl August Nerger), получил приказ идти в Индийский океан, по возможности избегая встреч, выставить там минные поля у ряда крупных британских колониальных портов, а затем вести там борьбу с судоходством. Поэтому "Wolf" сперва шёл, как безвредный гражданский пароход и при встрече с другими грузовыми судами никак себя не проявлял. Это вызвало ропот экипажа, который не знал деталей приказа и считал своего командира слишком трусливым, чтобы действовать. Вахтенные использовали всевозможные уловки, чтобы форсировать действия - например, путем позднего сообщения об обнаруженных грузовых судах, чтобы поставить командира, так сказать, перед свершённым фактом. Нергеру пришлось выступить перед экипажем с разъяснениями, что-бы успокоить ситуацию на борту.

В течение следующего месяца "Wolf" шёл на юг через центральную Атлантику к мысу Доброй Надежды, где вечером 16 января 1917 года выставил пять минных полей (25 мин) у Кейптауна, на которых впоследствии подорвались одно испанское и три британских судна (21 358 брт). Два дня спустя рейдер выставил три минных поля (29 мин) на главных морских путях к востоку от мыса, а затем направился на восток, через Индийский океан к побережью Южной Азии.

15-20 февраля Нергер выставил девять минных полей (74 мины) на морских путях у Коломбо и шесть (110 мин) у Бомбея; предположительно на этих минах погибло одно японское и пять британских судов общим водоизмещением 36 711 тонн. После этого рейдер пошёл на юг для охоты на торговых путях противника. Пришло время для использования самолёта, но из-за влажного воздуха его крылья сильно повело, к тому-же они были повреждены при выгрузке мин из трюма. После необходимого ремонта 27 февраля 1917 года в 2:30 "Wölfchen" был наконец спущен бортовым краном на воду для первого полёта.

В этот день "Wolf" остановил свою первую жертву - английский пароход "Turritella", и задача самолёта состояла в том, чтобы убедиться, что это не вспомогательный крейсер. Уже на следующий день "Wölfchen" смог обнаружить два судна на расстоянии около 60 морских миль. Однако, поскольку они шли быстрее, чем "Wolf", эти суда были недоступны для рейдера. Капитан Нергер не позволил пилотам остановить корабли, потому что не хотел рисковать самолетом.

"Turritella", бывший немецкий "Gutenfels", получил с рейдера одну 52-мм пушку, 200 снарядов к ней и 25 мин и новое имя "Iltis", под которым отправился в самостоятельный рейд в качестве вспомогательного крейсера под командованием капитан-лейтенанта Ивана Брандеса (Iwan Brandes). Его рейд оказался коротким, импровизированный рейдер пал жертвой британского военного корабля вскоре после установки мин в Аденском заливе.

Затем Нергер направился далее на юг, в сторону Австралии. На этом маршруте рейдер задержал три приза: 1 марта - 4152 тонное британское грузовое судно "Jumna", 11 марта - 3509-тонный британский грузовой корабль "Wordsworth", 31 марта - 1169-тонный британский барк "Dee".

Самолёт при этом использовали не всегда, обычно он был спрятан, чтобы не выдать характер рейдера. Следующий раз он понадобился 3 марта, когда появившийся утром пароход скрылся из виду обладая большей скоростью. Задача самолёта заключалась в том, чтобы не дать пароходу уйти, если это необходимо, с помощью бомб, но вылет оказался безрезультатным. В следующие недели "Wölfchen" совершил 11 разведывательных полетов, но все также без особых результатов - море в этой области было пустым. Затем поступил приказ разобрать самолет, уложить его в средней палубе и провести необходимый ремонт.

В течение следующих нескольких недель "Wolf" шёл курсом на юго-восток, обогнул с юга Австралию и в начале апреля был к югу от Новой Зеландии. 25 апреля "Wölfchen" начал разведывательные полеты, однако из-за плохой погоды и штормов, вскоре самолёт был возвращен под палубу. Рейдер направился к удаленному, тогда еще необитаемому острову Рауль, расположенному в архипелаге Кермадек почти в 700 милях к северо-востоку от Новой Зеландии, где с 22 мая в течение месяца стоял на якоре, проводя техническое обслуживание и ремонт, которого требовали машины и котлы после шести месяцев безостановочной работы.

Пока корабль стоял с разобранными машинами, на горизонте иногда появлялись суда, и капитан Нергер приказал самолёту совершать разведывательные полеты вокруг острова, чтобы предупредить о приближении любых вражеских судов. Усилия были вознаграждены 2 июня, когда "Wölfchen" обнаружил одно из них и сбросил пакет с приказом остановиться и, для надёжности, одну бомбу перед носом, затем снял капитана и доставил его на "Wolf". Это был новозеландский пароход "Wairuna" с грузом в 1100 тонн угля, 42 живых барана и 20 центнеров свежего мяса в холодильнике, а также смолы и сырья для производства кокосового масла.

Во время испытания работы котлов 3 июня из дымовой трубы "Wolf" выбросило горящие угли, которые посыпались на самолёт. Обшивка была прожжена во многих местах, но благодаря тому, что было раннее утро, и самолет был покрыт росой, он не сгорел полностью. Было насчитано в общей сложности 160 больших и малых отверстий.

"Wölfchen" был быстро приведён в порядок и, когда была обнаружена четырехмачтовая шхуна, снова вылетел и сбросил пакеты с приказом остановиться, однако из-за сильного ветра все 6 пакетов упали в воду. В конечном счете, шхуну заставили остановиться сброшенной перед носом бомбой. Это оказался американец "Winslow", капитана которого можно было только убедить изменить курс. Позже самолёт снова взлетел и проверил, сохранил ли "Winslow" указанное ему направление курса.

После выгрузки полезного груза "Wairuna" и "Winslow" были затоплены. Пленные на борту были допущены на берег под наблюдением. Двум заключенным незадолго до отплытия удалось сбежать с корабля, и, по крайней мере, один смог добраться до острова. Однако поиски, проведенные ВМС Новой Зеландии после войны, оказались безуспешными.

По окончании ремонта и погрузки с "Wairuna" 22 июня Нергер покинул остров Рауль и приступил к постановке 13 минных полей (90 мин) на морских путях у Новой Зеландии и Австралии (на этих минах погибло три британских судна, суммарно 17 793 тонны).

5 июля "Wolf" повернул на север в направлении Фиджи, затем повернул на запад, пройдя через Соломоновы острова. 9 июля рейдер задержал - 507-тонный американский барк "Beluga", а 14 июля - 651-тонную американскую шхуну "Encore". 10 июля самолёт выполнил очередные разведывательные полеты, но при посадке после 4-го вылета сломались стойки между поплавками, "Wölfchen" был сильно повреждён и чуть не утонул, но его смогли вытащить на палубу. Ремонт длился 14 дней, и после 27 июля было проведено еще 12 полетов в Южном море и над сушей в Новой Гвинее в поисках поселений. "Wolf" тем временем ходил вместе с - 1618-тонным британским пароходом-угольщиком "Matunga", в захвате которого у побережья Новой Гвинеи 6 августа самолёт также принял участие.

14 августа "Wolf" бросил якорь у острова Вайгеу в Голландской Ост-Индии для очередного ремонта и пополнения запасов, уголь с захваченного корабля был вручную перегружен на рейдер, после чего 26 августа пароход отвели в море и затопили подрывными зарядами, а Нергер продолжил путь на восток через голландскую Ост-Индию. Вечером 4-5 сентября рейдер установил десять минных полей (110 мин) у северо-восточных подходов к Сингапуру из пролива Каремата. Затем корабль пошёл на юго-восток, обогнул восточное побережье Явы и 11 сентября взял курс на запад через Индийский океан.

В течение 30 дней, пока самолет оставался готовым на палубе, солнце и тропический дождь испортили обшивку, и её пришлось менять. Когда 26 сентября к югу от Цейлона работы были завершены, немедленно пришел приказ осмотреть грузовой корабль. Это был японский "Hitachi Maru" под командованием капитана Сейдзу Томинага, который проигнорировал сброшенные приказы и затем - бомбы перед носом и предупредительные выстрелы с рейдера. Томинага намеревался использовать свою кормовую пушку и уйти, пользуясь превосходством в скорости. По японскому пароходу было выпущено четыре залпа и после попадания в мостик он остановился. 16 человек погибли от снарядов, еще двое утонули, спрыгнув в панике за борт. Затем корабли направились к атоллу в Индийском океане для перегрузки угля и груза. За шесть дней стоянки каждый день утром и вечером "Wölfchen" вылетал на разведку, после чего, оставив на пароходе призовую команду, "Wolf" покинул атолл. Бесследное исчезновение парохода привело к крупномасштабному поиску ВМС Японии, но радист на "Wolf" перехватывал переговоры между японскими крейсерами.

После безрезультатных поисков в Индийском океане, в ходе которых самолёт выполнил ещё три разведывательных полета, но никакой добычи не обнаружил, 6 ноября "Hitachi Maru" был затоплен в океане у архипелага Каргадос-Карахос (Маврикий), а рейдер направился в Атлантику. 4 декабря он был у мыса Доброй Надежды. За это время он задержал ещё два приза: 10 ноября - 4648-тонный испанский угольщик "Igotz Mendi" (с контрабандным грузом, оставлен с призовой командой, как вспомогательный угольщик); 30 ноября - 1296-тонный американский барк "John H Kirby".

В Атлантике рейдер 15 декабря потопил 2192-тонный французский барк "Marechal Davout" и 18 декабря прибыл к острову Тринидади. Оттуда корабль направился на юг, для охоты в бразильских водах, но целей не обнаружил и 30 декабря Нергер решил, что пора возвращаться в Германию, так, как корабль получал повреждения во время многочисленных перегрузок угля в море, к тому-же на борту было очень большое количество заключенных: Нергер не отпускал пленных, чтобы как можно дольше скрывать от врага информацию.

После довольно сложной погрузки угля в открытом море 31 декабря "Wolf" направился на север в сопровождении "Igotz Mendi", который использовался также для размещения части пленных. Корабли шли одним курсом порознь, периодически встречаясь. 4 января Нергер потопил свою последнюю жертву: 2050-тонный норвежский барк "Storebror" (нейтральный, но затоплен, поскольку Нергер боялся, что тот сообщит о встрече), а 8-11 января была произведена последняя перегрузка угля в море, в ходе которой корабли неоднократно сталкивались и довольно сильно помяли борта.

5-6 февраля корабли встретились в последний раз, а 7 февраля уже порознь вошли в Датский пролив, но из-за пакового льда были вынуждены направиться к югу от Исландии к Фарерским островам. 7 или 8 февраля совершил самоубийство Томинага, капитан "Hitachi Maru", ночью незаметно прыгнув за борт в Северной Атлантике. В прощальном письме, найденном в его каюте, он оправдал свой поступок, сказав, что причинил несчастье своим пассажирам, экипажу и их семьям, а также потерял корабль.

Два корабля проплыли незамеченными вокруг Британских островов и вдоль норвежского побережья, благополучно дойдя до Каттегата, но 24 февраля "Igotz Mendi" сел на мель у датского побережья, призовая команда и пленники были интернированы в Дании. Незадолго до прибытия "Wölfchen" поднялся в воздух, чтобы самостоятельно добраться до своей базы, а "Wolf" в тот же день торжественно прибыл в Киль, имея в трюмах значительное количество трофейной резины, меди, цинка, латуни, шелка, копры и какао. Результатом рейда стали 26 или 27 уничтоженных и захваченных торговых судов, что составило в общей сложности около 110 тыс. тонн.

                           
результаты рейда (развернуть)
дата тип имя тоннаж владелец груз примечания фото
подорвались на минах, выставленных у Кейптауна
26.01.1917 грузовой пароход Matheran 7654 Brocklebank T. & J. Ltd., Ливерпуль, Британия ??? подорвался и затонул в 9 милях к W от о. Дассен, Южная Африка, погиб 1 чел.
6.02.1917 войсковой транспорт Tyndareus 11347 ВМФ, Британия 1000 военнослужащих подорвался в 10 милях от Игольного мыса, Южная Африка, тяжело повреждён, но остался на плаву
12.02.1917 грузовой пароход Cilicia 3750 International Line Steamship Co., Уитби, Британия уголь подорвался и затонул в 5 милях к S от о. Дассен, Южная Африка
26.05.1917 грузо-пассажирский пароход Carlos de Eizaguirre 4350 Lopez Antonio, Барселона, Испания пассажиры подорвался и затонул у о. Руббен, Южная Африка, 126 погибших
10.08.1917 грузо-пассажирский пароход City of Athens 5604 Ellerman City Line Ltd., Глазго, Британия ??? подорвался и затонул в 18 милях N от Грин Пойнт, между о. Дассен и Столовой бухтой, Южная Африка, 19 погибших
подорвались на минах, выставленных у Коломбо
17.02.1917 грузо-пассажирский пароход Worcestershire 7175 Bibby Line Ltd., Ливерпуль, Британия ??? подорвался и затонул в 10 милях к SW от Коломбо, погибли не менее 2 чел.
21.02.1917 грузовой пароход Perseus 6728 Blue Funnel Line, Ливерпуль, Британия генеральный груз подорвался и затонул в 11 милях к W от Коломбо
подорвались на минах, выставленных у Бомбея
16.06.1917 грузовой пароход Unkai Maru No. 7 2143 Nakamura & Co., Осака, Япония рис подорвался в 45 милях к SW от Бомбея, часто указан, как погибший, но фактически остался на плаву
24.06.1917 грузо-пассажирский пароход Mongolia 9505 Peninsular & Oriental Steam Navigation Co. (P&O), Лондон, Британия пассажиры и генеральный груз подорвался и затонул в 50 милях к SW от Бомбея, Бразилия, 20 убитых
7.07.1917 грузовой пароход Croxteth Hall 5872 Ellerman Hall Line Ltd., Ливерпуль, Британия ??? подорвался в 25 милях к W от Бомбея и 11.07. затонул при буксировке, 9 убитых
29.07.1917 грузовой пароход Okhla 5288 British India Steam Navigation Co Ltd, Лондон, Британия уголь и генеральный груз подорвался и затонул в 30 милях к W от Бомбея, 9 убитых
подорвались на минах, выставленных у Австралии и Новой Зеландии
5.07.1917 грузовой пароход Cumberland 9471 Federal Steam Navigation Co. Ltd., Лондон, Британия ??? подорвался и выбросился на берег у острова Габо, Австралия, 11 августа снят, но затонул при буксировке.
18.09.1917 грузовой пароход Port Kembla 4700 Port Line Ltd., Лондон, Британия генеральный груз подорвался и затонул м. Фэйруэлл в пр-ве Кука, Новая Зеландия
26.06.1918 грузовой пароход Wimmera 3622 Huddart, Parker & Co., Мельбурн, Австралия ??? подорвался в 24 милях от Хуперс-Пойнт, м. Фэйруэлл, Новая Зеландия, 26 убитых.
захвачены в ходе рейда
27.01.1917 грузовой пароход Turritella 5528 Anglo-Saxon Petroleum Company Ltd., Британия ??? переоборудован во вспомогательный крейсер "Iltis"
1.03.1917 грузовой пароход Jumna 4152 Mercantile Steamship Co. Ltd., Лондон, Британия ??? 4 марта затоплен в Индийском океане
11.03.1917 грузовой пароход Wordsworth 3509 Shakespear Shipping Co. Ltd., Лондон, Британия рис потоплен подрывными зарядами в Индийском океане
30.03.1917 грузовой барк Dee 1169 Peter MacFarlane, Глазго, Британия ??? потоплен в 400 милях к SW от м. Луин, Австралия
2.06.1917 грузовой пароход Wairuna 3947 Union Steamship Co., Новая Зеландия 1200 т. угля 17 июня затоплен у о. Воскресенья, Новая Зеландия
16.06.1917 грузовая шхуна Winslow 567 Billings G. E., Сан-Франциско, США ??? 22 июня потоплен подрывными зарядами (4) и артиллерией (39 выстрелов) у о. Воскресенья, Новая Зеландия
9.07.1917 грузовой барк Beluga 507 США ящики с китовым маслом 11 июля потоплен артиллерией.
14.07.1917 грузовой барк Encore 651 США орегонская сосна сожжён к O от Новой Каледонии.
6.08.1917 грузовой пароход Matunga 1618 Burns, Philp & Co. Ltd., Сидней, Австралия уголь, динамит, керосин, продукты питания, спиртные напитки 26 августа затоплен подрывными зарядами в 300 милях к E от о. Риче
26.09.1917 грузовой пароход Hitachi Maru 6557 Nippon Yusen Kaisha, Токио, Япония шелк, медь и провизия захвачен после боя, 6 ноября затоплен у архипелага Каргадос-Карахос
10.11.1917 грузовой пароход Igotz Mendi 4648 Sota y Aznar, Бильбао, Испания уголь оставлен в качестве угольного снабженца
30.11.1917 грузовой барк John H Kirby 1296 Gaston, Williams & Wigmore Ss Co., Нью-Йорк, США генеральный груз, 270 автомобилей Ford потоплен артиллерией в 320 милях к SE от Порт-Элизабет в южной Атлантике
15.12.1917 грузовой барк Marechal Davout 2192 Société Générale d' Armement, Нант, Франция уголь потоплен подрывными зарядами в южной Атлантике
4.01.1918 грузовой барк Storebror 2050 Stray S. O., Кристианзанд, Норвегия в балласте потоплен в южной Атлантике

 

Согласно Hildebrand, жертвами "Wolf" стали в общей сложности 27 торговых судов, 13 из которых погибли на минах. Согласно британской информации, ещё 5 были повреждены. Как бы то ни было, рейд был чрезвычайно успешным. За 451 дня рейдер прошёл расстояние, которое в 2,5 раза превышает окружность земли, и вернулся в свой родной порт Киль с 467 военнопленными на борту. Корабль совершил самый длинный в Первой мировой войне боевой поход без посторонней поддержки. После возвращения капитан Нергер был награжден орденом Pour le Mérite и был назначен командиром сторожевой службы Северного моря. Весь экипаж получил Железные Кресты.

На борту "Wolf" в качестве старшего кочегара служил будущий писатель Теодор Пливье. Свои переживания на борту рейдера он изложил в автобиографическом романе "Des Kaiser Kulis. Roman der deutschen Hochseeflotte", изданный в 1929 году издательством Малик в Берлине. Воспоминания Августа Нергера "SMS Wolf" были опубликованы ещё во время войны в 1918 году издательством Berlin Scherl. Артиллерийский офицер, капитан-лейтенант Фриц Витшецский (Fritz Witschetzky) опубликовал свои воспоминания путешествия в 1920 году в работе "Das schwarze Schiff", снабжённой его собственными иллюстрациями и фотографиями. Один из пленников Рой Александр (Roy Alexander) в 1939 году опубликовал свои воспоминания под названием "The Cruise of the Raider Wolf". Другой пленник, др. Трейерс (F. G. Trayes) поделился воспоминаниями в "Five Months on a German Raider – Being the Adventures of an Englishman Captured by the Wolf". В команду корабля входил также помощник боцмана Якоб Кинау, брат Горха Фока и Рудольфа Кинау. Он опубликовал свои воспоминания в 1934 году под названием "Adjutant des Todes". Судовой журнал "Wolf" был опубликован издательством Quickborn в Гамбурге.

До конца войны оставался в Балтийском море, официально всё так-же в качестве вспомогательного крейсера, но вероятнее всего никак не использовался - его берегли, как инструмент пропаганды.

               

По окончании войны "Wolf" был возвращён компании DDG "Hansa" под прежним именем "Wachtfels", однако уже 5 апреля 1919 года в Бресте был передан Франции в счёт репараций, а в 1921 году продан компании Cie. Messageries Maritimes и переименован в "Antinous". На корабле были добавлены места для 70 пассажиров 1-го класса и 50 пассажиров 2-го класса, а грузовой отсек был приспособлен для перевозки войск. 7 августа 1923 года пароход вышел свой первый рейс через Французские Антильские острова, Панамский канал и Таити в Нумеа. Далее он ходил в Новую Зеландию и Австралию, перевозя также грузы. 24 декабря 1930 года судно было выведено из эксплуатации в Дюнкерке и 24 июля 1931 года продано в Италию для разборки на металл.

   

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

   
                             
                   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Karl August Nerger: S.M.S. Wolf. Berlin 1918
3 Hilfskreuzer ‚Wolf‘. In: Kapitän zur See a. D. Hugo von Waldeyer-Hartz: Der Kreuzerkrieg 1914–1918. Das Kreuzergeschwader. Emden, Königsberg, Karlsruhe. Die Hilfskreuzer. Oldenburg i. O. 1931
4 Fritz Witschetzky: Das schwarze Schiff. Stuttgart/ Berlin/ Leipzig 1920
5 Theodor Plievier: Des Kaisers Kulis. Roman der deutschen Hochseeflotte. Berlin 1930
6 Paul Schmalenbach: Die deutschen Hilfskreuzer 1895–1945. Oldenburg/ Hamburg 1977
7 Jakob Kinau: Adjutant des Todes. Wolfs-Tagebuch. Hamburg 1934
8 Ernst Szielasko: 15 Monate Prisenoffizier an Bord SMS ‚Wolf‘. Deutscher Lernmittelverlag, Berlin 1918
9 Matthäus Stein/Paul Fabeck: Wölfchen – Im Flugzeug über drei Weltmeeren. August Scherl Verlag, Berlin 1918
10 Fritz Leimbach: 64 000 Seemeilen Kaperfahrt. Erlebnisse eines Matrosen auf dem Hilfskreuzer ‚Wolf‘, Berlin (West-Ost-Verlag) 1937
11 S. M. Hilfskreuzer ‚Wolf‘. In: Eberhard von Mantey: Der Kreuzerkrieg in den ausländischen Gewässern. 3. Bd.: Die deutschen Hilfskreuzer. E. S. Mittler & Sohn, Berlin 1937
12 John Walter: Piraten des Kaisers – Deutsche Handelsstörer 1914-1918. Stuttgart: Motorbuch Verlag, 1996
на английском
13 Halpern, Paul. A Naval History of World War I. 1994
14 Richard Guilliatt, Peter Hohnen: The Wolf. How one German raider terrorized the Allies in the most epic voyage of WWI. Free Press, New York 2010
15 Edwin P. Hoyt: Raider Wolf, The Voyage of Captain Nerger, 1916–1918. New York 1974
16 Roy Alexander: The Cruise of the Raider Wolf. Yale University Press, 1939
17 A. Donaldson: The Amazing Cruise of the German Raider ‚Wolf‘. New Century Press, Sydney 1941
18 F. G. Trayes: Five Months on a German Raider – Being the Adventures of an Englishman Captured by the ‚Wolf‘. Headley Brothers, London 1919
19 John Stanley Cameron: Ten Months in a German Raider. George H. Doran Company, New York 1918
20 Alfred Clarke: To Kiel in the German Raider Wolf – and After. The Times of Ceylon Company, Colombo 1920
21 David Woodward: The Secret Raiders. New English Library, London 1975
22 Noppen, Ryan. German commerce raiders 1914-18. Osprey - New Wanguard 228, 2015.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 05.03.2023

 




 

 
Торговый флаг Германской империи 1913, 1918-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1915-1918
Торговый флаг Франции, 1919-1931
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Модель "Wolf".
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Wolf
Картонная модель "Wolf" (Hagen von Tronje).
Antinous
"Antinous"
Antinous
"Antinous"
Antinous
"Antinous"
Wachtfels
"Wachtfels" под французским флагом, 1919-1921 гг.
Wolf
Адмирал Бахман и экипаж "Wolf" приветствуют кайзера, 6 марта 1918 г.
Wolf
Капитан Нергер с орденом Pour le Mérite, 6 марта 1918 г.
Wolf
Постановочный снимок тренировки орудийного расчёта на рейдере "Wolf", февраль-март 1918 г.
Wolf
Постановочный снимок тренировки орудийного расчёта на рейдере "Wolf", февраль-март 1918 г.
Wolf
Моряки "Wolf".
Wolf
Экипаж "Wolf", 6 марта 1918 г.
Wolf
Командир рейдера "Wolf" по возвращении из рейда.
Wolf
Военнопленные и команда на рейдере "Wolf" в Киле.
Wolf
Адмирал Шеер поздравляет командира рейдера "Wolf" и команду после рейда.
Wolf
"Wolf" в Киле после рейда.
Wolf
"Wolf" и "Möwe" в Киле.
Wolf
"Wolf" в Киле после рейда.
Wolf
Прибытие "Wolf" в Киль после рейда (рисунок).
Wolf
Маршрут рейда "Wolf".
Wolf
Похороны 2-го помощника с "Beluga" на "Wolf".
Marechal Davout
Потопление "Marechal Davout".
Wolf
Речь командира с мостика "Wolf".
Wolf
Матросы на "Wolf".
Wolf
Торпедный аппарат на "Wolf" (парадное фото после возвращения из рейда).
Wolf
Торпедный аппарат на "Wolf".
Wolf
Самолёт на "Wolf".
John H Kirby
Потопление "John H. Kirby".
Hitachi Maru
Потопление "Hitachi Maru".
Igotz Mendi
"Igotz Mendi"
Jumna
"Jumna"
Winslow
Потопление "Winslow".
Wolf
Бой "Hitachi Maru" и "Wolf" (рисунок).
Wolf
15-см пушка на "Wolf".
Wolf
15-см пушка на "Wolf".
Wolf
15-см пушка на "Wolf".
Storebror
"Storebror"
Wolf
Кормовая пушка "Wolf".
Wolf
Торпедный аппарат на "Wolf".
Wolf
Торпедный аппарат на "Wolf".
Marechal Davout
"Marechal Davout"
Wolf
Замаскированная кормовая пушка "Wolf".
Wolf
Пушка и торпедный аппарат на кормовой палубе "Wolf".
Wolf
Торпедный аппарат на "Wolf".
Wolf
Торпедный аппарат на "Wolf".
John H Kirby
"John H Kirby" перед потоплением, снято с "Wolf".
Hitachi Maru
"Hitachi Maru"
Wolf
Самолёт на борту.
Wolf
Трофейная пушка, снятая с "Hitachi Maru".
Wolf
На юте "Wolf".
Wolf
Церемония пересечения экватора на "Wolf".
Wolf
Судовой оркестр на "Wolf".
Wolf
Снаряды на палубе "Wolf".
Wolf
Постановка мины с "Wolf".
Wolf
Схема минного заграждения у северной оконечности Новой Зеландии.
Matunga
"Matunga"
Beluga
"Beluga" перед потоплением, снято с "Wolf".
Winslow
"Winslow"
Wairuna
"Wairuna"
Wolf
Церемония пересечения экватора на "Wolf".
Dee
"Dee" перед потоплением, снято с "Wolf".
Wordsworth
"Wordsworth" перед потоплением, снято с "Wolf".
Turritella
Однотипный "Stolzenfels".
Port Kembla
"Port Kembla"
Wolf
"Wölfchen" (фото сделано уже по возвращении).
Wairuna
Пленная "Wairuna", снято с "Wolf".
Jumna
Потопление "Jumna", 1 марта 1917 г.
Wolf
"Wolf" и "Wölfсhen".
Wolf
"Wolf"
Turritella
"Turritella" у борта "Wolf".
Cumberland
Выбросившийся на берег "Cumberland".
Wolf
Схема заграждения у Бомбея.
Wimmera
"Wimmera"
Wolf
"Wolf", рисунок.
Okhla
"Okhla"
Mongolia
"Mongolia"
Tyndareus
"Tyndareus"
Perseus
Однотипный "Neleus".
Wolf
"Wolf"
Worcestershire
"Worcestershire"
City of Athens
"City of Athens"
Carlos de Eizaguirre
"Carlos de Eizaguirre"
Cilicia
"Cilicia"
Matheran
"Matheran"
Wolf
Карл Август Нергер
Wolf
"Wolf".
Wolf
"Wolf"
Wolf
"Wolf" 17 ноября 1916 г.
Wolf
"Wolf"
Wolf
"Wolf"
Wolf
"Wolf"
Следующая страница - германский вспомогательный крейсер "Seeadler"
Предыдущая страница - германский вспомогательный крейсер "Greif"