входоглавлениекрейсера → минный заградитель "Albatross"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Минный заградитель, с 1914 - крейсер
(Minendampfer / Minenkreuzer)

 Albatross 


Германия, 1908 г. 1 ед. (проект 1905 г.)

 

*
Albatross
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Albatross <A.G.Weser> Бремен, стр. № 162, "Minendampfer B" 24.05.1907 учебный корабль при минной школе, в 1910-1911 модернизирован на <Kaiserl. Werft> в Киле, 2.07.1915 повреждён артиллерией российских крейсеров и выбросился на берег о. Готланд, снят и отбуксирован в Фарёзунд (Швеция), 1.10.1915 оф. интернирован в Оскарсхамне, 01.1919 возвращён в Киль, где 23.01.1919 поставлен на прикол, 21.03.1921 списан и сдан на слом в Гамбург за 900 тыс. М.
23.10.1907
19.05.1908
ТТХ
Водоизмещение нормальное 2208 т
полное 2506 т
регистровое 1780 брт., 981 нрт.
Размерения длина ВЛ 96,6 м
полная 100,9 м
ширина корпус 11,5 м
осадка носом 4,40 м
кормой 4,57 м
1 см осадки = 6,92 т. водоизмещения
высота борта на миделе 7,43 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных гребных винта Ø 3,2 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
2 КО 4 ВМ ПК (8 топок, 15 атм, 1525 м²)
проектная мощность 6600 л.с., 160 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 20 уз.
на испытаниях 20,2 уз. при 5963 л.с., 169 об/мин.
запас топлива 200/526 т. угля
дальность плавания на 9 уз. 3680 миль
Экипаж штат 208 чел. (11 офицеров, 197 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 9 отсеков, двойное дно на 60%.
электроснабжение 2 турбо-генератора, 90 кВт, 110 В.
управление 1 полубалансирный руль
плавсредства 2 больших паровых/моторных катера, 1 баркас, 1 вельбот, 2 катера, 1 ял.
кренящий момент 3740 мт
цена 3 млн. 14 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
8 - 88 мм/35 [2000 снарядов], 9100 м
288 мин
2 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА

до войны / во время войны / бой у Готланда / интернирование

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

К началу века минное оружие в германском флоте рассматривалось исключительно, как оборонительное. Для защиты гаваней было достаточно небольших тихоходных плавсредств, но с появлением концепции активных минных постановок у берегов противника, потребовались быстроходные корабли специальной постройки с достаточным оборонительным вооружением. Первый такой проект (Minendampfer A) был разработан в 1904 г. Второй (Minendampfer B), разработанный в 1905 г., в общем повторял предыдущий проект, но на нём отказались от "маскировки" под гражданское судно, "замаскировав" его под крейсер.

Корабль имел корпус полубачного типа, с таранным носом и прямой штевневой кормой. Полубак и палуба без седловатости, борт прямой. Стальной корпус собирался по продольной системе набора с усиленными продольными связями. Внутренне пространство делилось на водонепроницаемые отсеки. На части корпуса было устроено двойное дно. Корпус корабля бронирования не имел.

В качестве силовой установки применялись 2 паровых машины, каждая из них имела по три цилиндра тройного расширения. Энергию для паровых машин давали 4 водотрубных котла системы Шульца-Торникрофта с трубками малого диаметра. Котлы работали на угле - корабль имел запас 490-520 тонн угля; Дальность плавания экономическим ходом составляла 3680 миль; Силовая установка сообщала кораблю максимальную скорость 20 узлов.

"Albatross" был вооружён восемью 88-мм скорострельными орудиями типа S.K.L/35 на одноорудийных лафетах MPL.C/01. Орудия с длиной ствола с затвором 35 калибров (3080 мм) стреляли осколочно-фугасными снарядами с начальной скоростью 700 м/с. Скорострельность составляла до 20 выстрелов в минуту.

Основным вооружением корабля являлись мины. Корабль нес 288 мин ЕМА (по другим данным - 200). Якорная контактная мина EMA (Einheits-Mine Typ A) образца 1912 года была первой германской гальваноударной (взрывающейся от действия гальванического тока) миной. Сфероцилиндрический корпус мины (диаметр – около 80 см, длина – около 120 см) был сварен из двух полушарий с цилиндрической вставкой между ними. В верхней части располагались 5 гальваноударных колпаков (один – в центре, ещё 4 равномерно распределялись по окружности верхней полусферы). Углубление мины задавалось гидростатом, размещённым в нижней части корпуса. При отделении корпуса от якоря замыкалась цепь от батареи, и мина приходила в боевое положение. Масса заряда составляла 150 килограмм.

Экипаж корабля состоял из 11 офицеров и 197 матросов, всего 208 человек (по другим данным - 201 человек). Корабль обладал приемлимой мореходностью, но был увальчивым и имел заметный снос. Маневрировал и поворачивал хорошо.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Изменения

В ходе модернизации в 1910-1911 гг. устройства сброса мин были перенесены с минной палубы на верхнюю.

 

 

 

постройка S.M.S. Albatross
и служба до войны

 

Киль "минного парохода B", был заложен на верфи "A.G.Weser" в Бремене 24 мая 1907 года, корпус был сапущен на воду 23 октября 1907 г. В этот день корабль получил имя "Albatross" в честь колониальной канонерки "Albatross" (на службе 1871-1899). После достройки, 19 мая 1908 года корабль был передан комиссии для морских испытаний, которые продлились до 25 июля.

Остаток года корабль провёл в заградительном соединении, заменяя ушедший на капитальный ремонт минный заградитель "Pelikan". "Albatross" принял участие в манёврах флота в августе и сентябре 1908 года. С 26 октября он использовался для учебных целей и базировался в Куксхафене. Следующий год прошёл аналогичным образом, с участием в осенних манёврах флота 1909 года.

В 1910 "Albatross" отправился в док на Императорскую верфь в Киле для модернизации, которая состояла в переносе устройства сброса мин на верхнюю палубу. Работы были завершены продолжались до 1911 года.

После возвращения на службу, "Albatross" возобновил службу при минной школе. В 1911 он повредил корпус в столкновении с буксиром "Wartburg" компании "DDG Hansa" и три недели провёл в ремонте. Со второй половины августа до конца сентября "Albatross" проходил обучение на Балтике. 1912, 1913, и первая половина 1914 прошли для корабля без особых событий, в рутинной службе.

 

служба во время войны

 

После начала Первой мировой войны в июле 1914 года "Albatross" был классифицирован, как крейсер береговой обороны. В конце августа "Albatross" и "Nautilus" были отправлены на минирование устий британских рек Хамбер и Тайн. Два минных заградителя работали независимо и каждый из них сопровождался легким крейсером и полуфлотилией миноносцев. Группа "Albatross", которая включала крейсер "Stuttgart", вышла из Гельголанда рано утром 25 августа. После прибытия "Albatross" выставил двухсот мин у устья реки Тайн. На обратном пути немецкие корабли к северу от Доггер-банки потопили три британских рыболовных (патрульных) судна.

9-10 сентября "Albatross", "Nautilus" и вспомогательный минный заградитель "Kaiser" поставили защитное минное поле к западу от Гельголанда в Германской бухте.

21-26 июня 1915 корабли выставили около 550 мин в северной части Балтийского моря.

 

бой у Готланда

 

1 июля "Albatross" вышел для постановки минного заграждения у маяка Бокшер. Его сопровождали: броненосный крейсер "Roon", лёгкие крейсера "Augsburg" (флагман) и "Lübeck" и 7 эсминцев под командованием коммодора Карфа.

В этот же день русcкие крейсера «Адмирал Макаров» (флагман), «Баян», «Богатырь», «Олег», «Рюрик», эсминец «Новик», а также 8 других эсминцев под командованием контр-адмирала М. К. Бахирева вышли в море для обстрела Мемеля. «Рюрик» и «Новик» в густом тумане оторвались и в дальнейшем шли самостоятельно.

Поставив 160 мин, Карф донёс по радио о выполнении задачи и повёл корабли в базы. Эта радиограмма была перехвачена русской службой связи, раскодирована, и местонахождение германских кораблей передано Бахиреву. Последний, отменив обстрел Мемеля, повёл бригаду русских крейсеров на перехват германских кораблей. Штаб флота, следивший за радиообменом кораблей противника, корректировал курсы русских крейсеров.

2 июня в 7:30 (по русскому времени) у о. Готланд русские корабли обнаружили "Augsburg", "Albatross", 3 эсминца и открыли по ним огонь. Карф, оценив обстановку, приказал "Roon" и "Lübeck" вернуться к отряду, "Albatross" укрыться в шведских территориальных водах, а сам на "Augsburg" стал отходить на юг. Русские крейсера «Богатырь» и «Олег» догнали "Albatross" и открыли по нему сосредоточенный огонь. В 9 часов горящий "Albatross" выбросился на берег в шведских территориальных водах (у м. Эстергорн). 28 членов экипажа корабля погибли в этом бою, более 50 были ранены.

"Albatross" в бою.

 

Когда второй по должности в экипаже "Альбатроса", корветтен-капитан Бюлер, осматривал горизонт в бинокль, в 6:15 с кормы по левому борту из тумана показалась тёмная масса и сверкнула вспышка. Импульсивно он крикнул: "Что это за обезьяна стреляет в нас?" и тут же поднял тревогу.

Снаряд упал в нескольких сотнях метров от правого борта "Альбатроса". "Русские" - отметил офицер, глядя в бинокль, "Там еще один!". Вскоре и без бинокля было видно четыре вражеских корабля. "Битва с четырьмя броненосными крейсерами, это плохо", думал Бюлер, и "Аугсбурга" не было видно. Машинный телеграф был повёрнут на максимальную скорость. Инженер Карл Павел и его спутники начали потеть перед котлами. Одетые только в брюки кочегары по степени давления в котлах догадывались, что битва была в полном разгаре, но это была просто мысль, больше пара! Такая мысль также была у Рихарда Вея, который дежурил у электрическоого щита, контролировал показания приборов и управлял рычагами. Распределительный щит распологался прямо в середине корабля.

Немецкие силы в определенные моменты ставили дымовые завесы, так что иногда "Альбатрос" был невидимым. Русские повернули несколько к северу, и "Аугсбург" и миноносцы оказались в не зоны их огня. Ок. 7:35 русских уже не было в поле зрения. "Альбатрос" на полной скорости пошел по направлению к острову.

Тогда до побережья Готланда оставалось ещё 27 морских миль, и до него было полтора часа хода. На борту все надеялись, что котлы выдержат огромную нагрузку. Но настроение упало, когда вновь появились русские, вновь открывшие огонь. Хотя "Альбатрос" пошел зигзагом, избежать попаданий не удалось. Расстояние до русских угрожающе сократилась, и когда старший офицер спустился на палубу, ему сообщили о первом раненом. Снаряд упал в воду рядом с кораблем, и шрапнель засыпала палубу. Минный старшина держался за руку и стонал. Старпом сказал команде, что достаточно скоро они будут в безопасности.

В этот момент "Альбатрос" был настолько близок к русским, что могли быть использованы даже его малые пушки. Задачей немцев теперь было сохранить свое судно на плаву как можно дольше. Русская атака продолжалась более получаса, но попасть в "Альбатрос" им пока не удавалось. Но в конце концов, немцам не удалось избежать русских снарядов. Первый удар пришел в кладовую на корме, где загорелись 50 кг масляной краски. Осколки снаряда пробили палубу, и огонь проник в соседние помещения. Ситуация стала серьезной, когда загорелись некоторые гамаки, но быстрое вмешательство пожарной команды экипажа предотвратило опасность. Русские пушки в это время вели беглый огонь, а экипаж "Альбатроса" был занят борьбой с пожаром. Тем не менее, становилось все труднее ликвидировать источник огня, а затем многие раненые сообщили, что на борту ситуацию воспринимали, как очень критичную. Многие из гидрантов корабля были повреждены или полностью разрушены, и это способствовало дальнейшему распространению огня.

Два следующих снаряда ударили одновременно. Один из них попал в мостик и уничтожил рубку, убив всех, кто там находился. На мостике вахтенный офицер был ранен в с левое бедро. Он стоял, курил и смотрел в визир, когда взрыв бросил его в сторону. Второй снаряд попал в штурманскую рубку, убив флаг-офицера. Страшное зрелище видел матрос Висснер, который только что вошёл в дверь рубки. Сам он был легко ранен осколком в ногу. В подветренном вахтенном посту находился артиллерийский офицер Лёвенберг с доктором Кариллоном. Когда ещё один снаряд попал в фор-марс и там взорвался, артиллерийский офицер был убит осколками, а д-р Кариллон получил осколок снаряда в затылок (умер уже на берегу). Это было очень печально, так как число раненых быстро росло, и, соответственно, потребность во враче.

Ещё одиннадцать человек было ранено, когда 21 см снаряд ударил со стороны левого борта в лазарет и там взорвался. Бойня была ужасна. Все шкафы, стеллажи, кровати, операционный стол, и секунду до этого живые люди, были уничтожены. После насчитали более 250 отверстий в стенах, потолке и полу лазарета. Он загорелся и оттуда доносился отвратительный запах палёного мяса. В то время снаряд снова попал в штурманскую рубку, стены которой были смяты, словно бумага. Весь интерьер был выброшен в коридор, блокировал его и там вспыхнул серьезный пожар. Командир поспешил вниз, чтобы вызвадь людей для тушения огня, но экипаж был полностью занят в других местах, а потеря людей становилась все более ощутимой.

Положение стало очень серьезным, когда 15 см снаряд проделал 35х25-см отверстие в подводной части обшивки. Вода проникла в угольные ямы. Сразу же начались работу по подпорке переборки и запущены насосы. Можно легко представить себе возникшую путаницу. В этот момент было объявлено: "Прямое попадание в кормовую палубу!" 15 см снаряд ударил в надстройку на задней палубе. Находящиеся там масла были хорошей пищей для огня. Когда старпом пришел туда, чтобы помочь с тушением, там уже был человек, который боролся с огнём водой из шланга. Два «пожарника» стояли в нескольких футах друг от друга, когда место внезапно опустело. Старпом увидел, что верхняя часть тела его друга лежала в нескольких метрах, сопло пожарного шланга было отброшено прочь, а сам он был весь забрызган кровью. Все произошло так быстро, что не было времени для объяснений, но с помощью экипажа пришлось стрелять под контролем.

Еще один 15-см снаряд попал в каюты на корме, разворотил интерьер, уничтожил шкафчики экипажа и поджёг гамаки. Двое матросов направились к обьятому пламенем помещению, а старпом побежал позвать ещё людей. Повезло, что была дисциплина, и в конце концов железные двери были закрыты. Корабль встряхнуло, как если бы он сел на мель. Огонь внутри погас, потому что помещение было внезапно затоплено. 21-см снаряд проделал в корме отверстие на уровне ватерлинии, приблизительно 0,5х1,5 метров, и убил обоих матросов, которые были заняты там пожаротушением.

На борту "Альбатроса" уже решили, что конец близок, так как предполагалось, что корабль не в состоянии продержаться больше десяти минут. Вода проникала через вентиляционные отверстия в корме. Но в 7:45 "Альбатрос" вошел в шведские территориальные воды и перестал отвечать на русский огонь. Русские продолжали стрелять. Теперь "Альбатрос" взял курс на островок Остергарнс. Был отдан приказ стать на якорь, но старпом в пылу боя решил, что надо идти курсом на север, и через пять минут, в 8:29 "Альбатрос" приткнулся к берегу.

По всему кораблю звучали свистки, вызывающие всех наверх. Персонал в машинном отделении решил, что это означало конец. Инженер спустил пар, чтобы избежать взрыва котлов. Затем попытался быстро достать какую-нибудь одежду, потому что считалось, что они попадут в русский плен. Поэтому они сильно обрадовались, когда вышли на палубу и увидели землю. "Альбатрос" находился от берега на расстоянии около 200 метров. Русские продолжали стрелять, даже по острову, так что персонал маяка должен был искать убежища в пещере.

"Альбатрос" за время битвы получил двенадцать 21-см, девять 15-см и четыре снаряда меньшего калибра. В девяти местах вспыхивал пожар. Было странно, что такое маленькое судно смогло выдержать так много попаданий. 27 членов экипажа были убиты. Из них были позже 26 были похоронены на местном кладбище. Один человек был сброшен взрывом за борт. Число раненых достигло 51 человека.

 

               

 

интернирование

 

Из погибших, 26 немецких моряков были захоронены в тот же вечер в братской могиле к востоку от церкви Остергарна. Один член экипажа упал за борт и не был найден. Двое из членов экипажа, умершие во время перевозки, были захоронены на кладбище Бьёрке. Выжившие из немецкого экипажа были интернированы в Роме, где вскоре получили относительную свободу передвижения. Осенью 1915 помещения лагеря понадобились сахарному заводу, и экипаж перевели в лагерь Blåhäll в Тофте, который был несколько более изолирован. Но и здесь позже стало свободней и немцы получили разрешение оставаться на ночь у знакомых шведов. 13 сентября 1917 экипаж отправили в Висбю, откуда доставили в Скиллингарид в материковой Швеции, а после окончания войны, в конце 1918 года немецкие моряки были отпущены домой.

           

Уже 24 июля 1915 года "Albatross" был снят с мели шведами и отбуксирован в Фарёзунд, 30 сентября переведён в Оскарсхамн, где был проведён минимально необходимый ремонт. Там он и оставался в положении интернированного корабля до конца войны, когда был переведён в Карлскруны , передан немецкому экипажу и 30 декабря 1918 корабль отправился домой, в порт приписки Данциг. В январе 1919 "Albatross" перешёл в Киль, где 23 января был выведен из компании, и стоял до 21 марта 1921 года, когда был вычеркнут из списка кораблей флота и после войны в январе 1919 года и сдан на слом в Гамбург за 900 тыс. М.

05.1908 - 10.1908 корветтен-капитан Türk
15.01.1910 - 04.1911 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Wedding
10.1909 - 01.1910 корветтен-капитан Wilhelm Adelung
04.1911 - 09.1911 корветтен-капитан Wilhelm Adelung
10.1911 - 09.1913 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Klappenbach
10.1913 - 07.1915 фрегаттен-капитан Fritz West

 

МОДЕЛИ

                                     

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1985.
2 Dieter Jung: Die Schiffe der Kaiserlichen Marine 1914–1918 und ihr Verbleib. Bernard & Graefe Verlag, Bonn 2004
3 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto (1993). Die Deutschen Kriegsschiffe (Volume 1). Ratingen: Mundus Verlag.
4 Das Desaster des Minenlegers Albatross. Marine-Arsenal Sonderheft Bd. 15,S. 46/47.
на английском
5 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds. (1984). Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis: Naval Institute Press. S. 158.
6 Goldrick, James (2015). Before Jutland: The Naval War in Northern European Waters, August 1914–February 1915. Annapolis: Naval Institute Press.
7 Halpern, Paul G. (1995). A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press.
8 Staff, Gary (2011). Battle on the Seven Seas: German Cruiser Battles, 1914–1918. Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword Maritime.
9 Scheer, Reinhard. Germany's High Seas Fleet in the World War. London: Cassell and Company. 1920
на шведском
10 Öhrman, Roger. Vägen till Gotlands historia. Gotländskt arkiv, 0434-2429 ; 66(1994):specialvol. Visby: Gotlands Fornsal. 1994. p. 232.
11 Hedin, Svante, Albatross - En händelse under första världskriget
12 Thiery, Erich, S.M.S. Albatross
на русском
13 Кофман В. - "Корабли" и "лодки" кайзера // журнал "Моделист-конструктор".-1989.-№7.
13 Грибовский В. Ю. - Бой у Готланда // сборник статей "Гангут" №11. -1996.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 4.02.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1908-1915
Albatross
"Albatross" (в центре) на манёврах.
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
Модель "Albatross".
Albatross
"Albatross" отправляется домой из Карлскруны.
Albatross
Интернированный "Albatross" в Оскарсхамне.
Albatross
Лагерь в "Albatross" в Тофте.
Albatross
Раненые матросы с "Albatross" в Роме.
Albatross
Члены экипажа "Albatross" у казармы в Роме.
Albatross
Похоры погибших с "Albatross".
Albatross
Погибшие с "Albatross" накрыты флагом.
Albatross
Отправка убитых с "Albatross" на кладбище.
Albatross
Убитые и раненые с "Albatross" на берегу.
Albatross
Любопытные местные жители смотрят на "Albatross" после боя.
Albatross
Интернированные моряки "Albatross".
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
"Albatross" после боя.
Albatross
"Albatross".
Albatross
"Albatross"
Albatross
"Albatross"
Albatross
"Albatross"
Albatross
"Albatross"
Albatross
"Albatross"
Альбатрос (лат. Diomedea) — одни из самых крупных летающих птиц на земле. Размах крыльев может достигать 3,7 м. Обитают в Южном океане (воды, окружающие Антарктиду) и в основном гнездятся на отдалённых островах.
Albatross
"Albatross"
Albatross
"Albatross"
Albatross
"Albatross"
Albatross
"Albatross".
Albatross
"Albatross"
Albatross
"Albatross".
Albatross
"Albatross"
Albatross
"Albatross"
Следующая страница - германские крейсера-заградители типа "Brummer"
Предыдущая страница - германский крейсер-заградитель "Nautilus"