ОглавлениеКрейсера → Лёгкие типа "Königsberg II"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые крейсера (с броневым поясом) (Kleinerkreuzer) типа

 Königsberg II 


Германия, 1916-1917 гг. 4 ед. (проект 1913 г.)

 

*
Königsberg
*
Karlsruhe
*
Emden
*
Nürnberg
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Königsberg <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 210, "Ersatz Gazelle" 1914 31.05.1920 исключён, 20.07.1920 передан Антанте в Шербуре по репарациям как судно "A", с 1920 крейсер Metz, Франция, 18.08.1933 исключён, в 1936 слом в Бресте.
18.12.1915
12.08.1916
2 Karlsruhe <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 41, "Ersatz Niobe" 1915 23.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 в 15:50 затоплен экипажем, в 1962 обломки проданы на слом.
31.01.1916
15.11.1916
3 Emden <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 211, "Ersatz Nymphe" 1914 флагман флотилии миноносцев, 26.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 при попытке затопления отбуксирован британцами на мель, 11.03.1920 передан Франции, с 1922 использовался для опытов со взрывами, с 1926 сдан на слом в Каене.
1.02.1916
16.12.1916
4 Nürnberg <Howaldtswerke>, Вильгельмсхафен, стр. № 595, "Ersatz Thetis" 1915 26.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 при попытке затопления отбуксирован британцами на мель, с 07.1919 использовался британцами как мишень для опытов с артиллерией, 7.07.1922 потоплен у острова Уайт.
14.04.1916
15.02.1917
ТТХ
Водоизмещение нормальное 5440 т
полное 7125 т
регистровое 4557 брт., 2051 нрт.
Размерения длина ВЛ 145,8 м
полная 151,4 м
ширина корпус 14,2 м
осадка носом 5,96 м
кормой 6,32 м
1 см осадки = 15,53 т. водоизмещения
высота борта на миделе 8,76 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,5 м
4 МО 2 ВМ ТУ (на "Karlsruhe" турбины высокого давления с зубчатой передачей)
4 КО 12 ВМ ПК (10 угольных, 2х2 нефтяных, 24 (20+4) топок, 16 атм, 5740 м²)
проектная мощность 31000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 27,5 уз.
на испытаниях "Königsberg" : 27,8 уз. при 45900 л.с., 351 об/мин.
"Karlsruhe" : 27,7 уз. при 55700 л.с., 355 об/мин.
"Emden" : 27,7 уз. при 50216 л.с., 350 об/мин.
запас топлива 350/1340 т. угля + 150/500 т. нефти
дальность плавания на 12 уз. 4850 миль
на 27 уз. 1200 миль
Экипаж штат 475 чел. (17 офицеров, 458 матросов), на флагмане + 26 чел. (6 офицеров, 20 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-каркасной схеме, 18 отсеков, двойное дно на 45%.
электроснабжение 2 турбо-генератора, 1 дизель-генератор, 300 кВт, 220 В.
управление 1 нормальный крейсерский руль
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла.
кренящий момент 10690 мт
цена ?
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
пояс 0-60-18 мм (от кормы в нос)
палуба 20-40-20 мм/скосы 60-40 мм
таранная переборка 40 мм
минный трюм 20 мм, крыша - 30 мм
подачные трубы 20 мм
щиты орудий 50 мм
рубка 100 мм, крыша 20 мм
дальномер 30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
штат
8 - 150 мм/45 [1040 снаряда], 17600 м
2 - 88 мм/45 зенитки
4 ТА-500 мм (2 палубных, 2 бортовых подводных) [8 торпед]
200 мин
4 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА

Königsberg (+ как Metz) / Karlsruhe / Emden / Nürnberg

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Являлись дальнейшим развитием крейсеров типа "Wiesbaden", с тем же самым вооружением, скоростью, и бронёй. Передние боковые пушки уже в ходе постройки были подняты на полубак. В отличие от предшественников имели насколько большие размеры, более совершенную систему подводной защиты и приборы управления огнем. От применённых на предыдущей серии турбозубчатых агрегатов отказались ввиду их сложности и ненадёжности, лишь на "Karlsruhe" оставили зубчатую передачу на турбинах высокого давления. Учитывая боевой опыт увеличили запас принимаемых на борт мин, а помещение для их хранения получило лёгкое бронирование. Боевые качества этих кораблей явно преобладали над крейсерскими.

Как и другие немецкие малые крейсеры, имели смешанное угольно-нефтяное отопление котлов. Они были маневренными судами, но их корма имела тенденцию принимать много воды на высокой скорости.

Схема окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
На "Breslau" при службе в Турецком флоте трубы были окрашены в очень светлый оттенок серого.
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

     

Отличия и изменения

На "Karlsruhe" и "Nürnberg" палубная рубка на кормовой палубе была шириной 9,8 м, на "Königsberg" и "Emden" - 5,5 м. На "Karlsruhe" и "Nürnberg" верхний мостик заходил за фок-мачту на 1,5 м, командный - на 5,5 м, на "Königsberg" и "Emden" соответственно - верхний мостик на 3,5 м, командный - на 4 м. На "Nürnberg" якорный клюз по левому борту был, как на "Cöln", правый был ниже.

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign

 

 

 

СЛУЖБА

 

S.M.S. Königsberg

 

"Ersatz Gazelle" заложен верфью "AG Weser" в Бремене 22 августа 1914 для замены списанного бронепалубного крейсера "Gazelle" (1898), спущен 18 декабря 1915 без особенных торжеств и получил имя в честь погибшего 11 июля 1915 в восточной Африке крейсера "Königsberg", введен в ВМС Германии 12 августа 1916.

20 октября 1916 были закончены испытания и 30 октября 1916 крейсер был включен во вторую разведывательную группу в качестве флагманского корабля коммодора Людвига фон Рейтера. Как и большинство других малых крейсеров он нёс дозоры и осуществлял поддержку в Северном море, ставил мины, предпринимал удары по британскому побережью и выполнял сопровождение.

Первой крупной операцией крейсера стало участие в захвате Моонзундских островов сентябре 1917 (операция "Oesel"). "Königsberg" прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт, был одновременно кораблем руководителя IV транспортной группы ("Bahia Castillo", "Gießen", "Schleswig", "Badenia" и госпитальное судно "Imperator"), которая доставила 42-ю пехотную дивизию генерал-лейтенанта Эсторфа, но в боях с русскими кораблями участия не принимал. В конце октября крейсер вернулся в Северное море.

17 ноября 1917 участвовал в сражении с британскими крейсерами у Гельголанда. Немецкие тральщики при тралении британского минного поля в Гельголандской бухте были атакованы крейсерами "Calypso" и "Caledon". II разведывательная группа контр-адмирала Рейтера с крейсерами "Königsberg", "Pillau", "Nürnberg" и "Frankfurt" осуществляла их ближнюю поддержку. В развернувшийся бой вмешались два британских линейных крейсера - "Courageous" и "Glorious" и вынудили немецкие корабли отойти к линкорам "Kaiser" и "Kaiserin", осуществлявшим дальнее прикрытие. В бой вмешались также британские линейные крейсера Первой эскадры адмирала сэра Чарльза Джона Нэпира "Tiger", "Lion", "Princess Royal", "Repulse" и "New Zealand". В 10.58 "Königsberg" получил попадание 380-мм снарядом с новейшего британского линейного крейсера "Repulse". Снаряд пробил все три дымовые трубы "Königsberg" и через верхнюю палубу проник в угольную яму, выдавил ее внутреннюю переборку, взорвался там и произвел пожар. Контр-адмирал Рейтер перешёл на "Pillau".

Пожар смогли потушить только через 30 минут. Экипаж потерял 8 человек убитыми и 15 ранеными. На полном ходу (26-27 уз.), переменными курсами и под прикрытием дымзавесы крейсеру удалось выйти из боя и добраться до базы. После ремонта он вернулся в состав флота и снова принялся за обычную службу в Северном море, 30 октября 1918 он должен был участвовать в последнем боевом выходе флота, но война вскоре завершилась.

13 ноября 1918 корабль, с контр-адмиралом Гюго Меурером на борту, отправился в Великобританию, чтобы принять условия перемирия для императорского флота. На борту были также уполномоченные Совета рабочих и солдатских депутатов, которые, тем не менее, полностью игнорировались британцами. 18 ноября 1918 крейсер вернулся в Вильгельмсхафен.

"Königsberg" был единственным кораблем своего типа, который не должен был идти интернироваться в Скапа-Флоу. 29 ноября 1918 он сопровождал 8 немецких подводных лодок при переходе из Гельголанда в Гарвич. С декабря "Königsberg" неоднократно использовался в качестве почтового корабля для экипажей интернированных в Скапа-Флоу немецких кораблей. 5 ноября 1919 корабль был выведен в резерв, а 31 мая 1920 исключен, получил репарационное обозначение "A" и 19 июля 1920 переведен в Шербур, где 20 июля 1920 по репарациям передан Франции.

12.08.1916 - 21.05.1917 капитан-цур-зее Carl Wilhelm Weniger
22.05.1917 - 9.07.1918 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Karl Carl Feldmann
07 - 08.1918 фрегаттен-капитан Alfred Lassen
08 - 09.1918 корветтен-капитан (и.о.) Georg-Günther Freiherr von Forstner
3.09.1918 - 5.03.1919 корветтен-капитан Walther Franz
03 - 10.1919 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Curt Hermann
3.10.1919 - 10.03.1920 корветтен-капитан Oskar Heinecke
03 - 05.1920 неизвестно

 

Metz

 

С октября 1920 по октябрь 1921 корабль был отремонтирован в Шербуре и 30 ноября 1921 введен в ВМС Франции как крейсер 2-го класса (Croiseur de deuxième classe) "Metz" (имя получил 6 октября 1920), вошёл в состав Атлантического флота. В апреле 1922 его перевели в 3-й дивизион легких крейсеров Средиземноморского флота, в который также входили 2 других крейсера немецкого происхождения - "Strasbourg" (быв. "Regensburg") и "Mulhouse" (быв. "Stralsund"). Кратковременно к этому подразделению также принадлежал крейсер "Thionville", бывший австрийский "Novara".

В июле 1922 крейсер представлял Францию на похоронах князя Альберта Монакского. В конце сентября он заходил в Смирну, чтобы охранять французских граждан в отвоеванном турками городе. Он также посетил Константинополь и другие гавани в районе военных действий и 31 мая 1923 вернулся в Тулон. В 1925 "Metz" вместе со "Strasbourg" участвовал в блокаде Марокканского побережья, чтобы лишить снабжения восставших Рифов.

В декабре 1926 3-й дивизион был переименован во 2-й и в августе 1928 переведён в Брест, в состав Атлантического флота.

В декабре 1929 "Metz" вывели в резерв. Корабль был исключен 17 августа 1933, в августе 1934 продан за 301 874 франков и в 1936 разделан на металл в арсенале Бреста.

 

 

S.M.S. Karlsruhe

 

"Ersatz Niobe" заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Киле 4 мая 1915 для замены списанного бронепалубного крейсера "Niobe" (1900), спущен 31 января 1916 без особенных торжеств и получил имя в честь погибшего 4 ноября 1914 в рейдерстве в Карибском море крейсера "Karlsruhe", введен в ВМС Германии 15 ноября 1916.

После испытаний был придан II разведывательной группе Флота Открытого Моря. Основной задачей II разведывательной группы в 1917/1918 годы было обеспечение траления проходов во внешнем минном поясе Немецкой бухты (т. н. "Желтый Маршрут"). Эти разминированные пути использовались для операций флота и выхода подводных лодок.

16 августа 1917 во время подобной операции, которую прикрывали "Karlsruhe", "Frankfurt"  и три миноносца, в 12:55, на одном из тральщиков заметили приближающуюся британскую эскадру из трех легких крейсеров и шестнадцати эсминцев. Тральщики под покрытием дымовых завес ушли на юг, после чего британцы прервали нападение. "Karlsruhe" и остальная часть эскорта не успели прибыть на помощь и командующий операцией был впоследствии отстранён от командования.

В сентябре 1917 II разведывательная группа контр-адмирала Людвига фон Рейтера принимала участие в захвате Моонзундских островов (операция "Oesel"). 18 сентября был отдан приказ о начале объединенной операции с армией по захвату островов Эзель и Моон. Основной военно-морских сил был флагман - линейный крейсер "Moltke" с III и IV Линейными эскадрами ФОМ. Силы вторжения составляли приблизительно 24 600 офицеров и солдат. "Karlsruhe" и остальная часть II разведгруппы обеспечивали охрану и конвоирование десантных сил.

Операция началась утром от 12 октября, когда "Moltke" и корабли III эскадры обстреляли русские позиции в заливе Тагга, в то время как IV эскадра обстреляла российские батареи на полуострове Сворбе. 18-19 октября, Карлсруэ и остальная часть II разведгруппы покрывали тральщики, работающие у острова Даго, но из-за нехватки тральщиков и плохой погоды, операция была отложена. К 20 октября острова находились под немецким контролем, российские военно-морские силы в заливе были или разбиты и вынуждены уйти.

После выполнения задания, "Karlsruhe" отконвоировал транспорты назад в Гданьскую бухту, после чего вернулся в Северное море. До конца войны крейсер патрулировал в Немецкой бухте.

18 августа 1918 "Kaiser Wilhelm II" и "Großherzog von Baden" в сопровождении линкора "Baden", линейного крейсера "Hindenburg", "Karlsruhe" и нескольких миноносцев инспектировали укрепления Гельголанда.

В октябре 1918 "Karlsruhe" в составе II разведгруппы должен был участвовать в заключительной атаке британского флота. "Karlsruhe", "Nürnberg" и "Graudenz" должны были бомбардировать цели во Фландрии, в то время как "Pillau", "Cöln", "Dresden" и "Königsberg" должны были напасть на суда в устье Темзы, чтобы выманить британский Гранд-Флит. Адмиралы Райнхард Шеер и Франц фон Хиппер намеревались причинить британскому флоту настолько много ущерба, насколько возможно, не зависимо от потерь, чтобы обеспечить Германии лучшее положение на переговорах о перемирии. Утром 29 октября 1918 был отдан приказ выйти из Вильгельмсхафена на следующий день, но ночью 29 октября моряки на "Thüringen" и затем на нескольких других линкорах взбунтовались. Волнения, в конечном счете, вынудили Хиппера и Шеера отменить операцию.

После капитуляции Германии в ноябре 1918, большинство кораблей Флота Открытого Моря, под командой контр-адмирала Людвига фон Рейтера, было интернировано в британской морской базе в Скапа-Флоу. "Karlsruhe" был в их числе.

19 ноября 1918 "Karlsruhe" последний раз покинул Вильгельмсхафен. С 73 другими кораблями императорского флота она взял курс на Розайт в Фирт-о-Форт. Там все корабли были разоружены. Затем они пошли дальше в Скапа-Флоу на юге Оркнейских островов, где стали на якорь. "Karlsruhe" стал к северу от о. Кава.

Флот оставался там на время переговоров, которые в конечном счете окончились Версальским Договором. Незадолго до подписания договора опасность насильственного захвата немецких военных кораблей становилась все отчетливее. Поэтому контр-адмирал Рейтер приказал все интернированные военные корабли подготовить к затоплению.

Фон Ройтер полагал, что британцы намеревались захватить немецкие корабли 21 июня 1919, когда заканчивался крайний срок для Германии, чтобы подписать мирный договор. Не зная, что крайний срок был продлён до 23-го, Ройтер приказал затопить корабли при первой возможности. Когда утром 21 июня 1919 британский флот ушёл из Скапа-Флоу, чтобы провести маневры, в 11:00 ч. ранее оговоренным флажным сигналом Ройтер отдал приказ к затоплению. В целом 5 линейных крейсеров, 11 линкоров, 8 малых крейсеров и 50 миноносцев оказались на дне в течение дня. Остальные корабли британцы смогли отбуксировать на мель.

"Karlsruhe" затонул одним из последних, около 15:50 ч. Так как он, как и 6 других кораблей, был затоплен в глубоком месте, его никогда не пытались поднять.

Было поднято лишь одно из его 15 см орудий, находящееся сегодня на выставке в "Scapa Flow Visitor Centre".

В 1962 права на обломки крейсера были проданы. В настоящее время они являются объектом дайвинга.

     
15.11.1916 - 11.1918 фрегаттен-капитан Johann Tietgenns
в Скапа-Флоу капитан-лейтенант Egon Ruville

 

 

 

S.M.S. Emden

 

"Ersatz Nymphe" заложен верфью "AG Weser" в Бремене 2 декабря 1914 для замены списанного бронепалубного крейсера "Nymphe" (1900), спущен 1 февраля 1916 без больших торжеств и получил имя в честь погибшего 9 ноября 1914 в рейдерстве в Индийском океане крейсера "Emden", передан ВМС Германии 16 декабря 1916, введен в ВМС Германии 12 марта 1917. В честь первого "Emden", по приказу кайзера Вильгельма II за ноябрь 1914, этот корабль нес не только городской герб в носовой части, а дополнительно также Железный крест. С самого начала крейсер был оборудован в качестве флагмана миноносцев.

После окончания испытаний "Emden" был готов к службе 12 марта 1917. Как корабль 2-го флагмана миноносцев, капитана-цур-зее Поля Генриха, он использовался в дозорной службе.

26 августа 1917 "Emden" перешёл в Балтийское море. С сентября по ноябрь 1917 он принимал участие в захвате Моонзундских островов. В полдень 11.10.1917 в составе главных сил "Emden" взял курс на север. Крейсер шел в кильватер флагманскому линейному крейсеру "Moltke", а вслед за ним двигались линкоры четвертой бригады под командой вице-адмирала Сушона. 12.10.1917 "Emden" вместе с линкором "Bayern" обстрелял батарею на мысе Тоффри. В 06:08, "Emden" открыл огонь. Первые два залпа не достигли цели, третий повредил телефонные провода и мегафоны. В 07:00 российская батарея замолчала и немецкие войска начали высаживаться не встречая сопротивления. Bayern вскоре подорвался на мине и отошел. Два с половиной часа спустя, два российских эсминца: "Генерал Кондратенко" и "Пограничник" атаковали германские тральщики, но "Emden" отогнал их.

Следующим утром группа из восьми российских эсминцев атаковала немецкий флот. "Emden" в 07:45 вышел на поддержку своих миноносцев и в 07:56 открыл огонь по трем головным эсминцам с дистанции 13 800 метров. Снаряды "Emden" несколько раз падали между эсминцами, осыпая противника осколками. Они не нанесли потерь, но на "Громе" вышла из строя радиостанция. В 09:30 "Emden" имел короткую перестрелку с другой парой эсминцев. Погода к тому времени стала ухудшаться, но немцы установили корректировочный пост в Памерорте, чтобы помочь "Emden" вести огонь. Около 12:20 прибыла российская канонерская лодка "Хивинец" с двумя эсминцами. Она должна была своими дальнобойными орудиями отогнать "Emden". В 13:00 она обстреляла крейсер, но не добилась попаданий.

14 октября "Emden" участвовал в операции, по очистке Кассарского плеса масса между островами Даго и Эзель от русских кораблей. С линкором "Kaiser" они должны были двигаться ко входу в Соэлозунд, где должны были поддержать миноносцы. Четыре российских эсминца приблизились к "Emden", но держались в недосягаемости огня его орудий. "Kaiser" около 11:50 открыл огонь. Он быстро попал в эсминец "Гром". Снаряд не разорвался, но пробил противника насквозь и "Гром" стал тонуть. Другие эсминцы полным ходом покинули место боя.

После того, как зачистка была закончена, в течение следующего дня "Emden" оставался снаружи Соэлозунда. На следующий день с 15:00 "Emden" вёл бомбардировку Даго. Утром 18-го он снова обстрелял российские позиции на Даго, выпустив 170 снарядов и вынудив русских отступить. К 20 октября острова были в руках немцев и российские военно-морские силы были вынуждены уйти из залива.

После захвата Моонзундских островов крейсер перевели в Северное море. 11-12.12.1917 "Emden" обеспечивал переход второй флотилии эсминцев, направленной для нападения на скандинавские конвои у Доггер-банки. После удачного рейдерства (потопили четыре из шести пароходов) эсминцы снова были встречены крейсером. 21 декабря он последовал за "Hindenburg" к реке Эмс и на следующий день прикрывал тральщики.

В 1918 году крейсер принимал участие в почти всех операциях флота в Северном море. Он появлялся у Норвегии, в Скагерраке и в Английском канале, участвовал во многих боях, но обошёлся без потерь. В начале октября 1918 "Emden" в последний раз активно использовался как флагманский корабль миноносцев. Речь шла об прикрытии миноносцев и подводных лодок, которые возвращались из оставленных баз во Фландрии.

После заключения перемирия корабль был интернирован в Скапа-Флоу. 19 ноября 1918 74 корабля, в том числе "Emden", отправились к месту интернирования. Там корабли месяцами бездеятельно стояли на якоре. Среди экипажей линкоров росли беспорядки. 25 марта 1919 командующий интернированных кораблей, контр-адмирал Людвиг фон Рейтер, от греха подальше перенёс штаб-квартиру с линкора "Friedrich der Große" на "Emden".

21 июня 1919 в 11:00 ч. контр-адмирал Рейтер дал команду к затоплению кораблей. Так как крейсер стоял на якоре у самого берега Мейн-Ленда, британцам удалось вытащить его на мелководье, и он остался цел.

Вскоре "Emden" сняли с мели и отбуксировали в Розайт. 11 марта 1920 он был передан французскому военно-морскому флоту, но из-за плохого технического состояния в состав не вводился - в отличие от их других призов он был так сильно повреждён при затоплении и последующем вытаскивании на берег, что французы не стали его ремонтировать, а, после изучения конструкции, с 1922 использовали в качестве цели для испытаний взрывчатых веществ, и в конечном счете разобрали на металл в Кане в 1926.

12.1916 – 08.1917 фрегаттен-капитан Max Hagedorn
08.1917 – 08.1918 фрегаттен-капитан Ernst Freiherr von Gagern
08.1918 – 11.1918 фрегаттен-капитан Maximilian Becker
11.1918 – 02.1919 капитан-лейтенант Karl Eltze
02.1919 – 21.06.1919 капитан-лейтенант Gustav Ehlers

 

 

 

S.M.S. Nürnberg

 

"Ersatz Thetis" заложен верфью "AG Howaldtswerke" в Киле в декабре 1914 для замены списанного бронепалубного крейсера "Thetis" (1901), спущен 14 апреля 1916 и получил имя в честь погибшего 8 декабря 1914 в Фолклендской битве крейсера "Nürnberg", введен в ВМС Германии 15 февраля 1917.

После испытаний "Nürnberg" был придан II разведывательной группе и нёс дозоры и поддерживал тральщики в Северном море.

В сентябре-октябре 1917 в составе второй разведывательной группы участвовал в Моонзундской десантной операции. Сопровождал четвертую транспортную группу, прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт.

Операция началась утром от 12 октября, когда "Moltke" и линкоры III эскадры вошли в залив Тага, в то время как IV эскадра обстреляла российские батареи на полуострове Сворбе. С началом бомбардировки "Nürnberg" со II Транспортной группой вошел в залив Тага и начал высаживать войска, в то время как "Königsberg" прикрывал высадку. 18-19, остальная часть II разведгруппы покрывала минные тральщики, работающие у острова Даго, но из-за недостатка тральщиков и плохой погоды, операция была отложена. 19 октября "Nürnberg", "Königsberg" и "Danzig" были посланы перехватить два российских миноносца. Рейтер не смог их обнаружить и прервал операцию. К 20 октября острова находились под немецким контролем, и российские военно-морские силы были вынуждены уйти из залива. Крейсер вернулся в Северное море.

17 ноября "Nürnberg", "Königsberg", "Frankfurt", и "Pillau" получили приказ прикрыть тральную операцию в Гельголандской бухте, все еще под командой Рейтера на "Nürnberg", при поддержке линкоров "Kaiser" и "Kaiserin". Шесть британских линейных крейсеров поддерживали два легких крейсера, которые атаковали немецкие тральщики. "Königsberg" и три другие крейсера прикрыли отход тральщиков, затем отошли под дымовой завесой. "Nürnberg" открыл огонь по британским крейсерам в 08:55 с дистанции 11 км, однако густой дым и туман закрыли британские суда, и "Nürnberg" вскоре был вынужден прекратить стрелять.

Около 10:00 "Nürnberg" оказался под огнем британских линейных крейсеров "Courageous" и "Glorious", вооруженными 15-дюймовыми (380-миллиметровыми) орудиями. "Nürnberg" не получил прямых попаданий, но был засыпан осколками, которые убили одного и ранили четырёх (по другим данным - 9) человек, один из которых позже умер от ран. Также был поврежден один из дальномеров. Крейсер ответил огнем, но вскоре туман снова скрыл британские корабли. В это время подоспели "Kaiser" и "Kaiserin", вынудив британцев немедленно прервать бой. В течение часа немецкие силы были укреплены несколькими крупными боевыми кораблями, включая линейный крейсер "Hindenburg" и после ухода британцев немецкие силы возвратились в порт.

После основательного ремонта на верфи с марта по май 1918 до конца войны "Nürnberg" преимущественно ставил мины.

В октябре 1918 планировался заключительный бой флота, в ходе которого "Nürnberg", "Karlsruhe" и "Graudenz" должны были обстрелять Фландрию, но ночью от 29 октября, моряки на некоторых линкорах взбунтовались и операцию пришлось отменить.

26 ноября 1918 по условиям перемирия крейсер был интернирован в бухте Скапа-Флоу, 21 июня 1919 экипаж предпринял попытку затопления корабля, но британские моряки использовали заряды взрывчатки, чтобы обрубить якорные цепи и корабль был отбуксирован на отмель прежде, чем успел затонуть.

Позже корабль сняли с мели и с июля 1919 он использовался Великобританией в качестве мишени для артиллерийских опытов до тех пор, пока 7 июля 1922 не был потоплен артиллерийским огнем близ острова Уайт.

     
02.1917 - 01.1918 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Walther Hildebrand
01 - 07.1918 фрегаттен-капитан Hans Quaet-Faslem
07 - 12.1918 фрегаттен-капитан Wolfgang Wegener
08 - 21.06.1919 капитан-лейтенант Günther Georgii

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

       
             

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Koehler, Herford
3 Gerhard Koop, Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903–1918, Bremen bis Cöln-Klasse. Band 12 aus Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine. Bernard & Graefe, München 2004
4 Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848, Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984
на английском
5 Campbell, John. Jutland: An Analysis of the Fighting. London: Conway Maritime Press, 1998.
6 Conway's All The World's Fighting Ships 1906-1921 / Editor Randal Gray. — Conway Maritime Press Ltd, 1985.
7 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds. Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1984.
8 Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1995.
9 Herwig, Holger. "Luxury" Fleet: The Imperial German Navy 1888–1918. Amherst, NY: Humanity Books, 1980
10 Staff, Gary. Battle for the Baltic Islands. Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword Maritime, 2008
11 Tarrant, V. E. Jutland: The German Perspective. London, UK: Cassell Military Paperbacks, 1995.
12 Woodward, David. The Collapse of Power: Mutiny in the High Seas Fleet. London, UK: Cassell, 1918.
на русском
13 Рейнхард Шеер. Германский флот в Мировую войну. М, 1940.
14 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
15 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
16 Кофман В. - Прямые наследники по имени // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№6.
17 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 11.05.2020

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1916-1920
Флот республики Франция (Marine Nationale) 1920-1933
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
Гидросамолёт на юте "Karlsruhe"
Königsberg
"Königsberg"
Königsberg
"Königsberg", рисунок.
Nürnberg
"Nürnberg" в Вильгельмсхафене сразу после войны.
Karlsruhe
Виртуальная модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Karlsruhe
Модель "Karlsruhe".
Emden
Модель "Emden".
Nürnberg
Модель "Nürnberg".
Emden
Модель "Emden".
Emden
Модель "Emden".
Nürnberg
"Nürnberg" на отмели в Скапа-Флоу.
Nürnberg
"Nürnberg" на отмели в Скапа-Флоу.
Nürnberg
"Nürnberg" на отмели в Скапа-Флоу.
Nürnberg
Британские буксиры тащат тонущий "Nürnberg" на отмель.
Nürnberg
Матросы "Nürnberg" в Скапа-Флоу сдаются англичанам.
Nürnberg
"Nürnberg" в Скапа-Флоу.
Nürnberg
"Nürnberg"
Nürnberg
"Nürnberg"
Нюрнберг (нем. Nürnberg, бав. Niamberg, лат. Noricum и Norimberg) — город в Германии, расположенный в центральной части Баварии, на реке Пегниц. Вероятно, название происходит от слова "nor" (каменная скала или скалистый утёс). Свободный город Нюрнберг считался самым немецким городом Германии.
Emden
"Emden"
Emden
"Emden" в Скапа-Флоу.
Emden
"Emden" в Скапа-Флоу.
Emden
"Emden"
Emden
"Emden"
Emden
"Emden"
Emden
"Emden"
В честь награждения предыдущего крейсера с этим именем железным крестом, новый корабль также нёс его изображение.
Эмден (нем. и н.-нем. Emden) — портовый город в Восточной Фризии в Германии, расположен в земле Нижняя Саксония на границе с Нидерландами.
Karlsruhe
Положение обломков "Karlsruhe" на дне.
Karlsruhe
Положение обломков "Karlsruhe" на дне.
Karlsruhe
Положение обломков "Karlsruhe" на дне.
Karlsruhe
Положение "Karlsruhe" на дне после затопления.
Karlsruhe
Члены экипажа на баке "Karlsruhe".
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Karlsruhe
"Karlsruhe"
Карлсруэ (нем. Karlsruhe, алем. Karlsrueh, ю.-франк. Kallsruh) — город в Германии, в земле Баден-Вюртемберг, расположенный в окрестностях реки Рейн недалеко от французско-германской границы. В описываемый период - столица Великого герцогства Баден в составе Германской империи.
Metz
"Metz"
Metz
"Metz"
Königsberg
"Königsberg" в Англии. 16 ноября 1918 г.
Königsberg
"Königsberg"
Königsberg
"Königsberg"
Königsberg
"Königsberg"
Königsberg
"Königsberg"
Кёнигсберг (нем. Königsberg, полностью Königsberg in Preußen — Кёнигсберг в Пруссии, лат. Regiomontum, до 1255 года — Твангсте, прус. Twangste). Город в германской империи с 1773 по 1945 годы - центр провинции Восточная Пруссия. С 1945 Калининград в составе СССР/России.
Emden
Схема котельных отделений "Emden".
Emden
Схема расположения "Emden".
Emden
Схема расположения "Emden".
Emden
Схема расположения "Emden".
Emden
"Emden"
Nürnberg
"Nürnberg"
Следующая страница - германские малые (лёгкие) крейсера типа "Cöln II"
Предыдущая страница - германские малые (лёгкие) крейсера типа "Wiesbaden"