Оглавление → Крейсера → Корветы типа "Carola"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
корветы с открытой палубой (Glattdeckskorvetten, Kreuzerkorvetten) типа
Германия, 1881-1882 гг. 4 ед. (проект 1875 г.) ![]() * Carola * Olga * Sophie * Marie *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Имели посредственную мореходность, испытывали сильную, хотя и плавную, килевую и бортовую качку, несли много парусов. Под парами при волнении сильно теряли скорость, хорошо маневрировали и управлялись под парами, под парусами ещё лучше. Все сначала были без прожекторов. Позже "Carola" получила площадку на мачте с 1 прожектором и ещё 2 на крыше переднего мостика, на "Olga" в 1890 прожектор был установлен только на фок-мачте, а также сигнальные штанги длиной 10 м на каждой мачте. В 1900-1901 при перестройке в учебный корабль на нём были установлены автоматические пушки на боевых марсах и увеличены кубрики. Схемы окраски:
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
"Sophie" с 29.03.1895 - заграничная бело-жёлто-серая окраска образца 1895 г. для рангоутных кораблей
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Первый заграничный поход, 1882-1883.
"Carola" вернулась в Апиа, где к ней присоединилась канонерская лодка "Hyäne" и 22 ноября вместе они отправились в поход к архипелагу Бисмарка. По пути "Carola" самостоятельно посетила Тувалу и острова Картерет, прежде чем присоединиться к "Hyäne" в гавани Матупи. Корабли проследовали к островам Хермит, где местные жители убили двух немцев и девять местных сотрудников немецкой компании, с приказом наказать виновных. Они отправили на берег десант, но убийцы уже скрылись на другом острове. После обширных поисков, в ходе которых были разрушены местные фермы и хижины, немцы захватили двух мужчин, причастных к убийствам, оба были казнены. Затем корабли вернулись в Матупи и 16 января 1883 года "Carola" ушла в Сидней (тогда британская Австралия), по пути остановившись на островах Герцога Йоркского. Затем "Carola" направилась на остров Бука в поисках пропавшей французской экспедиции, но никого там не нашла. Корвет оставался в Буке с 20 по 24 января 1883, бросив якорь в ранее не использовавшейся гавани, которая была названа «Гавань Королевы Каролы» в честь тезки корабля. После этого "Carola" вернулась в Сидней, где с 11 февраля по 19 марта 1883 года прошла капитальный ремонт. Она прибыла в Апиа 8 мая, откуда получила приказ возвращаться в Германию. Неделю спустя, когда в Апиа пришла "Hyäne", "Carola" с консулом на борту отправилась в путешествие по Полинезии и Меланезии, которое завершилось в начале августа в Матупи. Там она оставила консула и 4 августа 1883 направилась домой. Находясь в Кейптауне, "Carola" получила приказ отправиться в юго-западную Африку, где купец Адольф Людериц недавно приобрел полосу территории вокруг Ангра Пекена. Корвет достиг бухты 18 августа, став первым немецким военным кораблем, прибывшим в место, которое вскоре стало колонией немецкой Юго-Западной Африки. "Carola" прибыла в Киль 1 ноября 1883, где ее проинспектировал генерал Лео фон Каприви, новый начальник Императорского адмиралтейства. Затем корабль был выведен из эксплуатации. Пока "Carola" более двух лет находилась в резерве, на ней был установлен торпедный аппарат. Второй заграничный поход, 1886-1891. 4 мая 1886 г. крейсер был повторно введен в строй для службы в Тихом океане. Он вышел в поход 17 мая, прошёл Суэцким каналом и 26 июля достиг Сингапура. Оттуда он отправился в Гонконг, где 14 августа встретился с немецкой постоянной заграничной крейсерской эскадрой, состоявшей на тот момент из крейсера-фрегата "Bismarck", флагмана контр-адмирала Эдуарда фон Кнорра, и крейсера-корвета "Olga". 21 августа корабли разошлись по разным портам, чтобы показать флаг. "Carola" с "Bismarck" отправились в Порт-Артур (Китай). После нескольких случаев заболевания сыпным тифом среди членов экипажей эскадры корабли ушли в Нагасаки, где лечили больных членов экипажа. Находясь в Нагасаки, Кнорр получил приказ вернуться в Восточную Африку. Эскадра должна была гарантировать переход отдельных занзибарских "окон побережья" под немецкое управление и вступление в силу заключенного в прошлом году торгового договора. По пути "Carola" пришлось остановиться в Сингапуре, чтобы отремонтировать двигатели. Она догнала "Bismarck" и "Olga" на Занзибаре в конце декабря. Кнорр послал "Olga", "Carola" и "Hyäne" в Виту, чтобы поднять там немецкий флаг, а затем в Кисмайю, где приняли на борт арестованного убийцу немецкого исследователя Юльке. Как только эти вопросы были решены, Кнорр рассредоточил свои корабли для патрулирования побережья колонии и проведения гидрографических работ. 1 марта 1887 года эскадра получила приказ вернуться в центральную часть Тихого океана, но прежде чем корабли смогли уйти, они были временно перенаправлены в Кейптаун, ближе к Западной Африке, где с 15 марта должны были ожидать дальнейших приказов из-за возможности войны с Францией, поскольку там немецкие колонии соседствовали с французскими колониями. Пока они ждали окончания кризиса, 15 апреля на смену Кнорру в качестве командира эскадры прибыл капитан-цур-зее Карл Эдуард Хойснер, а "Carola" снова посетила Ангра Пекена. 7 мая эскадре было приказано продолжить плавание в южную часть Тихого океана. Они прибыли в Сидней в начале июня, где встретили стационер южного моря "Albatross", который возвращался из Апиа в Германию из-за проблем с двигателем, а затем к эскадре присоединился и активный стационер с Апиа - канонерская лодка "Adler". Пока с 9 июня по 3 августа корабли проходили капитальный ремонт, матросы с "Carola" приняли участие в параде, посвященном празднованию 40-летия британской королевы Виктории на престоле. Выйдя из сиднейского сухого дока, 3 августа три корвета отбыли на Самоа, куда прибыла шестнадцать дней спустя, чтобы наказать Малиетоа (вождя) Лаупепа за набег на немецких граждан. 25 августа Хойснер отправил на берег десантный корпус из 500 человек, чтобы занять правительственные здания на острове. Немцы также официально признали законным малиетоа Тамасезе.
В мае 1888 Хойснер получил приказ вести эскадру обратно в Восточную Африку, где произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание"), которое быстро распространилось по всему побережью. Стоящему в ремонте "Bismarck" было приказано вернуться в Германию, а его место в качестве флагмана эскадры заняла "Sophie". "Carola" задержалась в Сингапуре из-за проблем с двигателем, что потребовало ремонта, который продлился до 26 июня. Тем не менее задержка дала время присоединиться к эскадре корвету "Olga", прибывшему с островов Самоа. В конце июля 1888 "Carola" отправилась в Уолфиш-Бей в немецкой Юго-Западной Африке, поскольку поползли слухи, что было запланировано местное восстание. Однако в колонии ничего не происходило, и проведя обследование залива, "Carola" вернулась в Восточную Африку. В августе Хойснер 1888 был отозван из Занзибара в Германию, и его заменил контр-адмирал Карл-Август Дайнхард, прибывший на борту корвета "Leipzig", взявшего на себя роль флагмана эскадры. 19 августа "Carola" нанесла удар по Пангани и высадила отделение солдат морской пехоты. Затем корабли эскадры были задействованы для пресечения работорговли между Центральной Африкой, Занзибаром и Аравией, выполняя самостоятельные походы. 6 ноября "Carola" вернулась к эскадре на Занзибаре, и вновь приступила к операциям на побережье.
В начале января 1889 эскадра усилилась крейсером "Schwalbe" и посыльным судном "Pfeil", в то время, как "Olga" вернулась в Апиа. В составе сил майора Германа Виссмана 27 марта 1889 года моряки "Carola" приняли участие в оккупации Кундучи при подавлении восстания Абусири. 8 мая десантная часть "Leipzig", "Carola" и "Schwalbe" участвовала в штурме лагеря Бушири у Багамойо.
В качестве учебного корабля, 1893-1905.
Со 2 января по 15 марта 1894 г. "Carola" стояла с сокращенным экипажем. В сентябре того же года ей пришлось отправиться в сухой док в Киле для ремонта двигателей. Затем корабль выводился со службы на зиму и стоял с сокращенным экипажем с 12 ноября 1894 г. до середины февраля 1895 г. и с 13 декабря 1895 г. до конца февраля 1896 г. Во время осенних манёвров флота 1896 года корабль входил в группу разведывательных кораблей. В 1897 г. "Carola" и "Mars" некоторое время служили кораблями-мишенями для флота в Северном море, но в остальном в этом, 1898 и 1899 годах как обычно тренировали артиллеристов. В сентябре 1899 года "Carola" поврдила руль, что потребовало ремонта в Киле. Когда после аварии в 1900 г. "Mars" был снят с вооружения, "Carola" была вынуждена взять на себя и его функции, пока 31 октября не вернулась на службу в качестве учебного артиллерийского корабля "Olga", уменьшив нагрузку. В 1902 году "Carola" прошла капитальный ремонт на Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене . В следующем году в Зондербурге было создано военно-морское артиллерийское училище, и "Carola" перебазировалась туда, действуя в водах у Альсена и два года прошли без происшествий. 10 января 1905 года (по др. данным 4 октября 1905) корабль был списан и исключен из военно-морского реестра. В феврале 1906 он был продан на слом за 136000 DM и в том-же году разобран в Гамбурге.
Первый заграничный поход, в Америку, 1882-1884.
Второй заграничный поход, в западную Африку, 1884-1885.
По пути поступили сообщения, что ситуация в Западной Африке успокоилась, поэтому во время пребывания в Сан-Висенте в ноябре "Ariadne" отправили в Либерию и Французскую Гвинею, а в начале декабря "Gneisenau" - в Восточную Африку. Оставшиеся "Bismarck" и "Olga" достигли реки Вури 17 декабря 1884 и 18 декабря бросили якорь у Дуалы. Незадолго до их прибытия две антинемецкие группы сожгли деревню прогерманского племени.
"Bismarck" и "Olga" оставались в этом районе до января 1885 года, когда беспорядки утихли. В марте немцам удалось заставить местных правителей выдать убийцу менеджера Янцена и Тормелена, которого они казнили. После окончания боевых действий "Olga" провела обследование реки Вури. В начале февраля 1885 года её отправили для подавления беспорядков в Того, а в середине марта она вернулась в Камерун. 31 марта 1885 года на смену "Olga" прибыла канонерская лодка "Habicht" и 2 апреля 1885 корвет был выведен из состава эскадры и направился в Германию, прибыв в Киль 25 мая. После прихода "Olga" отправилась на верфь на капитальный ремонт, а затем продолжила службу в качестве учебного корабля, сначала в водах Германии, а затем в учебной эскадре со "Stein". Третий заграничный поход, в восточную Африку, Китай и на Самоа, 1885-1889. 14 сентября 1885 "Olga" снова была назначена на африканскую станцию. На этот раз эскадра была отправлена в Германскую Восточную Африку. "Olga" покинула Германию 29 октября и 29 декабря прибыла в воды Восточной Африки, встретив "Bismarck" — флагманский корабль адмирала Эдуарда фон Кнорра. Уже 9 января 1886 года перефомированной постоянной крейсерской эскадре было приказано уйти из Африки в центральную часть Тихого океана. Пока эскадра находилась в Австралии, прибыв в Сидней 28 февраля, "Olga" отделилась и самостоятельно обследовала побережье Нового Мекленбурга. 23 июля корабли собрались в Гонконге, где прошли текущий ремонт. 21 августа 1886 года корабли разошлись по разным портам, чтобы показать флаг в водах Восточной Азии. После нескольких случаев заболевания сыпным тифом, корабли ушли в Нагасаки, где лечили больных членов экипажа. Там в декабре 1886 Кнорр получил приказ вернуться в Восточную Африку, чтобы осуществить окончательное урегулирование границ. Эскадра должна была гарантировать переход отдельных занзибарских "окон побережья" под немецкое управление и вступление в силу заключенного в прошлом году торгового договора. Эскадра прибыла 25 декабря 1886, и в январе 1887 года Кнорр послал "Olga", "Carola" и "Hyäne" патрулировать побережье Витуланда и поднять немецкий флаг в заливе Манда (на территории нынешней Кении). Корабли заставил выдать убийц исследователя Карла Людвига Юльке и "Olga" доставила их из Кисмайо на Занзибар. Как только эти вопросы были решены, Кнорр рассредоточил свои корабли для патрулирования побережья колонии и проведения гидрографических работ. Эти операции были прерваны в начале 1887 года, когда усиление напряженности в отношениях между Германией и Францией побудило адмиралтейство отдать приказ эскадре Кнорра отправиться в Кейптаун, где она будет ближе к Западной Африке, где немецкие колонии соседствовали с французскими. Там они с 15 марта по 7 мая 1887 ждали дальнейших приказов, которые могли поступить в случае войны между двумя странами, пока напряженность не утихла. В этот период, 15 апреля, Кнорр передал командование эскадрой капитану цур Зее Карлу Эдуарду Хойснеру, который также сделал "Bismarck" своим флагманом. После того, как ситуация успокоилась, 7 мая 1887 Хойснер получил приказ вернуться в центральную часть Тихого океана. Эскадра покинула Кейптаун и 9 июня прибыла в Сидней, где встретила стационер южного моря "Albatross", который возвращался из Апиа в Германию из-за проблем с двигателем. В тот день капитан "Olga" внезапно скончался, и командование судном принял старпом. Затем к эскадре, участвовавшей в праздновании 40-летия королевы Виктории, присоединился и активный стационер с Апиа - канонерская лодка "Adler". Находясь в Сиднее, "Olga" стала в сухой док для капитального ремонта. К августу работы были завершены, что позволило эскадре проследовать на Самоа. 3 августа 1887 немецкая эскадра покинула Сидней и направилась в Апиа, куда прибыла шестнадцать дней спустя, 19 августа, и там на борт "Olga" прибыл новый капитан. Гражданская война в Самоа все еще продолжалась, и набег сил малиетоа (вождя) Лаупепа на немецких граждан привел к объявлению войны намецкими силами. 25 августа 1887 Хойснер отправил на берег десантный корпус из 500 человек, чтобы занять правительственные здания на острове. Немцы также официально признали законным малиетоа Тамасезе. Лаупепа сдался немецким войскам, и его доставили на борту "Adler" в Куктаун (Австралия), где его передали на "Albatross", который доставил его в Камерун. Осенью "Bismarck", "Carola" и "Sophie" ушли в Кайзер-Вильгельмсланд и далее в Китай, а "Olga" и "Adler" были оставлены в Апиа, чтобы предотвратить дальнейшие беспорядки. "Olga" оставалась в Апиа до 27 ноября, когда отправилась дежурить в другое место в Германской Новой Гвинее. В апреле 1888 года её сменила канонерская лодка "Eber", что позволило корвету воссоединиться с эскадрой в Сингапуре, куда он прибыл 10 июня.
После того, как силами под командованием Тупуа Тамасесе Титимеа, соперника Лаупепы, атаковали немецкие плантации в Вайлеле, "Olga" и "Eber" отправили на берег десант для их защиты. Четыре дня спустя, 18 декабря 1888 поблизости от гавани на них напали силы Тамасесе; в последовавшей за этим Первой битве при Вайлеле были убиты 2 офицера и 14 матросов с "Olga", 1 офицер и 38 матросов были ранены.
29 марта пароход Norddeutscher Lloyd "Lübeck" с помощью самоанцев стащил "Olga" на глубокую воду и смогла своим ходом перейти в Сидней. Поскольку корвет потерял все свои якоря, "Lübeck" сопровождал его до Сиднея с выжившими из экипажей канонерок на борту. Ремонтные работы в Сиднее длились два месяца, и 20 июня "Olga" ушла в Германию. По дороге в Суэцком канале она столкнулась с британским торговым пароходом и была легко повреждена. Корвет прибыл в Киль 9 сентября и проследовал на Императорскую верфь в Данциге для дальнейшего ремонта.
После прибытия Адмиралтейство решило использовать "Olga" в качестве учебного корабля для юнг. Такелаж был уменьшен, и в 1891 году корабль направили на военно-морскую базу Северного моря. 25 июля 1893 года "Olga" впервые была задействована для обучения, приняв участие в ежегодных дивизионных учениях с флотом. Эти маневры завершились 30 сентября, после чего корабль снова оказался на приколе в Вильгельмсхафене. 31 марта 1897 года "Olga" была переклассифицирована в крейсер третьего класса, а в ноябре 1897 переведена в Школу при службе охраны рыболовства, чтобы заменить ушедшее в ремонт авизо "Zieten". В этот период крейсер обслуживал школу в зимние месяцы. После возвращения в строй "Zieten" 29 марта 1898 г., два корабля некоторое время действовали в Северном море вместе. В апреле они совершили круиз по южной части Северного моря и вернулись в Вильгельмсхафен 9 мая. Летом 1898 по поручению немецкого союза морского рыболовства "Olga" предприняла экспедицию к Медвежьему острову и Западному Шпицбергену. Она покинула Вильгельмсхафен 22 июня и прибыла к Медвежьему острову в начале июля. Рыболовы обследовали остров с 4 по 7 июля и провели зондирование побережья, а затем корабль работал к северу от острова. "Olga" вернулась в Германию 28 августа. Ее присутствие на архипелаге вызвало скандал в России, и в июле российский флот направил туда свой крейсер, чтобы заявить права России на острова. 4 октября 1898 "Olga" вернулась в службу охраны рыболовства в Северном море, но уже в том же месяце отправилась в учебный поход в Виго (Испания). 30 ноября, после возвращения в Германию, крейсер был выведен в резерв. В 1900 году корабль в артиллерийскую школу, и для этой цели в 1900-1901 гг. он был перестроен в учебное судно пулемётчиков на Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене. Тяжёлое вооружение было демонтировано, новая батарея состояла из двух 8,8-см и десяти 3,7-см пулеметов. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Корабль оставался на вооружении в этой роли до февраля 1905 года, когда его сменил легкий крейсер "Nymphe". Во время службы в качестве учебного артиллерийского корабля "Olga" принимала участие в ежегодных маневрах флота в августе-сентябре 1904 года. "Olga" была исключена из военно-морского реестра 29 марта (по др. данным 22 июня) 1905 г., продан на слом в марте 1906 за 136000 DM и разобран на металлолом в Гамбурге в 1908 г.
Первый заграничный поход, в Америку, 1883-1884. Корабль оставался на приколе до 2 октября 1883 г., когда его активировали для использования за границей. В то время глава адмиралтейства генерал Лео фон Каприви реализовал план, согласно которому сами немецкие колонии будут защищены канонерскими лодками в качестве стационеров, в то время как более крупные корабли, как правило, будут находиться в резерве, а небольшая их часть будет приписана к летучей эскадре, которая могла бы быстро реагировать на кризисы. "Sophie" покинула Вильгельмсхафен 14 октября в компании с корветом "Prinz Adalbert", направлявшимся в Средиземное море. 27 октября они достигли Генуи (Италия), где встретили авизо "Loreley". Там на борт подеялся кронпринц Фридрих Вильгельм и три корабля ушли в Испанию. По пути "Sophie" потеряла утлегарь во время шторма, а также ей пришлось брать "Loreley" на буксир.
Затем корвет отправился в Малое Попо, будущее Анехо (Того), где местный вождь организовывал нападения на немцев в этом районе и убедил нескольких других вождей присоединиться к нему в усилиях по изгнанию немцев. Штойбенраух провел переговоры с вождем и достиг подходящего соглашения, но аналогичные инциденты к Вайтерайзе у Большого Попо вынудили "Sophie" 2 февраля отправиться туда. Не все вожди согласились на урегулирование, едва "Sophie" покинула Малое Попо антигерманские действия возобновились. Об этом стало известно, когда корабль стал на якорь в Большом Попо. Из-за серьезности ситуации Штойбенраух проигнорировал приказ избегать боя и 5 февраля 1884 отправил на берег десант из 150 человек, чтобы защитить немецкий торговый пост в Малом Попо и арестовать враждебно настроенных вождей, которые были доставлены на борт "Sophie". Они торжественно обещали быть лояльными к немцам. 3 вождя были взяты на борт как заложники. Добравшись до Большого Попо, "Sophie" встретилась с британским корветом, на борту которого находился губернатор колонии Голд-Кост. Штойбенраух убедил британского губернатора в законности своих действий, а затем вступил в переговоры с вождём Большого Попо, которые прошли с 5 по 7 февраля, и стороны в конце концов достигли мирного решения. Затем "Sophie" направилась в залив Порто-Гранде, откуда Штойбенраух отчитался начальству о своей деятельности. Каприви похвалил Штойбенрауха за решительные действия и приказал корвету вернуться в Германию для ремонта. "Sophie" вернулась в Вильгельмсхафен 30 марта 1884. В качестве учебного корабля, 1884-1886. К маю 1884 года "Sophie" снова была готова к службе, теперь в качестве учебного корабля для кадетов, и ее назначили флагманом учебной эскадры. Командиром эскадры был контр-адмирал Викеде (Wilhelm von Wickede), а в состав эскадры также входили: корвет "Nymphe", старый парусный фрегат "Niobe" и бриги "Undine и Rover". Свой первый учебный поход "Sophie" начала 10 мая в Балтийском море вместе с остальной частью эскадры, а с 30 июня по 8 июля присоединилась к флоту для проведения малых маневров. К 13 августа она вернулась в Киль, а затем отправилась в Северное море для больших учений с флотом в составе отряда учебных судов. 3 сентября, когда корвет шёл от устья Везера до Вильгельмсхафена, между ним и судном спереди попытался пройти пароход Norddeutscher Lloyd "Hohenstaufen", но его капитан неправильно оценил расстояние, и в 13:40 протаранил "Sophie" в левый борт. Корвет был сильно повреждён, в корпусе образовалась большая пробоина от верхней палубы до уровня угольного бункера, но команда быстро остановила затопление. Броненосец "Württemberg" взял корвет на буксир и доставил обратно в Вильгельмсхафен. 16 сентября "Sophie" была выведена из эксплуатации для ремонта. Ремонт был завершен к апрелю 1885 года, 9-го числа корабль был вновь введен в строй и 12 мая в компании с корветом "Stein" отправился в очередной учебный рейс, в ходе которого корабли посетили несколько портов Скандинавии. С конца июля по 23 сентября "Sophie" была приписана к I дивизии учебной эскадры, с которой участвовала в ежегодных маневрах флота в Северном и Балтийском морях. 29 сентября 1885 корвет прибыл в Вильгельмсхафен и присоединился к эскадре под командованием коммодора Стензеля на Stein (+ Moltke и Ariadne) и 13 октября 1885 года они отправились в учебный поход в Вест-Индию, во время которого посетили различные порты. 27 марта 1886 г. корабли вернулись в Вильгельмсхафен, где эскадра была распущена, после чего "Sophie" прошла капитальный ремонт. Учения в 1886 году проходили по той же схеме, что и годом ранее: "Sophie" и "Stein" снова были назначены во временную учебную эскадру, но в этом году они отправились в Лиссабон (Португалия). Второй заграничный поход, в восточную Африку, Китай и на Самоа, 1886-1892. В Лиссабоне "Sophie" получила приказ присоединиться к постоянной заграничной эскадре крейсеров, которая в то время находилась в Германской Восточной Африке, под командованием коммодора Карла Эдуарда Хойснера. После обмена курсантов на обученных матросов со "Stein", 6 ноября 1886 корвет покинул Лиссабон и 14 декабря 1886 достиг Занзибара, где присоединился к эскадре. Эскадра должна была гарантировать переход отдельных занзибарских "окон побережья" под немецкое управление и вступление в силу заключенного в прошлом году торгового договора. "Sophie" с флагманом оставалась на Занзибаре, чтобы урегулировать разногласия с бин Саидом, а как только вопросы были решены, Кнорр рассредоточил свои корабли для патрулирования побережья колонии и проведения гидрографических работ. В марте 1887 года ввиду усиления напряженности в отношениях между Германией и Францией корабли отправились в Кейптаун, чтобы быть ближе к Западной Африке, где немецкие колонии соседствовали с французскими, а в середине апреля "Sophie" откомандировали из состава эскадры на Тихоокеанскую станцию. Она остановилась в Сиднее (Австралия), где приняла участие в чествовании 40 лет королевы Виктории на британском престоле и вновь присоединилась к прибывшей постоянной эскадре, с которой 3 августа 1887 покинула Сидней, с 19 августа по 21 ноября стояла в Апиа на Самоа. Гражданская война там все еще продолжалась, и набег сил малиетоа (вождя) Лаупепа на немецких граждан привел к объявлению войны намецкими силами. 25 августа Хойснер отправил на берег десантный корпус из 500 человек, чтобы занять правительственные здания на острове. Немцы также официально признали законным малиетоа Тамасезе. Лаупепа сдался немецким войскам, и его доставили на борту "Adler" в Куктаун (Австралия), где его передали на "Albatross", который доставил его в Камерун. В декабре 1887 "Sophie" начала круиз по архипелагу Бисмарка, часть немецкого протектората Германская Новая Гвинея, и 6 января 1888 года завершила поход в Гонконге, где её встретили стационеры Восточно-азиатской станции, канонерки "Wolf" и "Iltis". Там, в Гонконге, "Sophie" прошла капитальный ремонт, а 16 марта 1888 капитан корвета умер от тифа. К этому времени к "Sophie" вновь присоединилась эскадра крейсеров, и далее корабли вместе крейсировали в водах Восточной Азии. 7 марта 1888 "Bismarck" отправился в Нагасаки на капитальный ремонт, а 31 мая и "Sophie" стала на ремонт в Сингапуре. Пока работы завершалась, Хойснер получил приказ вести эскадру обратно в Германскую Восточную Африку, где произошло "арабское восстание" населения побережья, но без "Bismarck", потому 9 июня в роли флагманского корабля его временно сменила "Sophie". В Сингапуре 10 июня 1888 к эскадре присоединилась также прибывшая с островов Самоа "Olga". Эскадра, которая теперь состояла из однотипных "Sophie", "Carola" и "Olga", прибыла на Занзибар 29 июня 1888, но через два дня Хойснеру было приказано вернуться домой, поэтому "Sophie" убыла в Аден, где с 28 июля по 19 августа ждала прибытия нового командира эскадры, адмирала Карла Августа Дейнхарда, после чего отправилась в залив Манда в Восточной Африке. Она прибыла туда 30 августа 1888, и Дайнхард перенёс свой флаг на недавно прибывший из Германии корвет "Leipzig". 22 сентября 1888 "Sophie" обстреляла Микиндани (Кения) и Линди в Германской Восточной Африке. Там служащим DOAG удалось ускользнуть на лодках. 27 октября корвет высадил десант на берег в устье реки Кингани. На следующий день матросы вернулись на свой корабль, который через три дня отправился в Винди для очередной десантной операции. С 28 ноября по 1 декабря Дайнхард временно перешел на борт "Sophie", чтобы руководить блокадой побережья от канала Мафия до Кисвере. В конце года командование намеревалось отправить "Sophie" в Тихий океан, но повреждение машины, полученное на обратном пути из Адена, мешало столь длительному путешествию, поэтому вместо нее была отправлена "Olga". В середине января 1889 года "Sophie" отправилась в Дар-эс-Салам, где 25 января 1889 при попытке высадить отделение солдат морской пехоты для охраны городка вступила в тяжелый бой, 3 марта произошёл бой с участием десантных групп крейсеров "Leipzig" и "Sophie" в Багамойо. Лейтенант-цур-зее S. von Bredow с "Sophie" арестовал "вали" (губернатора) в Линди. Состояние здоровья экипажа в Дар-эс-Саламе неуклонно ухудшалось. Старший офицер и командир десантной группы капитан-лейтенант Ландферманн умер от теплового удара, а командир корабля заболел, что вынудило временно принять командование старшего офицера с "Leipzig", пока новый капитан находился в пути. Когда в марте 1889 года циклон фактически уничтожил станцию Южного моря, потопив две канонерские лодки и тяжело повредив "Olga", командование приказало "Sophie" покинуть Восточную Африку и срочно идти туда на замену. Через три дня после того, как 2 апреля прибыл новый командир корабля, "Sophie" вышла в море, но вынуждена была остановиться в Порт-Луи (Маврикий), чтобы отремонтировать гребной винт. Корвет прибыл в Апиа 25 июня 1889, где встретил единственный другой немецкий военный корабль в Тихом океане, канонерскую лодку "Wolf", которая вернула Малиетоа Лаупепа из ссылки. "Sophie" салютовала, приветствуя его возвращение к власти в качестве правителя Самоа.
Как учебный корабль, 1898-1899.
Корабль ещё долго стоял в резерве, до 21 мая 1908 года, когда был вычеркнут из списка военных кораблей и впоследствии использовался как жилой блокшив (плавказарма) в Вильгельмсхафене. 1 августа 1914 года, после начала Первой мировой войны, он был переведён на остров Гельголанд и оставался там до 1916 года, когда его отбуксировали в Эмден, где он использовался как плавказарма при 2-й флотилии подводных лодок. После войны, 7 июля 1920 года корпус был продан и в следующем году разобран в Гамбурге.
Первый заграничный поход, в Южную Америку и Тихий океан, 1883-1886. 17 мая 1983 г. "Marie" покинула Вильгельмсхафен, направляясь в Южную Америку на замену корвета "Moltke". 9 июля в Рио-де-Жанейро крейсер встретил канонерскую лодку "Albatross" и продолжил путь в Пунта-Аренас в Чили, где 2 июня встретился с "Moltke". Затем "Marie" отправилась на о. Южная Джорджия, но была повреждена сильным штормом, потеряв две шлюпки, что заставило её зайти для ремонта в Порт-Стенли на Фолклендских островах. 23 августа она смогла продолжить путь, и 1 сентября добралась до гавани Мольтке на восточной стороне острова. Там крейсер принял на борт членов немецкой экспедиции первого Международного полярного года, которая была доставлена на остров годом ранее. Приняв учёных с оборудованием, 6 сентября корабль отправился в Монтевидео (Уругвай), куда прибыл 25 сентября, и передал ученых на парохода HSDG "Persepolis", который доставил их обратно в Германию. 10 октября "Marie" покинула Монтевидео и прошла через Магелланов пролив в Тихий океан. 20 ноября она добралась до Вальпараисо, где застала последствия войны между Перу и Боливией с одной стороны, и Чили - с другой. Чили и Перу подписали мирный договор ещё 20 октября, но "Marie" оставалась в этом районе до января 1884 года, когда вышла в вояж по южноамериканским портам на север вдоль западного побережья континента до Пуэрто-Сан-Хосе (Гватемала). 17 сентября 1884 г. в Кальяо (Перу), крейсер получил приказ идти на Самоа в центральной части Тихого океана. Он должен был пополнить немецкие силы в Тихом океане, чтобы защитить от возможных британских претензий землю Кайзера Вильгельма на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. "Marie" достигла Апиа 30 октября, и её присутствие помогло принудить короля Самоа разрешить гамбургской торгово-промышленной компании контролировать самоанское казначейство и полицию. Крейсер оставался там до 14 ноября, когда отправился в рейс в Меланезию - колониальные владения Германии в западной части Тихого океана. Там он встретился с корветом "Elisabeth" и канонеркой "Hyane". "Marie" заняла место в Матупи в Ной-Поммерне вместо "Elisabeth", который направился в воды Восточной Азии. Во время похода в Новый Мекленбург, 26 ноября 1884 г. "Marie" выскочила на риф. Экипаж три дня разгружал корабль, прежде чем он смог сойти на чистую воду. Корабль был сильно поврежден: руль был сломан, гребной винт и вал были неработоспособны, а кормовые отсеки были затоплены. 4 января 1885 года он перешёл в гавань на близлежащем острове Нуса для временного ремонта. Пока велись работы, на одной из шлюпок была отправлена группа из 12 человек, чтобы передать новости об аварии на остров Миоко (около 200 миль). Через два дня они встретили "Hyane", которая отправилась в Нусу, чтобы помочь с ремонтом. 1 февраля к ним присоединился также пароход "Samoa" с грузом продовольствия. К 7 марта "Marie" снова могла выйти в море, и начала переход в Австралию в компании с "Hyane", которая в пути должна была взять крейсер на буксир. 16 апреля корабли добрались до залива Кеппел, где их уже ожидал корвет "Stosch", чтобы отвести "Marie" в Сидней для дальнейшего ремонта, который длился с 6 мая по 29 сентября. Выйдя из сухого дока, крейсер немедленно отправился обратно в Германию, чтобы не нагружать поврежденный корпус, и прибыл в Вильгельмсхафен 9 февраля 1886 года, где был выведен из эксплуатации для капитального ремонта. Второй заграничный поход, в Южную Америку и Китай, 1892-1895.
Как и в 1884 году, крейсер посетил порты западного побережья Южной Америки, и оставался в этом районе до января 1894 года. Вспышка восстания флота в Бразилии побудила отправить "Marie" туда, где она присоединилась к корветам "Alexandrine" и "Arcona". C 25 января по 8 февраля 1894 "Marie" находилась в Пуэрто-Монт (Чили), затем вокруг мыса Горн направилась на север в Бразилию. 24 февраля она встретила "Arcona", и три корвета оставались в Бразилии до апреля, когда были отправлены в Восточную Азию, в связи с растущей напряженностью между Китаем и Японией по поводу Кореи. 8 мая "Marie" покинула Рио-де-Жанейро, но в июне ей пришлось остановиться в Порт-Монт из-за проблем с машиной, что задержало прибытие кораблей в Кальяо до 12 июля. Три корабля оставались там до 15 августа, к этому времени разразилась первая китайско-японская война. Затем корабли пересекли Тихий океан и в конце сентября достигли Иокогамы. "Marie" самостоятельно перешла к Таку, а затем посетила другие порты в Желтом море. Пока корабли находились в Чифу, 25 ноября была вновь организована Станция Восточной Азии, флагманом которой стала "Arcona". В середине февраля 1895 года для укрепления подразделения прибыл новый крейсер "Irene". Тем временем японские войска высадились на полуострове Шаньдун в Китае, а военные корабли нескольких европейских держав собрались, чтобы отправить на берег десантные партии для защиты своих граждан в этом районе. "Marie" тоже участвовала в этой операции, хотя ее люди вернулись на борт к 12 февраля. В июне прибыл новый крейсер "Prinzess Wilhelm", позволив "Marie" отправиться домой в Германию. В середине июня она зашла в Сингапур, пересекла Индийский океан, вошла в Красное море и прошла через Суэцкий канал. 21 июля в Порт-Саиде крейсер получил приказ присоединиться к посланной в Танжер (Марокко) корабельной группе, которая должна была обеспечить там осуществление требований Берлина после убийства 2 немецких торговых агентов. Он присоединился к флотилии 8 августа в Танжере. 20 августа власти Марокко согласились на требования, и остальные три корабля отряда ушли, оставив "Marie", для контроля. Когда в начале сентября 1895 г. вопрос был урегулирован, "Marie" тоже ушла, и прибыла в Киль 16 сентября. Там она была выведена из эксплуатации, а 9 апреля 1897 года была зачислена в учебное подразделение резерва. Однако из-за высоких необходимых затрат, планируемое переоборудование в учебный артиллерийский корабль не производилось, и в конечном итоге 29 октября 1904 года крейсер исключили из военно-морского регистра, и в 1909 продали на слом в Штеттине за 116000 M.
|