ОглавлениеКрейсера → Корветы типа "Carola"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

корветы с открытой палубой (Glattdeckskorvetten, Kreuzerkorvetten) типа

 Carola 


Германия, 1881-1882 гг. 4 ед. (проект 1875 г.)

Augusta 

*
Carola
*
Olga
*
Sophie
*
Marie
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Carola <A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 87, "Korvette E". кон. 1879 с 1893 учебно-артиллерийский корабль; 4.10.1905 исключён, 02.1906 продан на слом.
27.11.1880
1.09.1881
2 Olga <A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 88, "erzatz Augusta". кон. 1879 с 1889 в резерве, 1890 - 1892 модернизирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, с 1893 учебный корабль для юнг, в 1897-1898 использовался как корабль Службы охраны рыболовства, в 1900 - 1901 модернизирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, учебный корабль скорострельной артиллерии, 22.06.1905 исключён, 03.1906 продан на слом в Гамбурге.
11.12.1880
10.09.1881
3 Sophie <Kaiserl. Werft>, Данциг, "Korvette F". 01.1880 с 1884 учебный корабль для кадетов, с 21.05.1908 плавучая казарма в Вильгельмсхафене, с 1.08.1914 на о. Гельголанд, с 1916 в Эмдене, 7.07.1920 продан в Берлин, в 1921 слом в Гамбурге.
20.08.1881
10.08.1882
4 Marie <Reiherstieg>, Гамбург, стр. № 332, "erzatz Vineta". 1880 с 1895 учебный корабль, 29.10.1904 исключён, в 1909 продан на слом в Штеттине.
10.11.1881
12.09.1882
ТТХ
  Carola Olga Sophie Marie
Водоизмещение нормальное 2147 т
полное 2424 т
регистровое 1278 брт, 575 нрт.
Размерения длина ВЛ 70,6 м
полная 76,35 м
ширина 12,5 м
осадка носом 4,98 м
кормой 6,08 м
высота борта 6,98 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 5,02 м 1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 4,7 м
1 МО 1 горизонтальная 3-цилиндровая ПМ двойного расширения 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ двойного расширения
2 КО 8 цилиндрических ПК "F. A. Egells", Берлин-Моабит (16 топок, 5 атм., 784 м²) 6 цилиндрических ПК "Märkisch-Schlesischer Maschinenbau & Hütten A. G", Берлин, (12 топок, 5 атм., 636 м²)
мощность проектная 2100 л.с.
паруса барк, 1134 м²,
на Olga в 1889, на Carola в 1893: демонтированы.
Ходовые данные скорость номинальная 13,5 уз.
на испытаниях 13,7 уз. при 2367 л.с. / 109 об/мин. 13,9 уз. при 2399 л.с. / 106 об/мин. 14,0 уз. при 2156 л.с. / 98 об/мин. 14,0 уз. при 2129 л.с. / 98 об/мин.
запас топлива 297 (Carola 218) / до 350 т. угля
дальность плавания на 10 уз. 3420 миль
на 14 уз. 1380 миль
Экипаж штат 269 чел. (25 офицеров, 244 нижних чинов)
как на учебных кораблях 256 чел. (10 офицеров, 246 нижних чинов 275 чел. (10 офицеров, 265 нижних чинов 298 чел. (13 офицеров, 285 нижних чинов (из них 150 юнг)
Дополнительные данные корпус железно-стальной корпус с цинковой обшивкой днища на тиковой подкладке, набор по поперечной схеме, 9 отсеков, двойное дно только под машинным отделением.
электроснабжение 1 динамо-машина, 2 кВт, 55 В
позже 2 динамо-машины, 25 кВт, 67 В позже 1 динамо-машина, 12 кВт, 67 В    
управление 1 руль
плавсредства 2 паровых катера, 2 катера, 2 яла, 1 шлюпка 1 паровой катер, 1 баркас, 2 катера, 2 яла, 2 шлюпки.
кренящий момент 2285 мт
цена 2 млн. 192 тыс. M 2 млн. 276 тыс. M 2 млн. 343 тыс. M ?
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально как учебные
Carola с 1893 Olga с 1901
10-150 мм/22 [1000 снарядов], 500 м. 4...6-150 мм/22 ------
2-105 мм/35
2-87 мм/24 [200 снарядов] (на Marie и Sophie 88 мм/30) 2-88 мм/30
6-37 мм револьверных пушек Гочкиса (на Marie и Sophie сперва по 10) 2-55 мм/40 ------
2-8 мм пулемёта --- 10 пулемётов
на Carola c 1886: 1 торпедный аппарат ---  
сперва без прожекторов, позже 1 прожектор 2 прожектора



 

Эскизный проект этой серии "открытых" железных корветов с парусным вооружением барка был разработан ещё в 1875 г. как развитие типа "Ariadne/Freya", поэтому, несмотря на введение прогрессивных машин типа "компаунд", корабли устарели еще до закладки. "Carola" и "Olga" имели по две дымовых трубы, другие два - по одной. Все корабли имели медно-тиковое покрытие днища, артиллерия находилась на главной палубе. Временно также обозначались как корабли IV ранга. Предназначались для патрулирования колониальной империи и защиты экономических интересов Германии во всем мире.

Имели посредственную мореходность, испытывали сильную, хотя и плавную, килевую и бортовую качку, несли много парусов. Под парами при волнении сильно теряли скорость, хорошо маневрировали и управлялись под парами, под парусами ещё лучше.

Все сначала были без прожекторов. Позже "Carola" получила площадку на мачте с 1 прожектором и ещё 2 на крыше переднего мостика, на "Olga" в 1890 прожектор был установлен только на фок-мачте, а также сигнальные штанги длиной 10 м на каждой мачте. В 1900-1901 при перестройке в учебный корабль на нём были установлены автоматические пушки на боевых марсах и увеличены кубрики.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

Carola   Olga   Sophie   Marie

 

S.M.S. Carola

Корабль был заложен в конце 1879 г. на верфи Vulcan в Штеттине под индексом "корвет E", спущен на воду 27 ноября 1880 и назван "Carola" в честь тогдашней королевы Саксонии. После завершения отделочных работ 1 сентября 1881 года корвет был сдан флоту и приступил к ходовым испытаниям. Первым командиром корвета стал будущий адмирал Гвидо Кархер.

Первый заграничный поход, 1882-1883.

Испытания провели по сокращённой программе всего за две недели, так как корабль был срочно необходим для защиты интересов Германии в центральной части Тихого океана. "Carola" покинула Киль 18 октября 1881 и направилась в Австралию; оттуда она направилась на север, в Апиа на Самоа, где 15 апреля 1882 года сменила канонерскую лодку "Möwe". После прибытия "Carola" с консулом Германии на Самоа отправилась в тур по островам, чтобы встретиться с вождями Самоа Малиетоа Лаупепа и Тупуа Тамасесе Титимеа. Она совершила посетила Тонгу, Новую Зеландию и острова Общества. На последнем архипелаге матросы корвета помогали тушить пожар в Папеэте на острове Таити.

"Carola" вернулась в Апиа, где к ней присоединилась канонерская лодка "Hyäne" и 22 ноября вместе они отправились в поход к архипелагу Бисмарка. По пути "Carola" самостоятельно посетила Тувалу и острова Картерет, прежде чем присоединиться к "Hyäne" в гавани Матупи. Корабли проследовали к островам Хермит, где местные жители убили двух немцев и девять местных сотрудников немецкой компании, с приказом наказать виновных. Они отправили на берег десант, но убийцы уже скрылись на другом острове. После обширных поисков, в ходе которых были разрушены местные фермы и хижины, немцы захватили двух мужчин, причастных к убийствам, оба были казнены. Затем корабли вернулись в Матупи и 16 января 1883 года "Carola" ушла в Сидней (тогда британская Австралия), по пути остановившись на островах Герцога Йоркского. Затем "Carola" направилась на остров Бука в поисках пропавшей французской экспедиции, но никого там не нашла. Корвет оставался в Буке с 20 по 24 января 1883, бросив якорь в ранее не использовавшейся гавани, которая была названа «Гавань Королевы Каролы» в честь тезки корабля.

После этого "Carola" вернулась в Сидней, где с 11 февраля по 19 марта 1883 года прошла капитальный ремонт. Она прибыла в Апиа 8 мая, откуда получила приказ возвращаться в Германию. Неделю спустя, когда в Апиа пришла "Hyäne", "Carola" с консулом на борту отправилась в путешествие по Полинезии и Меланезии, которое завершилось в начале августа в Матупи. Там она оставила консула и 4 августа 1883 направилась домой. Находясь в Кейптауне, "Carola" получила приказ отправиться в юго-западную Африку, где купец Адольф Людериц недавно приобрел полосу территории вокруг Ангра Пекена. Корвет достиг бухты 18 августа, став первым немецким военным кораблем, прибывшим в место, которое вскоре стало колонией немецкой Юго-Западной Африки. "Carola" прибыла в Киль 1 ноября 1883, где ее проинспектировал генерал Лео фон Каприви, новый начальник Императорского адмиралтейства. Затем корабль был выведен из эксплуатации.

Пока "Carola" более двух лет находилась в резерве, на ней был установлен торпедный аппарат.

Второй заграничный поход, 1886-1891.

4 мая 1886 г. крейсер был повторно введен в строй для службы в Тихом океане. Он вышел в поход 17 мая, прошёл Суэцким каналом и 26 июля достиг Сингапура. Оттуда он отправился в Гонконг, где 14 августа встретился с немецкой постоянной заграничной крейсерской эскадрой, состоявшей на тот момент из крейсера-фрегата "Bismarck", флагмана контр-адмирала Эдуарда фон Кнорра, и крейсера-корвета "Olga". 21 августа корабли разошлись по разным портам, чтобы показать флаг. "Carola" с "Bismarck" отправились в Порт-Артур (Китай). После нескольких случаев заболевания сыпным тифом среди членов экипажей эскадры корабли ушли в Нагасаки, где лечили больных членов экипажа. Находясь в Нагасаки, Кнорр получил приказ вернуться в Восточную Африку. Эскадра должна была гарантировать переход отдельных занзибарских "окон побережья" под немецкое управление и вступление в силу заключенного в прошлом году торгового договора. По пути "Carola" пришлось остановиться в Сингапуре, чтобы отремонтировать двигатели. Она догнала "Bismarck" и "Olga" на Занзибаре в конце декабря. Кнорр послал "Olga", "Carola" и "Hyäne" в Виту, чтобы поднять там немецкий флаг, а затем в Кисмайю, где приняли на борт арестованного убийцу немецкого исследователя Юльке. Как только эти вопросы были решены, Кнорр рассредоточил свои корабли для патрулирования побережья колонии и проведения гидрографических работ.

1 марта 1887 года эскадра получила приказ вернуться в центральную часть Тихого океана, но прежде чем корабли смогли уйти, они были временно перенаправлены в Кейптаун, ближе к Западной Африке, где с 15 марта должны были ожидать дальнейших приказов из-за возможности войны с Францией, поскольку там немецкие колонии соседствовали с французскими колониями. Пока они ждали окончания кризиса, 15 апреля на смену Кнорру в качестве командира эскадры прибыл капитан-цур-зее Карл Эдуард Хойснер, а "Carola" снова посетила Ангра Пекена. 7 мая эскадре было приказано продолжить плавание в южную часть Тихого океана. Они прибыли в Сидней в начале июня, где встретили стационер южного моря "Albatross", который возвращался из Апиа в Германию из-за проблем с двигателем, а затем к эскадре присоединился и активный стационер с Апиа - канонерская лодка "Adler". Пока с 9 июня по 3 августа корабли проходили капитальный ремонт, матросы с "Carola" приняли участие в параде, посвященном празднованию 40-летия британской королевы Виктории на престоле. Выйдя из сиднейского сухого дока, 3 августа три корвета отбыли на Самоа, куда прибыла шестнадцать дней спустя, чтобы наказать Малиетоа (вождя) Лаупепа за набег на немецких граждан. 25 августа Хойснер отправил на берег десантный корпус из 500 человек, чтобы занять правительственные здания на острове. Немцы также официально признали законным малиетоа Тамасезе.

Лаупепа сдался немецким войскам, и на борту "Adler" его отправили в Куктаун (Австралия), где передали на "Albatross", который доставил его в Камерун. "Olga" и "Adler" были оставлены в Апиа, а "Bismarck", "Carola" и "Sophie" отправились в Кайзер-Вильгельмсланд. Затем эскадра совершила круиз в водах Восточной Азии, а 6 января 1888 года корабли прибыли к Восточно-азиатской станции в Гонконге, где их встретили канонерки "Wolf" и "Iltis" и до мая 1888 года посетили несколько портов.

В мае 1888 Хойснер получил приказ вести эскадру обратно в Восточную Африку, где произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание"), которое быстро распространилось по всему побережью. Стоящему в ремонте "Bismarck" было приказано вернуться в Германию, а его место в качестве флагмана эскадры заняла "Sophie". "Carola" задержалась в Сингапуре из-за проблем с двигателем, что потребовало ремонта, который продлился до 26 июня. Тем не менее задержка дала время присоединиться к эскадре корвету "Olga", прибывшему с островов Самоа.

В конце июля 1888 "Carola" отправилась в Уолфиш-Бей в немецкой Юго-Западной Африке, поскольку поползли слухи, что было запланировано местное восстание. Однако в колонии ничего не происходило, и проведя обследование залива, "Carola" вернулась в Восточную Африку. В августе Хойснер 1888 был отозван из Занзибара в Германию, и его заменил контр-адмирал Карл-Август Дайнхард, прибывший на борту корвета "Leipzig", взявшего на себя роль флагмана эскадры. 19 августа "Carola" нанесла удар по Пангани и высадила отделение солдат морской пехоты. Затем корабли эскадры были задействованы для пресечения работорговли между Центральной Африкой, Занзибаром и Аравией, выполняя самостоятельные походы. 6 ноября "Carola" вернулась к эскадре на Занзибаре, и вновь приступила к операциям на побережье.

С началом блокады в декабре 1888 усиленные войска Бушири Бин-Салима напали на Багамойо. 5/6 декабря там шли тяжелые бои, 24 и 27 декабря "Carola" с моря обстреливала Винди и отправила морских пехотинцев на берег. В процессе было захвачено доу (местный тип парусного судна) с 78 рабами на борту. Экипаж доу, который не был знаком с выкрашенным в черный цвет немецким военным кораблем, подумал, что это британское судно (которые были тогда окрашены в белый цвет). Полагая, что оно не представляет угрозы, они подплыли близко к "Carola", что позволило легко захватить корабль работорговцев. В дальнейших операциях вокруг Багамойо десантная группа "Carola" захватила пару полевых орудий, использовавшихся повстанческими силами.

В начале января 1889 эскадра усилилась крейсером "Schwalbe" и посыльным судном "Pfeil", в то время, как "Olga" вернулась в Апиа. В составе сил майора Германа Виссмана 27 марта 1889 года моряки "Carola" приняли участие в оккупации Кундучи при подавлении восстания Абусири. 8 мая десантная часть "Leipzig", "Carola" и "Schwalbe" участвовала в штурме лагеря Бушири у Багамойо.

14 мая 1889 "Carola" отправилась в Маэ на Сейшельских островах, так как значительная часть ее команды заразилась дизентерией и нуждалась в отдыхе и восстановдении. Корвет вернулся в воды Восточной Африки 11 июня 1889 и принял участие в поисках трех пароходов, посланных для поддержки войск Виссмана. Корабли были обнаружены в Кисмайо 15 июня, и "Carola" сопроводила их на Занзибар. 8 июля 1889 при участии десантных частей "Leipzig", "Carola", "Schwalbe", "Möwe" и "Pfeil" был захвачен Пангани, а через 2 дня с помощью тех же сил Танга.

В июле 1889 "Carola" отправилась в Аден, где часть ее экипажа была заменена. Эатем на ремонт и отдых в Кейптаун отправился флагманский корабль "Leipzig". Во время отсутствия шефа эскадры его функции с 13 августа по 10 ноября 1889 исполнял командир "Carola", корветтен-капитан Валетте, поскольку он оставался самым старшим офицером в этом районе. 8 ноября при участии десантных частей "Carola", "Schwalbe" и "Sperber" был захвачен Саадани. 10 ноября 1889 "Carola" ушла в Бомбей для капитального ремонта и вернулась на Занзибар 17 февраля 1890 года. "Carola" вернулась к операциям против повстанцев в Восточной Африке, и ими снова руководил Валетте, в качестве исполняющего обязанности, 28 марта 1890 обстреляв Килву Кисивани и в период с 1 по 4 мая отправив войска на берег для захвата города. Она поддерживала захват Линди 10 мая. В это время, 10 июня 1890 был подписан приказ о введении для кораблей в заграничном плавании белой окраски (как у англичан). В середине июля 1890 блокада морской торговли была снята, сопротивление местного населения было по большей части сломлено. Это повлекло значительное сокращение заданий для крейсерской эскадры и часть кораблей была отпущена. С 11 августа по 17 сентября 1890 экипаж "Carola" снова отдыхал на Маэ, а 29 сентября 1890 произошло формальное окончание боевых действий. Немецкая империя приняла на себя права DOAG, которое после этого ограничивалось ролью владельца плантаций и торговых предприятий. Занзибар объявлялся под британским покровительством и присоединялся к британской колониальной империи. 9 октября экипаж "Carola" присутствовал при установке памятника солдатам, погибшим в боях у Танги. Ближе к концу года "Carola" была отозвана в Германию. 13 января 1891 года эскадра крейсеров была расформирована, 20 января 1891 "Carola" покинула Занзибар и по прибытии в Германию была встречена кайзером Вильгельмом II на борту авизо "Greif".

В качестве учебного корабля, 1893-1905.

Поскольку к этому времени корвет устарел как военный корабль, адмиралтейство решило переоборудовать его в учебно-артиллерийский корабль. Учебного корабля "Mars" уже не хватало для этой задачи, так, как из-за принятия на вооружение бездымного пороха и скорострельных орудий требовалось больше времени на обучение, чем для оружия старого образца. "Carola" отправили для переоборудования на Императорскую верфь в Данциге. Ренгоут и такелаж были заменены на две тяжелые мачты с боевыми марсами и прожекторными площадками, 15-см орудия были усилены щитами для защиты расчётов, добавлены новые 10,5-см, 8,8-см и 5-см орудия, чтобы имелись пушки четырёх разных типов. Торпедный аппарат был демонтирован. "Carola" вернулась на службу в своей новой роли в 1893 году и первоначально служила в Балтийском море. Она ходила либо одна, либо с тендером "Hay", либо с "Mars", который к тому времени использовался для обучения артиллерийских офицеров. Периодически "Carola" также участвовала в маневрах с остальным флотом.

Со 2 января по 15 марта 1894 г. "Carola" стояла с сокращенным экипажем. В сентябре того же года ей пришлось отправиться в сухой док в Киле для ремонта двигателей. Затем корабль выводился со службы на зиму и стоял с сокращенным экипажем с 12 ноября 1894 г. до середины февраля 1895 г. и с 13 декабря 1895 г. до конца февраля 1896 г. Во время осенних манёвров флота 1896 года корабль входил в группу разведывательных кораблей. В 1897 г. "Carola" и "Mars" некоторое время служили кораблями-мишенями для флота в Северном море, но в остальном в этом, 1898 и 1899 годах как обычно тренировали артиллеристов. В сентябре 1899 года "Carola" поврдила руль, что потребовало ремонта в Киле. Когда после аварии в 1900 г. "Mars" был снят с вооружения, "Carola" была вынуждена взять на себя и его функции, пока 31 октября не вернулась на службу в качестве учебного артиллерийского корабля "Olga", уменьшив нагрузку. В 1902 году "Carola" прошла капитальный ремонт на Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене . В следующем году в Зондербурге было создано военно-морское артиллерийское училище, и "Carola" перебазировалась туда, действуя в водах у Альсена и два года прошли без происшествий. Последний раз "Carola" оперировала с флотом во время осенних маневров 1904 года, а 10 января 1905 года (по др. данным 4 октября 1905) корабль был списан и исключен из военно-морского реестра. В феврале 1906 он был продан на слом за 136000 DM и в том-же году разобран в Гамбурге.

командиры "Carola"
09.1881 - 11.1883 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Gwido Karcher
05.1886 - 06.1888 корветтен-капитан Ernst Aschmann
06. 1888 - 03.1889 корветтен-капитан von Raven
03. 1889 - 04.1891 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Valette
03 - 05.1893 корветтен-капитан Brinkmann
05 - 07.1893 капитан-цур-зее Valette
07 - 10.1893 корветтен-капитан da Fonseca-Wollheim
10.1893 - 04.1894 корветтен-капитан Hellhoff
04 - 09.1894 корветтен-капитан Goetz
04.1894 - 03.1896 корветтен-капитан von Halfern
03. 1896 - 01.1897 корветтен-капитан Palmgrên
01 - 03.1897 капитан-лейтенант von Burski
03. 1897 - 05.1898 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Walther
05.1898 - 03.1899 корветтен-капитан Gerstung
03. 1899 - 09.1901 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Engel
09.1901 - 04.1902 корветтен-капитан von Burski
05 - 09.1902 капитан-лейтенант Pindter
09.1902 - 09.1904 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Koch
09.1904 - 01.1905 корветтен-капитан Scheidt

 

 

 

S.M.S. Olga

Корабль был заложен в конце 1879 года на императорской верфи в Данциге вторым в серии, для замены деревянного корвета "Augusta". Спущен на воду 11 декабря 1880 г. и назван в честь королевы Вюртемберга. Речь на церемонии спуска произнес контр-адмирал Карл Фердинанд Батч. 10 сентября 1881 г. корабль вступил в строй и начал ходовые испытания, а 9 января 1882 г. был объявлен готовым к службе.

Первый заграничный поход, в Америку, 1882-1884.

1 октября 1882 г. "Olga" была назначена на станцию в Южной Америке. Корвет покинул Киль 14 октября с принцем Генрихом Прусским на борту в качестве вахтенного офицера, тогда в звании лейтенанта-цур-зее. Батч, который к этому времени получил звание вице-адмирала, сопровождал крейсер в Балтийском море на борту буксира верфи "Notus" (бывший миноносец). "Olga" остановилась в британском Плимуте, где принц Генрих навестил свою бабушку, королеву Викторию. Сильные штормы задержали отход из Плимута до 23 октября, и "Olga" прибыла в Бриджтаун на Барбадосе 3 декабря 1882. С 16 января по 11 февраля 1883 года корвет находился в Порт-оф-Спейне (Тринидад и Тобаго). В этот период капитан корабля и принц Генрих зафрахтовали пароход "Arthur" для исследования реки Ориноко в Венесуэле. После этого "Olga" посетила порты Венесуэлы и Бразилии. В Рио-де-Жанейро корабль удостоился посещения императора Бразилии Педро II. В обратный путь в Германию корвет вышел 5 января 1884 года, по пути из-за урагана ему снова пришлось остановиться в Плимуте. Пока корабль находился на ремонте, принц Генрих отправился в Лондон, снова навестить королеву Викторию, на этот раз в сопровождении Георга Герберта Мюнстера, посла Германии в Великобритании. Когда они находились на вокзалах Паддингтон и Виктория, под сиденье принца Генриха были заложены бомбы, но обе они не взорвались. По прибытии в Киль 13 марта корабль встретил начальник адмиралтейства Лео фон Каприви на борту броненосца "Hansa" и брат принца Генриха, кронпринц Вильгельм, будущий император, на борту "Notus".

Второй заграничный поход, в западную Африку, 1884-1885.

В августе 1884 г. адмиралтейство планировало использовать "Olga" в учебных целях и корвет принял участие в осенних манёврах 1884 в составе II дивизии, но беспорядки в немецкой колонии Камерун потребовали формирования западноафриканской эскадры, приказ на формирование которой был отдан адмиралтейством 17 сентября 1884 года. В эскадру вошли "Bismarck", "Gneisenau", "Ariadne" и "Olga", которая для этого 1 октября была зачислена на службу. Командующим эскадрой назначили контр-адмирала Эдуарда фон Кнорра, 15 октября он поднял флаг на "Bismarck". Для снабжения эскадры в труднодоступном районе без портовых сооружений флот приобрел пароход "Adler" в качестве тендера и госпитального судна. Четыре корвета и транспорт покинули Германию 30 октября.

По пути поступили сообщения, что ситуация в Западной Африке успокоилась, поэтому во время пребывания в Сан-Висенте в ноябре "Ariadne" отправили в Либерию и Французскую Гвинею, а в начале декабря "Gneisenau" - в Восточную Африку. Оставшиеся "Bismarck" и "Olga" достигли реки Вури 17 декабря 1884 и 18 декабря бросили якорь у Дуалы. Незадолго до их прибытия две антинемецкие группы сожгли деревню прогерманского племени.

Кнорр решил вмешаться немедленно и 20 декабря 1884 отправил на берег десант из примерно трехсот человек с "Bismarck" и "Olga", чтобы арестовать вождей антинемецких племен и разрушить их деревни. Войска с "Bismarck" имели с собой пару полевых орудий, одно калибра 8,8 см, а другое — 3,7 см. Они высадились к северу от Хикоритауна, а люди с "Olga" сошли на берег к югу от деревни с одним 8,8-сантиметровым орудием. Немцы пробились в город, вынудив местные силы отступить в мангровые заросли, где их было нелегко преследовать. Пока шла эта операция, Кнорр получил известие, что другие враждебно настроенные местные жители напали на торговый пост Jantzen & Thormählen в Джосс-Тауне (Йоссплатте) и захватили местного менеджера компании Пантениуса, который позже был убит. Кнорр отправил "Olga" вверх по реке для обстрела позиций противника, и 22 декабря 1884 десантные группы вернулись на свои корабли, потеряв одного человека убитым из команды "Olga" и восемь ранеными на оба корабля.

"Bismarck" и "Olga" оставались в этом районе до января 1885 года, когда беспорядки утихли. В марте немцам удалось заставить местных правителей выдать убийцу менеджера Янцена и Тормелена, которого они казнили. После окончания боевых действий "Olga" провела обследование реки Вури. В начале февраля 1885 года её отправили для подавления беспорядков в Того, а в середине марта она вернулась в Камерун. 31 марта 1885 года на смену "Olga" прибыла канонерская лодка "Habicht" и 2 апреля 1885 корвет был выведен из состава эскадры и направился в Германию, прибыв в Киль 25 мая.

После прихода "Olga" отправилась на верфь на капитальный ремонт, а затем продолжила службу в качестве учебного корабля, сначала в водах Германии, а затем в учебной эскадре со "Stein".

Третий заграничный поход, в восточную Африку, Китай и на Самоа, 1885-1889.

14 сентября 1885 "Olga" снова была назначена на африканскую станцию. На этот раз эскадра была отправлена в Германскую Восточную Африку. "Olga" покинула Германию 29 октября и 29 декабря прибыла в воды Восточной Африки, встретив "Bismarck" — флагманский корабль адмирала Эдуарда фон Кнорра. Уже 9 января 1886 года перефомированной постоянной крейсерской эскадре было приказано уйти из Африки в центральную часть Тихого океана. Пока эскадра находилась в Австралии, прибыв в Сидней 28 февраля, "Olga" отделилась и самостоятельно обследовала побережье Нового Мекленбурга. 23 июля корабли собрались в Гонконге, где прошли текущий ремонт. 21 августа 1886 года корабли разошлись по разным портам, чтобы показать флаг в водах Восточной Азии. После нескольких случаев заболевания сыпным тифом, корабли ушли в Нагасаки, где лечили больных членов экипажа. Там в декабре 1886 Кнорр получил приказ вернуться в Восточную Африку, чтобы осуществить окончательное урегулирование границ. Эскадра должна была гарантировать переход отдельных занзибарских "окон побережья" под немецкое управление и вступление в силу заключенного в прошлом году торгового договора.

Эскадра прибыла 25 декабря 1886, и в январе 1887 года Кнорр послал "Olga", "Carola" и "Hyäne" патрулировать побережье Витуланда и поднять немецкий флаг в заливе Манда (на территории нынешней Кении). Корабли заставил выдать убийц исследователя Карла Людвига Юльке и "Olga" доставила их из Кисмайо на Занзибар. Как только эти вопросы были решены, Кнорр рассредоточил свои корабли для патрулирования побережья колонии и проведения гидрографических работ.

Эти операции были прерваны в начале 1887 года, когда усиление напряженности в отношениях между Германией и Францией побудило адмиралтейство отдать приказ эскадре Кнорра отправиться в Кейптаун, где она будет ближе к Западной Африке, где немецкие колонии соседствовали с французскими. Там они с 15 марта по 7 мая 1887 ждали дальнейших приказов, которые могли поступить в случае войны между двумя странами, пока напряженность не утихла. В этот период, 15 апреля, Кнорр передал командование эскадрой капитану цур Зее Карлу Эдуарду Хойснеру, который также сделал "Bismarck" своим флагманом.

После того, как ситуация успокоилась, 7 мая 1887 Хойснер получил приказ вернуться в центральную часть Тихого океана. Эскадра покинула Кейптаун и 9 июня прибыла в Сидней, где встретила стационер южного моря "Albatross", который возвращался из Апиа в Германию из-за проблем с двигателем. В тот день капитан "Olga" внезапно скончался, и командование судном принял старпом. Затем к эскадре, участвовавшей в праздновании 40-летия королевы Виктории, присоединился и активный стационер с Апиа - канонерская лодка "Adler". Находясь в Сиднее, "Olga" стала в сухой док для капитального ремонта. К августу работы были завершены, что позволило эскадре проследовать на Самоа. 3 августа 1887 немецкая эскадра покинула Сидней и направилась в Апиа, куда прибыла шестнадцать дней спустя, 19 августа, и там на борт "Olga" прибыл новый капитан.

Гражданская война в Самоа все еще продолжалась, и набег сил малиетоа (вождя) Лаупепа на немецких граждан привел к объявлению войны намецкими силами. 25 августа 1887 Хойснер отправил на берег десантный корпус из 500 человек, чтобы занять правительственные здания на острове. Немцы также официально признали законным малиетоа Тамасезе. Лаупепа сдался немецким войскам, и его доставили на борту "Adler" в Куктаун (Австралия), где его передали на "Albatross", который доставил его в Камерун.

Осенью "Bismarck", "Carola" и "Sophie" ушли в Кайзер-Вильгельмсланд и далее в Китай, а "Olga" и "Adler" были оставлены в Апиа, чтобы предотвратить дальнейшие беспорядки. "Olga" оставалась в Апиа до 27 ноября, когда отправилась дежурить в другое место в Германской Новой Гвинее. В апреле 1888 года её сменила канонерская лодка "Eber", что позволило корвету воссоединиться с эскадрой в Сингапуре, куда он прибыл 10 июня.

Эскадра шла из Восточной Азии подавлять восстание населения побережья в Немецкой Восточной Африке (в немецких источниках "арабское восстание"). Эскадра покинула Сингапур 26 июня и в августе зашла в несколько портов колонии. 8 сентября 1888 "Leipzig", "Olga" и "Möwe" высадили силы в Танге, которые освободили из заключения арестованных повстанцами колонистов. Уже 19 сентября Адмиралтейство приказало "Olga" вернуться на Самоа, поскольку напряженность на островах во время гражданской войны требовала присутствия более крупного военного корабля, чем канонерская лодка. По пути в Адене взяли на борт свергнутого короля Самоа Малиетоа Лаупепу и доставили его сначала в Джалуит на Маршалловых островах, а затем 14 декабря в Апиа. Там корвет присоединился к канонерским лодкам "Eber" и "Adler".

После того, как силами под командованием Тупуа Тамасесе Титимеа, соперника Лаупепы, атаковали немецкие плантации в Вайлеле, "Olga" и "Eber" отправили на берег десант для их защиты. Четыре дня спустя, 18 декабря 1888 поблизости от гавани на них напали силы Тамасесе; в последовавшей за этим Первой битве при Вайлеле были убиты 2 офицера и 14 матросов с "Olga", 1 офицер и 38 матросов были ранены.

Во время конфликта к немцам присоединился "Adler", кроме того у Самоа находились корабли США "Trenton", "Vandalia" и "Nipsic" и британский корвет "Calliope". Все 7 кораблей 13 марта 1889 года стояли в Апиа на якорях, когда на остров налетел циклон. Корабли дали ход против ветра, чтобы уменьшить нагрузку на якорные цепи. Следующим утром шторм стал настолько сильным, что "Adler", "Eber" и "Nipsic" больше не могли противостоять силам природы и их начало сносить. "Eber" сорвался с якорной цепи и столкнулся с "Olga", затем с "Nipsic", был выброшен на коралловый риф и остался лежать там вверх килем. Только 4 человека из его экипажа выжили.

"Nipsic" тоже сорвался и столкнулся с "Olga", после чего его тоже понесло на риф. "Adler" выбросило на пляж, причем 20 моряков погибли. Следующим был разрушен на рифе "Vandalia". Потерпели аварию и были разрушены также немецкий барк "Peter Godeffroy" и датская шхуна "Azur". Когда "Calliope" также начала двигаться, её командир, чтобы избежать судьбы других кораблей, решился на рискованный шаг. Он срубил якорь и пошёл против волн, чтобы вывести корабль из залива. Так как у "Calliope" были очень сильные машины, этот манёвр, хоть и с трудом, удался и корабль не был разрушен.

Теперь только "Trenton" и "Olga" оставались в гавани Апиа. Когда ветер поменялся, на немецком корабле появилась надежда, но вскоре "Trenton" тоже сорвало и понесло на "Olga". Теперь корветтен-капитан Эрхардт решил попробовать спасти корабль. Так как он не обладал такими сильными машинами, как "Calliope", преодолеть течение было невозможно и он решил контролируемо посадить корабль на мель. Полным ходом он смог пройти мимо "Trenton", тем не менее, бушприт американцев оторвал у него нижнюю рею. "Olga" выбросилась на пляж у Матауту, корабль и команда были спасены. Напротив, "Trenton" также попал на риф и был разрушен. Только 17 марта 1889 шторм, который уничтожил 7 кораблей, успокоился.

29 марта пароход Norddeutscher Lloyd "Lübeck" с помощью самоанцев стащил "Olga" на глубокую воду и смогла своим ходом перейти в Сидней. Поскольку корвет потерял все свои якоря, "Lübeck" сопровождал его до Сиднея с выжившими из экипажей канонерок на борту. Ремонтные работы в Сиднее длились два месяца, и 20 июня "Olga" ушла в Германию. По дороге в Суэцком канале она столкнулась с британским торговым пароходом и была легко повреждена. Корвет прибыл в Киль 9 сентября и проследовал на Императорскую верфь в Данциге для дальнейшего ремонта.

В качестве учебного корабля, 1892-1905.

После прибытия Адмиралтейство решило использовать "Olga" в качестве учебного корабля для юнг. Такелаж был уменьшен, и в 1891 году корабль направили на военно-морскую базу Северного моря. 25 июля 1893 года "Olga" впервые была задействована для обучения, приняв участие в ежегодных учениях флота 1893. Эти маневры завершились 30 сентября, после чего корабль снова оказался на приколе в Вильгельмсхафене. 31 марта 1897 года "Olga" была переклассифицирована в крейсер третьего класса, а в ноябре 1897 переведена в Школу при службе охраны рыболовства, чтобы заменить ушедшее в ремонт авизо "Zieten". В этот период крейсер обслуживал школу в зимние месяцы. После возвращения в строй "Zieten" 29 марта 1898 г., два корабля некоторое время действовали в Северном море вместе. В апреле они совершили круиз по южной части Северного моря и вернулись в Вильгельмсхафен 9 мая.

Летом 1898 по поручению немецкого союза морского рыболовства "Olga" предприняла экспедицию к Медвежьему острову и Западному Шпицбергену. Она покинула Вильгельмсхафен 22 июня и прибыла к Медвежьему острову в начале июля. Рыболовы обследовали остров с 4 по 7 июля и провели зондирование побережья, а затем корабль работал к северу от острова. "Olga" вернулась в Германию 28 августа. Ее присутствие на архипелаге вызвало скандал в России, и в июле российский флот направил туда свой крейсер, чтобы заявить права России на острова. 4 октября 1898 "Olga" вернулась в службу охраны рыболовства в Северном море, но уже в том же месяце отправилась в учебный поход в Виго (Испания). 30 ноября, после возвращения в Германию, крейсер был выведен в резерв.

В 1900 году корабль в артиллерийскую школу, и для этой цели в 1900-1901 гг. он был перестроен в учебное судно пулемётчиков на Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене. Тяжёлое вооружение было демонтировано, новая батарея состояла из двух 8,8-см и десяти 3,7-см пулеметов.

           

Корабль оставался на вооружении в этой роли до февраля 1905 года, когда его сменил легкий крейсер "Nymphe". Во время службы в качестве учебного артиллерийского корабля "Olga" принимала участие в ежегодных маневрах флота 1904 года в августе-сентябре. "Olga" была исключена из военно-морского реестра 29 марта (по др. данным 22 июня) 1905 г., продан на слом в марте 1906 за 136000 DM и разобран на металлолом в Гамбурге в 1908 г.

командиры "Olga"
10.1881 – 01.1882 капитан-лейтенант Max von Raven
10.1882 – 03.1884 корветтен-капитан von Seckendorff
10.1884 – 04.1887 корветтен-капитан Felix von Bendemann
04.1887 – 06.1887 корветтен-капитан Heinrich von Reichenbach
06.1887 – 08.1887 капитан-лейтенант (и.о.) L. Fischer
08.1887 – 08.1888 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Franz Strauch
08.1888 – 09.1888 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Eduard Hartog
09.1888 – 09.1889 корветтен-капитан Armandt von Erhardt
07.1889 – 09.1893 корветтен-капитан Ernst von Frantzius
29.03.1898 – 30.11.1898 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Hartwig von Dassel
15.01.1901 – 03.1902 корветтен-капитан Hartwig von Dassel
04.1902 – 04.1903 корветтен-капитан Hugo von Cotzhausen
04.1903 – 09.1904 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Friedrich Marwede
10.1904 – 03.1905 корветтен-капитан Karl Behm

 

 

 

S.M.S. Sophie

Корабль был заказан императорской верфи в Данциге в 1879 г. под индексом "Korvette F", киль был заложен в январе 1880 года. Корпус был спущен на воду 10 ноября 1881, вступительную речь произнес контр-адмирал Отто Ливониус, назвав корабль в честь Великой герцогини Софии фон Заксен-Веймар-Айзенахской. После завершения дострйки 10 августа 1882 года "Sophie" приступила к ходовым испытаниям. 26 августа ее перевели в Киль для дальнейших испытаний, которые продлились до 15 ноября. В этот период она приняла участие в сентябрьских учениях с учебным отрядом. 18 декабря 1882 корабль был выведен в резерв в Вильгельмсхафене.

Первый заграничный поход, в Америку, 1883-1884.

Корабль оставался на приколе до 2 октября 1883 г., когда его активировали для использования за границей. В то время глава адмиралтейства генерал Лео фон Каприви реализовал план, согласно которому сами немецкие колонии будут защищены канонерскими лодками в качестве стационеров, в то время как более крупные корабли, как правило, будут находиться в резерве, а небольшая их часть будет приписана к летучей эскадре, которая могла бы быстро реагировать на кризисы. "Sophie" покинула Вильгельмсхафен 14 октября в компании с корветом "Prinz Adalbert", направлявшимся в Средиземное море. 27 октября они достигли Генуи (Италия), где встретили авизо "Loreley". Там на борт подеялся кронпринц Фридрих Вильгельм и три корабля ушли в Испанию. По пути "Sophie" потеряла утлегарь во время шторма, а также ей пришлось брать "Loreley" на буксир.

После завершения визита Фридриха Вильгельма в Испанию три корабля доставили его обратно в Геную. Затем "Sophie" было приказано отправиться в Восточную Азию, но перед тем, как она покинула Италию, приказ был изменен на Западную Африку, чтобы помочь расположенным в будущем протекторате Того немецким торговым факториям. Незадолго до этого там село на мель и было разграблено местными жителями немецкое торговое судно, вся его команда убита. Немецкие торговые станции в стране также подверглись нападению. "Sophie" вышла из Средиземного моря 30 декабря и по пути 27 января остановилась у "мыс 3 вершин" - руин Гросс-Фридрихсбурга, столицы старого Бранденбургского Золотого Берега, основанной в 1680-х гг. Капитан корабля и десант сошли на берег, чтобы зарисовать развалины крепости. Под мусором и растениями они обнаружили шесть старых орудий, одно из которых было взято на борт корвета и позже доставлено в Германию, где было выставлено в зале славы в Берлине. Капитану Вильгельму Штойбенрауху было приказано избегать любых агрессивных действий, а просто показывать флаг и сообщать об условиях в этом районе. "Sophie" бросила якорь у Ломе 29 февраля 1884 года.

Затем корвет отправился в Малое Попо, будущее Анехо (Того), где местный вождь организовывал нападения на немцев в этом районе и убедил нескольких других вождей присоединиться к нему в усилиях по изгнанию немцев. Штойбенраух провел переговоры с вождем и достиг подходящего соглашения, но аналогичные инциденты к Вайтерайзе у Большого Попо вынудили "Sophie" 2 февраля отправиться туда. Не все вожди согласились на урегулирование, едва "Sophie" покинула Малое Попо антигерманские действия возобновились. Об этом стало известно, когда корабль стал на якорь в Большом Попо. Из-за серьезности ситуации Штойбенраух проигнорировал приказ избегать боя и 5 февраля 1884 отправил на берег десант из 150 человек, чтобы защитить немецкий торговый пост в Малом Попо и арестовать враждебно настроенных вождей, которые были доставлены на борт "Sophie". Они торжественно обещали быть лояльными к немцам. 3 вождя были взяты на борт как заложники. Добравшись до Большого Попо, "Sophie" встретилась с британским корветом, на борту которого находился губернатор колонии Голд-Кост. Штойбенраух убедил британского губернатора в законности своих действий, а затем вступил в переговоры с вождём Большого Попо, которые прошли с 5 по 7 февраля, и стороны в конце концов достигли мирного решения. Затем "Sophie" направилась в залив Порто-Гранде, откуда Штойбенраух отчитался начальству о своей деятельности. Каприви похвалил Штойбенрауха за решительные действия и приказал корвету вернуться в Германию для ремонта. "Sophie" вернулась в Вильгельмсхафен 30 марта 1884.

В качестве учебного корабля, 1884-1886.

К маю 1884 года "Sophie" снова была готова к службе, теперь в качестве учебного корабля для кадетов, и ее назначили флагманом учебной эскадры. Командиром эскадры был контр-адмирал Викеде (Wilhelm von Wickede), а в состав эскадры также входили: корвет "Nymphe", старый парусный фрегат "Niobe" и бриги "Undine и Rover". Свой первый учебный поход "Sophie" начала 10 мая в Балтийском море вместе с остальной частью эскадры, а с 30 июня по 8 июля присоединилась к флоту для проведения малых маневров. К 13 августа она вернулась в Киль, а затем отправилась в Северное море для больших учений с флотом 1884 в составе отряда учебных судов. 3 сентября, когда корвет шёл от устья Везера до Вильгельмсхафена, между ним и судном спереди попытался пройти пароход Norddeutscher Lloyd "Hohenstaufen", но его капитан неправильно оценил расстояние, и в 13:40 протаранил "Sophie" в левый борт. Корвет был сильно повреждён, в корпусе образовалась большая пробоина от верхней палубы до уровня угольного бункера, но команда быстро остановила затопление. Броненосец "Württemberg" взял корвет на буксир и доставил обратно в Вильгельмсхафен. 16 сентября "Sophie" была выведена из эксплуатации для ремонта.

Ремонт был завершен к апрелю 1885 года, 9-го числа корабль был вновь введен в строй и 12 мая в компании с корветом "Stein" отправился в очередной учебный рейс, в ходе которого корабли посетили несколько портов Скандинавии. С конца июля по 23 сентября "Sophie" была приписана к I дивизии учебной эскадры, с которой участвовала в ежегодных маневрах флота 1885 в Северном и Балтийском морях. 29 сентября 1885 корвет прибыл в Вильгельмсхафен и присоединился к эскадре под командованием коммодора Стензеля на Stein (+ Moltke и Ariadne) и 13 октября 1885 года они отправились в учебный поход в Вест-Индию, во время которого посетили различные порты. 27 марта 1886 г. корабли вернулись в Вильгельмсхафен, где эскадра была распущена, после чего "Sophie" прошла капитальный ремонт. Учения в 1886 году проходили по той же схеме, что и годом ранее: "Sophie" и "Stein" снова были назначены во временную учебную эскадру, но в этом году после учений флота 1886 они отправились в Лиссабон (Португалия).

Второй заграничный поход, в восточную Африку, Китай и на Самоа, 1886-1892.

В Лиссабоне "Sophie" получила приказ присоединиться к постоянной заграничной эскадре крейсеров, которая в то время находилась в Германской Восточной Африке, под командованием коммодора Карла Эдуарда Хойснера. После обмена курсантов на обученных матросов со "Stein", 6 ноября 1886 корвет покинул Лиссабон и 14 декабря 1886 достиг Занзибара, где присоединился к эскадре. Эскадра должна была гарантировать переход отдельных занзибарских "окон побережья" под немецкое управление и вступление в силу заключенного в прошлом году торгового договора. "Sophie" с флагманом оставалась на Занзибаре, чтобы урегулировать разногласия с бин Саидом, а как только вопросы были решены, Кнорр рассредоточил свои корабли для патрулирования побережья колонии и проведения гидрографических работ.

В марте 1887 года ввиду усиления напряженности в отношениях между Германией и Францией корабли отправились в Кейптаун, чтобы быть ближе к Западной Африке, где немецкие колонии соседствовали с французскими, а в середине апреля "Sophie" откомандировали из состава эскадры на Тихоокеанскую станцию. Она остановилась в Сиднее (Австралия), где приняла участие в чествовании 40 лет королевы Виктории на британском престоле и вновь присоединилась к прибывшей постоянной эскадре, с которой 3 августа 1887 покинула Сидней, с 19 августа по 21 ноября стояла в Апиа на Самоа. Гражданская война там все еще продолжалась, и набег сил малиетоа (вождя) Лаупепа на немецких граждан привел к объявлению войны намецкими силами. 25 августа Хойснер отправил на берег десантный корпус из 500 человек, чтобы занять правительственные здания на острове. Немцы также официально признали законным малиетоа Тамасезе. Лаупепа сдался немецким войскам, и его доставили на борту "Adler" в Куктаун (Австралия), где его передали на "Albatross", который доставил его в Камерун.

В декабре 1887 "Sophie" начала круиз по архипелагу Бисмарка, часть немецкого протектората Германская Новая Гвинея, и 6 января 1888 года завершила поход в Гонконге, где её встретили стационеры Восточно-азиатской станции, канонерки "Wolf" и "Iltis". Там, в Гонконге, "Sophie" прошла капитальный ремонт, а 16 марта 1888 капитан корвета умер от тифа. К этому времени к "Sophie" вновь присоединилась эскадра крейсеров, и далее корабли вместе крейсировали в водах Восточной Азии.

7 марта 1888 "Bismarck" отправился в Нагасаки на капитальный ремонт, а 31 мая и "Sophie" стала на ремонт в Сингапуре. Пока работы завершалась, Хойснер получил приказ вести эскадру обратно в Германскую Восточную Африку, где произошло "арабское восстание" населения побережья, но без "Bismarck", потому 9 июня в роли флагманского корабля его временно сменила "Sophie". В Сингапуре 10 июня 1888 к эскадре присоединилась также прибывшая с островов Самоа "Olga".

Эскадра, которая теперь состояла из однотипных "Sophie", "Carola" и "Olga", прибыла на Занзибар 29 июня 1888, но через два дня Хойснеру было приказано вернуться домой, поэтому "Sophie" убыла в Аден, где с 28 июля по 19 августа ждала прибытия нового командира эскадры, адмирала Карла Августа Дейнхарда, после чего отправилась в залив Манда в Восточной Африке. Она прибыла туда 30 августа 1888, и Дайнхард перенёс свой флаг на недавно прибывший из Германии корвет "Leipzig". 22 сентября 1888 "Sophie" обстреляла Микиндани (Кения) и Линди в Германской Восточной Африке. Там служащим DOAG удалось ускользнуть на лодках. 27 октября корвет высадил десант на берег в устье реки Кингани. На следующий день матросы вернулись на свой корабль, который через три дня отправился в Винди для очередной десантной операции. С 28 ноября по 1 декабря Дайнхард временно перешел на борт "Sophie", чтобы руководить блокадой побережья от канала Мафия до Кисвере.

В конце года командование намеревалось отправить "Sophie" в Тихий океан, но повреждение машины, полученное на обратном пути из Адена, мешало столь длительному путешествию, поэтому вместо нее была отправлена "Olga". В середине января 1889 года "Sophie" отправилась в Дар-эс-Салам, где 25 января 1889 при попытке высадить отделение солдат морской пехоты для охраны городка вступила в тяжелый бой, 3 марта произошёл бой с участием десантных групп крейсеров "Leipzig" и "Sophie" в Багамойо. Лейтенант-цур-зее S. von Bredow с "Sophie" арестовал "вали" (губернатора) в Линди.

Состояние здоровья экипажа в Дар-эс-Саламе неуклонно ухудшалось. Старший офицер и командир десантной группы капитан-лейтенант Ландферманн умер от теплового удара, а командир корабля заболел, что вынудило временно принять командование старшего офицера с "Leipzig", пока новый капитан находился в пути.

Когда в марте 1889 года циклон фактически уничтожил станцию Южного моря, потопив две канонерские лодки и тяжело повредив "Olga", командование приказало "Sophie" покинуть Восточную Африку и срочно идти туда на замену. Через три дня после того, как 2 апреля прибыл новый командир корабля, "Sophie" вышла в море, но вынуждена была остановиться в Порт-Луи (Маврикий), чтобы отремонтировать гребной винт. Корвет прибыл в Апиа 25 июня 1889, где встретил единственный другой немецкий военный корабль в Тихом океане, канонерскую лодку "Wolf", которая вернула Малиетоа Лаупепа из ссылки. "Sophie" салютовала, приветствуя его возвращение к власти в качестве правителя Самоа.

После того, как 14 декабря 1889 в Апиа прибыл корвет "Alexandrine", "Sophie" отправилась в Сидней, чтобы устранить повреждения, нанесенные циклоном, и прибыла туда 2 января 1890 года. 25 января, когда ремонт был завершен, она начала путешествие по архипелагу Бисмарка, которое завершилось посещением острова сэра Чарльза Харди, чтобы наказать местных жителей, ограбивших и убивших немецкого торговца. В начале марта 1890 "Sophie" вышла в воды Восточно-азиатской станции, а в пути присоединилась к безрезультатным поискам лодки, затерявшейся у атолла Джалуит с двумя десятками человек на борту. "Sophie" прибыла в Гонконг 22 марта 1890, где встретилась с "Leipzig" и вместе они составили заново образованную восточно-азиатскую крейсерскую эскадру. Там "Sophie" стала в сухой док на капитальный ремонт, который длился с 23 апреля по 10 мая 1890. 18 мая она покинула Гонконг, чтобы совершить круиз вдоль южного побережья Китая и посетить Сингапур, после чего встретилась с "Leipzig", чтобы вместе нанести визит в Сидней. Там к ним присоединилась "Alexandrine", и три корабля вместе проследовали в Новую Зеландию, а затем повернули на север, к Самоа.

В это время, 10 июня 1890 флотом была принята белая окраска для кораблей в заграничном плавании. Они прибыли в Апиа 19 декабря 1890 и оставались там до начала января 1891 года, когда "Sophie" отправилась на Маршалловы острова, а 14 февраля вернулась в Гонконг, где оставалась до 4 марта.

Покинув Гонконг, "Sophie" посетила еще несколько китайских и японских портов. Тем временем разразилась гражданская война в Чили, что побудило командование Германии 3 мая 1891 отправить для защиты немецких граждан в стране три корабля с Китайской станции. Они прибыли в Вальпараисо 9 июля, посетили другие чилийские порты и 28 августа снова вернулись в Вальпараисо. Там они выслали на берег десант для защиты живущих в городе немцев. После окончания войны "Sophie" и другие корабли смогли отправиться на ремонт в Кейптаун. В апреле 1892 года эскадра была послана в Германскую Восточную Африку два корабля, а так как в Восточной Африке было спокойно, уже 5 мая эскадра продолжила поход в Восточную Азию, но уже без "Sophie", которая оставалась в Африке до 18 июня, когда ей было приказано вернуться в Германию. Она прибыла в Вильгельмсхафен 24 июля 1892 и 6 августа была переведена в Данциг, где 13 августа 1892 была списана в резерв.

Как учебный корабль, 1898-1899.

В июле 1895 года "Sophie" должна была стать специализированным учебным кораблем. Её перевели в Вильгельмсхафен для переоборудования, а пока шли работы, 9 апреля 1897 г. она была официально переведена в список учебных кораблей. Работы на корабле были завершены к 1 января 1898 г., когда он был снова введен в строй. После этого он принял участие в учебных походах по Балтийскому морю, а в августе 1898 отправился в расширенный учебный круиз за границу, который вёл в южную Атлантику до Монтевидео (Уругвай). "Sophie" вернулась в Вильгельмсхафен 24 марта 1899 года и 7 апреля была там в последний раз выведена из кампании. Больше корабль не использовался, так, как для этой задачи больше подходил переоборудованный подобным образом большой корвет "Gneisenau".

Корабль ещё долго стоял в резерве, до 21 мая 1908 года, когда был вычеркнут из списка военных кораблей и впоследствии использовался как жилой блокшив (плавказарма) в Вильгельмсхафене. 1 августа 1914 года, после начала Первой мировой войны, он был переведён на остров Гельголанд и оставался там до 1916 года, когда его отбуксировали в Эмден, где он использовался как плавказарма при 2-й флотилии подводных лодок. После войны, 7 июля 1920 года корпус был продан и в следующем году разобран в Гамбурге.

командиры "Sophie"
08. – 12.1882 корветтен-капитан Ernst von Reiche
10.1883 – 09.1884 корветтен-капитан Wilhelm Stubenrauch
04.1885 – 09.1886 корветтен-капитан Gustav Schwarzlose
09.1886 – 03.1888 корветтен-капитан Victor Cochius
03 – 09.1888 корветтен-капитан (и.о.) Eugen Kohlhauer
09.1888 – 03.1889 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Eduard Hartog
03. – 04.1889 корветтен-капитан (и.о.) Fritz Draeger
04.1889 – 02.1891 корветтен-капитан Oskar Herbing
02.1891 – 08.1892 корветтен-капитан Hermann Kirchhoff
07.1895 корветтен-капитан Louis Fischer
04.1898 – 04.1899 корветтен-капитан m. ORg. Karl Kretschmann

 

 

 

S.M.S. Marie

Корабль был заложен в 1880 г. на верфи "Reiherstieg" в Гамбурге для замены корвета "Vineta". Это был первый случай, когда частный судостроитель из Гамбурга получил контракт на постройку военного корабля для немецкого императорского флота. Новый корвет был спущен на воду 10 ноября 1881, вступительную речь произнес мэр Гамбурга Густав Генрих Кирхенпауэр и окрестил корабль в честь Марии Шварцбург-Рудольштадтской, великой герцогини Мекленбург-Шверинской. Затем начались отделочные работы, 20 августа 1882 корабль был передан флоту и 12 сентября 1882 был переведён в Вильгельмсхафен, где на него установили орудия. В конце октября 1882 "Marie" начала ходовые испытания, хотя официально была введена в строй только 1 мая 1883 года, когда корабль приняли в кампанию для службы в водах Южной Америки.

Первый заграничный поход, в Южную Америку и Тихий океан, 1883-1886.

17 мая 1983 г. "Marie" покинула Вильгельмсхафен, направляясь в Южную Америку на замену корвета "Moltke". 9 июля в Рио-де-Жанейро крейсер встретил канонерскую лодку "Albatross" и продолжил путь в Пунта-Аренас в Чили, где 2 июня встретился с "Moltke". Затем "Marie" отправилась на о. Южная Джорджия, но была повреждена сильным штормом, потеряв две шлюпки, что заставило её зайти для ремонта в Порт-Стенли на Фолклендских островах. 23 августа она смогла продолжить путь, и 1 сентября добралась до гавани Мольтке на восточной стороне острова. Там крейсер принял на борт членов немецкой экспедиции первого Международного полярного года, которая была доставлена на остров годом ранее. Приняв учёных с оборудованием, 6 сентября корабль отправился в Монтевидео (Уругвай), куда прибыл 25 сентября, и передал ученых на парохода HSDG "Persepolis", который доставил их обратно в Германию.

10 октября "Marie" покинула Монтевидео и прошла через Магелланов пролив в Тихий океан. 20 ноября она добралась до Вальпараисо, где застала последствия войны между Перу и Боливией с одной стороны, и Чили - с другой. Чили и Перу подписали мирный договор ещё 20 октября, но "Marie" оставалась в этом районе до января 1884 года, когда вышла в вояж по южноамериканским портам на север вдоль западного побережья континента до Пуэрто-Сан-Хосе (Гватемала).

17 сентября 1884 г. в Кальяо (Перу), крейсер получил приказ идти на Самоа в центральной части Тихого океана. Он должен был пополнить немецкие силы в Тихом океане, чтобы защитить от возможных британских претензий землю Кайзера Вильгельма на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. "Marie" достигла Апиа 30 октября, и её присутствие помогло принудить короля Самоа разрешить гамбургской торгово-промышленной компании контролировать самоанское казначейство и полицию. Крейсер оставался там до 14 ноября, когда отправился в рейс в Меланезию - колониальные владения Германии в западной части Тихого океана. Там он встретился с корветом "Elisabeth" и канонеркой "Hyane". "Marie" заняла место в Матупи в Ной-Поммерне вместо "Elisabeth", который направился в воды Восточной Азии.

Во время похода в Новый Мекленбург, 26 ноября 1884 г. "Marie" выскочила на риф. Экипаж три дня разгружал корабль, прежде чем он смог сойти на чистую воду. Корабль был сильно поврежден: руль был сломан, гребной винт и вал были неработоспособны, а кормовые отсеки были затоплены. 4 января 1885 года он перешёл в гавань на близлежащем острове Нуса для временного ремонта. Пока велись работы, на одной из шлюпок была отправлена группа из 12 человек, чтобы передать новости об аварии на остров Миоко (около 200 миль). Через два дня они встретили "Hyane", которая отправилась в Нусу, чтобы помочь с ремонтом. 1 февраля к ним присоединился также пароход "Samoa" с грузом продовольствия. К 7 марта "Marie" снова могла выйти в море, и начала переход в Австралию в компании с "Hyane", которая в пути должна была взять крейсер на буксир. 16 апреля корабли добрались до залива Кеппел, где их уже ожидал корвет "Stosch", чтобы отвести "Marie" в Сидней для дальнейшего ремонта, который длился с 6 мая по 29 сентября. Выйдя из сухого дока, крейсер немедленно отправился обратно в Германию, чтобы не нагружать поврежденный корпус, и прибыл в Вильгельмсхафен 9 февраля 1886 года, где был выведен из эксплуатации для капитального ремонта.

Второй заграничный поход, в Южную Америку и Китай, 1892-1895.

После завершения ремонта "Marie" стояла на приколе до конца 1892 года, когда была расконсервирована, чтобы сменить "Sophie" в составе постоянной крейсерской эскадры, которая в тот период находилась в Юго-Восточной Азии. Перед тем, как присоединилась к эскадре, крейсер был отправлен к берегам Южной Америки в связи с чилийской гражданской войной 1891 года. Он покинул Вильгельмсхафен 17 декабря и, зайдя в Буэнос-Айрес и Монтевидео, прибыл в Вальпараисо 26 марта 1893 года. Война уже закончилась, но немецкое командование решило, что присутствие военного корабля по-прежнему необходимо для защиты интересов Германии. К этому времени эскадра крейсеров была распущена, и "Marie" теперь официально оперировала самостоятельно.

Как и в 1884 году, крейсер посетил порты западного побережья Южной Америки, и оставался в этом районе до января 1894 года. Вспышка восстания флота в Бразилии побудила отправить "Marie" туда, где она присоединилась к корветам "Alexandrine" и "Arcona". C 25 января по 8 февраля 1894 "Marie" находилась в Пуэрто-Монт (Чили), затем вокруг мыса Горн направилась на север в Бразилию. 24 февраля она встретила "Arcona", и три корвета оставались в Бразилии до апреля, когда были отправлены в Восточную Азию, в связи с растущей напряженностью между Китаем и Японией по поводу Кореи. 8 мая "Marie" покинула Рио-де-Жанейро, но в июне ей пришлось остановиться в Порт-Монт из-за проблем с машиной, что задержало прибытие кораблей в Кальяо до 12 июля. Три корабля оставались там до 15 августа, к этому времени разразилась первая китайско-японская война. Затем корабли пересекли Тихий океан и в конце сентября достигли Иокогамы. "Marie" самостоятельно перешла к Таку, а затем посетила другие порты в Желтом море.

Пока корабли находились в Чифу, 25 ноября была вновь организована Станция Восточной Азии, флагманом которой стала "Arcona". В середине февраля 1895 года для укрепления подразделения прибыл новый крейсер "Irene". Тем временем японские войска высадились на полуострове Шаньдун в Китае, а военные корабли нескольких европейских держав собрались, чтобы отправить на берег десантные партии для защиты своих граждан в этом районе. "Marie" тоже участвовала в этой операции, хотя ее люди вернулись на борт к 12 февраля. В июне прибыл новый крейсер "Prinzess Wilhelm", позволив "Marie" отправиться домой в Германию. В середине июня она зашла в Сингапур, пересекла Индийский океан, вошла в Красное море и прошла через Суэцкий канал. 21 июля в Порт-Саиде крейсер получил приказ присоединиться к посланной в Танжер (Марокко) корабельной группе, которая должна была обеспечить там осуществление требований Берлина после убийства 2 немецких торговых агентов. Он присоединился к флотилии 8 августа в Танжере. 20 августа власти Марокко согласились на требования, и остальные три корабля отряда ушли, оставив "Marie", для контроля.

Когда в начале сентября 1895 г. вопрос был урегулирован, "Marie" тоже ушла, и прибыла в Киль 16 сентября. Там она была выведена из эксплуатации, а 9 апреля 1897 года была зачислена в учебное подразделение резерва. Однако из-за высоких необходимых затрат, планируемое переоборудование в учебный артиллерийский корабль не производилось, и в конечном итоге 29 октября 1904 года крейсер исключили из военно-морского регистра, и в 1909 продали на слом в Штеттине за 116000 M.

командиры "Marie"
09.1882 неизвестно
05.1883 - 02.1886 корветтен-капитан Ferdinand Krokisius
     
25.02.1891 – 13.08.1892 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Hermann Kirchhoff
12.1892 - 03.1894 корветтен-капитан Emil Frhr. von Lyncker
03.1894 - 09.1895 корветтен-капитан Ernst Credner
     

 

 

   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973.
на английском
4 Gardiner, Robert, ed. Conway's All the World's Fighting Ships 1860–1905. London: Conway Maritime Press. 1979
5 Sondhaus, Lawrence. Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era. Annapolis: Naval Institute Press. 1997
на русском
6 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 31.10.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1908
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1881-1903
Sophie
Заднее 15-см и 8,7-см орудия правого борта "Carola". Вид в корму.
Sophie
"Sophie" в Киле в домашней окраске. Предположительно 1892 г.
Sophie
"Sophie"
Sophie
Учебный корабль "Sophie".
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
"Olga" в ураган.
Carola
"Carola" прибывает в Киль в 1891 году. Картина Фрица Столтенберга.
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
"Olga" высаживает десант в Дуале, 1884 г.
Olga
"Olga" в качестве учебного корабля, 1890-е.
Carola
Учебный корабль "Carola"
Marie
"Marie".
Sophie
"Sophie"
Olga
Корабли в гавани Апиа накануне урагана. Рисунок из отчета контр-адмирала Кимберли.
Olga
Схема гавани Апиа с расположением кораблей 15-16 марта 1889 г.
Carola
"Carola"
Sophie
"Sophie" в Веллингтоне, Нов. Зеландия.
Olga
Модель "Olga".
Olga
Модель "Olga".
Marie
"Marie".
Мария Каролина Августа Шварцбург-Рудольштадтская, Великая герцогиня Мекленбург-Шверинская (Marie von Schwarzburg-Rudolstadt, 1850 - 1922), с 1868 была 3-й женой великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II.
Sophie
"Sophie" в доке.
Sophie
"Sophie"
Sophie
"Sophie"
Sophie
"Sophie" в Пуэрто Мадера.
Sophie
"Sophie" у Фридрихсбурга.
Sophie
Рисунок подписан "Sophie", но это двухтрубная "Olga" или "Carola".
Принцесса Вильгельмина Мария Луиза София Нидерландская (англ. Wilhelmine Marie Sophie Louise, герм. Sophie Luise von Oranien-Nassau) единственная дочь короля Нидерландов Виллема II и его супруги великой княгини Анны Павловны, внучка императора Павла I, в замужестве герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, сочеталась браком в 1842 в Гааге с будущим великим герцогом Заксен-Веймар-Айзенахским Карлом Александром.
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
"Olga" выброшенная штормом на пляж в Самоа, 14 марта 1889.
Olga
"Olga" в доке.
Olga
"Olga" выброшенная штормом на пляж в Самоа, 14 марта 1889.
Olga
"Olga" во время тайфуна на Самоа, рисунок.
Olga
"Olga", 1880 г.
Olga
"Olga", вышивка на ткани.
Ольга, великая княгиня Ольга Николаевна Романова (1822 - 1892), дочь русского царя Николая I, сочеталась браком в 1846 с будущим королем Вюртемберга Карлом I, с 1864 королева Вюртемберга.
Carola
Артиллерийские учения на "Carola".
Carola
"Carola"
Carola
"Carola"
Carola
"Carola" и "Olga" в доке в Сингапуре, 1888 г.
Carola
"Carola" в 1890-1891 гг.
Carola
"Carola", гравюра.
Карола - королева Саксонии, шведская принцесса Карола фон Васа-Гольштейн-Готторп (Carola von Wasa-Holstein-Gottorp, 1833 - 1907), 18 июня 1853 сочеталась браком с будущим саксонским королем Альбертом.
Carola
"Carola"
Следующая страница - германские корветы типа "Alexandrine"
Предыдущая страница - германский корвет "Freya"