Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли


Канонерские лодки, сторожевые корабли и катера Германии

а также колониальные, патрульные, вахтенные корабли, корабли и катера береговой обороны, ПЛО и ПВО

 

 

В начальный период развития флота канонерские лодки выполняли задачу береговой обороны. В случае конфликта их дополняли мобилизованными вахтенными судами.

С 1870-х гг. для канонерок стала характерна служба в колониях. Береговая оборона перешла к броненосцам, а после - к миноносцам. Выделившийся тип речных канонерок в метрополии не прижился, но активно использовался в тех же колониях.

В военных базах дежурили брандвахтенные суда. В случае войны мобилизовали дополнительные.

С началом первой мировой войны для береговой обороны стали вооружать всевозможные, по большей части - рыболовные суда и даже несамоходные плавсредства в качестве плавбатарей. Также в сторожевых флотилиях использовались старые миноносцы.

Между войнами подобным кораблям не уделяли внимания, и канонерки вновь появились только после начала боевых действий, также, как многочисленные сторожевые, патрульные, дозорные и эскортные корабли. Также одну из областей применения канонерок заняли корабли поддержки десанта. Ближе к концу войны береговую оборону осуществляли корабли и плавбатареи ПВО.

В послевоенных Германиях функция береговой обороны перешла к авиации и пограничным частям. Эскортная служба - к эсминцам и фрегатам. Патрульная - к сторожевым, позже и ракетным катерам.

 

*список не полный, указаны только те корабли, информация о которых есть на сайте

КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ ПРУССИИ И СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОГО СОЮЗА (1815-1849)
тип Chapman, Пруссия, 1815
6 гребных канонерских шлюпов
Nr.10, Nr.17, Nr.45,
Nr.48, Nr.51 и Nr.116
60 т, 2-24ф, 4-3ф
Thorn, Пруссия, 1823
1 речная гребная
канонерская лодка
Thorn
28 т, 2-12ф, 1-10ф
Danzig, Пруссия, 1825
1 парусно-гребная
канонерская лодка
Danzig
70 т, 2-12ф
тип Nr.1, Пруссия, 1827-1828
2 речные гребные
канонерские лодки
Flußkanonenboot Nr.1 - 2
21 т, 3-12ф
тип Jolle (I), Пруссия, 1841
2 парусно-гребных
канонерских яла
Kanonenjolle Nr.1 - Nr.2
21 т, 1-60ф
тип Jolle (II), Пруссия, 1848-1849
4 или 6 парусно-гребных
канонерских ялов
Kanonenjolle Nr.3 - Nr.6 (+Nr.7 - Nr.8?)
21-26 т, 1-60ф
тип St. Pauli, Гамбург, 1848-1849
27 парусно-гребных
канонерских лодок
Ruderkanonenboot Nr.1 - Nr.26
? т, 1-68ф, 1-32ф
тип Strelasund, Пруссия, 1848-1849
36 парусно-гребных
канонерских шлюпов
Kanonenschaluppe Nr.1 - Nr.36
40 т, 2-24ф, 2-12ф
тип Elmshorn, Шлезвиг-Гольштейн, 1848-1849
11 парусно-гребных
канонерских лодок
Kanonenboot Nr.2 - Nr.12
40 т, 2-60ф
Von Der Tann, Шлезвиг-Гольштейн, 1849
1 паровая
канонерская лодка
Kanonenboot Nr.1 Von Der Tann
100 т, 2-60ф
Kiel, Шлезвиг-Гольштейн, 1849
1 колёсный
вооружённый п/х
Kiel
161 т, 4-18ф
БОЛЬШИЕ ИМПЕРСКИЕ КАНОНЕРКИ (1860-1918)
тип Jäger, 1860
15 канонерских лодок II класса
Jäger, Crocodill, Fuchs, Hay, Scorpion, Sperber, Pfeil, Natter,
Salamander, Schwalbe, Wespe, Tiger, Hyäne, Habicht, Wolf
280 т, 1-24ф, 2-12ф
тип Camäleon, 1861-1869
8 канонерских лодок I класса
Camäleon, Comet, Cyclop, Delphin,
Blitz, Basilisk, Meteor, Drache
420 т, 1-24ф, 2-12ф

тип Albatross, 1872-1873
2 канонерских лодки-шлюпы
Albatross, Nautilus (c 1884 крейсера)
710 т, 2-150мм, 2-120мм
тип Wolf, 1878-1880

3 канонерские лодки I класса
Wolf, Hyäne, Iltis
570 т, 2-125мм, 2-88мм
тип Habicht, 1880

2 канонерские лодки-шлюпы
Habicht, Möwe (c 1884 крейсера)
840 т, 1-150мм, 4-120мм)
Adler, 1884

1 канонерская лодка-шлюп
Adler (c 1884 крейсер)
880 т, 4-125мм
Eber, 1878-1880

1 канонерская лодка I класса
Eber
582 т, 3-105мм

типы Iltis и Tiger, 1898-1899/1900-1903
6 колониальных канонерских лодок
Iltis, Jaguar + Tiger, Luchs, Panther, Eber
894-977 т, 4-88мм/2-105мм
Meteor, --- (план 1915)
1 колониальная канонерская лодка
Meteor, достроена после войны, как НИС
1200 т, 4-105мм
МАЛЫЕ И РЕЧНЫЕ ИМПЕРСКИЕ КАНОНЕРКИ, В Т. Ч. КОЛОНИАЛЬНЫЕ (1866-1915)
речной вооружённый п/х
Math. Stinnes 2,
армейский
? т, 1 пушка
тип Avantgarde, 1871

2 (4) речные канонерские лодки
Avantgarde, Franctireur,
Garde Mobile, Brest
трофейные, ? т, 1 пушка
тип Rhein, 1874

2 речных монитора
Rhein, Mosel

280 т, 2-120мм
Otter, 1878
канонерская лодка II класса
Otter

164 т, 1-120, 2-88
Hay, 1882
канонерская лодка II класса
Hay

200 т, 4-88
Pheil (I), 1885

правительственный баркас
Pheil
в Зап. Африке (Камерун)
5 брт, ?
правительственный корабль
Nachtigal
в Зап. Африке (Камерун)
150 т, 2-37мм
Soden, 1889


таможенный корабль
Soden
в Зап. Африке (Камерун)
45 т, 2-37мм
Pheil (II), 1892


вооружённый буксир
Soden
в Юго-Зап. Африке (Намибия)
30 т, 1-37мм
тип Wissmann (I), 1893


1 (2) вооружённый пароход
Hermann von Wissmann, Dr. Carl Peters
в Вост. Африке (Танзания)
110 т, 1-37мм
тип Wami, 1894


2 таможенных корабля
Wami, Kingani
в Вост. Африке (Танзания)
45 т, 1-37мм
правительственный корабль
Nachtigal
в Зап. Африке (Камерун)
440 т, 1-37мм
вооружённый пароход
Hedwig von Wissmann
в Вост. Африке (Танзания)
60 т, 1-40мм
Schamien, 1900

речная канонерская лодка
Schamien
в Юго-Вост. Азии (Китай)
37 т, 1-37мм
Vorwärts, 1901
речная канонерская лодка
Vorwärts
в Юго-Вост. Азии (Китай)
406 т, 2-50мм
тип Tsingtau, 1904
2 речных канонерских лодки
Tsingtau, Vaterland
в Юго-Вост. Азии (Китай)
280 т, 1-88мм, 1-50мм
Otter, 1901
речная канонерская лодка
Otter
в Юго-Вост. Азии (Китай)
314 т, 2-50мм
9 вахтенных парусников (Zoll - & Wachtschiff)
Der Indianer, Adèle, Spekulant,
Kutter Nr. 1, Habicht, Schwalbe,
Colberg, Adler и Droßel
? т, ? пуш.
Таможенный корабли,
Ганновер, с 1814-1815

2 вахтенных парусника (Zollschiff)
Piercer, William IV
до 177 т, 12/4 пуш.


8 карантинных брандвахт (Quarantänewachschiffe)
2 паровые Friedrich Wilhelm, Adler
6 парусных Der Junge Carl, Essay,
Mercur, Die Hülfe, Lena, Fanny
66-122 т, 2-3...18ф
2 вахтенных парусника
(Wachsegelschiffe)
Maria и Sophia

? т, ? пуш.
+ в 1849 использовались: вооружённый п/х Königin Elisabeth (1849, ок. 500 т, 4 п.) и буксир Danzig

Barbarossa, с 1856 по 1865

плавказарма-брандвахта
Barbarossa,
быв. колёсный фрегат (1849)
1300 т
Gefion, с 1862 по 1864
учебная брандвахта
Gefion,
быв. фрегат (1850)
1380 т
8 мобилизованных гражданских п/х
Helgoland, Cuxhaven, Diana, Nordsee,
Roland, Bienenkorb, Holsatia, Magnet
90-462 т, ? п.
Arminius, с 1872 по 1875



брандвахта в Киле
Arminius,
быв. монитор (1867)
1800 т
Arcona, с 1876 по 1884
учебная брандвахта в Киле
Arcona,
быв. фрегат (1859)
2300 т
Hansa, с 1884 по 1887
учебная брандвахта в Киле
Hansa,
быв. бронекорвет (1875)
4400 т, 8-210 мм
Friedrich Karl, с 1885 по 1887
брандвахта в Вильгельмсхафене
Friedrich Karl
быв. бронефрегат (1867)
7000 т, 16-210 мм
Preußen, с 1891 по 1896
брандвахта в Вильгельмсхафене
Preußen,
быв. бронефрегат (1876)
7700 т
Pelikan, с 1891 по 1893

брандвахта в Киле
Pelikan,
минный заградитель (новый)
2364 т
Sao Pedro, с 1893 по 1894


вахтенный корабль в Бразилии
Sao Pedro,
буксир (новый)
125 брт
Hyäne, с 1914 по 1915

брандвахта на Айдере
Hyäne,
быв. канонерская лодка (1879)
570 т
брандвахты
год Данциг Киль Вильгельмсхафен прочие
1869 Prinz Adalbert на Эльбе
1870 Prinz Adalbert на Эльбе
1871 Prinz Adalbert на Эльбе
1872 Arminius
1873 Arminius
1874 Arminius
1875 Arminius
1876 Arcona
1877 Arcona
1878 Arcona
1879 Arcona
1880 Arcona
1881 Arcona
1882 Arcona
1883 Arcona
1884 Arcona
Hansa
1885 Hansa Friedrich Karl
1886 Hansa Friedrich Karl
1887 Hansa Friedrich Karl
1888
1889
1890
1891 Pelikan Preußen
1892 Pelikan Preußen
1893 Pelikan Preußen Sao Pedro в Бразилии
1894 Preußen Sao Pedro в Бразилии
1895 Preußen
1896 Preußen
1897
"специальные" корабли (суда-ловушки)


Специальные корабли во время Первой мировой войны повторяли идею вспомогательного крейсера: торговое судно, оборудованное для независимых, неожиданных операций, иногда вдали от базы, но сохраняя гражданский вид. Большие вспомогательные крейсера также часто официально именовались "специальными кораблями". В отличие от них, главной задачей меньших S-кораблей было уничтожение боевых единиц противника в домашних водах, в первую очередь за счет неожиданного использования оружия.
1915, "Kronprinz Wilhelm"
грузо-пассажирский п/х
(2560 т, 12 уз., 4-105мм)
1916, "Alexandra"
грузо-пассажирский п/х
(1625 т, 12 уз., 4-105мм)
1916, "Primula"
грузо-пассажирский п/х
(1450 т, 11 уз., 2-105мм)
1916, "Hermann"
грузовой п/х
(5000 т, 9 уз., 4-105мм)
1916, "Oder"
грузовой лихтер
(1000 т, -, 2-105мм)
1916, "Belmonte" и "Friedeburg"
грузовые шхуны
(315-430 т, 4-4,5 уз., 2-105мм)
--- (1917), "Triton"
грузовой п/х
(2160 т, 16 уз., 3-105мм, 2-88мм)


сторожевые корабли (форпостен-боты)


В 1914 году Имперский флот не имел опыта переоборудования и использования пароходов для сторожевой и минной службы. Соответствующие перестройки были сперва импровизированными (слабое вооружение, только некоторые оборудованы радиостанциями). С августа 1915 для борьбы с подводными лодками ряд судов были оснащены 1 или 2 торпедными аппаратами. В последние годы войны на судах появились буксируемые сети ПЛО и глубинные бомбы. С 1917 года многие суда получили противоминные параваны.

Во время войны флот принял на себя 34 гражданских заказа на постройку таких судов и в 1915-1917 годах разместил еще 145 заказов, построенных сразу без рыболовного оборудования. Другие стандартные изменения: кубрик на 27 человек вместо рыбного трюма, установка вооружения и погребов для боеприпасов, динамомашины для радиостанции и прожектора, сигнальная стойка на штурманской рубке.



корабли светового заграждения


Корабли светового заграждения (Lichtsperrschiff) в годы 1-й мировой войны - суда, снабжённые мощными прожекторами, которые патрулировали у баз или в проливах и предназначались для постоянного контроля за обстановкой в ночное время. К концу войны также применялись для обнаружения самолётов противника и целеуказания для зенитной артиллерии.
Glyndwr, 1916
быв. авиатранспорт,
грузовой п/х
в Либау
6000 т
Alexandra, 1917
быв. корабль-ловушка
грузо-пассажирский п/х
в Датских проливах
1625 т

МИНОНОСЦЫ В СТОРОЖЕВЫХ ФЛОТИЛИЯХ (1914-1918)
тип D.1, с 1914-1915
3 миноносца (1887)
D-1,2,3
300 т, 3-50мм
тип D.7, с 1914
миноносец (1891)
D-7
400 т, 3-50мм
тип D.9, с 1914
1 миноносец (1894)
D-9
450 т, 3-50мм
тип S.7, c 1915
4 миноносца (1887)
T-34,35,38,40
83 т, 1-50мм
тип S.42, c 1914-1915
10 миноносцев (1889-1893)
T-42,44,58,59,60,61,62,63,64,65
123 т, 1-50мм
тип S.66, c 1914-1916
4 миноносца (1893)
T-66,67,68,69
137 т, 1-50мм
тип S.82, с 1914
4 миноносца (1897)
T-82,83,84,85,86,87
170 т, 1-50мм
тип S.90, с 1914-1918
8 миноносцев (1899)
T-91,92,93,94,95,97,99,101
390 т, 3-50мм
тип S.102, с 1914-1916
5 миноносцев (1901)
T-102,103,105,106,107
400 т, 3-50мм
тип G.108, с 1914
3 миноносца (1902)
T-110,112,113
440 т, 3-50мм
тип S.114, с 1914
1 миноносец (1902)
T-114
415 т, 3-50мм
тип D-5, с 1915
1 ед. D.6
быв. див. миноносец (1889)
300 т, 3-50мм
тип S.120, с 1915-1916
4 миноносцев (1904)
T-120,124,125,130
470 т, 3-50мм
тип G.132, с 1915+1916
3 миноносца (1906)
T-133,133, 135,+136
540 т, 1-88мм, 1-50мм
тип S.138, с 1915-1916
3 миноносца (1907)
T-138,142,144
680 т, 2-88мм
тип V.162, с 1915-1916
5 миноносцев (1909)
V-162,165,169,170,172
740 т, 2-88мм
тип А.1, с 1915-1916
6 миноносцев (1915)
A-1,17,18,21,22,23
110 т, 1-50мм
тип А.II, с 1916
6 миноносцев (1916)
A-27,28,29,30,31,32
227 т, 2-88мм
тип А.III, с 1917-1918
15 миноносцев (1917)
A-63,64,68,69,71,72,74,78,79,86,89,90,91,94,95
330 т, 3-88мм
ВАХТЕННЫЕ, СТОРОЖЕВЫЕ И ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КАТЕРА (1890-1920)
4 паровых катера
Sirius, Vega,
Castor, Pollux
(52 т)
тип Schütze, с 1891

5 миноносцев (1883)
Schütze, Scharf, Kühn, Vorwärts,
Sicher
50 т
тип W.1, с 1899

5 миноносцев (1884)
W.2, W.3, W.4,
W.5, W.6
77 т
тип S.7, с 1905

3 миноносца (1885)
S.18, S.19, S.23

86 т

5 мотоботов
Boncourt, Annette IV,
Brase, Max, Ursus
(? т, 16-36 уз., 1 пул.)
тип UZ-a, 1916-1918

12 катеров ПЛО
UZ-1a...UZ-12a

(16-24 т, 10-17 уз., 1 пул.)
тип UZ-I, 1917-1919

22 катера ПЛО
UZ-1...UZ-22

(40-43 т, 14-16 уз., 1-52мм)
тип UZ-II, 1920-1921

12 (13) катеров ПЛО
UZ-23...UZ-35

(51-60 т, 14-16 уз., 1-52мм)
КРИГСМАРИНЕ
МОРСКИЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ
тип K-1938, ---

4 непостроенные канонерские лодки
K-1, K-2, K-3, K-4
1900 т, 4-105
тип K-1939, ---

4 непостроенные канонерские лодки
K-I, K-II, K-III, K-IV
2550 т, 4-127
тип K-1, 1941-1942

3 достроенные голландские канонерские лодки
K-1, K-2, K-3
1420 т, 4-120
тип K-4, 1943

1 достроенная бельгийская канонерская лодка
K-4 Lorelei
2270 т, 3-105
ЭСКОРТНЫЕ КОРАБЛИ (Geleitboote)
тип San Souci, 1942-1943

4 трофейных французских
SG-1, SG-2, SG-3, SG-4
1370 т, 2...3 - 105мм
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА (Vorpostenboote, Hafenschutzboote, U-Jagdboote)

 

После окончания Первой мировой войны опыт, полученный в результате программы модернизации и постройки военных траулеров, не собирался и не использовался. Только в 1935 году были предприняты попытки его вспомнить: экспериментальное переоборудование траулера "Weser".

Зимой 1936/37 года было приобретено 12 небольших старых траулеров и оборудованы в Везермюнде как патрульные суда для использования в Испании. Выявленные дефекты допускали использование судов только в качестве учебных. В июне 1937 года 10 траулеров были зафрахтованы для учений в Свинемюнде.

Осенью 1938 года во время Судетского кризиса были проведены мобилизационные учения: были созданы две флотилии: патрульная в Везермюнде и противолодочная во Фленсбурге.

Весной 1939 года на основе опыта маневров были вооружены несколько флотилий. Из-за начала войны в сентябре 1939 года эти соединения не были расформированы.

В годы войны для сторожевой и конвойной службы было мобилизовано большое количество кораблей и катеров. Условно их можно разделить на три группы:
патрульные (Vorpostenboote), обозначались номером с индексом V
противолодочные (U-Jagdboote), обозначались номером с индексом Uj
сторожевые (Hafenschutzboote), сперва обозначались номером с индексом H, но позже, с ростом количества баз на захваченных территориях (сперва в Норвегии, с 1942 - все остальные), стали получать номера с обозначеним порта базирования.

Один и тот-же корабль мог переходить из группы в группу, иногда неоднократно, поэтому разделение на группы в данном списке неуместно.
Также в некоторые сторожевые флотилии включались тральщики, их в этом списке нет (если только они не меняли класс официально).

При смене базирования дивизионный номер менялся, иногда по многу раз, поэтому здесь эти многочисленные дивизионные номера не указаны. Для этого планируется отдельная страница.

быв. плавмаяк (1894)
Rot 03Sperrwachschiff 23
DWO-123Wachschiff 101
248 т
тип Fl.S, 1939

2 катера
"Schnell", "Sicher"
получены от ВВС
60 т, 30 уз
тип UZ-I, 1939-1940

7 мотояхт
Hummel, Harald, Hagen, Hedda
Hansestadt Lübeck, Kiel, Baldur
40-43 т
1 мотояхта
Nordmark

60 т

Konsul и др., 1940
3 мотояхты
Konsul II, Konsul III,
Marcel
до 60 брт
Equinoxe, 1940
1 мотояхта
Equinoxe

44 брт
Nordkaper, 1940
1 мотояхта
Nordkaper

? брт

1 логгер
Joannes Georgius

520 т
тип Altair, 1941
3 логгера
Prinz Homburg,
Brandenburg, Altair
300 т
тип Victoria, 1941
2 логгера
Victoria и Ursula

290 т
Courlis и др., 1941-1943


4 мотояхты
Zuiderkruis, Courlis,
Kermath, Bunkeya
37-75 брт

тип Voorlooper, 1942
5 логгеров
Maria, Elise, Voorlooper
Clara, Dina
560 т
тип Frida, 1942
2 логгера
Frida и
Hendrika en Adriana
ок. 450 т
Remy и др., 1942

2 мотояхты
Remy и
Aigrette
36 брт

Chantereve и др., 1943-1944
4 мотояхты
Flèche Blanche, Chanterêve
Lucia, Peute
29-89 брт
тип Fl.B 2, 1943-1944
12 катеров
 O.Re-61...63
UJ 101...107, 122...123 
25 т

тип Wal 10, 1944
2 китобоя
Wal 10, Wal 11

800 т
тип Fl.A 4, 1944

3 катера
 Uj-111...113 
 
28-33 т
тип Fl.B 4, 1944

3 катера
 I.V. 31...32 
 Uj 124 
37 т
тип Fl.B 5, 1944

5 катеров
 Uj 117-121 
 
56 т

 

Опыт, полученный в довоенных соединениях привел к разработке концепции мобилизационного рыболовного парохода «Mob-Fischdampfers (Mob-FD)»: повышение живучести установкой переборок между котельным и машинным отделением, а также в трюме для рыбы, увеличение вооружения. По этому типу было размещено 20 заказов, которые должны быть выполнены до лета 1942 г.

Повышение требований к вооружению, боеприпасам, уровням укомплектования и т. д. привело к проблемам с остойчивостью и надводным бортом на всех существующих рыболовных пароходах. Поэтому суда новых заказов 1940/41 гг (39 ед.), размещённых на голландских и бельгийских верфях, были увеличены примерно до 900 т (так называемые голландские траулеры).

Общие требования к переоборудованию рыболовных судов в патрульные в 1939/45 были следующие:
Траулеры длиной около 52 м и скоростью ок. 12,5 узлов,
Палубная рубка на месте лебедки рыболовной сети на главной палубе,
Укорочение надстройки на задней палубе примерно на 6 м,
Задняя платформа с буртиками для заградительных устройств,
Установка стандартной мачты,
Жилые помещения на 80-90 человек.,

вооружение:
1х1 88мм на баке,
1х1 37мм на надстроенной палубе в корме,
1х4 20мм на возвышении позади бака,
1х4 20мм на возвышении позади трубы,
2х1 20мм по бокам от новой рубки,
2х1 15мм по бортам в на уровне вентиляторов котельной,
2 бомбомёта по бортам на уровне котельной,
3 отдельных стеллажа глубинных бомб - в корме и по бортам.

Фактически не всегда была возможность установить выше описанный комплект вооружения.

КОРАБЛИ ПВО
тип Arcona, 1940


2 быв. малые крейсера (1901-1903)
Arcona, Medusa
3200 т, 1...5-105мм, 2-40мм
Niobe, 1943

быв. малый крейсер (1900)
Niobe
3200 т, 6-88мм, 4-40мм
быв. эскадренный броненосец (1900)
Schleswig-Holstein
14500 т, 6-105мм, 10-40мм
Hummel, 1944


быв. броненосная лодка (1881)
Hummel
1200 т, ?
ФРГ
КАТЕРА БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ
тип 907, 1963



1 катер охраны полигона
Neuland
56 т, 25 уз