|
Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли
|
Канонерские лодки, сторожевые корабли и катера Германии
а также колониальные, патрульные, вахтенные корабли, корабли и катера береговой обороны, ПЛО и ПВО
В начальный период развития флота канонерские лодки выполняли задачу береговой обороны. В случае конфликта их дополняли мобилизованными вахтенными судами.
С 1870-х гг. для канонерок стала характерна служба в колониях. Береговая оборона перешла к броненосцам, а после - к миноносцам. Выделившийся тип речных канонерок в метрополии не прижился, но активно использовался в тех же колониях.
В военных базах дежурили брандвахтенные суда. В случае войны мобилизовали дополнительные.
С началом первой мировой войны для береговой обороны стали вооружать всевозможные, по большей части - рыболовные суда и даже несамоходные плавсредства в качестве плавбатарей. Также в сторожевых флотилиях использовались старые миноносцы.
Между войнами подобным кораблям не уделяли внимания, и канонерки вновь появились только после начала боевых действий, также, как многочисленные сторожевые, патрульные, дозорные и эскортные корабли. Также одну из областей применения канонерок заняли корабли поддержки десанта. Ближе к концу войны береговую оборону осуществляли корабли и плавбатареи ПВО.
В послевоенных Германиях функция береговой обороны перешла к авиации и пограничным частям. Эскортная служба - к эсминцам и фрегатам. Патрульная - к сторожевым, позже и ракетным катерам.
|
*список не полный, указаны только те корабли, информация о которых есть на сайте
|
КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ ПРУССИИ И СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОГО СОЮЗА (1815-1849)
|
6 гребных канонерских шлюпов Nr.10, Nr.17, Nr.45, Nr.48, Nr.51 и Nr.11660 т, 2-24ф, 4-3ф
1 речная гребная канонерская лодка Thorn28 т, 2-12ф, 1-10ф
1 парусно-гребная канонерская лодка Danzig70 т, 2-12ф
тип Nr.1, Пруссия, 1827-1828
|
2 речные гребные канонерские лодки Flußkanonenboot Nr.1 - 221 т, 3-12ф
2 парусно-гребных канонерских яла Kanonenjolle Nr.1 - Nr.221 т, 1-60ф
4 или 6 парусно-гребных канонерских ялов Kanonenjolle Nr.3 - Nr.6 (+ Nr.7 - Nr.8?) 21-26 т, 1-60ф
27 парусно-гребных канонерских лодок Ruderkanonenboot Nr.1 - Nr.26? т, 1-68ф, 1-32ф
36 парусно-гребных канонерских шлюпов Kanonenschaluppe Nr.1 - Nr.3640 т, 2-24ф, 2-12ф
тип Elmshorn, Шлезвиг-Гольштейн, 1848-1849
|
11 парусно-гребных канонерских лодок Kanonenboot Nr.2 - Nr.1240 т, 2-60ф
1 паровая канонерская лодка Kanonenboot Nr.1 Von Der Tann100 т, 2-60ф
Kiel, Шлезвиг-Гольштейн, 1849
|
1 колёсный вооружённый п/х Kiel161 т, 4-18ф
|
БОЛЬШИЕ ИМПЕРСКИЕ КАНОНЕРКИ (1860-1918)
|
15 канонерских лодок II класса Jäger, Crocodill, Fuchs, Hay, Scorpion, Sperber, Pfeil, Natter, Salamander, Schwalbe, Wespe, Tiger, Hyäne, Habicht, Wolf280 т, 1-24ф, 2-12ф
8 канонерских лодок I класса Camäleon, Comet, Cyclop, Delphin, Blitz, Basilisk, Meteor, Drache420 т, 1-24ф, 2-12ф
2 канонерских лодки-шлюпы Albatross, Nautilus (c 1884 крейсера) 710 т, 2-150мм, 2-120мм
3 канонерские лодки I класса Wolf, Hyäne, Iltis570 т, 2-125мм, 2-88мм
2 канонерские лодки-шлюпы Habicht, Möwe (c 1884 крейсера) 840 т, 1-150мм, 4-120мм)
1 канонерская лодка-шлюп Adler (c 1884 крейсер) 880 т, 4-125мм
1 канонерская лодка I класса Eber582 т, 3-105мм
6 колониальных канонерских лодок Iltis, Jaguar + Tiger, Luchs, Panther, Eber894-977 т, 4-88мм/2-105мм
1 колониальная канонерская лодка Meteor, достроена после войны, как НИС 1200 т, 4-105мм
|
МАЛЫЕ И РЕЧНЫЕ ИМПЕРСКИЕ КАНОНЕРКИ, В Т. Ч. КОЛОНИАЛЬНЫЕ (1866-1915)
|
речной вооружённый п/х Math. Stinnes 2, армейский ? т, 1 пушка
2 (4) речные канонерские лодки Avantgarde, Franctireur, Garde Mobile, Brestтрофейные, ? т, 1 пушка
2 речных монитора Rhein, Mosel280 т, 2-120мм
канонерская лодка II класса Otter164 т, 1-120, 2-88
канонерская лодка II класса Hay200 т, 4-88
правительственный баркас Pheilв Зап. Африке (Камерун) 5 брт, ?
правительственный корабль Nachtigalв Зап. Африке (Камерун) 150 т, 2-37мм
таможенный корабль Sodenв Зап. Африке (Камерун) 45 т, 2-37мм
вооружённый буксир Sodenв Юго-Зап. Африке (Намибия) 30 т, 1-37мм
1 (2) вооружённый пароход Hermann von Wissmann, Dr. Carl Petersв Вост. Африке (Танзания) 110 т, 1-37мм
2 таможенных корабля Wami, Kinganiв Вост. Африке (Танзания) 45 т, 1-37мм
правительственный корабль Nachtigalв Зап. Африке (Камерун) 440 т, 1-37мм
вооружённый пароход Hedwig von Wissmannв Вост. Африке (Танзания) 60 т, 1-40мм
речная канонерская лодка Schamienв Юго-Вост. Азии (Китай) 37 т, 1-37мм
речная канонерская лодка Vorwärtsв Юго-Вост. Азии (Китай) 406 т, 2-50мм
2 речных канонерских лодки Tsingtau, Vaterlandв Юго-Вост. Азии (Китай) 280 т, 1-88мм, 1-50мм
речная канонерская лодка Otterв Юго-Вост. Азии (Китай) 314 т, 2-50мм
|
9 вахтенных парусников (Zoll - & Wachtschiff) Der Indianer, Adèle, Spekulant, Kutter Nr. 1, Habicht, Schwalbe, Colberg, Adler и Droßel ? т, ? пуш.
2 вахтенных парусника (Zollschiff) Piercer, William IV до 177 т, 12/4 пуш.
8 карантинных брандвахт (Quarantänewachschiffe) 2 паровые Friedrich Wilhelm, Adler6 парусных Der Junge Carl, Essay, Mercur, Die Hülfe, Lena, Fanny66-122 т, 2-3...18ф
2 вахтенных парусника (Wachsegelschiffe) Maria и Sophia? т, ? пуш.
учебная брандвахта Gefion, быв. фрегат (1850) 1380 т
8 мобилизованных гражданских п/х Helgoland, Cuxhaven, Diana, Nordsee, Roland, Bienenkorb, Holsatia, Magnet90-462 т, ? п.
брандвахта в Киле Arminius, быв. монитор (1867) 1800 т
учебная брандвахта в Киле Arcona, быв. фрегат (1859) 2300 т
учебная брандвахта в Киле Hansa, быв. бронекорвет (1875) 4400 т, 8-210 мм
брандвахта в Вильгельмсхафене Friedrich Karlбыв. бронефрегат (1867) 7000 т, 16-210 мм
брандвахта в Вильгельмсхафене Preußen, быв. бронефрегат (1876) 7700 т
вахтенный корабль в Бразилии Sao Pedro, буксир (новый) 125 брт
"специальные" корабли (суда-ловушки) |
Специальные корабли во время Первой мировой войны повторяли идею вспомогательного крейсера: торговое судно, оборудованное для независимых, неожиданных операций, иногда вдали от базы, но сохраняя гражданский вид. Большие вспомогательные крейсера также часто официально именовались "специальными кораблями". В отличие от них, главной задачей меньших S-кораблей было уничтожение боевых единиц противника в домашних водах, в первую очередь за счет неожиданного использования оружия.
1915, "Kronprinz Wilhelm"
грузо-пассажирский п/х
(2560 т, 12 уз., 4-105мм)
1916, "Alexandra"
грузо-пассажирский п/х
(1625 т, 12 уз., 4-105мм)
1916, "Primula"
грузо-пассажирский п/х
(1450 т, 11 уз., 2-105мм)
1916, "Hermann"
грузовой п/х
(5000 т, 9 уз., 4-105мм)
1916, "Oder"
грузовой лихтер
(1000 т, -, 2-105мм)
1916, "Belmonte" и "Friedeburg"
грузовые шхуны
(315-430 т, 4-4,5 уз., 2-105мм)
--- (1917), "Triton"
грузовой п/х
(2160 т, 16 уз., 3-105мм, 2-88мм)
сторожевые корабли (форпостен-боты) |
В 1914 году Имперский флот не имел опыта переоборудования и использования пароходов для сторожевой и минной службы. Соответствующие перестройки были сперва импровизированными (слабое вооружение, только некоторые оборудованы радиостанциями). С августа 1915 для борьбы с подводными лодками ряд судов были оснащены 1 или 2 торпедными аппаратами. В последние годы войны на судах появились буксируемые сети ПЛО и глубинные бомбы. С 1917 года многие суда получили противоминные параваны.
Во время войны флот принял на себя 34 гражданских заказа на постройку таких судов и в 1915-1917 годах разместил еще 145 заказов, построенных сразу без рыболовного оборудования. Другие стандартные изменения: кубрик на 27 человек вместо рыбного трюма, установка вооружения и погребов для боеприпасов, динамомашины для радиостанции и прожектора, сигнальная стойка на штурманской рубке.
корабли светового заграждения |
Корабли светового заграждения (Lichtsperrschiff) в годы 1-й мировой войны - суда, снабжённые мощными прожекторами, которые патрулировали у баз или в проливах и предназначались для постоянного контроля за обстановкой в ночное время. К концу войны также применялись для обнаружения самолётов противника и целеуказания для зенитной артиллерии.
быв. авиатранспорт, грузовой п/х в Либау 6000 т
быв. корабль-ловушка
грузо-пассажирский п/х
в Датских проливах
1625 т
|
МИНОНОСЦЫ В СТОРОЖЕВЫХ ФЛОТИЛИЯХ (1914-1918)
|
тип S.7, c 1915
|
4 миноносца (1887) T-34, 35, 38, 40 83 т, 1-50мм
тип S.42, c 1914-1915
|
10 миноносцев (1889-1893) T-42, 44, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65 123 т, 1-50мм
тип S.66, c 1914-1916
|
4 миноносца (1893) T-66, 67, 68, 69137 т, 1-50мм
4 миноносца (1897) T-82, 83, 84, 85, 86, 87170 т, 1-50мм
тип S.90, с 1914-1918
|
8 миноносцев (1899) T-91, 92, 93, 94, 95, 97, 99, 101390 т, 3-50мм
5 миноносцев (1901) T-102, 103, 105, 106, 107400 т, 3-50мм
3 миноносца (1906) T-133, 133, 135,+ 136540 т, 1-88мм, 1-50мм
5 миноносцев (1909) V-162, 165, 169, 170, 172740 т, 2-88мм
тип А.1, с 1915-1916
|
6 миноносцев (1915) A-1, 17, 18, 21, 22, 23110 т, 1-50мм
6 миноносцев (1916) A-27, 28, 29, 30, 31, 32227 т, 2-88мм
15 миноносцев (1917) A-63, 64, 68, 69, 71, 72, 74, 78, 79, 86, 89, 90, 91, 94, 95330 т, 3-88мм
|
ВАХТЕННЫЕ, СТОРОЖЕВЫЕ И ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КАТЕРА (1890-1920)
|
4 паровых катера
Sirius, Vega, Castor, Pollux
(52 т)
5 миноносцев (1883) Schütze, Scharf, Kühn, Vorwärts, Sicher50 т
5 мотоботов
Boncourt, Annette IV, Brase, Max, Ursus
(? т, 16-36 уз., 1 пул.)
12 катеров ПЛО
UZ-1a...UZ-12a
(16-24 т, 10-17 уз., 1 пул.)
22 катера ПЛО
UZ-1...UZ-22
(40-43 т, 14-16 уз., 1-52мм)
12 (13) катеров ПЛО
UZ-23...UZ-35
(51-60 т, 14-16 уз., 1-52мм)
|
КРИГСМАРИНЕ
|
МОРСКИЕ КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ
|
4 непостроенные канонерские лодки K-1, K-2, K-3, K-41900 т, 4-105
4 непостроенные канонерские лодки K-I, K-II, K-III, K-IV2550 т, 4-127
тип K-1, 1941-1942
|
3 достроенные голландские канонерские лодки K-1, K-2, K-31420 т, 4-120
1 достроенная бельгийская канонерская лодка K-4 Lorelei2270 т, 3-105
|
ЭСКОРТНЫЕ КОРАБЛИ (Geleitboote)
|
4 трофейных французских SG-1, SG-2, SG-3, SG-41370 т, 2...3 - 105мм
|
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА (Vorpostenboote, Hafenschutzboote, U-Jagdboote)
|
После окончания Первой мировой войны опыт, полученный в результате программы модернизации и постройки военных траулеров, не собирался и не использовался. Только в 1935 году были предприняты попытки его вспомнить: экспериментальное переоборудование траулера "Weser".
Зимой 1936/37 года было приобретено 12 небольших старых траулеров и оборудованы в Везермюнде как патрульные суда для использования в Испании. Выявленные дефекты допускали использование судов только в качестве учебных. В июне 1937 года 10 траулеров были зафрахтованы для учений в Свинемюнде.
Осенью 1938 года во время Судетского кризиса были проведены мобилизационные учения: были созданы две флотилии: патрульная в Везермюнде и противолодочная во Фленсбурге.
Весной 1939 года на основе опыта маневров были вооружены несколько флотилий. Из-за начала войны в сентябре 1939 года эти соединения не были расформированы.
В годы войны для сторожевой и конвойной службы было мобилизовано большое количество кораблей и катеров. Условно их можно разделить на три группы:
патрульные (Vorpostenboote), обозначались номером с индексом V
противолодочные (U-Jagdboote), обозначались номером с индексом Uj
сторожевые (Hafenschutzboote), сперва обозначались номером с индексом H, но позже, с ростом количества баз на захваченных территориях (сперва в Норвегии, с 1942 - все остальные), стали получать номера с обозначеним порта базирования.
Один и тот-же корабль мог переходить из группы в группу, иногда неоднократно, поэтому разделение на группы в данном списке неуместно.
Также в некоторые сторожевые флотилии включались тральщики, их в этом списке нет (если только они не меняли класс официально).
При смене базирования дивизионный номер менялся, иногда по многу раз, поэтому здесь эти многочисленные дивизионные номера не указаны. Для этого планируется отдельная страница.
|
быв. плавмаяк (1894) Rot 03 → Sperrwachschiff 23 → DWO-123 → Wachschiff 101248 т
2 катера " Schnell", " Sicher" получены от ВВС 60 т, 30 уз
7 мотояхт
Hummel, Harald, Hagen, HeddaHansestadt Lübeck, Kiel, Baldur
40-43 т
3 мотояхты Konsul II, Konsul III, Marcel до 60 брт
1 мотояхта Equinoxe44 брт
1 мотояхта Nordkaper? брт
1 логгер Joannes Georgius520 т
3 логгера Prinz Homburg, Brandenburg, Altair300 т
2 логгера Victoria и Ursula290 т
4 мотояхты Zuiderkruis, Courlis, Kermath, Bunkeya 37-75 брт
5 логгеров Maria, Elise, VoorlooperClara, Dina 560 т
2 логгера Frida и Hendrika en Adrianaок. 450 т
2 мотояхты Remy и Aigrette 36 брт
4 мотояхты Flèche Blanche, ChanterêveLucia, Peute 29-89 брт
12 катеров O.Re-61...63UJ 101...107, 122...123 25 т
2 китобоя Wal 10, Wal 11800 т
3 катера Uj-111...113 28-33 т
3 катера I.V. 31...32 Uj 124 37 т
5 катеров Uj 117-121 56 т
Опыт, полученный в довоенных соединениях привел к разработке концепции мобилизационного рыболовного парохода «Mob-Fischdampfers (Mob-FD)»: повышение живучести установкой переборок между котельным и машинным отделением, а также в трюме для рыбы, увеличение вооружения. По этому типу было размещено 20 заказов, которые должны быть выполнены до лета 1942 г.
Повышение требований к вооружению, боеприпасам, уровням укомплектования и т. д. привело к проблемам с остойчивостью и надводным бортом на всех существующих рыболовных пароходах. Поэтому суда новых заказов 1940/41 гг (39 ед.), размещённых на голландских и бельгийских верфях, были увеличены примерно до 900 т (так называемые голландские траулеры).
Общие требования к переоборудованию рыболовных судов в патрульные в 1939/45 были следующие:
Траулеры длиной около 52 м и скоростью ок. 12,5 узлов,
Палубная рубка на месте лебедки рыболовной сети на главной палубе,
Укорочение надстройки на задней палубе примерно на 6 м,
Задняя платформа с буртиками для заградительных устройств,
Установка стандартной мачты,
Жилые помещения на 80-90 человек.,
вооружение:
1х1 88мм на баке,
1х1 37мм на надстроенной палубе в корме,
1х4 20мм на возвышении позади бака,
1х4 20мм на возвышении позади трубы,
2х1 20мм по бокам от новой рубки,
2х1 15мм по бортам в на уровне вентиляторов котельной,
2 бомбомёта по бортам на уровне котельной,
3 отдельных стеллажа глубинных бомб - в корме и по бортам.
Фактически не всегда была возможность установить выше описанный комплект вооружения.
|
|
2 быв. малые крейсера (1901-1903) Arcona, Medusa3200 т, 1...5-105мм, 2-40мм
|
ФРГ
|
1 катер охраны полигона Neuland56 т, 25 уз
|
|