Большие миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа
V-162 / S-165 / G-169
Германия, 1909-1911 гг. 12 (16) ед. (проекты верфей, первые две серии по программе 1908 года, третяя - по программе 1909 года)
после войны (1919) 1 ед. использовался как тральщик
17.08.1910 передан Турции как "Yadigar-i-Millet", 10.07.1917 потоплен бомбами британского самолёта в Босфоре (39°56'N/29°10'O), 29 убитых. В 10.1917 поднят, в 1924 слом
3.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Монтроузе
28.07.1909
24.01.1910
ТТХ
V-162...164
S-165...168
G-169...172
G-173
Водоизмещение
нормальное
639 т
665 т
670 т
700 т
полное
739 т
765 т
777 т
778 т
регистровое
?
505 брт, 178 нрт
?
?
Размерения
длина
КВЛ
73,6 м
74,0 м
74,0 м
74,0 м
полная
73,9 м
74,2 м
74,0 м
74,0 м
ширина
7,85 м
7,9 м
7,9 м
7,9 м
осадка
носом
3,02 м
3,03 м
2,82 м
2,78 м
кормой
3,12 м
3,04 м
3,25 м
3,28 м
высота борта
4,15 м
Энергетическая установка
состав и тип
2/3 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,15 м
3х3-лопастных гребных винта Ø 1,65 м
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2 МО
2 турбины "AEG"(на V-163: "AEG-Vulcan")
2 турбины "Schichau"
6 турбин "Parsons"
2 турбины "Zoelly"
4 КО
4 военно-морских ПК (18,5 атм., 1815 м²)
4 военно-морских ПК (18,5 атм., 1871 м²)
4 военно-морских ПК (17 атм., 1834 м²)
4 военно-морских ПК (17,5 атм., 1833 м²)
проектная мощность
15100 л.с.
17500 л.с.
15000 л.с.
15000 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
32 уз.
32 уз.
32 уз.
32 уз.
на испытаниях
33,4 уз. при 16020 л.с., 626 об/мин.
33,6 уз. при 17700 л.с., 753 об/мин.
32,7 уз. при 16610 л.с., 817 об/мин.
31,4 уз. при 15820 л.с., 648 об/мин.
запас топлива
134 т. угля + 60 т. нефти
116 т. угля + 74 т. нефти
125 т. угля + 84 т. нефти
125 т. угля + 84 т. нефти
дальность плавания
12 узлов
2140 миль
---
---
---
17 узлов
960 миль
975 миль
1250 миль
1280 миль
27 узлов
---
450 миль
---
---
30 узлов
---
---
460 миль
---
Экипаж
84 чел. (3 офицера, 81 матросов),на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, 12 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение
2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление
1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт.
1 млн. 801 тыс. - 1 млн. 857 тыс. М
1 млн. 666 тыс. - 1 млн. 690 тыс. М
1 млн. 785 тыс. - 1 млн. 816 тыс. М
1 млн. 800 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат
S-165, 169, G-170, 172, 173, позже
Т.168 в 1920-х
2 - 88 мм/30 [200 снарядов]
2 - 88 мм/45 [280 снарядов]
2 - 88 мм/45
1 - 88 мм/30
3 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды]
---
"G-169", "G-170", "G-171", "G-172" в 1916-1917 временно, при необходимости, брали на борт самолёты
Преимущества турбин перед паровыми машинами стали настолько очевидными, что весь заказ 1908 года пришелся на чисто турбинные "торпедоботы", причем ввиду высокой загруженности верфей его пришлось распределить между тремя ведущими фирмами. Полностью сохранив вооружение своих предшественников миноносцы изменили силуэт. Все более ранние корабли, начиная с дивизионных миноносцев, имели характерный короткий полубак, сразу за которым располагался торпедный аппарат, а уже потом — рубка. Такая схема позволяла обеспечить большие углы стрельбы торпедами в носовых секторах, однако она же создавала массу проблем с водой, заливавшейся в "яму" между полубаком и рубкой. Кроме того, германский эсминец опознать по ней было проще простого. Взвесив все за и против, конструкторы изменили силуэт, переместив торпедный аппарат в корму. Хотя вода и перестала заливать передний торпедный аппарат, брызги от ставшего ближе волноотбойника сплошным душем накрывали мостик, из за чего позже пришлось поднять его на метр. Другим важным отличием стал перевод одного из четырёх котлов на нефтяное отопление.
G-169
Внешне корабли разных верфей отличались только формой кормы, расположением торпедных аппаратов, грот-мачты и задней трубы.
Миноносцы, строившиеся "Германией", получили трёхвальную турбинную установку. Немцы полагали, что шансы сохранить ход при взрыве снаряда или даже торпеды в районе механической установки у них значительно выше, чем у двухвальных. Но если в отношении крупных боевых кораблей с таким утверждением можно согласиться полностью, то для эсминцев это не столь очевидно. Заметное утяжеление конструкции едва ли компенсирует чисто теоретическую (ввиду небольшой ширины корпуса) возможность сохранить одно из турбинных отделений в неприкосновенности при подводном взрыве. Действительно, трёхвальные эсминцы при чуть большем, чем у их двухвальных аналогов, водоизмещении имели заметно менее мощную механическую установку. Уразумев столь очевидный факт, германские инженеры к трёхвинтовой схеме на эсминцах более не возвращались.
G-172
S-166
Миноносцы обладали относительно хорошей для их размеров мореходностью, у кораблей фирмы "Шихау" она была чуть лучше, имели умеренную килевую и сильную бортовую качку; маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность. Применение оружия было возможно до 7 баллов.
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.
В конце войны на всех уцелевших миноносцах подняли мостик и установили козырёк на переднюю дымовую трубу, а также в корме разместили сбрасыватель для глубинных бомб. При этом на некоторых пушки заменили на более длинные новой модели.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
S-165
S-166
"Шихаусские" S165—S168 пришлось закладывать дважды. Первая четверка новейших эсминцев ушла в Турцию вместе с проданными туда старыми броненосцами Kurfürst Friedrich Wilhelm и Weissenurg. Надо сказать, что данная сделка оказалась удивительно удачной как для немцев, так и для турок. В годы Первой мировой войны "Muavenet-i Milliye", "Yadigar-i Millet", "Numune-i Hamiyet" и "Gayret-i Vataniye" являлись наиболее полезными и активными единицами османского флота. Без их поддержки Goeben и Breslau пришлось бы совсем несладко против многочисленных русских эскадренных миноносцев. К тому же не прогадали ни фирма, ни флот кайзера: вместо проданных "Шихау" быстро произвела новые четыре корабля под теми же номерами.
G-170
S-166
Muavenet-i Milliye
Yadigar-i Millet
G-171
Миноносцы вошли в III флотилию. Первую потерю флотилия понесла ещё до войны - 14 сентября 1912 во время манёвров в Северном море (54°10'N/08°05'O) G-171 попал под форштевень броненосца Zähringen, и унёс на дно 7 человек. В том же году его обломки, лежащие в мелком месте и представляющие опасность для судоходства, были взорваны.
S-167
В первую половину войны флотилия в основном сопровождала главные силы флота, выходящие на дальнее прикрытие операций. 25 сентября 1914 флотилия была срочно вызвана в Киль для охраны пролива Большой Бельт, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы, но тревога оказалась ложной и утром 27-го миноносцы ушли обратно в Северное море. В 1915 действовала на Балтике, в том числе участвовала в обстреле Паланги и Либавы 23-29 марта 1915 г. и в операциях в Рижском заливе 3-6 июня 1915 г. и 16-19 августа 1915 г. (один корабль не участвовал).
S-166
В начале 1916 г. 3-я флотилия прошла полную замену кораблей на новые, а старые перевели на Балтику, где распределили в другие службы. В частности, V-164 стал флагманом флотилии подводных лодок. V-162 15 августа 1916 в 22:30 погиб на мине с 15 жертвами, прикрывая тральщики у Люзерорта (57°35'N/21°35'O, к северу от Виндавы) (57°35'N/21°35'O).
4 миноносца к 1917 году состояли в 11-й, учебной флотилии: V-163 (2-я полуфлотилия), S-166 (1-я полуфлотилия), S-167 (2-я полуфлотилия), S-168 (тендер в распоряжении артшколы) и G-173 (флагман), где и оставались до конца войны.
S-168
S-165, G-169, G-170 и G-172 в начале 1917 года вошли в состав восстановленной 10-й флотилии (19-я полуфлотилия), и с 23 сентября по 30 октября 1917 участвовали в Моонзундской операции (командир флотилии - корветтен-капитан Хундертмарк, 19-й полуфлотилии - капитан-лейтенант Вильгельм Ребенсберг). В это время, приказом от 24 сентября 1917 на всех десяти оставшихся миноносцах этого типа индекс поменяли на "Т".
S-167
30 ноября 1917 г. 10-ю флотилии расформировали, а T-165, T-169, T-170 и T-172 передали эскортной флотилии, которая до конца войны потеряла ещё один миноносец этого типа: 7.07.1918 в 4:28 в Северном море (54°26'N/04°35'O) подорвался на мине и затонул T-172, 16 убитых.
G-169
S-162
S-163
G-169
G-169
G-171
G-171
G-171
После окончания войны оставшиеся миноносцы участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование.
По условиям версальского договора шесть миноносцев этого типа (T-163...166, 169, 173) попали под репарации и были переданы Британии. При образовании государственного флота в 1921 г. лишь один T-168 был оставлен в строю для береговой обороны, остальные два (T-167 и T-170) списали и сдали на слом.
Последний оставшийся миноносец вместо одного из торпедных аппаратов получил третью 88-мм пушку и служил до 1927 года, когда был также сдан на слом.
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 11.09.2022
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1909-1920
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1920-1927
Флот Турции (Osmanlı Donanması) 1910-1924
Один из "T-165...168" в конце войны.
Один из "T-165...168" в конце войны.
"G-171"
На юте одного из "G-169...172".
"S-162" на испытаниях.
"S-166" на испытаниях перед передачей Турции.
"S-170"
"S-173" на испытаниях.
"S-172" на испытаниях, её без артиллерии.
"S-163" на манёврах.
"S-166" в доке, "S-167", "S-168" и "S-169" в Пиллау.