входоглавлениеминоносцы → большие типа "V-162"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  



Большие миноносцы

(Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 V-162 / S-165 / G-169 


Германия, 1909-1911 гг. 12 (16) ед. (проекты верфей, по программе 1908 года, последний - по программе 1909 года)

 

*
V-162...164
*
S-165...168
*
G-169...173
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение 24.09.1917 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 V-162 --- <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 289 1908 с 1916 в береговой обороне, 15.08.1916 в 22:30 погиб на мине в Балтийском море (57°35'N/21°35'O), 15 убитых.
9.05.1909
28.05.1909
2 V-163 T-163 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 290 1908 с 1916 учебный корабль, к концу войны в учебной флотилии, 1 полуфлотилии, 3.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1921 слом в Дордрехте.
24.05.1909
22.07.1909
3 V-164 T-164 <A.G. Vulkan> Штеттин, стр. № 291 1908 с 1916 флагман флотилии ПЛ, 5.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Бонессе.
27.05.1909
20.08.1909
4 S-165   <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 819 1908 17.08.1910 передан Турции как "Muavenet-i-Milleye", после 1918 списан, слом в Стамбуле.
24.04.1909
S-165 T-165 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 853 1910 с 1918 в 1 эскортной флотилии, 1 полуфлотилии, 15.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Монтроузе.
26.11.1910
27.04.1911
5 S-166   <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 820 1908 17.08.1910 передан Турции как "Yadigar-i-Millet", 10.07.1917 потоплен бомбами британского самолёта в Босфоре (39°56'N/29°10'O), 29 убитых. В 10.1917 поднят, в 1924 слом.
24.04.1909
S-166 T-166 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 854 1910 с 1916 учебный корабль, к концу войны в учебной флотилии, 1 полуфлотилии, 5.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Дордрехте.
27.12.1910
7.07.1911
6 S-167   <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 821 1908 17.08.1910 передан Турции как "Numüne-i-Hamiyet", после 1918 списан, слом в Стамбуле ок. 1921.
3.07.1909
S-167 T-167 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 855 1910 с 1916 учебный корабль, к концу войны в учебной флотилии, 1 полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 3.09.1921 продан на слом в Киле за 250 тыс. М.
15.02.1911
26.08.1911
7 S-168   <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 822 1908 17.08.1910 передан Турции как "Gayret-i-Vatanye", после 1918 списан, слом в Стамбуле ок. 1921.
30.09.1909
S-168 T-168 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 855 1910 с 1917 учебный корабль, с 1918 тендер в распоряжении артшколы, с 1921 в Рейхсмарине, 8.01.1927 исключён, продан на слом в Гамбурге за 63 тыс. М.
16.03.1911
1.07.1911
8 G-169 T-169 <Germaniawerft> Киль, стр. № 138 1908 с 1918 в 1 эскортной флотилии, 3 полуфлотилии, 5.08.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Дордрехте.
29.12.1908
29.04.1909
9 G-170 T-170 <Germaniawerft> Киль, стр. № 139 1908 с 1918 в 1 эскортной флотилии, 1 полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 27.09.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене.
3.03.1909
14.07.1909
10 G-171 --- <Germaniawerft> Киль, стр. № 142 1908 14.09.1912 во время манёвров в Северном море погиб в столкновении с броненосцем "Zähringen" (54°10'N/08°05'O), 7 убитых, обломки в том же году взорваны.
28.05.1909
4.01.1910
11 G-172 T-172 <Germaniawerft> Киль, стр. № 143 1909 с 1918 в эскортной флотилии, 7.07.1918 в 4:28 погиб на мине в Северном море (54°26'N/04°35'O), 16 убитых.
10.07.1909
4.01.1910
12 G-173 T-173 <Germaniawerft> Киль, стр. № 144 1909 с 1917 учебный корабль, к концу войны флагман учебной флотилии, 3.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1922 слом в Монтроузе.
28.07.1909
24.01.1910
ТТХ
  V-162...164 S-165...168 G-169...172 G-173
Водоизмещение нормальное 639 т 665 т 670 т 700 т
полное 739 т 765 т 777 т 778 т
регистровое ? 505 брт, 178 нрт ? ?
Размерения длина КВЛ 73,6 м 74,0 м 74,0 м 74,0 м
полная 73,9 м 74,2 м 74,0 м 74,0 м
ширина 7,85 м 7,9 м 7,9 м 7,9 м
осадка носом 3,02 м 3,03 м 2,82 м 2,78 м
кормой 3,12 м 3,04 м 3,25 м 3,28 м
высота борта 4,15 м
Энергетическая установка состав и тип 2/3 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,15 м 3х3-лопастных гребных винта Ø 1,65 м 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2 МО 2 турбины "AEG"(на V-163: "AEG-Vulcan") 2 турбины "Schichau" 6 турбин "Parsons" 2 турбины "Zoelly"
4 КО 4 военно-морских ПК (18,5 атм., 1815 м²) 4 военно-морских ПК (18,5 атм., 1871 м²) 4 военно-морских ПК (17 атм., 1834 м²) 4 военно-морских ПК (17,5 атм., 1833 м²)
проектная мощность 15100 л.с. 17500 л.с. 15000 л.с. 15000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 32 уз. 32 уз. 32 уз. 32 уз.
на испытаниях 33,4 уз. при 16020 л.с., 626 об/мин. 33,6 уз. при 17700 л.с., 753 об/мин. 32,7 уз. при 16610 л.с., 817 об/мин. 31,4 уз. при 15820 л.с., 648 об/мин.
запас топлива 134 т. угля + 60 т. нефти 116 т. угля + 74 т. нефти 125 т. угля + 84 т. нефти 125 т. угля + 84 т. нефти
дальность плавания 12 узлов 2140 миль --- --- ---
17 узлов 960 миль 975 миль 1250 миль 1280 миль
27 узлов --- 450 миль --- ---
30 узлов --- --- 460 миль ---
Экипаж 84 чел. (3 офицера, 81 матросов),
на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 12 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 801 тыс. - 1 млн. 857 тыс. М 1 млн. 666 тыс. - 1 млн. 690 тыс. М 1 млн. 785 тыс. - 1 млн. 816 тыс. М 1 млн. 800 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат G-170, 172, 173, S-165, 168 позже Т.168в 1920-х
2 - 88 мм/30 [200 снарядов] 2 - 88 мм/45 [280 снарядов] 2 - 88 мм/45
1 - 88 мм/30
3 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды]
"G-169", "G-170", "G-171", "G-172" в 1916-1917 временно, при необходимости, брали на борт самолёты

 

 

Преимущества турбин перед паровыми машинами стали настолько очевидными, что весь заказ 1908 года пришелся на чисто турбинные "торпедоботы", причем ввиду высокой загруженности верфей его пришлось распределить между тремя ведущими фирмами. Полностью сохранив вооружение своих предшественников миноносцы изменили силуэт. Все более ранние корабли, начиная с дивизионных миноносцев, имели характерный короткий полубак, сразу за которым располагался торпедный аппарат, а уже потом — рубка. Такая схема позволяла обеспечить большие углы стрельбы торпедами в носовых секторах, однако она же создавала массу проблем с водой, заливавшейся в "яму" между полубаком и рубкой. Кроме того, германский эсминец опознать по ней было проще простого. Взвесив все за и против, конструкторы изменили силуэт, переместив торпедный аппарат в корму. Хотя вода и перестала заливать передний торпедный аппарат, брызги от ставшего ближе волноотбойника сплошным душем накрывали мостик, из за чего позже пришлось поднять его на метр. Другим важным отличием стал перевод одного из четырёх котлов на нефтяное отопление.

Внешне корабли разных верфей отличались только формой кормы, расположением торпедных аппаратов, грот-мачты и задней трубы.

Миноносцы, строившиеся "Германией", получили трёхвальную турбинную установку. Немцы полагали, что шансы сохранить ход при взрыве снаряда или даже торпеды в районе механической установки у них значительно выше, чем у двухвальных. Но если в отношении крупных боевых кораблей с таким утверждением можно согласиться полностью, то для эсминцев это не столь очевидно. Заметное утяжеление конструкции едва ли компенсирует чисто теоретическую (ввиду небольшой ширины корпуса) возможность сохранить одно из турбинных отделений в неприкосновенности при подводном взрыве. Действительно, трёхвальные эсминцы при чуть большем, чем у их двухвальных аналогов, водоизмещении имели заметно менее мощную механическую установку. Уразумев столь очевидный факт, германские инженеры к трёхвинтовой схеме на эсминцах более не возвращались.

Миноносцы обладали относительно хорошей для их размеров мореходностью, у кораблей фирмы "Шихау" она была чуть лучше, имели умеренную килевую и сильную бортовую качку; маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность. Применение оружия было возможно до 7 баллов.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

 

 

В конце войны на всех уцелевших миноносцах подняли мостик и установили козырёк на переднюю дымовую трубу, а также в корме разместили сбрасыватель для глубинных бомб. При этом на некоторых пушки заменили на более длинные новой модели.

 

 

 

 

"Шихаусские" S165—S168 пришлось закладывать дважды. Первая четверка новейших эсминцев ушла в Турцию вместе с проданными туда старыми броненосцами Kurfürst Friedrich Wilhelm и Weissenurg. Надо сказать, что данная сделка оказалась удивительно удачной как для немцев, так и для турок. В годы Первой мировой войны "Muavenet-i-Miliet", "Yadigar-i-Millet", "Numune-i-Hamiyet" и "Gairet-i-Watanije" являлись наиболее полезными и активными единицами османского флота. Без их поддержки Goeben и Breslau пришлось бы совсем несладко против многочисленных русских эскадренных миноносцев. К тому же не прогадали ни фирма, ни флот кайзера: вместо проданных "Шихау" быстро произвела новые четыре корабля под теми же номерами.

 

Первую потерю флотилия понесла ещё до войны - 14 сентября 1912 во время манёвров в Северном море (54°10'N/08°05'O) G-171 попал под форштевень броненосца Zähringen, и унёс на дно 7 человек. В том же году его обломки, лежащие в мелком месте и представляющие опасность для судоходства, были взорваны.

Вторая потеря флотилии случилась 15 августа 1916 в 22:30 на Балтике (57°35'N/21°35'O), когда на мине погиб V-162 с 15 жертвами.

                         

На уцелевших миноносцах этого типа 24 сентября 1917 индекс поменяли на "Т". В этом году (с 23 сентября по 30 октября) Т-165, Т-169, Т-170 и Т-172 в составе 4-й флотилии участвовали в Моонзундской операции. До конца войны погиб ещё один миноносец этого типа: 7.07.1918 в 4:28 в Северном море (54°26'N/04°35'O) подорвался на мине T-172, 16 убитых.

После окончания войны оставшиеся миноносцы участвовали в послевоенном тралении, для чего с них были демонтированы торпедные аппараты и установлено тральное оборудование.

По условиям версальского договора шесть миноносцев этого типа (T-163...166, 169, 173) попали под репарации и были переданы Британии. При образовании государственного флота в 1921 г. лишь один T-168 был оставлен в строю для береговой обороны, остальные списали и сдали на слом. Последний оставшийся миноносец вместо одного из торпедных аппаратов получил третью 88-мм пушку и служил до 1927 года, когда был также сдан на слом.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                     

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 20.12.2017


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1909-1920
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1920-1927
S163
"S-163" на манёврах.
S166
"S-166" в доке в Пиллау.
S167
Модель "S-167".
S165
Модель "S-165".
S165
Модель "S-165".
S167
Модель "S-167".
S167
Модель "S-167".
S167
Модель "S-167".
S165
Модель "S-165".
S165
Модель "S-165".
S167
Модель "S-167".
S165
Модель "S-165".
S165
Модель "S-165".
S165
Модель "S-165".
Т169
"Т-169" в Засснице.
G171
"G-171"
G171
"G-171"
G171
"G-171"
G169
"G-169"
G169
"G-169", "G-170", "G-171" и "G-172" в базе.
G169
"G-169"
G169
"G-169" на испытаниях, ещё без вооружения.
S168
"S-168"
S167
"S-167"
S165
"S-165"

"V-162", "V-163" и "V-164" в базе.
Yadigar-i-Millet
"Yadigar-i-Millet"
Muavenet-i-Milleye
"Muavenet-i-Milleye"
S167
"S-167"
S166
"S-166" в Кильском канале.
S166
"S-166"
V162
"V-162" и крейсер.
S165
Миноносец типа "S 165" в Киле.

С приподнятым мостиком.
V150-155
Миноносец типа "S 165" в Пиллау.
V156-160
Чертёж турецкого аналога "S 165".
G-169
"G 169"
S-165
"S-165".
V-162
"V-162".
S-166
"S-166".