ОглавлениеЗаградители и тральщики → Минный транпорт "Pelikan"

  Заградители и тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Минный заградитель
(Minentransporter, Minenversuchschiff)

 Pelikan 


Германия, 1891 г. 1 ед.

 

*
Pelikan
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Pelikan <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, стр. № 12 1.09.1889 сперва - вахтенное и гидрографическое судно в Балтийском море, c 1.11.1895 - минно-испытательный корабль, в 1908 модернизирован на "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене, с 1.06.1916 учебный корабль минёров, с 11.1918 база-носитель катеров-тральщиков, 15.11.1920 исключён, 8.04.1921 продан на слом в Гамбурге.
29.07.1890
15.10.1891
ТТХ
Водоизмещение нормальное 2364 т
полное 2424 т
регистровое 1821 брт
Размерения длина ВЛ 80,9 м
полная 84,2 м, с откидными полками 85,00 м
ширина 11,7 м, крылья мостика 13,1 м
осадка носом 4,28 м
кормой 5,14 м
высота борта на миделе 7,9 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастный гребных винта Ø 3,5 м
? 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
? 2 двойных цилиндрических ПК (12 топок, 12 атм., 710 м²)
мощность 3000 л.с.
Ходовые данные скорость 15 уз., на испытаниях 15,3 уз. при 3072 л.с.
запас топлива 311/410 т. угля
дальность плавания 4200 миль (на 10 узлах)
Экипаж сперва 195 чел. (8 офицеров, 187 матросов)
позже 200 чел. (11 офицеров, 189 матросов)
Дополнительные данные корпус железный, набор по продольно-поперечной схеме, 1 палуба, 11 отсеков
управление 1 руль
плавсредства 5-6 лодок
ВООРУЖЕНИЕ
4 - 88 мм/30 скорострельные пушки [900, позже 539 снарядов]
400 мин

 

Впервые заявку на постройку минного заградителя флот подал в 1877 году, однако, рейхстаг отказал в выделении соответствующих средств, и первый настоящий минный заградитель Германии был построен как транспорт снабжения. Дело в том, что в какой то момент адмиралтейство решило использовать специальные транспорты для доставки сменных экипажей на военные корабли при заграничных станциях. Обычно для этого нанимали рейсовые суда частных пароходств. В бюджете на 1888 год флот запросил средств на строительство такого транспортного судна и на этот раз они были предоставлены. Потому корабль был спроектирован и построен как транспортный пароход.

Когда "Pelikan" был введен в эксплуатацию, планы поменялись и в таком транспорте уже не было необходимости. Оказавшийся вдруг ненужным корабль пришлось использовать для различных второстепенных задач, в т. ч. в качестве вахтенного корабля в Кильской гавани, для океанографических работ или как "изображатель противника" на маневрах флота и только образование Минно-испытательной комиссии Императорского морского флота 1 ноября 1895 позволило найти ему применение.

При водоизмещении 2420 т корабль нес четыре 88-мм пушки и 400 мин. Он имел хорошую мореходность и манёвренность, однако его скорость была явно недостаточна для активных постановок у вражеских берегов: на испытаниях корабль развил 15,3 узла, а в действительности был еще тихоходнее. Этот недостаток послужил поводом для курьезного прозвища заградителя. Неофициально "Pelikan" был известен в германском флоте под странным названием "Пели-шифф" (Pelischiff). Дело в том, что в одной из своих речей воинственный кайзер Вильгельм якобы заявил: "В моем флоте не должно быть ни одной баржи - только настоящие корабли!" Офицеры и матросы императорского флота тут же превратили "Пели-баржу" в " Пели-корабль" (по-немецки "кан" звучит как "баржа", а "шифф" —"корабль").

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

До 1907 корабль не имел верхнего мостика, кормовой прожектор был на 5 м ближе к трубе. На месте кормовой части палубной рубки находился только световой люк машинного отделения высотой 1 м. В 1916 палубная рубка была продлена ещё в корму до 1,5 м за грот-мачтой и надстроен 2-ой этаж длиной 10 м, до кормового прожектора.

СЛУЖБА

15 октября 1891 "Pelikan" приняли в состав флота, первоначально - в качестве вахтенного корабля в Кильской гавани, в 1893-1894 годах он выполнял океанографические работы в Балтийском море, на осенних учениях с 19 августа по 21 сентября 1894 года входил в состав группы разведывательных кораблей.

Со 2 октября 1895 года, согласно общему приказу кабинета "Pelikan" был передан новообразованной инспекции вспомогательных судов (Depot-Inspektion), а с 1 апреля 1896 года числился первым минно-испытательным кораблём (вторым был "Rhein"). В этом году он с 6 по 15 сентября участвовал в маневрах флота.

3 января 1898 года в рамках инспекции вспомогательных судов, как отдельный департамент, была образована комиссия по минированию, которой был подчинен "Pelikan". С 24 января по 14 июля 1898 года он прошёл капитальный ремонт и до начала войны оставался в комиссии по испытанию мин, которая с 1899 года входила в инспекцию морской артиллерии, а с 1 октября 1904 года - в инспекцию береговой артиллерии и минных заграждений. При этом корабль продолжал принимать ограниченное участие в больших учениях, в частности в 1901 году в составе "флота В" условно обозначал дивизию линкоров "противника" из 4 кораблей, а с 10 по 12 сентября 1903 участвовал в последнем этапе манёвров 1903 года. На манёврах 1904 и 1906 годов он входил в состав вспомогательного соединения, а в 1907 - в соединение учебных и опытовых кораблей. В 1908 году "Pelikan" был модернизирован на "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене, но его участие в манёврах прекратилось и тихоходный корабль далее выполнял учебные функции.

К началу войны "Pelikan" стоял на капитальном ремонте котельной установки на Императорской верфи в Данциге. После окончания этих работ 25 сентября 1914 он поступил в непосредственное подчинения флагмана Флота Открытого Моря как минный заградитель.

В первой половине войны (до Ютландского сражения) "Pelikan" применялся в качестве прибрежного минзага в Немецкой бухте: 22 декабря 1914 выставил заграждение вместе с Nautilus, 31 июля - 1 августа 1915, 13 августа 1915 и 2-3 октября 1915 самостоятельно ставил противолодочные заграждения.

С 1 июня 1916 применялся лишь как учебный корабль минёров. После войны с ноября 1918 до 15 октября 1920 использовался в ходе послевоенного разминирования как база-носитель катеров-тральщиков. 15 ноября 1920 был исключён из списка военных кораблей и 8 апреля 1921 продан в Гамбург на слом, где вскоре был разобран.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1985.
2 Hans H. Hildebrandt, Albert Röhr und Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Band 6, Herford: Koehlers Verlagsgesellschaft mbH 1981.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 26.03.2019

 




 

 
Флаг вспомогательных судов ВМФ Германской империи (Kaiserliche Marine) 1877-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Pelikan
"Pelikan" после модернизации.
Pelikan
"Pelikan" после модернизации.
Pelikan
"Pelikan" после модернизации.
Pelikan
"Pelikan" после модернизации.
Pelikan
"Pelikan" в первоначальном виде в праздничной иллюминации.
Pelikan
"Pelikan" в первоначальном виде.
Pelikan
"Pelikan" в первоначальном виде.
Pelikan
"Pelikan" с 1907 г.
Pelikan
Первоначальный вид "Pelikan"
Pelikan
Спуск "Pelikan" на воду.
Предыдущая страница - транспорт-заградитель "Rhein"
Следующая страница - крейсер-заградитель "Nautilus"