Минный заградитель (Minentransporter, Minenversuchschiff)
Pelikan 
|
Германия, 1891 г. 1 ед.
* Pelikan *
ТТХ
Водоизмещение |
нормальное |
2364 т |
полное |
2424 т |
регистровое |
1821 брт |
Размерения |
длина |
ВЛ |
80,9 м |
полная |
84,2 м, с откидными полками 85,00 м |
ширина |
11,7 м, крылья мостика 13,1 м |
осадка |
носом |
4,28 м |
кормой |
5,14 м |
высота борта на миделе |
7,9 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
2 вала |
2х3-лопастный гребных винта Ø 3,5 м |
? |
2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения |
? |
2 двойных цилиндрических ПК (12 топок, 12 атм., 710 м²) |
мощность |
3000 л.с. |
Ходовые данные |
скорость |
15 уз., на испытаниях 15,3 уз. при 3072 л.с. |
запас топлива |
311/410 т. угля |
дальность плавания |
4200 миль (на 10 узлах) |
Экипаж |
сперва |
195 чел. (8 офицеров, 187 матросов) |
позже |
200 чел. (11 офицеров, 189 матросов) |
Дополнительные данные |
корпус |
железный, набор по продольно-поперечной схеме, 1 палуба, 11 отсеков |
управление |
1 руль |
плавсредства |
5-6 лодок |
ВООРУЖЕНИЕ
4 - 88 мм/30 скорострельные пушки [900, позже 539 снарядов] |
400 мин |
 Впервые заявку на постройку минного заградителя флот подал в 1877 году, однако, рейхстаг отказал в выделении соответствующих средств, и первый настоящий минный заградитель Германии был построен как транспорт снабжения. Дело в том, что в какой то момент адмиралтейство решило использовать специальные транспорты для доставки сменных экипажей на военные корабли при заграничных станциях. Обычно для этого нанимали рейсовые суда частных пароходств. В бюджете на 1888 год флот запросил средств на строительство такого транспортного судна и на этот раз они были предоставлены. Потому корабль был спроектирован и построен как транспортный пароход.
Когда "Pelikan" был введен в эксплуатацию, планы поменялись и в таком транспорте уже не было необходимости. Оказавшийся вдруг ненужным корабль пришлось использовать для различных второстепенных задач, в т. ч. в качестве вахтенного корабля в Кильской гавани, для океанографических работ или как "изображатель противника" на маневрах флота и только образование Минно-испытательной комиссии Императорского морского флота 1 ноября 1895 позволило найти ему применение.
При водоизмещении 2420 т корабль нес четыре 88-мм пушки и 400 мин. Он имел хорошую мореходность и манёвренность, однако его скорость была явно недостаточна для активных постановок у вражеских берегов: на испытаниях корабль развил 15,3 узла, а в действительности был еще тихоходнее. Этот недостаток послужил поводом для курьезного прозвища заградителя. Неофициально "Pelikan" был известен в германском флоте под странным названием "Пели-шифф" (Pelischiff). Дело в том, что в одной из своих речей воинственный кайзер Вильгельм якобы заявил: "В моем флоте не должно быть ни одной баржи - только настоящие корабли!" Офицеры и матросы императорского флота тут же превратили "Пели-баржу" в " Пели-корабль" (по-немецки "кан" звучит как "баржа", а "шифф" —"корабль").
Схемы окраски:
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы |
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов |
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше |
деревянные части - лакированные с естественным цветом |
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий
- всё |
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения |
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
До 1907 корабль не имел верхнего мостика, кормовой прожектор был на 5 м ближе к трубе. На месте кормовой части палубной рубки находился только световой люк машинного отделения высотой 1 м. В 1916 палубная рубка была продлена ещё в корму до 1,5 м за грот-мачтой и надстроен 2-ой этаж длиной 10 м, до кормового прожектора.
СЛУЖБА
 15 октября 1891 "Pelikan" приняли в состав флота, первоначально - в качестве вахтенного корабля в Кильской гавани, на осенних учениях 1892 года с 23 августа по 26 сентября вместе с броненосцем Siegfried он составлял разведгруппу, в 1893-1894 годах выполнял океанографические работы в Балтийском море, а на осенних учениях 1894 года с 19 августа по 21 сентября вновь входил в состав группы разведывательных кораблей.
Со 2 октября 1895 года, согласно общему приказу кабинета "Pelikan" был передан новообразованной инспекции вспомогательных судов (Depot-Inspektion), а с 1 апреля 1896 года числился первым минно-испытательным кораблём (вторым был "Rhein"). В этом году он с 6 по 15 сентября участвовал в маневрах флота 1896.
 3 января 1898 года в рамках инспекции вспомогательных судов, как отдельный департамент, была образована комиссия по минированию, которой был подчинен "Pelikan". С 24 января по 14 июля 1898 года он прошёл капитальный ремонт и до начала войны оставался в комиссии по испытанию мин, которая с 1899 года входила в инспекцию морской артиллерии, а с 1 октября 1904 года - в инспекцию береговой артиллерии и минных заграждений. При этом корабль продолжал принимать ограниченное участие в больших учениях, в частности в 1898 году в составе I группы разведывательных кораблей, в 1901 году в составе "флота В" условно обозначал дивизию линкоров "противника" из 4 кораблей, а с 10 по 12 сентября 1903 участвовал в последнем этапе манёвров 1903 года. На манёврах 1904 и 1906 годов он входил в состав вспомогательного соединения, а в 1907 - в соединение учебных и опытовых кораблей. В 1908 году "Pelikan" был модернизирован на "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене, но его участие в манёврах прекратилось и тихоходный корабль далее выполнял учебные функции.
К началу войны "Pelikan" стоял на капитальном ремонте котельной установки на Императорской верфи в Данциге. После окончания этих работ 25 сентября 1914 он поступил в непосредственное подчинения флагмана Флота Открытого Моря как минный заградитель.
В первой половине войны (до Ютландского сражения) "Pelikan" применялся в качестве прибрежного минзага в Немецкой бухте: 22 декабря 1914 выставил заграждение вместе с Nautilus, 31 июля - 1 августа 1915, 13 августа 1915 и 2-3 октября 1915 самостоятельно ставил противолодочные заграждения.
С 1 июня 1916 применялся лишь как учебный корабль минёров. После войны с ноября 1918 до 15 октября 1920 использовался в ходе послевоенного разминирования как база-носитель катеров-тральщиков. 15 ноября 1920 был исключён из списка военных кораблей и 8 апреля 1921 продан в Гамбург на слом, где вскоре был разобран.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1985. |
2 |
Hans H. Hildebrandt, Albert Röhr und Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Band 6, Herford: Koehlers Verlagsgesellschaft mbH 1981. |
+ |
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 13.05.2020

|