Оглавление → Заградители и тральщики → Минный транпорт "Pelikan"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минный заградитель (Minentransporter, Minenversuchschiff)
Германия, 1891 г. 1 ед. * Pelikan *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Впервые заявку на постройку минного заградителя флот подал в 1877 году, однако, рейхстаг отказал в выделении соответствующих средств, и первый настоящий минный заградитель Германии был построен как транспорт снабжения. Дело в том, что в какой то момент адмиралтейство решило использовать специальные транспорты для доставки сменных экипажей на военные корабли при заграничных станциях. Обычно для этого нанимали рейсовые суда частных пароходств. В бюджете на 1888 год флот запросил средств на строительство такого транспортного судна и на этот раз они были предоставлены. Потому корабль был спроектирован и построен как транспортный пароход. Когда "Pelikan" был введен в эксплуатацию, планы поменялись и в таком транспорте уже не было необходимости. Оказавшийся вдруг ненужным корабль пришлось использовать для различных второстепенных задач, в т. ч. в качестве вахтенного корабля в Кильской гавани, для океанографических работ или как "изображатель противника" на маневрах флота и только образование Минно-испытательной комиссии Императорского морского флота 1 ноября 1895 позволило найти ему применение. При водоизмещении 2420 т корабль нес четыре 88-мм пушки и 400 мин. Он имел хорошую мореходность и манёвренность, однако его скорость была явно недостаточна для активных постановок у вражеских берегов: на испытаниях корабль развил 15,3 узла, а в действительности был еще тихоходнее. Этот недостаток послужил поводом для курьезного прозвища заградителя. Неофициально "Pelikan" был известен в германском флоте под странным названием "Пели-шифф" (Pelischiff). Дело в том, что в одной из своих речей воинственный кайзер Вильгельм якобы заявил: "В моем флоте не должно быть ни одной баржи - только настоящие корабли!" Офицеры и матросы императорского флота тут же превратили "Пели-баржу" в " Пели-корабль" (по-немецки "кан" звучит как "баржа", а "шифф" —"корабль"). Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
До 1907 корабль не имел верхнего мостика, кормовой прожектор был на 5 м ближе к трубе. На месте кормовой части палубной рубки находился только световой люк машинного отделения высотой 1 м. В 1916 палубная рубка была продлена ещё в корму до 1,5 м за грот-мачтой и надстроен 2-ой этаж длиной 10 м, до кормового прожектора. СЛУЖБА 15 октября 1891 "Pelikan" приняли в состав флота, первоначально - в качестве вахтенного корабля в Кильской гавани, на осенних учениях 1892 года с 23 августа по 26 сентября вместе с броненосцем Siegfried он составлял разведгруппу, в 1893-1894 годах выполнял океанографические работы в Балтийском море, а на осенних учениях 1894 года с 19 августа по 21 сентября вновь входил в состав группы разведывательных кораблей. Со 2 октября 1895 года, согласно общему приказу кабинета "Pelikan" был передан новообразованной инспекции вспомогательных судов (Depot-Inspektion), а с 1 апреля 1896 года числился первым минно-испытательным кораблём (вторым был "Rhein"). В этом году он с 6 по 15 сентября участвовал в маневрах флота 1896. 3 января 1898 года в рамках инспекции вспомогательных судов, как отдельный департамент, была образована комиссия по минированию, которой был подчинен "Pelikan". С 24 января по 14 июля 1898 года он прошёл капитальный ремонт и до начала войны оставался в комиссии по испытанию мин, которая с 1899 года входила в инспекцию морской артиллерии, а с 1 октября 1904 года - в инспекцию береговой артиллерии и минных заграждений. При этом корабль продолжал принимать ограниченное участие в больших учениях, в частности в 1898 году в составе I группы разведывательных кораблей, в 1901 году в составе "флота В" условно обозначал дивизию линкоров "противника" из 4 кораблей, а с 10 по 12 сентября 1903 участвовал в последнем этапе манёвров 1903 года. На манёврах 1904 и 1906 годов он входил в состав вспомогательного соединения, а в 1907 - в соединение учебных и опытовых кораблей. В 1908 году "Pelikan" был модернизирован на "Kaiserl. Werft" в Вильгельмсхафене, но его участие в манёврах прекратилось и тихоходный корабль далее выполнял учебные функции. К началу войны "Pelikan" стоял на капитальном ремонте котельной установки на Императорской верфи в Данциге. После окончания этих работ 25 сентября 1914 он поступил в непосредственное подчинения флагмана Флота Открытого Моря как минный заградитель. В первой половине войны (до Ютландского сражения) "Pelikan" применялся в качестве прибрежного минзага в Немецкой бухте: 22 декабря 1914 выставил заграждение вместе с Nautilus, 31 июля - 1 августа 1915, 13 августа 1915 и 2-3 октября 1915 самостоятельно ставил противолодочные заграждения. С 1 июня 1916 применялся лишь как учебный корабль минёров. После войны с ноября 1918 до 15 октября 1920 использовался в ходе послевоенного разминирования как база-носитель катеров-тральщиков. 15 ноября 1920 был исключён из списка военных кораблей и 8 апреля 1921 продан в Гамбург на слом, где вскоре был разобран.
|