ОглавлениеКорабли авиации → Вспомогательные корабли обеспечения типа "Wal-10"

ОглавлениеСторожевые корабли → тип "Wal-10"

  Корабли авиации  
  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Военные китобои (Marinewhaler) типа

"Wal-10"


Германия, 1939-1940 / 1944 гг. 2 ед. (строились, как паровые китобои)
Вспомогательные суда обеспечения гидроавиации (Flugsicherungsschiffe) / Сторожевые корабли (Vorpostenboote)

 

*
Wal-10
*
Wal-11
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Wal 10 <Deschimag, Werk Seebeck> 1939, Бремерхафен, стр. № 642 8.12.1939 SNB (L) Pillau, с 17.08.1940 SNDF 5 (Nord), Ставангер, с 22.09.1943 SNDF 1 (Mitte), с 21.10.1944 СКР "V 6316" в Нарвике; в 1945 "V 6101" в Бодё, с 06.1945 в Германской Тральной Администрации (GM/SA), 24.01.1946 передан по репарациям СССР, ТЩ "T 804", затем китобой "Слава 6", в 1971 списан
2 Wal 11 <Deschimag, Werk Seebeck> 1939, Бремерхафен, стр. № 643 19.03.1940 SNB III, Лист, с 15.11.1940 SNB II, Ставангер, с 15.09.1941 SNDF 5 (Nord), Тромсё, с 06.1942 в Хаммерфесте, с 21.10.1944 СКР "V 6317" в Нарвике; в 1945 "V 6102" в Бодё, с 06.1945 в Германской Тральной Администрации (GM/SA), 24.01.1946 передан по репарациям СССР, ТЩ "T 805", затем китобой "Слава 7", в 1971 списан
ТТХ
Водоизмещение полное 825 т
регистровое 376 брт
Размерения длина КВЛ 40,7 м
наибольшая 46,24 м
ширина 8,08 м
осадка 3,97 м
высота борта 4,58 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный винт
1 МО 1 ПМ тройного расширения (3 цил.)
1 КО 1 ПК (15,5 атм, 320 м²)
мощность 1300 л.с.
Ходовые данные скорость 13 уз.
топливо 150 т нефти
дальность плавания на 10 уз. 2350 миль
автономность 14 сут.
Экипаж гражданский штат: 16 чел., в качестве СКР - 44-46 чел (1-2 оф.), в СССР после войны - 23 чел.
Дополнительные данные корпус стальной 1-палубный со значительной погибью
электроснабжение паровые генераторы: 1х17 кВт, 1х8 кВт, 220 в
управление 1 балансирный руль с паровым приводом
ВООРУЖЕНИЕ
до 7.01.1941 отсутствовало 1x1 — 20-мм/65 автомат C/38 (в корме) после 10.1944 в качестве СКР - артиллерия наверняка была усилена, но данных не сохранилось
2 пулемёта (по нек. данным только на WAL 11)

 

Строились как китобойные суда для Гамбургской конторы для работы с норвежской китобойной плавбазой "Skytteren" по заказу немецкого маргаринного союза. После начала войны достраивались для Люфтваффе, но им сохранили прежние имена "Wal" (кит) с номерами 10 и 11. По некоторым данным при службе в ВВС несли торговый флаг.

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ:

Wal-10 / Wal-11 / служба в ВМФ / послевоенная эксплуатация в СССР

 

  Wal-10

Вошёл в строй 8 декабря 1939 г. и сразу был передан ВВС как вспомогательное судно обеспечения полётов, сперва принадлежал морской авиагруппе Киля (Luftzeuggruppe See, Kiel), позывной DKBC, проходил испытания в Экернфёрде.

После ремонта на верфи, 19 марта 1940 передан морскому спасательному району ВВС в Пиллау (Seenotbezirkstelle (L) Pillau), где в тот период базировался отряд из 1./Fl.Erg.Gr.(See) (Dornier Do 18). Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Bug. 20-24 апреля 1940 доставил в Ольборг персонал Seenotflugkommando 3 в составе 4 фельдфебелей, 31 унтер-офицера и солдата. 5 мая 1940 перешёл из Хольтенау в Фредериксхавн.

17 августа 1940 "Wal-10" был временно выделен для экстренной помощи морскому спасательному центру Seenotzentrale (L) Norwegen на норвежском побережье, 18 августа в 4:00 вышел из Вильгельмсхафена, в 18:00 прибыл в Кристианзанд, а 19 августа в 10:00 вновь вышел в море и 20 августа в 15:30 прибыл в Ставангер, где тогда базировались эскадрильи 1./Kü.Fl.Gr.406 (Dornier Do 18), 2./Kü.Fl.Gr.406 (Dornier Do 18), 1./Kü.Fl.Gr.506 (Heinkel He-115), 2./Kü.Fl.Gr.506 (Heinkel He-115), 3./Kü.Fl.Gr.506 (Heinkel He-115) и Stab/Kü.Fl.Gr.706 (Heinkel He-115). Организационно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Stavanger.

15 ноября 1940 корабль был отправлен в ремонт и заменён на "Wal-11". Во время ремонта была установлена зенитка в корме.

С 5 января 1941 был снова в строю и 8 января 1941 вернулся в Ставангер, где к тому времени остались только две эскадрильи 1./406 (Dornier Do 18), 3./506 (Heinkel He-115) и штаб Stab/706 (Heinkel He-115). Теперь он был окончательно передан в подчинение SNDF Norwegen. С июня 1941 в в Ставангере оставалась только одна эскадрилья 3./Kü.Fl.Gr.906 (Dornier Do 18), вскоре сменённая на спасательную Seenot.St.5 (Dornier Do 18, Dornier Do 24, Heinkel He-115). 3 мая 1942 корабль был отправлен на ремонт.

После ремонта, в июле 1942 "Wal-10" вернулся в Норвегию, в подчинение SNDF 5 (Nord), но в более северный район - в Тромсё, где базировались эскадрильи 3./Kü.Fl.Gr.906 (Dornier Do 18,→Blohm&Voss BV-138), Stab/Kü.Fl.Gr.706 (Blohm&Voss BV-138), 3./Kü.Fl.Gr.406 (Blohm&Voss BV-138) и Seenot.St.10 (Dornier Do 18, Dornier Do 24, Heinkel He-115). Организационно теперь входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille 9.

20 февраля 1943 "Wal-10" выходил в кв. 6183/27 Ost, где совершил вынужденную посадку Heinkel He-115 8L+BH (стр. № В 2084) из 1./906, спас всех 3 человек экипажа и взял самолёт на буксир, но после поломки буксирного устройства ок. 23:30 тот был выброшен на пляж и разрушен об скалы.

8 апреля 1943 корабль передали SNDF 1 (Mitte) (Seenotflottille 5) в Северном море. 30 июля 1943 во время массированного налета на Гамбург корабль вышел в море и у Бланкенезе связь с ним прервалась, но оказалось, что с ним ничего не произошло. Позже корабль был возвращён SNDF 5 (Nord), но не надолго и уже с 22 сентября 1943 снова был в подчинении SNDF 1 (Mitte) (корабль в это время находился на ремонте в Кёнигсберге).

6 июня 1944 в кв. В 6277/27 Ost у Кристиансанна "Wal-10" снял с мели и взял на буксир крановую баржу "BP 32", но из-за угрозы затопления её пришлось снова посадить на дно, теперь у берега, где она позже была разбита зимними штормами.

Летом 1944 года "Wal-10" снова ушёл на север, где 21 октября 1944 был передан ВМФ.

 

  Wal-11

Вошёл в строй 19 марта 1940 г. как вспомогательное судно обеспечения полётов, сперва принадлежал морской авиагруппе Киля (Luftzeuggruppe See, Kiel), позывной DKCF.

12 марта 1940 был передан в подчинение SNB III с базой в Листе на Зюлте. 18 марта вышел из Хольтенау, 19 марта в 8:50 из Куксхафена (без необходимых документов для радиослужбы и навигации). По прибытии в Лист 21 марта был отправлен на оборудование средствами связи и буксировочным устройством. В Листе в тот момент базировалась часть эскадрильи Seenot.St.1 (Dornier Do 24, Junkers Ju-52), в июне сменённая на Seenot.St.5 (Dornier Do 18, Dornier Do 24, Heinkel He-115). С октября 1941 там также постоянно размещался штаб и две эскадрильи разведгруппы Aufkl.gr. 125 (See) (Blohm&Voss BV-138). Также периодически в Листе разные морские эскадрильи проходили перевооружение на новые самолёты. Организационно корабль входил в состав спасательной флотилии Ergänzungs-Seenotflottille.

28 марта 1940 "Wal-11" получил приказ патрулировать на позиции метеорологической станции у Кампена, в 7:30 вышел из Листа, сразу отправился в кв. 3771, где один самолет совершил вынужденную посадку, затем вёл поиск в кв. 9445, 9328, 9314, 6635, 3785, 3771, ничего не обнаружил и вернулся к месту патрулирования.
1 апреля он вышел из Листа в позицию метеорологической станции в кв. 9187 и 3870, но сразу направился в кв. 9325 и стоял там вблизи зеленого светового буя, не становясь на якорь, 2 апреля находился в кв. 3870, 3 апреля из за ухудшения погоды отошёл на север (на глубокую воду), 4 апреля вернулся к месту патрулирования, а 7 апреля участвовал в поиске упавшего самолёта.
16 апреля корабль находился в Листе, 17 апреля был отправлен на срочный ремонт, а 18 апреля уже снова был готов к применению.
20 апреля "Wal-11" засветло вышел на позицию метеорологической станции, 24 апреля в 8:35 вернулся в Лист.
26 апреля корабль получил приказ найти и отбуксировать в Лист обнаруженную подводной лодкой "U 17" в кв. 9241 повреждённую летающую лодку Dornier Do 18 K6+DK из 2/406, повреждённый, в 11:20 вышел в море и в 14:30 прибыл в указанное место. 27 апреля в 3:00 из-за тумана стал на якорь у Кампена, в 6:45 с самолётом на буксире прибыл в Лист и в 11:45 ушёл на бункеровку в Эсбьерг, куда прибыл в 19:40. 28 апреля в 19:00 прибыл в Тюборён.
27 мая "Wal-11" стоял в гавани Тюборёна. 31 мая выполнил бункеровку и 1 июня в 11:50 вышел в позицию метеорологической станции у Тюборёна.
6 июня в 00:15 корабль вышел из Тюборёна, 7 июня вернулся, а 8 июня в 4:00 снова вышел в позицию метеорологической станции у Тюборёна. 9 июня вернулся, оставаясь в часовой готовности.
11 июня "Wal-11" выполнил бункеровку в Эсбьерге. 13 июня в 7:35 стал на якорь на рейде в Листе, где была произведена замена радиостанции на польскую. 17 июня в 10:30 корабль ушел на бункеровку в Эсбьерг, затем направился в Тюборён, куда прибыл 18 июня в 16:00.
12 июля в 13:00 "Wal-11" вышел из Тюборёна в Лист, куда прибыл 13 июля в 18:25. 15 июля в 11:40 вышел в Тюборёна, вернулся 16 июля в 22:25. 17 августа в 16:25 прибыл в Лист из Тюборёна.
23 августа на переходе из Листа в Тюборён корабль потерял лопасть винта и в сопровождении логгера "Ursula" отправлен на ремонт на Mützelfeldtwerft в Куксхафене, 24 августа в 10:15 корабли вышли их Тюборёна и 26 августа прибыли на верфь, ремонт был начат сразу.
31 августа "Wal-11" снова был готов к выходу в море и 1 сентября в 7:00 вышел к месту службы в Лист.
21 октября в 17:05 стал на якорь в Хиртсхальсе.
3 ноября корабль в неисправном состоянии прибыл в Лист, где на нём сразу заменили генератор, во вторник утром он был готов к выходу в море, 6 ноября стал на якорь в Люнгвике.
8 ноября в кв. В 8774 "Wal-11" спас совершивший вынужденную посадку гидросамолёт Junkers W-34 BB+MR и отбуксировал его в фьорд Рюнкёбинг.

15 ноября 1940 "Wal-11" отправился из Листа в Ставангер заменить на время ремонта "Wal-10" в составе SNB II, куда прибыл 24 ноября. Там тогда базировались эскадрильи 1./Kü.Fl.Gr.406 (Dornier Do 18), 2./Kü.Fl.Gr.406 (Dornier Do 18), 3./Kü.Fl.Gr.506 (Heinkel He-115) и Stab/Kü.Fl.Gr.706 (Heinkel He-115). Временно входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Stavanger.

9 января 1941, после окончания ремонта напарника, сам отправился через Киль на ремонт в Куксхафен, куда прибыл 22 января. В корме была установлена зенитная пушка и погружены на борт 2 пулемёта MG 15.

14 марта 1941 "Wal-11" вышел из Куксхафена и направился в Тистед. Таким образом вернулся к прежнему месту службы в подчинении SNB III с базой в Листе на Зюлте.

25 мая 1941 во время атаки 5 британских бомбардировщиков Bristol-Blenheim IV из RAF 18 на батарею Agger в 8:10 в кв. 8864 у Тюборёна "Wal-11" сбил один из них, затем в кв. 8742 в 11:30 обнаружил обломки сбитого самолета и труп члена его экипажа.

15 сентября 1941 корабль был передан SNDF Norwegen в Норвегии и 25 сентября, после окончания ремонта в Куксхафене, вышел в Тромсё, где тогда базировались эскадрильи 1./Kü.Fl.Gr.406 (Heinkel He-115) и 3./Kü.Fl.Gr.906 (Blohm&Voss BV-138), а с конца года ещё Stab/Kü.Fl.Gr.706 (Blohm&Voss BV-138) и 3./Kü.Fl.Gr.406 (Blohm&Voss BV-138). Организационно корабль входил в состав спасательной флотилии Seenotflottille Tromsö (с 1.06.1942 Seenotflottille 9 в подчинении SNDF 5 (Nord)).

30 мая 1942 "Wal-11" отправлен на ремонт и чистку котла и т.д., после чего с июня 1942 базировался в Хаммерфесте. 8 июля 1942 с морскими транспортами выходил в море для оказания помощи кораблю "Max Stinsky", севшему на мель к западу от Оскара Хома.

5 октября 1944 года корабль был передан ВМФ.

 

  Служба в ВМФ

5 октября 1944 "Wal-11", а 21 октября 1944 "Wal-10" были переданы ВМФ для усиления прибрежных конвоев в северной Норвегии. Корабли пополнили 63-ю дозорную флотилию в Нарвике, как V 6316 (Wal-10) и V 6317 (Wal-11). В 1945 оба корабля были переданы поредевшей 61-й дозорной флотилии в Бодё для замены погибших кораблей, соответственно сменив тактические номера на V 6101 и V 6102. В этой флотилии они и закончили войну.

Надо отметить, что для конвойной и дозорной службы в условиях сильного противодействия авиации на кораблях устанавливали довольно сильное артиллерийское вооружение. Пушки ставились на специально смонтированных площадках, мачты часто снимались (заменялись на одну небольшую на рубке), но не всегда. Объём проделанных работ и вооружение "Валей" в качестве сторожевых кораблей не известны. Можно только сказать, что стандартным для этих кораблей была одна 37-мм зенитка и 2-4 автомата 20-мм + до 5 пулемётов. На некоторых крупных китобоях (коими "Вали" и являлись) в конце войны умудрялись дополнительно впихнуть 88-мм пушку на компактном "подводном" лафете (для подводных лодок). Кроме того "форпостенботы" часто снабжали глубинными бомбами.

23 мая 1945 года флотилия была официально расформирована, но не распущена и 15 октября 1945 восстановлена для очистки от мин под британским надзором вод у Норвегии и Скагеррака в составе 4-й тральной дивизии в Кристианзанде при Германской Тральной Администрации (GM/SA). Эта служба, однако, продолжалась не долго - уже 5 ноября оба корабля достались СССР по договору о разделе Германского флота в счёт репараций.

 

  Послевоенная эксплуатация в СССР

По советским предположениям, ещё до передачи англичане успели сгонять корабли на китобойный промысел, но это не подтверждено. 24 января 1946 корабли были приняты в Англии комиссией, 13 марта 1946 прибыли в Пиллау и были зачислены в строй, как тральщики T 804 и T 805. Мореходные корабли больше подходили для Северного Флота, куда их и зачислили и стали готовить к переходу, но уже 7 июня 1946 моряки признали их негодными к военной службе, разоружили и исключили для передачи народному хозяйству в качестве промысловых судов.

28 ноября 1946 они были приданы первой советской китобойной флотилии "Слава" и получили соответственно имена "Слава 6" и "Слава 7", с 28 декабря 1948 подчинялись МинРыбПрому, базировались в Одессе и ходили на промысел в Антарктику. Сперва, пока в СССР не было квалифицированных китобоев, часть экипажей составляли наёмные норвежские моряки.

В 1965 году флотилия ушла из Одессы в последний антарктический рейс, из которого вернулась на новую базу во Владивосток. Базируясь на Дальнем Востоке, "Славы" отработали ещё четыре сезона в северной части Тихого океана и в 1970 году флотилия была расформирована. Оба китобоя в 1971 были сданы на слом.

   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993.
3 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
4 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
на русском
5 Бережной С. - Трофеи и репарации ВМФ СССР. Якутск, 1994.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 21.02.2020

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1939-1945
Торговый флаг Германии 1939-1945
ВМФ СССР 1946
Гражданский флаг СССР 1946-1971
Wal-10
"Слава 6", бывший. "Wal-10".
Wal-10
"Слава 6", бывший. "Wal-10".
Wal-10
"Слава 6", бывший. "Wal-10".
Wal-10
Информация о кораблях во время послевоенной эксплуатации в СССР.
Wal-10
"Wal-10"
Следующая страница - вспомогательный корабль обеспечения гидроавиации "Marta Beck"