входоглавлениеминоносцы → большие типа "S-138"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Большие миноносцы

(Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 S-138 


Германия, 1907-1908 гг. 12 ед. (проект верфи "Schichau", по программе 1906-1907 годов)

 

*
S-138...149
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение 24.09.1917 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 S-138 T-138 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 777 1906 с 1916 патрульный, 7.07.1918 погиб на мине в Северном море (54°26'N/04°32'O), 32 убитых.
22.09.1906
7.05.1907
2 S-139 T-139 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 778 1906 к концу войны в 4-й флотилии, 7 полуфлотилии (Балтика), с 1921 в Рейхсмарине, 3.08.1927 исключён, быстроходный буксир мишеней Pfeil, 28.09.1937 списан, перестроен в торпедолов, в 1944 при 24-й флотилии ПЛ...
12.11.1906
6.07.1907
3 S-140 T-140 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 779 1906 к концу войны в 4-й флотилии, 7 полуфлотилии (Балтика), 22.03.1921 исключён, 8.06.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 260 тыс. М.
22.12.1906
3.08.1907
4 S-141 T-141 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 780 1906 с 1916 в береговой обороне, с 1921 в Рейхсмарине, 3.08.1927 исключён, быстроходный буксир мишеней Blitz, 28.04.1933 продан на слом в Вильгельмсхафене.
7.02.1907
9.09.1907
5 S-142 T-142 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 781 1906 с 1916 в береговой обороне, с 1917 патрульный и учебный корабль, к концу войны  в учебной флотилии, 1-й полуфлотилии, 2.12.1920 исключён, 13.06.1921 продан на слом в Киле за 260 тыс. М.
6.03.1907
20.09.1907
6 S-143 T-143 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 782 1906 с 1914 в береговой обороне, 3.08.1914 в 17:00 затонул в Северном море от взрыва котла (54°30'N/12°06'O), 24 убитых, поднят и восстановлен, к концу войны в 4-й флотилии, 7 полуфлотилии (Балтика), с 1921 в Рейхсмарине, 10.05.1927 исключён, 25.03.1930 продан, слом в Гамбурге-Моорбурге за 61500 тыс. М.
6.04.1907
12.10.1907
7 S-144 T-144 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 783 1906 с 1914 в береговой обороне, с 1918 тендер при артшколе, с 1921 в Рейхсмарине, 8.10.1928 исключён, 10.04.1929 продан на слом в Эссене за 81000 тыс. М.
27.04.1907
3.12.1907
8 S-145 T-145 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 784 1907 к концу войны в 4-й флотилии, 7 полуфлотилии (Балтика), 22.03.1921 исключён, 8.06.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 260 тыс. М.
8.06.1907
17.12.1907
9 S-146 T-146 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 785 1907 с 1916 тендер при артшколе, с 1921 в Рейхсмарине, 8.10.1928 исключён, 10.04.1929 продан на слом в Эссене за 81000 тыс. М.
27.06.1907
20.11.1907
10 S-147 T-147 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 786 1907 с 1916 патрульный, к концу войны в 1-й эскортной флотилии, 2 полуфлотилии, 2.12.1920 исключён, 21.05.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 120000 тыс. М.
3.08.1907
10.04.1908
11 S-148 T-148 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 787 1907 с 1916 патрульный, к концу войны в 1-й эскортной флотилии, 2 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, 8.10.1928 исключён, в 1935 слом в Вильгельмсхафене.
11.09.1907
18.03.1908
12 S-149 T-149 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 788 1907 с 1916 флагман тральной флотилии, к концу войны в 3-й тральной флотилии, 5 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, 16.05.1927 исключён, слом.
19.10.1907
27.07.1908
ТТХ
  штат с 1920 с 1935 Blitz с 1927
Водоизмещение нормальное 533 т
полное 684 т
Размерения длина КВЛ 70,2 м
полная 70,7 м
ширина 7,8 м
осадка носом 2,75 м
кормой 2,95 м
высота борта 4,15 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,35 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
4 КО 4 военно-морских ПК (19 атм., 1685 м²)
проектная мощность 11000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 30 уз.
на испытаниях 30,3 уз. при 320 об/мин.
запас топлива 194 т. угля
дальность плавания 17 узлов 1830 миль
24 узла 390 миль
Экипаж 80 чел. (3 офицера, 77 матросов), на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов) 98-99 чел. (4 офицера, 94-95 матросов), на флагманском + 19 чел. (5 офицеров, 14 матросов) 91-92 чел. (4 офицера, 87-88 матросов) 78-56 чел. (все матросы)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 13 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 458 тыс. - 1 млн. 478 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат позже с 1920 с 1927
S.138-141, 143, 145, 147-149 S.142, 144 T.139, 141, 143, 144, 146, 148, 149 Blitz
1 - 88 мм/35 [100 снарядов] 2 - 88 мм/35 2 - 88 мм/45 ---
3 - 52 мм/55 [450 снарядов] 1 - 52 мм/55 --- 2 - 20 мм
3 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды] ---

 

 

Развитие типа "S-120", но много позаимствовано от крупповского "G-137", в первую очередь - 4 котла вместо трёх (потому соответственно увеличенные размеры), высокий полубак и 4-ю, 88-мм пушку в корме. Всё это было связано с требованиями флота. Однако кормовой торпедный аппарат находился не в кормовой части, как на "G-137", а лишь был сдвинут за вторую трубу. Остался характерный для верфи лёгкий наклон труб и закруглённый мостик. Энергетическая установка также оставалась традиционной - паровые машины тройного расширения и котлы с угольным питанием. Все корабли достигли проектной скорости в 30 узлов, но потребляли топлива на полном ходу почти на 40 тонн/час больше турбинного "G-137".

Миноносцы обладали относительно хорошей для их размеров мореходностью, имели умеренную килевую, но сильную бортовую качку; маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность. Применение оружия было возможно до ветра в 7 баллов. Использование торпедного аппарата между баком и мостиком было уже невозможно при 6 баллах по Бофорту вследствие водяных брызг, которые также сильно препятствовали навигации, заливая мостик.

Признаны в целом удачными и послужили прототипом для т. н. "стандартных" мореходных миноносцев германского флота, предназначенных для действий в Северном море в составе флотилий, возглавляемых легкими крейсерами, что предопределило перекос в сторону усиленного торпедного вооружения, в ущерб артиллерийскому. Всего до 1911 г. было построено 59 кораблей, которые различались между собой размерами, архитектурой надстроек и силовыми установками, но в целом были идентичными.

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

В ходе войны на всех (по нек. данным, кроме погибшего "T.138") две 52 мм пушки на мостике заменили на одну 88 мм на полубаке, при этом 52-мм пушку на шкатуфе демонтировали только на "T.142" и "T.144" (по нек. данным, и на "T.146").

После 1919 на "Т 139", "141", "143", "144", "146", "148", "149" мостики были продлены в корму: нижний на 1 м, верхний на 3 м. Компасная площадка перенесена в позицию перед грот-мачтой, на место окончательно демонтированной на всех кораблях 52-мм пушки. Обе дымовых трубы получили козырьки. Установлена высокая фок-мачта; грот-мачта, наоборот, стала значительно ниже. На корме были установлены бомбосбрасыватели.

изображения с сайта www.shipbucket.com

 

 

 

К началу войны служили в первой линии, но потом стали переводиться на вспомогательную службу. 24 сентября 1917 на всех индекс поменяли на "Т".

Некоторые боевые эпизоды:

Ночью 1 мая 1915 "S.138" с крейсером "Thetis" патрулировали в Ирбенском проливе, прикрывая рейд эсминцев в Рижский залив. 7 мая 1915 "S.138" подорвался на мине у Либавы, но остался на плаву и был отбуксирован в Клайпеду.

2 июля 1915 отремонтированный "S.138" и "S.139" безрезультатно атаковали британскую ПЛ "Е-9", потопившую крейсер "Prinz Adalbert".

8 августа 1915 полуфлотилия, состоящая из миноносцев этого типа, попала на минное поле в Ирбенском проливе. В 7:00 подорвался "S.144", но остался на плаву и был отбуксирован в Либаву миноносцами "S.140" и "S.147". Другой миноносец этой флотилии, "S.141", участвовал в буксировке также подорвавшегося на этом заграждении крейсера "Thetis".

14 октября 1915 на русском минном заграждении подорвался "S-149", но также остался на плаву.

С 23 сентября по 30 октября 1917 г. миноносцы "T.140", "T.141", "T.142", "T.143" и "T.144" в составе 4-й флотилии, 7 полуфлотилии участвовали в Моонзундской операции.

Один из кораблей (головной "T-138") погиб на мине в самом конце войны, остальные остались в строю на время послевоенного траления. При этом вооружение было демонтировано.

При образовании государственного флота в 1921 г. по разрешению Антанты для береговой обороны в строю были оставлены 8 кораблей этого типа ("Т.139, 141, 143, 144, 146, 148, 149"). Они не проходили модернизации, были только установлены более "длинные" орудия.

Все они были списаны в 1927-1928 гг, но два из них ("Т.139" и "Т.141") были переоборудованы в быстроходные буксировщики мишеней и корабли радиоуправления мишенями и получили имена "Pfeil" (стрела) и "Blitz" (молния). Они управляли соответственно мишенями "Hessen" и "Zahringen".

Второй был сдан на слом в 1933 г., а первый служил до 28.09.1937, когда был списан, но не разобран, а перестроен в торпедолов. В 1944 он всё ещё числился как мишень при 24-й флотилии подводных лодок. В момент капитуляции Германии его уже не было в списках. Наиболее вероятно, он пал жертвой бомбардировок портов союзной авиацией.

 

                 
             

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 15.03.2018


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1906-1920
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1920-1935
S142
"S-142"
T-149
Корма "T-149" после подрыва на мине.
T-138
Миноносец типа "T-138" на фоне линкора "Bayern".
T-143
"T-143" во главе полуфлотилии, 1910 г.
T-138
Миноносцы типа "T-138" после войны.
T-148
"T-148" в послевоенные годы.
T-146
"T-146" в конце войны.
T-142
"T-142" в послевоенные годы.
T-141
"T-141" в послевоенные годы.
T-139
"T-139" в послевоенные годы.
T-144
"T-144" входит в Зассниц, 1919 г.
Blitz
"Blitz", 1929 г.
T-143
"T-143" в послевоенные годы.
T-139
"T-139" в послевоенные годы.
S-148
Нос "S-148" после столкновения.
S-149
"S-149" в первоначальном виде. Киль, 1908 г.
S-146
"S-148" в первоначальном виде.
S-148
"S-148" в первоначальном виде.
S-138
"S-143", "S-140" и "S-138" в первоначальном виде.
S-138
"S-143", "S-140" и "S-138" в первоначальном виде.
Pfeil
Модели мишени "Hessen" и корабля управления "Pfeil".
Pfeil
Быстроходный буксировщик мишеней "Pfeil".
S-140
"S-140" после перевооружения и расширения мостика.
S-149
"S-149" после войны.
S-145
"S-145" в первоначальном виде.
S-147
"S-147" в первоначальном виде.
S-147
"S-147" в первоначальном виде.
S-144
"S-144" в первоначальном виде.
S-141
"S-141" в первоначальном виде.
S-143
"S-143" в первоначальном виде.
S-139
Моряки на баке "S-139".
S-139
миноносцы типа "S-138" в центре.
S-143
"S-143" в первоначальном виде.
S-142
"S-142" в первоначальном виде.
S-139
миноносцы типа "S-138".
S-138
миноносец типа "S-138".