Большие миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа
S-138
Германия, 1907-1908 гг. 12 ед. (проект верфи "Schichau", по программе 1906-1907 годов)
в годы войны (с 1916) 2 ед. - тральщики-лидеры, после войны (1919) 8 ед. использовались как тральщики
22.07.1919 тральщик в I./2. балтийской полуфлотилии, с 01.1921 в Рейхсмарине, с 3.08.1927 быстроходный буксир мишенейPfeil, 28.09.1937 списан, перестроен в торпедолов, в 1944 при 24-й флотилии ПЛ...
с 1916 (?) ПС при флагмане тральных сил, до конца войны
22.07.1919 тральщик в I./2. балтийской полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, 3.08.1927 исключён, быстроходный буксир мишенейBlitz, 28.04.1933 продан на слом в Вильгельмсхафене.
с 22.07.1919 тральщик в I./2. балтийской полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, 10.05.1927 исключён, 25.03.1930 продан, слом в Гамбурге-Моорбурге за 61500 тыс. М.
со второй половины 1916 тендер при артшколе, до конца войны
с 22.07.1919 тральщик в I./1. балтийской полуфлотилии, к 11.1920 в I./2. балтийской полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, 8.10.1928 исключён, 10.04.1929 продан на слом в Эссене за 81000 тыс. М.
к 05.1916 флагман 2-й дивизиона тральщиков, с 10.1916 флагман 3-й флотилии ТЩ, до конца войны
с 22.07.1919 тральщик в I./1. балтийской полуфлотилии, к 11.1920 в I./2. балтийской полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, 16.05.1927 исключён, слом.
19.10.1907
27.07.1908
ТТХ
штат
с 1920
с 1935
Blitzс 1927
Водоизмещение
нормальное
533 т
полное
684 т
Размерения
длина
КВЛ
70,2 м
полная
70,7 м
ширина
7,8 м
осадка
носом
2,75 м
кормой
2,95 м
высота борта
4,15 м
Энергетическая установка
состав и тип
2 вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,35 м
2 МО
2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
4 КО
4 военно-морских ПК (19 атм., 1685 м²)
проектная мощность
11000 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
30 уз.
на испытаниях
30,3 уз. при 320 об/мин.
запас топлива
194 т. угля
дальность плавания
17 узлов
1830 миль
24 узла
390 миль
Экипаж
80 чел. (3 офицера, 77 матросов), на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов)
98-99 чел. (4 офицера, 94-95 матросов), на флагманском + 19 чел. (5 офицеров, 14 матросов)
91-92 чел. (4 офицера, 87-88 матросов)
78-56 чел. (все матросы)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, 13 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение
2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление
1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт.
1 млн. 458 тыс. - 1 млн. 478 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат
позже
с 1920
с 1927
S.138-141, 143, 145, 147-149
S.142, 144
T.139, 141, 143, 144, 146, 148, 149
Blitz
1 - 88 мм/35 [100 снарядов]
2 - 88 мм/35
2 - 88 мм/45
---
3 - 52 мм/55 [450 снарядов]
1 - 52 мм/55
---
2 - 20 мм
3 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды]
---
Развитие типа S-120, но много позаимствовано от крупповского G-137, в первую очередь - 4 котла вместо трёх (потому соответственно увеличенные размеры), высокий полубак и 4-ю, 88-мм пушку в корме. Всё это было связано с требованиями флота. Однако кормовой торпедный аппарат находился не в кормовой части, как на "G-137", а лишь был сдвинут за вторую трубу. Остался характерный для верфи лёгкий наклон труб и закруглённый мостик. Энергетическая установка также оставалась традиционной - паровые машины тройного расширения и котлы с угольным питанием. Все корабли достигли проектной скорости в 30 узлов, но потребляли топлива на полном ходу почти на 40 тонн/час больше турбинного "G-137".
S-141
S-139
Миноносцы обладали относительно хорошей для их размеров мореходностью, имели умеренную килевую, но сильную бортовую качку; маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность. Применение оружия было возможно до ветра в 7 баллов. Использование торпедного аппарата между баком и мостиком было уже невозможно при 6 баллах по Бофорту вследствие водяных брызг, которые также сильно препятствовали навигации, заливая мостик.
S-142
Признаны в целом удачными и послужили прототипом для т. н. "стандартных" мореходных миноносцев германского флота, предназначенных для действий в Северном море в составе флотилий, возглавляемых легкими крейсерами, что предопределило перекос в сторону усиленного торпедного вооружения, в ущерб артиллерийскому. Всего до 1911 г. было построено 59 кораблей, которые различались между собой размерами, архитектурой надстроек и силовыми установками, но в целом были идентичными.
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.
S-143
S-139
В ходе войны на всех (по нек. данным, кроме погибшего T.138) две 52 мм пушки на мостике заменили на одну 88 мм на полубаке, при этом 52-мм пушку на шкатуфе демонтировали только на T.142 и T.144 (по нек. данным, и на T.146).
S-143
После 1919 на Т 139, 141, 143, 144, 146, 148, 149 мостики были продлены в корму: нижний на 1 м, верхний на 3 м. Компасная площадка перенесена в позицию перед грот-мачтой, на место окончательно демонтированной на всех кораблях 52-мм пушки. Обе дымовых трубы получили козырьки. Установлена высокая фок-мачта; грот-мачта, наоборот, стала значительно ниже. На корме были установлены бомбосбрасыватели.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
S-148
S-148
S-149
Все миноносцы вошли во 2-ю флотилию, заменив там более старые корабли и составляли эту флотилию к началу войны, служа в первой линии. К началу войны Флотилия базировалась в Киле, и ещё 3 августа 1914 понесла первую потерю: в 17:00 у Гедсера в западной Балтике (54°30'N/12°06'O) затонул от взрыва котла S.143. 24 человека были убиты, но корабль подняли и восстановили.
С конца сентября 1914 флотилия (корветтен-капитан Шур (Schuur)) базировалась в Киле, патрулировала у Эрезунда, подчиняясь командиру учебного крейсерского дивизиона. Днём миноносцы были выдвинуты группами к южному выходу из пролива вплоть до границы с Данией, причем самый северный катер находился примерно в 6-7 милях от южной оконечности пролива Флинтринне, так что в течение дня незамеченный прорыв вражеских подводных лодок был маловероятен. Ночью миноносцы выстраивались в две линии у плавучих маяков Фальстербо-Удде и Фальстербо-Рес. Дежурила только одна полуфлотилия (пять ед.) по двое суток, а остальные тем временем грузили уголь и пополняли прочие запасы.
23-24 января 1915 г. флотилия участвовала в походе и бою у Доггер-банки, после чего перешла на Балтику, где 27 апреля - 7 мая 1915 г. участвовала в захвате Либавы. Ночью 1 мая 1915 S.138 с крейсером "Thetis" патрулировали в Ирбенском проливе, прикрывая рейд эсминцев в Рижский залив, а 7 мая 1915 он подорвался на мине у Либавы, но остался на плаву и был отбуксирован в Клайпеду.
S-149
S-147
К лету 1915 2-ю флотилию предназначили для комплектации новейшими эсминцами, а старые оставили на Балтике, переведя в 10-ю флотилию. Во время операции в Рижском заливе 5 июня 1915 г. британская ПЛ "Е-9" торпедировала эсминец S.148, когда он грузил уголь с транспорта. Повреждённый миноносец удалось довести до базы на буксире S.139.
Торпедирование миноносца "S.148" (Из журнала боевых действий, Капитан-лейтенант Заупе)
5.06.1915 г.
11:15Устный приказ адмирала: "Немедленно идти к угольному пароходу и грузить уголь".
12:30Пришвартовался к пароходу. Поскольку ожидалось нападение подводных лодок, были приняты следующие меры: Машины были укомплектованы экипажем и готовы к немедленному пуску. Также заняты посты: На мостике: штурвал, машинный телеграф, (одновременно, как пост наблюдения), левая 5,2 см пушка. На мостике - вахтенный офицер и унтерофицер, один унтерофицер у 8,8 см пушки. Вахтенный офицер на мостике получил приказ внимательно следить, при обнаружении подводной лодки или перископа немедленно идти с максимальной мощностью обеих машин и открыть огонь.
17:15"Thetis" прошёл под носом парохода и запросил семафором: "Когда вы закончите с бункеровкой?" Ответ: "Через 10 минут S-148 отходит".
17:18Сообщение о подводной лодке от "Thetis", который в данный момент находился примерно в 1000 м по левому борту. Командир S-148 был на мостике: я сразу отдал приказ: "Готовность к маневру, отдать концы, всем на палубе: следить за подлодкой по левому борту" и дал сигнал обеими машинами - максимальный ход вперёд. Я посмотрел куда стреляет "Thetis", и тут-же увидел бурун немного за кормой по левому траверсу и приближавшийся ко мне торпедный след. Я отдал приказ левому орудию на мостике открыть огонь и снова скомандовал обеими машинами полный вперёд. так как я видел, что в противном случае торпеда должна была попасть в середину. Машины уже развили 200 оборотов и корабль двинулся вперед. Концы были отданы и выбраны, при этом мачта зацепилась за откинутую грузовую стрелу парохода. Торпеда попала под мостик угольного парохода в 5-10 м за кормой S-148. Прямо перед взрывом доложили: "Торпедный след впереди". Я увидел торпедную полосу идущую на меня под острым углом и сразу дал обеими машинами "полный назад". Машинка пошла хорошо и я думал, что торпеда пройдет спереди, но в это время под баком произошел взрыв, и я остановил машины. В течение следующих нескольких секунд любая активность была исключена, так как мостик находился посреди взрывного облака, а вверх был выброшен водяной столб. При первой возможности я приказал: "Закройте все крышки бункеров, огнетушители в IV отсек. Доложить по отсекам X и XI ". Я увидел, что палуба корабля до мостика находится в воде, видна только верхняя часть полубака. Я думал, что миноносец получил попадание в X отсек и утонет носом вперёд. Поскольку корабль все еще двигался вперед, я дал обеим машинам малый назад и в результате из-за разных оборотов повернул в направлении выстрела. В то же время я дал команду: "Приготовить спасательные жилеты, доложить по отсекам IX и X". Теперь вода достигла плинтуса, когда главный машинист сообщил: "В IX отсек воды поступает мало, откачивается эжектором, переборка держится". Я приказал подкрепить переборку и доложить X отсеку и получил сообщение: "X отсек - сильная течь, он заполнен".
Тем временем я набрал как можно больше скорости задним ходом на обеих машинах, чтобы уйти от второго выстрела с подводной лодки. Теперь нужно было как можно быстрее облегчить нос лодки. В результате я завёл парусиновый пластырь и попытался осушить X отсек, но вскоре стало понятно, что это бессмыслено. Оба якоря были сброшены, передний торпедный аппарат разрядили выстрелом, так как трубу нельзя было повернуть, чтобы её извлечь. Саму трубу сняли и унесли на корму. Немедленно началась очистка от угля передних бункеров. На S-139 сообщил, что опасности нет и я намерен идти как можно дальше задним ходом без посторонней помощи.
В то время буксировка не планировалось, чтобы предотвратить положение, которое могло привести к новому нападению. S-148 шёл своим ходом около 3 узлов курсом на Штайнорт. Все движущиеся тяжелые объекты были перенесены на корму, и была затоплен I отсек (кормовой). 29 т угля было выброшено за борт и 30 т перенесено в задний бункер. Благодаря этим мерам, а также мерам, упомянутым выше, постепенно удалось добиться того, чтобы корабль находился примерно на ровном киле, и винты, которые ранее шлёпали по поверхности, снова работали полностью в воде. Экипаж потерял двух человек: один был поднят с воды S-139, другой в момент взрыва находился в носовом твиндеке и погиб.
19:10S-139 предложил буксировать корабль, чтобы набрать больше скорости.
19:30S 139 буксировал сначала со скоростью 7, затем 11 узлов. Правая машина S-148 сначала давала 130, затем на 107 оборотов.
Комментарии:Сигнал о подводной лодке и обстрел с "Thetis" произошли с необычайной скоростью. Насколько было видно, огонь был очень хорошим. По мнению ряда людей, не исключено, что он был успешным.
S-139 и S-130 сразу же очень энергично и эффективно взяли под контроль дальнейшие атаки. S-139 также спас экипаж угольного парохода.
Опыт:Следы торпед были хорошо видны, несмотря на несколько неспокойное море, и показали более сильный бурун, чем у немецких торпед. Скорость торпед вроде бы не превышала 30 узлов. Торпеды явно были установлены очень мелко. Взрыв оказалась слабее, чем ожидалось. Большинство установленных иллюминаторов в баке и стеклянные окна рулевой рубки на мостике остались полностью целыми. Люди, которые находились на баке, получили лишь легкие растяжения, за исключением одного, у которого был перелом таза в результате падения на трубу переднего торпедного аппарата. Подброшенный вверх столб воды был необычайно велик, и когда он опустился, полностью затопил весь мостик и переднюю часть корабля. На мостике ощущалась относительно небольшое сотрясение, также не было значительного давления воздуха. Впоследствии на палубе были обнаружены части головы и корпуса торпеды. Воздействие на торпеду, которое находилось в погребе в ненакачанном положении, можно было определить только в доке. Воздухораспределитель находился под давлением 150 кг и оставался неповрежденным, как и воздуховод торпеды.
Корабль был защищён передней поперечной переборкой I. поперечного бункера. Верхний бункер был полностью заполнен углем и поглотил силу взрыва. Передняя стенка бункера протекла, задняя осталась целой.
На ходу при вовремя замеченном следе торпеды миноносец в большинстве случаев может избежать попадания. 1.) потому что след очень хорошо виден, 2.) потому что торпеды идут относительно медленно. Защита миноносцами стоящих судов от атак подводных лодок не представляется возможным. Суда остаются довольно беззащитными перед атаками.
S-143
Миноносцам этого типа ещё не раз пришлось встречаться с "Е-9". 11 мая 1915 во время операции в Балтийском мореS.141 заметив след торпеды, выпущенной по большому крейсеру "Roon" а затем и перископ "Е-9", пошел на таран и открыл стрельбу из носового 52-мм орудия, но вскоре потерял цель из виду. 2 июля 1915 отремонтированный S.138 и S.139 безрезультатно атаковали всё ту-же лодку, в этот раз торпедировавшую крейсер "Prinz Adalbert".
T-142
S-148
10-я флотилия участвовала в операциях в Рижском заливе 8-13 августа 1915 г. и 16-19 августа 1915 г.. Уже в первый день операции, 8 августа 1915, одна из полуфлотилий попала на минное поле в Ирбенском проливе и в 7:00 подорвался S.144, но остался на плаву и был отбуксирован в Либаву миноносцами S.140 и S.147. Другой миноносец этой флотилии, S.141, участвовал в буксировке также подорвавшегося на этом заграждении крейсера "Thetis". 14 октября 1915 на русском минном заграждении подорвался S-149, но также остался на плаву.
T-148
23 октября 1915 г. S.142 и S.143 сопровождали в патрулировании у Либавы крейсер "Prinz Adalbert", когда тот был торпедирован британской подводной лодкой и смогли спасти лишь трех моряков с мгновенно затонувшего корабля. С миноносцев не наблюдали ни перископа, ни торпеды и считали, что крейсер подорвался на мине.
К маю 1916 S.140 и S.145, в мае S.143, а вскоре и S.139 перевели в 4-ю флотилию миноносцев, где они прослужили до конца войны. Остальные в разное время были переведены в другие службы: два в октябре 1915 вошли в состав поисковой флотилии ПЛО (T.142 - флагман 1-й полуфлотилии, а T.144 - флагман всей флотилии), T.138 в 1915 пополнил портовую флотилию Эмса (в качестве лидера I полуфлотилии сторожевых траулеров).
T.141 к маю 1916 стал посыльным судном при флагмане тральных сил Балтики, а T.146 со второй половины 1916 стал тендером при артшколе. Последний корабль этого типа в 10-й флотилии, T.149, к маю 1916 стал лидером 2-го дивизиона траления (позже - 3-й тральной флотилии). К октябрю 1916 в 10-й флотилии не осталось ни одного миноносца этого типа (T.148 с конца 1916 до февраля 1918 служил в портовой флотилии Эмса, T.147 в этот период также состоял в сторожевой флотилии, но в какой именно - пока нет данных).
T-141
24 сентября 1917 на всех миноносцах этого типа индекс поменяли на "Т".
После расформирования поисковой флотилии в начале 1918 T.142 вошёл в учебную флотилию, а T.144 стал тендером при артиллерийской школе. 22 февраля 1918 эмденский T.138 перешёл в состав эскортной флотилии (3 полуфлотилия). Во 2-ю полуфлотилию эскортной флотилии вошли также T.147 и T.148. 10-21 августа 1918 г. T.141 в качестве флагманского корабля тральных сил (фрегаттен-капитан v. Rosenberg) был выделен для участия в операции Schlußstein - планирующейся высадке в Петрограде для поддержки большевиков.
Один из кораблей (головной T-138) погиб на мине в самом конце войны, восемь остались в строю на время послевоенного траления на Балтике. При этом торпедное вооружение было демонтировано. На некоторых сняли и носовую пушку. T-139, T-140, T-141, T-143 и T-145 вошли во 2-ю полуфлотилию, T-146 и T-149 - в 1-ю, а T-144 стал флагманом тральных сил Балтики (Führers der Minensuchverbände der Ostsee = F.d.M.d.O.).
T-142
T-142
T-142
T-142
T-142
T-142
T-144
T-144
T-146
T-149
При образовании государственного флота в 1921 г. по разрешению Антанты для береговой обороны в строю были оставлены 8 кораблей этого типа (Т.139, 141, 143, 144, 146, 148, 149). Они не проходили модернизации, были только установлены более "длинные" орудия.
T-139
T-139
T-141
T-143
T-146
T-148
T-139+146
Blitz
Blitz
Pfeil
Все они были списаны в 1927-1928 гг, но два из них (Т.139 и Т.141) были переоборудованы в быстроходные буксировщики мишеней и корабли радиоуправления мишенями и получили имена Pfeil (стрела) и Blitz (молния). Они управляли соответственно мишенями "Hessen" и "Zahringen".
Pfeil
Второй был сдан на слом в 1933 г., а первый служил до 28.09.1937, когда был списан, но не разобран, а перестроен в торпедолов. В 1944 он всё ещё числился как мишень при 24-й флотилии подводных лодок. В момент капитуляции Германии его уже не было в списках. Наиболее вероятно, он пал жертвой бомбардировок портов союзной авиацией.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 10.09.2022
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1907-1920
Флот Германии (Reichsmarine) 1933-1935
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1933
"S-143" в годы войны.
Схема атаки на "V-148"
"T-148" в Вильгельмсхафене, 1919 г.
Схема атаки на "V-148"
"V-139", "V-146" и "V-190"
"Blitz", 1929 г.
"T-144" после войны.
"T-141" после войны.
Миноносцы в Кёнигсберге, 1920 г.
Миноносцы в Кёнигсберге, 1920 г.
"T-146" в послевоенные годы.
"T-149" и другие в Кёнигсберге после войны.
Моряки "T-142" сразу после войны.
"T-142" после войны.
"T-142" с катерами-тральщиками после войны.
"T-142" с катерами-тральщиками после войны.
Разоружённый миноносец типа "T-138" в Пиллау после войны.
Миноносцы типа "T-138" в Кёнигсберге сразу после войны.
"S-138"
Миноносец типа "S-138" в Пиллау в начале службы.
"S-142"
Корма "S-149" после подрыва на мине.
Миноносец типа "T-138" на фоне линкора "Bayern".
"T-143" во главе полуфлотилии, 1910 г.
Миноносцы типа "T-138" после войны.
"T-148" в послевоенные годы.
"T-146" в конце войны.
"T-142" после войны.
"T-141" в послевоенные годы.
"T-139" в послевоенные годы.
"T-144" входит в Зассниц, 1919 г.
"Blitz", 1929 г.
"T-143" в послевоенные годы.
"T-139" в послевоенные годы.
Нос "S-148" после столкновения.
"S-149" в первоначальном виде. Киль, 1908 г.
"S-148" в первоначальном виде.
"S-148" в первоначальном виде.
"S-143", "S-140" и "S-138" в первоначальном виде.
"S-143", "S-140" и "S-138" в первоначальном виде.
Модели мишени "Hessen" и корабля управления "Pfeil".