Миноносцы  
  Тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большие миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 S-138 


Германия, 1907-1908 гг. 12 ед. (проект верфи "Schichau", по программе 1906-1907 годов)
в годы войны (с 1916) 2 ед. - тральщики-лидеры

 

*
S-138...149
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. 24.09.1917 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 S-138 T-138 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 777 1906 2. фл. / 3. п/фл. с лета 1915 в 10. фл. с 1916 в 1. эск. фл., 3 п/фл. 7.07.1918 погиб на мине в Северном море
22.09.1906
7.05.1907
2 S-139 T-139 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 778 1906 2. фл. / 3. п/фл. с лета 1915 в 4. фл. / 7. п/фл. с 1921 в Рейхсмарине, 3.08.1927 исключён, быстроходный буксир мишеней Pfeil, 28.09.1937 списан, перестроен в торпедолов, в 1944 при 24-й флотилии ПЛ...
12.11.1906
6.07.1907
3 S-140 T-140 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 779 1906 2. фл. / 3. п/фл. с лета 1915 в 4. фл. / 7. п/фл. 22.03.1921 исключён, 8.06.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 260 тыс. М.
22.12.1906
3.08.1907
4 S-141 T-141 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 780 1906 2. фл. / 3. п/фл. с лета 1915 в 10. фл. / 20 п/фл. с 1916 ПС при флагмане тральных сил с 1921 в Рейхсмарине, 3.08.1927 исключён, быстроходный буксир мишеней Blitz, 28.04.1933 продан на слом в Вильгельмсхафене.
7.02.1907
9.09.1907
5 S-142 T-142 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 781 1906 2. фл. / 3. п/фл. с лета 1915 в 10. фл. / 20 п/фл. с 10.1915 флагман 1. п/фл. ПЛО с 1918 в учебной фл., 1. п/фл. 2.12.1920 исключён, 13.06.1921 продан на слом в Киле за 260 тыс. М.
6.03.1907
20.09.1907
6 S-143 T-143 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 782 1906 2. фл. / 3. п/фл., 3.08.1914 затонул от взрыва котла, поднят и восстановлен с лета 1915 в 4. фл. / 7. п/фл. с 1921 в Рейхсмарине, 10.05.1927 исключён, 25.03.1930 продан, слом в Гамбурге-Моорбурге за 61500 тыс. М.
6.04.1907
12.10.1907
7 S-144 T-144 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 783 1906 2. фл. / 4. п/фл. летом 1915 в 10. фл. / 20 п/фл. с 10.1915 флагман фл. ПЛО с 1918 тендер при артшколе с 1921 в Рейхсмарине, 8.10.1928 исключён, 10.04.1929 продан на слом в Эссене за 81000 тыс. М.
27.04.1907
3.12.1907
8 S-145 T-145 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 784 1907 2. фл. / 4. п/фл. с лета 1915 в 4. фл. / 7. п/фл. 22.03.1921 исключён, 8.06.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 260 тыс. М.
8.06.1907
17.12.1907
9 S-146 T-146 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 785 1907 2. фл. / 4. п/фл. с лета 1915 в 10. фл. с 1916 тендер при артшколе с 1921 в Рейхсмарине, 8.10.1928 исключён, 10.04.1929 продан на слом в Эссене за 81000 тыс. М.
27.06.1907
20.11.1907
10 S-147 T-147 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 786 1907 2. фл. / 4. п/фл. с лета 1915 в 10. фл. с 1916 в 1. эск. фл., 2 п/фл. 2.12.1920 исключён, 21.05.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 120000 тыс. М.
3.08.1907
10.04.1908
11 S-148 T-148 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 787 1907 2. фл. / 4. п/фл. с лета 1915 в 10. фл. с 1916 в 1. эск. фл., 2 п/фл. с 1921 в Рейхсмарине, 8.10.1928 исключён, в 1935 слом в Вильгельмсхафене.
11.09.1907
18.03.1908
12 S-149 T-149 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 788 1907 2. фл. / 4. п/фл., флагман флотилии с лета 1915 в 10. фл. с 1916 флагман 3. тральной фл. 5 полуфлотилии, с 1921 в Рейхсмарине, 16.05.1927 исключён, слом.
19.10.1907
27.07.1908
ТТХ
  штат с 1920 с 1935 Blitz с 1927
Водоизмещение нормальное 533 т
полное 684 т
Размерения длина КВЛ 70,2 м
полная 70,7 м
ширина 7,8 м
осадка носом 2,75 м
кормой 2,95 м
высота борта 4,15 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,35 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
4 КО 4 военно-морских ПК (19 атм., 1685 м²)
проектная мощность 11000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 30 уз.
на испытаниях 30,3 уз. при 320 об/мин.
запас топлива 194 т. угля
дальность плавания 17 узлов 1830 миль
24 узла 390 миль
Экипаж 80 чел. (3 офицера, 77 матросов), на флагманском + 13 чел. (4 офицера, 9 матросов) 98-99 чел. (4 офицера, 94-95 матросов), на флагманском + 19 чел. (5 офицеров, 14 матросов) 91-92 чел. (4 офицера, 87-88 матросов) 78-56 чел. (все матросы)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 13 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 2 динамо-машины, 17 кВт, 110 В
управление 1 руль в корме, 1 выдвижной руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка, позже 3 катера, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 458 тыс. - 1 млн. 478 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат позже с 1920 с 1927
S.138-141, 143, 145, 147-149 S.142, 144 T.139, 141, 143, 144, 146, 148, 149 Blitz
1 - 88 мм/35 [100 снарядов] 2 - 88 мм/35 2 - 88 мм/45 ---
3 - 52 мм/55 [450 снарядов] 1 - 52 мм/55 --- 2 - 20 мм
3 ТА - 450 мм (палубные) [4 торпеды] ---

 

 

Развитие типа S-120, но много позаимствовано от крупповского G-137, в первую очередь - 4 котла вместо трёх (потому соответственно увеличенные размеры), высокий полубак и 4-ю, 88-мм пушку в корме. Всё это было связано с требованиями флота. Однако кормовой торпедный аппарат находился не в кормовой части, как на "G-137", а лишь был сдвинут за вторую трубу. Остался характерный для верфи лёгкий наклон труб и закруглённый мостик. Энергетическая установка также оставалась традиционной - паровые машины тройного расширения и котлы с угольным питанием. Все корабли достигли проектной скорости в 30 узлов, но потребляли топлива на полном ходу почти на 40 тонн/час больше турбинного "G-137".
S-141

S-139
Миноносцы обладали относительно хорошей для их размеров мореходностью, имели умеренную килевую, но сильную бортовую качку; маневрировали хорошо, поворачивали отлично даже при незначительных скоростях и задним ходом, особенно против течения. Уваливались под ветер - сильный боковой ветер значительно ухудшал маневренность. Применение оружия было возможно до ветра в 7 баллов. Использование торпедного аппарата между баком и мостиком было уже невозможно при 6 баллах по Бофорту вследствие водяных брызг, которые также сильно препятствовали навигации, заливая мостик.

S-142
Признаны в целом удачными и послужили прототипом для т. н. "стандартных" мореходных миноносцев германского флота, предназначенных для действий в Северном море в составе флотилий, возглавляемых легкими крейсерами, что предопределило перекос в сторону усиленного торпедного вооружения, в ущерб артиллерийскому. Всего до 1911 г. было построено 59 кораблей, которые различались между собой размерами, архитектурой надстроек и силовыми установками, но в целом были идентичными.
S-142

S-138
Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

S-143
S-139
В ходе войны на всех (по нек. данным, кроме погибшего T.138) две 52 мм пушки на мостике заменили на одну 88 мм на полубаке, при этом 52-мм пушку на шкатуфе демонтировали только на T.142 и T.144 (по нек. данным, и на T.146).

S-143
После 1919 на Т 139, 141, 143, 144, 146, 148, 149 мостики были продлены в корму: нижний на 1 м, верхний на 3 м. Компасная площадка перенесена в позицию перед грот-мачтой, на место окончательно демонтированной на всех кораблях 52-мм пушки. Обе дымовых трубы получили козырьки. Установлена высокая фок-мачта; грот-мачта, наоборот, стала значительно ниже. На корме были установлены бомбосбрасыватели.
S-145
S-144

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign

 

 

 

S-148
S-148
Все миноносцы вошли во 2-ю флотилию, заменив там более старые корабли и составляли эту флотилию к началу войны, служа в первой линии. К началу войны Флотилия базировалась в Киле, но вскоре перешла в Северное море, однако перед этим, 3 августа 1914 понесла первую потерю: в 17:00 у Гедсера в западной Балтике (54°30'N/12°06'O) затонул от взрыва котла S.143. 24 человека были убиты, но корабль подняли и восстановили. Без него флотилия участвовала в разведывательных походах в Германскую бухту 12-16 августа 1914 г., а затем постоянно находилась в прикрытии главных сил флота, периодически отзываясь на Балтику, как например 5-8 сентября 1914 для участия в походе флота к Финскому заливу в составе оперативной группы. 23-24 января 1915 г. флотилия участвовала в походе и бою у Доггер-банки. 18-21 октября 1914 г. 4-я полуфлотилия была задействована в противолодочном патруле в Балтийских проливах, неся дозор у южного выхода из Зунда, что-бы предотвратить прорыв британских лодок на Балтику.

S-149
В начале 1915 г. флотилия перешла на Балтику, где 27 апреля - 7 мая 1915 г. участвовала в захвате Либавы. Ночью 1 мая 1915 S.138 с крейсером "Thetis" патрулировали в Ирбенском проливе, прикрывая рейд эсминцев в Рижский залив, а 7 мая 1915 он подорвался на мине у Либавы, но остался на плаву и был отбуксирован в Клайпеду.

S-147
К лету 1915 2-ю флотилию предназначили для комплектации новейшими эсминцами, а старые перевели в другие флотилии: S.139, S.140, S.143 и S.145 в 4-ю, остальные 8 ед. (S.138, S.141-142 и S.144-149) - в 10-ю. Во время операции в Рижском заливе 5 июня 1915 г. британская ПЛ "Е-9" торпедировала эсминец S.148, когда он грузил уголь с транспорта. Повреждённый миноносец удалось довести до базы на буксире S.139.
S-149
S-147

Торпедирование миноносца "S.148"
(Из журнала боевых действий, Капитан-лейтенант Заупе)

 

5.06.1915 г.

11:15
Устный приказ адмирала: "Немедленно идти к угольному пароходу и грузить уголь".

12:30
Пришвартовался к пароходу. Поскольку ожидалось нападение подводных лодок, были приняты следующие меры: Машины были укомплектованы экипажем и готовы к немедленному пуску. Также заняты посты: На мостике: штурвал, машинный телеграф, (одновременно, как пост наблюдения), левая 5,2 см пушка. На мостике - вахтенный офицер и унтерофицер, один унтерофицер у 8,8 см пушки. Вахтенный офицер на мостике получил приказ внимательно следить, при обнаружении подводной лодки или перископа немедленно идти с максимальной мощностью обеих машин и открыть огонь.

17:15
"Thetis" прошёл под носом парохода и запросил семафором: "Когда вы закончите с бункеровкой?" Ответ: "Через 10 минут S-148 отходит".

17:18
Сообщение о подводной лодке от "Thetis", который в данный момент находился примерно в 1000 м по левому борту. Командир S-148 был на мостике: я сразу отдал приказ: "Готовность к маневру, отдать концы, всем на палубе: следить за подлодкой по левому борту" и дал сигнал обеими машинами - максимальный ход вперёд. Я посмотрел куда стреляет "Thetis", и тут-же увидел бурун немного за кормой по левому траверсу и приближавшийся ко мне торпедный след. Я отдал приказ левому орудию на мостике открыть огонь и снова скомандовал обеими машинами полный вперёд. так как я видел, что в противном случае торпеда должна была попасть в середину. Машины уже развили 200 оборотов и корабль двинулся вперед. Концы были отданы и выбраны, при этом мачта зацепилась за откинутую грузовую стрелу парохода. Торпеда попала под мостик угольного парохода в 5-10 м за кормой S-148. Прямо перед взрывом доложили: "Торпедный след впереди". Я увидел торпедную полосу идущую на меня под острым углом и сразу дал обеими машинами "полный назад". Машинка пошла хорошо и я думал, что торпеда пройдет спереди, но в это время под баком произошел взрыв, и я остановил машины. В течение следующих нескольких секунд любая активность была исключена, так как мостик находился посреди взрывного облака, а вверх был выброшен водяной столб. При первой возможности я приказал: "Закройте все крышки бункеров, огнетушители в IV отсек. Доложить по отсекам X и XI ". Я увидел, что палуба корабля до мостика находится в воде, видна только верхняя часть полубака. Я думал, что миноносец получил попадание в X отсек и утонет носом вперёд. Поскольку корабль все еще двигался вперед, я дал обеим машинам малый назад и в результате из-за разных оборотов повернул в направлении выстрела. В то же время я дал команду: "Приготовить спасательные жилеты, доложить по отсекам IX и X". Теперь вода достигла плинтуса, когда главный машинист сообщил: "В IX отсек воды поступает мало, откачивается эжектором, переборка держится". Я приказал подкрепить переборку и доложить X отсеку и получил сообщение: "X отсек - сильная течь, он заполнен".

Тем временем я набрал как можно больше скорости задним ходом на обеих машинах, чтобы уйти от второго выстрела с подводной лодки. Теперь нужно было как можно быстрее облегчить нос лодки. В результате я завёл парусиновый пластырь и попытался осушить X отсек, но вскоре стало понятно, что это бессмыслено. Оба якоря были сброшены, передний торпедный аппарат разрядили выстрелом, так как трубу нельзя было повернуть, чтобы её извлечь. Саму трубу сняли и унесли на корму. Немедленно началась очистка от угля передних бункеров. На S-139 сообщил, что опасности нет и я намерен идти как можно дальше задним ходом без посторонней помощи.

В то время буксировка не планировалось, чтобы предотвратить положение, которое могло привести к новому нападению. S-148 шёл своим ходом около 3 узлов курсом на Штайнорт. Все движущиеся тяжелые объекты были перенесены на корму, и была затоплен I отсек (кормовой). 29 т угля было выброшено за борт и 30 т перенесено в задний бункер. Благодаря этим мерам, а также мерам, упомянутым выше, постепенно удалось добиться того, чтобы корабль находился примерно на ровном киле, и винты, которые ранее шлёпали по поверхности, снова работали полностью в воде. Экипаж потерял двух человек: один был поднят с воды S-139, другой в момент взрыва находился в носовом твиндеке и погиб.

19:10
S-139 предложил буксировать корабль, чтобы набрать больше скорости.

19:30
S 139 буксировал сначала со скоростью 7, затем 11 узлов. Правая машина S-148 сначала давала 130, затем на 107 оборотов.

Комментарии:
Сигнал о подводной лодке и обстрел с "Thetis" произошли с необычайной скоростью. Насколько было видно, огонь был очень хорошим. По мнению ряда людей, не исключено, что он был успешным.

S-139 и S-130 сразу же очень энергично и эффективно взяли под контроль дальнейшие атаки. S-139 также спас экипаж угольного парохода.

Опыт:
Следы торпед были хорошо видны, несмотря на несколько неспокойное море, и показали более сильный бурун, чем у немецких торпед. Скорость торпед вроде бы не превышала 30 узлов. Торпеды явно были установлены очень мелко. Взрыв оказалась слабее, чем ожидалось. Большинство установленных иллюминаторов в баке и стеклянные окна рулевой рубки на мостике остались полностью целыми. Люди, которые находились на баке, получили лишь легкие растяжения, за исключением одного, у которого был перелом таза в результате падения на трубу переднего торпедного аппарата. Подброшенный вверх столб воды был необычайно велик, и когда он опустился, полностью затопил весь мостик и переднюю часть корабля. На мостике ощущалась относительно небольшое сотрясение, также не было значительного давления воздуха. Впоследствии на палубе были обнаружены части головы и корпуса торпеды. Воздействие на торпеду, которое находилось в погребе в ненакачанном положении, можно было определить только в доке. Воздухораспределитель находился под давлением 150 кг и оставался неповрежденным, как и воздуховод торпеды.

Корабль был защищён передней поперечной переборкой I. поперечного бункера. Верхний бункер был полностью заполнен углем и поглотил силу взрыва. Передняя стенка бункера протекла, задняя осталась целой.

На ходу при вовремя замеченном следе торпеды миноносец в большинстве случаев может избежать попадания. 1.) потому что след очень хорошо виден, 2.) потому что торпеды идут относительно медленно. Защита миноносцами стоящих судов от атак подводных лодок не представляется возможным. Суда остаются довольно беззащитными перед атаками.

 

 

Миноносцам этого типа ещё не раз пришлось встречаться с "Е-9". 11 мая 1915 во время операции в Балтийском море S.141 заметив след торпеды, выпущенной по большому крейсеру "Roon" а затем и перископ "Е-9", пошел на таран и открыл стрельбу из носового 52-мм орудия, но вскоре потерял цель из виду. 2 июля 1915 отремонтированный S.138 и S.139 безрезультатно атаковали всё ту-же лодку, в этот раз торпедировавшую крейсер "Prinz Adalbert".

S-143
10-я флотилия участвовала в операциях в Рижском заливе 8-13 августа 1915 г. и 16-19 августа 1915 г.. Уже в первый день операции, 8 августа 1915, одна из полуфлотилий попала на минное поле в Ирбенском проливе и в 7:00 подорвался S.144, но остался на плаву и был отбуксирован в Либаву миноносцами S.140 и S.147. Другой миноносец этой флотилии, S.141, участвовал в буксировке также подорвавшегося на этом заграждении крейсера "Thetis". 14 октября 1915 на русском минном заграждении подорвался S-149, но также остался на плаву.

23 октября 1915 г. S.142 и S.143 сопровождали в патрулировании у Либавы крейсер "Prinz Adalbert", когда тот был торпедирован британской подводной лодкой и смогли спасти лишь трех моряков с мгновенно затонувшего корабля. С миноносцев не наблюдали ни перископа, ни торпеды и считали, что крейсер подорвался на мине.
S-148

Корабли 4-й флотилии служили миноносцами до конца войны, а те, которые попали в 10-ю флотилию, вскоре были переведены в другие службы: два в октябре 1915 вошли в состав поисковой флотилии ПЛО (T.142 - флагман 1-й полуфлотилии, а T.144 - флагман всей флотилии), три пополнили эскортные флотилии (T.138 с 1916 в 3-й п/фл, T.147 и T.148 во 2-й п/фл), T.141 стал посыльным судном при флагмане тральных сил Балтики, а T.149 - лидером 3-й тральной флотилии.

24 сентября 1917 на всех миноносцах этого типа индекс поменяли на "Т".

С 23 сентября по 30 октября 1917 г. миноносцы T.139, T.140, T.143 и T.145 в составе 7 полуфлотилии, а T.142 и T.144 в балтийской поисковой флотилии участвовали в Моонзундской операции.

T-142
После расформирования поисковой флотилии в начале 1918 T.142 вошёл в учебную флотилию, а T.144 стал тендером при артиллерийской школе. 10-21 августа 1918 г. T.141 в качестве флагманского корабля тральных сил (фрегаттен-капитан v. Rosenberg) был выделен для участия в операции Schlußstein - планирующейся высадке в Петрограде для поддержки большевиков.

T-148
Один из кораблей (головной T-138) погиб на мине в самом конце войны, остальные остались в строю на время послевоенного траления. При этом торпедное вооружение было демонтировано. На некоторых сняли и носовую пушку.

T-141
 
T-142
 
T-142
 
T-142
 
T-142
 
T-142
 
T-142
 
T-144
 
T-144
 
T-146
 
T-149
       

При образовании государственного флота в 1921 г. по разрешению Антанты для береговой обороны в строю были оставлены 8 кораблей этого типа (Т.139, 141, 143, 144, 146, 148, 149). Они не проходили модернизации, были только установлены более "длинные" орудия.

 
T-139
 
T-139
 
T-141
 
T-143
 
T-146
 
T-148
 
T-139+146

Blitz
Blitz
Pfeil
Все они были списаны в 1927-1928 гг, но два из них (Т.139 и Т.141) были переоборудованы в быстроходные буксировщики мишеней и корабли радиоуправления мишенями и получили имена Pfeil (стрела) и Blitz (молния). Они управляли соответственно мишенями "Hessen" и "Zahringen".
Pfeil

Второй был сдан на слом в 1933 г., а первый служил до 28.09.1937, когда был списан, но не разобран, а перестроен в торпедолов. В 1944 он всё ещё числился как мишень при 24-й флотилии подводных лодок. В момент капитуляции Германии его уже не было в списках. Наиболее вероятно, он пал жертвой бомбардировок портов союзной авиацией.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 17.04.2021

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1907-1920
Флот Германии (Reichsmarine) 1933-1935
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1933

"S-143" в годы войны.

Схема атаки на "V-148"

"T-148" в Вильгельмсхафене, 1919 г.

Схема атаки на "V-148"
V-139
"V-139", "V-146" и "V-190"
Blitz
"Blitz", 1929 г.
S144
"T-144" после войны.
S141
"T-141" после войны.
S138
Миноносцы в Кёнигсберге, 1920 г.
S138
Миноносцы в Кёнигсберге, 1920 г.
S146
"T-146" в послевоенные годы.
S149
"T-149" и другие в Кёнигсберге после войны.
S142
Моряки "T-142" сразу после войны.
S142
"T-142" после войны.
S142
"T-142" с катерами-тральщиками после войны.
S142
"T-142" с катерами-тральщиками после войны.
S138
Разоружённый миноносец типа "T-138" в Пиллау после войны.
S138
Миноносцы типа "T-138" в Кёнигсберге сразу после войны.
S138
"S-138"
S138
Миноносец типа "S-138" в Пиллау в начале службы.
S142
"S-142"
T-149
Корма "S-149" после подрыва на мине.
T-138
Миноносец типа "T-138" на фоне линкора "Bayern".
T-143
"T-143" во главе полуфлотилии, 1910 г.
T-138
Миноносцы типа "T-138" после войны.
T-148
"T-148" в послевоенные годы.
T-146
"T-146" в конце войны.
T-142
"T-142" после войны.
T-141
"T-141" в послевоенные годы.
T-139
"T-139" в послевоенные годы.
T-144
"T-144" входит в Зассниц, 1919 г.
Blitz
"Blitz", 1929 г.
T-143
"T-143" в послевоенные годы.
T-139
"T-139" в послевоенные годы.
S-148
Нос "S-148" после столкновения.
S-149
"S-149" в первоначальном виде. Киль, 1908 г.
S-146
"S-148" в первоначальном виде.
S-148
"S-148" в первоначальном виде.
S-138
"S-143", "S-140" и "S-138" в первоначальном виде.
S-138
"S-143", "S-140" и "S-138" в первоначальном виде.
Pfeil
Модели мишени "Hessen" и корабля управления "Pfeil".
Pfeil
Быстроходный буксировщик мишеней "Pfeil".
S-140
"T-140" после войны.
S-149
"T-142" сразу после войны.
S-145
"S-145" в первоначальном виде.
S-147
"S-147" в первоначальном виде.
S-147
"S-147" в первоначальном виде.
S-144
"S-144" в первоначальном виде.
S-141
"S-141" в первоначальном виде.
S-143
"S-143" в первоначальном виде.
S-139
Моряки на баке "S-139".
S-143
"S-143" в первоначальном виде.
S-142
"S-142" в первоначальном виде.
S-139
"S-139" в центре.
S-139
S-138
миноносец типа "S-138".