входоглавлениеминоносцы → I класса типа "S-7"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Миноносцы (минные катера) I класса

(Torpedoboot I. Classe) типов

 S-7/24/32/33 


Германия, 1885-1887 гг. 35 ед. (проекты верфи "Schichau", по программам 1885/1886/1886/1887 года)

 

*
S-7...42
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
серия обозначение с 11.11.1910 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 1 S-7 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 256 1885 14.01.1905 исключён, отопитель, позже - слом
6.05.1885
13.08.1885
2 S-8 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 257 1885 с 1905 (?) мишень, около 1910 слом
13.05.1885
4.11.1885
3 S-9 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 258 1885 14.01.1905 исключён, в 1906 корпус продан за 95 М
30.05.1885
13.08.1885
4 S-10 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 259 1885 14.01.1905 исключён, отопитель и плавказарма в Вильгельмсхафене, позже - слом
8.06.1885
4.11.1885
5 S-11 T-11 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 260 1885 с 1908 (?) тральщик и тендер, к 09.1918 в VI дивизионе траления, 3.04.1920 исключён, продан на слом в Любеке за 26000 М
18.06.1885
31.07.1885
6 S-12 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 261 1885 13.03.1908 погиб в столкновении с п/х Eduard Grossmann в устье Эльбы (53°56n/08°40o), погиб 1 чел., поднят и отправлен на слом
27.06.1885
2.09.1885
7 S-13 T-13 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 262 1885 с 1910 (?) тендер и учебный корабль, к 09.1918 во 2-м дивизионе пулемётной школы, 3.04.1920 исключён, продан на слом в Любеке за 26000 М
7.07.1885
28.08.1885
8 S-14 T-14 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 263 1885 с 1910 (?) тендер, к 09.1918 при торпедо-испытательной комиссии, 3.04.1920 исключён, продан на слом в Киле за 42000 М
15.07.1885
3.09.1885
9 S-15 T-15 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 264 1885 с 1910 (?) тендер и учебный корабль, к 09.1918 в соединении обслуживания в Киле, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
29.07.1885
14.10.1885
10 S-16 T-16 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 265 1885 с 1910 (?) тендер и тральщик, к 09.1918 в VI дивизионе траления, 3.04.1920 исключён, продан на слом в Любеке за 26000 М
1.08.1885
14.10.1885
11 S-17 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 266 1885 18.01.1906 исключён, мишень, в 1910 продан, слом
15.08.1885
24.10.1885
12 S-18 T-18 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 267 1885 14.01.1905 исключён, брандвахтенный катер, с около 1910 мишень, в 1918 списан, слом
24.08.1885
24.10.1885
13 S-19 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 268 1885 14.01.1905 исключён, брандвахтенный катер, в 1910 продан на слом
4.09.1885
11.11.1885
14 S-20 T-20 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 269 1885 с 1908 (?) тральщик и тендер, к 09.1918 в VI дивизионе траления, 3.04.1920 исключён, продан на слом в Любеке за 26000 М
8.09.1885
11.11.1885
15 S-21 T-21 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 270 1885 с 1908 (?) тральщик (?), 16.08.1911 погиб в столкновении с "T-38" в проливе Лангеланд, 25.08.1911 поднят и сдан на слом на "Kaiserl. Werft" в Киле
18.09.1885
27.11.1885
16 S-22 T-22 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 271 1885 использовался для опытов с нефтяным отоплением котла, с 1908 (?) тральщик, тендер и учебный корабль, к 09.1918 в подчинении командующего в Либаве, 3.04.1920 исключён, 21.05.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 30000 М
1.10.1885
27.11.1885
17 S-23 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 272 1885 14.01.1905 исключён, брандвахтенный катер, в 1905 продан на слом в Гамбурге за 16000 М
10.10.1885
21.12.1885
2 18 S-24 T-24 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 326 1886 с 1908 (?) тральщик, с 1915 тендер, к 09.1918 при портовой флотилии в Киле, 3.04.1920 исключён, продан на слом в Киле за 42000 М
30.07.1886
24.10.1886
19 S-25 T-25 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 327 1886 с 1908 (?) тральщик, 6.11.1914 ок. 12:00 погиб в столкновении с "T-72" в Северном море (54°56n/07°55o)
4.08.1886
4.11.1886
20 S-26 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 328 1886 22.09.1997 опрокинулся и затонул в шторм в устье Эльбы (53°57n/09°15o), погибло 7 чел.
21.08.1886
26.10.1886
21 S-27 T-27 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 329 1886 с 1908 (?) тральщик, с 1914 учебный корабль, к 09.1918 при школе подводного плавания, 3.04.1920 исключён, продан на слом в Киле за 42000 М
24.09.1886
15.11.1886
22 S-28 T-28 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 330 1886 с 1908 (?) тральщик, с 1915 миноносец охраны гавани, с 1918 тендер, к 09.1918 во 2-й эскортной флотилии, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
6.10.1886
3.12.1886
23 S-29 T-29 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 331 1886 с 1908 (?) тральщик, 9.11.1916 погиб в столкновении в Куксхафене, поднят, после ремонта - тендер, к 09.1918 в VI дивизионе траления, 3.04.1920 исключён, продан на слом в Вильгельмсхафене за 40000 М
19.10.1886
23.12.1886
24 S-30 T-30 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 332 1886 с 1908 (?) тральщик, к 09.1918 при школе подводного плавания, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
22.11.1886
15.01.1887
25 S-31 T-31 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 333 1886 с 1908 (?) тральщик, с 1916 тендер, к 09.1918 в подчинении командования морской авиацией, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
4.12.1886
13.04.1887
3 26 S-32 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 334 1886 с 1908 (?) тральщик, 7.08.1910 погиб в столкновении с "S-76" в Балтийском море (54°30n/10°25o)
12.11.1886
8.12.1886
4 27 S-33 T-33 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 355 1887 с 1908 (?) тральщик, к 09.1918 при отряде подводного плавания, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
3.05.1887
20.06.1887
28 S-34 T-34 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 356 1887 с 1908 (?) тральщик, с 1917 тендер, к 09.1918 в соединении обслуживания, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
7.05.1887
24.06.1887
29 S-35 T-35 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 357 1887 с 1908 (?) тральщик, с 1917 тендер, к 09.1918 при торпедо-испытательной комиссии, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
25.05.1887
26.06.1887
30 S-36 T-36 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 358 1887 с 1908 (?) тральщик, с 1915 тендер, к 09.1918 при базе ПЛ, 3.04.1920 исключён, продан на слом в Вильгельмсхафене за 40000 М
25.06.1887
15.07.1887
31 S-37 T-37 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 359 1887 с 1908 (?) тральщик, с 1915 тендер, к 09.1918 в составе приёмной комиссии ПЛ, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
9.07.1887
12.08.1888
32 S-38 T-38 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 360 1887 с 1908 (?) тральщик, с 1917 тендер, к 09.1918 при базе ПЛ, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
27.07.1887
29.08.1887
33 S-39 T-39 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 361 1887 с 1908 (?) тральщик, с 1915 тендер, к 09.1918 в ремонте, числился при школе подводного плавания, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
16.08.1887
19.09.1887
34 S-40 T-40 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 362 1887 с 1908 (?) тральщик, с 1916 тендер, к 09.1918 в распоряжении артшколы, 3.04.1920 исключён, 12.10.1920 продан на слом в Гамбурге за 25000 М
27.08.1887
28.09.1887
35 S-41 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 363 1887 28.08.1895 затонул в шторм в Скагене (57°30n/09°00o), погибло 13 чел.
16.09.1887
12.10.1887
ТТХ
  S-7...23 S-24...31 S-32 S-33...41
Водоизмещение нормальное 86 т 83 т 104 т 94 т
полное 98 т 103 т 119 т 113 т
регистровое 78 брт 78 брт ? брт ? брт
Размерения длина КВЛ ? м ? м ? м ? м
полная 37,74 м 37,74 м 39,12 м 39,88 м
ширина 4,92 м 4,80 м 5,30 м 4,80 м
осадка носом 1,20 м 1,10 м 1,10 м 1,15 м
кормой 2,20 м 2,34 м 2,52 м 2,33 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт
Ø 1,76 м Ø 1,75 м Ø 1,76 м Ø 1,76 м
1 МО 1 вертикальная 3-цилиндровая ПМ тройного расширения
1 КО 1 локомотивный ПК (12 атм., на "S-33": 13 атм.)
154 м² 177 м² 189 м² 180 м²
"S-7...14" с 1899-1900: локомотивный (13 атм., 177 м²)
"S-15...16" с 1908: военно-морской (12 атм., 172 м²)
"S-20...22" с 1909: военно-морской (13 атм., 181 м²)
с 1911: военно-морской (13 атм., 181 м²) с 1896: "Yarrow" (12 атм., 267 м²) "S-37" с 1900: локомотивный (13 атм., 177 м²)
"S-33, 34, 36, 39" с 1909: военно-морской (13 атм., 181 м²)
паруса шхуна, ок. 10 м² (в 1888 сняты)
проектная мощность 725 л.с., 353 об/мин 840 л.с. 900 л.с. 1100 л.с.
Ходовые данные скорость на испытаниях 20,4 уз. при 359 об/мин 19,1 уз. при 334 об/мин 19,9 уз. при 344 об/мин 20,0 уз. при 350 об/мин
запас топлива 17 т. угля, с 1911 21 т. угля 17 т. угля, с 1911 21 т. угля 23 т. угля 17 т. угля
дальность плавания 10 узлов 2650 миль 2040 миль 2050 миль 2050 миль
полный ход 400 миль (20) 740 миль (16) ? 550 миль (18)
Экипаж 16 чел. (1 офицер, 15 матросов) 16 чел. (1 офицер, 15 матросов) 20 чел. (1 офицер, 19 матросов) 16 чел. (1 офицер, 15 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 8 отсеков
некоторые оцинкованные все оцинкованные
электроснабжение 1 динамо-машина, 2,5 кВт, 67 В, после модернизаций 1899-1909 - 4 кВт
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части, на "S-32" - 2 руля в корме
плавсредства 1 лодка
стоимость за шт. 189 тыс. М 261 тыс. М 311 тыс. М 177 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально позже с 1893 позже
2 - 37 мм револьверных пушки [360 снарядов] 1 - 50 мм/40 [156 снарядов]
3 ТА - 350 мм (2 носовых надводных, 1 палубный поворотный) [4 торпеды] 3 ТА - 350 мм (1 носовой надводный (на "S-32" подводный), 2 палубных) [4 торпеды] 1 минный трал

 


в 1885

с 1888 (с одной мачтой)

ок. 1892 (с двумя палубными ТА)

с 1895 (с 50 мм пушкой и вертикальной мачтой)

тральщик, ок. 1914

 

Приняв окончательное решение о выборе проекта "Шихау" в качестве главного и единственного, германское морское министерство тут же взяло небывалый темп. В последующие полтора года со стапелей завода сошло еще 17 миноносцев (S.7 - S.23), практически полностью повторявших экспериментальную серию. Основным отличием стало появление третьего, палубного торпедного аппарата, который вскоре также установили и на предшественниках.

 

 

На S-22 в 1894 г. проводились опыты с нефтяным отоплением котла.

Опыты нефтяного отопления на германских судах
(Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1894 г.)

 

Австрийский журнал “Millheilungen aus dem Gebiete des Seewesens” передает со слов газеты “Hansa”, что 1 февраля (н. ст.) германскому императору был представлен в Вильгельмсхафене миноносец S-22, на котором применено для паровых котлов жидкое топливо, а именно так называемый мазут (нефтяные остатки).

Нефтяное отопление устроено на этом миноносце по способу инженер-механика итальянского флота Куниберти, который сам в прошлом году, по вызову германского морского министерства, долгое время работал в Киле. Результаты, полученные при испытаниях этого способа, были благоприятного свойства и повели уже к тому, что на нефтяное отопление было обращено большее внимание. В настоящее время в германском флоте нефтяное отопление устраивается еще и на другом миноносце и кроме того морское министерство имеет в виду командировать в Италию одного из высших морских техников для изучения этого вопроса о жидком топливе, особенно в его применении на больших судах.

Журнал замечает, что в Италии были произведены с жидким топливом обширные опыты, поведшие к применению его в качестве единственного топлива на многих миноносках и старом броненосце “Affondatore”. Во Франции также не теряли времени и уже применили нефтяное отопление на одном крейсере и, кроме того, произвели опыты над взрывчатостью этого топлива, стрельбой по наполненным им цистернам.

Вообще применение жидкого топлива на военных судах находится в настоящее время в таком положении, что, невзирая на различные возникающие в этом отношении сомнения, стараются об усовершенствовании существующих его систем. Насколько широко будет это применение на военных судах в настоящее время, по словам журнала, определить еще нельзя. Можно, однако, полагать, что нефтяное отопление получит важное значение в качестве вспомогательного при обыкновенном отоплении углем, применяясь в тех случаях, когда потребуется быстрое и большое увеличение работы машины, поводы к чему чаще встретятся на минных, нежели на других судах.

 

 

За первой серией последовали 8 единиц, с S-24 по S-31, отличавшиеся более полными обводами для улучшения мореходности. При той же длине они имели несколько меньшую ширину. Эксперимент оказался неудачным - при более мощной машине корабли этой серии уступали предшественникам в скорости более, чем на узел.

В том же году был построен S-32, на котором применили утолщённую вдвое палубу над МО и КО (подобие бронирования). Запас топлива на этом миноносце достиг 25 т, то есть четверти водоизмещения, и для сохранения остойчивости ширину корпуса пришлось увеличить на полметра. Как и в случае бронированных миноносцев в других странах, эта идея себя не оправдала и не имела продолжения. Скоростные характеристики S-32 оказались не на высоте, хотя и лучше, чем у S-24.

Следующие 9 единиц: S-33 - 41, имели ту же ширину, что S-24, но были на 2 м длиннее, что позволило разместить более мощную машину.

Все эти миноносцы имели одинаковое вооружение, но в какой-то период один из носовых торпедных аппаратов был перенесён в поворотную установку на палубе в кормовой части, оставшийся носовой установлен в ДП и снабжён подвижными створками. Сперва корабли имели 2 мачты с опорными косыми парусами, но от рангоута быстро отказались и фок-мачту демонтировали, а грот-мачту перенесли несколько вперёд.

Внешне корабли почти не различались между собой, разве что у дымовой трубы был разный наклон, после реконструкции она стала ниже, только S-32 имел две очень тонкие дымовые трубы.

В 1893 на всех миноносцах револьверные пушки заменили на одну 50 мм скорострелку в кормовой позиции. Носовая рубка на месте демонтированной пушки получила остеклённый штормовой козырёк.

В 1895 на всех миноносцах наклонную мачту заменили на вертикальную перед световым люком МО, с грузовой стрелой. Позже корабли получили радио-антенну на рее по передней кромке дымовой трубы.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г.

чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.

Принята 29 марта 1895 г.

тёмно-серый - всё

 

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

 

     

Все миноносцы сперва состояли во флотилии миноносцев и активно участвовали в манёврах флота, в том числе в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890.

28 августа 1895 S-41, входивший в состав минной флотилии практической эскадры, во время манёвров затонул в шторм у Скагена (57°30n/09°00o), погибло 13 чел.

Следующей жертвой стал S-26, 22 сентября 1997 опрокинувшийся в шторм в устье Эльбы (53°57n/09°15o), унесший жизни 7 чел.

Гибель германского миноносца S-26
(Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1897 г.)

 

В газете “Times” приведены следующие подробности этого несчастного случая. Миноносец S-26, находившийся под командой герцога Фридриха Вильгельма Мекленбургского, следуя через Северо-Германский канал из Вильгельмсхафена в Киль, должен был пройти узким проливом, расположенном у устья Эльбы. В то время дул крепкий морской бриз, разведший на баре гораздо более сильное волнение, чем какое было в море, причем грунтовая волна, следовавшая за входящими в реку судами, представляла особую опасность для небольших судов.

Как можно думать, сильная волна ударила миноносец и снесла герцога в межпалубное пространство. В то же время судно опрокинулось и герцог, не имея уже сам возможности выбраться наверх, отдал еще приказание спасаться находившемуся около него кочегару. По словам газеты герцог был стеснен в движениях своей тяжелой морской обувью, которая, несмотря на его искусство в плавании, не позволила бы ему в такое волнение добраться до ближайшего миноносца. Место, где затонул (22 сентября, н. ст.) миноносец S-26, отмечено буйком, и при первой же возможности планируют поднять судно с находящимися в нем телами. Так как глубина воды равняется там приблизительно лишь одиннадцати саженям, то можно думать, что к поднятию миноносца не встретится особенных затруднений.

Согласно последним известиям тела герцога Мекленбургского и других погибших на S-26 уже подняты водолазами. Судя по тому, что на теле герцога не оказалось сапог и дождевик был наполовину снят, можно думать, что герцог имел еще время сделать попытку спасения.

 

 

После этого случая ужесточили требования к погодным ограничениям и несчастные случаи, связанные с мореходностью прекратились.

В мае 1900 "S-7,8,9,17,18,20" во главе с дивизионным миноносцем "D-4" совершил поход вверх по Рейну.

                             

В 1905 г. корабли признали устаревшими. При этом в 1905-1906 восемь единиц вывели из боевого состава. Три из них (S-18, 19 и 23) стали брандвахтенными катерами, два - мишенями, два - отопителями и один был сразу сдан на слом. После 1910 из них остался на службе только один - в качестве мишени. Оставшиеся 22 были переведены в береговую оборону.

Вскоре снова начались потери: 13 марта 1908 в устье Эльбы (53°56n/08°40o) S-12 погиб в столкновении с п/х Eduard Grossmann, погиб 1 чел., затем последовала очередь S-32, который 7 августа 1910 столкнулся с S-76 и затонул в Балтийском море (54°30n/10°25o).

11 ноября 1910 г. в связи с обозначением новых эсминцев опять с единицы, на старых кораблях индекс поменяли на "Т". При этом корабли постепенно выводились из боевого состава. Большинство из них (19 ед.) к началу войны были переоборудованы в тральщики, но, по некоторым данным, продолжали числиться миноносцами. При этом были демонтированы торпедные аппараты, установлено тральное оборудование и мостик с прожектором.

Ещё один миноносец не дожил до войны: 16 августа 1911 в проливе Лангеланд столкнулись Т-21 и T-38. В результате первый затонул. Другой, уже как тральщик Т-25, погиб после начала войны, 6 ноября 1914 ок. 12:00 столкнувшись с T-72 в Северном море (54°56n/07°55o). Т-29 9.11.1916 также затонул после столкновеня в Куксхафене, но был поднят и отремонтирован.

Оставшиеся корабли постепенно перечислялись в тендеры и учебные и концу войны все были на вспомогательной службе. В 1920 г. их сдали на слом.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                                             

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Конкурент на Эльбинге // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№7.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 20.12.2017


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserlichmarine) 1885-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1918
S-33
Модель "S-33".
S-33
Модель "S-33".
S-33
Модель "S-33".
S-33
Модель "S-33".
S-33
Модель "S-33".
S-7
"S-7"
S-7
"S-7"
S-26
Миноносцы на Рейне в мае 1900 г.
S-26
Гибель "S-26", рисунок.
S-22
"S-22" в 1899 г.
S-20
"S-20" в 1892-1895 гг.
S-7
Миноносцы типа "S-7" после 1895 г.
S-7
Открытка, посвящённая походу миноносцев во главе с "D-4" по Рейну в мае 1900 г.
S-7
Открытка, посвящённая походу миноносцев во главе с "D-4" по Рейну в мае 1900 г.
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-33
Модель миноносца "S-33".
S-33
Модель миноносца "S-33".
S-24
Модель миноносца "S-24".
S-24
Модель миноносца "S-24".
S-24
Модель миноносца "S-24".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-33
Модель миноносца типа "S-33".
S-33
Модель миноносца типа "S-33".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-7
Модели миноносцев типов "S-7" и "S-23".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
S-7
Модель миноносца типа "S-7".
T-29
Тральщик "T-29".
S-7
Рубка тральщика типа "S-7" с прожекторной площадкой.
S-7
Миноносец типа "S-7" в море, 1890-е гг.
S-7
Миноносец типа "S-7" в море, 1890-е гг.
S-33
"S-33" после 1895 г.
S-7
Миноносцы типа "S-7" в базе.
S-7
Миноносцы типа "S-7" в базе.
S-7
Миноносцы типа "S-7" у "Немецкого угла" (впадение Мёзеля в Рейн).
S-7
Миноносцы типа "S-7" в базе.
S-7
Торпедный аппарат миноносца типа "S-7".
S-7
Торпедный аппарт миноносца типа "S-7".
S-7
Торпедный аппарт миноносца типа "S-7".
S-7
Торпедный аппарт миноносца типа "S-7".
S-7
миноносец типа "S-7" на манёврах, рисунок.
S-26
миноносец "S-26" ок. 1895 г.
S-26
миноносец "S-26" в 1892-1895 гг.
S-24
миноносец "S-24" после 1895 г.
S-13
миноносец "S-13" после 1895 г.
S-9
миноносец "S-9" в доке, 1890-е гг.
S-7
миноносец типа "S-7" на манёврах, рисунок.
S-7
миноносец типа "S-7" к 1894 г.
S-7
странный рисунок: с прожектором (после 1910), но с наклонной мачтой (до 1895), с торпедными аппаратами (до 1910); без артиллерии...
S-7
миноносец типа "S-7" в 1894 г.
S-29
"S-29" в первоначальной конфигурации.
S-33
миноносец "S-33" после 1895 г.
S-7
миноносец типа "S-7" после 1888 г.