1 руль в корме, 1 руль в носовой части, на "S-32" - 2 руля в корме
плавсредства
1 лодка
стоимость за шт.
189 тыс. М
261 тыс. М
311 тыс. М
177 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально
позже
с 1893
позже
2 - 37 мм револьверных пушки [360 снарядов]
1 - 50 мм/40 [156 снарядов]
3 ТА - 350 мм (2 носовых надводных, 1 палубный поворотный) [4 торпеды]
3 ТА - 350 мм (1 носовой надводный (на "S-32" подводный), 2 палубных) [4 торпеды]
1 минный трал
в 1885
с 1888 (с одной мачтой)
ок. 1892 (с двумя палубными ТА)
с 1895 (с 50 мм пушкой и вертикальной мачтой)
тральщик, ок. 1914
Приняв окончательное решение о выборе проекта "Шихау" в качестве главного и единственного, германское морское министерство тут же взяло небывалый темп. В последующие полтора года со стапелей завода сошло еще 17 миноносцев (S.7 - S.23), практически полностью повторявших экспериментальную серию. Основным отличием стало появление третьего, палубного торпедного аппарата, который вскоре также установили и на предшественниках.
На S-22 в 1894 г. проводились опыты с нефтяным отоплением котла.
Опыты нефтяного отопления на германских судах (Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1894 г.)
Австрийский журнал “Millheilungen aus dem Gebiete des Seewesens” передает со слов газеты “Hansa”, что 1 февраля (н. ст.) германскому императору был представлен в Вильгельмсхафене миноносец S-22, на котором применено для паровых котлов жидкое топливо, а именно так называемый мазут (нефтяные остатки).
Нефтяное отопление устроено на этом миноносце по способу инженер-механика итальянского флота Куниберти, который сам в прошлом году, по вызову германского морского министерства, долгое время работал в Киле. Результаты, полученные при испытаниях этого способа, были благоприятного свойства и повели уже к тому, что на нефтяное отопление было обращено большее внимание. В настоящее время в германском флоте нефтяное отопление устраивается еще и на другом миноносце и кроме того морское министерство имеет в виду командировать в Италию одного из высших морских техников для изучения этого вопроса о жидком топливе, особенно в его применении на больших судах.
Журнал замечает, что в Италии были произведены с жидким топливом обширные опыты, поведшие к применению его в качестве единственного топлива на многих миноносках и старом броненосце “Affondatore”. Во Франции также не теряли времени и уже применили нефтяное отопление на одном крейсере и, кроме того, произвели опыты над взрывчатостью этого топлива, стрельбой по наполненным им цистернам.
Вообще применение жидкого топлива на военных судах находится в настоящее время в таком положении, что, невзирая на различные возникающие в этом отношении сомнения, стараются об усовершенствовании существующих его систем. Насколько широко будет это применение на военных судах в настоящее время, по словам журнала, определить еще нельзя. Можно, однако, полагать, что нефтяное отопление получит важное значение в качестве вспомогательного при обыкновенном отоплении углем, применяясь в тех случаях, когда потребуется быстрое и большое увеличение работы машины, поводы к чему чаще встретятся на минных, нежели на других судах.
S-29
За первой серией последовали 8 единиц, с S-24 по S-31, отличавшиеся более полными обводами для улучшения мореходности. При той же длине они имели несколько меньшую ширину. Эксперимент оказался неудачным - при более мощной машине корабли этой серии уступали предшественникам в скорости более, чем на узел.
В том же году был построен S-32, на котором применили утолщённую вдвое палубу над МО и КО (подобие бронирования). Запас топлива на этом миноносце достиг 25 т, то есть четверти водоизмещения, и для сохранения остойчивости ширину корпуса пришлось увеличить на полметра. Как и в случае бронированных миноносцев в других странах, эта идея себя не оправдала и не имела продолжения. Скоростные характеристики S-32 оказались не на высоте, хотя и лучше, чем у S-24.
Следующие 9 единиц: S-33 - 41, имели ту же ширину, что S-24, но были на 2 м длиннее, что позволило разместить более мощную машину.
S-9
Все эти миноносцы имели одинаковое вооружение, но в какой-то период один из носовых торпедных аппаратов был перенесён в поворотную установку на палубе в кормовой части, оставшийся носовой установлен в ДП и снабжён подвижными створками. Сперва корабли имели 2 мачты с опорными косыми парусами, но от рангоута быстро отказались и фок-мачту демонтировали, а грот-мачту перенесли несколько вперёд.
Внешне корабли почти не различались между собой, разве что у дымовой трубы был разный наклон, после реконструкции она стала ниже, только S-32 имел две очень тонкие дымовые трубы.
S-26
В 1893 на всех миноносцах револьверные пушки заменили на одну 50 мм скорострелку в кормовой позиции. Носовая рубка на месте демонтированной пушки получила остеклённый штормовой козырёк.
В 1895 на всех миноносцах наклонную мачту заменили на вертикальную перед световым люком МО, с грузовой стрелой. Позже корабли получили радио-антенну на рее по передней кромке дымовой трубы.
чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.
28 августа 1895 S-41, входивший в состав минной флотилии практической эскадры, во время манёвров затонул в шторм у Скагена (57°30n/09°00o), погибло 13 чел.
S-13
Следующей жертвой стал S-26, 22 сентября 1997 опрокинувшийся в шторм в устье Эльбы (53°57n/09°15o), унесший жизни 7 чел.
Гибель германского миноносца S-26 (Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1897 г.)
В газете “Times” приведены следующие подробности этого несчастного случая. Миноносец S-26, находившийся под командой герцога Фридриха Вильгельма Мекленбургского, следуя через Северо-Германский канал из Вильгельмсхафена в Киль, должен был пройти узким проливом, расположенном у устья Эльбы. В то время дул крепкий морской бриз, разведший на баре гораздо более сильное волнение, чем какое было в море, причем грунтовая волна, следовавшая за входящими в реку судами, представляла особую опасность для небольших судов.
Как можно думать, сильная волна ударила миноносец и снесла герцога в межпалубное пространство. В то же время судно опрокинулось и герцог, не имея уже сам возможности выбраться наверх, отдал еще приказание спасаться находившемуся около него кочегару. По словам газеты герцог был стеснен в движениях своей тяжелой морской обувью, которая, несмотря на его искусство в плавании, не позволила бы ему в такое волнение добраться до ближайшего миноносца. Место, где затонул (22 сентября, н. ст.) миноносец S-26, отмечено буйком, и при первой же возможности планируют поднять судно с находящимися в нем телами. Так как глубина воды равняется там приблизительно лишь одиннадцати саженям, то можно думать, что к поднятию миноносца не встретится особенных затруднений.
Согласно последним известиям тела герцога Мекленбургского и других погибших на S-26 уже подняты водолазами. Судя по тому, что на теле герцога не оказалось сапог и дождевик был наполовину снят, можно думать, что герцог имел еще время сделать попытку спасения.
S-33
После этого случая ужесточили требования к погодным ограничениям и несчастные случаи, связанные с мореходностью прекратились.
При возвращении флота после летних манёвров 1898 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1898 из-за сильного северо-западного ветра на миноносце S-16 волны поломали руль и гребной вал.
В мае 1900 "S-7,8,9,17,18,20" во главе с дивизионным миноносцем "D-4" совершили поход вверх по Рейну.
В 1905 г. корабли признали устаревшими. При этом в 1905-1906 восемь единиц вывели из боевого состава. Три из них (S-18, 19 и 23) стали брандвахтенными катерами, два - мишенями, два - отопителями и один был сразу сдан на слом. После 1910 из них остался на службе только один - в качестве мишени. Оставшиеся 22 были переведены в береговую оборону.
Вскоре снова начались потери: 13 марта 1908 в устье Эльбы (53°56n/08°40o) S-12 погиб в столкновении с п/х Eduard Grossmann, погиб 1 чел., затем последовала очередь S-32, который 7 августа 1910 столкнулся с S-76 и затонул в Балтийском море (54°30n/10°25o).
T-29
11 ноября 1910 г. в связи с обозначением новых эсминцев опять с единицы, на старых кораблях индекс поменяли на "Т". При этом корабли постепенно выводились из боевого состава. Большинство из них (19 ед.) к началу войны были переоборудованы в тральщики, но, по некоторым данным, продолжали числиться миноносцами. При этом были демонтированы торпедные аппараты, установлено тральное оборудование и мостик с прожектором.
Ещё один миноносец не дожил до войны: 16 августа 1911 в проливе Лангеланд столкнулись Т-21 и T-38. В результате первый затонул. Другой, уже как тральщик Т-25, погиб после начала войны, 6 ноября 1914 ок. 12:00 столкнувшись с T-72 в Северном море (54°56n/07°55o). Т-29 9 ноября 1916 также затонул после столкновеня в Куксхафене, но был поднят и отремонтирован.
К августу 1914 Т-16 и Т-20 служили тендерами при флагманской службе технического обеспечения в Вильгельмсхафене, в середине октября 1914 Т-20 передали в качестве тендера 1-й линейной эскадре.
Основная-же часть этих миноносцев во время войны служила тральщиками: Т-24 и Т-38 в 1-м дивизионе, Т-28, Т-30 и Т-39 во 2-м дивизионе, а Т-25, Т-29, Т-31, Т-33...37 и Т-40 - в 3-м дивизионе.
"T-33" 28.08.1914 был повреждён в Гельголандской битве, когда вместе с лидером флотилии D 8 был атакован британскими кораблями. Командир попытался отойти на юг, но был настигнут противником. Когда дистанция сократилась до 2000 метров, миноносец ответил на огонь противника, но получил 3 попадания подряд и стал наполняться водой. На помощь катерам пришёл крейсер Frauenlob и обстрелял противника, который развернулся и скрылся. "T-34" отбуксировал повреждённый "T-33" в Гельголанд.
"T-30" и "T-39" 20-26 сентября 1914 в составе 2-го дивизиона тральщиков участвовали в имитации высадки десанта у Виндавы, а 27 сентября направляясь из Данцига в Киль из-за усиливающейся непогоды возле Функенхагена "Т 39" принял много воды и его пришлось буксировать назад в Данциг.
12.01.1915 Т-31 и D-9 обнаружили первое британское заграждение к западу от Амрум-банки. Работа по расчистке в январе-феврале 1915 оказалась сложной, легкий трал покрывал ширину только 40 метров. Зимняя погода Северного моря сильно мешала старым лодкам и небольшой команде, в результате работы продвигались очень медленно. Кроме них в тралении участвовали, Т-34, Т-36 и Т-37.
В июле 1917 из 3-го во 2-й дивизион перевели Т-31, Т-33...37 и они участвовали в попытке прорыва в Рижский залив 8-13 августа 1915, но при следующем прорыве 16-19 августа флотилия участвовала уже без них.
С конца 1915 до конца 1916 Т-34, Т-35, Т-38 и Т-40 служили в поисковой флотилии на Балтике, пока не были заменены новыми миноносцами типа "A".
Они и оставшиеся корабли постепенно перечислялись в тендеры и учебные и концу войны все были на вспомогательной службе. В 1920 г. бывшие миноносцы пошли на слом.