ОглавлениеКорабли авиации → Авиатранспорт "Glyndwr"

  Корабли авиации  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Авиатранспорт (Flugzeugmutterschiff)

 Glyndwr 


Германия, c 1914 г. 1 ед. (реквизированный британский п/х)

 

*
Glyndwr
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Glyndwr <A. Rodger & Co.> Глазго / 10.1904, стр. № 300 16.12.1914 быв. британский грузовой пароход, переоборудован на <Kaiserlich Werft> в Данциге, 4.06.1915 повреждён на мине, с 09.1916 корабль светового заграждения (Lichtsperrschiff), в 1919 возвращён Великобритании.
ТТХ
Водоизмещение полное 6000 - 6200 т
регистровое 2425 брт
Размерения длина ВЛ 95,55 м
полная 100,7 м
ширина корпус 13,35 м
осадка в полном грузу 5,8 м
высота борта на миделе 7,09 м
Энергетическая установка состав и тип 1х4-лопастный винт Ø 5,2 м
1 ПМ тройного расширения (3 цил.)
2 цилиндрических ПК (12,5 атм., 392 м²)
мощность 1600 л.с.
Ходовые данные скорость 10 уз.
запас топлива 571 т. угля
дальность плавания ?
Экипаж 91 чел. (4 оф.) + авиагруппа
Дополнительные данные конструкция 1-палубный грузовой пароход со спардеком, 6 (с12.1915 - 9) отсеков
электроснабжение ?
управление 1 руль
плавсредства 2 больших и 2 малых лодки.
ВООРУЖЕНИЕ
1914-1915 1917-1918
2 - 52 мм/55 2 - 105 мм/45 [200 снарядов]
1 - 37 мм/30 2 пулемёта
2-4 гидросамолёта Friedrichshafen FF-33H, Albatros B-2W или Rumpler Ru-4B ---

 

Для того, чтобы расширить радиус действия своих четырех гидропланов и быть способным разведывать область к северу от Либавы, командир Морской авиабазы в Путциге, оберлейтенант-цур-зее фон Гориссен (von Gorrissen), решил установить соответствующее оборудование на судне, таким образом создав полностью мобильную воздушную станцию. Вариант был предложен в начале ноября 1914 для разведки самолетами перед попыткой заблокировать выход из Либавы.

Подходящим судном оказался 2425-брт британский угольщик "Glyndwr", который в начале войны, не имея радиостанции, не смог получить новости об ухудшающемся международном положении и был конфискован после постановки в док в Данциге.

Пароход принадлежал компании "Scarisbrick SS. Co. (Elridge & Morgan)" из Кардиффа, был построен в 1904 г. под именем "Craigronald", в 1910 переименован в "Glyndwr", в честь национального героя Уэльса Оуайна Глендура. (Оуэн Глендур, Оуэн Глендоуэр; валл. Owain Glyndŵr, иногда англ. Owen Glendower, 1359 — ок. 1416, последний валлиец, носивший титул принца Уэльского, организатор неудавшегося восстания против английского владения Уэльсом.)

Корабль был переоборудован в носитель гидропланов в Мемеле всего за семь дней. Переоборудование было минимальным, самолёты хранились открыто, опускались на воду и поднимались на борт штатными грузовыми стрелами. На борту был устроен импровизированный склад, куда был погружен небольшой запас горючего, бомб и ремонтных инструментов. Изначально на эту плавбазу должен был базироваться авиаотряд старшего лейтенанта-цур-зее Ринсберга (Riensberg) с двумя самолетами. Однако, к началу операции авиаматка так и не была готова к применению.

С момента ввода в строй 16 декабря 1914 г. "Glyndwr" вошёл в состав разведывательного соединения на Балтике, 28 марта 1915 его самолёты использовались при обстреле Либавы, 27 апреля - 7 мая - при захвате Либавы, а с 3 июня 1915 г. в операции в Рижском заливе, в ходе которой 4 июня подорвался на мине у Виндавы и был с трудом отбуксирован в Либаву.

Ремонт длился полгода и 16 декабря 1915 г. корабль вернулся в строй, но в море не выходил и стоял в Либаве, где использовался как плавбаза при 4-й флотилии миноносцев. Пилоты морской авиации продолжали периодически использовать корабль, как учебный. 2 сентября 1916 был последний последний полёт бортового гидроплана, после чего на Балтике наступило долгое затишье. С 16 декабря 1916 г. судно перечислили в "корабль светового заграждения".

До конца войны "Glyndwr" не участвовал более ни в одной операции, 21 января 1919 был возвращён торговому флоту Великобритании и переименован в "Akenside", в 1923 г. продан греческой фирме, переименован в "Matheos", в 1937 г. вновь переименован в "Agia Varvara"", был разобран в 1954-55 гг.

Схема окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Jung D. - Schiffe der Kaiserlichen Marine 1914 1918 und ihr Verbleib., Bernard & Graefe Verlag, Bonn, 2004
на английском
3 Imrie A. - German Naval Air Service., Arms and Armour Press Limited, London, 1989
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 02.06.2022

 




 

 
Торговый флаг Греции 1923-1954
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1914-1919
Торговый флаг Британии 1904-1914, 1919-1923
Glyndwr
Соединение приближается к Рижскому заливу, 3 июня 1915 г. Снято с "Glyndwr".
Glyndwr
Либава, 12 сентября 1916. Девять "Friedrichshafen FF-33H" на рампе перед отправкой для действия против Русских морских сил в Рижском Заливе.
"Glyndwr" слева на заднем плане.
Glyndwr
"Glyndwr"
Glyndwr
"Glyndwr"
Glyndwr
"Glyndwr"
Следующая страница - авиатраспорты типа "Answald"