|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
противолодочные катера (Uboot-Sucher, U-Boot-Suchboote, Uboot-Zerstörer) типа
Германия, 1917-1919 г. 22 ед., также исп. как тральные катера (Minenräumboote) В 1939-1945 7 ед. служили патрульными катерами (Hafenschutzboot, Vorpostenboot, Vorpostensicherungsboot), 1 ед. - спасательным катером (Hilfsflugbetriebsboot) ВВС, 3 ед. планировались в качестве высадочных средств UZ-5...8
* UZ-1...UZ-22 * Baldur, Grete, Hagen, Hansestadt Lübeck, Harald, Hedda, Hummel, Kiel ** H 105, 108, 120, 302, HM 21, HS 01 * JK 21 * DWo 41, 61 * Vs 51, 101, 103, 141, V/Vs 1014 * C 2 Mo *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
К концу 1916 были готовы чертежи катеров, специально спроектированных для охоты на подводные лодки в прибрежных районах. Заказы получили те-же верфи, что строили катера предыдущего заказа (по своим чертежам) и ещё две другие. "Fr. Lürssen" в Фегезаке, "H. Heidtmann" в Гамбурге и "Naglo Werft" в Берлине получили заказы на четыре катера каждая. "Roland-Werft Vertens & Co." в Бремене-Хемелингене и "Abeking & Rasmussen" в Лемвердере построили по три катера. По две единицы были заказаны "Max Oertz" в Гамбурге и "C. Waap" в Киле-Хайкендорфе. В этот раз верфи получили чертежи, хотя для ускорения постройки им разрешили вносить изменения в соответствии с техническими возможностями и доступными моторами. В результате катера имели несколько разные размеры и незначительно отличались внешним видом. Согласно заданию, все охотники имели дубовые корпуса с набором по поперечной схеме c диагональной обшивкой встык. По некоторым данным яхтенная верфь "Oertz" использовала в качестве материала имеющиеся запасы красного дерева. В отличие от предыдущего заказа, все катера строились по полубачному типу. Все катера должны были оснащаться 4-тактными бензиновыми моторами суммарной мощностью в 500 л.с. В зависимости от мощности имеющихся в наличии моторов их устанавливалось два или три. Четыре катера фирмы "Fr. Lürssen" (UZ 1...4) получили по два 12-цилиндровых мотора Benz мощностью по 250 л.с., вращавших два 4-лопастных стальных винта Ø 0,76 м, позволявшие им разогнаться на испытаниях до 15,13 узлов. Такую-же силовую установку получили четыре катера верфи "H. Heidtmann" (UZ 5...8), но скорость они показали чуть меньшую - 14,94 узлов. Два катера постройки верфи "Max Oertz" (UZ 9...10) имели по два 6-цилиндровых мотора Benz, мощностью также по 250 л.с., но 4-лопастные стальные винты имели Ø 0,81 м. Они оказались самыми быстрыми из катеров этого типа, развив на испытаниях скорость 16,41 узлов - сказался опыт известного яхтенного конструктора. По иному подошла к вопросу катеростроительная фирма "Abeking & Rasmussen" - все три её катера (UZ 11...13) получили разный комплект моторов. Первый был трёхвинтовым, с тремя 6-цилиндровыми моторами Deutz мощностью всего по 140 л.с. Не смотря на большее удлинение корпуса, чем у других катеров, он не смог достичь контрактной скорости и развил лишь 14,03 уз., оказавшись самым медленным в серии. Второй получил два 6-цилиндровых мотора Benz мощностью по 320 л.с. и винты Ø 0,81 м, третий, с двумя 12-цилиндровыми моторами Benz мощностью по 250 л.с. и одним 6-цилиндровыми Deutz мощностью в 140 л.с. имел три винта Ø 0,76 м. Оба развили удовлетворительную скорость 14,78 уз., но были готовы лишь под самый конец войны. Четыре катера верфи "Naglowerft" (UZ 14...17) и три верфи "Rolandwerft" (UZ 18...20) имели по три 12-цилиндровых моторов Daimler мощностью по 140 л.с. и показали скорость соответственно в 14,85 и 14,70 узлов. На последний катер, по некоторым данным не хватило мотора и он был принят флотом лишь с двумя двигателями. Катера верфи "Naglo" также страдали от задержек поставок, известно, что UZ 15 долго стоял недостроенный и вошёл в строй уже после окончания войны, лишь в июле 1920 года. На два последних катера (UZ 21...22), которые строились верфью "C. Waap" и получивших по два стандартных 12-цилиндровых мотора Benz мощностью по 250 л.с., на хватило реверсивных редукторов, и хотя UZ 22 показал на испытаниях вполне приемлимые 14,62 узлов, использование катеров было ограничено отсутствием заднего хода, к тому-же готовность UZ 21 задержалась и он вступил в строй уже после войны. Все катера имели 1 руль. Сперва их проектировали с трубой, но в окончательном варианте выхлопные газы выводились через отверстия в корпусе по сторонам в корме, мореходность по ветру составляла 5-6 баллов, катера хорошо маневрировали только на полном ходу. По некоторым данным имели электрическое оборудование. При необходимости могли брать на борт один небольшой ялик. Вооружение по штату составляла старая 52-мм пушка, но судя по имеющимся фотографиям, на всех их не хватало, некоторые несли 37-мм пушку, либо в какой-то период вообще не имели артиллерии.
О службе катеров в годы войны данных не сохранилось, известно, что вступившие в строй до начала лета 1918 UZ 1...11, 14, 18...20, 22 использовались, как противолодочные, получив соответствующее вооружение (глубинные бомбы или буксируемые мины). По видимому, эффективность этих катеров в качестве охотников за ПЛ оказалась нулевой, потому, что ещё до окончания войны их переоборудовали в более необходимые в тот момент тральщики. Вступающие в строй новые катера сразу получали тральное оборудование. И хотя как тральщики они зарекомендовали себя не лучшим образом - на малом ходу эти катера плохо управлялись, все они по окончании войны использовались при послевоенном тралении, после чего в 1920 были исключены и проданы. UZ 15 и UZ 21 были достроены уже после войны и вооружения не получили. МЕЖДУ ВОЙНАМИ Дальнейшая судьба катеров прослеживается не полностью. Так 10 единиц были приобретены центральной водной полицией (Reichswasserschutz, R.W.S.). Четыре единицы достались водной полиции Эмдена, где служили под номерами E 6 (UZ 3), E 13 (UZ 20), E 15 (UZ 11) и E ? (UZ 1), два - в Гамбурге: Hamburg 6 (UZ 19) и Hamburg 12 (UZ 2), два - в Бремене: B 12 (UZ 13) и B ? (UZ 17), один в Штеттине: Stettin 19 (UZ 18). В марте 1923 эмденский E 13 (UZ 20) был продан спортивному обществу "Hochseesportverband HANSA" для использования при морской спортивной школе в Нойштадте и переименован в Baldur. В 1924 быв. UZ 1 был переведён из Эмдена в Тильзит и получил номер Tilsit 10. Тогда-же тильзитская водная полиция получила и "Tilsit 19" (UZ 14). Ещё один катер, быв. UZ 17 перешёл из Бремена в Кёнигсберг и пополнил тамошнюю водную полицию под номером Königsberg 24, но уже в следующем году был исключён. В 1921 оставшийся в Бремене E 13 (UZ 20) был переименован в Bremen 1, а эмденский E 6 (UZ 3) и гамбургский Hamburg 12 (UZ 2) были переданы полицейскому управлению Шлезвига в Киле, им вернули изначальные номера UZ 2 и UZ 3 и далее они патрулировали на нижней Эльбе. Дальнейшая судьба обоих катеров не известна. В 1926 полицейский округ Шлезвига получил также Hamburg 6, который также сменил номер на изначальный UZ 19 и служил до исключения и продажи в 1927 г. Прежние номера вернули также эмденскому E 15 (UZ 11, дальнейшая судьба не известна) и штеттинскому Stettin 19 (UZ 18), который был переподчинён управлению нижнего Одера. В 1927 году полиция продала все оставшиеся катера этого типа: штеттинский UZ 18 - штурмовым отрядам (SA) НДСАП в Берлине, бременский UZ 13 и тильзитские UZ 14 и UZ 1 передали таможенной службе. *** Другие катера были проданы частным лицам: 28 декабря 1921 UZ 15 и UZ 16 продали Бернарду Плаге (Bernhard Plage) в Берлине, в январе 1923 были проданы UZ 9 (в Гамбурге) и UZ 12, в феврале 1921 UZ 10 был продан К. Эрфелингу (C. Erveling) в Рюстрингене, 28 марта 1922 в Берлине был продан корпус UZ 6, 7 апреля 1922 в Гамбурге продали UZ 4 за 210 000 марок, в 1923 некий Manglowitsch из Сорболвайна купил UZ 5 и UZ 8, 4 сентября 1922 в Гамбурге продали UZ 22. Также в 1922 продали UZ 7 - фирме "Felix, Lesse & Gröning" в Любеке, где он был переименован в Felix, и UZ 21 - неустановленному владельцу в Гамбурге, который в 1925 перепродал катер P. Skorra в Кёнигсберге, переименовавшему его в Klio. В 1927 катерами этого типа заинтересовалось таможенное управление. Всего оно приобрело 7 катеров: Hummel (быв. UZ 9) в Варнемюнде, с 1932 во Фленсбурге, с 1932 в Гамбурге, 9 октября 1939 мобилизован, Harald (быв. UZ 12) в Бремерхафене, в 1940 мобилизован, Hagen (быв. UZ 13) в Свинемюнде, с 1932 в Киле, в 1940 мобилизован, Hexe (быв. UZ 21) в Куксхафене, с 1932 в Брунсбюттелькооге, в 1937 передан штурмовым отрядам (SA) НДСАП в Киле, Hedda (быв. UZ 22) в Брюнсбюттелькооге, с 1932 в Столпмюнде, с 1935 во Фленсбурге, в 1940 мобилизован, Nordmark (быв. UZ 14) во Фленсбурге, в 1937 передан штурмовым отрядам (SA) НДСАП, + начато переоборудование в таможенный катер UZ 1, но отменено и в апреле 1929 он был продан фирме "Motorenges. m.b.H." в Берлине. *Известно, что Hexe была перестроена под дизельные моторы. *** Наиболее интересной страницей в гражданской истории этих катеров было их участие в 1020-х - 1930-х годах в "финском мосте" - контрабанде спиртных напитков из Эстонии в Финляндию, где тогда был "сухой закон". Достаточно высокая скорость позволяла катерам без труда отрываться от преследования. Известна судьба UZ 7 Felix, который с 1922 принадлежал фирме "Felix, Lesse & Gröning" в Любеке, в январе 1925 был перепродан фирме "R. L'Orange" в Берлине, с 1927 стал собственностью W. Meyer-Stromfield в Гамбурге, а в апреле 1928 был продан в Финляндию, где переименован в Poseidon. К 1930 он принадлежал О. Мюленштайну из Таллинна (рег №437). 15 ноября 1931 года катер был задержан в Талинском порту, на борту обнаружено оборудование для постановки дымзавес и до 40000 литров спирта. Катер был конфискован. Бутлегерам принадлежал и Geier, предположительно бывший UZ 19. Кроме того в Таллине был зарегистрирован Hirundo (быв. UZ 6, рег № 880), он принадлежал A. Pentsop, но в контрабандной деятельности замечен не был. Другими установленными катерами в частном владении были UZ 1 (быв. Tilsit 10, от которого отказалась таможня, в апреле 1929 он был продан за 2000 рейхсмарок фирме "Motorenges. m.b.H." в Берлине, переименован, но имя не известно, в 1931 перепродан R. Meissner в Берлине и переименован в Maja, в 1932 продан вновь, но кому - нет данных) и UZ 15 (после войны принадлежал Bernhard Plage, в 1922 продан H. Heeling в Регенсбурге, в 1926 продан G. Jonassen в Киле и переименован в Grete, в 1930 продан германской армии). Они использовались владельцами в качестве моторных яхт. Имена и владельцы других катеров (напр. UZ 4, UZ 5, UZ 8, UZ 10, UZ 16) не известны. *** Часть катеров в какое-то время принадлежала спортивным и учебным организациям. Так UZ 20 в марте 1923 был продан эмденской полицией спортивному обществу "Hochseesportverband HANSA" для использования при морской спортивной школе в Нойштадте и переименован в Baldur. В этом качестве он эксплуатировался до начала войны в 1939 году, когда был мобилизован. В 1927 водная полиция Штеттина передала штурмовым отрядам (SA) НДСАП в Берлине UZ 18, который использовался в качестве учебного. При этом он был уснащён двумя дизель-моторами по 100 л.с., скорость уменьшилась до 10,5 узлов, но запас соляра составлял всего 2 тонны, что позволило освободить дополнительные помещения. В 1937 штурмовые отряды (SA) НДСАП получили от таможенного управления для учебных нужд ещё два катера этого типа: UZ 14 для отделения в Нордмарке был назван Hansestadt Lübeck", с 16 декабря 1939 он использовался, как рейдовый катер (Verkehrsfahrzeug) в Нойштадте, а 1 февраля 1940 был мобилизован, UZ 14 для отделения в Киле был назван Kiel, 24 августа 1939 он также был мобилизован. В 1930 UZ 15 Grete был куплен армией и использовался как дозорный катер (Sicherungsboot) при артиллерийском полигоне в Рюгенвальде, имел водолазное оборудование, при необходимости использовался как торпедолов в Гроссенброде. В ноябре 1940 передан ВВС и служил вспомогательным поисково-спасательным катером (Hilfsflugbetriebsboot) в Гроссенброде. Дальнейшая судьба не известна. ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ С ходе войны по крайней мере семь из сохранившихся катеров вошли в состав ВМФ. 24 августа 1939 был мобилизован принадлежащий кильским "штурмовикам" UZ 21 Kiel и введен в состав флотилии охраны гавани в Киле как патрульный катер (Hafenschutzboot) H 120. 9 октября 1939 к нему присоединился UZ 9 Hummel, полученный от кильской таможни. Он заменил во флотилии катер H 108. Также в 1939 году к флотилии присоединился полученный от спортивной школы в Нойштадте UZ 20 Baldur его номер (H 1??) точно не известен. 1 февраля 1940 был мобилизован введен в состав кильской флотилии полученный от "штурмовиков" Нордмарки UZ 14 Hansestadt Lübeck, его первоначальный номер (H 1??) также не известен. 6 апреля 1940 флотилия получила от таможни катер UZ 13 Hagen, который получил номер H 105. Таким образом кильская флотилия в начале войны имела 5 катеров этого типа. 18 мая 1940 ещё один бывший таможенник, UZ 22 Hedda, был передан группе защиты гавани в Варнемюнде и служил там под номером H 302. В августе 1940 для операции "Seelöwe" - планируемого десанта в Англию, были предназначены как минимум три катера этого типа: переданные кильской флотилией UZ 14 Hansestadt Lübeck (номер не известен) и UZ 21 (C 2 Mo), а также полученный от таможни 1 августа UZ 12 Harald (номер не известен). Когда стало ясно, что операция полностью отменена, катера вернулись к патрульным обязанностям: UZ 12 Harald с октября 1940 под номером HS 01 в составе флотилии вост. побережья Ла-Манша, а 1 августа 1942 был перечислен во флотилию портовой охраны Булони под номером FBo 20. UZ 14 Hansestadt Lübeck с 9 апреля 1941 числился, как HM 21 в сторожевой флотилии на p. Маас. Принадлежность и номер UZ 21 Kiel в этот период не установлены, известно, что он находился в зоне контроля флотилии вост. побережья Ла-Манша, где 10 сентября 1942 был потоплен в 2,5 милях западнее Ньюпора (в точке с координатами 5l°08n/02°44o), но был поднят и отремонтирован. В июле 1942 UZ 14 Hansestadt Lübeck перевели в патрульную флотилию западной части Балтики и переименовали в DWo 41. Он продолжал числится в этой флотилии меняя номера при переформировании: с октября 1943 Vs 141, с 1 января 1944 Vs 103. Далее его следы теряются. UZ 13 Hagen с июня 1943 нёс номер DWo 61, с октября 1943 Vs 101, с 1 января 1944 Vs 51. UZ 9 Hummel из той-же флотилии был продан ещё в 1942 году. Поднятый в Ньюпоре UZ 21 Kiel с августа 1943 служил, как V 1014 в 10-й флотилии форпостенботов в Датских проливах, с 15 февраля 1944 Vs 1014 в той-же флотилии. UZ 22 Hedda 12 ноября 1943 был переведён из Варнемюнде в Копенгаген и получил новый номер JK 21. *** В конце войны были потеряны два катера этого типа: 10 сентября 1944 в Балтийском море (?) был потоплен Harald (UZ 12), а 18 марта 1945 севернее Самсё в точке с координатами 56,00N, 10,49'5E. авиация союзников потопила Vs 1014 Kiel (UZ 21). В мае 1945 англичанам в качестве трофеев достались три катера этого типа: UZ 13 Hagen 27 июля 1945 передан Германской минно-тральной Администрации, где числился под номером RP 13, в 1945 продан в Бельгию. UZ 22 Hedda в 1946 передан германской морской инспекции (ZGS), исключен в январе 1952, UZ 20 Baldur 24 ноября 1946 введен в сос тав ВМС Великобритании как буксирный катер.
|