Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Гребные канонерские лодки типа "St. Pauli"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гребные канонерские лодки (Ruderkanonenboote) типа
Гамбург, Северо-Германский союз, 1848-1849 гг. 27 ед. * St. Pauli * Ruderkanonenboot Nr.1 - 26 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
С началом войны с Данией патриотичные граждане стали жертвовать деньги на строительство флота. Одно из первых немецких гражданских сообществ, бюргерферайн Гамбургского пригорода Санкт Паули, отдал на эту цель всю свою казну в 600 курантных марок, ещё столько же собрали лично его члены, и спустя всего несколько недель судовой плотник Марбс в Пиннасберге "максимально быстро" завершил канонерскую лодку с 32 вёслами и двумя пушками. Под руководством капитана Зоста (Sohst) 60 уроженцев района отправились в Гамбург-Алтону, чтобы противостоять там английским и голландским кораблям. (по др. данным лодку строила верфь Georg Renck в Гамбурге) Канонерка была построена, предположительно, по образцу хорошо знакомых северным немцам голландских лодок. В частности в этот период (31 марта 1849) на верфи Rickmers в Гестемюнде была спущена канонерка-шхуна Nr. 39 (93 брт, пустой вес 110 т), которая была в 1849 г. передана неизвестному, вероятно - заграничному заказчику. Столь быстрая постройка небольшого, но вполне боевого корабля, натолкнула Гамбургское адмиралтейство на мысль заказать на поступающие пожертвования 25 лодок по этому типу на разных верфях Эльбы, Эмса и Везера. Пожертвования поступали активно. Так 17 марта 1849 г. обер-президент лиги военно-морского флота Саксонии на собрании в Эрфурте упомянул построенную на их деньги канонерку Thuringia. (GSTA, Rep. 120 C XVII 4, Nr.71, Vol. 2, Bl. 168). Фактически, лодки (по образцу голландских, датских и шведских) официально получили номера, а имена собственные, если и были неофициально, в документах не упоминаются. Головная позже получила "последний" номер 26. Ещё одну лодку такого типа построили в Любеке, но из за невозможности присоединиться к флоту, в его состав её так и не включили. Верфям было выдано только общее задание, поэтому лодки отличались обводами, мореходностью и качеством постройки. Так, как вражеский флот не приближался к немецким берегам, всю войну лодки простояли без дела, а после роспуска флота в 1853 году были проданы с аукциона в Фегезаке за 7% стоимости постройки бременскому корабельному маклеру Бёдекеру для фирмы "E. C. Schramm & Co.". Дальнейшая судьба неизвестна, но вероятно, грузоподъемные лодки использовались в дальнейшем, как баржи. Известно, что одна лодка фегезакской постройки (из числа Nr. 9, 10 или 25) в 1853-1854 была перестроена верфью Taake Janßen jr. в Бремене в шхуну для компании Joh. Martin Lüssen и переименована в "Mosquito", в 1855 перепродана Bernhard Plate (Лемвердер) и эксплуатировалась до 1863 под именем "Express".
|