входоглавлениеканонерские лодки и сторожевые корабли → гребные канонерские лодки типа "St. Pauli"

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Гребные канонерские лодки
(Ruderkanonenboote) типа


 St. Pauli 


Гамбург, Северо-Германский союз, 1848-1849 гг. 27 ед.

 

*
St. Pauli
*
Ruderkanonenboot Nr.1 - 26
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель спуск примечания
1 St. Pauli <Johann Marbs>, Гамбург-Пиннасберг 29.07.1848 с 14.10.1849 "Nr.26", в 1853 продана в Любеке, дальнейшая судьба неизвестна.
2 Nr.1 Вендельштайн ок. Нюрнберга 1848 В 1853 проданы с аукциона в Фегезаке, дальнейшая судьба неизвестна.
3 Nr.2 ? 1848-1849
4 Nr.3 ? 1848-1849
5 Nr.4 <Sager> Фегезак, стр. № 42 1848
6 Nr.5 ? 1848-1849
7 Nr.6 <Bosse>, Бремен-Лезум 1848-1849
8 Nr.7 ? 1848-1849
9 Nr.8 ? 1848-1849
10 Nr.9 <Joh. Lange>, Фегезак, стр. № 184 22.03.1849
11 Nr.10 <Joh. Lange>, Фегезак, стр. № 185 31.03.1849
12 Nr.11 <Oltmann>, Фегезак, стр. № 40 1848
13 Nr.12 ? 1848-1849
14 Nr.13 ? 1848-1849
15 Nr.14 ? 1848-1849
16 Nr.15 <H. F. Ulrichs>, Фегезак, стр. № 24 1848
17 Nr.16 <Joh. C. Tecklenborg>, Бремерхафен 1849
18 Nr.17 <Joh. C. Tecklenborg>, Бремерхафен 1849
19 Nr.18 ? 1848-1849
20 Nr.19 ? 1848-1849
21 Nr.20 ? 1848-1849
22 Nr.21 ? 1848-1849
23 Nr.22 ? 1848-1849
24 Nr.23 ? 1848-1849
25 Nr.24 ? 1848-1849
26 Nr.25 <H. F. Ulrichs>, Фегезак, стр. № 26 1849
27 --- <Meyer>, Любек 1849 закончена, но в строй не вводилась, в 1853 продана.
ТТХ
Водоизмещение ? т
Размерения длина 18,8 - 18,9 м
ширина 4,22 - 4,98 м
осадка 1,2 м
Энергетическая установка вёсла 15 пар (по 2, позже - по 1 чел. на весло)
паруса возможна установка
Скорость на вёслах 3 уз.
Экипаж 60 чел, кроме вахты, ночевал в палатках или казармах на берегу.
Дополнительные данные корпус открытый деревянный
управление 1 руль в корме
цена головная: 12 тыс. курантных марок
ВООРУЖЕНИЕ
St. Pauli серийные
2 - 32 ф. бомбических пушки 1 - 68 ф. бомбическая пушка
1 - 32 ф. бомбическая пушка

 


рисунок в журнале "Reform", 1848 г.

С началом войны с Данией патриотичные граждане стали жертвовать деньги на строительство флота. Одно из первых немецких гражданских сообществ, бюргерферайн Гамбургского пригорода Санкт Паули, отдал на эту цель всю свою казну в 600 курантных марок, ещё столько же собрали лично его члены, и спустя всего несколько недель судовой плотник Марбс в Пиннасберге "максимально быстро" завершил канонерскую лодку с 32 вёслами и двумя пушками. Под руководством капитана Зоста (Sohst) 60 уроженцев района отправились в Гамбург-Алтону, чтобы противостоять там английским и голландским кораблям. (по др. данным лодку строила верфь Georg Renck в Гамбурге)

Канонерка была построена, предположительно, по образцу хорошо знакомых северным немцам голландских лодок. В частности в этот период (31 марта 1849) на верфи Rickmers в Гестемюнде была спущена канонерка-шхуна Nr. 39 (93 брт, пустой вес 110 т), которая была в 1849 г. передана неизвестному, вероятно - заграничному заказчику.

Столь быстрая постройка небольшого, но вполне боевого корабля, натолкнула Гамбургское адмиралтейство на мысль заказать на поступающие пожертвования 25 лодок по этому типу на разных верфях Эльбы, Эмса и Везера. Пожертвования поступали активно. Так 17 марта 1849 г. обер-президент лиги военно-морского флота Саксонии на собрании в Эрфурте упомянул построенную на их деньги канонерку Thuringia. (GSTA, Rep. 120 C XVII 4, Nr.71, Vol. 2, Bl. 168). Фактически, лодки (по образцу голландских, датских и шведских) официально получили номера, а имена собственные, если и были неофициально, в документах не упоминаются. Головная позже получила "последний" номер 26. Ещё одну лодку такого типа построили в Любеке, но из за невозможности присоединиться к флоту, в его состав её так и не включили.

Верфям было выдано только общее задание, поэтому лодки отличались обводами, мореходностью и качеством постройки. Так, как вражеский флот не приближался к немецким берегам, всю войну лодки простояли без дела, а после роспуска флота в 1853 году были проданы с аукциона в Фегезаке за 7% стоимости постройки бременскому корабельному маклеру Бёдекеру для фирмы "E. C. Schramm & Co.". Дальнейшая судьба неизвестна, но вероятно, грузоподъемные лодки использовались в дальнейшем, как баржи. Известно, что одна лодка фегезакской постройки (из числа Nr. 9, 10 или 25) в 1853-1854 была перестроена верфью Taake Janßen jr. в Бремене в шхуну для компании Joh. Martin Lüssen и переименована в "Mosquito", в 1855 перепродана Bernhard Plate (Лемвердер) и эксплуатировалась до 1863 под именем "Express".

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. forum-marinearchiv.de (Dr. Günther Meyer)

последнее обновление: 28.12.2017


 




 

 
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1848-1853

Модель гребной канонерской лодки "St. Pauli" в музее в Гамбурге.
Приблизительный вид.

Модель гребной канонерской лодки "St. Pauli" в музее в Гамбурге.

Модель гребной канонерской лодки.
Следующая страница - прусские канонерские шлюпы типа "Strelasund".
Предыдущая страница - прусские канонерские ялы типа "Kanonenjollen Nr.3".