Гребные канонерские лодки (Ruderkanonenboote) типа
St. Pauli 
|
Гамбург, Северо-Германский союз, 1848-1849 гг. 27 ед.
* St. Pauli * Ruderkanonenboot Nr.1 - 26 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№ |
имя |
верфь-строитель |
спуск |
примечания |
1 |
St. Pauli |
<Johann Marbs>, Гамбург-Пиннасберг |
29.07.1848 |
с 14.10.1849 "Nr.26", в 1853 продана в Любеке, дальнейшая судьба неизвестна. |
2 |
Nr.1 |
Вендельштайн ок. Нюрнберга |
1848 |
В 1853 проданы с аукциона в Фегезаке, дальнейшая судьба неизвестна. |
3 |
Nr.2 |
? |
1848-1849 |
4 |
Nr.3 |
? |
1848-1849 |
5 |
Nr.4 |
<Sager> Фегезак, стр. № 42 |
1848 |
6 |
Nr.5 |
? |
1848-1849 |
7 |
Nr.6 |
<Bosse>, Бремен-Лезум |
1849 |
1.12.1853 продана с аукциона в Фегезаке, "Jet" W.J.Blagdon & R.F.Fawcus, Нордшильдс. с 3.01.1855 рег. в Мельбурне |
8 |
Nr.7 |
? |
1848-1849 |
В 1853 проданы с аукциона в Фегезаке, дальнейшая судьба неизвестна. |
9 |
Nr.8 |
? |
1848-1849 |
10 |
Nr.9 |
<Joh. Lange>, Фегезак, стр. № 184 |
22.03.1849 |
11 |
Nr.10 |
<Joh. Lange>, Фегезак, стр. № 185 |
31.03.1849 |
12 |
Nr.11 |
<Oltmann>, Фегезак, стр. № 40 |
1848 |
13 |
Nr.12 |
? |
1848-1849 |
14 |
Nr.13 |
? |
1848-1849 |
15 |
Nr.14 |
? |
1848-1849 |
16 |
Nr.15 |
<H. F. Ulrichs>, Фегезак, стр. № 24 |
1848 |
17 |
Nr.16 |
<Joh. C. Tecklenborg>, Бремерхафен |
1849 |
18 |
Nr.17 |
<Joh. C. Tecklenborg>, Бремерхафен |
1849 |
19 |
Nr.18 |
? |
1848-1849 |
20 |
Nr.19 |
? |
1848-1849 |
21 |
Nr.20 |
? |
1848-1849 |
22 |
Nr.21 |
? |
1848-1849 |
23 |
Nr.22 |
? |
1848-1849 |
24 |
Nr.23 |
? |
1848-1849 |
25 |
Nr.24 |
? |
1848-1849 |
26 |
Nr.25 |
<H. F. Ulrichs>, Фегезак, стр. № 26 |
1849 |
27 |
--- |
<Meyer>, Любек |
1849 |
закончена, но в строй не вводилась, в 1853 продана. |
ТТХ
Водоизмещение |
? т |
Размерения |
длина |
18,8 - 18,9 м |
ширина |
4,22 - 4,98 м |
осадка |
1,2 м |
Энергетическая установка |
вёсла |
15 пар (по 2, позже - по 1 чел. на весло) |
паруса |
возможна установка |
Скорость |
на вёслах |
3 уз. |
Экипаж |
60 чел, кроме вахты, ночевал в палатках или казармах на берегу. |
Дополнительные данные |
корпус |
открытый деревянный |
управление |
1 руль в корме |
цена |
головная: 12 тыс. курантных марок |
ВООРУЖЕНИЕ
St. Pauli |
серийные |
2 - 32 ф. бомбических пушки |
1 - 68 ф. бомбическая пушка |
1 - 32 ф. бомбическая пушка |
С началом войны с Данией патриотичные граждане стали жертвовать деньги на строительство флота. Одно из первых немецких гражданских сообществ, бюргерферайн Гамбургского пригорода Санкт Паули, отдал на эту цель всю свою казну в 600 курантных марок, ещё столько же собрали лично его члены, и спустя всего несколько недель судовой плотник Марбс в Пиннасберге "максимально быстро" завершил канонерскую лодку с 32 вёслами и двумя пушками. Под руководством капитана Зоста (Sohst) 60 уроженцев района отправились в Гамбург-Алтону, чтобы противостоять там английским и голландским кораблям. (по др. данным лодку строила верфь Georg Renck в Гамбурге)
Канонерка была построена, предположительно, по образцу хорошо знакомых северным немцам голландских лодок. В частности в этот период (31 марта 1849) на верфи Rickmers в Гестемюнде была спущена канонерка-шхуна Nr. 39 (93 брт, пустой вес 110 т), которая была в 1849 г. передана неизвестному, вероятно - заграничному заказчику.
Столь быстрая постройка небольшого, но вполне боевого корабля, натолкнула Гамбургское адмиралтейство на мысль заказать на поступающие пожертвования 25 лодок по этому типу на разных верфях Эльбы, Эмса и Везера. Пожертвования поступали активно. Так 17 марта 1849 г. обер-президент лиги военно-морского флота Саксонии на собрании в Эрфурте упомянул построенную на их деньги канонерку Thuringia. (GSTA, Rep. 120 C XVII 4, Nr.71, Vol. 2, Bl. 168). Фактически, лодки (по образцу голландских, датских и шведских) официально получили номера, а имена собственные, если и были неофициально, в документах не упоминаются. Головная позже получила "последний" номер 26. Ещё одну лодку такого типа построили в Любеке, но из за невозможности присоединиться к флоту, в его состав её так и не включили.
Верфям было выдано только общее задание, поэтому лодки отличались обводами, мореходностью и качеством постройки. Так, как вражеский флот не приближался к немецким берегам, всю войну лодки простояли без дела, а после роспуска флота в 1853 году были проданы с аукциона в Фегезаке за 7% стоимости постройки бременскому корабельному маклеру Бёдекеру для фирмы "E. C. Schramm & Co.". Дальнейшая судьба неизвестна, но вероятно, грузоподъемные лодки использовались в дальнейшем, как баржи. Известно, что одна лодка фегезакской постройки (из числа Nr. 9, 10 или 25) в 1853-1854 была перестроена верфью Taake Janßen jr. в Бремене в шхуну для компании Joh. Martin Lüssen и переименована в "Mosquito", в 1855 перепродана Bernhard Plate (Лемвердер) и эксплуатировалась до 1863 под именем "Express".
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
+ |
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. forum-marinearchiv.de (Dr. Günther Meyer) |
последнее обновление: 12.08.2018

|