|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катера гидроавиации (Flugzeugsicherungsboot, Flugbetriebsboot) типа
Германия, 1942 г. 4 ед. (заказано не менее 16) - проект B VI "Seeteufel-6" с 1957 года (после войны) 3 ед. - учебные, с 1963 года 1 ед. сторожевой * Fl.B 601 - 604 * FL 1...3 * Neuland *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Шестой тип "Морского чёрта", упрощённый и более дешёвый вариант катера "B-5" с уменьшенной мощностью мотора. Предназначался для буксировки самолётов на стартовую позицию и спасения экипажей в случае бедствия при волнении в 6 баллов. Корпус был композитный: шпангоуты, переборки и крепления моторов из стали, обшивка - из дуба, палуба из орегонской сосны, рубка, каюты - красное дерево. Кроме того, было установлен огнетушитель и насос для генерирования пены, так что катера в ограниченном объеме могли быть использованы для тушения пожара авиационного двигателя. Лодки были снабжены устройством для буксировки гидросамолетов. Новые катера были чуть меньше размерами, чем лодки 5-й серии, но в целом были построены по той-же схеме. Конструкция рубки была аналогичной: по бокам были установлены экраны, переходящие в треугольный выступ перед рубкой. Позже, в частности на Fl.B 602, треугольный волнорез перед рубкой срезали, чтобы освободить место на палубе для установки зенитной площадки, но Fl.B 604 сохранил его до 50-х годов. По проекту вооружение составляли два пулемёта: на баке и на кожухе МО. Позже вооружение катеров стали усиливать пулемётами на юте и мостике. Этот компромиссный вариант не вызвал энтузиазма у ВВС. Из семи заказанных достроены были всего 4 единицы. Второй заказ из 9 единиц и вовсе был аннулирован.
I СЕРИЯзаказ 1940 года Fl.B 601 (позывной DVNA), спущен в 1941 г., с 1942 подчинялся морскому спасательному центру Seenotbereichskommando VI, административно входил во флотилию Seenotflottille 6 в Свинемюнде на Балтике. 19.08.1944 на была переименована в 81-ю морскую спасательную флотилию (Seenotflottille 81). 12 марта 1945 катер затонул у причала во время авианалета на Свинемюнде. После войны поднят, отремонтирован [↓] и передан по репарациям США, с 1953 г. USN-51, служил в Рейнском Речном Патруле в подразделении "C" рабочей службы США в Германии (Labor Service Unit / Rhine River Patrol = LSU(C)). 1 сентября 1957 г. возвращён флоту ФРГ, учебный катер FL-1 с бортовым номером W-57, при морской школе в Мюрвике, официально отнесён к классу 907/01. 11 апреля 1962 г. выведен из состава действующего флота, некоторое время ржавел при Военно-морском Арсенале в Киле, а затем был сдан на утилизацию компании VEBEG в Гамбурге.
Fl.B 602 (позывной DVNB), спущен в 1941 г., с 1942 подчинялся морскому спасательному центру Seenotbereichskommando I, административно входил во флотилию Seenotflottille 1 во Франции. [По пути к месту службы взял на буксир переходящий в Средиземное море Fl.B 402, 21.05.1942 в 5:30 перед входом в порт Фекан были атакованы английскими истребителями, 1 тяжело и 2 легко раненных, срок ремонта - 5-6 дней, 24.07.1943 в 23:00 вышел из Камаре со скоростью 15 уз. и 25.07.1943 в 7:30 прибыл в Бель-Иль, 8.08.1943 с Fl.B 526 вышел из Ле-Пале в Сен Назер, в 9:45 прибыл в Нант, 13.01.1944 вышел из Ле-Пале и в 8:00 прибыл в Бель-Иль.] С 05.1945 г. британский трофей [↓] RW-602, во 2-й дивизии Германской Тральной Администрации, с 12.1945 г. RP-15, 21 марта 1946 г. передан флоту США, патрульный катер Patrol-XXII, с 1 ноября 1946 г. в водной полиции в Бремене (имя не известно), с 26 августа 1947 г. при Военном Командовании США в Германии (OMGUS = Office of Military Government for Germany (U.S.)), 2 ноября 1949 г. сдан в аренду, моторный буксир Johanna фирмы "Buchloh & Burow" в Бремерхафене, с 3 марта 1953 г. USN-52 в Рейнском Речном Патруле в подразделении "C" рабочей службы США в Германии (Labor Service Unit / Rhine River Patrol = LSU(C)). 1 сентября 1957 г. возвращён флоту ФРГ, учебный катер FL-2 с бортовым номером W-58 при морской школе в Мюрвике, официально отнесён к классу 907/02, 2 августа 1963 г. выведен из состава действующего флота, блокшив-общежитие для юнг в Вильгельмсхафене, в 1966 г. затонул у пирса, поднят, в 1971 продан судовладельцу A. Koenig в Вильгельмсхафене и стал моторной яхтой Ingrid, в 1980 г. ещё была, дальнейшая судьба неизвестна.
Fl.B 603 (позывной DVNC), спущен в 1941 г., 4.05.1942 переведён в Кале, SNDF 3 (West), для замены Fl.B 432, ушедшего на Средиземное море, подчинялся морскому спасательному центру Seenotbereichskommando III, административно входил во флотилию Seenotflottille 3. 26 июля 1942 г. потоплен у Кале авиацией (расстрелян 15 самолётами Spitfire и сгорел), погибло 12 членов экипажа и 2 военных корреспондента. Катер считался пропавшим без вести, пока не обнаружили на воде 2 трупа.
Fl.B 604 (позывной DVND), спущен в 1941 г., 4.05.1942 принят флотом, с 11.05.1942 готов к применению, 7.06.1942 отправлен в Шербур в соединение SNDF West взамен затонувшего Fl.B 502, 18.06.1942 прибыл в Дьепп, подчинялся морскому спасательному центру Seenotbereichskommando II, административно входил во флотилию Seenotflottille 2. [21.06.1942 катер вышел из Дьеппа и в 3:50 прибыл в Фекан.] 23.11.1942 с Fl.B 414, Fl.B 417 и Fl.B 419 прибыл в Руан по пути в Средиземное море, 4.12.1942 вечером прибыл в Шомон, лёд препятствовал продолжению перехода, 8.12.1942 с теми-же катерами и FL.F 205 прибыл в Шалон-сюр-Сон, а 13.12.1942 в Пор-Сен-Луи, подчинялся морскому спасательному центру Seenotbereichskommando X, административно входил во флотилию Seenotflottille 10. [14.09.1943 три Do-24 (стр. №№ 145/0073 (VH+SM), 1001 (CI+GO) и 105 (DM+RE)), находясь на плаву при спасательной операции в кв. 7271/04 Ost, где был потоплен итальянский эсминец, атакованы и подожжены британскими самолётами. FL.B 604 спас всех 19 членов экипажа (2 легко ранены) и 52 итальянца (9 тяжелораненых).] С 05.1945 г. трофей США [↓], в Рейнском Речном Патруле, с 1953 г. USN-53 в Рейнском Речном Патруле в подразделении "C" рабочей службы США в Германии (Labor Service Unit / Rhine River Patrol = LSU(C)) - поддержка речного транспорта и переправ войск США. 1 июля 1956 служба была расформирована, катер предали флоту ФРГ. С 1 сентября 1957 г. учебный катер FL-3 с бортовым номером W-59, при морской школе в Мюрвике, официально отнесён к классу 907/03, с 7 августа 1963 г. катер обеспечения безопасности Neuland (позывной LCHN) при зенитном полигоне в Тодендорфе, 4 февраля 1976 г. выведен из состава действующего флота, с 1977 г. жилой блокшив Laboe Военно-Морского Товарищества в Дюссельдорфе, в июне 1981 г. ещё был на плаву, дальнейшая судьба неизвестна.
Fl.B 605 (позывной DVGS), недостроен.
Fl.B 606 (позывной DVGT), недостроен.
Fl.B 607 (позывной DVGU), недостроен.
Один из недостроенных катеров, спущенный в 1942 г., в 1945 г. достался Британии и в ноябре 1946 г. введён в строй как ПСКА RN-?.Rose в составе британского Морского Пограничного Контроля (Frontier Control Sea), с октября 1949 г. в немецкой Морской Пограничной Инспекции (ZGS / Inspektion See), с 5 января 1954 г. в составе британской секции трёхсторонней военно-морской комиссии (British T.N.C. Craft) в Гамбурге.
II СЕРИЯ Fl.B 6001-6009, были присвоены позывные DVHW, DVHX, DVHY, DVHZ, DVIA, DVIB, DVIC, DVID, DVIE, но заказ был аннулирован. Не известно, почему их выделили в отдельную серию. Возможно, на них планировалось установить другие моторы.
ГЕРМАНСКАЯ ТРАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ (GM/SA) Известно, что один из катеров с октября 1945 г. числился в Германской Тральной Администрации, во 2-м тральном дивизионе в качестве курьерского. Сперва он получили индекс RW с сохранением прежнего номера: RW-602 (быв. Fl.B 602), с 12.1945 RP-15. БРИТАНСКИЕ ОККУПАЦИОННЫЕ СИЛЫ Известно два катера под британским флагом, в начале 1946 один оставшийся получил собственное имя. RP-15 (быв. Fl.B 602 и RW-602), 21 марта 1946 г. передан флоту США, Patrol-XXII. RN-?? (один из недостроенных Fl.B 605-607), позже Rose, с ноября 1946 г. в Морском Пограничном Контроле(FCS, Frontier Control Sea), с октября 1949 г.в Морской Пограничной Инспекции (ZGS (Zollgrenzschutz)/ Inspektion See) с немецким управлением, с 1953 г. в возвращён британской секции трёхсторонней военно-морской комиссии (TNC Craft) в Гамбурге... ОККУПАЦИОННЫЕ СИЛЫ США Не менее 8 таких катеров получили США: Не менее 3 стали патрульными катерами при ВМФ США в Германии: Patrol-XXII с 21 марта 1946, (быв. RP-15, Fl.B 602), с 1 ноября 1946 полицейский катер, с 26 августа 1947 при Военном Командовании США в Германии (OMGUS = Office of Military Government for Germany (U.S.)), 2 ноября 1949 г. сдан в аренду частной фирме в Бремерхафене. Также в руках американцев находились Fl.B 601 и Fl.B 604, но об их использовании в первые послевоенные годы ничего не известно. 3 марта 1953 г. все три катера вошли в состав в подразделении "C" рабочей службы США в Германии (Labor Service Unit / Rhine River Patrol = LSU(C)) при Рейнском Речном Патруле, осуществляли поддержку речного транспорта и переправ войск США: USN-51 (быв. Fl.B 601), USN-52 (быв. Fl.B 602), USN-53 (быв. Fl.B 604). ВМФ ФРГ 1 июля 1956 рабочая служба ВМФ США в Германии была расформирована и все три "американских" катера вернули флоту ФРГ. Они получили более мощные моторы и вошли в состав ВМФ, как учебные катера FL-1...3 с бортовым номерами W-57...59 при морской школе в Мюрвике, официально их отнесли к классу 907. FL-1 служил до 11 апреля 1962 г., когда был выведен из состава действующего флота, некоторое время ржавел при Военно-морском Арсенале в Киле, а затем был сдан на утилизацию компании VEBEG в Гамбурге. 2 августа 1963 г. из состава действующего флота был выведен и FL-2, некоторое время он использовался, как блокшив-общежитие для юнг в Вильгельмсхафене, пока в 1966 г. не затонул у пирса. Катер подняли и в 1971 продали частному судовладельцу. с 7 августа 1963 FL-3 передали зенитному полигону в Тодендорфе, где он использовался, как катер обеспечения безопасности (Sicherungsboot), получив новое имя Neuland и позывной LCHN. Он служил до 4 февраля 1976 г., когда также был выведен из состава флота и в 1977 передан в частное владение. В ГРАЖДАНСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Первым в гражданском использовании известен Patrol-XXII (бывший Fl.B 602): 2 ноября 1949 он был сдан американцами в аренду компании "Buchloh & Burow" в Бремерхафене, и некоторое время использовался, как буксир Johanna, к марту 1953 г. был возвращён американским ВМФ. В 1971 этот катер, уже послуживший во флоте ФРГ как FL-2, купил судовладелец A. Koenig из Вильгельмсхафена и переделал в моторную яхту Ingrid, которая была на плаву как минимум до 1980 года. В 1977 г. Военно-Морское Товарищество в Дюссельдорфе (Marinekameradschaft Düsseldorf) приобрело списанный Neuland (бывший Fl.B 604) и переименовало его в Laboe, но катер больше не ходил и использовался, как стационарная база, по меньшей мере до июня 1981.
Военный флаг Третьего рейха 1939-1945 гг.
Флаг оккупационных зон 1946-1951 гг.
Флаг ВМФ Британии, с 1945 г.
Флаг США с 1945 г.
Флаг ВМФ ФРГ 1956-1963 гг.
Торговый флаг ФРГ 1952-1954 гг.
Торговый флаг Германии 1935-1939 гг.
Fl.B 603 и Fl.B 419. Fl.B 603 Fl.B 603 Модели катеров серий Fl.B FL-3 FL-2 Fl.B 601 |