15.11.1918 интернирован в Геллеветслуисе, с 25.06.1919 миноносец A-23-PC, Бельгия, с 1926 A-23, с 1927 A-42, с 1931 учебный блокшив Zand в Остенде, в 1939 продан
15.11.1918 интернирован в Геллеветслуисе, с 25.06.1919 миноносец A-24-PC, Бельгия, с 1926 A-24, с 1927 A-43, с 1931 учебный блокшив Wielingen в Остенде, в 1940 захвачен Германией в аварийном состоянии, в 1943 слом
тральщик, в тральной флотилии Фландрии (к концу войны нет в списках)
с 1919 тральщик в I./1. североморской полуфлотилии (до 25.07.1919), 30.09.1920 передан Британии по репарациям, в 1923 слом в Бонессе
10.03.1917
27.04.1917
ТТХ
A-26...49
A-50...55
Водоизмещение
нормальное
227 т
229 т
полное
250 т
252 т
Размерения
длина
КВЛ
49,0 м
полная
50,0 м
ширина
5,32 м
5,62 м
осадка
носом
2,34 м
2,33 м
кормой
2,12 м
2,16 м
Энергетическая установка
состав и тип
1 вал
1х3-лопастный гребной винт Ø 1,88 м
1 МО
1 ТУ "Schichau"
2 КО
1х2 военно-морской ПК (18,5 атм., 375 м²)
проектная мощность
3250 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
25 уз.
на испытаниях
25,8 уз. при 3506 л.с., 515 об/мин.
запас топлива
53 т. нефти
дальность плавания
20 узлов
690 миль
Экипаж
29 чел. (0-1 офицер, 28-29 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, 6 отсеков
электроснабжение
1 турбо-генератор, 8,5 кВт, 110 В
управление
1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт.
?
ВООРУЖЕНИЕ
2 - 88 мм/30 [120 снарядов] (на A-39, 40, 42, 45-55 - на лодочных станках)
1 ТА - 450 мм (палубный) [1 торпеда]
минный трал
В ходе эксплуатации первых миноносцев типа А, выяснилось, что проект обладает целым рядом недостатков, которые вытекали из малых размеров. Так как потребность в малых миноносцах все росла, кроме этого, резко возросло значение баз во Фландрии из-за базирования там субмарин, то в 1915 г. было выдано задание на проектирование нового типа с повышенными мореходными качествами, более сильным артиллерийским вооружением, большей скоростью и районом плавания. Разработка и постройка миноносцев нового типа была поручена более опытной в этих делах верфи "Шихау", в декабре 1915 г. она получила заказ на 24 корабля: А-26—А-49, в июле 1916 г. дополненный ещё 6 единицами с уширенным корпусом: А-50—А-55.
Серия создавалась с учетом опыта войны и не являлась развитием типа "A-I". В качестве прототипа выбрали построенные ранее для Дании и Италии торпедные корабли "Tumleren" и "Sirio". По сравнению с "А-1" представители нового семейства были вдвое крупнее, на 5 узлов быстроходнее и имели лучшую мореходность. Корпус судна получил небольшой полубак, энергетическая установка теперь включала в себя паровую турбину и один котел с нефтяным отоплением. Число водонепроницаемых отсеков увеличилось до шести. Миноносцы получили мощное для их размеров артиллерийское вооружение — две 88-мм пушки, но торпедное при этом уменьшилось до одного аппарата. Кроме того, все корабли оснащались противоминными тралами — изначально предполагалось "по совместительству" использовать их в роли тральщиков.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
12 миноносцев, частью по железной дороге с последующей достройкой на Антверпенской верфи “Ходоне”, частью морем, были отправлены во Фландрию (А-43, А-44, А-46—А-49). А-51 в разобранном виде перевезли из Эльбинга в Полу, где собрали в июле 1917 г. Он вошел в строй в качестве посыльного корабля при немецкой Средиземноморской флотилии подводных лодок. Остальные корабли служили в отечественных водах в составе тральных флотилий.
24 марта 1917 г. A-39, 40, 42 и 45 участвовали в обстреле Дюнкерка, выпустив 185 снарядов. 25 апреля они повторили набег, при этом на обратном пути
A-39 потопил французский эсминец Etendard и повредил СКР Notre Dame De Lourdes.
2 мая 1917 г. A-40 и A-42
отбили атаку британских торпедных катеров, повредив при этом CMB-7. 19 мая A-43 получил повреждения в бою с французскими эсминцами у Дюнкерка.
5 июня 1917 г. A-39 и A-45 спасли повреждённый в бою большой миноносец S-15 и отбуксировали его на базу.
22 августа 1917 A-44, а 3 сентября A-39 и A-49 были повреждёны авиацией, однако до осени 1917 корабли этого типа не потеряли ни одной единицы.
A-27...32 до января 1918 служили во поисковой флотилии на Балтике. C 23 сентября по 30 октября 1917 г. они участвовали в Моонзундской операции: в 1-й полуфлотилии A-28, 30, 32, во 2-й полуфлотилии A-27, 29, 31. Кроме того в качестве флагмана 8-й тральной флотилии там присутствовал A-35.
В ходе операции A-32 утром 12 октября был повреждён береговой батареей на мысе Тофри. Больше не повезло А-32: в ночь с 24 на 25 октября он попал в сильный шторм и в 1:55 был выброшен на побережье острова Саарема (Эзель), где был брошен.
Вскоре миноносцы понесли ещё одну потерю: 17 ноября 1917 г. ок. 18:30 в Северном море (51°33'N/03°15'O) погиб на мине A-50, 18 убитых.
В январе 1918 поисковая флотилия на Балтике была расформирована, миноносцы A-27...31 из неё были переведены во Фландрию.
21 марта 1918 г. A-41 был атакован британскими торпедными катерами у Дюнкерка, но смог отбить атаку. А-27, 30, 43 и 49 ночью 23 апреля 1918 отражали британскую атаку на Зеебрюгге.
Миноносцы этого типа продолжали активно использоваться до конца войны. A-51 был затоплен экипажем в Фиуме 29 октября 1918 г., 15 ноября в Бельгии интернировались A-30, 40, 42, 43, 47 и 49. В 1919 они вошли в состав Бельгийского флота как A-22...26, 29.PC, при этом A-26 15 сентября 1920 вынуждены были передать Британии, так как он проходил по списку репараций. Также по репарациям немцы передали Британии оставшиеся у них миноносцы этого типа. Все они в 1922-1923 были сданы на слом.
В БЕЛЬГИЙСКОМ ВМФ
На доставшихся Бельгии A-22...25, 29.PC, в 1926 номера сократили до A-22...25, 29 В марте следующего года Корпус Миноносцев и Моряков был расформирован, A-27 и A-29 исключили, a остальные 3 миноносца переданы в службу охраны рыболовства. При этом им вернули прежние немецкие номера А-40, 42 и 43. В 1931 оставшиеся списали. A-40 сдали на слом, а два других оставили в качестве учебных блокшивов в Остенде Zand (быв. А-42) и Velingen (быв. А-43). К началу Второй мировой войны в строю оставался только второй. В 1940 он был захвачен Германией в аварийном состоянии, не использовался, и в 1943 был сдан на слом.
В ЭСТОНСКОМ И СОВЕТСКОМ ВМФ
Более долгая судьба ждала выброшенный штормом на берег острова Саарема A-32. В 1923 году эстонцы подняли его и отбуксировали на ремонт, после которого он вошел в состав Эстонского флота под именем “Sulew”. В 1940 году после присоединения Прибалтики к СССР, бывший немецкий миноносец поднял флаг пограничной охраны СССР и получил новое имя Аметист. С началом войны 22 июня 1941 г. он был мобилизован в состав Балтийского флота в качестве сторожевого корабля, нёс конвойную службу. Участвовал в Таллиннском переходе 27-30 августа 1941 г., во время которого охранял поврежденный эсминец “Гордый”. После войны возвращен пограничникам. Служил в качестве учебного корабля. В 50-е годы сдан на слом.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Балакин С. - Баталии в прибрежных водах // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№12.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 14.09.2022
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1916-1919
Флот Бельгии (Corps des Torpilleurs et Marins) 1919-1939
Флот Эстонии (Eesti Merevägi) 1923-1940
ВМФ CCCР 1940-1950
Поднятый "A-32" в Таллине, 20 октября 1923 г.
Буксировка поднятого "A-32", октябрь 1923 г.
Миноносец типа "A" в море.
Миноносец типа "A-26".
"Аметист"
"Sulev"
"Sulev"
"Sulev"
Бельгийские миноносцы типа "A-26".
Бельгийский "A-42".
"A-47", "A-40", "A-42" и "A-29".
Миноносец типа "A-26".
Миноносец типа "A-26".
Миноносец типа "A-26".
Миноносец типа "A-26".
Бельгийские учебные "West Diep" и "Velingen".
"A-35" после войны (с демонтированной артиллерией).