Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Вооружённый пароход "Kiel"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсный военный пароход (Kriegsdampher)
Шлезвиг-Гольштейн, с 1849 г. 1 ед. (б. датский, с 1824) * Kiel *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Первоначально - британский колёсный п/х "Eagle", в 1824 г. был куплен датским правительством за 4500 £ как королевская яхта (Köngens Skib) "Kiel", с 1842 - транспорт, с 1847 инспекционный корабль (Bereisungsschiff) портовой комиссии Глюкштадта. В марте 1848 достался Шлезвиг-Гольштейну на зимней стоянке в Альтоне, но сперва не использовался. После того как, по окончании срока перемирия, очередные переговоры зашли в тупик, в марте 1849 г. боевые действия возобновились. Дания с помощью своего флота начала оккупировать Северные Фризские острова. В этих операциях был задействован 24-п корвет "Valkyrien", дислоцированный в Листе на Зюльте. Чтобы вернуть острова, 19 апреля 1849 года из Киля по каналу Эйдер в Северное море было отправлено подразделение из четырех палубных канонерских лодок. По мере готовности к ним присоединилась и пятая. В качестве буксира и флагмана им придали "Kiel", вооружённый к этому времени в Глюкштадте. Эта так называемая "экспедиция в Западное море" под руководством лейтенанта цур-зее Кьера 25 апреля достигла острова Фёр, где вступила в перестрелку с датским гарнизоном. После появления лодок датчане, несмотря на превосходство, быстро ушли с Фера, а 3 мая и с Зюльта, бросив там часть своего оружия и снаряжения. Летом группа Западного моря оставалась активной для предотвращения дальнейших датских морских операций на Западном побережье. Для этой задачи канонерские лодки были разделены на две охранные станции: две лодки в Фёре и три в Листер-Тифе перед Сюльтом. 24 июля 1849 г. стороны подписали очередное перемирие на полгода, а с наступлением зимы все лодки вернулись в Киль и были вытащены на берег. "Kiel" ушёл зимовать в Глюкштадт. 2 июля 1850 г. Пруссия заключила мир с Данией и вышла из конфликта, но Голштинцы попытались на свой страх продолжать войну с Данией и в июле 1850 года флот вновь был мобилизован. Уже 24-25 июля 1850 года войска Шлезвиг-Гольштейна были разбиты в битве при Иштедте. Отряд Западного моря, состоящий теперь из парохода "Kiel" и трех канонерских лодок (№4, №8 и №11), был отрезан от базы. Отряд оставался в районе Северных Фризских островов до 16 сентября. К этому времени датчане собрали там превосходящие морские силы, и на следующий день произошла битва канонерок с датским пароходом "Geyser", который был в результате значительно поврежден. Канонерские лодки тоже получили попадания и потеряли четырех человек убитыми и несколько ранеными, но ущерб кораблям был незначительным. Не смотря на это, "Kiel" и лодки вынуждены были уйти в Бюсум, а позже направились в устье Эльбы. По пути 8 ноября отряд попал в сильный шторм, в котором была потеряна канонерская лодка №8. Расчеты на продолжение поддержки со стороны Пруссии не оправдались. 29 ноября 1850 года в Ольмюце прусское правительство, по требованию России и Австрии, вынуждено было отказаться от поддержки революционного движения в Шлезвиг-Голштейне. 11 января 1851 года Ассамблее Шлезвиг-Гольштейна пришлось принять условия, выдвинутые после прусско-австрийского соглашения. Разоружённый на зимовку в декабре 1850 г., флот был распущен и с 3 марта 1851 г. все корабли подлежали передаче Дании. Они передавались постепенно с середины 1851 года. "Kiel" был возвращён датскому военному флоту в августе 1851 г. В 1853 на нём перестроили машину, а в 1865 продали торговому агенту J. P. Larsen. Дальнейшая судьба неизвестна.
|