Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Колёсный военный пароход
(Kriegsdampher)


 Kiel 


Шлезвиг-Гольштейн, с 1849 г. 1 ед. (б. датский, с 1824)

 

*
Kiel
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя место постройки в строю примечания
1 Kiel Британия 1849 б. датский инспекционный корабль портовой комиссии Глюкштадта, в 03.1848 достался Шлезвиг-Гольштейну в Альтоне, на зимней стоянке, в 1849 в Глюкштадте вооружён как канонерская лодка. В 08.1851 возвращён датскому флоту, в 1853 перестроена машина, в 1865 продан торговому агенту J. P. Larsen.
ТТХ
Водоизмещение 161 т
Размерения длина 27 м
ширина корпус 6,5 м
кожухи 12 м
осадка 1,6 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колеса
1 МКО 1 х 2-цилиндровая ПМ простого расширения
? ПК
мощность 40 ном. л.с.
паруса 2-мачтовая марсельная шхуна
Скорость 7 уз.
Экипаж 35 чел.
Дополнительные данные корпус дубовый, набор по поперечной схеме
управление 1 руль
плавсредства 2 лодки
ВООРУЖЕНИЕ
4 - 18 ф. коротких пушки
 

 

Первоначально - британский колёсный п/х "Eagle", в 1824 г. был куплен датским правительством за 4500 £ как королевская яхта (Köngens Skib) "Kiel", с 1842 - транспорт, с 1847 инспекционный корабль (Bereisungsschiff) портовой комиссии Глюкштадта. В марте 1848 достался Шлезвиг-Гольштейну на зимней стоянке в Альтоне, но сперва не использовался.

После того как, по окончании срока перемирия, очередные переговоры зашли в тупик, в марте 1849 г. боевые действия возобновились. Дания с помощью своего флота начала оккупировать Северные Фризские острова. В этих операциях был задействован 24-п корвет "Valkyrien", дислоцированный в Листе на Зюльте. Чтобы вернуть острова, 19 апреля 1849 года из Киля по каналу Эйдер в Северное море было отправлено подразделение из четырех палубных канонерских лодок. По мере готовности к ним присоединилась и пятая. В качестве буксира и флагмана им придали "Kiel", вооружённый к этому времени в Глюкштадте. Эта так называемая "экспедиция в Западное море" под руководством лейтенанта цур-зее Кьера 25 апреля достигла острова Фёр, где вступила в перестрелку с датским гарнизоном. После появления лодок датчане, несмотря на превосходство, быстро ушли с Фера, а 3 мая и с Зюльта, бросив там часть своего оружия и снаряжения.

Летом группа Западного моря оставалась активной для предотвращения дальнейших датских морских операций на Западном побережье. Для этой задачи канонерские лодки были разделены на две охранные станции: две лодки в Фёре и три в Листер-Тифе перед Сюльтом.

24 июля 1849 г. стороны подписали очередное перемирие на полгода, а с наступлением зимы все лодки вернулись в Киль и были вытащены на берег. "Kiel" ушёл зимовать в Глюкштадт.

2 июля 1850 г. Пруссия заключила мир с Данией и вышла из конфликта, но Голштинцы попытались на свой страх продолжать войну с Данией и в июле 1850 года флот вновь был мобилизован. Уже 24-25 июля 1850 года войска Шлезвиг-Гольштейна были разбиты в битве при Иштедте. Отряд Западного моря, состоящий теперь из парохода "Kiel" и трех канонерских лодок (№4, №8 и №11), был отрезан от базы.

Отряд оставался в районе Северных Фризских островов до 16 сентября. К этому времени датчане собрали там превосходящие морские силы, и на следующий день произошла битва канонерок с датским пароходом "Geyser", который был в результате значительно поврежден. Канонерские лодки тоже получили попадания и потеряли четырех человек убитыми и несколько ранеными, но ущерб кораблям был незначительным. Не смотря на это, "Kiel" и лодки вынуждены были уйти в Бюсум, а позже направились в устье Эльбы. По пути 8 ноября отряд попал в сильный шторм, в котором была потеряна канонерская лодка №8.

Расчеты на продолжение поддержки со стороны Пруссии не оправдались. 29 ноября 1850 года в Ольмюце прусское правительство, по требованию России и Австрии, вынуждено было отказаться от поддержки революционного движения в Шлезвиг-Голштейне. 11 января 1851 года Ассамблее Шлезвиг-Гольштейна пришлось принять условия, выдвинутые после прусско-австрийского соглашения. Разоружённый на зимовку в декабре 1850 г., флот был распущен и с 3 марта 1851 г. все корабли подлежали передаче Дании. Они передавались постепенно с середины 1851 года. "Kiel" был возвращён датскому военному флоту в августе 1851 г. В 1853 на нём перестроили машину, а в 1865 продали торговому агенту J. P. Larsen. Дальнейшая судьба неизвестна.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Stolz, Gerd: Die Schleswig-Holsteinische Marine 1848-1852. Heide in Holstein 1978.
3 Klaus Friedland: Die Schleswig-Holsteinische Flottille 1848 bis 1851, in: Walter Hubatsch: Die erste deutsche Flotte 1848–1853. Herford 1981.
4 Jann Markus Witt und Heiko Vosgerau (Hrsg.), Schleswig-Holstein von den Ursprüngen bis zur Gegenwart - Eine Landesgeschichte, Convent-Verlag, Hamburg, 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 30.12.2017


 




 

 
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1849-1850
Киль (нем. Kiel) — город в Германии, столица и крупнейший город земли Шлезвиг-Гольштейн, до 1864 г входившей в состав королевства Дания. Расположен на берегу Кильской бухты Балтийского моря.
Следующая страница - канонерские лодки типа "Jäger"
Предыдущая страница - шлезвиг-гольштейнская винтовая канонерская лодка "Von Der Tann"