с 1910 тендер флота, с 1916 в распоряжении торпедной инспекции
7.12.1920 исключён, в 1921 продан на слом в Гамбурге
9.11.1887
15.10.1888
ТТХ
D-1...2
D-3...4
Водоизмещение
нормальное
249 т
249 т
полное
300 т
300 т
регистровое
231 брт
215 брт
Размерения
длина
КВЛ
? м
? м
полная
56,05 м
57,64 м
ширина
6,60 м
6,80 м
осадка
носом
1,83 м
1,96 м
кормой
3,40 м
3,23 м
высота борта
3,28 м
? м
Энергетическая установка
состав и тип
1 вал
1х3-лопастный гребной винт
Ø 2,54 м
Ø 2,80 м
1 МО
1 вертикальная 3-цилиндровая ПМ тройного расширения
1 КО, на "D-3" с 1914: 2 КО
2 локомотивных ПК
12 атм., 310 м²
13 атм., 406 м²
с 1900-1901: 2 локомотивных (13 атм., 322 м²)
"D-2" с 1909: 2 военно-морских (13 атм., 420 м²)
с 1900: 2 "Normand" (13 атм., 492 м²)
"D-4" с 1914: 2 военно-морских (13 атм., 460 м²)
паруса
опорные, D-1...2 - 82 м², D-3...4 сразу, D-1...2 с 1888 - 37 м², позже сняты
проектная мощность
2000 л.с., c 1901: 2036 л.с.
2200 л.с.
Ходовые данные
скорость на испытаниях
20,6 уз. при 265 об/мин (2020 л.с.)
20,3 уз. при 235 об/мин
запас топлива
56 т. угля
55 т. угля
дальность плавания
14 узлов
1940 миль
1940 миль
18 узлов
660 миль
660 миль
Экипаж
46 чел. (7 офицеров, 51 матрос), с 1900-1901: 52 чел. (1 офицер, 51 матрос)
позже 46 чел. (4 офицера, 42 матроса)
с 1907/1909: 48 чел. (4 офицера, 44 матроса)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, оцинкованные кроме "D-1" и первое время "D-2"
12 отсеков
11 отсеков
электроснабжение
1 динамо-машина, 4 кВт, 67 В
управление
1 руль в корме, 1 руль в носовой части, начиная с "D-3" - по правому борту
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт.
466 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально
с 1893
яхты-стационеры
c 1914-1916
6 - 37 мм револьверных пушек [1680 снарядов]
3 - 50 мм/40 [496 снарядов]
2 - 50 мм/40
3 - 50 мм/40
3 ТА - 350 мм (1 носовой надводный, начиная с "D-3" подводный, с 1901 на "D-1...2" то же), 2 палубных) [4 торпеды]
---
D-1, D-2 в 1887
D-1, D-2 в 1888, похожи D-3, D-4 (с подводным носовым ТА)
D-1, D-2, D-3, D-4 с 1896
"Carmen" с 1905, похожа "Alice Roosevelt"
D-3 в 1914
Опыт эксплуатации миноносцев показал, что их лучше использовать отрядами из 5-6 кораблей. Сами миноносцы были слишком тесными для размещения командира соединения со штабом, поэтому в качестве лидеров сперва использовали авизо и канонерки, но избыточные размеры и недостаточная скорость этих кораблей привела к разработке в 1886-1887 годах для этой цели специальных больших миноносцев. Их скорость и торпедное вооружение были такими же, как и на обычных миноносцах. Увеличение водоизмещения и размерений ушли на размещение минной мастерской, кладовых запчастей и оборудования лазарета. Кроме этого, на них увеличили экипаж, так как в военное время он должен был заменять убитых на кораблях "подчиненного" отряда.
"D.1-2" были фактически увеличенным вариантом миноносцев типов "S-7/S-24". В отличие от британских "дестроеров" перед кораблями не стояла задача борьбы с вражескими миноносцами, потому в усилении вооружения ограничились добавкой 4 револьверных пушек по бортам. Для освобождения палубного пространства оба палубных торпедных аппарата разместили в корме. Кроме того перед трубой установили рубку и мостик для штаба флотилии. Как и малые миноносцы того времени, они сперва несли по 3 мачты с опорными косыми парусами, но уже через год, в 1888 поступило распоряжение сдать паруса на берег. Рангоут на всех миноносцах сократили до двух сигнальных мачт.
Дивизионные миноносцы германского флота (Из журнала “Морской сборник” № 3 за 1892 г.)
Плавания миноносцев привели к убеждению иметь при отрядах, состоящих из 5-6 миноносцев, один миноносец больших размеров, который, названный в германском флоте дивизионным, должен служить для него маткой. На нем устроены небольшие мастерские для исправления мин, помещаются запасные вещи для миноносцев, лазарет и с этого же миноносца заменяют убыль команды на отряде.
Корпуса этих судов построены из немецкой стали и разделяется 10 непроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 11 отделений. Фор и ахтерштевни стальные, откованные из одного куска, первый идет от верхней палубы до 104-го, а второй — до 16-го шпангоутов. Наружная обшивка вся стальная. Толщина ее посредине судна в верхнем поясе 0,31 д., к носу и корме уменьшается до 0,16 д. Палубная обшивка стальная.
Рулей два, у ахтер- и фор- штевней, оба балансирные откованы из одного куска стали. Передний руль помещен в водонепроницаемом колодце и при помощи особого приспособления очень удобно может быть с палубы опускаем и поднимаем. Штуртросы проволочные, действуют рули с помощью парового привода, поставленного в передней башне, или ручным штурвалом в задней башне; оба руля могут действовать одновременно или порознь.
На верхней палубе поставлены две элептические башни. В передней башне сделаны две водонепроницаемые двери, устроенные таким образом, что через них можно вводить мины в назначенное для них помещение. Обе башни служат входными рубками, носовая — в жилое помещение команды, а кормовая — в офицерское, и местом для рулевых, для чего в стенках башни прорезано соответствующее число иллюминаторов. Крышки башен легко поднимаются и опускаются при помощи особых винтов.
Водоотливные средства миноносца состоят из эжекторов, поставленных по одному: в носовом отделении команды, в офицерском помещении и провизионном погребе. Каждый из них способен выкачивать 430 фут воды. Находящаяся в машинном отделении паровая и центробежная помпа, приспособлена также выкачивать воду из трюма. В непроницаемых переборках носовой, кормовой и между машинным отделениям и каютами имеются большие клинкеты, действующие с верхней палубы. Кроме паровых средств, имеются еще на каждом миноносце два брандспойта.
Их минное вооружение состоит из одного постоянного носового аппарата и двух минных пушек, поставленных на палубе, снабжены эти миноносцы одним воздухонагнетательным насосом большого размера, системы Козеловского.
Артиллерия состоит из 6 скорострельных пушек, из них две поставлены на башнях, а 4 на верхней палубе, Для патронов этих пушек устроены особые цинкованные ящики под командным помещением.
Машинное и кочегарное отделения отделены друг от друга непроницаемой переборкой, в которой для сообщения сделана водонепроницаемая дверь. Главная машина 3-х цилиндровая вертикальная, тройного расширения системы Шихау, работает при давлении пара в 12 атмосфер (170 фун.). Котел локомотивный, построен из лучшей стали, заклепки, связи, распорные болты и дымогарные трубки также стальные. Продольные швы части котла тройные, прочие двойные. Склепка сделана по возможности гидравлической машиной. Котел по изготовлении испытывался гидравлическим давлением в 241 фунт.
Вал трехколенчатый, упорный подшипник цельный из бронзы, дейдвудная труба литая также из бронзы, вал в подшипнике облицован бронзой, конец вала, на который насажан трехлопастный винт, отлит из бронзы. Паровые цилиндры и золотники отлиты из чугуна. Золотники передвигаются с помощью эксцентриков тяг и кулис. Цилиндры высокого давления снабжены особым отсечным золотником, с помощью которого легко может быть изменяема степень наполнения цилиндра, когда машина и в ходу. Поршень у цилиндра высокого давления кованый железный, а у остальных двух стальные.
Холодильники с поверхностным охлаждением, коробка его состоит из медных листов, трубки медные луженые внутри. Холодильник снабжен краном и трубкой для инжекции, чтобы в случае надобности работать непосредственным охлаждением. Между холодильником и цилиндром низкого давления установлен подогреватель для питьевой воды; коробка его медная с медными же лужеными снаружи и внутри трубками, трубчатые стенки и крыша бронзовые. До поступления в подогреватель питательная вода проходит через прибор системы Шихау, с помощью которого вода очищается от масла.
Миноносцы эти снабжены двумя четверками и вельботом, все шлюпки спасательные. Рангоут состоит из трех легких мачт, которые с гафельным вооружением с случае нужды легко убираются. Миноносцы имеют паруса.
На испытаниях миноносцы были в полном вооружении и с полным запасом угля, при этом достигнутая скорость была 21 узел. Затем по контракту требовалось произвести испытание при свежей погоде. В продолжение 8-часовой пробы, идя полным ходом, при большом волнении, которое обдавало миноносец с носа на корму, средняя скорость получалась 18 узлов.
D-1
Вошедшие в строй в 1888 году "D.3-4" сразу имели сокращённый рангоут. Главным отличием этой пары было размещение носового торпедного аппарата в подводной части, для чего носовой руль пришлось сместить к правому борту. Позже подобным образом переделали и первую пару. Кроме того были несколько изменены обводы, увеличен развал борта для расширения палубы, несколько увеличена мощность за счёт большей испаряющей поверхности котлов, но скорость оказалась чуть меньше. В остальном они были аналогами первой серии и внешне практически не отличались.
D-1
Вскоре на всех миноносцах вновь сменили рангоут. По новому штату на дивизионниках он состоял из высокой сигнальной грот-мачты (Laternmast - фонарная мачта, после модернизаций начала 1900-х - радиомачта (Ft-mast) со стрелой для спуска шлюпок и короткой фок мачты (Stengemast - мачта-штанга), обе без наклона (на D-6 их поменяли местами). Также были сделаны горизонтальными, ранее косые торцы дымовых труб.
D-4
В 1893 на всех миноносцах была проведена замена револьверных пушек на 57 мм скорострелки. Дивизионники получили по 3 новых орудия - 2 по бокам носовой рубки, 1 на кормовой рубке. Позже передние орудия подняли на мостик.
D-3
В 1901-1902 на первой паре была заменена силовая установка. "D-2" сразу после модернизации был перечислен в яхту-стационер в Северном море и получил имя "Alice Roosevelt". Вооружение было демонтировано, сооружена палубная рубка в корме - всё с таким расчётом, чтобы в течении 48 часов корабль можно было вернуть в первоначальное состояние, кроме мачт, которые теперь были одинаковой высоты и, как прежде, наклонные.
D-1
В 1905 подобную переделку для службы на Балтике прошёл и "D-1", получивший имя "Carmen". С этих пор для обоих кораблей была отменена 48-часовая готовность, и палубные рубки сделали более основательными. Внешне они отличались тем, что на "Алисе" труба была на 2,5 м сдвинута в корму.
К 1914 "D-3" и "D-4" при смене котлов получили разделённое КО и, соответственно, по 2 трубы, при этом сперва трубы были одинаковой высоты, позже на переднем мостике установили прожектор, а чтобы избежать его задымления, высоту передней трубы увеличили.
чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края белого цвета, верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая носовое и кормовое украшения
В 1914 г., на время войны схема была упразднена, и больше уже не применялась.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги
В 1901-1902 "D-2" перечислен в яхту-стационер в Северном море и получил имя "Alice Roosevelt". В 1905 подобную переделку для службы на Балтике прошёл и "D-1", получивший имя "Carmen".
В 1914 "D-4" также прошёл переоборудование в яхту-стационер, получив салон длиной 6 м и радиорубку у трубы с декоративным кантом, но в связи с начавшейся войной имени не получил и рубка-салон вскоре была демонтирована, при этом в середине корпуса была установлена прожекторная площадка, а второй прожектор - на переднем мостике.
A. Roosevelt
A. Roosevelt
A. Roosevelt
A. Roosevelt
Carmen
Carmen
Carmen
Carmen
Carmen
Carmen
D-4
С началом войны "D-1 Carmen" не меняя места службы оказался в составе сил береговой обороны Балтийского моря и с 5 августа вместе с канонеркой "Panther" нёс дозор у нового минного заграждения в Большом Бельте, в том числе 24-26 сентября 1914 участвовал в дозоре в Балтийских проливах при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы. Когда они действительно прорвались 18-19 октября 1914, корабль нёс дозор в Фемарн-Бельте и противника не видел.
"D-2" точно так-же вошёл в состав портовой флотилии Яде-Везер (Hafenflottille Jade-Weser), "D-3" стал флагманом 1-го дивизиона тральщиков, "D-4" служил тендером в отряде кораблей технического обеспечения, а с 1916 года - в распоряжении торпедной инспекции. По некоторым данным к концу войны "D-1" числился в составе 19-й полуфлотилии миноносцев на Балтике.
После войны, в 1919 г. "D-3", "D-5" и "D-6" использовались в качестве флагманов тральных флотилий при послевоенном тралении. В 1921 г. все корабли этих серий были разобраны на металл.
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
2
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.
на русском
3
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
4
Кофман В. - Корабли "дивизионной" линии // журнал "Моделист-конструктор".-1999.-№6.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 18.08.2022
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1887-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
"D-4" на Рейне, рисунок.
один из миноносцев к 1914 г.
"D-4" к 1914 г.
"Carmen"
"D-1" в Куксхафене, после 1895 г.
Миноносец типа "D-1" ок. 1895 г. Рисунок.
"D-1" в 1900 г.
Не смотря на подпись, это - "Alice Roosevelt".
"Alice Roosevelt"
"Carmen" в Вильгельмсхафене.
"D-1" в 1888-1890 гг.
модель "D-1".
Открытка, посвящённая походу миноносцев во главе с "D-4" по Рейну в мае 1900 г.
Открытка, посвящённая походу миноносцев во главе с "D-4" по Рейну в мае 1900 г.
Дивизионный миноносец в море, ок. 1895 г.
Миноносец типа "D-1" на манёврах, 1888 г.
"Carmen" у борта броненосца.
"Carmen"
"Carmen"
"Alice Roosevelt"
"Alice Roosevelt"
"Carmen" в Киле.
Кармен (исп. Carmen) — женское имя испанского происхождения, персонаж новеллы Проспера Мериме. В 1880-х годах опера Жоржа Бизе на основе этой новеллы была очень популярной постановкой в европейских театрах.
Алиса Рузвельт Лонгуорт, Alice Roosevelt Longworth (1884-1980) – старшая дочь 26-го президента США Теодора Рузвельта. Яхте выбрал имя принц Генрих, познакомившийся с Алисой во время визита в США.
миноносец типа "D" в 1895-1910 гг.
миноносец типа "D" в 1895-1910 гг.
"D-4" после 1895 г.
"D-1" после 1895 г.
"D-3" уже с вертикальной мачтой, но ещё с револьверными пушками, 1892-1893 гг.