входоглавлениеканонерские лодки и сторожевые корабли → колониальный пароход "Nachtigal" (II)

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Колониальный корабль и транспорт
(Kolonialfahrzeug, Regierungsdampfer)


 Nachtigal 


Германия (Камерун), 1895 г. 1 ед.

 

*
Nachtigal
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Nachtigal <Germaniawerft>, Киль, стр. № 62 1894 с 14.06.1895 при имперском управлении в Камеруне, в 1901 модернизирован на "Jos. L. Meyer" в Папенбурге, 16.09.1914 потоплен тараном британской канонерки "Dwarf" у Tircio-Creek.
30.03.1895
25.05.1895
ТТХ
Водоизмещение полное ок. 440 т
регистровое 249 брт
Размерения длина ВЛ 40,44 м
полная 42,88 м
ширина 7,02 м
осадка 2,60 м, с 1901: 2,95 м
высота борта 3,34 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 гребных винта
? 2х2-цилиндровых ПМ двойного расширения
? 2 ПК (10 атм., 124 м²)
мощность 310 л.с., с 1901: 440 л.с.
Скорость с 1901 11 уз.
Экипаж до 27 чел.
Дополнительные данные корпус по типу стандартного грузового парохода
ВООРУЖЕНИЕ
1 - 50 мм скорострельная
1 - 37 мм револьверная
мог принимать до 218 т. груза

 

14.06.1895 при императорском управлении в Немецкой Западной Африкепоявился вооружённый транспорт "Nachtigal", названный в честь Густава Нахтигаля (нем. Gustav Nachtigal; 1834-1885) - германского государственного деятеля, учёного, путешественника и исследователя Центральной Африки. Он был построен для замены старого "Nachtigal" (который был перечислен в пеленгаторное судно и переименован в "Kamerun"), и в дальнейшем использовался администрацией губернатора как яхта, патрульный, таможенный и инспекционный корабль, транспорт и канонерская лодка, для чего он получил лёгкую артиллерию. По некоторым данным, в мирное время он не нёс вооружения.

В 1901 корабль ходил в Германию, где на верфи "Jos. L. Meyer" в Папенбурге получил более мощную машину.

Сразу после начала войны "Nachtigal" стал в сухой док в Дуале, где был вооружён и покрашен в серый цвет. 5 сентября 1914 на корабль был назначен новый командир, лейтенант-цур-зее Вендлинг (Peter Wendling). Кроме него в состав экипажа входили 7 европейских моряков, 5 солдат из защитной группы и 24 местных чернокожих матроса. Корабль непосредственно подчинялся защитной группе, поэтому не был частью флота и нёс флаг администрации колонии.

В тот же день командир защитной группы Циммерман приказал кораблю перейти на реку Бимбия, чтобы предотвратить проникновение вражеских кораблей в Тико. Тико лежал на западе, в 16 километрах от залива Дуала. В приказе четко говорилось о концепции тарана в качестве тактического маневра, поскольку с мотобаркаса "Prinz Udo" сообщили, что перед Викторией и Бимбией на побережье стоит английская канонерская лодка "Dwarf", которая, в отличие от броненосного крейсера "Cumberland", была в состоянии войти в этот ручей и имела превосходство в артиллерии: две 100-мм и четыре 76-мм пушки.

16 сентября 1914 года во второй половине дня Вендлинг поучил из Тико сообщение, что "Cumberland" покинул реку Камерун и был на пути к Бимбии. В 20:00 "Nachtigal" в поисках крейсера подошёл к Тико-Крик. Около 22:30 за поворотом показалась британская канонерская лодка. Несмотря на то, что для обоих экипажей это было неожиданно, команды на обоих кораблях немедленно среагировали. Англичане осветили немцев прожектором и открыли огонь, немцы, согласно приказу, на полной скорости направились к вражескому кораблю для тарана. 5-сантиметровая пушка, установленная на баке "Nachtigal", успела сделать только один выстрел, после чего взорвались подготовленные к бою боеприпасы и пушка, вместе с расчётом из пяти человек, была уничтожена. При столкновении форштевень "Nachtigal" врезался в "Dwarf" под прямым углом непосредственно за мостиком. После того, как немецкий пароход медленно отошёл от врага, англичане продолжили стрельбу с расстояния менее 50 метров, так как немцы не спустили флаг. Поскольку английская канонерская лодка водоизмещением в 800 т была более чем в три раза больше немецкого парохода и, как чисто военный корабль, была крепче построена, она удержалась на плаву, в то время, как "Nachtigal" начал медленно тонуть. Даже когда большая часть экипажа покинула корабль прыгнув в воду или воспользовавшись куттером, англичане не прекратили огонь. Именно в этот период погибла большая часть экипажа. Уже в темноте "Dwarf" поднял с воды последних выживших: трёх европейцев, в том числе командира, и девятерых местных моряков. Позже выяснилось, что "Dwarf" не утонула потому, что удар пришёлся точно в шпангоут. Один метр назад или вперёд, и канонерская лодка была бы потеряна. Она получила течь ниже ватерлинии, в надводной части в борту была глубокая трещина, на палубе лежали сломанные и изогнутые колонны и железные детали. Вода проникала в отсеки, уничтожая хранящимся там запасам. Продолжая откачивать воду, на следующий день корабль самым малым ходом отправились на реку Камерун, где много инженеров и рабочих отремонтировали его в течение 14 дней.

В 1920-х с затонувшего корабля была демонтирована мачта и в 1931 г. установлена в мемориальном парке (Garten der Traditionskompanie der Schutztruppe für Kamerun) во Франкфурте-на-Одере. В октябре 1937 года она была, по-видимому, перевезена в Гамбург-Харбург и установлена на территории III батальона 69-го пехотного полка.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990
2 Peter Wendling: Die letzte Fahrt der "Nachtigal". Steiniger, Berlin ca. 1941.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 22.04.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1895-1914
Немецкая Западная Африка 1895-1914
лейтенант-цур-зее Вендлинг
Nachtigal
"Nachtigal"
Dwarf
Британская канонерка "Dwarf".

Место боя.
Nachtigal
"Nachtigal"
Nachtigal
"Nachtigal" в Дуале, ок. 1896 г.

Место боя.
Nachtigal
"Nachtigal"
Предыдущая страница - таможенные "крейсера" типа "Wami"
Следующая страница - правительственный пароход "Hedwig von Wissmann"