Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Канонерская лодка "Meteor"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Канонерская лодка - гидрографическое судно
(Kanonenboot - Vermessungsschiff)
Германия, 1924 г. 1 ед. (проект 1913/1923 гг.) * Meteor *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Со спуском на воду Eber линия развития класса мореходных канонерских лодок в Кайзерлихе Марине прервалась. Германия вступила в "дредноутную гонку" и, похоже, немецкие адмиралы и политики стали меньше уделять внимания заморским владениям империи, чему подтверждением является длительная неопределенность с судьбой Eber. Функции "колониальных канонерок" возложили на многочисленных представителей класса малых крейсеров, а на реках Поднебесной империи появились пусть немногочисленные, но специализированные речные корабли. Лишь только в 1913 г. Конструкторский отдел разработал новый проект, по которому в следующем году на казенной верфи в Данциге заложили более крупную канонерскую лодку "С". Увеличенный вариант типа Iltis с усиленным вооружением был заложен 26 февраля 1914 на Императорской верфи в Данциге как канонерская лодка для колониальной службы, спущен на воду 18 января 1915 и получил имя Meteor, став 6-м кораблём германского флота с этим именем. По проекту должен был получить шканцы перед грот-мачтой. Первоначально планировались 2 дымовых трубы. 1-я мировая война, а также политические преграды и денежные затруднения препятствовали достройке, и до конца войны Meteor простоял у стенки. В 1919 была основана Немецкая морская метеорологическая станция с целью осуществить план научных исследований в 2-летнем кругосветном плавании. Станции передали недостроенный Meteor. Окончательная достройка была проведена на имперской военной верфи в Вильгельмсхафене, где 15 ноября 1924 гидрографическое судно было введено в эксплуатацию при командире капитане-цур-зее Фрице Шписсе. До 1930 корабль нёс такелаж брига-шхуны. Схема окраски: Принята 15 апреля 1896 г.
После обширной подготовки в ходе предварительной экспедиции до Тенерифе 20.01 - 17.02.1925, 16 апреля 1925 началось большое научное предприятие "Немецкая Атлантическая экспедиция", которая продлилась 2 1/4 года. Научная группа находилась под руководством профессора доктора Альфреда Мерца, директора института океанологии. 13 июня 1926 профессор Мерц из-за тяжелого заболевания был передан в Буэнос-Айресе в Немецкий госпиталь, где он умер 25 августа 1926. Состав Немецкой Атлантической экспедиции единогласным решением научного штаба избрал руководителем капитана корабля Фрица Шписса. Были составлены 13 профилей глубин между Африкой и Южной Америкой с 67 000 измерениями глубин эхолотом при общем пути следования 67 535 мор. миль (3-кратный периметр земного шара). 11 - 21 января 1926 корабль провёл в Магеллановом проливе, 24 февраля в точке 63°51´ S, 05°16´ O достиг самого южного пункта путешествия и 02.06.1927 вернулся в Вильгельмсхафен. Эта экспедиция дала изобилие научных результатов, обработка которых проходила несколько лет. Собранные обширные данные образовали основу последующих измерений Атлантики. 18 февраля 1926 при глубинах в 4 000 м в точке 48°16'S, 8°16´ О Meteor обнаружил лотом банку с глубинами до 560 м. Эта область систематически измерялась в глубину и обнаружила распространение, от линии глубин в 1 000 м, примерно 50 x 14 мор. миль. Она получила имя "Банка Метеора". В благодарность и как признание успешной деятельности в проведённой с некоторыми трудностями экспедиции, кораблю, экипажу и ученым общество взаимопомощи Немецкой науки выпустило памятную медаль "Немецкая Атлантическая экспедиция, МЕТЕОР, 1925 - 1927". После этой большой экспедиции последовали походы к Гренландии 1928 - 1935 в сочетании со спасательной службой. При этом для службы в качестве корабля охраны промыслов он получил на вооружение 1-88 мм пушку. В зимнем полугодии в 1933/34 была произведена замена угольных котлов на дизельные двигатели. Дымовая труба стала короче на 2,5 м.
В 1937 - в 1938 проводилась Северно-атлантическая экспедиция, которая продолжила работы, начатые в первом большом походе на север. В 1938 была проведена экспедиция в Гольфстрим. В этом походе в точке 29°58´ N, 28 ° 38' W было обнаружено возвышение, самая незначительная глубина которого составляет 269 м. Область систематически измерялась в глубину и показала распространение, от 1 000 м линии, примерно на 35 x 40 мор. миль. Близлежащие глубины - 4 000 м и глубже. Это возвышение было выше и больше, чем найденное ранее банка "Метеора" и поэтому её назвали Большая банка "Метеора". Летом 1939, до начала 2-ой мировой войны, Meteor выполнял гидрографические работы в Северном море. 8 сентября 1939 он был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене и экипаж перевели на военные корабли. Повторное зачисление на службу произошло 2.04.1940 для командующего вооруженных сил Балтийского моря. Meteor базировался в Орхусе, Дания. 31.12.1942 он отправился в Норвегию, в Вардё-Киркенес, затем вернулся в Германию, базировался в Экернферде, в 1945 перебрался в Киль. В 1944 фок-мачта была укреплена 2 легкими косыми ногами, вместо прожектора установили РЛС. В ноябре 1945 корабль передали по репарациям СССР. Так как Советы не нашли никого применение для корабля, 17.06.1946 в Травемюнде его вернули DHI., и он снова применялся для проведения измерений в Балтийском и Северном море, для этого на судне как наблюдатели находились 5 советских офицеров. Уже в ноябре этого года по решению Контрольного совета союзников корабль снова был передан СССР, где служил гидрографическим судном под именем Экватор. Он участвовал в изучением Атлантического океана по программе Международного геофизического года (с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года), затем работа была продолжена еще на один год, получивший название «Год международного геофизического сотрудничества». В ноябре 1968 был исключён и сдан на слом, однако в 1972 еще использовался Балтийским флотом, как плавказарма ПКЗ-34.
|