Канонерки  
  Гидрографические суда  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Канонерская лодка - гидрографическое судно
(Kanonenboot - Vermessungsschiff)

 Meteor 


Германия, 1924 г. 1 ед. (проект 1913/1923 гг.)

 

*
Meteor
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
2 Meteor <Kaiserl. Werft>, Данциг, стр. № 101, Kanonenboot C 26.02.1914 достроен после войны как гидрографическое, исследовательское, рыбоохранное и спасательное судно, в 1934 перестроен под дизель на "Deutsche Werke" в Киле, с 27.09.1945 при Немецком Гидрографическом Институте, в 12.1945 передан по репарациям СССР, 17.06.1946 возвращён D.H.I., но 1.11.1946 окончательно передан СССР, Экватор, в 1972 еще использовался, как плавказарма ПКЗ-34 в Балтийском море, 11.1968 - слом.
18.01.1915
15.11.1924
ТТХ
  первоначально с 1934
Водоизмещение нормальное 1200 т ?
полное 1504 т ?
регистровое 1168 брт, 892 нрт ?
Размерения длина ВЛ 67,0 м
полная 71,1 м
ширина 10,2 м
осадка носом 3,6 м ?
кормой 4,0 м ?
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,4 м
1 МО 2х3-цилиндровых вертикальных ПМ тройного расширения 2 дизеля MAN (4-тактн., 8 цил.)
1 КО 2 ВМ ПК (4 топки, 16 атм., 266 м²) * по проекту - 4
проектная мощность 885/1550 л.с., 145 об/мин 2200 л.с.
паруса шхуна-бриг, 463 м² ---
Скорость проектная 11,5 уз. 14,5 уз.
Запас топлива 390/440 т. угля 44 т. нефти
Дальность на 9 уз. 3650 миль 1000 миль
Экипаж 124 чел. (9 офицеров, 115 матросов) 138 чел. (10 офицеров, 128 матросов)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 10 отсеков, двойное дно
электроснабжение ?
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 1 гребной катер, 1 ял, 1 шлюпка
ВООРУЖЕНИЕ
по проекту фактически с 1930
4 - 105 мм/45 [600 снарядов] без вооружения 1 - 88 мм/45 [400 снарядов]
2 - 20 мм [4000 снарядов]

 

 

 

Со спуском на воду Eber линия развития класса мореходных канонерских лодок в Кайзерлихе Марине прервалась. Германия вступила в "дредноутную гонку" и, похоже, немецкие адмиралы и политики стали меньше уделять внимания заморским владениям империи, чему подтверждением является длительная неопределенность с судьбой Eber. Функции "колониальных канонерок" возложили на многочисленных представителей класса малых крейсеров, а на реках Поднебесной империи появились пусть немногочисленные, но специализированные речные корабли. Лишь только в 1913 г. Конструкторский отдел разработал новый проект, по которому в следующем году на казенной верфи в Данциге заложили более крупную канонерскую лодку "С".

Увеличенный вариант типа Iltis с усиленным вооружением был заложен 26 февраля 1914 на Императорской верфи в Данциге как канонерская лодка для колониальной службы, спущен на воду 18 января 1915 и получил имя Meteor, став 6-м кораблём германского флота с этим именем. По проекту должен был получить шканцы перед грот-мачтой. Первоначально планировались 2 дымовых трубы.

1-я мировая война, а также политические преграды и денежные затруднения препятствовали достройке, и до конца войны Meteor простоял у стенки.

В 1919 была основана Немецкая морская метеорологическая станция с целью осуществить план научных исследований в 2-летнем кругосветном плавании. Станции передали недостроенный Meteor. Окончательная достройка была проведена на имперской военной верфи в Вильгельмсхафене, где 15 ноября 1924 гидрографическое судно было введено в эксплуатацию при командире капитане-цур-зее Фрице Шписсе. До 1930 корабль нёс такелаж брига-шхуны.

Схема окраски:

Принята 15 апреля 1896 г.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
На "Breslau" при службе в Турецком флоте трубы были окрашены в очень светлый оттенок серого.
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
отдельным распоряжением устанавливалась окраска труб, а также мачт выше уровня трубы в чёрный, серебристый или красный цвет.

 

 

 

После обширной подготовки в ходе предварительной экспедиции до Тенерифе 20.01 - 17.02.1925, 16 апреля 1925 началось большое научное предприятие "Немецкая Атлантическая экспедиция", которая продлилась 2 1/4 года.

Научная группа находилась под руководством профессора доктора Альфреда Мерца, директора института океанологии. 13 июня 1926 профессор Мерц из-за тяжелого заболевания был передан в Буэнос-Айресе в Немецкий госпиталь, где он умер 25 августа 1926. Состав Немецкой Атлантической экспедиции единогласным решением научного штаба избрал руководителем капитана корабля Фрица Шписса. Были составлены 13 профилей глубин между Африкой и Южной Америкой с 67 000 измерениями глубин эхолотом при общем пути следования 67 535 мор. миль (3-кратный периметр земного шара).

11 - 21 января 1926 корабль провёл в Магеллановом проливе, 24 февраля в точке 63°51´ S, 05°16´ O достиг самого южного пункта путешествия и 02.06.1927 вернулся в Вильгельмсхафен. Эта экспедиция дала изобилие научных результатов, обработка которых проходила несколько лет. Собранные обширные данные образовали основу последующих измерений Атлантики. 18 февраля 1926 при глубинах в 4 000 м в точке 48°16'S, 8°16´ О Meteor обнаружил лотом банку с глубинами до 560 м. Эта область систематически измерялась в глубину и обнаружила распространение, от линии глубин в 1 000 м, примерно 50 x 14 мор. миль. Она получила имя "Банка Метеора".

В благодарность и как признание успешной деятельности в проведённой с некоторыми трудностями экспедиции, кораблю, экипажу и ученым общество взаимопомощи Немецкой науки выпустило памятную медаль "Немецкая Атлантическая экспедиция, МЕТЕОР, 1925 - 1927".

После этой большой экспедиции последовали походы к Гренландии 1928 - 1935 в сочетании со спасательной службой. При этом для службы в качестве корабля охраны промыслов он получил на вооружение 1-88 мм пушку. В зимнем полугодии в 1933/34 была произведена замена угольных котлов на дизельные двигатели. Дымовая труба стала короче на 2,5 м.

 

В 1937 - в 1938 проводилась Северно-атлантическая экспедиция, которая продолжила работы, начатые в первом большом походе на север. В 1938 была проведена экспедиция в Гольфстрим. В этом походе в точке 29°58´ N, 28 ° 38' W было обнаружено возвышение, самая незначительная глубина которого составляет 269 м. Область систематически измерялась в глубину и показала распространение, от 1 000 м линии, примерно на 35 x 40 мор. миль. Близлежащие глубины - 4 000 м и глубже. Это возвышение было выше и больше, чем найденное ранее банка "Метеора" и поэтому её назвали Большая банка "Метеора".

Летом 1939, до начала 2-ой мировой войны, Meteor выполнял гидрографические работы в Северном море. 8 сентября 1939 он был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене и экипаж перевели на военные корабли. Повторное зачисление на службу произошло 2.04.1940 для командующего вооруженных сил Балтийского моря. Meteor базировался в Орхусе, Дания. 31.12.1942 он отправился в Норвегию, в Вардё-Киркенес, затем вернулся в Германию, базировался в Экернферде, в 1945 перебрался в Киль.

В 1944 фок-мачта была укреплена 2 легкими косыми ногами, вместо прожектора установили РЛС.

     

В ноябре 1945 корабль передали по репарациям СССР. Так как Советы не нашли никого применение для корабля, 17.06.1946 в Травемюнде его вернули DHI., и он снова применялся для проведения измерений в Балтийском и Северном море, для этого на судне как наблюдатели находились 5 советских офицеров. Уже в ноябре этого года по решению Контрольного совета союзников корабль снова был передан СССР, где служил гидрографическим судном под именем Экватор. Он участвовал в изучением Атлантического океана по программе Международного геофизического года (с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года), затем работа была продолжена еще на один год, получивший название «Год международного геофизического сотрудничества».

В ноябре 1968 был исключён и сдан на слом, однако в 1972 еще использовался Балтийским флотом, как плавказарма ПКЗ-34.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

               

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Geschichte der ersten Meteor - www.bsh.de
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.06.2022

 




 

 
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1933
Оккупационный флаг 1945
ВМФ СССР 1946-1968
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Флот Германии (Reichsmarine) 1933-1935
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) только планировался
Meteor
Модель "Meteor".
Meteor
"Meteor" в годы войны.
Meteor
"Meteor" в годы войны.
Meteor
"Meteor" в годы войны.
Meteor
"Meteor" в годы войны.
Meteor
"Meteor" в годы войны.
Meteor
"Meteor" в годы войны.
Meteor
"Meteor" в годы войны.
Meteor
"Meteor" в годы войны.
Meteor
"Meteor" в гавани Архуса, Дания, 9 апреля 1940 г.
Meteor
Модель "Meteor".
Meteor
Модель "Meteor".
Meteor
Модель "Meteor".
Meteor
Модель "Meteor".
Meteor
Модель "Meteor".
Meteor
Модель "Meteor"
ПКЗ-34
"ПКЗ-34".
Экватор
"Экватор".
Meteor
Исследовательские маршруты "Meteor", 1925-1938 гг.
Meteor
"Meteor"
Meteor
"Meteor"
Meteor
"Meteor"
Meteor
"Meteor"
Meteor
"Meteor" в проливе Бигль во время экспедиции 1925-1927 гг.
Meteor
"Meteor"
Meteor
"Meteor"
Следующая страница - канонерские лодки типа "K-1938"
Предыдущая страница - канонерские лодки типа "Iltis"