Cпециальный корабль - ловушка (Sonderschiff, Hilfsschiff)
A = Alexandra 
|
Германия, 1916 г. 1 ед. (грузо-пассажирский п/х, 1909)
* Alexandra = Hilfsschiff A *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
|
имя
|
верфь-строитель /спуск
|
в строю
|
примечания
|
1 |
Alexandra |
<A.G. Neptun>, Росток, стр. № 288 / 18.03.1909 |
9.04.1916 |
грузо-пассажирский п/х комп. "Riga-Lübecker DSG", Любек, мобилизован 6.12.1915 // во фл. защиты торговли, 12.09.1917 - выведен со службы, с 20.12.1917 - корабль светового заграждения (Lichtsperrschiff), 26.11.1918 возвращён владельцу, 22.06.1920 передан Британии, "Arbroath", с 1922 "Gaspesia", Канада, с 1946 "North Voyageur", с 1949 - Гондурас, 20.10.1950 разбился в шторм у Ньюфаундленда. |
ТТХ
Водоизмещение |
полное |
ок. 1625 т |
регистровое |
1123 брт |
Размерения |
длина |
65,32 м |
ширина |
9,79 м |
осадка |
4,24 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
1 вал |
1 гребной винт |
? МО |
1 ПМ тройного расширения |
? КО |
2 ПК, 14 атм, 282 м² |
мощность |
1000 л.с. |
Ходовые данные |
скорость |
12 уз. |
Экипаж |
72 чел. |
Вторым судном-ловушкой для охраны поставок шведской руды через Балтийское море стал "Hilfsschiff A".
Грузо-пассажирский пароход "Alexandra" была построен верфью A.G. Neptun в 1909 году и с 15 мая 1909 ходил на линии Любек-Рига. После начала войны некоторое время судно стояло без дела, а 6 декабря 1915 было мобилизовано ВМФ. На нём установили четыре замаскированные 10,5-см пушки и два пулемёта, предполагая использовать, в первую очередь, в качестве ловушки для подводных лодок. 9 апреля 1916 года корабль был зачислен во флотилию защиты торговли (Handelsschutzflottille) в Балтийском море (1-я полуфлотилия) как "Hilfsschiff A" (или просто "Schiff A").
Конвойная служба проходила, по видимому, спокойно: не известно ни о каких боевых эпизодах с участием корабля. 12 сентября 1917 года "Hilfsschiff A" был выведен со службы и отправлен на ремонт, в ходе которого его переоборудовали в "корабль светового заграждения". 20 декабря 1917 года он вошёл в строй в новом качестве и сменил "Bothnia" на позиции контроля Датских проливов.
26 ноября 1918 года "Alexandra" была возвращена владельцам, но уже 22 июня 1920 передана в счёт репараций Британии, где сперва эксплуатировалась фирмой Dundee, Perth & London Shippng Co. под именем "Arbroath". В 1922 году судно было продано канадской компании Clarke Steamship Co. в Квебеке и сменило имя на "Gaspesia". Под этим именем пароход пережил 2-ю мировую войну, а в 1946 прежние владельцы вновь переименовали его, теперь в "North Voyageur".
В 1949 году судно перешло в собственность гондурасской пароходной компании Cia. De Nav. Mundial. 20 октября 1950 года "North Voyageur", вскоре после выхода из Галифакса с грузом угля в Сент-Джонс, попал в сильный шторм, в результате чего груз сместился, возник крен, в машинном отделении открылась течь. 22 октября 1950 года насосы забились и экипаж из 20 человек покинул корабль на спасательных шлюпках, а пароход затонул в 100 милях к юго-востоку от Сент-Джонса, в позиции 46°10' N, 52°25'W. Из экипажа спаслись только восемь человек, подобранные на следующий день катером береговой охраны. 12 человек, включая капитана, пропали без вести во второй шлюпке.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993. |
2 |
Lutz Bengelsdorf: Der Seekrieg in der Ostsee 1914–1918. Hauschild, Herford 2008. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 12.07.2020
|