Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Вахтенные корабли Французской войны
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вахтенные корабли Французской войны (Wachschiffe)
Германия, 1870-1971 гг. 8 ед. (мобилизованные п/х) Helgoland
Cuxhaven
* Bienenkorb * Cuxhaven * Diana * Helgoland * Holsatia * Magnet * Nordsee * Roland *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
С началом войны с Францией для вахтенной службы при входах в порты были мобилизованы 6 пароходов. На Балтике хватило одного "Holsatia" - для охраны входа в Киль. В северном море корабли распределили следующим образом: в устье Яде - "Cuxhaven" и "Diana", в устье Везера "Nordsee" и "Bienenkorb", последний в январе 1871 был заменён на "Roland". Самый крупный пароход - "Helgoland", не был привязан к определённой позиции. Колёсный пассажирский пароход "Helgoland" был построен в Англии в 1866 году и эксплуатировался британским владельцем под именем "Albert Victor". В 1870 он был куплен гамбургской компанией "HAPAG" и переименован в "Helgoland" в честь острова в Северном море, который в тот момент ещё принадлежал Англии, но уже был излюбленным местом отдыха для немцев. С началом войны в июле 1870 года пароход был мобилизован в качестве запасного вахтенного судна - он посылался на ту позицию, где требовалось подкрепление, и в этой функции прослужил до конца войны, как и другие вахтенные суда - без особых боевых эпизодов, если не считать того, что 11 августа 1870 он обнаружил у острова Гельголанд французский блокадный флот и сообщил об этом командованию. В мае 1871 война закончилась и судно вернули владельцу. Уже в следующем, 1872 году пароход переименовали в "Blankenese" и под этим именем он проходил до сентября 1912 года, когда был продан на слом французской компании "Trouvé" в Болони. Другой колёсный пассажирский пароход, "Cuxhaven", также был построен в Англии, но чуть раньше, в 1864 году. Первоначально он был заказан Конфедерацией южных штатов Америки, как блокадопрорыватель "Herald", но не был передан заказчику из-за наложенных запретов и в 1865 получил британское имя "Hattie", а уже 12 января был куплен той-же гамбургской компанией "HAPAG" и переименован в "Cuxhaven" в честь портового города в устье Эльбы. После мобилизации в июле 1870 года он стоял на брандвахтенном посту у главной базы флота в заливе Яде, а по окончании боевых действиё вернулся на свою пассажирскую линию, где оставался ещё более 10 лет. 19 мая 1884 года он был продан компании "Unterelb. Eisenbahn-Ges." (Железнодорожное общество нижней Эльбы), а с 19 апреля 1890 ходил под флагом штеттинской компании "Ballin & Bräunlich". 24 июня 1891 судно затонуло от течи у балтийского рифа Винеты около Цинновитца, при этом погибло 3 человека. В заливе Яде в этот период также нёс вахту речной буксир "Diana" британской постройки 1868 года, принадлежащий бременской компании Bugsir Ges. "Union". По некоторым данным в 1888 он был модернизирован на "Masch. Fab. Buckau" в Магдербурге, в октябре того-же года перестроен в рыболовное судно на верфи "J. C. Tecklenborg" в Геестемюнде, а с 12 мая 1899 ходил под флагом бремерхафенской компании "J.F.Lampe KG". 30 января 1903 корабль был зарегистрирован в Гамбурге, а 26 марта того-же года стал собственностью компании "H.H.Popp" из Альтоны (Гамбург). 1 июня 1906 года он затонул, столкнувшись с немецкой гафельной шхуной "Vorwärts" вблизи плавучего маяка "Elbe 2". Винтовой буксир "Nordsee" (Северное море) был построен в 1865 году для бременской компании "Roland-Geselschaft", но уже в 1866 был куплен пассажирской компанией "Norddeutscher Lloyd", решившей иметь собственную буксирную службу. Во время войны корабль нёс вахту в устье Везера, затем продолжал эксплуатироваться "NDL" до 1887, когда был превращён в баржу. Корпус баржи был сдан на слом лишь в 1933 году. В устье Везера также дежурил винтовой барк со странным именем "Bienenkorb" (улей). Он имел длинную историю: построен в Индии (тогда - британская колония) из тика, как парусный барк "Rajahstan", с 8 июня 1852 был в собственности ливерпульской фирмы "Ewing & Co.", в 1854 - продан бременскому судовладельцу C.A.Caesar и скромно переименован в "Caesar". В январе 1859 барк был куплен бременской компанией "Ludwig von Kapff & Sohn & Henrich Schröder Friedrich Sohn" и получил имя "Weser", а в октябре 1864 снова продан, теперь судовладельцу Розенталю (Albert Rosenthal), который занимался промыслом тюленя. К июню 1865 судно было переоборудовано на верфи "F.W. Weneke" в Гестемюнде в промысловое и получило паровую машину в 56 ном. л.с. (120 инд. л.с.) с приводом на винт со списанного парохода "Holanderin", заодно получив своё странное имя. Сперва "Bienenkorb" оставался барком, но в 1868 году парусное вооружение дополнили до корабельного. В 1869 году Розенталь предоставил корабль вместе с бригом "Albert" своему другу Августу Петерманну для участия в 1-й немецкой полярной экспедиции, но "Bienenkorb" не смог даже достичь побережья Гренландии. В следующем году началась война и Розенталь отдал корабль в распоряжение флота. Дежурство вахтенного судна "Bienenkorb" продолжалось не очень долго - эффективному исользованию мешала слабая и старая машина, которая постоянно ломалась. В конце концов, в январе 1871 года на позиции его сменил другой корабль, а "Bienenkorb", хоть и остался дежурить в устье Везера, но уже в роли несамоходного блокшива, подготовленного к затоплению на фарватере в случае попытки французских кораблей войти в реку. После войны он был возвращён владельцу, но из-за плохого состояния машины с сентября 1871 стоял в Фегезаке без использования. В 1874 корабль был продан гамбургской компании Rode (или верфи Rohde), которая демонтировала машину, перестроила судно в угольный бункеровщик и перепродала его компании "Wichhorst & Co." из Альтоны (Гамбург). В 1876 угольщик был продан в Данию и переименован в "Tordenskjold", к 1906 использовался, как угольный склад, а с 1910 - как баржа. Кораблём, сменившим "Bienenkorb" на позиции в устье Везера был колёсный пассажирский пароход "Roland" (маркграф Роланд — знаменитейший из героев французских эпических сказаний цикла Карла Великого). Он был построен в 1847 году в качестве буксира для бременской компании "Roland-Geselschaft", как первый корабль верфи "Waltjens & Leonhardt", выросшей потом в знаменитую "AG Weser". В 1857 он был продан пассажирской компании "Norddeutscher Lloyd" и использовался, как пассажирский на прибрежных линиях. 1 августа 1870 корабль был арендован флотом в качестве угольного транспорта, подготовленного к затоплению на фарватере в случае попытки французских кораблей войти в реку, но в январе 1871 был переведён в вахтенную службу. После войны судно продолжало эксплуатироваться "NDL" до 1895, после использовалось как "речное судно" (?, вероятно - баржа) на нижнем Везере, а в 1897 было продано на слом. Буксир "Magnet" был построен в 1863 году для Общества буксиров и грузовых судов Гамбурга. Во время войны он нёс вахту в устье Эльбы и проводил разведку в море, затем был возвращён владельцу. 9.05.1891 он погиб, столкнувшись с плавучим маяком "Elbe 3". На Балтике вахта ограничилась лишь одной позицией - у Киля, на которую стал винтовой грузовой пароход "Holsatia" (латинское название Гольштейна). Он был совсем новый - построен в Киле для компании "Sartori & Berger" в 1869 году. Отстояв вахту всю войну без особых приключений, корабль вернулся к перевозке грузов. Дальнейшая история судна была более интересной - в 1901 году он был нанят Немецким Обществом Морского Рыболовства (Deutscher Seefischerei-Verein) в качестве исследовательского судна для Балтийской экспедиции рыбразведки (Ostsee Fischereiforschung Expedition). 24 апреля 1919 судно было продано штеттинской компании "Behnke" и переименовано в "Sirius", с 30 сентября 1922 под именем "Imme" эксплуатировалось гамбургской компанией "Hirdes, которая уже 21 апреля 1923 продала его компании "Balt. Schiff. GmbH". Видимо, состояние корабля было неважным, и 19 декабря того-же 1923 года он был продан на слом.
|