Вахтенные корабли Французской войны (Wachschiffe)
Германия, 1870-1971 гг. 8 ед. (мобилизованные п/х)
 Helgoland
 Cuxhaven
* Bienenkorb * Cuxhaven * Diana * Helgoland * Holsatia * Magnet * Nordsee * Roland *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№ |
имя |
верфь-строитель |
спуск /в строю |
примечания |
1 |
Helgoland |
<Aitken & Mansell>, Уайтинч, Англия, стр. № 27 |
15.05.1866 |
пассажирский колёсный п/х компании "HAPAG", Гамбург |
вахта в разных местах Северного моря |
после 05.1871 возвращён владельцу |
07.1870 |
2 |
Cuxhaven |
<Caird & Co.>, Гринок, Англия |
17.08.1864 |
пассажирский колёсный п/х компании "HAPAG", Куксхафен |
вахта в районе Яде |
после 05.1871 возвращён владельцу |
07.1870 |
3 |
Diana |
<Wigh. Richardson & Co.>, Ньюкасл, Англия, стр. № 54 |
1868 |
буксирный п/х компании "Bremerhafen Towing Co." |
после 05.1871 возвращён владельцу |
07.1870 |
4 |
Nordsee |
<Waltjen & Co.>, Грёпелинген у Бремена |
1865 |
винтовой буксир компании "NDL", Бремен |
вахта в устье Везера |
после 05.1871 возвращён владельцу |
07.1870 |
5 |
Bienenkorb |
Кочин, Индия |
1842 |
промысловый барк-п/х Reeders Albert Rosenthal |
вахта в устье Везера |
в 01.1871 переведён в угольщики-брандеры, заменён на Roland |
07.1870 |
6 |
Magnet |
<Reiherstieg>, стр. № 115, Гамбург |
1863 |
буксир J.C. Godeffroy & Sohn, Гамбург |
вахта устье Эльбы и разведка в Северном море |
после 05.1871 возвращён владельцу |
07.1870 |
7 |
Holsatia |
<Norddeutsche Schiffbau-AG>, Киль-Гартен, стр. № 1 |
02.1869 |
грузовой п/х компании "Sartori & Berger" |
вахта у Киля |
после 05.1871 возвращён владельцу |
07.1870 |
+ |
Roland |
<Waltjens & Leonhardt>, Бремен, стр. № 1 |
1847 |
пассажирский колёсный п/х компании "NDL", Бремен |
вахта в устье Везера вместо Bienenkorb |
после 05.1871 возвращён владельцу |
01.1871 |
ТТХ
|
Helgoland |
Cuxhaven |
Bienenkorb |
Holsatia |
Nordsee |
Roland |
Diana |
Magnet |
Водоизмещение |
462 брт |
376 брт |
372 брт/456 т |
319 брт |
223 брт |
187 брт |
131 брт |
78 брт |
Размерения |
длина |
70,4 м |
67,6 м |
33,34 м |
45,0 м |
46,9 м |
49,4 м |
30,42 м |
25,9 м |
ширина |
7,4 м |
6,8 м |
8,02 м |
5,8 м |
6,6 м |
6,4 м |
6,48 м |
4,93 м |
осадка |
. |
3,2 м |
5,34 м |
4,6 м |
. |
2,5 м |
3,23 м |
3,05 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
2 бортовых колеса |
2 бортовых колеса |
1 винт |
1 винт |
1 винт |
2 бортовых колеса |
. |
1 винт |
1 ПМ "компаунд" |
1 ПМ простого расширения |
1 ПМ |
1 ПМ "компаунд" |
1 ПМ "компаунд" |
1 ПМ простого расширения |
1 ПМ |
1 ПМ |
мощность |
800 л.с. |
450 л.с. |
120 л.с. |
240 л.с. |
400 л.с. |
120 л.с. |
250 л.с. |
150 л.с. |
Скорость |
. |
15 уз. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
ВООРУЖЕНИЕ
нет данных, для вахтенной службы во время войны наверняка должно было устанавливаться |
С началом войны с Францией для вахтенной службы при входах в порты были мобилизованы 6 пароходов. На Балтике хватило одного "Holsatia" - для охраны входа в Киль. В северном море корабли распределили следующим образом: в устье Яде - "Cuxhaven" и "Diana", в устье Везера "Nordsee" и "Bienenkorb", последний в январе 1871 был заменён на "Roland". Самый крупный пароход - "Helgoland", не был привязан к определённой позиции.
HELGOLAND
Колёсный пассажирский пароход "Helgoland" был построен в Англии в 1866 году и эксплуатировался британским владельцем под именем "Albert Victor". В 1870 он был куплен гамбургской компанией "HAPAG" и переименован в "Helgoland" в честь острова в Северном море, который в тот момент ещё принадлежал Англии, но уже был излюбленным местом отдыха для немцев. С началом войны в июле 1870 года пароход был мобилизован в качестве запасного вахтенного судна - он посылался на ту позицию, где требовалось подкрепление, и в этой функции прослужил до конца войны, как и другие вахтенные суда - без особых боевых эпизодов, если не считать того, что 11 августа 1870 он обнаружил у острова Гельголанд французский блокадный флот и сообщил об этом командованию. В мае 1871 война закончилась и судно вернули владельцу. Уже в следующем, 1872 году пароход переименовали в "Blankenese" и под этим именем он проходил до сентября 1912 года, когда был продан на слом французской компании "Trouvé" в Болони.
CUXHAVEN
Другой колёсный пассажирский пароход, "Cuxhaven", также был построен в Англии, но чуть раньше, в 1864 году. Первоначально он был заказан Конфедерацией южных штатов Америки, как блокадопрорыватель "Herald", но не был передан заказчику из-за наложенных запретов и в 1865 получил британское имя "Hattie", а уже 12 января был куплен той-же гамбургской компанией "HAPAG" и переименован в "Cuxhaven" в честь портового города в устье Эльбы. После мобилизации в июле 1870 года он стоял на брандвахтенном посту у главной базы флота в заливе Яде, а по окончании боевых действиё вернулся на свою пассажирскую линию, где оставался ещё более 10 лет. 19 мая 1884 года он был продан компании "Unterelb. Eisenbahn-Ges." (Железнодорожное общество нижней Эльбы), а с 19 апреля 1890 ходил под флагом штеттинской компании "Ballin & Bräunlich". 24 июня 1891 судно затонуло от течи у балтийского рифа Винеты около Цинновитца, при этом погибло 3 человека.
DIANA
В заливе Яде в этот период также нёс вахту речной буксир "Diana" британской постройки 1868 года, принадлежащий бременской компании Bugsir Ges. "Union". По некоторым данным в 1888 он был модернизирован на "Masch. Fab. Buckau" в Магдербурге, в октябре того-же года перестроен в рыболовное судно на верфи "J. C. Tecklenborg" в Геестемюнде, а с 12 мая 1899 ходил под флагом бремерхафенской компании "J.F.Lampe KG". 30 января 1903 корабль был зарегистрирован в Гамбурге, а 26 марта того-же года стал собственностью компании "H.H.Popp" из Альтоны (Гамбург). 1 июня 1906 года он затонул, столкнувшись с немецкой гафельной шхуной "Vorwärts" вблизи плавучего маяка "Elbe 2".
NORDSEE
Винтовой буксир "Nordsee" (Северное море) был построен в 1865 году для бременской компании "Roland-Geselschaft", но уже в 1866 был куплен пассажирской компанией "Norddeutscher Lloyd", решившей иметь собственную буксирную службу. Во время войны корабль нёс вахту в устье Везера, затем продолжал эксплуатироваться "NDL" до 1887, когда был превращён в баржу. Корпус баржи был сдан на слом лишь в 1933 году.
BIENENKORB
В устье Везера также дежурил винтовой барк со странным именем "Bienenkorb" (улей). Он имел длинную историю: построен в Индии (тогда - британская колония) из тика, как парусный барк "Rajahstan", с 8 июня 1852 был в собственности ливерпульской фирмы "Ewing & Co.", в 1854 - продан бременскому судовладельцу C.A.Caesar и скромно переименован в "Caesar". В январе 1859 барк был куплен бременской компанией "Ludwig von Kapff & Sohn & Henrich Schröder Friedrich Sohn" и получил имя "Weser", а в октябре 1864 снова продан, теперь судовладельцу Розенталю (Albert Rosenthal), который занимался промыслом тюленя. К июню 1865 судно было переоборудовано на верфи "F.W. Weneke" в Гестемюнде в промысловое и получило паровую машину в 56 ном. л.с. (120 инд. л.с.) с приводом на винт со списанного парохода "Holanderin", заодно получив своё странное имя. Сперва "Bienenkorb" оставался барком, но в 1868 году парусное вооружение дополнили до корабельного. В 1869 году Розенталь предоставил корабль вместе с бригом "Albert" своему другу Августу Петерманну для участия в 1-й немецкой полярной экспедиции, но "Bienenkorb" не смог даже достичь побережья Гренландии. В следующем году началась война и Розенталь отдал корабль в распоряжение флота. Дежурство вахтенного судна "Bienenkorb" продолжалось не очень долго - эффективному исользованию мешала слабая и старая машина, которая постоянно ломалась. В конце концов, в январе 1871 года на позиции его сменил другой корабль, а "Bienenkorb", хоть и остался дежурить в устье Везера, но уже в роли несамоходного блокшива, подготовленного к затоплению на фарватере в случае попытки французских кораблей войти в реку. После войны он был возвращён владельцу, но из-за плохого состояния машины с сентября 1871 стоял в Фегезаке без использования. В 1874 корабль был продан гамбургской компании Rode (или верфи Rohde), которая демонтировала машину, перестроила судно в угольный бункеровщик и перепродала его компании "Wichhorst & Co." из Альтоны (Гамбург). В 1876 угольщик был продан в Данию и переименован в "Tordenskjold", к 1906 использовался, как угольный склад, а с 1910 - как баржа.
ROLAND
Кораблём, сменившим "Bienenkorb" на позиции в устье Везера был колёсный пассажирский пароход "Roland" (маркграф Роланд — знаменитейший из героев французских эпических сказаний цикла Карла Великого). Он был построен в 1847 году в качестве буксира для бременской компании "Roland-Geselschaft", как первый корабль верфи "Waltjens & Leonhardt", выросшей потом в знаменитую "AG Weser". В 1857 он был продан пассажирской компании "Norddeutscher Lloyd" и использовался, как пассажирский на прибрежных линиях. 1 августа 1870 корабль был арендован флотом в качестве угольного транспорта, подготовленного к затоплению на фарватере в случае попытки французских кораблей войти в реку, но в январе 1871 был переведён в вахтенную службу. После войны судно продолжало эксплуатироваться "NDL" до 1895, после использовалось как "речное судно" (?, вероятно - баржа) на нижнем Везере, а в 1897 было продано на слом.
MAGNET
Буксир "Magnet" был построен в 1863 году для Общества буксиров и грузовых судов Гамбурга. Во время войны он нёс вахту в устье Эльбы и проводил разведку в море, затем был возвращён владельцу. 9.05.1891 он погиб, столкнувшись с плавучим маяком "Elbe 3".
HOLSATIA
На Балтике вахта ограничилась лишь одной позицией - у Киля, на которую стал винтовой грузовой пароход "Holsatia" (латинское название Гольштейна). Он был совсем новый - построен в Киле для компании "Sartori & Berger" в 1869 году. Отстояв вахту всю войну без особых приключений, корабль вернулся к перевозке грузов. Дальнейшая история судна была более интересной - в 1901 году он был нанят Немецким Обществом Морского Рыболовства (Deutscher Seefischerei-Verein) в качестве исследовательского судна для Балтийской экспедиции рыбразведки (Ostsee Fischereiforschung Expedition). 24 апреля 1919 судно было продано штеттинской компании "Behnke" и переименовано в "Sirius", с 30 сентября 1922 под именем "Imme" эксплуатировалось гамбургской компанией "Hirdes, которая уже 21 апреля 1923 продала его компании "Balt. Schiff. GmbH". Видимо, состояние корабля было неважным, и 19 декабря того-же 1923 года он был продан на слом.
|
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993. |
+ |
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 09.11.2021 
|