Мореходные миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа
G-132
Германия, 1906-1907 гг. 5 (6) ед. (проект верфи "Germaniawerft", по программе 1906 года)
в годы войны (1915-1917) 2 ед. - тральщики-лидеры, после войны (1919) 1 ед. использовался как тральщик
1.07.1919 тральщик в IV./7. балтийской полуфлотилии, с 12.1919 в резервной полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 28.05.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 210 тыс. М.
2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО
3 военно-морских ПК (17,5 атм., 1105 м²)
проектная мощность
7000 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
28 уз.
на испытаниях
до 27,3 уз. при 6783 л.с., 287 об/мин.
запас топлива
132 т. угля
дальность плавания
12 узлов
2000 миль
17 узлов
1060 миль
Экипаж
69 чел. (2 офицера, 67 матросов), на флагманском + 15 чел. (4 офицера, 11 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, 12 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение
1-2 динамо-машины, 4-8 кВт, 67-110 В (*для всех миноносцев I поколения)
управление
1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт.
1 млн. 175 тыс. - 1 млн. 198 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
G.132, 133, 134,136
G.135 сразу, G.132-134 позже
G.136 позже
4 - 52 мм/55 [600 снарядов]
1 - 88 мм/40
2 - 88 мм/45
2 - 52 мм/55
3 ТА - 450 мм (палубные) [5 торпед]
G-136
Корабли последней, крупповской, серии мореходных миноносцев образца 1898 г. были по размерам аналогичны эльбингским конкурентам, но получили четвёртую пушку, причём все орудия были нового типа с удлинённым стволом, а "G.135" вместо двух кормовых 52 мм нёс (первым из германских миноносцев) 88 мм скорострелку. Кроме того на кораблях этой серии усилили корпус, а полубак стал заметно выше, из за чего носовые орудия были подняты на крылья мостика. Мореходные качества допускали применение оружия до силы ветра 7-8 баллов.
Позже и на "G.132-134" кормовые пушки также заменили на одну 88-мм, а "G.136" после перевооружения нёс две 88-мм пушки.
Сперва на миноносцах был открытый мостик с маленькой фонарной мачтой по переднему краю. Позже установили прожектор, в качестве площадки для которого соорудили рубку, но, в отличие от предыдущих типов, не цилиндрическую а прямоугольную.
Последний, шестой корабль серии был оснащён турбинами, из за чего был длиннее почти на 6 метров, значительно шире и имел другую компоновку, потому относится уже к другому типу.
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.
G-134
G-133
К началу войны устарели и находились в резерве. В августе 1914 из более-менее годных миноносцев собрали 8-ю флотилию, в которую вошёл и один корабль этого типа: G.134. Сразу после формирования флотилия активно включилась в патрулирование в Северном море: уже 16 августа с легким крейсером Mainz в качестве лидера она предприняла ночной поиск противника за пределами линии сторожевого охранения у Гельголанда.
G-134
Вскоре G.132, G.133, G.135 и G.136 были также выведены из резерва и вошли в состав 20-й полуфлотилии (10-я флотилия) на Балтике и 8-14 октября прикрывали операцию подводных лодок в Финском заливе, приведшей к потоплению русского крейсера "Паллада". 24 октября полуфлотилии передали G.134 (капитан-лейтенант Менхе (Menche)), переведённый из Северного моря, но, по видимому, он сперва отправился в ремонт, так, как первый раз участвовал в операции на Балтике только в конце декабря.
14 мая 1915 г. "G.133" во время минной постановки у о. Уте пытался таранить русскую ПЛ Дракон, атаковавшую крейсер Thetis. 3 июня 1915 тот же G.133 при сопровождении броненосных крейсеров во время операции в Рижском заливе атаковал и незначительно повредил русскую ПЛ Окунь.
G-136
G-136
Весной 1915 четыре миноносца (G.132, G.133, G.134 и G.136) передали переведённой на Балтику потрёпанной в боях 4-й флотилии, а G.135 - портовой флотилии Яде/Везер в Вильгельмсхафене.
G-135
В 1915 устаревшие корабли уже не могли эффективно выполнять задачи в боевом строю и оставшиеся четыре миноносца в 4-й флотилии были заменены более новыми кораблями. Старые передали вспомогательным службам: G.132 стал флагманом флотилии подводных лодок (позже был также лидером тральщиков - флагманом VI трального дивизиона), G.136 возглавил 2-й тральный дивизион, а G.133 и G.134 передали в 11-й (учебной) флотилии миноносцев.
G-135
G-136
27 сентября 1916 всем кораблям поменяли индекс на "Т". После этого T.135 и T.136 вошли в состав 1-й эскортной флотилии, 3-й полуфлотилии.
С 23 сентября по 30 октября 1917 г. T.136 в качестве лидера 3-й полуфлотилии тральщиков участвовал в Моонзундской операции, а T.132 использовался там-же, как посыльное судно при флагмане соединения обеспечения.
Когда после Моонзундской операции в ноябре 1917 г. большинство старых миноносцев на Балтике передали 4-й флотилии, среди них оказался и восстановленный из учебных кораблей T.133. (G.134 до конца войны оставался во 2 учебной полуфлотилии).
G-136/135
Все миноносцы этой серии пережили войну и были сданы на слом по окончанию послевоенного траления.
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3
Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
на польском
4
Krzysztof Krzeszowiak - Pierwsze niszczyciele (kontrtorpedowce)
Kaiserliche Marine – Großes Torpedoboot 1898 // Magazyn "Okręty Wojenne".-2013.-№3 (119).
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 07.09.2022
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1906-1919
"G-136" и "G-135" в Вильгельмсхафене в 1919 г.
"G-134" в 1908 г.
"G-133" после перестройки мостика.
Модель "T-132".
Модель "T-132".
"T-136" в конце войны в качестве флагмана тральной флотилии.
"T-135" в конце войны в качестве патрульного корабля.