Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Речная канонерская лодка "Otter"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речная канонерская лодка (Flußkanonenboot, Fluß-stationär)
Германия (Китай), 1904 г. 2 ед. * Otter *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
После нескольких лет службы выяснилось, что мощность машин лодок типа "Tsingtau" недостаточна для успешных действий на Янцзы из-за быстрого течения, а "Vorwärts" стала постепенно ветшать и нуждалась в замене. Вдобавок, соображения имперской политики требовали постоянного присутствия одной из лодок в верховьях Янцзы, прежде всего – в провинции Сычуань, для чего осадка последней была великовата. Таким образом, возникла необходимость постройки еще одной речной канонерской лодки. Имперский статс-секретарь по морским делам адмирал А. фон Тирпиц посчитал желательным пополнение корабельного состава Восточно-Азиатской станции и в результате, при формировании военно-морского бюджета на 1908 год Управление военно-морского флота включило в него расходы на постройку речной канонерской лодки "С". Однако это предложение должно было проходить по отдельной статье, так как канонерские лодки не попадали под действие законов о флоте. Тем не менее, сумма затрат на общем фоне, в конечном счете, оказалась настолько незначительна, что она даже не появилась в годовом обзоре Кайзерлихе Марине за 1908 год. В результате, осенью того же года заказ был выдан фирме «Иоганн Текпенборг» из Геестемюнде, до сих пор специализировавшейся на крупном гражданском судостроении - это был для неё первый военный заказ. Конструктивно новый проект двухвинтового плоскодонного мелкосидящего речного корабля с расположением винтов в кормовых туннелях в общих чертах повторял предыдущие корабли типа "Tsingtau", отличаясь несколько большим водоизмещением, более мощной силовой установкой, двухтрубным силуэтом и противопульным бронированием машинных и котельных отделений. Как и у предшествующего типа, корпус лодки собирался из отдельных секций-понтонов, скреплявшихся болтами, что позволяло перевезти ее к месту службы на борту грузового судна в разобранном состоянии. Корпус набирался по поперечной системе из обычной судостроительной стали и представлял собой понтон, состоявший из девяти секций-отсеков, скреплявшихся между собой с помощью болтов. Шпангоуты имели практически прямоугольную форму. Расположение секций с кормы в нос было следующим: • 1-й отсек – ахтерпик и румпельное отделение; здесь находилось управление румпелем и проходили тоннели гребных винтов, а также располагались небольшая кладовая, гальюн и карцер-одиночка; • 2-й отсек: в кормовой половине находился кубрик для вольнонаемных китайцев, а в носовой – для части немецкого экипажа; на палубе находились камбузы -с левого борта для китайцев, с правого -для немцев. • 3-й отсек: в его центре находился кормовой погреб, защищенный с бортов цистернами с водой и кладовыми; в носовой части располагались конденсаторы и вспомогательные механизмы; на палубе в кормовой надстройке были устроены камбуз, а также каюты палубных офицеров и, при необходимости, лоцманов; на надстроечной палубе – кормовое 52-мм орудие и лазарет; • 4-й отсек – машинное отделение, защищенное с бортов угольными ямами; • 5-й и 6-й отсеки вместе образовывали котельное отделение; палубная надстройка представляла собой только его кожух, в котором наряду с центральным вентилятором находился вспомогательный котел, чей дымоход по первоначальному проекту выходил во вторую дымовую трубу, однако впоследствии, если судить по фотографиям, его вывели в носовую; • 7-й отсек был устроен аналогично 3-ему: в центре находился носовой погреб боезапаса с соответствующей защитой из цистерн с водой, а также каюта унтер-офицеров; носовую надстройку делили между собой каюты командира, первого офицера, врача, а также кают-компания; на надстроечной палубе располагались штурманская и рулевая рубка, плюс носовое 52-мм орудие; • 8-й отсек – носовой кубрик команды; • 9-й отсек образовывал носовую оконечность; в нем находились шкиперская с форпиком и якорным шпилем. Одним из требований заказчика было наличие противопульного бронирования. В то же время предстояло максимально облегчить конструкцию судна, чтобы осадка не слишком превышала 0,8 м. Эти противоречия привели к тому, что в качестве материала для палубных надстроек была выбрана специальная сталь толщиной всего 5 мм. Ее же использовали для изготовления листов бортовой обшивки, устанавливавшихся с 30-го по 68-й шпангоут в районе машинного и котельного отделений. Лодка приводилась в движение двумя вертикальными трехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения номинальной мощностью 650 л.с. при 350 оборотах в минуту. По расчетам, это должно было обеспечить канонерской лодке проектную скорость 15,2 уз. Пар для машин вырабатывали два стандартных для германского флота котла «военно-морского типа». Рабочее давление пара - 16 атм. Каждый из котлов имел по четыре топки, суммарная площадь поверхности нагрева составляла 376 м². Дымоходы котлов выводились в две дымовые трубы. Запас угля составлял 87 т, что при экономическом 5-узловом ходе позволяло достигнуть дальности плавания 4350 миль. Лодка снабжалась электроэнергией от генератора мощностью 5,4 кВт, напряжение корабельной сети – 67 В постоянного тока, что позволяло обеспечить электрическое освещение, работу 70-см прожектора, располагавшегося на топе мачты, судовых навигационных огней, и радиотелеграфа. Отличительной особенностью нового корабля стала конструкция кормовой оконечности, позволившая сочетать весьма незначительную осадку с большим диаметром винтов, обеспечивавшим больший пропульсивный коэффициент. Если на "Tsingtau" при осадке 0,93 м имели винты диаметром 0,9 м, располагавшиеся в общем тоннеле, то Tsingtau при осадке 0,85 м обладал винтами диаметром 1,4 м [3], которые находились в раздельных тоннелях. Кроме того, канонерка оборудовалась так называемым «переменным клапаном» – специальным устройством, позволявшим регулировать выходное сечение тоннеля. Когда корабль только давал ход, его величину уменьшали до минимального. Так в тоннеле быстрее создавалось разрежение, необходимое для того, чтобы винт полностью был окружен водой. Затем «клапан» открывался, позволяя исходящему потоку воды двигаться горизонтально для уменьшения «подсасывающего» эффекта и достижения максимальной скорости. Для управления кораблем служили два стальных руля, размещавшихся параллельно друг другу в задней части тоннелей гребных винтов. Еще одной особенностью новой лодки стала уникальная решетчатая мачта – единственная такого рода, установленная когда-либо на корабле германского флота. В первоначальном проекте присутствовала простая однодревковая мачта, укрепленная вантами, однако, судя по всему, ее прочность оказалась недостаточной. Впрочем, это стало единственным отступлением от проекта. Уже впоследствии, незадолго до начала войны, позади кормовой компасной площадки установили вторую легкую мачту, служившую для растяжки радиоантенн. Еще одной особенностью новой лодки стала уникальная решетчатая мачта – единственная такого рода, установленная когда-либо на корабле германского флота. В первоначальном проекте присутствовала простая однодревковая мачта, укрепленная вантами, однако, судя по всему, ее прочность оказалась недостаточной. Впрочем, это стало единственным отступлением от проекта. Уже впоследствии, незадолго до начала войны, позади кормовой компасной площадки установили вторую легкую мачту, служившую для растяжки радиоантенн. Для плоскодонного судна лодка имела отличную мореходность, но сильно сносилась ветром и теряла скорость на волне. Корабль поворачивал очень хорошо, но с приличной потерей скорости. Экипаж насчитывал 47 человек: 3 офицера (командир, первый офицер, врач) и 44 нижних чина. Также на борту находилось от 12 до 14 китайцев. Схемы окраски: Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Верфь приступила к строительству канонерской лодки "С" (стапельный №232) зимой 1909 года. Уже 3 апреля 1909 г. будущий корабль был временно приписан к военно-морской станции Северного моря. Спуск на воду состоялся 15 июля. При этом лодка получила имя Otter (Выдра) в честь лодки "Otter", построенной в 1877-1878 гг. для китайской станции в качестве «охотника за пиратами», однако из за плохой мореходности так и не покинувшей отечественных вод. Ходовые испытания начались 17 сентября, при этом иногда возникали проблемы с управлением лодкой, которая отказывалась слушаться рулей. Вначале Otter не смог разминуться на Везере с пассажирским пароходом "Forelle", принадлежавшим судоходной компании Северогерманского Ллойда, и врезался форштевнем в его кормовую оконечность – к счастью, обошлось без особых повреждений. В другой раз, проходя ночью по реке Геесте под разведенным мостом, лодка точно также не прореагировала на поворот рулей и протаранила рыболовецкую лодку. Не смотря на некоторые недостатки, лодку признали готовой к службе и по окончании испытаний корпус разобрали на девять секций, погрузили на борт грузового судна "Marie Leonhardt" Гамбургского пароходства Leonhardt & Blumenberg. Пароход покинул Везер 11 ноября 1909 г. и в начале следующего года добрался до Шанхая, где на верфи Цзяннаньского арсенала начался монтаж корпуса. 28 февраля под командованием корветтен-капитана Мизинга состоялись приемочные ходовые испытания на реке Усун (Ву-Сунг). 19 марта в Шанхае судно с инспекцией посетил командующий Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой вице-адмирал Ф. фон Ингеноль, а 31-го на Otter, к новому месту службы, прибыла команда канонерской лодки "Vorwärts", выведенной в тот же день из эксплуатации. 1 апреля 1910 г. на Otter был поднят военно-морской флаг, и канонерка вошла в состав флота. Первым командиром корабля стал капитан-лейтенант Оскар Кауттер, перешедший вместе с экипажем с "Vorwärts", но уже в следующем месяце его сменил капитан-лейтенант Йоханнес Янцен. Служба проходила во внутреннем Китае, в районе города Чунцин, расположенного в центральной части провинции Сычуань и удаленного от Шанхая на 1400 км. Уже первый дальний поход, состоявший осенью 1910 года, по маршруту Ичан-Чунцин оказался рекордным. Лодка преодолела эту дистанцию против течения за 38 часов, улучшив прежнее достижение французской речной канонерской лодки "Doudart de Lagrée" на 3,5 часа. В начале ноября Otter смог отбуксировать в Чанчжоу против течения реки тяжелогруженый немецкий пароход – другим судам эта задача оказалась не по силам. С 15 декабря и до начала мая 1911 г. канонерская лодка стояла на зимовке в Чунцине, а с началом навигации вернулась на верфь в Шанхае для ежегодного ремонта. По его окончании, в связи со вспыхнувшими в провинции Хубэй сильными беспорядками, Otter, вместе с канонерскими лодками "Iltis" и "Luchs", вновь ушла во внутренние области Китая. И если две последние из за большой осадки остались в Ханькоу, то Янцен повел свой корабль дальше. С 31 августа и до конца года Otter оперировала в верховьях Янцзы, обеспечивая защиту европейцев и их собственности, а также сопровождая суда с эвакуирующимися от волнений в спокойные области иностранцами. На зиму корабль вновь ушел в Чунцин и оставался там в качестве стационера до 29 марта 1912 г. Затем в конце мая лодка вернулась в Шанхай, где стала на капитальный ремонт. Тогда же Янцена на посту командира сменил капитан-лейтенант Рудольф Фирле. По окончании ремонта Otter вновь направилась в верховья Янцзы и приступила к своей обычной службе. В этом году на зиму корабль не стал оставаться на зимовку в Чунцине, а вернулся в Шанхай. 1913 год прошел в рутинной службе, за исключением того, что в октябре канонерская лодка впервые посетила город Суйфу (ныне Ибинь), находившийся в 220 км от Чунцина выше по течению Янцзы, и являвшийся на тот момент конечным пунктом судоходства по этой реке. Зиму Otter, как и в прошлом году, провел в Шанхае. В марте 1914 года на лодку был назначен ее последний немецкий командир капитан-лейтенант Хайнц Зойферт. Сразу после начала навигации лодка ушла вверх по Янцзы, пройдя весь ее судоходный участок до Суйфу. Именно там во второй половине июля Зойферт получил из Шанхая сообщение от старшего на тот момент офицера Восточно-Азиатской станции командира крейсера Emden корветтен-капитана К. фон Мюллера об угрозе начала войны. Капитан-лейтенант тут же отменил запланированный поход по реке Миньцзян, который должен был совершаться совместно с британской речной канонеркой "Teal". Спускаясь вниз по Янцзы, командир германского корабля не особенно торопился. И лишь получив 2 августа телеграмму с сообщением о начале войны с Россией, спешно направился в Чунцин. Там гражданские лица, служившие на судне, сошли на берег. После этого лодка перешла в Ичан, а затем в Ханькоу, где местный консул экипировал команду цивильными костюмами, так как ей вскоре предстояло покинуть корабль и уехать в Циндао. 6 августа 1914 г. в Пекине был обнародован указ президента Китайской Республики Ли Юаньхуна, согласно которого страна занимала нейтральную позицию в разразившейся мировой войне. Одновременно с этим военно-морские силы провинции Гуандун блокировали в бассейне реки Чжуцзян "Tsingtau", а Otter и "Vaterland" получили от китайских властей распоряжение встать на якорь в районе Сягуань близ Нанкина. На следующий день Otter в последний раз под германским флагом посетил Нанкин, а затем вместе с "Vaterland" стал на якорь в указанном месте. Для наблюдения за германскими кораблями туда были направлены канонерские лодки 2-й эскадры республиканского флота "Цзяньань" и "Ляньцзин". Британское посольство в Пекине осаждало командующего китайским флотом Ли Динсиня, требуя разоружения германских кораблей. В противном случае англичане угрожали их уничтожить. В конце концов, китайский адмирал приказал командирам канонерок демонтировать вооружение и сдать его в Нанкинский арсенал. Зойферт и Дресслер отказались сделать это, резонно ссылаясь на мирные отношения Германии и Китая. Видя настойчивость китайского командования, германские моряки проявили характер: орудия и пулеметы сняли со станков, но вместо передачи китайцам утопили в Янцзы, а замки и секретную документацию передали в местное консульство. Затем лодки перешли на стоянку в 6 милях ниже Нанкина, где они не мешали судоходству. Otter был переименован в München. 18 августа, после формальной продажи лодок проживавшему в Нанкине германскому коммерсанту, который представлял там интересы торгового дома из Мюнхена, Командирам лодок было запрещено поддерживать связь друг с другом. Немцы сняли с мачт антенны радиосвязи, но по ночам поднимали импровизированные проволочные антенны и вели осторожный обмен радиограммами. Когда это стало известно британцам, передатчики судовых радиостанций были конфискованы и сданы на хранение германскому консулу. Вскоре на борту экс-канонерки осталось только четыре человека вахтенной команды, а остальные небольшими группами по Янцзы и далее по железной дороге направились в Циндао и там вошли в экипаж вспомогательного крейсера Cormoran. С ним они в конце 1914 были интернированы на Гуаме и после вступления Соединенных Штатов в войну попали в плен. Всего в течение четырех лет службы до начала Великой войны Otter провёл 1450 дней на якорной стоянке и 275 дней в плавании по Янцзы и ее большим притокам. При этом лодка посетила 24 различные гавани.
20 марта 1917 года, после объявления китайским правительством войны Германии, лодка была им конфискована. В том же году она прошла капитальный ремонт и получила вооружение из одного 57-мм орудия и трех пулеметов (к 1929 усилено до 2-88 мм полевых орудий, 1-57 мм орудия, 3 пулеметов, 2-87 мм бомбометов и 20 речных мин) и грот-мачту, после чего вошла в состав китайского военного флота под именем Li-Tsieh или Li-Chieh (利捷). Весной 1921 года лодка была отправлена на Сунгари через Амур (через советскую территорию). Для перехода через море на буксире транспорта на лодке был сооружён временный деревянный фальшборт. Переход был сопряжён с саботажем советов, противодействием партизан и японских сил интервенции. Лишь конце сентября лодка дошла до нового места службы и вошла в состав Сунгарийской речной флотилии с позывным XNS. Служба на северных границах осложнялась частым переходом флотилии из центрального подчинения в местное и наоборот, а также плохим снабжением и слабостью ремонтной базы. В 1929 году вспыхнул конфликт с СССР на из-за железной дороги. Утром 12 октября советский Амурский флот из 9 кораблей атаковал китайскую флотилию в Лахасусу (Тунцзяне), а советские ВВС нанесли воздушный удар - вместе они потопили четыре китайских корабля, в том числе Li-Chieh, которая получила с советского монитора "Свердлов" снаряд в машинное отделение и выбросилась на береговую отмель, где 16 октября 1929 была разрушена в результате советского воздушного налета. В 1930-1931 лодка была поднята и отправлена на ремонт, но к 3 февраля 1932 года, когда японцы напали на Харбин, ремонт был не закончен. 5 февраля Харбин пал и разоружённая лодка досталась японцам. 1 марта была основана Маньчжурия, а 28 мая лодка была официально зачислена в речной флот обороны Маньчжурии и в 1935 году стала на восстановительный ремонт в Харбине, но вскоре из за плохого состояния корпуса работы были остановлены, и в 1935-1936 лодку там-же разобрали на металл.
|