Корабли авиации  
  Сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательные суда обеспечения гидроавиации / Сторожевые корабли / Водолазный тендер
(Marinelogger / Flugsicherungsschiff / Küstenschutzboot / Hafenschutzboot / Sicherungsboot / Vorpostensicherungsschiff / Taucherfahrzeug типа

"Victoria"


Германия, с 1940 / 1942 гг. 2 ед. (мобилизованные логгеры)

логгер постройки верфи "C. Lühring"

*
Victoria / DK 03 / Vs 122 / Vs 82
*
Ursula / H 423 / DK 04 / DC 52
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
название гражд. рег. верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Victoria AE 97 <C. Lühring>, Киркхаммерварден, стр. № 141 / 1916 15.04.1940 вспомогательное судно обеспечения ВВС, SNB III на Западно-фризских островах, с 17.03.1941 вахтенный корабль ВМФ, с 07.1942 "DK 03", с 20.12.1943 "Vs 122", с 20.01.1944 "Vs 82", 23.03.46 возвращён владельцам.
2 Ursula AE 92 <C. Lühring>, Киркхаммерварден, стр. № 140 / 1916 17.04.1940 вспомогательное судно обеспечения ВВС, SNB III в Вильгельмсхафене, с 18.03.1941 ВМФ, 8.08.1941 водолазное судно, с 1.05.1942 вахтенный корабль, с 7.05.1942 "H 423", с 07.1942 "DC 52" = Wachschiff 7, в 1945 возвращён владельцам, с 1958 "SG 9", 1962 - слом.
ТТХ
Водоизмещение полное ок. 290 т
регистровое 124 брт
Размерения длина 25,46 м
ширина 6,55 м
осадка 2,9 м
высота борта 3,12 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный винт
МО 1 дизель (4 тактн, 4 цил.)
мощность 100 л.с.
Ходовые данные скорость 7 уз.
топливо 5 т соляра
дальность плавания на 7 уз. 1440 миль
Экипаж до 16 чел.
Дополнительные данные корпус 1-палубный с погибью
ВООРУЖЕНИЕ
на судах ВВС вероятно отсутствовало
на вахтенных катерах - обычно 1-2 зенитных пулемёта или 1-20 мм автомат

 


логгер (более поздней) постройки верфи "C. Lühring" в качестве судна охраны гавани

После захвата Дании 9 апреля 1940 г. увеличилась потребность ВВС во вспомогательных судах, и была проведена дополнительная мобилизация малых рыболовных судов. В числе шести логгеров, полученных Люфтваффе в Вильгельмсхафене от эмденской рыболовной компании "Großer Kurfürst Heringsfischerei AG", были два однотипных моторных судна постройки верфи C. Lühring в Киркхаммервардене. 15 апреля был получен "AE 97 Victoria", а 17 апреля "AE 92 Ursula".

Дизельные логгеры "Ursula" (женское имя Урсула латинского происхождения, от лат. Ursus — медведь, буквально означает медведица) и "Victoria" (женское имя Виктория — богиня победы древнеримского пантеона) были построены для рыболовной компании "Braker Heringsfischerei AG" в Браке, спущены на воду соответственно в июне и ноябре 1916 г. и с 1917 находились в эксплуатации под регистрационными номерами OB 60 ("Victoria", позывной DGAR) и OB 89 ("Ursula", позывной DGAT). В 1926 корабли были куплены рыболовной компанией "Emder Heringsfischerei AG" в Эмдене и получили новую регистрацию "Ursula" - AE 92, "Victoria" - AE 97, а в июле 1927 оба логгера стали собственностью эмденской компании "Großer Kurfürst AG". В 1934 году на "Ursula" заменили мотор на новый Köln-Deutz.

 

  Служба

Логгеры были мобилизованы 15 (Victoria) и 17 (Ursula) апреля 1940 и были предназначены для спасательной службы ВВС, в частности Victoria должна была базироваться на Западно-Фризских островах. 27 мая оба корабля подчинили спасательному центру Seenotzentrale (L) Nord в Вильгельмсхафене, при котором в этот период базировалась эскадрилья Seenot.St.4. Организационно логгеры входили в состав спасательной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven. По некоторым данным в ВВС служили под гражданским флагом.

Некоторые эпизоды службы:

15 октября 1940 в 8:00 "Victoria" с логгером "Orion" вышла из Куксхафена в Боркум, куда прибыла 18 октября. 21 октября в 13:00 логгер был послан на позицию у Ширмонникоога (53°37'N / 6°5'O), срок дежурства - 14 дней. Отдых и снабжение между дежурствами - в Боркуме. Дежурный выход на связь в 10:10 утра.

15 июля 1940 "Ursula" прибыла к месту службы, 15 июля в 10:15 с логгерами "Prinz Homburg" и "Orion" находилась на позиции, где корабли проводили испытания радиосвязи. 18 июля в 16:00 и 24 июля в 10:00 "Ursula" выходила на позицию "13". 31 июля из-за плохой погоды логгер укрылся в Листе, и весь следующий месяц действовал оттуда, но данные о перечислении в базирующуюся там Ergänzungs-Seenotflottille отсутствуют. 1 августа в 6:30 "Ursula" вышла на позицию и вернулась в Лист в 11:00. 3 августа в 9:40 и 7 августа в 21:00 "Ursula" снова выходила на позицию "13", 8 августа в 6:40 вернулась в Лист. 11 августа в 10:10 логгер вышел на позицию "13" и вернулся в Лист 13 августа в 11:30, 15 августа в 9:30 снова вышел на позицию "13", вернулся в Лист 17 августа в 11:30. 21 августа в 14:30 вернулся в Лист с очередного выхода на позицию. 23 августа произошла поломка мотора, логгер был определён в ремонт на Mützelwerft в Куксхафене и 26 августа в 9:50 вышел из Листа в Куксхафен.

***

Ещё 5 июня 1940 принимающий корабли полковник ВВС Гольц признавал логгеры неспособными нести спасательную службу из за малой скорости (5-6 уз.). 15 декабря 1940 из за фактического отсутствия применения было предложено передать их ВМФ для патрульной службы и установить вооружение: обычно это был зенитный пулемёт на возвышенной площадке перед рубкой, иногда добавлялся второй на баке, на местах возможны были вариации. На некоторых логгерах для улучшения секторов обстрела снимали фок-мачту. Точный объём работ на кораблях данного типа не известен.

Victoria

"Victoria" была передана ВМФ 17 марта 1941 и зачислена в группу защиты гавани в Киле. В июне 1942 логгер получил дивизионное обозначение DK 03, патрулировал в Кильской гавани и Кильском канале, при реорганизации службы в 1-ю сторожевую флотилию в декабре 1943 корабль получил номер Vs 122, но уже в январе 1944 при исправлении системы обозначений поменял его на Vs 82. Логгер использовался для охраны заграждений, поэтому имел и второе обозначение: Wach 7 или Wachschiff 7.

Ursula

8 октября 1941 находящаяся на тот момент в Боркуме "Ursula" вместе с "Orion" были оставлены в подчинении ВВС и переведены в Киль. 10 октября 1941 "Ursula" была направлена в Гроссенброде для переоборудования в водолазное судно, 15 октября 1941 подчинена зенитно-испытательному полигону в Рерике, базировалась в Варнемюнде. 27 декабря 1941 логгер был выброшен штормом на пляж в лодочной гавани Рерика, был повреждён вал и винт. Корабль отбуксировали на верфь Neptun, срок ремонта начиная с 15 января 1942 составил 8 дней.

29 апреля 1942 "Ursula" была, наконец передана управлению ВМФ в Бремене и 1 мая зачислена в состав 4-й флотилии охраны рейда в Куксхафене, с 7 мая 1942 корабль носил обозначение H 423, а с 07.1942 DC 52.

После войны

По окончании войны в мае 1945 оба логгера были разоружены и возвращёны владельцу. В 1949 они были удлинёны (со 124 до 163 брт), в 1958 был проданы фирме "H. Apetz" в Глюкштадте. Известно, что "Ursula" сменила регистрацию на SG 9 и в 1962 была сдана на слом.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993.
3 Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939 – 1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995.
4 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 29.02.2020

 




 

 
Гражданский флаг Германской империи 1916-1920
Торговый флаг Веймарской республики 1922—1933
Торговый флаг Германии 1934-1941
Военно-морской флот и авиация Третьего рейха 1941-1945
Оккупационный флаг 1946-1949
Гражданский флаг Германии 1949-1962
logger
Один из немецких моторных логгеров тех лет.
Предыдущая страница - вспомогательные корабли обеспечения гидроавиации типа "Altair"
Следующая страница - вспомогательный корабль обеспечения гидроавиации "Orion"