![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катера гидроавиации (Flugzeugsicherungsboot, Flugbetriebsboot) типа
Германия, 1936-1943 гг. не менее 47 ед. - проект B IV "Seeteufel-4" в 1940 году 6 ед. временно числились госпитальными с 1944 года 2 ед. сторожевые катера, исп., как ЗМ (Hafenschützboote, Minenleger), 1 ед. - противолодочный катер (U-Boot Jäger), с 1945 года (после войны) 1 ед. - тральщик, с 1956 года 1 ед. опытовый ![]() * FL. B 401...480 * I.V. 31...32 * Uj 124 * FmVsuSt-1 ** Delphin * Seeadler * Seebär * Seefalke * Seehund * Seemöwe * Seeschwalbe * Seestern *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Катера предназначались для буксировки самолётов на стартовую позицию и спасения экипажей в случае бедствия при волнении в 6 баллов. Корпус был композитный: шпангоуты, переборки, надстройки и крепления моторов из стали, остальное - из дуба. Кроме того, было установлен огнетушитель и насос для генерирования пены, так что катера в ограниченном объеме могли быть использованы для тушения пожара авиационного двигателя. Лодки были снабжены устройством для буксировки гидросамолетов. По этому типу было построено не менее 47 катеров в 5 версиях, несколько различающихся компоновкой надстроек. На катерах 2-й версии ранее "утопленную" рубку подняли на уровень верхней палубы, что-бы увеличить объём жилого пространства, а заодно и улучшить обзор. Надстройки 3-й версии отличалась в первую очередь тем, что стоящий отдельно каютный тамбур в корме был конструктивно объединён с кожухом МО. На катерах 4-й версии ходовую рубку подняли ещё выше. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Сперва катера по штату не несли оборонительного вооружения, его начали устанавливать летом 1940 и сперва это были два зенитных пулемёта MG 15 в одиночных установках на баке и юте. Позже вооружение усиливали, устанавливая, в зависимости от наличия в доступности, разное количество пулемётов или зенитных пушек 2 cm flak 30/38 (в том числе спаренные). На некоторых для этого сооружали площадку за мостиком или в задней части кожуха МО. Позже также на кожухе МО устанавливали пулемёт в авиационной турели. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
1-Я ВЕРСИЯ FL.B 401 (позывной DSZL, с 1.01.1938 DVBZ), спущен в 1936 г., в 1936 передан в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), базировался в Травемюнде (учебная эскадрилья 10. (See)/Lehrgeschwader 2). C 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, с 1 февраля 1938 базировался в Варнемюнде. В марте 1938 передан Испании, базировался в Полленсе, дальнейшая судьба неизвестна.
12 сентября 1940 отправлен в Вильгельмсхафен для установки вооружения, 13 сентября 1940 выделен для Шербура, 23 сентября 1940 в 04:00 вышел в Шербур, 25 сентября 1940 из-за повреждений от плохой погоды зашел Вильгельмсхафен, срок ремонта - 2 дня, 28 сентября 1940 в 07:00 вышел через Амстердам в Шербур, с сентября 1940 при морском спасательном центре Люфтваффе в Шербуре (Seenotzentrale (L) Cherbourg / флотилия Seenotflottille Cherbourg, с июня 1941 Seenotzentrale (L) Normandie). 16 мая 1942 выделен в Средиземное море для замены FL.B 427, 21 мая 1942 на буксире FL.B 602 направился в Фекан, в 05:30 перед входом в порт Фекан атакованы английскими истребителями, оба катера повреждены, на FL.B 402 4 убитых и 4 тяжелораненых, срок ремонта - 2-3 месяца, по окончании ремонта 10 июля 1942 вместе с FL.B 429 отправился в далее в Средиземное море, [11 августа 1942 с FL.B 429 прошёл Париж, 14 августа 1942 катера прибыли в Шалон-на-Марне, после пополнения запасов продовольствия 15 августа 1942 двинулись дальше, 21 августа 42 прибыли в Шалон-сюр-Сон, 26 августа 1942 в 06:45 (через 5 дней, из-за недостаточной глубины в Рона) вышли в Марсель, 27 августа 1942 в 18:00 прибыли в порт Сен Луи, дальше перешли в Специю и в сентябре 1942 были в Сиракузах]. С сентября 1942 в составе Seenotflottille 10 (в подчинении SNB X), [19 декабря 1942 искал пропавший после вылета из Сиракуз Do-24 стр. № 11, нашёл и спас экипаж], с 13 февраля 1943 при 2-й учебно-боевой эскадре в Стефано (поменялся местами с FL.B 410), 9 июля 1943 г. затоплен экипажем в Сиракузах при высадке вражеского десанта.
12 сентября 1940 отправлен в Вильгельмсхафен для установки вооружения и 13 сентября 1940 выделен для Шербура, 28 сентября 1940 в 07:00 вышел через Амстердам в Шербур, с сентября 1940 во флотилии Seenotflottille Cherbourg в Шербуре (в подчинении Seenotzentrale (L) Cherbourg, с июня 1941 Seenotzentrale (L) Normandie, с июня 1942 Seenotflottille 2 при SNB II). В 1943 переведён в западное Средиземноморье (Seenotflotille 13), [19 мая 1943 у Марсалы в кв. 1944/19 Ost обнаружена надувная лодка, на помощь вылетел Do-24 стр. № 86, но поврежден при посадке и отбуксирован FL.B 402], в июне 1943 базировался в Пор-Вандр на средиземноморском побережье Франции, 22 декабря 1943 в 10:00 повреждён бомбами и бортовым оружием двух американских самолётов у Ментоны, убит капитан Johann Kuhn (в голову) и ранен санитар - унтер-офицер Werner Jakob (в ногу), мотор вышел из строя. Катер был отведён в Сан-Ремо и 21 декабря 1943 г. отправлен по грунтовой дороге из Генуи на Адриатику, дальнейшая судьба неизвестна.
2-Я ВЕРСИЯ
Некоторые источники утверждают, что 17 февраля 1943 катер был повреждён английскими бомбардировщиками в Сиракузах (на Сицилии???), но это маловероятно, тем более, что катер и далее оставался в Чёрном море, где 27 августа 1944 г. в Варне был передан Болгарии (↓). В том-же месяце сильно пострадал там при налёте бомбардировщиков, дальнейшая судьба неизвестна.
13 июля 1940 заявлен, как госпитальное судно (↓) Seemöwe, в июле 1940, пройдя через шлюз Princess Beatrix в Голландии, прибыл в Булонь. С 28 июля 1940 входил в состав Seenotflottille Boulogne в подчинении Seenotzentrale (L) Boulogne. 3 ноября 1940 отправлен на ремонт в Германию, 15 декабря 1940 вышел назад в Булонь.
К марту 1942 в Seenotflottille Athen, в подчинении Seenotzentrale (L) Athen. 14 марта 1942 с 2 катерами портового коменданта Суды выходил на место гибели моторного парусника, обнаружили только 1 мертвеца. Последнее упоминание в июле 1944: числился всё так-же в области адмирала Эгейского моря (теперь флотилия именовалась 11-й), дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 406 (позывной DVCE), спущен в 1938 г., с 23 августа 1938 г. служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) List/Sylt (которая с 20 марта 1939 подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), базировался в Хёрнуме. [27 октября 1939 вместе с "Bernhard von Tschirschky" выходил на помощь He-59 M2+RL, 13 ноября 1939 в 07:25 выходил в море, 20 марта 1940 в 13:50 вышел на позицию метеорологической станции, но на рассвете вернулся из за проблем с компасом], в марте 1940 отправлен на ремонт, 4 апреля 1940 вернулся к службе. С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Ergänzungs-Seenotflottille, 22 июня 1940 из за поломки вновь отправлен в ремонт, к сентябрю 1940 в Хёрнуме, [9 сентября 1940 в 16:50 прибыл в Куксхафен, сопровождал катапультный корабль Westfalen]. В ноябре 1941 определён к отправке на Средиземное море, [30 ноября 1941 вышел из Роттердама, 2 февраля 1942, через 64 дня (промерзшие каналы и шлюзы), прибыл в Шалон-сюр-Сон, 7 февраля 1942 вышел из Шалон-сюр-Сон в Пор-Сен-Луи-дю-Рон вместе с FL.B 431, FL.B 435 и FL.B 437, 11 февраля 1942 продолжение перехода в Специю под руководством итальянского офицера, 13 февраля 1942 прибыли в Специю], с 16 февраля 1942 при 2-й учебно-боевой эскадре (KG 2) в Сан-Стефано (см. Seenotflottille Sizilien). 28 мая 1943 четыре катера (FL.B 406, FL.B 207, FL.B 210 и FL.B 212) было приказано отправить по каналам в распоряжение KG 1022 в Дюнамюнде (Даугавгрива, Усть-Двинск) на Балтике, но их прибытие не подтверждено. 26 февраля 1944 г. ок. 13:00 обстрелян 4-6 британскими истребителями у Схеллингвауде, 5 тяжелораненых членов экипажа сняты голландской шлюпкой, по утверждению спасенных остальные 6 членов экипажа были мертвы. На место аварии прибыли 5 катеров охраны рейда и 1 спасательный прам. Вероятно, катер смогли спасти, так как 28 декабря 1944 он находился в Копенгагене, а в апреле 1945 г. выполнял эвакуацию беженцев в Балтийском море (Seenotflottille 81?), дальнейшая судьба неизвестна.
С декабря 1940 служил при морском спасательном районе Люфтваффе в Ольборге (Seenotzentrale (L) westl. Ostsee), организационно входил в состав флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven / базировался в Тистеде, с августа 1941 - в Хиртсхальсе. К ноябрю 1943 предп. вернулся в Ergänzungs-Seenotflottille в Листе. [18 ноября 1943 в 09:03 оперировал у Ольборга с FL.B 205, FL.B 416, FL.B 434, FL.B 508 и FL.B 533. 1 декабря 1943 оперировал у Листа, 6 декабря 1943 в 12:55 прибыл в гавань и в тот же день снова вышел в море, 11 декабря 1943 - поиск места аварии к северу от Нордерная совместно с 3 самолетами и катером FL.B 533, FL.B 407 выполнял поиск в квадрате 05 OS / UP 5, в 12:45 один самолет обнаружил выжившего парашютиста, но в 13:20 он сообщил, что парашютист утонул. С 13:55 самолёты продолжили поиск в направлении Шпикерога и в 14:15 один из них сообщил о пяти выживших. FL.B 407 в 14:07 получил приказ обыскать область между AP 1 и 7, в 19:00 катер вернулся в гавань Листа, 12 декабря 1943 дежурил снова, 16 декабря 1943 в 11:15 FL.B 407 с FL.B 514 и FL.B 543 из Нордерная патрулировали на "позиции 32", 23 декабря 1943 в 14:25 FL.B 407, FL.B 508 и FL.B 533 оперировали из Нордерная, FL.B 407 в полдень сообщил о безуспешном поиске, 27 декабря 1943 FL.B 407 был активен, 3 января 1944 во второй половине дня FL.B 407 оперировал у Нордерная с FL.B 205, 10 января 1944 FL.B 407 оперировал у Листа с Gunter Pluschow, FL.B 508, FL.B 514, FL.B 533, FL.B 579, FL.A 402 и ещё 1 катером], 9 апреля 1944 с FL.B 416 и FL.B 544 повреждён при бомбардировке во время ремонта на Krögerwerft в Варнемюнде, запасные части моторов и весь инвентарь на берегу разрушен. Катер был отремонтирован и с 28 декабря 1944 служил в составе 81-й морской спасательной флотилии (Seenotflottille 81), с 25 апреля 1945 г. выполнял эвакуацию беженцев в Балтийском море, в момент капитуляции 8 мая 1945 находился во Фленсбурге, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 408 (позывной DVCG), спущен в 1939 г., с 20 марта 1939 г. в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, базировался в Цингсте (с 28 августа 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Ost). С августа 1941 г. в составе флотилии Seenotflottille Riga (подчинялась Seenotzentrale (L) ostwärtige Ostsee), базировался в Виндау. 13 марта 1942 назначен для передачи на Черное море, [25 апреля 1942 отправлен на буксире из Гамбурга в Дрезден, 30 мая 1942 с FL.B 404 и FL.B 415 прибыл в Регенсбург, на верфь Hitzler, затем отправлен по грунтовой дороге, 30 июня 1942 катера прибыли в Констанцу], с 3 июля 1942 вошёл в состав флотилии Seenotflottille 12 в подчинении SNB XII. 12 января 1944 перед гаванью Одессы обстрелян русским истребителем, 20 августа 1944 г. потоплен советскими бомбардировщиками в Констанце.
FL.B 409 (позывной DVCH), спущен в 1939 г., с 20 марта 1939 г. при испытательном полигоне военной авиации в Тарневице, числился при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Kiel-Holtenau (в подчинении Seenotzentrale (L) Ost, c 28 августа 1939 Seenotzentrale (L) Nord, c 1 апреля 1940 снова Seenotzentrale (L) Ost), 26 июля 1940 находился ещё в Тарневице, но был предусмотрен для передачи морской спасательной службе. С сентября 1940 входил в состав флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven (в подчинении SNB III), [10 сентября 1940 ночью был сбит английский самолет, FL.B 409 должен был искать обломки, но выход отменили, так как уже вышел другой катер, 10 сентября 1943 в 19:15 прибыл в Штральзунд, 4 октября 1943 в 07:30 вышел из Штральзунда в Росток, 7 октября 1943 в 06:00 вышел из Штральзунда в Росток, 16 декабря 1943 оперировал у Листа], с 1944 г. в 80-й спасательной флотилии (Seenotflottille 80) в Вильгельмсхафене, с 28 декабря 1944 и 25 апреля 1945 находился в Ольборге, дальнейшая судьба неизвестна.
С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen, но уже в октябре 1940 передан Seenotflottille Wilhelmshaven (в подчинении SNB IV), базировался в Нордернее, [22 октября 1940 He-115 M2+DL из 3/Kü.Fl.Gr.106 сел вплотную к северной дамбе и выскочил на неё, FL.B 410 снял машину и отвёл в Нордернай, куда прибыл в 14:30, машина не повреждена, 24 ноября 1940 катер нашел обломки пропавшего без вести самолета He-115 S4+DK из 2/Kü.Fl.Gr.506, вероятно он разбился, 12 декабря 1940 перешёл в Боркум]. В декабре 1941 назначен в Средиземное море, [7 декабря 1941 вышел из Роттердама по внутренним водным путям, 2 февраля 1942 через 57 дней (промерзшие каналы и шлюзы) прибыл в Шалон-сюр-Сон, 24 февраля 1942 5 катеров FL.B. (FL.B 410, FL.B 207, FL.B 210, FL.B 212 и FL.B 214) находились ещё в Шалон-сюр-Сон из-за низкого уровня воды, 28 февраля 1942 в 08:00 прибыли в Пор-Луи, 2 марта 1942 в Марселе, вышли из Пор-Сент-Луи, 7 марта 1942 прибыли в место назначения], в катерной группы в Гроссето (см. Seenotflottille Sizilien), 23 апреля 1942 FL.B 410, FL.B 210 и FL.B 214 были повреждены кораблем-целью "Gitta Cenova" (по видимому, при швартовке), к 10 февраля 1943 при 2-й учебно-боевой эскадре в Стефано, с 13 февраля 1943 в спасательной службе (поменялся местами с FL.B 402), 6 апреля 1943 г. потоплен бомбардировщиками или торпедой итальянского ТКА во время налёта на Трапани (вместе с FL.B 428).
С сентября 1941 г. в Seenotflottille Stavanger (в подчинении Seenotzentrale (L) Norwegen), базировался в Тронхейме, [11 июля 1942 у Утхауга сломался коленчатый вал левого мотора], 4 августа 1942 отправлен на ремонт на верфь в Травемюнде. После ремонта, по видимому назначен в Голландию, но 5 февраля 1943 г. на переходе из Боркума в Терсхеллинг катер (командир - фельдфебель Klein) был расстрелян пушечным огнём британских самолётов и выбросился на берег у Влиланда, 1 убитый, 1 тяжело и 1 легко раненый, к 10 февраля 1943 полностью разбит штормом.
По некоторым данным в 1942-1943 перешёл на Средиземное море (см. Seenotflottille 13), где погиб, но это не подтверждено документами. В любом случае был на Средиземном море: 8-13 апреля 1944 находился в сухом доке в бассейне de Raudoup (док 3) в Марселе. 28 декабря 1944 в Киле передан в аренду ВМФ (↓), противолодочный катер "UJ 124" в составе 1-й флотилии ПЛО (1. U-Jagd-Flottille), 15 января 1945 вошёл в строй в Штральзунде, как катер ПЛО, командир - мичман Тоденхаген (Ob.Fhnr.z.S. Todenhagen). 26 января 1945 сообщалось, что использовался как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund", дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 413 (позывной DVCL), спущен в 1939 г., с 20 марта 1939 г. служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Norderney (которая с 20 марта 1939 подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), базировался в Боркуме. [7 марта 1940 в 16:56 направился на позицию метеорологической станции, 8 марта 1940 в 09:32 стоял у Боркума, 20 марта 1940 в 14:20 вышел из Боркума в Хуберт Гат, 11 апреля 1940 прибыл в Боркум]. С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven (в оперативном подчинении SNB V). [28 июля 1940 в 23:05 прибыл в Боркум, 30 ноября 1940 дозорный катер обнаружил спасательный буй № 12, "FL.B 413" вышел, принял буй и доставил его в Боркум, 5 декабря 1940 в 03:00 вышел на поиск колёсного He-111, совершившего вынужденную посадку между Гретзилем и Гроотхузеном, машина совершила посадку между дамбами в Wansdagt, экипаж не пострадал, машина разрушена на 30–40%, причина - недостаток горючего, в 04:30 катер вернулся в Боркум], 11 декабря 1940 катер прибыл для ремонта на верфь в Куксхафене, 8 ноября 1941 перешёл из Боркума в Киль, к маю 1942 в Хёрнуме, 5 мая 1942 отправлен на ремонт, 4 августа 1942 вернулся в Хёрнум. В 1943 определён в Средиземное море, 22 декабря 1943 на переходе в Геную, у Neutone атакован бортовым оружием и бомбами самолётов, командир Kühn убит, 1 раненный, 1 мотор вышел из строя, катер сильно пострадал и отбуксирован в Сан-Ремо, дальнейшая судьба неизвестна.
С октября 1939 при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) List/Sylt (подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), базировался в Хёрнуме, [23 октября 1939 с "Bernhard von Tschirschky" искал два Do-18, севшие у Хёрнума, 17 ноября 1939 в 09:10 вышел из Хёрнума к Кноопс-Ринне, но из-за волнения остался в пределах бассейна, 8 марта 1940 в 10:55 был вынужден вернуться Хёрнум из-за льда, 16 марта 1940 в 03:15 прибыл в Хёрнум, 18 марта 1940 незначительно повреждён зажигательной бомбой при налете авиации]. С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Ergänzungs-Seenotflottille.
6 октября 1942 определён в Средиземное море, [19 ноября 1942 с FL.B 417 и FL.B 419 вышли из Фекана, 23 ноября 1942 с FL.B 417, FL.B 419 и FL.B 604 прибыл в Руан, 4 декабря 1942 вечером прибыли в Шомон, лёд препятствовал продолжению перехода, 8 декабря 1942 с FL.B 417, FL.B 419, FL.B 604 и FL.F 205 прибыл в Шалон-сюр-Сон, а 13 декабря 1942 в Пор-Сен-Луи, 14 декабря 1942 из-за плохой метеорологической ситуации продолжение перехода задержано, 31 декабря 1942 в 07:30 с FL.B 417 и FL.B 419 вышли из Специи и в 16:30 прибыли в Сан Стефано, 2 января 1943 все три катера прибыли в Неаполь, но из за отсутствия топлива лишь 6 января 1943 смогли выйти в Салерно, 7 января 1943 продолжили переход в Мессину, 8 января 1943 в 15:00 прибыли в Сиракузы]. С 9 января 1943 в составе 10-й спасательной флотилии (Seenotflottille 10) при SNB X, якорная стоянка в районе SBK X в Сиракузах. 12 февраля 1943 из-за повреждения винтов прибыл в Мессину. 11 мая 1943 г. погиб при воздушном налете в Марсале.
FL.B 415 (позывной DVCN), спущен в 1939 г., с мая 1939 при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen (в подчинении Seenotzentrale (L) Ost), базировался в Цингсте. С 1 ноября 1939 Seenotbezirksstelle (L) List/Sylt (подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), базировался в Тённинге. С июня 1940 предп. в составе вновь образованной флотилии Ergänzungs-Seenotflottille. С сентября 1941 в составе Seenotflottille Riga (в подчинении Seenotzentrale (L) ostwärtige Ostsee), базировался в Виндау. 5 ноября 1941 выделен 2-й учебно-боевой эскадре как торпедолов, но 8 ноября 1941 заменён на FL.B 406 и назначен для доставки на Средиземное море, 15 января 1942 из за сильного льда у Хёрнума вынужден был остаться в Киле, 15 апреля 1942 переназначен для передачи на Черное море, [2 мая 1942 в 13:00 с FL.B 404 и FL.B 408 отправлен на буксире из Гамбурга в Дрезден, 30 мая 1942 кетера прибыли в Регенсбург, на верфь Hitzler, затем отправлены по грунтовой дороге, 30 июня 1942 прибыли в Констанцу], с 3 июля 1942 вошёл в состав флотилии Seenotflottille 12 в подчинении SNB XII, 20 августа 1944 г. потоплен советскими бомбардировщиками в Констанце.
FL.B 416 (позывной DVCR), спущен в 1939 г., с мая 1939 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Pillau (с 28 августа 1939 в подчинении Seenotzentrale (L) Ost, с мая 1941 в подчинении центра Seenotzentrale (L) z.b.V.), базировался в Пиллау. С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Bug auf Rügen. В июне 1941 центр был переименован в Seenotzentrale (L) ostwärtige Ostsee, 12 июля 1941 перешёл в состав вновь образованной флотилии Seenotflottille Riga, базировался в Риге. 15 апреля 1942 в Кёнигсберге, выделен Ergänzungs-Seenotflottille (подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), базировался в Хёрнуме, [18 июля 1943 дозорный катер получил морской сигнал бедствия у Ден-Хелдера, "FL.B 413" вышел на поиск, но в 12:15 сообщил на Гельголанд, что ничего не обнаружил, 25 июля 1943 находился на позиции в кв. 05 Ost 8511, 18 ноября 1943 в 09:03 оперировал с FL.B 205, FL.B 407, FL.B 434, FL.B 508 и FL.B 533, на связи с Ольборгом, 19 ноября 1943 с 2 другими катерами также на связи с Ольборгом, 30 ноября 1943 оперировал с FL.B 514, 6 декабря 1943 оперировал у Нордерная], 9 апреля 1944 был повреждён при бомбардировке во время ремонта на Krögerwerft в Варнемюнде (с FL.B 407 и FL.B 544, запасные части моторов и весь инвентарь на берегу разрушен. Катер был отремонтирован и с 28 декабря 1944 служил в составе 81-й спасательной флотилии (Seenotflottille 81), с 25 апреля 1945 г. выполнял эвакуацию беженцев в Балтийском море, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 417 (позывной DVCT), спущен в 1939 г., с 1 ноября 1939 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) List/Sylt (подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), базировался в Тённинге, с июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Ergänzungs-Seenotflottille [8 сентября 1940 вышел к указанному месту аварии, но обломки можно видеть только при отливе, 9 сентября 1940 снова вышел туда, теперь при отливе и с надувной лодкой, но ничего не нашёл]. 13 сентября 1940 выделен для Шербура и отправлен в Вильгельмсхафен для установки вооружения, 23 сентября 1940 в 04:00 вышел в Шербур, 25 сентября 1940 из-за повреждений от плохой погоды зашел в Вильгельмсхафен, срок ремонта - 2 дня, 28 сентября 1940 в 07:00 вышел из Вильгельмсхафена, через канал Эмса и Амстердам в Шербур, в составе Seenotflottille Cherbourg (подчинялась Seenotzentrale (L) Cherbourg, с 5 июля 1941 Seenotzentrale (L) Normandie), с 1 июня 1942 Seenotflottille 2 (при SNB II). 6 октября 1942 определён в Средиземное море, в SNDF 2 (Süd), [19 ноября 1942 вышел по рекам из Фекана с FL.B 414 и FL.B 419, 23 ноября 1942 с FL.B 414, FL.B 419 и FL.B 604 прибыл в Руан, 4 декабря 1942 вечером прибыли в Шомон, лёд препятствовал продолжению перехода, 8 декабря 1942 с FL.B 414, FL.B 419, FL.B 604 и FL.F 205 прибыл в Шалон-сюр-Сон, а 13 декабря 1942 в Пор-Сен-Луи, 14 декабря 1942 из-за плохой метеорологической ситуации продолжение перехода задержано, 31 декабря 1942 в 07:30 с FL.B FL.B 414 и FL.B 419 вышли из Специи и в 16:30 ч. - прибыли в Сан Стефано, 2 января 1943 все три катера прибыли в Неаполь, но из за отсутствия топлива лишь 6 января 1943 смогли выйти в Салерно, 7 января 1943 продолжили переход в Мессину, 8 января 1943 в 15:00 с FL.B 419 прибыл в Сиракузы], с 9 января 1943 в составе 10-й спасательной флотилии (Seenotflottille 10) при SNB X, якорная стоянка в области SBK X в Сиракузах. 13 мая 1943 уничтожен при бомбардировке на верфи в Августе.
3-Я ВЕРСИЯ
26 июля 1940 предназначен для перевода на запад (во Францию), 4 августа 1940 в 08:00 вышел из Вильгельмсхафена в Булонь, с августа 1940 в составе Seenotflottille Boulogne (при Seenotzentrale (L) Boulogne), базировался в Дьеппе. С июля 1942 г. при торпедо-испытательном полигоне в Гексенгрунде, базировался на Готенхафен, предп. административно подчинялся флотилии Seenotflottille 6 (с 19 августа 1944 Seenotflottille 81 „Pommernflottille“), с 1 октября 1944 в Свинемюнде, с 25 апреля 1945 г. - эвакуация беженцев в Балтийском море, к моменту капитуляции 9 мая 1945 находился в Каппельне, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 419 (позывной DVDB), спущен в 1939 г., с 1 ноября 1939 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Norderney (подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), базировался в Нордернае. С 06.1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven, 9 сентября 1940 отправлен в Вильгельмсхафен для установки вооружения.
31 октября 1942 выделен для перевода в Средиземное море, [19 ноября 1942 с FL.B 414 и FL.B 417 вышли из Фекана, 23 ноября 1942 с FL.B 414, FL.B 417 и FL.B 604 прибыл в Руан, 4 декабря 1942 вечером прибыли в Шомон, лёд препятствовал продолжению перехода, 8 декабря 1942 с FL.B 414, FL.B 417, FL.B 604 и FL.F 205 прибыл в Шалон-сюр-Сон, а 13 декабря 1942 в Пор-Сен-Луи, 14 декабря 1942 из-за плохой метеорологической ситуации продолжение перехода задержано, 31 декабря 1942 в 07:30 с FL.B 414 и FL.B 417 вышли из Специи и в 16:30 ч. - прибыли в Сан Стефано, 2 января 1943 все три катера прибыли в Неаполь, но из за отсутствия топлива лишь 6 января 1943 смогли выйти в Салерно, 7 января 1943 продолжили переход в Мессину, 8 января 1943 в 15:00 с FL.B 417 прибыл в Сиракузы], с 9 января 1943 в составе 10-й спасательной флотилии (Seenotflottille 10) при SNB X, якорная стоянка в области SBK X в Сиракузах. 13 мая 1943 уничтожен при бомбардировке на верфи в Августе.
FL.B 420 (позывной DVDC), спущен в 1940 г., 18 апреля 1940 готов к применению, при морской комендатуре авиационной базы в Вильгельмсхафене, с 30 мая 1940 служил при спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Norderney (подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), базировался в Вильгельмсхафене. С июня 1940 в составе вновь образованной флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven, [20 июня 1940 ок. 07:00 вышел в Вангерооге, 25 июня 1940 вышел к месту аварии на траверзе Шиллига, в 17:55 вернулся]. 26 июля 1940 был предусмотрен для Бреста (вместе с FL.B 421, FL.B 426 и FL.A 402), 1 августа 1940 отправился на верфь в Вильгельмсхафене для установки вооружения и 7 августа 1940 в 08:00 вышел из Вильгельмсхафена в Брест, где вошёл в состав Seenotflottille Brest-l'Aberwrach (при Seenotzentrale (L) Brest), 4 сентября 1940 активно оперировал в море, 24 октября 1942 сел на мель в заливе Камаре, вскоре снят, винты и руль получили лёгкие повреждения, ремонт в доке при верфи в Бресте, [26 июня 1943 в 22:30 вышел из Л'Абер Враша, 27 июня 1943 в 05:15 прибыл в Гернси, 28 июня 1943 в 03:30 вышел из Гернси и в 04:15 прибыл в Шербур]. В июле 1943 выделен для перевода в Средиземное море, [5 июля 1943 в полдень вышел из Гавра, в 18:30 прибыл в Руан, 6 июля 1943 в полдень вышел из Руана в направлении Парижа...], с августа 1943 в составе Seenotflottille 13 (при SNB XIII) в Берре, базировался в Сен-Рафаэле на южном побережье Франции, 17-20 апреля 1944 находился в сухом доке бассейна de Raudoup (док 4) в Марселе, дальнейшая судьба неизвестна (19 августа 1944 флотилия была расформирована с отступлением), предположительно, британский трофей.
К апрелю 1944, наконец, добрался до Средиземного моря, в составе Seenotflottille 13 (при SNB XIII), [18 апреля 1944 в 22:35 вышел из Пор-де-Бука на скорости 15 узлов, 19 апреля в 06:40 прибыл в Пор-Вендр]. 19 августа 1944 флотилия расформирована с отступлением, дальнейшая судьба катера неизвестна, предположительно, британский трофей. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
С августа 1942 г. в составе Seenotflottille 1 (при SNB I) при морской спасательной команде Руайана, базировался в Аркашоне. В 1943 г. перешёл на Средиземное море, вошёл в состав 10-й спасательной флотилии (Seenotflottille 10 при SNB X), [12 мая 1943 повреждён при посадке на песчаную отмель, 13 ноября 1943 во время отступления с Сардинии и Корсики с FL.B 431 и FL.B 515 эвакуировали на сушу 328 раненых, 2261 солдата со снаряжением и 106 т. устройств и материалов], дальнейшая судьба неизвестна.
13 июля 1940 заявлен, как госпитальное судно (↓) Seehund, 26 июля 1940 прибыл в Булонь пройдя через шлюз Princess Beatrix в Голландии, в составе Seenotflottille Boulogne (при Seenotzentrale (L) Boulogne), базировался в Булони, [31 июля 1940 обстрелян британскими самолётами у мыса Гриз-Нец].
В октябре 1941 был определён в Норвегию, 6-10 октября прошёл ремонт радиостанции и 12 октября в 11:00 отправился в Тромсё, по пути зашёл в Травемюнде для получения запасных винтов, служил в составе Seenotflottille Tromsö (при Seenotzentrale (L) Polarküste) с якорной стоянкой в Киркенесе, [9 января 1944 в 17:24 зашел в Кристианзанд]. С 7 мая 1944 находился на ремонте моторов на верфи в Травемюнде, после чего был передан Seenotflottille 50 (при Seenotverbindungskommando 50), основная якорная стоянка в Санде-Фьорде. С октября 1945 г. (↓) тральщик Германской Тральной Администрации (GM/SA) Delphin, входил в 16-ю тральную флотилию (16. Minensuchflottille, Вильгельмсхафен) в составе 2-й дивизии (Северное море), 8 февраля 1946 г. передан по репарациям СССР, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 424 (позывной DVDG), спущен в 1940 г., 13 июля 1940 заявлен, как госпитальное судно (↓) Seebär, 20 июля 1940 прибыл в Амстердам пройдя через шлюз Princess Beatrix в Голландии, 25 июля перешёл в Остенде и с 28 июля 1940 в составе Seenotflottille Boulogne (при Seenotzentrale (L) Boulogne), базировался в Дьеппе. С августа 1940 в составе Seenotflottille Cherbourg (при Seenotzentrale (L) Cherbourg), базировался в Гавре, [20 февраля 1942 в 9 милях к северо-западу от Гавра катер был атакован и очень сильно повреждён 4 английскими истребителями, 5 убитых, в том числе 1 гражданское лицо (радист Geiken), 1 тяжелораненый (командир Ludwig Eilers, потерял левую руку), катер отправлен на ремонт в Фекан, 30 июля 1942 в 02:45 катер прибыл в Дьепп и в 23:00 отправился в Булонь]. 2 июня 1943 приказано подготовить FL.B 424 и FL.B 439 для перевода по внутренним водным путям и грунтовой дороге в Черное море, куда катер доставлен по внутренним водным путям и по суше (Дрезден-Регенсбург), где-то с середины июня служил в составе Seenotflottille 12 (при SNB XII). 8 февраля 1944 г. на катере открылась течь и он выбросился на пляж в 2 км к западу от Евпатории, 24 марта 1944 г. снят (после демонтажа моторов) и отбуксирован катером FL.B 426 в Севастополь, в июне-июле 1944 ушёл в Германию для ремонта, 1 октября 1944 г. направлен на ремонт в Ингольштадт, 28 декабря 1944 находился на верфи в Корнойбурге (на Дунае в Австрии), дальнейшая судьба неизвестна.
С августа 1940 в составе Seenotflottille Cherbourg (при Seenotzentrale (L) Cherbourg), базировался в Гавре, [2-7 июля 1941 стоял в Фекане, 11 февраля 1942 стоял в Остенде, 14 марта 1942 в 07:45 вышел из Фекана, 27 апреля 1942 в 06:57 вышел из Фекана, 31 мая 1942 с 20:30 до 20:50 выходил на место аварии самолёта]. С июня 1942 г. в составе Seenotflottille 1 (при SNB I) при морской спасательной команде Руайана, базировался в Аркашоне. К декабрю 1942 г. снова в Seenotflottille 2 в Дьеппе, [12 декабря 1942 в 15:35 выходил из Дьеппа на север, в 18:35 вернулся с 15 спасёнными моряками, 18 января в 01:20 вышел из Дьеппа в направлении Ле Трепора, вернулся в 04:45]. В июне 1943 был определён на Адриатику, где вошёл в состав Seenotflottille 11 (при SNB XI), [11-12 апреля 1944 на переходе из Триеста в Монфальконе получил повреждения средней тяжести при бомбардировке, в августе 1944 находился в Корсини]. В октябре 1944 г. передан ВМФ (↓), с 11 октября 1944 I.V. 31 в составе флотилии охраны рейда в Венеции, использовался, как минный заградитель. Весной 1945 подожжён 3-мя британскими самолётами Thunderbolt к северу от Портофино и затоплен у обрывистого берега (капитан - унтер-офицер Becker).
24 февраля 1941 выделен морской аварийной службе при X летном корпусе на Сицилии, [передача по маршруту Гавр - Сена - Марн - Саона - Рона. Охрана из Марселя в Сиракузы - итальянским военно-морским флотом, при проходе свободной областью - экипаж в штатских костюмах, никакого оружия на палубе, никаких национальных признаков, без флага, проход с максимальной скоростью, 7 марта 1941 в 17:00 FL.B 405, FL.B 426, и FL.B 430 вышли из Фекана, 10 марта 1941 в Шербуре, 16 марта 1941 в Париже, 20 марта 1941 прибыли в Шалон-на-Марне, катера должны были пройти 89 шлюзов, 27 марта 1941 прибыли в Шалон-сюр-Сон, 29 марта 1941 прибыли в Лион, 30 марта 1941 вышли из Лиона, 31 марта 1941 в Арле, 2 апреля 1941 вечером прибыли в Марсель, стали в док для проверки винтов, 6 апреля 1941 в 07.00 вышли из Марселя в Сан-Ремо в пределах французских территориальных вод - в сопровождении посыльного судна "IMPETUENSE", 9 апреля 1941 в 18:00 прибыли в Сан-Ремо, 12 апреля 1941 в 09.00 в сопровождении итальянского торпедного катера LA MASA вышли из Савоны в Специю, куда прибыли в 13.30, 15 апреля 1941 в 07.30 в сопровождении итальянского торпедного катера LA MASA вышли из Специи и в 10.15 прибыли в Чивитавекку]. С апреля 1941 в составе Seenotflottille Sizilien (при Seenotzentrale (L) Sizilien). 10 июля 1941 г. вышел из Бургаса для перехода в Чёрное море, под видом гражданского госпитального судна (↓) Seefalke из Пирея перешёл в Констанцу и вошёл в состав флотилии Seenotflottille Schwarzes Meer в подчинении Seenotzentrale (L) Schwarzes Meer. 27 августа 1944 г. в Варне был передан Болгарии (↓), дальнейшая судьба неизвестна.
13 ноября 1943 с FL.B 421 снова откомандирован в Средиземное море, в Геную, откуда 24 декабря 1943 отправлен по грунтовой дороге на Адриатику, где служил в составе Seenotflottille 11 (при SNB XI). 11 октября 1944 передан ВМФ (↓), с 11 октября 1944 I.V. 32 в составе флотилии охраны рейда в Венеции, использовался, как минный заградитель. 11 января 1945 повреждён в столкновении с "I.V. 30" у Венеции при постановке мин, вероятно затонул (?).
4-Я ВЕРСИЯ FL.B 428 (позывной DVDL), спущен в 1940 г., 9 сентября 1940 отправлен в Вильгельмсхафен для установки вооружения, 10 сентября 1940 принят и 13 сентября 1940 вместе с FL.B 419 вышел в Нордернай, откуда 18 сентября 1940 в 11:30 отправились через Схеллингвауде (Амстердам) к месту службы в Булонь, в составе Seenotflottille Boulogne (при Seenotzentrale (L) Boulogne), базировался в Кале. 11 апреля 1942 приказано перевести FL.B 427, 428 и FL.B 432 в Средиземное море из Фекана по каналам и Роне в Сиракузы, [17 мая 1942 10:20 с FL.B 432 вышли из Фекана и в 15:40 прибыли в Руан. После обеспечения лоцманами в 18.05 в 06:00 направились в Париж, где были 20 мая 1942 в полдень, 29 мая 1942 прибыли в Шалон-сюр-Сон, 2 июня 1942 в 17:30 вышли из Пор-Луи (устье Роны) и 5 июня 1942 прибыли в Специю, где выяснилось, что лопасти правого винта в 3 местах оказались подпилены, предполагалось, что акт саботажа, возможно, был произведён в Фекане, так как там винты заменялись. После исправления повреждений, 6-9 июня 1942 перешли из Специи в Сан-Стефано], к июлю 1942 вошли в состав флотилии Seenotflottille 10 в подчинении SNB X, базировался в Катании, 27 февраля 1943 г. потоплен бомбардировщиками в Сиракузах.
В августе 1942 г. определён на Средиземное море, [11 августа 1942 с FL.B 402 прошёл Париж, 14 августа 1942 катера прибыли в Шалон-на-Марне, после пополнения запасов продовольствия 15 августа 1942 двинулись дальше, 21 августа 42 прибыли в Шалон-сюр-Сон, 26 августа 1942 в 06:45 (через 5 дней, из-за недостаточной глубины в Рона) вышли в Марсель, 27 августа 1942 в 18:00 прибыли в порт Сен Луи, дальше перешли в Специю и в сентябре 1942 были в Сиракузах]. С сентября 1942 в составе Seenotflottille 10 (в подчинении SNB X), ночью 10-11 сентября 1943 потоплен итальянской зенитной артиллерией в гавани Пьомбино (с FL.B 537, FL.C 504, FL.C 528, FL.C 3046 и FL.C 3099).
24 февраля 1941 выделен морской аварийной службе при X летном корпусе в Сицилии на Средиземное море, [передача по маршруту Гавр - Сена - Марн - Сона - Рона. Охрана из Марселя в Сиракузы - итальянским военно-морским флотом, при проходе свободной областью - экипаж в штатских костюмах, никакого оружия на палубе, никаких национальных признаков, без флага, проход с максимальной скоростью, 7 марта 1941 в 17:00 FL.B 405, FL.B 426, и FL.B 430 вышли из Фекана, 10 марта 1941 в Шербуре, 16 марта 1941 в Париже, 20 марта 1941 прибыли в Шалон-на-Марне, катера должны были пройти 89 шлюзов, 27 марта 1941 прибыли в Шалон-сюр-Сон, 29 марта 1941 прибыли в Лион, 30 марта 1941 вышли из Лиона, 31 марта 1941 в Арле, 2 апреля 1941 вечером прибыли в Марсель, стали в док для проверки винтов, 6 апреля 1941 в 07.00 вышли из Марселя в Сан-Ремо в пределах французских территориальных вод - в сопровождении посыльного судна "IMPETUENSE", 9 апреля 1941 в 18:00 прибыли в Сан-Ремо, 12 апреля 1941 в 09.00 в сопровождении итальянского торпедного катера LA MASA вышли из Савоны в Специю, куда прибыли в 13.30, 15 апреля 1941 в 07.30 в сопровождении итальянского торпедного катера LA MASA вышли из Специи и в 10.15 прибыли в Чивитавекку]. С апреля 1941 в составе Seenotflottille Sizilien (при Seenotzentrale (L) Sizilien). К декабрю 1941 в составе Seenotflottille Athen (в подчинении Seenotzentrale (L) Athen), [19 декабря 1941 выходил для спасательной операции к севшему на мель к востоку от входа в порт Ираклион моторному паруснику "Agios Nicolaos", в 1942 отбуксировал из Ханьи в бухту Суда катер береговой охраны 13M2, с 24 сентября по 1 ноября 1943 - ремонт на Forges et Chantiers de la Méditerranée в Ла-Сен-сюр-Мер около Тулона, 4 марта 1944 в кв. 7311/14 Ost 6 истребителей-бомбардировщиков атаковали катер, повреждены рулевая рубка, машина и радио, лейтенант Schründer тяжело ранен и отправлен в морской военный госпиталь в Герцоговине, 20 мая 1944 авиационное командование Албании приказало перевести катер из Котора в Эгейское море, в 21:00 катер вышел Котора, 24 мая 1944 в 19:45 вошёл в Эгейское море и 27 мая 1944 прибыл в порт назначения Афины], дальнейшая судьба неизвестна.
В ноябре 1941 определён к отправке на Средиземное море, [30 ноября 1941 вышел из Роттердама, 2 февраля 1942, через 64 дня (промерзшие каналы и шлюзы), прибыл в Шалон-сюр-Сон, 7 февраля 1942 вышел из Шалон-сюр-Сон в Пор-Сен-Луи-дю-Рон вместе с FL.B 406, FL.B 435 и FL.B 437, 11 февраля 1942 продолжение перехода в Специю под руководством итальянского офицера, 13 февраля 1942 прибыли в Специю], с марта 1942 в составе флотилии Seenotflottille Sizilien (при Seenotzentrale (L) Sizilien), базировался в Сиракузах (Сицилия), [в ночь на 5 июня 1942 сильно повреждён прямым попаданием бомбы при воздушном налете, матрос Lorenz убит, матрос Zimmermann тяжело ранен, позже умер, у радиста Rieger осколок бомбы в животе под ребрами, моторист Weber легко ранен, командир Rust потерял палец ноги, 6 марта 1943 из-за повреждения мотора выскочил на берег самолет Do-24 (стр. № 29), FL.B 431 пытался его стащить, но из за сильного волнения буксир порвался, экипаж из 6 человек снят катером, самолет отнесло волнами и при повторном поиске его уже не нашли, 8 августа 1943 не вернулся Do-24 T.3 (стр. № 64), вылетевший 7 августа из Порте-Конте (Сардиния), FL.B 431 выходил на поиск в кв. 0145/14 Ost, но в тот раз ничего не обнаружил, лишь 14 августа 1943 в кв. 1117/14 Ost обнаружены 4 надувных лодки с людьми из его экипажа, FL.B 431 вышел из Ла Маддалены и в кв. 1114 спас 6 человек, 13 ноября 1943 FL.B 422, FL.B 431 и FL.B 515 эвакуировали на сушу 328 раненых, 2261 солдата со снаряжением и 106 т. устройств и материалов], 9 августа 1944 г. в 13:35 катер был потоплен истребителями-бомбардировщиками в Венеции.
11 апреля 1942 приказано перевести FL.B 427, FL.B 428 и FL.B 432 в Средиземное море из Фекана по каналам и Роне в Сиракузы, [17 мая 1942 в 10:20 с FL.B 428 вышли из Фекана и в 15:40 прибыли в Руан. После обеспечения лоцманами в 18.05 в 06:00 направились в Париж, где были 20 мая 1942 в полдень, 29 мая 1942 прибыли в Шалон-сюр-Сон, 2 июня 1942 в 17:30 вышли из Пор-Луи (устье Роны) и 5 июня 1942 прибыли в Специю, где выяснилось, что лопасти правого винта в 3 местах оказались подпилены, предполагалось, что акт саботажа, возможно, был произведён в Фекане, так как там винты заменялись. После исправления повреждений, 6-9 июня 1942 перешли из Специи в Сан-Стефано], к июлю 1942 вошли в состав флотилии Seenotflottille 10 в подчинении SNB X, базировался в Катании. 28 апреля 1943 г. при противодействии британскому десанту в гавани Сиди-Дауд (Алжир) обстрелян тремя английскими быстроходными катерами, после чего оставлен и взорван собственным экипажем.
В январе 1944 г. переброшен в Евпаторию на Чёрное море, вошёл в состав флотилии Seenotflottille 12 в подчинении SNB XII. 20 августа 1944 г. потоплен советскими бомбардировщиками в Констанце.
FL.B 434 (позывной DVGE), спущен в 1941 г., 17 марта 1941 готов к сдаче, выделен в резерв в Киле, 26 июня 1941 г. после ремонта передан Ergänzungs-Seenotflottille (подчинялась Seenotzentrale (L) Nord), базировался в Листе, куда прибыл 6 июля 1941 в 08:30, [16 ноября 1943 оперировал у Нордерная и Листа, 18 ноября 1943 в 09:03 оперировал с FL.B 205, FL.B 407, FL.B 416, FL.B 508, и FL.B 533]. С 19 августа 1944 в 60-й спасательной флотилии (Seenotflottille 60, „Otspreußenflottille“) в Нойтиф-Пиллау. С 1 октября 1944 в 81-й спасательной флотилии (Seenotflottille 81, „Pommernflottille“) в Свинемюнде, с 28 декабря 1944 в Гроссенброде, с 25 апреля 1945 г. - эвакуация беженцев, к моменту капитуляции 9 мая 1945 находился в Каппельне, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 435 (позывной DVGF), спущен в 1941 г., с 7 июля 1941 г. служил при морском спасательном районе Люфтваффе в Ольборге (Seenotzentrale (L) westl. Ostsee), организационно входил в состав флотилии Seenotflottille Wilhelmshaven, базировался в Копенгагене.
[19 октября 1943 в кв. 3429/23 Ost затонул пароход, на помощь были высланы: один Do-24 (№ 3214, 2 вылета) и FL.B 435 (2 выхода), спасено 129 человек: 33 самолётом и 96 катером, при этом Do-24 во 2-м вылете в кв. 3629 был атакован бомбами и бортовым оружием самолётов и получил повреждения, и при последующей буксировке катером FL.B 435 затонул, экипаж из 6 человек перешёл на катер, 26 июня 1944 в кв. 48435/23 Ost совершил вынужденную посадку Ar-196, вышедший на помощь FL.B 435 из-за метеорологической ситуации прекратил операцию, самолет был обнаружен выброшенным на сушу и без экипажа], дальнейшая судьба катера неизвестна.
FL.B 436 (позывной DVGG), спущен в 1941 г., 17 марта 1941 готов к сдаче, выделен авиабазе в Травемюнде для учебного курса мотористов, с июля 1941 в составе флотилии Seenotflottille Riga при спасательном центре Seenotzentrale (L) ostwärtige Ostsee, базировался в Либаве/Виндаве. 19 октября 1941 выделен SNDF Nord в Норвегии, с 26 октября 1941 в составе Seenotflottille Stavanger (в подчинении Seenotzentrale (L) Norwegen), якорная стоянка в Эрланне у Тронхейма, 20 июня 1943 в 15:45 прибыл в Кристианзанд, последний раз упомянут в документах 5 декабря 1943 (был на радиосвязи), дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 437 (позывной DVGH), спущен в 1941 г., 25 июня 1941 приказано перейти из Гроссенброде в Копенгаген, куда прибыл к 9 июля 1941, с 14 июля 1941 в составе флотилии Seenotflottille Riga при спасательном центре Seenotzentrale (L) ostwärtige Ostsee, базировался на Аландских островах в подчинении станции в Хельсинки, Балтика. 7 ноября 1941 FL.B 406, FL.B 435 и FL.B 437 выделены для перевода на Средиземное море, [30 ноября 1941 вышли из Роттердама, 2 февраля 1942, через 64 дня (промерзшие каналы и шлюзы), прибыли в Шалон-сюр-Сон, 7 февраля 1942 вышел из Шалон-сюр-Сон в Пор-Сен-Луи-дю-Рон вместе с FL.B 406, FL.B 431 и FL.B 437, куда прибыли 10 февраля 1942, FL.B 437 признан неспособным к походу из за повреждений при посадке на мель, 11 февраля 1942 продолжение перехода в Специю под руководством итальянского офицера, поврежденный катер шёл на буксире, 13 февраля 1942 прибыли в Специю, FL.B 437 поставлен в док], с марта 1942 в составе Seenotflottille Sizilien (в подчинении Seenotzentrale (L) Sizilien), базировался в Сиракузах (Сицилия). [13 мая 1942 у Сиракуз Do-24 (стр. № 48) был обстрелян британскими истребителями и совершил вынужденную посадку, катер спас 6 человек его экипажа, сам самолёт при буксировке загорелся и затонул], 1 июня 1942 прибыл в Бриндизи, в октябре 1942 в бухте Суда, Крит, 2 ноября 1942 сильно повреждён авиабомбами при воздушном налете на Тобрук, 1 убитый, 1 тяжело и 4 легко раненых, разрушены мачта, рулевая рубка с внутренним оборудованием, пробита палуба во многих местах, уничтожено также внутреннее оборудование, 27 или 30 ноября 1942 затонул при буксировке на ремонт между Тобруком и Бенгази.
Британский трофей (↓), переименован в Pegasus, до октября 1945 использовался в качестве лоцманского при главном штабе союзных экспедиционных сил (SHAEF) в Норвегии, после чего, вероятно, был оставлен в Норвегии, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 439 (позывной DVGJ), спущен в 1941 г., 13 мая 1941 принят как резервный катер в Фекане, для замены погибших катеров на побережье Канала, организационно в составе Seenotflottille Boulogne (при Seenotzentrale (L) Boulogne), 8 июня 1941 был назначен для отправки на юг по каналу Майн-Дунай, 12 июня отказались из-за недостаточных размеров шлюзов. 25 июня 1941 выделен для службы в Схевенингене в составе Seenotflottille Holland (при Seenotzentrale (L) Holland) и 9 июля 1941 прибыл на место службы, [18 августа 1941 поднял у Иймейдена 7 английских лётчиков на надувной лодке, 10 августа 1942 спас у Голландии 2 англичан на надувной лодке и доставил в Ден Хелдер, 4 апреля 1943 в 00:05 вышел из Схевенингена к месту аварии в кв. 8582-8581, в 00:43 вернулся без успеха]. 2 июня 1943 приказано подготовить FL.B 424 и FL.B 439 для перевода по внутренним водным путям и грунтовой дороге в Черное море, [20 июня 1943 в 22:50 вышел из Булони в Фекан (15 уз.), 14 июля 1943 в 01:00 ч. вышел из Фекана в Гавр, 18 июля 1943 в 14:30 прошёл Гавр и в 22:00 прибыл в Руан, 19 июля 1943 в 08:00 прошёл Париж, 21 августа 1943 FL.B 439 и FL.B 577 находились на р. Сон у Сен-Жан-де-Лон (чуть ниже устья канала Рона-Рейн), продолжение перехода, вероятно, 23 августа 1943], был перенаправлен на Средиземное море. С сентября (?) 1943 г. в составе Seenotflottille 10 (при SNB X). 15 июня 1944 в кв. 9576/79 и 9548/87 Ost были потоплены 2 катера, на помощь из Специи вышел FL.B 439, но ещё не успев прибыть на место, у побережья в заливе Вернацца (кв. 9584/04 Ost) катер был расстрелян пулемётным огнём девяти самолётов Thunderbolt, загорелся и выбросился на берег, 2 убитых, 2 пропавших без вести, 4 тяжело и 2 легко раненых.
FL.B 440 (позывной DVGK) - данные отсутствуют.
5-Я ВЕРСИЯ FL.B 441 (позывной DVNA), спущен в 1942 г., первоначальное место службы не известно, к августу 1944 г. входил в состав Seenotflottille 5 (при SNB V) в Северном море, базировался в Нордернае, с 19 августа 1944 в Seenotflottille 60 „Otspreußenflottille“ (при Seenotgruppe 60) в Нойтиф-Пиллау, с 1 октября 1944 в Seenotflottille 81 „Pommernflottille“ (при Seenotgruppe 81) в Свинемюнде, с 25 апреля 1945 г. эвакуировал беженцев, к моменту капитуляции 9 мая 1945 находился в Каппельне, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 442 (позывной DVNB), спущен в 1942 г., с июня 1942 г. служил в Seenotflottille 1 (при SNB I) в Бресте, дальнейшая судьба неизвестна, возможно, всё время прослужил во Франции. В 2000-х гг. обнаружен во Франции, отреставрирован и установлен в музее в Страсбурге (↓).
FL.B 443 (позывной DVNC), спущен в 1942 г., судьба неизвестна.
FL.B 444 (позывной DVND), с июня 1942 г. служил в Seenotflottille 13 (при SNB XIII) в Берре, [18 февраля 1944 в 10:25 с FL.B 604 вышел из Пор-де-Бука на восток, на место заявленной аварии, в 11:20 вернулись, 25 марта 1944 в 13:55 вышел из Пор-де-Бука к месту заявленной аварии, в 14:30 вернулся из-за шторма, 19 апреля 1944 в 09:10 вышел на помощь пароходу "Embla", в 15:50 вернулся, 22 апреля 1944 в 18:25 вышел из Пор-де-Бука к месту заявленной аварии, в 22:21 передал спасённых на сторожевой катер FSe 04, 23 апреля 1944 к 02:30 сел на мель на пляже Эспигет, 23 апреля 1944 в 08:40 стянут катером FCi 04 и в 11:35 пришёл в Пор-де-Бук своим ходом, 29 апреля 1944 в 13:10 вышел из Пор-де-Бука на помощь сбитому истребителю, в 16:15 вернулся без результата, с 13:10 до 16:20 снова в море], с 15 по 20 июня 1944 в сухом доке в бассейне de Raudoup (док 3) в Марселе, дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 445-454 - нет данных.
FL.B 455, спущен в 1943, по видимому, в составе флотилии Seenotflottille 6 на Балтике (при SNB VI) [18 октября 1943 в Штральзунде, 19-20 октября 1943 оперировал с Greif, в проливе Каттегат на позиции Qu. 0861/15 Ost]. К декабрю 1943 предположительно в составе флотилии Seenotflottille 5 (при SNB V) [15 декабря 1943 оперировал с Frida, FL.B 514 и FL.A 402, 16 декабря 1943 оперировал у Ольборга и Листа, 22 декабря 1943 в 09:00 ч. вышел из гавани и в 16:50 ч. вместе с FL.B 581 находился на позиции к западу от Зюльта], дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 456-458 - нет данных.
FL.B 459, спущен в 1943, по видимому, в составе флотилии Seenotflottille 6 на Балтике (при SNB VI) [25 июля 1943 в 06:15 на позиции 15 Ost 2536, 26 июля 1943 вышел из Буга, и в 10:15 прибыл в Шлезвиг, 6 августа 1943 оперировал у Буга с "Gunther Plüschow" и "FL.A 404", 18 августа 1943 к NW Людмина FL.A 203 обнаружил обломки, с 06:50 до ночи на 19.08 – поиск вместе с FL.B 459, в 05:10 вернулись на базу, 29 августа 1943 в 16:05 оперировал у Хайлигенхафена, 11 октября 1943 в 12:25 прибыл в Паров], дальнейшая судьба неизвестна.
FL.B 460-479 - нет данных.
FL.B 480, спущен в 1943, место службы не известно, 3 января 1944 в 14:15 участвовал в спасении лихтера, 11 января 1944 был на связи, дальнейшая судьба неизвестна.
13 июля 1940 согласно письму посольства Германии в Федеральный политический департамент / Департамент иностранных интересов в Берне с просьбой уведомить британское правительство, 6 катеров типа FL.B 4 использовались, как госпитальные в Ла-Манше: "Seemöwe" (FL.B 405), "Seeschwalbe" (FL.B 414), "Seeadler" (FL.B 422), "Seehund" (FL.B 423, "Seebär" (FL.B 424), "Seestern" (FL.B 425). С катеров сняли вооружение и покрасили в белый цвет с красными крестами. Катера были собраны в Нордернее и через шлюз Princess Beatrix в Голландии прибыли в Амстердам. 25 июля в 17:30 под командой транспортного руководителя Шумахера отправились в Остенде, откуда 28 июля распределились по базам в Булони, Кале и Дьеппе. В октябре 1940 отказались от идеи "госпитальных" катеров и они получили прежние имена, серую окраску и пулемётное вооружение. *** Кроме того, этот способ использовали в июле 1941 при проходе FL.B 426 каналами нейтральной Турции в Чёрное море. Катер получил временное имя "Seefalke".
30 октября 1944 в Свинемюнде была сформирована новая 1-я флотилия ПЛО (1. U-Jagd-Flottille, получила номер расформированной флотилии на Чёрном море) под командованием капитана-лейтенанта Пауля Фосса (Paul Voß). Она полностью формировалась за счёт катеров ВВС. Среди 24 единиц, официально переданных в аренду 9 октября 1944, был и один катер типа B-IV, получивший номер Uj 124. UJ 124 (FL.B 412) был зачислен лишь 15 января 1945, но ещё 16 декабря формирование флотилии отменили. Её личный состав был передан 6-й флотилии охраны (6. Sicherungsflottille), поэтому катер сразу отправили в резерв. 26 января 1945 вместе с остальными он был передан школе специальных плавсредств и использовался, как торпедолов для обучения экипажей СМПЛ "Seehund". *** 11 октября 1944 г. два катера (FL.B 425 и FL.B 427) передали флоту в Адриатическом море, как сторожевые катера I.V. 31 и I.V. 32 в составе флотилии охраны рейда в Венеции, использовались также, как минные заградители. 11 января 1945 I.V. 32 был повреждён в столкновении с "I.V. 30" у Венеции при постановке мин и, вероятно затонул. Весной 1945 I.V. 31 был подожжён 3-мя британскими самолётами Thunderbolt к северу от Портофино и затоплен у обрывистого берега (капитан - унтер-офицер Becker).
Многие катера дожили до конца войны, но есть только отрывочная информация о послевоенном использовании отдельных единиц. FL.B 423 c октября 1945 г. - тральщик Германской Тральной Администрации (GM/SA) Delphin (в 16-й тральной флотилии), 8 февраля 1946 г. передан по репарациям СССР, дальнейшая судьба неизвестна.
RN-90 (быв. FL.B 4**) 7 июня 1946 г. передан флоту США, с 1947 г. в Водной Полиции в Бремерхафене, с 1952 г. гражданский водолазный бот компании "Hensel" в Вильгельмсхафене, со 2 января 1953 г. - компании "F. Schubert" там же, с августа 1954 г. вновь в составе флота США.
RN-177 (быв. FL.B 4**, постройки 1940 г.), с 18 ноября 1946 г. Lion в Морском Пограничном Контроле, с октября 1949 г. Löwe в Морской Пограничной Инспекции, с 1 апреля 1950 г. при Главном Финансовом Управлении в Киле, с 27 июня 1952 г. в составе британской секции трёхсторонней военно-морской комиссии в Гамбурге. RN-** (быв. FL.B 41*, постройки 1938 г.), с 18 ноября 1946 г. Leopard в Морском Пограничном Контроле, с октября 1949 г. Leopard в Морской Пограничной Инспекции, с 1 апреля 1950 г. при Главном Финансовом Управлении в Киле, с 27 июня 1952 г. в составе британской секции трёхсторонней военно-морской комиссии в Гамбурге.
В 1945 г. в качестве трофея по меньшей мере один такой катер получили США: P/ML-6049 (быв. FL.B 4**, постройки 1941 г.), в 1950-х возвращён германскому флоту, опытовая станция дальней связи FmVsuSt-1, 1 августа 1963 г. исключена. *** В настоящее время официально сохранился, по крайней мере, один такой катер - FL.B 442, выставленный на продажу в Амстелвеене, Нидерланды в 2010 году, и купленный Ассоциацией защиты военно-исторического наследия (ASPHM) в Ла Ванзено у Страсбурга, где был отреставрирован (правда не в первоначальном виде) и установлен в в 30-метровом бассейне, вырытом специально для этой цели. Некоторые исследователи сомневаются в достоверности экспоната, но даже если это действительно заявленный FL.B 442, то он был за годы значительно перестроен. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Военный флаг Третьего рейха 1939-1945 гг.
Торговый флаг Германии 1935-1939 гг.
Флаг ВМФ Британии, с 1945 г.
Флаг США с 1945 г.
Флаг оккупационных зон 1946-1951 гг.
Флаг ВМФ Испании 1938-1945 гг.
Флаг ВМФ Болгарии 1944 г.
Флаг ВМФ СССР 1946 г.
Флаг ВМФ ФРГ 1956-1963 гг.
Торговый флаг ФРГ 1952-1954 гг.
![]() "Госпитальный" катер. ![]() Fl.B 442 в Страсбурге, декабрь 2010 г. ![]() Fl.B 442 в Страсбурге, 2010 г. ![]() Fl.B 442 в Страсбурге, 2010 г. ![]() Доставка Fl.B 442 в Страсбург, 2010 г. ![]() Fl.B 442 в Страсбурге, 2010 г. ![]() Доставка Fl.B 442 в Страсбург, 2010 г. ![]() Доставка Fl.B 442 в Страсбург, 2010 г. ![]() Доставка Fl.B 442 в Страсбург, 2010 г. ![]() Fl.B 442 в Голландии, 2006 г. ![]() Fl.B 442 в Голландии, 2006 г. ![]() Fl.B 442 в 2010 г. ![]() Fl.B 442 в 2010 г. ![]() Fl.B 442 в 2010 г. ![]() Pegasus (быв. Fl.B 438) после войны. ![]() Pegasus (быв. Fl.B 438) после войны. ![]() Pegasus (быв. Fl.B 438) после войны. ![]() Буксировочное устройство на Fl.B 438 (послевоенное фото). ![]() Рулевой пост в рубке на Fl.B 438 (4-я версия, послевоенное фото). ![]() Площадка для пулемёта и люк в машинное отделение на Fl.B 438 (послевоенное фото). ![]() Площадка для пулемёта на Fl.B 438 (послевоенное фото). ![]() Два катера типа Fl.B 4 разных версий. ![]() Pegasus (быв. Fl.B 438) после войны. ![]() Fl.B 438 в Танагере. ![]() Fl.B 435 ![]() Fl.B 435 ![]() Fl.B 433 ![]() Fl.B 432 ![]() Fl.B 431 ![]() Fl.B 430 ![]() FL.B 429, FL.B 430 и FL.B 541 в Булони, 1940. ![]() FL.B 427 при перевозке на Адриатику. ![]() FL.B 427 ![]() FL.B 426 ![]() FL.B 425 ![]() "Госпитальный" катер FL.B 423 "Seehund". ![]() "Госпитальный" катер FL.B 423 "Seehund". ![]() "Госпитальные" катера во Флиссингене. ![]() "Госпитальные" катера, на переднем плане FL.B 422 "Seeadler" ![]() Пулемёты на FL.B 421 (3-я версия). ![]() Пулемёт на FL.B 421 (3-я версия). ![]() Пулемёты на FL.B 421 (3-я версия). ![]() Рубка на FL.B 421 (3-я версия). ![]() Рубка на FL.B 421 (3-я версия). ![]() Винто-рулевая группа FL.B 421 (3-я версия). ![]() Рулевой пост в рубке FL.B 421 (3-я версия). Справа - тамбур в кубрик. ![]() Радиопост в рубке FL.B 421 (3-я версия). ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 при отливе. ![]() FL.B 421 при отливе. ![]() FL.B 421 ![]() Кубрик FL.B 421 (3-я версия). Рождество 1943, Лезардриё. ![]() Вид на бак FL.B 421 (3-я версия). ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 ![]() Пулемёты на FL.B 421 (3-я версия), 1943. ![]() FL.B 421 ![]() Штурманский пост в рубке FL.B 421 (3-я версия). ![]() FL.B 421 (3-я версия). Хорошо видно, что тамбур задней каюты примыкает к кожуху МО. ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 при отливе. ![]() Пулемёты на FL.B 421 (3-я версия). Фекан, осень 1943. ![]() Мостик FL.B 421 (3-я версия). Июнь 1943, Ле-Пале на о. Бель-Иль, сразу за мостиком смонтирована площадка для зенитного пулемёта. ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 в доке ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 421 ![]() FL.B 419 (на заднем плане) и предп. FL.B 604 ![]() FL.B 419 ![]() FL.B 419 ![]() FL.B 418 ![]() FL.B 414 в госпитальной окраске, 1940. ![]() FL.B 414 в годы войны (с двумя пулемётами). ![]() FL.B 414 в годы войны (с двумя пулемётами). ![]() Claus Westphalen на борту FL.B 413 ![]() FL. B 412 (справа) ![]() FL. B 411 ![]() FL. B 410 ![]() FL. B 407 ![]() FL. B 405 ![]() FL. B 405 ![]() FL. B 405 "Seemöwe" в Голландии. ![]() FL. B 405 и FL. B 206 в Нордернае. ![]() FL. B 404 в Чёрном море, 1942-1944 гг. ![]() FL. B 404 в 1939 г. ![]() FL. B 403 ![]() Модели катеров серий FL. B ![]() FL. B 403 ![]() FL. B 402 ![]() FL. B 402 |