входоглавлениеканонерские лодки и сторожевые корабли → канонерские лодки типа "Camäleon"

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большие паровые канонерские лодки (I класса)
(Dampfkanonenboote I. Cl., Großere Kanonenboote) типа


 Camäleon 


Пруссия, 1861-1869 гг. 8 ед. (проект 1859 г.)

 
 

*
Camäleon
*
Comet
*
Cyclop
*
Delphin
*
Basilisk
*
Blitz
*
Meteor
*
Drache
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Camäleon <Königl. Werft>, Данциг 09.1859 почти не служила, 19.03.1872 исключена, угольный блокшив, слом после 1878
4.08.1860
6.08.1861
2 Comet <Königl. Werft>, Данциг 1.09.1859 активно служила мало, 1868-1869 и 1880 в рыбохране, 1876-1879 за границей, 30.09.1881 исключена, блокшив-плавбаза и плавсклад, слом после 1891
1.09.1860
6.08.1861
3 Cyclop <Königl. Werft>, Данциг 8.09.1859 служила редко, 19.03.1872 исключена, в 1873-1875 полностью перестроена, служила за границей, 23.09.1888 исключена, с 2.11.1888 плавсклад и плавмастерская в Камеруне, слом после 1914.
8.09.1860
21.02.1864
4 Delphin <Königl. Werft>, Данциг 8.09.1859 1864-1873 за границей, с 1874 ГИСУ, 1878 - рыбохрана, 30.09.1881 исключена, слом
15.09.1860
1.03.1864
5 Basilisk <Lübke>, Вольгаст 26.07.1861 1862-1864 за границей, с 1873 опытовая торпедная КЛ, 28.12.1875 исключена, с 1878 минный паром Minenprahm Nr. 1 в Вильгельмсхафене, слом после 1912
20.08.1862
28.05.1863
6 Blitz <Lübke>, Вольгаст 26.07.1861 1863-1864 и 1866-1868 за границей, 28.12.1876 исключена, угольный блокшив на "Kaiserl. Werft" в Данциге, в 1878 слом
27.08.1862
13.06.1863
7 Meteor <Lübke>, Вольгаст 17.06.1861 за границей, 27.11.1877 исключена, угольный блокшив в Киле, использовалась как в Вильгельмсхафене, в 1888 потоплена как мишень торпедой миноносца D-5, поднята, слом.
17.05.1865
6.09.1869
8 Drache <Lübke>, Вольгаст 27.07.1861 с 1872 ГИСУ, 13.12.1887 исключена, угольный блокшив в Вильгельмсхафене, в 1888 потоплена как в Вильгельмсхафене, в 1888 потоплена как мишень торпедой миноносца "D-5", поднята, слом. торпедой миноносца D-5, поднята, слом.
3.08.1865
22.04.1869
ТТХ
  первоначально Cyclop с 1875
Водоизмещение нормальное 353 т 411 т
полное 422 т 531 т
регистровое 203 брт, 109 нрт 250 брт, 144 нрт
Размерения длина ВЛ 41,02 м 42,22 м
полная 43,28 м 43,28 м
ширина 6,92 м 7,00 м
осадка носом 2,35 м 3,00 м
кормой 2,67 м 3,00 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт Ø 1,9 м
1 МКО 2 горизонтальных 1-цилиндровых ПМ простого расширения производства A. G. "Vulcan", Штеттин ("Blitz": "F. Schichau", Эльбинг)
4 коробчатых ПК (4 топки, 1,66 атм.), позже - ПК "Kaiserl. Werft" в Киле или Вильгельмсхафене (3 атм).
мощность данцигские: 250 л.с., вольгастские: 320 л.с. (все: ном. 80 л.с.) 380 л.с.
паруса 3-мачтовые шхуны, ок. 350 м², "Delphin" с 1865 баркентина, "Meteor" и "Cyclop" - барк, 510 м²
Скорость данцигские: 9,1 уз., вольгастские: 9,3 уз.
Запас топлива 27/52 т. угля ?/82 т. угля
Экипаж 71 чел. (4 офицера, 67 матросов) 69 чел. (5 офицеров, 64 матроса)
Дополнительные данные корпус дубовый, медная обшивка днища железный с деревянной палубой, набор по поперечной схеме
управление 1 руль
плавсредства 2 лодки
цена "Camäleon": 73 тыс. 900 талеров "Comet": 72 тыс.600 талеров "Cyclop": 74 тыс. 400 талеров "Delphin": 71 тыс. 800 талеров "Blitz": 95 тыс. 300 талеров "Basilisk": 95 тыс. 500 талеров "Meteor": 94 тыс. 400 талеров "Drache": 98 тыс. талеров 340 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1871-1873 Cyclop с 1875
1 - 24 ф. стянутая казнозарядная пушка ("Drache": 1 - 68 ф. (=210 мм) 1 - 150 мм/22 нарезная казнозарядная 2 - 120 мм/23 [165 снарядов], 5500 м
2 - 12 ф. стянутых казнозарядных пушки 2 - 120 мм нарезных казнозарядных
--- "Basilisk" с 1873: 1 палубный ТА - 381 мм 2 - 40 мм "балонных" (применявшихся в Париже против аэростатов), позже 2 - 87 мм/24 [110 снарядов]
при службе в качестве ГИСУ и на океанских переходах временно демонтировались все или часть пушек 3 - 37 мм револьверных

 

Предварительная смета расходов на канонерские лодки позволила в том же 1859 году заказать ещё 4 лодки увеличенных размеров и с более сильной машиной, для более широкого применения. Они были заказаны Королевской верфи в Данциге как канонерские лодки I класса. В 1860 были заказаны ещё 4 таких корабля на частной верфи Lübke в Вольгасте, но из-за конституционных споров между правительством и палатой депутатов деньги не были сразу выделены и постройка началась только в следующем году.

Не смотря на выделение лодок в I класс, они по штату несли такое же вооружение, как и лодки II класса и были лишь немного крупнее "малых лодок", что несколько улучшило мореходность. Разделение на классы, вероятно, понадобилось для адмиралов, чтобы те случайно не отправили в море немореходную лодку II класса.

Не смотря на эту разницу, корабли этого типа всё равно считались плохими ходоками. Хотя их мореходные качества были лучше чем у лодок II класса, они, тем не менее, были очень мокрыми и склонны к бортовой качке. Ход под парами или парусами при свежей погоде был затруднён, кроме того, корабли посредственно маневрировали и управлялись.

Как и лодки II класса, в мирное время они часто проводили время на суше, поднятыми на слип со снятой медной обшивкой и проделанными в борту отверстиями для вентиляции. Машины, котлы, пушки были запакованы, мачты и дымовая труба демонтированы, над корпусом сооружена защитная крыша.

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения.
жёлтый - мачты и стеньги, тонкая золотая полоса по всей длине корпуса около ВП.
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

Изменения:

с 28 января 1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

 

 

минные паромы (с 1878) - чёрные, только мачты жёлтые (по другим данным - полностью жёлтые - как несамоходные суда)

 

По штату лодки несли такелаж шхуны. "Delphin" при отправке на заграничную станцию в 1865 был переоснащен в баркентину, "Meteor" в барк, "Cyclop" после перестройки также нёс паруса барка. На "Delphin" при этом верхняя палуба была поднята выше, чтобы сделать находящиеся под ней помещения более удобными для длительного пребывания экипажа на борту. Эти три корабля под парусами ходили неплохо.

В 1873-1875 корпус "Cyclop" был практически построен заново из железа, но в остальном он мало чем отличался от первого варианта. Во многих источниках указывается, как новый корабль.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОСТРОЙКА И НАЧАЛО СЛУЖБЫ

ДАТСКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1863-1864

СЛУЖБА ПОСЛЕ ДАТСКОЙ ВОЙНЫ

Camäleon / Comet / Cyclop / Delphin / Basilisk / Blitz / Meteor / Drache

"вторая жизнь" Cyclop

 

ПОСТРОЙКА И ИСПЫТАНИЯ

 

В сентябре 1859 г. в Данциге заложили сразу четыре лодки: Comet - 1 сентября, Cyclop и Delphin - 8 сентября, Camäleon тоже в сентябре, но дата не известна. Первым, 4 августа 1860, был спущен на воду Camäleon, 1 сентября - Comet, 8 сентября Cyclop и 15 сентября - Delphin. Стапельный период для каждой продлился около года.

Из за неудовлетворительных испытаний и необходимых работ по исправлению брака, зачисление на службу Camäleon и Comet затянулось, а Cyclop и Delphin из за недостатка финансовых средств в строй официально вообще не вводились, и вместо полноценных испытаний прошли лишь отдельные проверки во время перехода из Данцига, первого в Данхольм, второго в Штральзунд, где они сразу были вытащены на слипы.

17 июня 1861 наконец была заложена первая лодка частной верфи: Meteor, 26 июля 1861 за ней последовали Basilisk и Blitz, и, наконец, 27 июля 1861 - Drache. Имена лодкам были присвоены ещё до закладки, 23 мая 1861, так как таможенное управление требовало доказательств для заказа стройматериала из-за границы.

Только 6 августа 1861 Camäleon и Comet были введены в строй для посещения Гамбурга и Бремена, тогда еще фактически заграницы. В походе кроме них приняли участие канонерские лодки II класса Fuchs, Jager, Salamander и Scorpion, причем Camäleon поначалу выполнял роль флагманского корабля. В Северном море к ним присоединились корвет Amazone и бриг Hela, и находящийся на Amazone принц Адальберт принял руководство флотилией. На обратном пути корабли посетили Любек и вернулись в Данциг, где 12 октября 1861 оба корабля снова вывели в резерв.

Во время консервации машина Camäleon была возвращена производителю (АО Vulcan в Штеттине) на доработку, так как скорость корабля не достигла контрактной.

20 августа 1862 наконец был спущен Basilisk, а 27 августа 1862 Blitz, и обе лодки сразу отправили в резерв в Данхольме. Из за финансовых трудностей две оставшиеся лодки спустили уже после войны с Данией.

Запланированное на декабрь 1863 зачисление на службу Cyclop не произошло из-за неблагоприятной погоды и недостатка персонала.

 

ДАТСКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1863-1864

 

 

Comet, Camäleon, Cyclop, Delphin

Начало немецко-датской войны потребовало зачисления лодок в строй в феврале 1864. Comet перешёл в Данхольм и присоединился к 1-му дивизиону флотилии КЛ в качестве лидера. Camäleon был введён в строй 11 февраля 1864. 21 февраля 1864 в строй вошёл Cyclop и был придан 2-му дивизиону флотилии КЛ, а 1 марта 1864 и Delphin, который выделялся 3-му дивизиону.

15 марта Loreley и 3 дивизиона канонерских лодок вышли на учения в район Рюгена. Запланированные на следующий день маневры с I дивизионом (Comet, Hay, Hyäne, Pfeil, Scorpion и Wespe) из-за шторма должны были проводиться под самым берегом.

Вернувшись в Штральзунд, корабли получили приказ шефа военного порта и командующего вооруженными силами, капитана-цур-зее Эдуарда Яхманна, вновь выйти в район к востоку от Рюгена. Там 16 марта корветами Arcona и Nymphe были обнаружены датские блокирующие корабли, однако, из за наступления темноты не атакованы. Loreley вышла с I дивизионом, а также с принадлежащей к III дивизиону лодкой Sperber. 17 марта в первой половине дня в Прорер-Вик обнаружили 5 датских кораблей: Skjold, Tordenskjold, Själland, Heimdal и Thor и около 13 ч. сообщили о них Яхманну. Около 14.30 прусские корабли атаковали датчан. К 16 ч. бой прекратился, прусские корабли не смогли добиться победы. Однако, бой в некотором роде снял тесную датскую блокаду вокруг немецких гаваней. После боя оба корвета ушли в Свинемюнде, авизо и канонерские лодки вернулись в Штральзунд.

В апреле из канонерских лодок I класса был организован отдельный резервный дивизион. 19 апреля Comet столкнулся с кораблем командира флотилии Loreley, но обошлось без серьёзных повреждений.

24 апреля и 6 мая Cyclop со 2-м дивизионом флотилии участвовал в боевых действиях против датских военных кораблей, при которых не получил никаких повреждений, но и не добился результатов. Остальные лодки противника не встречали.

После участия в параде флота, который принимал король Вильгельм I, в августе-сентябре последовало посещение флотом шлезвиг-гольштейнских балтийских портов, при этом Comet в августе участвовал в оказании помощи севшему на мель у Траве авизо Grille. С октября лодки участвовали в гидрографических работах на шлезвигском побережье, при этом Camäleon работал у острова Альзен, а Delphin действовал в заливе Экернфёрде. 15 сентября 1864 Cyclop перешёл на зимовку в свою новую базу Киль. В марте 1865 дивизион был расформирован.

Basilisk, Blitz

Совсем другая служба ждала две других лодки. Ещё 28 мая 1863 Basilisk, а 13 июня 1863 Blitz впервые официально были введены в строй, хотя Blitz уже с 27 мая проходил испытания. Вместе с посыльным судном Preußiseher Adler 18 августа лодки покинули прусские воды в направлении Средиземного моря. Во время этого похода для улучшения мореходности на лодках не было всех орудий. 3 корабля должны были гарантировать защиту немецких граждан во время беспорядков в Греции. Кроме того, Basilisk должен был разместиться в устье Сулина. 9 октября они прибыли в Пирей, но уже 3 декабря из за угрозы войны с Данией получили приказ возвращаться домой.

Из за аварий на Preußiseher Adler соединению пришлось неоднократно заходить в промежуточные гавани, и когда 14 апреля 1864 узнали о начале немецко-датской войны, корабли находились только у Ден-Гельдера. Командир соединения, корветтен-капитан Густав Клатт считал прорыв в Балтийское море невозможным и 1 мая прусские корабли присоединились к австрийскому соединению Вильгельма фон Тегеттоффа из фрегатов Radetzky и Schwarzenberg. 4 мая маленькая Австро-прусская эскадра достигла Куксхафена. 9 мая у Гельголанда она натолкнулась на 3 датских военных корабля. Во время последовавшего морского боя прусские корабли не вмешивались в борьбу.

Основную тяжесть боя приняли фрегаты Тегетгоффа, причем Schwarzenberg получил несколько попаданий и загорелся. Прусские корабли не могли эффективно вмешаться в боевые действия. Лишь к концу боя командир кормового орудия Basilisk решил, что добился попадания в Jylland. Датские сообщения этого попадания не упоминают. Бой окончился отходом австро-прусского соединения в нейтральные воды Гельголанда. Немецкие корабли потерь не имели. Однако, из за довольно долгого поддержания полного хода на лодках заканчивался запас угля, из-за чего в котлах жгли состав из смолы и смазки.

Blitz и Basilisk с австрийскими канонерскими лодками Seehund и Wall участвовали в занятии Северо-Фризских островов. Эти 4 лодки состояли под командой фрегаттен-капитана Карла Кроноветтера. Против них были 2 датских парохода, 6 весельных канонерских ялов и 18 меньших судов. Канонерские лодки поддерживались 2 австрийскими соединениями контр-адмиралов Бернхарда фон Вюллершторф-Урбайре и Вильгельма фон Тегеттоффа, которые, тем не менее, не могли подойти ближе из за большей осадки кораблей. 13 июля были заняты большие острова Зюлт, Фёр и Амрум. Через 6 дней был взят в плен датский командующий, капитан-лейтенант Отто Кристиан Хаммер. Его шпага была передана командиром Blitz, капитан-лейтенантом Арчибальдом Маклеаном принцу Адальберту. Захваченные датские корабли были переведены в Куксхафен и остались в прусском владении. До конца войны Basilisk охранял датские призы в Куксхафене.

28 ноября вместе обе лодки с корветом Augusta перешли в Балтийское море вокруг мыса Скаген. 9 декабря Basilisk, а 10 декабря Blitz были выведены из эксплуатации в Данхольме.

 

 

СЛУЖБА ПОСЛЕ ДАТСКОЙ ВОЙНЫ

 

Camäleon

20 мая 1865 Camäleon вышел на помощь севшему на мель в Фемарн-Бельте корвету Victoria, однако, сам сел на мель у Фридрихсорта. В конце мая вместе с Comet и Loreley он выполнял гидрографические работы на реке Яде. В сентябре корабль был придан в качестве тендера учебно-артиллерийскому кораблю Gefion, а 1 декабря был выведен в резерв в Данхольме.

С 12 марта 1867 Camäleon применялся как тендер в Киле. 4 сентября он сделал выход в море с участниками Евангелического церковного съезда на борту. С зимы корабль служил как стационер при военно-морском складе в Киле. Эта служба закончилась с повреждением котла. 26 августа 1868 Camäleon вывели из эксплуатации и отправили в ремонт на верфь.

Начало Немецко-французской войны привело к следующему и одновременно последнему вводу Camäleon в строй. Он был расконсервирован 17 июля 1870 и служил как брандвахта для охраны портовых заграждений у Фридрихсорта. 1 апреля 1871 его снова вывели в резерв, так и не применив в боевых условиях.

Хотя Camäleon было всего 11 лет, он уже находился в таком плохом техническом состоянии, что 19 марта 1872 его вычеркнули из списка военных кораблей. Сначала он служил как портовое судно и угольный блокшив в Киле. Еще пригодные части использовались для полной перестройки лодки Cyclop. Camäleon был сдан на слом после 1878, точная дата неизвестна.

6.08 - 12.10.1861 лейтенант-цур-зее I класса Wachsen поход с эскадрой в Гамбург и Бремен
11.02 - ?.04.1864 лейтенант II класса / лейтенант I класса Franz Kinderling во время войны с Данией в резерве
04 - 06.1864 лейтенант-цур-зее Franz Graf von Waldersee
06.1864 - 02.1865 командир неизвестен, с октября до декабря - гидрографические работы у острова Альзен на шлезвигском побережье
02 - 05.1865 лейтенант-цур-зее von Strachwitz на зимовке
?.05 - 1.12.1865 лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Max von der Goltz 20 мая сел на мель у Фридрихсорта, в конце мая выполнял гидрографические работы на реке Яде, в сентябре придан в качестве тендера учебно-артиллерийскому кораблю "Gefion"
12.03.1867 - 06.1868 капитан-лейтенант Friedrich von Hacke тендер в Киле, с зимы 1867 - стационер при военно-морском складе в Киле
07 - 08.1868 капитан-лейтенант Emil von Rabenau
?-26.08.1868 капитан-лейтенант von Nostitz
17.07.1870 - 4.04.1871 лейтенант-цур-зее Friedrich Albrecht брандвахта для охраны заграждений у Фридрихсорта

 

Comet

После того, как в марте 1865 резервное подразделение было расформировано, Comet продолжил гидрографические работы в Северном море. Эта служба закончилась в конце года и 8 декабря 1865 Comet был выведен в резерв в Данхольме.

Необходимость контроля за промысловыми районами у немецкого побережья в Северном море потребовала активизации корабля, которая произошла 5 мая 1868. Таким образом Comet стал первым кораблём спасательной и рыбоохранной службы. Параллельно он проводил некоторые гидрографические работы. 23 сентября корабль был поставлен на зимовку.

В следующем году с 1 апреля по 3 ноября он нёс ту же службу. В 1870 привычная служба была прервана 20 апреля началом Немецко-французской войны. Comet поручили защиту реки Яде. За время войны кораблю не пришлось принять участие в особенных событиях и 29 апреля 1871 он был выведен в резерв. Проведенное обследование корпуса показало необходимость капитального ремонта, который был выполнен на Королевской верфи в Данциге и длился до мая 1872.

Первое использование корабля после ремонта происходило в рамках ликвидации последствий стихийного бедствия. После тяжелого шторма и наводнения в ноябре 1872 в Балтийском море плавало большое количество обломков, которые нужно было найти и потопить. Comet выполнял эту работу с декабря 1872 по январь 1873 и в марте 1873. При этом на борту были мины Гарвея и 19 человек из минного отделения Вильгельмсхафена. В сентябре и октябре того же года корабль проходил ходовые испытания, после чего был выведен в резерв.

Убийство немецкого консула в Салониках в результате антиевропейского движения в Османской империи в 1876 дало повод снова ввести Comet в строй, чтобы усилить находящееся в восточном Средиземном море соединение. 18 мая канонерская лодка покинула Киль и в начале июня в Гибралтаре встретила учебную эскадру броненосцев. Через 3 недели она прибыла в Салоники, а в конце июля сменила в Константинополе Nautilus и до середины ноября вместе с Meteor оставалась там в качестве стационера. Затем Comet через Смирну перешла в Салоники, где 4 декабря сменила авизо Pommerania, но уже в середине декабря вернулась в Константинополь, где оставалась до конца 1878 и таким образом присутствовала там во время русско-турецкой войны. 29 декабря 1878 корабль вышел в море и зайдя в Митилены у Смирны, в начале февраля 1879 вернулся в Константинополь. До 3 сентября 1879 Comet оставался на станции, прерываясь на артиллерийские учения в Мраморном море и поход в дельту Дуная в июне и июле. В этот день ему на смену прибыло авизо Loreley, и канонерская лодка немедленно приступила к возвращению домой. 8 ноября 1879 она была выведена в резерв в Киле.

В октябре и ноябре 1880 Comet использовался при подъеме потопленной при испытаниях торпеды мишени Barbarossa, при этом, однако, официально на службу не зачислялся. С 12 марта по 5 мая 1881 корабль снова использовался в спасательной и рыбоохранной службе.

30 сентября 1881 Comet окончательно был выведен из эксплуатации и вычеркнут из списка военных кораблей. Корпус использовался как блокшив и плавучая база и после 1891 (точная дата неизвестна) сдан на слом.

Для замены Comet между 1882 и 1884 была построена канонерская лодка Adler.

6.08 - 12.10.1861 лейтенант-цур-зее I класса Arendt поход с эскадрой в Гамбург и Бремен
02 - 03.1864 корветтен-капитан Hassenstein во время войны с Данией лидер 1-го дивизиона флотилии КЛ в Данхольме, 17 марта - бой у Ясмунда, с апреля в резервном дивизионе, с октября - гидрографические работы на шлезвигском побережье, с марта 1865 - гидрографические работы в Северном море
03.1864 - 8.12.1865 капитан-лейтенант Christian Donner
21.04 - 1.05.1868 капитан-лейтенант Friedrich von Hacke спасательная, рыбоохранная и гидрографическая служба
5.05 - 23.09.1868 капитан-лейтенант Friedrich von Hacke
1.04 - 3.11.1869 лейтенант-цур-зее Rudolf Hoffmann
20.04.1870 - 29.04.1871 капитан-лейтенант Rudolf Hoffmann охрана реки Яде
12.1872 лейтенант-цур-зее Holtz ликвидация последствий тяжелого шторма и наводнения в ноябре 1872 в Балтийском море
12.1872 - 24.01.1873 корветтен-капитан Heinrich Kühne
5 - 28.03.1873 капитан-лейтенант Franz Mensing
18.09 - 11.11.1873 неизвестно ходовые испытания
14.05.1876 - 09.1878 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Friedrich von Pawelsz заграничная служба в Эгейском, Мраморнм и Чёрном морях, баз. на Константинополь
09.1878 - 8.11.1879 капитан-лейтенант Gustav von Senden-Bibran
12.03 - 5.05.1881 капитан-лейтенант Freiherr von Erhardt в спасательной и рыбоохранной службе

 

Cyclop

1865 год корабль провёл в качестве брандвахты канала Айдер. Во время Австро-прусской войны 1866 г. вопреки приписке к военному порту Балтийского моря Cyclop применялся в Северном море. 15 июня вместе с Arminius и Tiger корабль прикрывал у Альтоны форсирование Эльбы генералом Эдвином фон Мантойфелем с 13 500 солдатами, чтобы напасть на Ганновер, затем его десантная часть участвовала в обезвреживании береговых батарей у Брунсгаузена и Аббенфлета и вместе с авизо Loreley он поддерживал армию при захвате Штаде. Эти операции были выполнены до 22 июня, до середины июля Cyclop оставался в Северном море, затем служил тендером при учебном корабле Gefion. 14 октября 1866 он был выведен в резерв.

22 марта 1869 Cyclop снова ввели в строй для службы на станции в Киле. Лодка участвовала в гидрографических работах у острова Альзен и в осенних маневрах, потом осталась на службе и зимой, хотя на стоянке и с сокращенным экипажем - флот готовился к круглогодичной службе. В 1870 Cyclop помогал буксировать в Киль броненосец Friedrich Karl, севший 15 мая на мель у Лангеланна, и сопровождал его до мыса Скаген по пути на ремонт в Портсмут.

После начала Немецко-французской войны Cyclop с лодками II класса Hay и Schwalbe перешёл вокруг Ютландии в Куксхафен и далее охранял устье Эльбы, контактов с противником не имел.

После окончания войны Cyclop снова применялся как стационер в Киле и время от времени использовался как пункт управления в Лангеланне, так как Императорский флот хотел избежать постоянных проблем с датскими лоцманами. В августе 1871 корабль служил связным судном для авизо Pommerania, который вернулся из научной экспедиции и стоял в карантине из за вспышки холеры на борту. 11 ноября лодку вывели из эксплуатации в Данциге для капитального ремонта.

При обследовании Cyclop, выяснилось, что дальнейшее использование корабля невозможно из за его плохого состояния и 19 марта 1872 он был вычеркнут из списка военных кораблей. Еще пригодные части (включая механическую установку) были демонтированы и консервировалась для установки в новой канонерской лодке, которая также получила имя Cyclop, корпус был сдан на слом.

21.02 - ?.04.1864 лейтенант I класса / капитан-лейтенант Arendt во время войны с Данией во 2-м дивизионе флотилии КЛ, 24 апреля и 6 мая участвовал в боевых действиях против датских кораблей, с апреля в резервном дивизионе, с октября - гидрографические работы на шлезвигском побережье, 15 сентября 1864 перешёл на зимовку в Киль
04 - 09.1864 лейтенант-цур-зее Paul von Reibnitz
09.1864 - 06.1865 лейтенант-цур-зее Karl von Eisendecher 15.09.1864 перешла в свою новую базу Киль, с 04.1865 - брандвахта канала Айдер
06.1865 - 05.1866 капитан-лейтенант von Schwarzburg-Sondershausen
?.05 - 14.10.1866 капитан-лейтенант Ulffers во время Австро-прусской войны - в Северном море, до 22 июня - операции на Эльбе, с середины июля - тендер при учебном корабле "Gefion"
22.03 - ?.09.1869 капитан-лейтенант Wilhelm Ditmar на станции в Киле, гидрографические работы у о. Альзен, осенние маневры
?.09.1869 - 11.11.1871 капитан-лейтенант von Nostitz стационер в Киле, во время Французской войны охранял устье Эльбы

 

Delphin

В феврале 1865 было решено послать Delphin в Константинополь в качестве стационера. Поэтому корабль прошёл капитальный ремонт, причем такелаж шхуны был увеличен до баркентины. Тем не менее, выход задерживался, и Delphin использовал это время для учений в Балтийском море с 20 по 23 июля. Корабль покинул родину только 6 августа 1865 вместе с корветом Nymphe. 22 сентября корабли расстались в Пирее, и Delphin далее один перешёл в османскую столицу. Из за угрозы войны с Австрией оба корабля в апреле 1866 были отозваны и 3 июля вернулись в прусские воды. До конца войны Delphin принадлежал к флотилии Северного моря (флагманский корабль Arminius) и был выведен из эксплуатации 22 августа 1866 в Данциге.

Так как в 1867 прусское правительство решило, что станция Средиземного моря будет занята постоянно, Delphin на Королевской верфи в Данциге был перестроен соответственно полученному опыту, чтобы снова служить стационером. При этом были заменены поврежденные шпангоуты, а настил верхней палубы был сделан выше, что делало находящуюся под ним палубу удобнее. Приведенный таким образом в порядок, 1 мая 1868 Delphin снова вошёл в строй и провёл испытания.

После кратковременного вывода из эксплуатации - правительство вступило в конфликт с парламентом по финансовым вопросам - 21 августа состоялся выход из Киля. После вынужденного пребывания в Алжире из за поломки машины, 17 октября корабль прибыл в Константинополь. Уже через неделю он поднялся вверх по Дунаю до Гиургиу. В следующем году он повторил этот поход и на обратном пути посетил Варну. Там Delphin получил приказ принять участие в открытии Суэцкого канала.

Перед этим он должен был доставить наследного принца Фридриха Вильгельма Коринфского в Пирей, где тот перешёл на крейсер Hertha. 28 октября 1869 корабль наконец вышел из Константинополя в Порт-Саид, где 16 ноября встретился с корветами Hertha, Elisabeth и авизо Grille и на следующий день участвовал в первом проходе канала. До 10 декабря Delphin оставался в Египте, после чего вернулся в Константинополь.

11 апреля 1870 Delphin покинул станцию и приступил к возвращению на родину. Перед устьем Тахо корабль основательно коснулся грунта, вследствие чего был поврежден бушприт и корпус получил течь. После ремонта в Лиссабоне Delphin отправился дальше и 16 июня зашёл в Плимут, где встретил броненосец Kronprinz и купленный Пруссией учебный корабль Renown. Через 5 дней Renown и Delphin вышли в Киль, куда прибыли 28 июня. Оттуда канонерская лодка отправилась дальше в Данциг, где 11 июля была выведена из эксплуатации. Последовал ремонт, в том числе и замена котлов.

Из за пребывания на верфи корабль не смог участвовать в Немецко-французской войне. Только 22 апреля 1871 он снова был введён в эксплуатацию. С 13 мая канонерская лодка стояла в Киле. 24 августа она покинула Киль и снова направилась в Средиземное море. 29 сентября Delphin заходил в Алжир, через 2 дня в Тунис. Это было особенно тем, что вскоре после войны с Францией корабль посетил города, которые тогда были французскими. Хотя планировалось предоставить лодку в распоряжение археолога Эрнста Куртиуса, из-за опоздания с выходом этого не произошло: когда Delphin 12 октября 1871 достиг Пирея, Куртиус уже возвращался домой. 25 октября корабль, наконец, прибыл в Константинополь, где оставался стационером следующие 16 месяцев. В феврале 1872 Delphin находился в распоряжении принца Фридриха Карла Николая Прусского в его поездке на Восток, при этом он заходил в Коринф, Афины, Хиос, Константинополь и Бурсу. В октябре и ноябре этого года корабль снова предпринял поход по Дунаю.

После того, как 11 февраля 1873 в Испании был свергнут король Амадей и провозглашена Первая Испанская республика, в марте 1873 Delphin получил приказ идти в Испанию, чтобы во время уже начавшейся в прошлом году войны Карлисты обеспечить защиту членов немецкого имперского дома и соблюдение немецких экономических интересов у испанского Средиземноморского побережья. В мае для поддержки прибыл второй корабль - корвет Elisabeth, а затем, в конце июня, броненосец Friedrich Саrl. Его командир, капитан-цур-зее Рейнхольд Вернер, 29 июня принял командование над находящимися в испанских водах немецкими кораблями, которые стали на якорь у Малаги. В последующее время Delphin выполнял различные поручения.

4 октября 1873 для его замены на станции прибыл Meteor, и Delphin в тот же день приступил к возвращению домой. При этом в Лоустофте пришлось неделю пережидать бурю. 4 декабря 1873 г. канонерская лодка была выведена из эксплуатации в Киле.

Уже вскоре корабль был отправлен на Императорскую верфь в Киле для перестройки в гидрографическое судно. Вооружение было демонтировано, на верхней палубе была установлена рубка для гидрографов и новый командный мостик, парусное вооружение было дополнено до барка.

В апреле 1874 Delphin снова был введён в эксплуатацию и вместе с Blitz приступил к работам в Балтийском море, которые продолжались по октябрь. 21 октября 1874 корабль был отправлен на зимовку и подготовлен для возможного следующего похода в Испанию. Так как необходимость в нём отпала, Delphin в течение следующих лет продолжал служить гидрографическим судном. При этом до 1879 он обследовал более 2000 квадратных миль вод Балтийского моря. В 1877 корабль с разрешения британского правительства дополнительно работал у Гельголанда.

В 1880 Delphin участвовал в подъёме затопленной 28 июля при испытании торпеды мишени Barbarossa, но официально в этом году зачислен на службу не был. Только 15 марта 1881 корабль снова вошёл в строй, чтобы действовать в спасательной и рыбоохранной службе в Северном море. 13 августа 1881 он в последний раз был выведен из кампании.

30 сентября 1881 Delphin был вычеркнут из списка военных кораблей и несколько позже сдан на слом. Для его замены уже в 1877 была спущена на воду канонерская лодка Otter.

1.03 - ?.04.1864 лейтенант-цур-зее Nürnberger во время войны с Данией в 3-м дивизионе флотилии КЛ, с апреля в резервном дивизионе, с октября - гидрографические работы на шлезвигском побережье, в заливе Экернфёрде.
04.1864 - 02.1866 лейтенант-цур-зее I класса / капитан-лейтенант Heinrich Kühne
02 - 07.1866 капитальный ремонт, 08-09.1865 перешла в Константинополь в качестве стационера, 04-06.1866 вернулась в прусские воды
?.07 - 2.08.1866 капитан-лейтенант Louis von Blanc война с Австрией, во флотилии Северного моря
13.07.1868 - 11.07.1870 капитан-лейтенант Ewald с 17.10.1868 по 11.04.1870 - стационер в Константинополе, в 11.1869 участвовала в открытии Суэцкого канала
22.04.1871 - 10.1872 капитан-лейтенант Ditmar стояла в Киле, с 24 августа поход в Средиземное море, с 25.10.1871 - стационер в Константинополе
10.1872 - 4.12.1873 капитан-лейтенант Karl August Deinhard стационер в Константинополе, с марта по октябрь 1873 в Малаге, патрулирование в время гражданской войны в Испании
21.04 - 21.10.1874 капитан-лейтенант Rudolf Hoffmann гидрографические работы в Балтийском море
15.04 - 17.11.1875 корветтен-капитан
1.04 - 11.10.1876
4.04 - 29.10.1877
1.04 - 10.10.1878
1.04 - 13.11.1879
15.03 - 13.08.1881 капитан-лейтенант Trützschler von Falkenstein в спасательной службе и рыбоохране в Северном море

 

Basilisk

Следующий раз после датской войны лодка была в строю с 26 июня по 15 октября 1866 во время войны с Австрией. Служила снова в Северном море, но до боевого применения дело не дошло. При последующих вводах в строй Basilisk вёл гидрографические работы на немецком побережье Северного моря: с 21 апреля по 26 октября 1867 и с 21 апреля по 6 ноября 1868, базируясь на Гестемюнде, при этом с 6 мая по 13 июля 1868 кратковременно выводился в резерв из за недостатка финансовых средств.

С началом Немецко-французской войны Basilisk 17 июля 1870 вошёл в строй и применялся для защиты Яде. Лодка снова была выведена из эксплуатации 6 апреля 1871, так и не встретив противника. Летом 1873 она непродолжительное время использовалась без официального зачисления на службу.

В 1874 году Basilisk получил 381 мм палубный торпедный аппарат системы Уайтхеда. Канонерская лодка стала первой, опытовой торпедной лодкой Императорского морского флота. С 24 марта по 16 мая 1874 Basilisk проводил учебные выходы у Вильгельмсхафена для испытания торпед.

После 1874 Basilisk в строй уже не вводился. 28 декабря 1876 лодка была вычеркнута из списка военных кораблей. В последующее десятилетие корпус Basilisk использовался как минный паромминный паром Nr. 1 в Вильгельмсхафене. Точная дата списания неизвестна, где-то после 1900.

Минные паромы - несамоходные суда, сначала перестроенные из старых боевых единиц, позже специально построенные; мины ставились с помощью бортовых плавсредств. Для буксировки паромов предназначались крепостные заградители, построенные по типу буксира. В тот период минные паромы, как и все несамоходные суда красились целиком в жёлтый цвет. Первыми минными паромами стали шесть списанных в 1872-1883 канонерских лодок типа Jäger и Basilisk типа "Camäleon".

13.06.1863 - 06.1864 лейтенант-цур-зее Schau 18 августа - 9 октября перешла в Пирей, Греция, с 3 декабря 1864 - переход назад в Германию, война с Данией, 9 мая - бой у Гельголанда
?.06 - 9.12.1864 лейтенант-цур-зее Max Jung в июле участвовала в занятии Северо-Фризских островов, до конца войны охранял датские призы в Куксхафене. 28 ноября перешла вокруг мыса Скаген в Данхольм на Балтийском море
26.06 - 15.10.1866 капитан-лейтенант von Schwarzburg-Sondershausen война с Австрией, служила в Северном море
24.04 - 26.10.1867 капитан-лейтенант Ratzeburg гидрографические работы в Северном море, баз. в Гестемюнде
21.04 - 6.05.1868
13.07 - 6.11.1868 лейтенант-цур-зее Rudolf Hoffmann
17.07.1870 - 6.04.1871 капитан-лейтенант Wilhelm Ditmar Немецко-французская война, охраняла Яде
06.1873 капитан-лейтенант Franz Mensing использовалась без официального зачисления на службу
24.03 - 16.05.1874 лейтенант-цур-зее Geiseler учебные выходы у Вильгельмсхафена для испытания торпед

 

Blitz

Следующая активность Blitz после Датской войны последовала 10 июня 1866, незадолго до начала войны с Австрией. Сначала лодка применялась на Балтике, но в начале июля была послана в Северное море. Там она принадлежала расположенному на Эльбе соединению корветтен-капитана Рейнхольда фон Вернера на броненосце Arminius. Его основной задачей, выполненной уже уже до конца июня, было занятие ганноверских береговых укреплений. Соединение было распущено 25 сентября и Blitz кратковременно был придан вновь образованному военно-морскому складу в Гестемюнде.

В начале октября лодка вышла в направлении Средиземного моря и 12 января 1867 прибыла в Константинополь. 3 и 16 марта вместе с корветом Gaselle Blitz доставляла продукты и другие грузы из Смирны на разрушенный землетрясением остров Митилены. На обратном пути на материк доставлялись беженцы. Осенью 1867 канонерская лодка заходила на Крит, так как там произошло восстание греческого населения против османского владычества. С середины сентября Blitz эвакуировал более 500 женщин и детей из Милоса и Пирея. Затем до конца ноября вместе с корветом Medusa он оставался в критских водах. 4 декабря лодка снова была в Смирне. Несколько позже Blitz с фрегатом Hertha ходил в Хиос, где налетел на скалу французский корвет Roland. После разгрузки корабль смог сойти на воду. Капитан-лейтенант Юнг за оказанную помощь позже получил рыцарский крест ордена почетного легиона, честь, которой удостоились немногие немецкие моряки.

Некоторое время Blitz оставался в Смирне. 22 апреля 1868 лодка отправилась в устье Сулина, где Пруссия согласно завершившему Крымскую войну Третьему Парижскому миру могла держать 2 военных корабля. Оттуда лодка поднялась по Дунаю до Галаца. Тем не менее, уже 2 мая она получила приказ возвращаться домой. 3 июля Blitz достиг Штральзунда и там был выведен из эксплуатации. В следующем году на Королевской верфи в Данциге был проведён ремонт лодки.

24 июля 1870, через 5 дней после начала Немецко-французской войны, Blitz снова ввели в строй. Сначала лодка была придана флотилии корветтен-капитана Франца фон Вальдерзее, державшем флаг на авизо Grille, в которую также входили Drache и Salamander. С этим соединением 12 августа канонерская лодка приняла участие в бою у Рюгена. 10 сентября флотилия была расформирована и Blitz перешёл в Киль, а позже в Вильгельмсхафен и с 9 октября осуществлял охрану Яде. В конце января 1871 лодка вместе с Drache отбуксировала несколько гребных канонерских шлюпов из Тённинга в Вильгельмсхафен.

После окончания войны Blitz применялась как стационер на нижней Эльбе, находясь преимущественно у Глюкштадта. С июля 1871 она служила в спасательной и рыбоохранной службе службе в Северном море, в ходе которой однажды, вблизи от Нордернея, потребовалось открыть огонь, чтобы заставить британского рыбака покинуть немецкие территориальные воды. 24 июля на борту Blitz находились наследный принц Фридрих и принцесса Виктория с сыновьями Вильгельмом и Генрихом.

С 7 октября 1871 до июня 1872 канонерская лодка стояла как брандвахта у Альтоны. 24 июня она снова приступила к спасательной и рыбоохранной службе. Через 5 дней Blitz зашёл в Абердин для ремонта сломанной мачты. В начале июля лодка ходила в район Шетландских островов и 9 июля посетила Лервик. С 20 по 30 июля Blitz прошла ремонт на Императорской верфи в Вильгельмсхафене и затем стояла в Куксхафене, где её посетил принц Фридрих Карл. С 5 сентября до вывода в резерв 23 сентября канонерская лодка снова служила брандвахтой у Альтоны.

Blitz снова ввели в строй 16 апреля 1873. Со 2 мая лодка была подготовлена для службы в качестве гидрографического судна и с 16 мая вместе с авизо Pommerania работала у мекленбургского побережья, преимущественно в области Висмара. 12 ноября лодку отправили на зимовку в Вильгельмсхафен. С 15 апреля 1874 Blitz продолжил гидрографические работы в Балтийском море, на этот раз, в Голштинских водах. 31 октября лодку последний раз вывели в резерв в Вильгельмсхафене.

28 декабря 1876 Blitz вычеркнули из списка военных кораблей. Затем еще некоторое время Императорская верфь в Данциге использовала корпус как угольный склад, после чего лодка была сдана на слом. Несколько деталей механической установки использовались для канонерской лодки Wolf.

13.06.1863 - 10.12.1864 капитан-лейтенант Archibald MacLean 18 августа - 9 октября перешла в Пирей, Греция, с 3 декабря 1864 - переход назад в Германию, война с Данией, 9 мая - бой у Гельголанда, в июле участвовала в занятии Северо-Фризских островов, до конца войны охранял датские призы в Куксхафене. 28 ноября перешла вокруг мыса Скаген в Данхольм на Балтийском море
10.06.1866 - 7.07.1868 лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Max Jung на Балтике, с началом войны с Австрией в июле - в Северном море, на Эльбе, с сентября при военно-морском складе в Гестемюнде, в октябре 1866 вышла в Средиземное море, с 12 января 1867 - стационер в Константинополе, походы в Эгейском и Чёрном морях, 2 мая - 3 июля 1868 - возвращение в Германию.
24.07.1870 - 07.1871 капитан-лейтенант Matthesen Немецко-французская война, во флотилии с "Grille", "Drache" и "Salamander", 12 августа - бой у Рюгена, с сентября в Киле, а позже в Вильгельмсхафене, с 9 октября - охрана Яде, после окончания войны - стационер на Эльбе у Глюкштадта
07.1871 - 23.09.1872 капитан-лейтенант Glomsda von Buchholz в спасательной и рыбоохранной службе в Северном море, С 7 октября 1871 - брандвахта у Алтоны, с 24 июня 1872 - в спасательной и рыбоохранной службе
16.04 - 12.11.1873 лейтенант-цур-зее Ernst Aschmann гидрографическая служба у мекленбургского побережья
15.04 - 31.10.1874 лейтенант-цур-зее Aschmann гидрографические работы в Голштинских водах

 

Meteor

Заложенный ещё в 1861 Meteor из за финансовых трудностей, которые возникли из-за конфликта между прусским правительством и палатой депутатов, был спущен на воду только 17 мая 1865. Последующие задержки выплат привели к тому, что только в середине апреля 1869 он был переведён в Данхольм, где 6 сентября, наконец, вошёл в строй.

Meteor решили послать в Ост-Индию. Из-за сомнений относительно мореходности корабля при полной загрузке, 24-ф орудие на время перехода Атлантики передавалось на сопровождающий корвет Arcona. Arcona, однако, получил приказ принять участие в открытии Суэцкого канала, из-за чего Meteor только 4 октября вышел из Киля. После ремонта штормовых повреждений в Фальмуте с 12 октября по 6 ноября, канонерская лодка 19 ноября достигла Бриджтауна, где встретила фрегат Niobe. Так как в Венесуэле произошли беспорядки, которые угрожали жизни и собственности проживающих там немцев, Meteor приказали немедленно идти к венесуэльскому побережью. С 12 декабря до середины марта он крейсировал в этих водах, прерываясь только на короткий ремонт в Виллемштадте.

В начале марта вместе с Niobe лодка стала на якорь у Ла-Гуайры, а 16 марта вышла в Порт-о-Пренс, чтобы встретиться там с Arcona. По дороге корабль наскочил на коралловый риф у Гонаве, но смог сняться своими силами. В Порт-о-Пренс командир Meteor, капитан-лейтенант Эдуард фон Кнорр, нашёл лишь сообщение, что Arcona уже ушла в Ла-Гуайру и ждёт встречи там, они разминулись в пути. Все же и эта встреча не удалась, так как на корвете случилась эпидемия желтой лихорадки и поэтому он отправился к более прохладному североамериканскому побережью.

При входе в Ла-Гуайру береговой форт по ошибке открыл огонь по Meteor и добился попадания. Снаряд пробил корпус корабля, проник в каюту и застрял в шкафу не разорвавшись. После того, как лодка добилась разрешения на выход немецких торговых судов, 6 мая 1870 она отправилась к Сен-Томасу, где наконец приняла свою 24-ф пушку с Arcona. Затем она вернулась к венесуэльскому побережью и там занималась защитой немецких интересов и посредничеством между противоборствующими группировками. Эта деятельность принесла кораблю среди проживающих там иностранцев прозвище The Indefatigable (неутомимый).

5 августа Meteor получил первое сообщение об ожидающейся войне с Францией. То, что объявление войны уже произошло 2 недели назад, еще не было известно из-за медленной передачи новостей в то время. Без информации о силе и распределении французских кораблей в Карибском море Meteor 7 августа покинул Ла-Гуайру и взял курс на Кингстон, где, однако, не имелось никаких новых сообщений о развитии ситуации в Европе. Корабль пошёл дальше, в Ки-Уэст, из за экономии угля - большей частью под парусами. Оттуда была возможна непрерывная связь с немецким дипломатическим представительством в Вашингтоне. Предложение Кнорра оставить тихоходный Meteor и установить его орудия на быстроходный торговый пароход для использования его в качестве вспомогательного крейсера, было отклонено, так как в Берлине не желали действий против французских торговых судов. 23 октября наконец прибыло сообщение о начале войны. Одновременно со стороны Американского управления поступило требование немедленно оставить гавань.

Meteor провёл следующие дни в мелких водах у Багам, где командир был уверен в отсутствии больших французских кораблей. 7 ноября он зашёл в Гавану для погрузки угля. Через несколько часов туда же прибыло французское посыльное судно Bouvet.

В тот же день (7 ноября 1870) около 13 ч. Meteor покинул гавань Гаваны и крейсировал перед его входом вне испанских территориальных вод, ожидая Bouvet для боя. Так как тот не вышел до 17 ч., Meteor вернулся в гавань. Там капитан-лейтенант Кнорр был уведомлён о том, что кораблям воюющего государства разрешено выходить из гавани лишь через 24 ч. после выхода кораблей противника. Он выждал это время, и на следующий день, 9 ноября, около 13:15, точно через 24 ч. Bouvet покинул гавань.

Оба корабля уже в 13:30 обнаружили друг друга. Примерно в 10 мор. мил. от кубинского побережья Bouvet открыл огонь по Meteor с дистанции 1480 м. Тот ответил только тогда, когда посыльное судно приблизилось до 900 м. Из за высокой зыби ни один из кораблей не достиг попадания. Когда расстояние сократилось до менее 400 м, Bouvet внезапно повернул вправо. Сначала Кнорр решил, что посыльное судно хотело обстрелять его продольным огнём с носа. Соответственно он приказал повернуть также. Вскоре он понял, что настоящее намерение его противника было таранить. Он снова повернул на контркурс к Bouvet. Таран не удался, но оба корабля прошли борт о борт. При этом кран-балка Bouvet снесла порты левого борта, левое крыло мостика и все висящие на этой стороне шлюпки. Кроме того, была повреждена рея фок-мачты, грот- и бизань-мачты сломались и рухнули за борт. Лафеты двух орудий были свёрнуты. Во время прохождения французский экипаж с выше расположенной палубы их корабля стрелял по верхней палубе Meteor из винтовок и картечниц, что стоило жизни 2 немецким матросам и 1 ранило. Так как при выстреле носового орудия порвалась запальная веревка, немецкая канонерская лодка во время 3-минутной встречи смогла добиться только одного попадания в Bouvet, которое отправило за борт находящийся в его кормовой части спасательный буй.

Meteor после этого снова повернул на правый борт и при этом совсем потерял грот-мачту, что, однако, улучшило маневренность. Орудия были быстро приведены в порядок. 24-ф пушка вновь открыла огонь, когда Bouvet отошёл примерно на 300 м и Meteor поворачивал в противоположную сторону. При этом она добилась попадания в паропроводную трубу механической установки, вследствие чего та вышла из строя и посыльное судно теперь могло идти только под парусами. Попытка немецкой канонерской лодки приблизится к противнику полным ходом оказалась безуспешной, так как около 15:45 винт намотал висящий за бортом трос и корабль остановился. На освобождение винта ушло полчаса. Затем Meteor возобновил преследование и артиллерийский огонь, однако около 16:40 Bouvet смог достичь испанских территориальных вод и бой был закончен. Оба корабля вернулись в гавань Гаваны.

Трехчасовая битва, которая происходила по предварительному соглашению обоих командиров, считается последним в морской истории "боем джентльменов". Meteor израсходовал 22 гранаты, результат - 10 раненых на Bouvet. Непосредственно после возвращения раненый немецкий матрос был отправлен в больницу, оба убитых были похоронены 10 ноября. Позже в их честь был сооружён маленький памятник.

Капитан-лейтенант Кнорр 1 января 1871 получил звание корветтен-капитана, кроме того, он, 2 офицера, боцман и один матрос получили Железный крест II класса. Командир Bouvet, Capitaine de Frégate Franquet, был поднят в звании до Capitaine de Vaisseau.

Ремонт боевых повреждений затянулся поведением находящегося под французским давлением испанского управления, так что Meteor смог покинуть Гавану только 13 апреля 1871, уже после перемирия, и отправился в обратный путь. Канонерская лодка пошла вдоль американского побережья в Ньюфаундленд, из Сент-Джонса вышла в Атлантику и в 13 июня прибыла в Плимут. Через 12 дней Meteor был в Киле, где 20 июля его вывели из эксплуатации. С 18 сентября по 14 октября он служил учебным кораблём машинистов, стоя на якоре.

6 мая 1872 Meteor снова ввели в эксплуатацию для гидрографических работ у немецкого побережья вместе с Drache. Они проводились в этом году на мекленбургской части побережья и продолжались до 20 октября. 14 ноября Meteor и Salamander участвовали в оказании помощи пострадавшему от наводнения Фридрихсорту. Meteor и Drache, усиленные транспортом Rhein, обыскивали после шторма морскую область до Хиддензее в поисках потерпевших аварию кораблей, однако безуспешно. 7 декабря 1872 Meteor снова был выведен из эксплуатации.

Начиная с 16 апреля 1873 корабль опять вёл гидрографические работы. 22 сентября он вышел в Испанию, где шла третья война Карлисты - он должен был заменить там Delphin. 4 октября 1873 Meteor прибыл в Малагу и до марта 1874 оставался в испанских водах. После окончания беспорядков немецкая эскадра была расформирована и канонерская лодка ушла в Константинополь, чтобы принять там станцию, с 12 апреля корабль находился в османской столице. Когда начались беспорядки на Балканах, к Meteor время от времени присоединялись Comet, Nautilus и Pommerania. С середины декабря 1876 до конца февраля 1877 корабль находился в Смирне, где члены экипажа Meteor впутались в драку с матросами французского военного корабля со смертельным исходом для одного немецкого моряка. Это привело к значительным дипломатическим осложнениям между Германией и Францией на несколько месяцев. После возвращения в Константинополь Meteor получил приказ возвращаться домой и 3 июня покинул станцию. Она прибыл в Киль через 2 месяца и 16 августа 1877 был выведен из эксплуатации в Данциге.

27 ноября 1877 Meteor был вычеркнут из списка военных кораблей. Ее механическая установка частично использовалась Императорской верфью в Данциге при постройке канонерской лодки Iltis. Корпус корабля использовался как угольный склад.

6.09.1869 - 20.07.1871 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Eduard Knorr с 19 ноября 1869 до 13 апреля 1871 в Ост-Индии (9 ноября 1870 - бой у Гаваны)
6.05 - 7.12.1872 капитан-лейтенант Karl Eduard Heusner гидрографические работы у мекленбургского побережья, помощь пострадавшему от наводнения Фридрихсорту
16.04 - ?.09.1873 капитан-лейтенант Hohnholz гидрографические работы
09.1873 - 04.1874 капитан-лейтенант Otto Herbig поход в Испанию, где шла третья война Карлисты, с 4 октября 1873 до марта 1874 в Малаге
04.1874 - 10.1875 с 12 апреля 1874 до 3 июня 1877 - стационер в Константинополе, по прибытии в Германию списана
10.1875 - 05.1877 капитан-лейтенант von Rössing
?.05 - 16.08.1877 капитан-лейтенант Georgi

 

Drache

Из за финансовых трудностей Drache был спущен на воду только 3 августа 1865, почти ровно через 5 лет после первого корабля типа Camäleon. Достройка замедлялась по той же причине, и только 22 апреля 1869, более, чем через 7 лет после закладки, Drache был введён в строй для перехода в Данхольм. Единственный из кораблей этого типа он был вооружён 68-ф пушкой вместо 24-ф.

Начало Немецко-французской войны стало поводом для зачисления на службу 24 июля 1870. Drache вошёл в состав вновь организованной флотилии, в которой были также Blitz, флагманский корабль - авизо Grille и канонерская лодка II класса Salamander. 10 сентября соединение было расформировано. Drache оставался в Рюгене, но в декабре был переведён в Северное море. Из за ледовой обстановки в течение зимы хранился во Фридрихштадте. В феврале 1871 корабль вместе с Blitz отбуксировал 2 гребных канонерских шлюпа в Вильгельмсхафен и 6 апреля 1871 был там выведен из эксплуатации.

6 мая 1872 Drache, после того, как была снята 68-ф пушка и на её месте сооружена палубная рубка, снова был введен в эксплуатацию как гидрографическое судно. До 22 октября корабль был занят работами на Голштинском восточном побережье под руководством шефа Гидрографического учреждения адмиралтейства, корветтен-капитана Эдуарда Кнорра. В ноябре Drache участвовал в оказании помощи после наводнения и с Meteor и транспортом Rhein осуществлял поиск потерпевших аварию кораблей в области между Голштинией и Хиддензее. 12 декабря корабль вывели из эксплуатации в Вильгельмсхафене.

15 апреля 1874 Drache снова ввели в эксплуатацию как гидрографическое судно. Были предприняты те же перестройки, чтобы приспособить корабль к службе. Работы проводились в Северном море, причем корабль заходил также в британские и норвежские гавани. 23 ноября корабль был отправлен на зимовку. Запланированный поход в испанские воды отменили после изменения там обстановки к лучшему.

С 1875 по 1884 Drache ежегодно в течение летних месяцев выполнял гидрографические работы в Северном море, под командой Генриха Хольцхауера. В 1876 для улучшения остойчивости был демонтирован такелаж, а через 2 года и оставшиеся 12-ф пушки. В течение зимы 1879/80 были заменены котлы, перестроена верхняя палуба и также установлен новый такелаж баркентины. С 1881 Drache, наряду с обычными замерами, привлекался также к океанографическим исследованиям, а с 1883 дополнительно также для спасательной и рыбоохранной службы. В 1884 Drache проводил океанографические исследования в Скагерраке, затем продолжил гидрографические работы. Наконец, через 15 лет после начала службы, 30 сентября 1887 состоялся последний вывод из компании. Результаты работы Drache имели для немецкого морского флота большое значение, что сказалось, не в последнюю очередь, в Первой мировой войне.

13 декабря 1887 Drache вычеркнули из списка военных кораблей. Его корпус сначала использовался в Вильгельмсхафене как угольный склад. В 1888 его перевели в Киль и приготовили там для испытания торпеды. В присутствии шефа военного порта Балтийского моря, вице-адмирала Гольца, миноносец D 5 всадил торпеду в мишень и тяжело повредил её. Остатки корабля были сданы на слом.

22 - 30.04.1869 капитан-лейтенант Philipp von Kall введён в строй только для перехода в Данхольм
24.07.1870 - 6.04.1871 капитан-лейтенант Rodenacker Немецко-французская война, во флотилии с "Grille", "Blitz" и "Salamander", 12 августа - бой у Рюгена, с декабря - в Северное море, зимой 1870-1871 хранился в Фридрихштадте, с февраля 1871 в Вильгельмсхафене
6.05 - ?.09.1872 капитан-лейтенант Gustav Stempel гидрографические работы на восточном Голштинском побережье
?.10 - 14.12.1872 лейтенант-цур-зее (и. о.) Ernst Aschmann оказание помощи после наводнения в области между Голштинией и Хиддензее.
15.04 - 23.11.1874 капитан-лейтенант Hohnholz гидрографические работы в Северном море, заходы в британские и норвежские гавани
15.04 - ?.07.1875
?.07 - 4.11.1875 лейтенант-цур-зее Julius Köthner
1.04 - 22.09.1876 капитан-лейтенант Heinrich Holzhauer
4.04 - 13.10.1877
1.04 - 5.10.1878 капитан-лейтенант / корветтен-капитан
1.04 - 6.11.1879 корветтен-капитан
1.04 - 14.10.1880
15.05 - 30.09.1881 гидрографические работы в Северном море к океанографические исследования
28.04 - 29.09.1882 гидрографические работы в Северном море
24.03 - 15.10.1883 гидрографические работы в Северном море + спасательная и рыбоохранная служба
1.04 - 11.10.1884 океанографические исследования в Скагерраке, затем гидрографические работы в Северном море
14.04 - 6.10.1885 капитан-лейтенант von Rosen гидрографические работы в Северном море
8.04 - 12.10.1886
13.04 - 30.09.1887 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Burich

 

 

"вторая жизнь" Cyclop

 

19 марта 1872 из за очень плохого состояния корпуса были списаны две канонерки: Camäleon и Cyclop. Механизмы находились в хорошем состоянии и было решено использовать их при постройке новой лодки с железным корпусом. При этом предполагалось использование корабля для колониальной службы.

Императорское адмиралтейство в том же году заказало Императорской верфи в Данциге постройку нового корпуса, который 5 августа 1874 был спущен и получил имя своего непосредственного предшественника. Дооборудование корабля продолжалось до весны 1875.

Особенность постройки нового корпуса под старые механизмы привела к тому, что корабль во многом повторял своего предшественника, и был лишь незначительно больше. Главным отличием стал материал корпуса - железо. Однако палубы всё так же были деревянными. Канонерская лодка получила такелаж барка с площадью парусов 510 м² и котельную и механическую установку от "первого" Cyclop, изготовленную в 1860.

Вооружение всё же установили более современное, но и более лёгкое: 2 - 120 мм/23 нарезных пушки. Кроме того имелись 2 - 40 мм т.н. "баллонных" пушки. Они пришли с Немецко-французской войны и применялись в свое время для борьбы с французскими аэростатами, которые должны были обеспечивать связь осажденного Парижа с окрестностью. Обе пушки были смонтированы на релингах и предназначены для разрушения парусов китайских пиратских джонок. Тем не менее, "балонные" пушки для использования не подошли и до 1881 были заменены на 2 - 87 мм/24 нарезные пушки. Дополнительно на борту имелись 3 - 37 мм автоматических пушки.

Cyclop вошёл в строй 27 марта 1875. До начала мая канонерская лодка проводила испытания. При этом выяснилось, что корабль также, как и предшественники, обладал сравнительно плохими мореходными качествами, был очень мокр и испытывал сильную бортовую качку. После окончания испытаний Cyclop получил необходимое снабжение для службы в Восточной Азии и 9 мая 1875 покинул немецкие воды. 17 июля корабль прибыл в Сингапур и получил приказ нанести визит сиамскому королю. 9 августа в Гонконге он встретился с корветами Ariadne и Hertha.

После того, как 27 сентября китайцы убили у Фучжоу капитана и штурмана фленсбургской шхуны Anna и выбросили корабль на пляж, где он был полностью разграблен населением, Cyclop немедленно начал поиск в многочисленных заливах. Были найдены шхуна и часть груза, наказаны убийцы и грабители. Дальнейшие запланированные карательные мероприятия были запрещены немецким дипломатическим представительством в Пекине. Это в конечном счете, благодаря шефу адмиралтейства адмиралу Альбрехту фон Штошу, привело к регулированию прав оперирующих в Восточной Азии немецких военных кораблей.

В феврале и марте 1876 Cyclop посетил остров Типинсан (Мияко-Дзима), где в начале июля 1873 во время тайфуна потерпела крушение на рифе немецкая шхуна R.J. Robertson. Несколько жителей деревни Уено, не смотря на плохую погоду отправили лодки, спасли 8 человек и побеспокоились о спасении корабельного инвентаря, при этом отказавшись от предложенного вознаграждения. В феврале 1874 император Вильгельм I отдал приказ соорудить памятник на острове как наглядный знак признания и благодарности. Cyclop должен был его выполнить. 22 марта 1876 памятник был открыт.

24 марта 1876 Cyclop покинул остров и отправился в Гонконг, где вновь встретился с Hertha и Ariadne. После того, как туда также прибыл Vineta, Эдуард Кнорр передал командование расположенными в Восточной Азии кораблями Александру фон Монтсу. В то время как Hertha и Ariadne приступили к возвращению домой, 4 корабля остались - Cyclop, Vineta, Luise и Nautilus. Теперь для Cyclop началась оживленная деятельность в области восточноазиатской станции, особенно в Желтом море. Корабль посетил многие из больших портовых городов и больших рек вплоть до Сибири. Затем выполнял важный круг задач по картографированию побережья. В зимние месяцы канонерская лодка преимущественно стояла в Тян-Цзине.

После многолетней беспрерывной деятельности в конце 1880 кораблю стал необходимым капитальный ремонт, который из-за завышенных цен не мог быть проведён на иностранных верфях. Поэтому 1 января 1881 Cyclop приступил к возвращению домой и 28 апреля прибыл в Киль. Вскоре после этого на тамошней Императорской верфи начался ремонт.

Cyclop снова ввели в строй 1 апреля 1882. Сначала он применялся в спасательной и рыбоохранной службе Северного моря. 7 августа канонерская лодка получила приказ отправиться в восточное Средиземное море. Там из за восстания Ахмад-Ураби-Паши находились под угрозой немецкие граждане и экономические интересы. В египетских водах к этой дате уже присутствовали Gneisenau, Nymphe, Habicht и Möwe, но решили туда дополнительно послать корабль с малой осадкой.

2 октября 1882 Cyclop прибыл в Порт-Саид с задержкой из за аварии машины. Он оставался в Александрии до января 1883, чтобы доставить принца Фридриха Карла Николая Прусского через Суэц до Эль-Тор на западном побережье полуострова Синай. 3 человека из экипажа сопровождали принца на суше в Суэц. Там Cyclop снова взял его на борт и доставил в Яффу, куда корабль прибыл 19 февраля 1883. Так как положение в Египте успокоилось, 1 мая канонерская лодка получила приказ возвращаться и 21 июля прибыла в Вильгельмсхафен.

19 августа 1883 Cyclop снова был зачислен в спасательную и рыбоохранную службу и нёс её до вывода в резерв 16 октября. В следующем году он опять был привлечён к той же службе, так как дело дошло до нападений британских рыбаков на немецкие рыболовные суда. В августе и сентябре канонерская лодка участвовала в осенних маневрах флота.

Хотя в 1885 году Cyclop также планировался для спасательной службы, но из за нехватки малых военных кораблей в Немецкой Западной Африке адмиралтейство было вынуждено послать канонерскую лодку туда. Для нового района службы на корабле было улучшено кондиционирование воздуха. 23 апреля 1885 Cyclop вышел в море и 6 июля достиг Дуалы. Последовали несколько учебных походов вдоль побережья Камеруна, при которых проводились картографические работы.

Экипаж постоянно страдал от трудных климатических условий. Несколько человек пали жертвой малярии. Для больных первоначально был только один временный военный госпиталь, который позже располагал присланным из Германии разборным зданием. Опыт привёл к тому, что экипаж менялся через один год, а не как обычно, через два.

После небольшого ремонта, который был проведён в январе 1886 в Луанде, экипаж Cyclop в феврале участвовал в подавлении беспорядков, а в июне принимал участие в закладке резиденции первого губернатора Камеруна, барона Юлиуса фон Содена. С 10 по 16 сентября для отдыха экипажа корабль посетил остров Св. Елены, где был посещён музей Наполеона Бонапарта. В начале октября капитан-лейтенант Штубенраух посадил канонерскую лодку на грунт в устье Wouri, чтобы при отливе провести ремонт обшивки. В декабре корабль снова побывал на верфи в Луанде.

В апреле и мае 1887 Cyclop участвовал в передаче Bonnys в ходе обмена с Великобританией. В середине 1888 корабль выделил команду прикрытия для проведенной Рихардом Кундом и Хансом Таппенбеком экспедиции вглубь Камеруна, которая в начале 1889 основала станцию Яунде, сегодня столицу страны. Осенью в области Batanga произошли местные беспорядки, в подавлении которых участвовал экипаж Cyclop.

Между тем из за сильно изношенной механической установки (корабль мог развить скорость лишь около 2 узлов) и нерентабельности капитального ремонта 1 ноября 1888 Cyclop был выведен из эксплуатации в Дуале. Перед этим он передал орудия, боеприпасы и другое оборудование на идущее в Германию грузовое судно. Исключение из списков военных кораблей, как не странно, произошло ещё раньше - 25 сентября.

Cyclop далее использовался как военный госпиталь, склад и мастерская в Камеруне. Он получил постоянный экипаж, который состоял из одного офицера и нескольких матросов. Механическая установка и мачты были демонтированы в 1900 году.

После начала Первой мировой войны и занятия Камеруна Великобританией корабль был конфискован британцами и сдан ими на слом.

27.03 - ?.05.1875 корветтен-капитан Arendt испытания
05.1875 - 08.1877 капитан-лейтенант Ernst von Reiche 9 мая - 9 августа 1875 перешла в Китай, многочисленные походы в области восточноазиатской станции, 1 января - 28 апреля 1881 - возвращение домой
08.1877 - 11.1878 капитан-лейтенант Victor Cochius
11.1878 - 28.05.1881 капитан-лейтенант Hugo von Schuckmann
1.04.1882 - 16.10.1883 капитан-лейтенант Kelch в спасательной и рыбоохранной службе Северного моря, 7 августа - 2 октября 1882 переход в египетские воды, баз. в Александрии, 1 мая - 21 июля 1883 возвращение в Вильгельмсхафен, в спасательной и рыбоохранной службе
25.03 - 30.09.1884 капитан-лейтенант Richard Hornung в спасательной и рыбоохранной службе, в августе и сентябре - осенние маневры флота
14.04.1885 - 11.1886 капитан-лейтенант Felix Stubenrauch 23 апреля - 6 июля 1885 переход в Немецкую Западную Африку, учебные походы вдоль побережья Камеруна, картографические работы, в январе 1886 - ремонт в Луанде, с 10 по 16 сентября посещение о. Св. Елены
11.1886 - 11.1887 капитан-лейтенант von Halfern В Немецкой Западной Африке, в декабре 1886 - ремонт в Луанде, в апреле и мае 1887 уч. в передаче Bonnys в ходе обмена с Великобританией.
12.1887 - 1.11.1888 капитан-лейтенант Hermann Schneider В Немецкой Западной Африке, в середине 1888 выделил команду прикрытия для экспедиции вглубь Камеруна, осенью 1888 экипаж участвовал в подавлении беспорядков в области Batanga

 

МОДЕЛЬ

   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 - zur Gegenwart, Mundus Verlag, Ratingen o. J.
3 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
4 Meister, Friedrich: Die Feuertaufe des Meteor (Unter deutscher Flagge, Bd. 4), Berlin 1910.
5 Schmidt, Jürgen W.: Reichskanzler Fürst -marck und eine Matrosenschlägerei in Smyrna im Jahre 1877. Die erfolgreiche Entschärfung eines drohenden deutsch-französischen Konflikts. In: Deutsches Schiffahrtsarchiv - Wissenschaftliches Jahrbuch des Deutschen Schiffahrtsmuseums Bd.33 (2010) Wiefelstede 2011
5 Wiechmann, Gerhard: Die preußisch-deutsche Marine in Lateinamerika 1866–1914. Eine Studie deutscher Kanonenbootpolitik. Bremen 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 14.01.2018


 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1860-1867
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1880
Meteor
Модель "Meteor".
Cyclop
"Cyclop" после перестройки.
Cyclop
Конструкция корпуса "Cyclop" после перестройки.
Cyclop
"Cyclop" после перестройки.
Meteor
Матросы "Meteor" в бою.
Meteor
"Meteor" в бою.
Meteor
"Meteor" в бою.
Meteor
"Meteor" в бою.
Meteor
"Meteor" в бою.
Meteor
"Meteor" с "заграничным" рангоутом.
Delphin
ГИСУ "Delphin".
Jäger
Канонерские лодки и "Grille" на параде, гравюра.
Jäger
минный прам

"Preußiseher Adler", "Blitz" и "Basilisk" в Гельголандском бою
Basilisk
"Basilisk"
Camäleon
"Camäleon"
Такелаж при службе на заграничной станции.
Такелаж в домашних водах.
Следующая страница - канонерские лодки типа "Wolf"
Предыдущая страница - канонерские лодки типа "Jäger"