Оглавление → Броненосцы и линкоры → Sachsen
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Барбетные броненосные корветы (Schiffe III. Ranges, Panzer-ausfallkorvetten, Turmschiffe) типа
Германия, 1878-1883 гг. 4 ед. (проект 1872-1874 гг.) ![]() * Sachsen *
Wurttemberg
* Bayern
* Baden *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Официально, классифицировались как "башенные суда 3 ранга" (turmschiffe III ranges). Спроектированы Имперским Морским ведомством в 1872-1874 гг. в рамках выполнения кораблестроительной программы 1873 г. Первые однотипные броненосцы германского флота (все предыдущие "однотипные" корабли очень условно могут считаться таковыми).
Хотя первым на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле был заложен в 1874 году "Bayern", серия получила название по имени первого спущенного и вступившего в строй "Sachsen". Скорость и мореходность броненосцев типа "Sachsen" оказались весьма посредственными, на волнении ход ощутимо падал, а в шторм они вообще не могли идти против волны, кроме того они плохо держались на курсе. Во второй половине 90-х годов броненосцы капитально перестроили. Они стали однотрубными, старая броня была заменена на современную крупповскую, скорость увеличивалась на один узел. Но дорогостоящая модернизация ненамного улучшила боевые качества старых кораблей. В 1906 году "Württemberg" превратили в опытовое судно с вооружением из 7 торпедных аппаратов и четырех 88-мм пушек. Он оставался в строю до конца первой мировой войны. Его систершипы исключили из состава флота в 1910 году, но они продолжали служить вспомогательными судами. Самый долговечный из них, "Baden", сдали на слом в 1939 году.
Длина 93 м по конструктивной ватерлинии, 98 м наибольшая; ширина 18,4 м по конструктивной ватерлинии, 18,7 м наибольшая; осадка носом 6,32 м, кормой 6,53 м (у модернизированных кораблей, соответственно, осадка носом 6,21 м, кормой 6,37 м), высота борта на миделе 9,286 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 14,42 т.
В подводной части проходили 6 продольных стрингеров, в том числе и броневой шельф. Наружная обшивка кораблей была двухслойная под бронёй и однослойная вне брони и в оконечностях. Броневой шельф, шириной 0,8 м и толщиной 19-мм, прикреплялся к судовому набору с внешней стороны угловым железом, а с внутренней двумя полосами (длина полос 11,28 м) углового железа. Вне двойного дна ширина стрингеров уменьшалась до 0,87 м, кроме пятого в носовой и четвёртого в кормовой частях, ширину которых для образования непроницаемых отделений увеличили. Расстояние между шпангоутами составляло 4 фута (1,22 м), причем каждый 4-й шпангоут был сплошной, из листов толщиной 8,9 мм. У остальных шпангоутов листы были той же толщины. Чтобы придать шпангоутам больше крепости, с наружной стороны ниже брони, между броневым шельфом и 5-м стрингером, добавили вторые полосы обратного углового железа. Здесь же вводились промежуточные шпангоуты из листов толщиной 8,9 мм. Вне броневой части под броневой палубой расстояние между шпангоутами равнялось 1,25 м. Сами шпангоуты служили продолжением шпангоутов погружённой части и состояли из листов в 8,9 мм толщины. Нижний пояс наружной железной обшивки броненосцев составлял как бы продолжение горизонтального киля, в середине судна одной с ним толщины, утоньшаясь к носу и корме. Под броневыми плитами обшивка была двойной. Листы обшивки корпуса длиной в 4,88 м были склёпаны между собой двумя рядами заклёпок на планках, равной с листами толщиной. Двойной борт делился пятью горизонтальными переборками (3 между горизонтальным килем и нижней палубой, 2 между нижней и верхней броневой палубой). Междубортное пространство, для уменьшения доступа воды, заполнили пробкой.
Приёмка плит производилась адмиралтейством по правилам, существовавшим в то время в Англии и Франции, т.е. растяжением вырезок из них, стрельбой по некоторым и звуковой оценкой. Причём плиты, бывшие на Менпенских опытах, показали слабость проковки и большую неоднородность. Адмиралтейство, в своё оправдание, считало, что диллингенские плиты, разрушенные при опытах крупповским орудием, были забракованы приёмочной комиссией и не были допущены к постановке на корабли. Однако у комиссии были вполне достоверные сведения, что завод отправлял Круппу на полигон только свои лучшие образцы.
Над броневым казематом, несколько отступая от кормовой переборки, находился бруствер 17,5 м и шириной 17,2 м, возвышавшийся над верхней палубой на 1,98 м. Углы бруствера закруглялись. Над передней частью каземата стояла неподвижная барбетная башня, большая ось которой составила 8,29 м, малая 6,8 м, а ее высота равнялась 3 м. Над бруствером и далее к носу впереди башни проходили мостики и рубки. При этом ширина переднего мостика была столь ограничена, что позволяла орудиям стрелять прямо по носу, а башенные орудия, имея ось выше, стреляли через мостик. Пояс по ватерлинии высотой 3,75 м возвышался над водой на 1,35 м. Длина наиболее толстой части пояса равнялась 33 м. Он состоял из трёх рядов плит по высоте и четырёх слоев по толщине. Два верхних ряда плит (снаружи внутрь) имели толщину 254 мм и тиковую подкладку 200 мм и 152 мм и тиковую подкладку в 230 мм, нижний ряд плит 203 и 200 мм и 152 и 230 мм соответственно. Носовой броневой каземат и кормовой броневой каземат (соответственно) состояли из 203-мм плит и 200-мм подкладки и 152-мм плит и 230 мм подкладки, цитадель (соответственно): 203 и 200, 152 и 230 мм, внутренняя переборка по диаметральной плоскости 50 мм.
Боевые рубки (установлены после приёмки кораблей в казну): имели броню: носовая 140 мм (позднее 59-200 мм), кормовая: 12-15 мм. Бруствер на верхней палубе защищали 254-мм (на тиковой подкладке в 250 мм) плиты, носовой бруствер (грушевидной формы) 254-мм плиты (на тиковой подкладке в 250 мм). На броненосцах стояли по 2 тронковые горизонтальные трёхцилиндровые паровые машины простого расширения. Для "Bayern" и "Baden" их изготовил завод "A.G. Vulkan" в Штеттине, для "Sachsen" и "Württemberg" "F.A. Eggels" в Берлине. Позднее, при модернизации, установили две горизонтальные четырёхцилиндровые паровые машины двойного расширения.
Корабли имели два машинных и два котельных отделения, один руль обыкновенного типа с паровым и ручным приводами и по 2 четырёхлопастных винта (при модернизации был уменьшен их диаметр). Запас угля составлял 420/700 тонн (после модернизации 576 - 615 тонн и 280 тонн вестфальского прессованного угля в мешках). Дальность плавания составляла 1940 миль при скорости 10 узлов и 700 миль полным 14-узловым ходом. На модернизированных "Заксенах" увеличиласьдальность плавания до 3000 миль 10-узловым ходом, но уменьшилась до 500 миль 14-узловым. Электроэнергетическая установка включала 3 динамо-машины мощностью 69 кВт (напряжение 69 В). Позднее на корабли установили более современные динамо-машины мощностью 69-74 кВт. На "Württemberg" в 1908 г., установили динамо-машины напряжением 110 В.
На них стояли 3 350-мм торпедных аппарата (1 кормовой поворотный и 2 носовых) с запасом из 12 торпед (позднее уменьшили до 8) Позднее установили еще 2 450-мм бортовых торпедных аппарата с запасом из 5 торпед. Экипаж состоял из 32 офицеров и 285 матросов (как на флагмане, на "Sachsen" находились ещё 7 офицеров и 34 матроса). Позднее, в процессе службы численность экипажа менялась. Шлюпочное вооружение включало 1 паровой катер, 1 баркас, 1 вельбот, 2 гребных катера, 1 ял и 1 двухвесельный ял. Броненосцы типа "Sachsen" представляли собою довольно посредственные по своим мореходным качествам корабли и даже при самом незначительном волнении сильно теряли в скорости (при 6 баллах до 25%), а в плохую погоду ход против волны порой вообще становился невозможен, испытывали неприятную бортовую качку, принимали на палубу много воды. Они имели большой дифферент на корму, отчего впоследствии носовую часть пришлось утяжелить, уложив в форпик 60 тонн твёрдого балласта. Манёвренность была наоборот отличной, поворачивали легко и быстро. Могли управляться одними машинами. Поперечная метацентрическая высота - 1,88 м, продольная - 102,7 м. Максимальная остойчивость при крене в 21,5°, нулевая - при 74°. До 1882 не имели прожекторов, затем получили по одному на отентованной площадке над рубкой (фор-марс), позже - второй, на площадке на юте. "Württemberg" после перестройки в торпедо-испытательный корабль (с 1906 г.) получил третий прожектор на рубке за трубой. Ходовой мостик сперва находился между труб, приблизительно на 1 м глубже, чем начало добавленной позже палубы-мостика. В 1884 удлинили паропроводные трубки, была сооружена кормовая надстройка в форме ящика по уровню носовой. Наконец, "Württemberg" имел трубы на 1,5 м выше, крытые барбеты (использовались, как жилые и др. помещения) и не вертикальный форштевень. С 1885 по 1897 гг. корабли несли противоторпедные сети. Из-за 4-х труб в народе получили прозвище "цементные фабрики" (Zementfabriken). Среди проблем, связанных с кораблями типа "Sachsen", была тенденция опасно выкатываться с курса из-за их плоского днища, что значительно уменьшало точность их оружия. Корабли также были плохо бронированы, по сравнению с их современниками. Кроме того, они были медленными.
Схемы окраски Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.
Спуск броненосного корвета "Bayern" (Донесение русского Морского агента в Германии капитана 2 ранга Нехватовича, 1878 г.)
Почтительнейше донося Вашему Превосходительству, что 1(13) мая происходил спуск броненосца "А", названного "Bayern", построенного на стапеле Эллербекского адмиралтейства. Упомянутый броненосец совершенно одинаков с броненосцем "Sachsen", спущенным летом 1877 г. в Штецине, о коем я имею честь своевременно доносить Вашему Превосходительству. Так как при спуске присутствовали представители германских палат, то всей церемонии было придано особое торжество. На рейде произвели взрыв старой канонерской лодки с помощью мины Герца и с миноносца "Zieten" было пущено несколько торпед Уайта. Адмиралтейство не пожалело средств для блестящего приема членов палаты и употребило все возможное, чтобы показать себя с самой хорошей стороны. Чтобы избежать случайности при взрыве мины, — воспламенение ее было произведено с берега, а сама мина была подвязана под корпус канонерской лодки. Мину зарядили двойным зарядом, и взрыв, произведенный ею, был потрясающим. Это преследовало цель, чтобы показать публике весь ужас ее действия. Что касается того, что мина была подвязана под самое дно судна, то об этом, конечно, умалчивали. Кроме всего этого, пустили торпеды Уайтхеда вдоль борта одного из судов, на коем находилось много гостей. Вообще, в техническом отношении морской праздник дал много интересного. Берлин 17(19) мая 1878 г.
Созданием броненосцев типа "Sachsen" Германия почти завершила выполнение кораблестроительной программы 1873 года. После ввода в строй корабли типа "Sachsen" сформировали ядро для ежегодных летних маневров флота.
Германский броненосец "Sachsen"
(Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1879 г.)
По словам "Moniteur de la Flotte", в середине августа броненосный корвет "Sachsen" выходил из Киля на первую пробу, которая оказалась вполне удовлетворительной. Подобно другим корветам того же типа, "Sachsen" имеет длину 298,4 фута, ширину 59,5 фута, углубление 19,5 ф. и водоизмещение 7398 тонн броню в 16 дюймов толщины. Артиллерия состоит из одного 12-дюймового и четырех 10,24-дюймовых орудий. Машина должна развивать, согласно контракту, 5600 индикаторных сил.
В 1880 году "Sachsen" был введен в кампанию 15 апреля и заменил "Kronprinz" в составе учебной эскадры. Вильгельм фон Викеде, бывший австрийский военно-морской офицер, принял командование соединением. В то время перед немецким флотом была поставлена задача в первую очередь береговой обороны от Франции и России, которые считались наиболее вероятными противниками в континентальной войне. Летний поход эскадра провела по Балтике, за исключением краткого визита в Вильгельмсхафен и Куксхафен в августе 1880 г. 27 сентября 1880 "Sachsen " был выведен из эксплуатации из-за проблем с машинами. В начале 1880-х годов корабль практически не использовался, поскольку на нём постоянно вносились всевозможные исправления и улучшения. К апрелю 1881 года была завершена большая часть работ на "Württemberg" и его отправили на Императорскую верфь в Киле для окончательной достройки. Низкий уровень воды в реке Одер затруднил переход из Штеттина в Балтийское море, 24 апреля корабль сел на мель в реке и застрял там на два дня, но в конечном итоге броненосец был снят с мели и прибыл в Киль без повреждений. 9 мая 1881 года он был временно принят в состав немецкого флота. В то время в Германии находились представители Цинского Китая, чтобы наблюдать за началом строительства своего нового броненосца "Динъ-Юань", и во время визита в Киль они поднялись на борт "Württemberg", чтобы осмотреть корабль.
С 15 февраля по 12 мая 1882 года "Sachsen" был ненадолго введен в кампанию для дополнительных испытаний, включая первые стрельбы из орудий главного калибра. В течение этого короткого периода командиром служил капитан-цур-зее Макс фон дер Гольц. Законченный лишь 24 сентября 1883 "Baden", развивший на испытаниях ту же скорость, что и предыдущий корабль, 13,87 уз. при 5600 л.с и 79 об/мин, присоединился к флоту 22 октября 1883, слишком поздно, чтобы участвовать в основных маневрах этого года, и сразу отправился в резерв. Возросшая напряженность в отношениях с Россией побудила военно-морское командование разработать более наступательные планы на случай непредвиденных обстоятельств. 22 апреля 1884 года все четыре корабля наконец были введены в кампанию, "Sachsen" под командованием корветтен-капитана Фридриха фон Павлельса, "Bayern" командовал капитан-цур-зее Бартоломеус фон Вернер, "Württemberg" - капитан-цур-зее Ганс фон Кёстер, а "Baden" - капитан-цур-зее Виктор Валуа. Они составили учебную эскадру под командованием контр-адмирала Александра фон Монтса, который поднял свой флаг на "Baden".
В следующем году ввели в кампанию только "Bayern" (1 мая 1885 года). Программа обучения того года включала круиз по Северной Атлантике в летние месяцы, целью которого было проверить управляемость корабля в суровых погодных условиях. В этот период кораблем командовал капитан-цур-зее Карл Август Дайнхард. "Bayern" участвовал и в маневрах учебной эскадры 1885 года, в которых ему составили компаеию только старые броненосцы "Friedrich Karl" и "Hansa". Маневры были начаты с посещения Олезунда (Норвегия), после чего флот пошел в Балтийское море для учебных эволюций. Во время учений "Bayern" сел на мель в Большом Бельте, после чего был отправлен на ремонт на Императорскую верфь в Киле. После завершения работ броненосец вместе с авизо "Grille" отправились в учебный поход по Балтике вдоль немецкого побережья до Мемеля.
Остальные три корабля весь год простояли в резерве, только "Baden" кратко вводился в строй в сентябре для участия в первых испытаниях противоторпедных сетей. 15 ноября 1885 "Bayern" взял на себя роль флагмана вновь образованной из броненосцев резервной дивизии, но сам при этом в резерв не выводился.
30 июля 1886 году учебную эскадру переименовали в манёвренную. На время ежегодных маневров флота 1886 её составили "Sachsen", "Baden", "Württemberg" и новый броненосец "Oldenburg", при этом "Württemberg" постоянно испытывал проблемы с машинами. "Baden" снова был флагманом, но теперь уже вице-адмирала Вильгельма фон Викеде. Флот проводил учения в западной части Балтики, в том числе эксперименты с первой системой электросвязи. Затем корабли совершили учебный поход к Скаген-Одде, за которым последовала имитация атаки на Вильгельмсхафен, а затем учения по блокаде в Данцигском заливе. Каприви и принц Вильгельм наблюдали за завершением маневров флота 22 сентября. На следующий день, 23 сентября маневренная эскадра была расформирована на зиму. Все 4 корабля этого типа были выведены с действительной военной службы, чтобы составить Балтийскую резервную дивизию, однако "Sachsen" оставался в строю с сокращённым экипажем в качестве брандвахты в Киле. В это время им командовал капитан-цур-зее Франц фон Кюкбуш. В 1887 году корабли этого типа в кампанию не вводились. Лишь 6 июня все четыре броненосца присутствовали на церемонии закладки Канала Кайзера Вильгельма, даже стоящий в Киле наремонте с разобранными машинами "Bayern", который 3 июня отбуксировали к месту проведения торжеств. В последовавших в августе учениях флота корабли не участвовали. В ноябре 1887 года закончилась брандвахтенная служба "Sachsen" и он присоединился к бездействующим кораблям резервной дивизии, а место флагмана резервной дивизии 21 ноября занял вернувшийся из ремонта "Bayern". На него перевели и командира, капитана-цур-зее Франца фон Кюкбуша.
23 мая 1888 года к броненосной эскадре присоединился и вернувшийся в строй "Baden", куда кроме него и "Bayern" вошёл броненосец "Friedrich der Große" и авизо "Zieten", а вскоре к ним добавился и броненосец "Kaiser". 19 июня экипаж "Baden" оказал помощь пароходу " Nord", загоревшемуся в Киле.
31 августа 1888 был организован маневренный флот для больших маневров 1888, в его состав входили: броненосная эскадра в том-же составе, эскадра учебных кораблей и две флотилии миноносцев. "Baden" был флагманским кораблём командующего I дивизией контр-адмирала фон Кнорра. Учениями руководил вице-адмирал фон Монтс. Корабли в очередной раз совершили плавание вокруг Дании из Балтийского в Северное море и провели учения по береговой обороне в бухте Яде, которые продолжались до середины сентября. С 11 по 14 числа на маневрах присутствовал Вильгельм II, который занял место Монтса в качестве командующего. 14 сентября маневренный флот был расформирован, а четыре дня спустя, 18 сентября 1888 броненосная эскадра также была распущена на зиму. 21 сентября "Bayern" опять стал флагманом резервной дивизии Балтийского моря, а "Baden" и "Württemberg" присоединились к "Sachsen" в числе рядовых кораблей. При этом Зенден-Бибрана на посту командира "Bayern" сменил капитан-цур-зее Макс Плюддеманн. 1 октября 1888 резервная дивизия Балтийского моря была переименована во 2-ю резервную дивизию. В феврале 1889 флагманом резервной дивизии "Bayern" недолго командовал исполняющий обязанности командира корветтен-капитан Август Грюнер, а в марте его сменил капитан-цур-зее Отто фон Дидерихс. 1 мая 1889 года пост брандвахтенного корабля в Киле и командир перешли выведенному из резерва "Sachsen", который параллельно участвовал в учениях и походах эскадры. В тот-же день для годового цикла обучения ввели в строй "Baden", и снова в качестве флагмана эскадры, теперь контр-адмирала Филиппа фон Калля. В этот период он также использовался для обучения персонала машинного отделения. Кроме "Baden" и "Sachsen" в эскадру вошёл броненосец "Oldenburg" и авизо "Wacht". 1 июля 1889 эскадра вошла в состав Маневренного флота, как I дивизия, к которой присоединилась II дивизия из четырех других броненосцев, флотилия миноносцев и дивизия броненосных лодок. Учения были прерваны визитом в Портсмут (Великобритания) в августе 1889 года, где Вильгельм II принял участие в регате Каус. Корабли покинули Германию 31 июля, сопровождая кайзеровскую яхту "Hohenzollern". Затем они присоединились к британскому Королевскому флоту во время смотра, проведённого Королевой Викторией. Визит завершился 10 августа. После возвращения в Германию флот провёл ежегодные маневры 1889, за которыми снова наблюдал Монтс. Он сделал "Baden" своим флагманом на последнем этапе учений, с 24 по 27 августа. В учениях также принял участие брандвахтенный "Sachsen". 31 августа маневренный флот был расформирован. "Sachsen" был возвращен в неактивный резерв, а "Baden" занял пост брандвахты в Киле и в этом качестве в октябре присутствовал при встрече британской броненосной эскадры, посетившей Киль, а затем и при встрече российского царя Александра III. "Bayern" с 1 мая 1889, а "Württemberg" весь этот год провели на приколе.
"Baden" вернулся к своей роли флагмана восстановленной маневренной эскадры (командир броненосца неизвестен). В её состав также вошли "Bayern" (капитан-цур-зее Гуго фон Шукман), "Württemberg" (капитан-цур-зее Альфред фон Тирпиц), "Oldenburg" и авизо "Zieten". Эскадрой командовал вице-адмирал Карл Август Дайнхард. Текущие учения прошли без происшествий, хотя они ознаменовали собой первый случай, когда расширяющийся немецкий флот смог выставить на вооружение две полные дивизии миноносцев одновременно. В том же году эскадра снова сопровождала Вильгельма II во время государственных визитов в Копенгаген (Дания) и Христианию (Норвегия). 10 августа 1890 "Sachsen" и "Bayern" участвовали в церемонии передачи Британией острова Гельголанд. 29 августа Германию посетила австро-венгерская эскадра, а "Baden" принимал Вильгельма II во время смотра флота, проведенного по случаю этого визита. Те-же корабли составили I дивизию на маневрах флота в сентябре, где вся эскадра броненосцев из восьми единиц изображала российский флот, блокирующий Киль. Киль защищали флотилии миноносцев. Упражнения проводились в соединении с IX Корпусом немецкой армии, несколько подразделений которой действовали изображая десантное вторжение. Эти учения проводились в Дюппеле и Альсене. После завершения учений 12 сентября Маневренный флот был снова расформирован, и "Baden" вернулся на службу в качестве брандвахтенного корабля в Киле. "Württemberg" и "Bayern" 30 сентября 1890 были выведены в резерв. 11 января 1891 года "Bayern" заступил на брандвахтеннй пост в Киле вместо "Baden", чтобы позволить последнему пройти капитальный ремонт. Командование "Bayern" принял капитан-цур-зее Рихард Гайсслер. В феврале корабль предоставил свой десаньный отряд для парада, прошедшего в Киле в честь фельдмаршала Гельмута фон Мольтке. В апреле 1891 Гайсслер ушёл на береговую должность и к командованию кораблём вернулся Шукманн. 1 мая 1891 года был снова введен в строй "Baden" и вместе с выведенным из резерва "Sachsen" и брандвахтенным "Bayern" вошёл в I дивизию маневренного флота, дивизией командовал контр-адмирал Ганс фон Кестер, флотом - снова Дайнхард. В этом году "Württemberg" был в резерве и его заменял новый прибрежный броненосец "Siegfried"). Ежегодные учебные походы флота проводились в апреле. 26 июня "Baden" оказал помощь броненосцу "Kaiser", который сел на мель на неотмеченном мелководье. Летние маневры флота, которые проводились с середины августа до середины сентября, моделировали войну на два фронта: против России и Франции либо Дании. I дивизия "боролась" на немецкой стороне, против франко-российских или датско-российских союзов. Маневры начала 1890-х приносили разочарования, поскольку "вражеские" силы, как оценивалось, были в большинстве сценариев победителями. Если ранее после манёвров большинство кораблей выводились на зиму в резерв, в 1891 немецкий флот прекратил практику полного вывода флота из кампании и теперь в зимние месяцы держал некоторые единицы на постоянной действительной службе. 25 августа военно-морское командование издало приказ о том, что маневренная эскадра будет оставаться в рабочем состоянии всю зиму 1891–1892 годов. Но первоначально это было выполнено не полностью, так, как "Baden" уже был ранее назначен на брандвахтенную службу в Киле, поэтому в сентябре 1891 он временно покинул подразделение. Стоящий в резерве "Württemberg" пока не спешили вводить в строй. Так, что в зиму 1891–1892 годов эскадра хоть и осталась впервые в строю на все зимние месяцы, состояла к тому времени всего из двх броненосцев данного типа и одного корабля береговой обороны: "Bayern" (на котором после завершения учений сменился командир, новым стал капитан-цур-зее Хунольд фон Алефельд), "Sachsen" (командир не известен) и "Siegfried". Во время учебного похода по Балтике в январе 1892 года вернувшийся в неё "Baden" сел на мель у Лангеланда, но был быстро снят и не пострадал в результате аварии. В апреле проводились ежегодные тренировочные походы флота, а с мая 1892 "Sachsen" использовался в качестве учебного торпедного корабля флота, заменив проходящий текущий ремонт штатный корабль в этой роли, корвет "Blücher", и до конца ноября нёс службу в торпедной школе. Командовал им в это время капитан-цур-зее Карл Водриг. В мае 1892 на посту командующего флотом на борту "Baden" Дейнхарда сменил вице-адмирал Вильгельм Шредер. В то же время на посту командира корабля Хорнунга сменил капитан-цур-зее Клауссен фон Финк, но уже через три месяца он умер. Его, в свою очередь, заменил капитан-цур-зее Эрнст Фрице. Учебная деятельность флота была прервана в начале июня очередным визитом русского царя, во время которого Александр III прибыл на борт "Baden" в Киле. 16 июня 1892 года "Bayern" сел на мель в Килер-Фёрде и его пришлось поставить для ремонта протекающего корпуса в сухой док на Императорской верфи в Киле. В рамках подготовки к осенним маневрам 8 августа был введён в строй "Württemberg" под командованием капитана-цур-зее Альфреда Герца, чтобы заменить отправленный на ремонт машин "Oldenburg". К 1892 году командующий военно-морским флотом адмирал Макс фон дер Гольц назначил своим начальником штаба Альфреда фон Тирпица. Тирпиц намеревался разработать современную тактику флота. В этом году вместо определения "манёвренная эскадра" применялся термин "флот осенних учений" (Herbst-Übungsflotte), который состоял из эскадры линкоров, отряда учебных кораблей, разведгруппы и флотилии миноносцев. В ходе осенних маневров флота 1892 года, которые были пересмотрены по указанию Тирпица и прошли с середины августа до середины сентября, "Baden","Bayern", "Württemberg" и "Beowulf" составили I дивизию эскадры всё так-же под командованием контр-адмирала Ганса фон Кёстера, Гольц руководил манёврами как командующий адмирал. Он и Тирпиц управляли учениями с учебного артиллерийского корабля "Mars". Проводились три отдельных моделирования, которые включали французскую блокаду немецкого побережья Северного моря и российское нападение на Киль. Сборный флот из десяти броненосцев, трех корветов, пяти авизо и двадцати восьми миноносцев провел ряд экспериментальных маневров и испытаний для определения основных вопросов тактики флота. Во время последней части манёвров "Württemberg" столкнулся с броненосцем "Friedrich Karl" и получил серьёзные повреждения: рулевой механизм вышел из строя, и обратно в Киль для ремонта его буксировал броненосец "Deutschland". Аварии с германскими судами во время маневров (Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1892 г.)
Газета "Le Yacht" передает, со слов "Reichswehr", следующий перечень аварий, случившихся с судами германского флота за время последних маневров. Вечером 7 (19) сентября восемь броненосцев, составлявших две дивизии германского флота, шли в строе кильватера со скоростью 11 узлов и держались наготове для отражения ожидаемой атаки миноносцев. Погода была пасмурная, и броненосцы шли без отличительных огней, чтобы не быть замеченными миноносцами. Позади броненосца "Württemberg", которым командовал капитан 1-го ранга Герц, шел броненосец "Friedrich Karl", под флагом контр-адмирала Каршера и командой капитана 1 ранга Ашенборна. Случилось, что "Württemberg", вследствие тумана, вышел из линии. Когда это было замечено его командиром, то приняли меры к тому, чтобы занять прежнее место в линии, между броненосцами "Beowulf" и "Friedrich Karl". Но командир последнего не заметил маневра броненосца "Württemberg" настолько своевременно, чтобы избежать столкновения, и ударил в середину борта этого броненосца. За несколько моментов до удара на броненосце "Friedrich Karl" дали задний ход, но тем не менее удар оказался очень сильным, и таран броненосца "Friedrich Karl", попавший в одну из непроницаемых переборок, сломался при ударе. Что же касается броненосца "Württemberg", то у него пробило борт с правой стороны, часть трюма наполнилась водой, а сам броненосец накренило на 10°. Немедленно приняли меры к его выпрямлению, для чего перевезли на броненосец "Deutschland" боевые запасы и все, что можно было снять с правой стороны. Затем, в виду невозможности пользоваться машиной броненосца "Württemberg", его отвели на буксире броненосца "Deutschland" в Киль, где его ввели в сухой док для исправлений. В газете "Deutsche Heeres-Zeitung" передают, со слов "Kreuz-Zeitung", что столкновение случилось при совершенной темноте, около 10 часов вечера 8 (20) сентября, в окрестностях острова Рюген, неподалеку от Зассница. Пасмурность не позволяла видеть дальше 100 метров, поэтому, когда с носа броненосца "Friedrich Karl" увидели "Württemberg", то столкновение оказалось уже неизбежным. На броненосце "Friedrich Karl" скомандовали: "стоп машина", "задний ход" и "лево на борт". Вследствие этого удар произошел не под прямым, а под острым углом, в правый борт "Württemberg". Та же газета добавляет, что по приходе в Киль броненосец "Württemberg" немедленно ввели в док, а броненосец "Friedrich Karl" стал на якорь на рейде, вместе с броненосцем "Deutschland". Другое несчастье произошло 10 (22) сентября на миноносце S-4, с которого был смыт волной лейтенант Колле, командовавший миноносцем. Как это случилось, никто не заметил. Третий случай произошел на броненосце "Baden" 11 (23) сентября. Убит комендор, который чистил одну из револьверных пушек Готчкисса. Комендор предполагал, что пушка совсем разряжена, а между тем в одном из стволов ее оказался патрон. Наконец, 17 (29) сентября на миноносце D-5, возвращавшемся с маневров умеренным ходом, разорвало правый паровой котел, причем жестоко обожгло 5 человек. Двое оказались убитыми на месте, двое умерли немного спустя, а пятый получил сильные ожоги рук и головы. Миноносец отвели в Киль на буксире двух других миноносцев.
В отличие от предыдущих лет, в 1892 году "Baden" не служил сторожевым кораблем в Киле. В октябре 1892 он и "Bayern" на экспериментальной основе получили новую серо-голубую схему окраски для проверки нового цвета; позже, в 1895 году, она будет применяться ко всем кораблям в домашних водах. Позже в том же году "Bayern" столкнулся с новым небронированным крейсером "Seeadler", хотя серьёзно и не пострадал. В ноябре 1892 командование "Württemberg" принял корветтен-капитан Макс фон Фишель. В конце года все четыре броненосца совершили первый зимний поход немецкого флота по Балтике. Учебный год 1893 года прошел аналогично предыдущему году. Вице-адмирал Вильгельм Шредер командовал I дивизией на маневрах флота 1893 года, которые проводились с 20 августа по 23 сентября и моделировали затяжную кампанию против превосходящего французского флота. Участвовали все 4 корабля. Гольц и Тирпиц снова руководили учениями с борта учебного корабля "Mars". При этом снова не повезло "Baden". В результате взрыва одного из снарядов во время стрельбы в Страндер-Бухте 2 августа погибли девять человек и тяжело ранены еще восемнадцать. Несчастный случай на броненосце "Baden"
(Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1893 г.)
В "Journal et the Royal United Service Institution" за сентябрь помещены некоторые подробности о взрыве заряда на германском броненосце "Baden", вследствие чего было убито два лейтенанта и семь нижних чинов. Во время взрыва на носовом мостике находился принц Генрих Прусский с адмиралом Шредером и другими офицерами. Броненосец "Baden" вооружен шестью 26-см (10,2-д.) тяжелыми, четырьмя 4,2-дюймовыми, двумя 6-фунтовыми скорострельными и шестью пушками ружейного калибра. Взорвался 26-см заряд одного из носовых башенных орудий, причем заряд зажало в канале. Затем пришлось употребить большие усилия и крайнюю осторожность, чтобы выстрелить снаряд из орудия. Последнее обложили своего рода валом из камней, мешков с песком и толстыми дубовыми брусьями. Когда все было готово, броненосец вышел в море; команду послали вниз, и выстрел произвели с помощью электрического привода. По осмотре нашли, что снаряд подвинулся вперед только на несколько дюймов. Тогда сделали второй выстрел, большим зарядом, но с таким же результатом. Наконец сделали выстрел полным боевым зарядом, и тогда снаряд вылетел, причем разорвался, когда ударился о воду.
Преждевременное воспламенение заряда на броненосце "Baden"
(Из журнала "Морской сборник" № 4 за 1895 г.)
В состав артиллерии названного броненосца входят, как известно, шесть крупповских 26-см (10,24-д.) орудий, при заряжании одного из которых и имел место описываемый ниже несчастный случай. Именно при вкладывании в камору картуза с зарядом в 48 кг черного призматического пороха последовало воспламенение этого заряда. Снаряд продвинулся при этом почти до дульного среза; два офицера и семь человек прислуги, находившиеся сзади и по бокам от орудия, были убиты, и восемнадцать человек легко ранены. Так как заклинившаяся в канале орудия зарядная труба не позволяла вдвинуть затвор, чтобы затем произвести выстрел для освобождения орудия от снаряда, то прибегли к временной заделке казенного отверстия дубовыми клиньями. Употребленный вначале заряд в 30 кг призматического пороха не дал никакого результата. Тогда увеличили заряд до 48 кг, произведенным выстрелом труба была разбита на куски и выброшена из канала орудия. После этого сделалось возможным вдвинуть затвор и произвести выстрел зарядом 30 кг, результатом чего был вылет снаряда из дула. При осмотре орудия в нем не оказалось никаких повреждений, и его можно было употребить при дальнейшей практической стрельбе. Причины преждевременного воспламенения заряда остались, по словам "Journal de la Marine", невыясненными.
Эти учения оказали значительное долгосрочное влияние на немецкий флот; они легли в основу «Служебного регламента IX», который регулировал будущие учения Германии. Опыт, полученный Гольцем и Тирпицем, также привел к принятию первого военно-морского закона в 1898 году. После окончания учений командира "Bayern" сменил капитан-цур-зее Герман Кирхгоф. В октябре 1893 командиром "Württemberg" стал капитан-цур-зее Курт фон Мальцан. 15 ноября на посту командира маневренной эскадрильи Шредера сменил вице-адмирал Ганс фон Кестер, он оставил "Baden" своим флагманом. В феврале 1894 года "Sachsen" ненадолго стал флагманом эскадры, поскольку место ушедшего Кёстера занял командир броненосца принц Генрих. В мае эскадра совершила учебный поход в Шотландию и Норвегию, а в июле она доставила принца Генриха в Копенгаген, на празднование пятидесятой годовщины свадьбы короля Дании Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской. Все 4 корабля участвовали в манёвров 1894 года, проходивших с 19 августа по 21 сентября, где они изображали российский балтийский флот. С этого года "Baden" больше не выполнял функции флагмана флота. В этой роли его заменил новый линкор "Wörth", который на учениях не входил не в одно из соединений. В сентябре по итогам маневров принца Генриха на посту командира "Sachsen" сменил капитан-цур-зее Рудольф Риттмайер. Командира "Baden" сменил капитан-цур-зее Макс Гальстер, но ненадолго, с ноября кораблём командовал уже капитан-цур-зее Оскар фон Шукманн. После завершения учений флот был реорганизован, так, как вошёл в строй последний из четырех линкоров типа "Brandenburg". Эти корабли были приписаны к I дивизии, и в ноябре Кестер перенёс свой флаг на "Kurfürst Friedrich Wilhelm", а четыре корабля типа "Sachsen" составляли теперь II дивизию. Таким образом немецкий флот стал обладателем двух однородных эскадр из четырех кораблей каждая. Командиром II дивизии был назначен контр-адмирал Отто фон Дидерихс, который 25 сентября поднялся на борт "Bayern", но он оставался в должности недолго, и в ноябре его сменил контр-адмирал Карл Барандон, который вновь избрал своим флагманом "Baden".
25 июля "Baden" отправился в сухой док для текущего ремонта; Барандон временно перенес свой флаг в "Sachsen". "Baden" вернулся в строй с новым командиром, капитаном-цур-зее Фридрихом фон Вайтерсхаймом, как раз вовремя, чтобы принять участие в осенних маневрах флота 1895 года, но флагманом оставался "Sachsen". Учения длились с 19 августа по 15 сентября и моделировали сражение в открытом Северном море между I и II дивизиями, сопровождаемом объединенными маневрами остальной части флота на Балтике. Во время маневров "Sachsen" во второй раз выиграл Schießpreis за стрельбу.
С 19 сентября по 30 ноября 1896 и с 15 декабря 1896 года по 1 марта 1897 года "Sachsen" заменял линкор "Kurfürst Friedrich Wilhelm" в качестве флагманского корабля командира всей эскадры, сперва вице-адмирала Ганса фон Кёстера. а с 4 октября - вице-адмирала Августа фон Томсена.
![]()
Все четыре броненосца в 1895-1899 гг. прошли модернизацию и капитальную перестройку, после которой значительно изменился их силуэт. Так, все дымоходы вывели в одну трубу, в результате чего корабли лишились своего уникального внешнего вида с четырьмя трубами в виде перевёрнутой табуретки.
Модернизировались броненосцы на тех же верфях, где и строились: "Bayern " в 1895-1898 гг., "Baden" в 1896-1897 гг., "Sachsen" в 1897-1899 гг. и "Württemberg" в 1898-1899 гг. Дополнительные затраты на модернизацию составили от 3 млн. 786 тыс. марок за "Bayern" и "Sachsen" до 4 млн. 157 тыс. - 4 млн. 308 тыс. марок за "Baden" и "Württemberg".
В 1897 году был готов "Baden" (работы продолжались два года), в 1898 были закончены работы на "Bayern" и "Württemberg", а в 1899 - на "Sachsen". С 1899 г. они, вместе со всеми броненосцами, стали официально классифицироваться, как линейные корабли.
4 августа 1900 г. "Baden" также был исключён из состава действующего флота и передан в порт на хранение. На манёврах в 1900 г. оставшиеся в строю "Sachsen" и "Württemberg" входили в состав I дивизии наряду с новейшими броненосцами "Kaiser Wilhelm II" и "Kaiser Friedrich III". В ходе манёвров с 15 по 21 сентября "Württemberg" ненадолго возобновил свою роль флагмана дивизии.
В декабре 1900 "Baden" и крейсер "Freya" ходили в Нидерланды для участия в торжествах по случаю предстоящей свадьбы королевы Нидерландов Вильгельмины и герцога Генриха Мекленбург-Шверинского. С конца января по 8 февраля 1901 года "Baden" некоторое время служил флагманом I эскадры, командиром которой к этому времени стал вице-адмирал принц Генрих. В этот период он с кораблём береговой обороны "Hagen", крейсером "Victoria Louise" и авизо "Jagd" посетили Британию для участия в похоронах королевы Виктории.
Во время маневров 1901 года с остальной частью флота 4 сентября "Sachsen" протаранил авизо "Wacht", который затонул, но команда была благополучно эвакуирована. "Wacht" попытался пройти между "Sachsen" и "Württemberg". Однако, рулевой "Wacht" недооценил расстояние и прошел слишком близко перед "Sachsen". Последний попытался изменить курс, чтобы избежать тарана, но корабли столкнулись. Таран "Sachsen" проделал большое отверстие в "Wacht", который начал медленно погружаться. Линкор "Weissenburg" попытался отбуксировать "Wacht" на мелководье, но под давлением воды разрушились несколько внутренних переборок авизо, и судно быстро затонуло.
В 1903 году "Württemberg" продолжил службу в обычных учениях, прервавшись лишь очередным походом в Норвегию в мае-июне 1903 года. 4 июля 1903 года вернулся на действительную службу и "Baden", снова выступив флагманом 2-й эскадры. Маневры флота 1903 года были более длительными, чем обычно: они начались 4 июля и продолжались до 12 сентября. Сразу после завершения маневров "Baden" отправили в Киль, где 28 сентября он был выведен в резерв. На следующий день, 29 сентября 1903 года был выведен в резерв также и "Württemberg" и в конце 1903 года тоже был переведён в Киль. Туда-же отбуксировали уже давно находящиеся в резерве "Sachsen" и "Bayern". Резервная дивизия Северного моря была расформирована, со 2 января 1904 года корабли числились при военно-морской базе Балтийского моря. В РЕЗЕРВЕ И НА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ, 1904-1918
"Sachsen" находился в резерве первой категории до 1906 года, когда был переведен во вторую категорию. Он оставался резервным судном до 19 февраля 1910 года, когда его исключили из списка военно-морского флота. С 1911 и до поражения Германии в Первой мировой войне в конце 1918 года разоружённый "Sachsen" использовался в качестве мишени для флота у берегов Шванзена. "Bayern" "Bayern" находился в резерве второй категории, в 1906 году был переведён в I категорию, а в 1909 году снова во II-ю. Он оставался резервным судном до 19 февраля 1910 года, когда его исключили из списка военно-морского флота. С 1911 и до поражения Германии в Первой мировой войне в конце 1918 года разоружённый "Bayern" использовался в качестве мишени для флота у Штоллергрунда в Кильском заливе. В 1913 году, во время первой Кильской недели полетов, "Bayern" использовался в качестве мишени для самолетов; один из них дважды попал в корабль во время четвертого и пятого заходов: один раз в верхнюю палубу, а второй в боевую рубку. "Baden" "Baden" оставался в резерве первой линии до 1906 года, когда его понизили до резерва второй очереди. Корабль исключили из военно-морского реестра 24 октября 1910 г. С начала 1911 года он некоторое время использовался в качестве корабля-мишени, а с февраля использовался как склад мин и сетей заграждения с учебными помещениями и казармами для школы минной войны в Куксхафене. 3 августа 1913 года корабль был отбуксирован в Брунсбюттель , где он служил блокшивом береговой обороны (планировалось в случае чрезвычайной ситуации потопить его как брандер). С января 1916 года находился в Альтенбрухе в качестве брандвахты и оставался там до июня 1918 года. "Württemberg"
Учебный "Württemberg" был выведен из эксплуатации 1 февраля 1919 года и после этого использовался в качестве казарменного корабля и тендера катеров-тральщиков типа "F" 6-й полуфлотилии 3-й флотилии тральщиков, дислоцированных на Балтике. В последний раз корабль был выведен из эксплуатации 10 ноября 1919 года и исключен из военно-морского реестра 20 октября 1920 года, а затем продан компании Hattinger Co. В конечном итоге он был разобран на металлолом в Вильгельмсхафене. Самая долгая судьба выпала "Baden", который с 1920 г. долгое время использовался как судно-цель у Штоллергрунда и был продан на слом лишь 23 апреля 1938 г. и разобран в Киле в 1939-1940 гг.
|