Оглавление → Броненосцы и линкоры → Sachsen
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Барбетные броненосные корветы (Schiffe III. Ranges, Panzerkorvetten, Ausfallkorvetten, Turmschiffe) типа
Германия, 1878-1883 гг. 4 ед. (проект 1872-1874 гг.) ![]() * Sachsen *
Wurttemberg
* Bayern
* Baden *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Для предполагаемого назначения, в первую очередь для Балтийского моря, новый тип броненосцев был ограничен размерами, которые позволяли бы ему действовать именно в этом морском районе. Вооружение и прочность брони были главными приоритетами при проектировании. Учитывая относительно небольшой оперативный район, мореходность предполагалась умеренная, скорость имела малое значение, а такелаж даже не планировался.
Четыре корабля вошли в строй с 1878 по 1883 г, последний из пяти запланированных, Oldenburg, построили по другому проекту. Их названия, Sachsen (Саксония), Bayern (Бавария), Württemberg (Вюртемберг) и Baden (Баден) соответствовали названиям "новых территорий" - немецких земель, вошедших в состав империи под властью Пруссии в 1871 году. Впоследствии эти имена присвоили последним, самым мощным дредноутам. Хотя первым на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле был заложен в 1874 году будущий Bayern, серия получила название по первому спущенному и, соответственно, первому, получившему имя - Sachsen. Броненосцы оказались не очень удачными - скорость и мореходность были весьма посредственными, на волнении ход ощутимо падал, а в шторм они вообще не могли идти против волны, кроме того они плохо держались на курсе. Первые годы машины постоянно выходили из строя и корабли проводили много времени в ремонтах. Во второй половине 90-х годов броненосцы капитально перестроили. Они стали однотрубными, старая броня была заменена на современную крупповскую, скорость увеличивалась на один узел. С кораблей также убрали всё дерево. Но дорогостоящая модернизация ненамного улучшила боевые качества стариков. В 1906 году Württemberg превратили в опытовое судно с вооружением из 7 торпедных аппаратов и четырех 88-мм пушек. Он оставался в строю до конца первой мировой войны. Его систершипы исключили из состава флота в 1910 году, но они продолжали служить вспомогательными судами. Самый долговечный из них, Baden, сдали на слом в 1939 году.
Длина 93 м по конструктивной ватерлинии, 98 м наибольшая; ширина 18,4 м по конструктивной ватерлинии, 18,7 м наибольшая; осадка носом 6,32 м, кормой 6,53 м (у модернизированных кораблей, соответственно, осадка носом 6,21 м, кормой 6,37 м), высота борта на миделе 9,286 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 14,42 т.
В подводной части имелись 6 продольных стрингеров, в том числе и броневой шельф. Наружная обшивка кораблей была двухслойная под бронёй и однослойная вне брони и в оконечностях. Броневой шельф, шириной 0,8 м и толщиной 19-мм, прикреплялся к судовому набору с внешней стороны угловым железом, а с внутренней двумя полосами (длина полос 11,28 м) углового железа. Вне двойного дна ширина стрингеров уменьшалась до 0,87 м, кроме пятого в носовой и четвёртого в кормовой частях, ширину которых для образования непроницаемых отделений увеличили. Расстояние между шпангоутами в цитадаели составляло 1,22 м, причем каждый 4-й шпангоут был сплошной. Вне броневой части под броневой палубой расстояние между шпангоутами равнялось 1,25 м. Чтобы придать шпангоутам больше крепости, с наружной стороны ниже брони, между броневым шельфом и 5-м стрингером, добавили вторые полосы обратного углового железа. Здесь же вводились промежуточные шпангоуты. Все шпангоуты, и основные и промежуточные, набирались из листов толщиной 8,9 мм. Нижний пояс наружной железной обшивки броненосцев представлял как бы продолжение горизонтального киля, в середине судна одной с ним толщины, утоньшаясь к носу и корме. Под броневыми плитами обшивка была двойной. Листы обшивки корпуса длиной в 4,88 м были склёпаны между собой двумя рядами заклёпок на планках, равной с листами толщиной. Двойной борт делился пятью горизонтальными переборками (3 между горизонтальным килем и нижней палубой, 2 между нижней и верхней броневой палубой). Междубортное пространство, для уменьшения доступа воды, заполнили пробкой. На броненосцах стояли по 2 тронковые горизонтальные трёхцилиндровые паровые машины простого расширения. Для Bayern и Baden их изготовил завод "A.G. Vulkan" в Штеттине, для Sachsen и Württemberg "F.A. Eggels" в Берлине. Позднее, при модернизации, установили две горизонтальные четырёхцилиндровые паровые машины двойного расширения. На каждом броненосце стояло по 8 коробчатых котлов пролётного типа (32 топки, 2 атм., 1769 м²) от белинских Märkisch-Schlesische Maschinenbau- und Hütten A. G. (ранее F. A. Egells) и A. G. Germania. При модернизации их заменили: котлы Дюрра для трёх кораблей изготавливались для Sachsen и Baden на трубокотельной фабрике в Дюссельдорфе (16 топок, 13 атм., 1696 м²), для Bayern на заводе "A.G. Vulkan" в Берлине (24 топки, 12 атм., 2110 м²), для Württemberg — котлы Торникрофта на заводе "A.G. Germania" в Берлине (16 топок, 13 атм., 2000 м²). Корабли имели два машинных и два котельных отделения, один руль обыкновенного типа с паровым и ручным приводами и по 2 четырёхлопастных винта (при модернизации был уменьшен их диаметр). Запас угля составлял 420/700 тонн (после модернизации 576 - 615 тонн в бункерах и 280 тонн вестфальского прессованного угля в мешках). Дальность плавания составляла 1940 миль при скорости 10 узлов и 700 миль полным 14-узловым ходом. На модернизированных "Заксенах" она уменьшилась до 500 миль 14-узловым, 10-узловым ходом броненосцы могли пройти до 3000 миль. Электроэнергетическая установка напряжением 69 В, смонтированная в 1886-1887 годах, включала 3 динамо-машины мощностью 69 кВт. Позднее на корабли установили более современные динамо-машины мощностью 69-74 кВт. На Württemberg в 1908 году напряжени сети увеличили до 110 В.
На двух других уже была установлена броня Диллингенского завода - первая, прокатанная в Германии. Качество её оказалось весьма скверным — образцы плит были разбиты 229-мм орудием Круппа на опытных стрельбах в Эссене. Во время навески брони на Sachsen на заводе "A.G. Vulkan" при подгонке плиты иногда трескались, и их приходилось менять.
В период модернизации диллингенскую броню сняли и заменили на крупповскую. В средней части судна помещался броневой каземат длиной 44,82 м. Впереди и позади каземата на 1,4 м ниже ватерлинии проходила сплошная броневая палуба, которая отделяла небронированные подводные оконечности судна от надводной части. Каждая сторона судна от продольной непроницаемой переборки делилась поперечными переборками на 16, под броневой палубой впереди каземата на 30, а позади него на 36 непроницаемых отсеков. В коридорах гребных валов (которых на каждом корабле было два) стояло по две продольные переборки. Все пространства между продольными переборками разделялись поперечными на множество мелких отделений, число которых, считая и междудонные, достигало 120. Над броневым казематом, несколько отступая от кормовой переборки, находился бруствер длиной 17,5 м и шириной 17,2 м, возвышавшийся над верхней палубой на 1,98 м. Углы бруствера закруглялись. Над передней частью каземата стояла неподвижная барбетная башня, большая ось которой составила 8,29 м, малая 6,8 м, а ее высота равнялась 3 м. Над бруствером размещались мостики и рубки, далее к носу впереди башни шла надстройка. При этом ширина передней надстройки была столь ограничена, что позволяла брусверным орудиям стрелять прямо по носу, а башенные орудия, имея ось выше, стреляли над надстройкой.
Носовой бпрбет и кормовой брусвер (соответственно) состояли из 203-мм плит и 200-мм подкладки и 152-мм плит и 230 мм подкладки, цитадель (соответственно): 203 и 200, 152 и 230 мм, внутренняя переборка по диаметральной плоскости 50 мм. Броневая палуба поверх пояса защищалась 50-мм листами, карапасная (вне цитадели, по нижней кромке пояса на 2 м ниже ватерлинии) 25 мм в корме, 75 мм в носу. Верхняя палуба настилалась из 10-мм листов. Боевые рубки (установлены после приёмки кораблей в казну): имели броню: носовая 140 мм (позднее 59-200 мм), кормовая: 12-15 мм. Бруствер на верхней палубе защищали 254-мм (на тиковой подкладке в 250 мм) плиты, носовой бруствер (грушевидной формы) 254-мм плиты (на тиковой подкладке в 250 мм). В целом специалисты тех лет считали корабли считались плохо бронированными, по сравнению с их современниками. Корабли вооружались стальными нарезными казнозарядными орудиями Круппа. На каждом стояло по 6 260-мм орудий весом 18 т с боезапасом из 480 снарядов (по 80 на орудие), 6 87-мм пушек с боезапасом 600 снарядов, 4 88-мм орудия (установлены после вступления в строй) с боезапасом 2000 снарядов. Для размещения вооружения была выбрана система, которая недавно впервые была использована на новейших британских линейных кораблях: четыре из 26-см орудий (их выбрали вместо изначально запланированных 30,5-см орудий) размещались в цитадели (отсюда одно из названий, «брустверные мониторы», "Brustwehr-Monitore"). Пятое и шестое орудия устанавливались перед ними, в открытом сверху барбете. В остальном имелась только легкая артиллерия. С 1886 года корабли имели также по три 350-мм торпедных аппарата (1 кормовой поворотный и 2 носовых) с запасом из 12 торпед. Позже установили еще по два 450-мм бортовых торпедных аппарата с запасом из 5 торпед (запас остальных уменьшили до 8). Экипаж состоял из 32 офицеров и 285 матросов (как на флагмане, на Sachsen находились ещё 7 офицеров и 34 матроса). Позднее, в процессе службы численность экипажа менялась. Шлюпочное вооружение включало 1 паровой катер, 1 баркас, 1 вельбот, 2 гребных катера, 1 ял и 1 двухвесельный ялик.
Поперечная метацентрическая высота - 1,88 м, продольная - 102,7 м. Максимальная остойчивость при крене в 21,5°, нулевая - при 74°. До 1882 не имели прожекторов, затем получили по одному на отентованной площадке над барбетом (фор-марс), позже - второй, на площадке на юте. Württemberg после перестройки в торпедо-испытательный корабль (с 1906 г.) получил третий прожектор на рубке за трубой. Ходовой мостик сперва находился над брусвером на уровне мачты, штурвал - прямо перед ней, штурманская рубка - в задней части мостика, а в передней - компасная площадка. Позже мостик продлили до передних труб, а компасную площадку вынесли назад, за пределы мостика. При модернизации в конце 90-х годов перед трубой установили боевую рубку и перенесли центр управления кораблём туда. Штурманская рубка была теперь сразу за трубой. В 1884 удлинили паропроводные трубки, была сооружена кормовая надстройка в форме ящика по уровню носовой. Наконец, Württemberg имел трубы на 1,5 м выше, крытые барбеты (использовались, как жилые и др. помещения) и не совсем вертикальный форштевень. С 1885 по 1897 гг. корабли несли противоторпедные сети. Из-за 4-х труб в народе получили прозвище "цементные фабрики" (Zementfabriken). Среди проблем, связанных с кораблями типа Sachsen, была тенденция опасно выкатываться с курса из-за их плоского днища, что значительно уменьшало точность их оружия.
Схемы окраски Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.
Лишь через 10 месяцев, 13 мая 1878 за ним последовал заложенный раньше корпус "Panzerschiff A" Кильской верфи. Штош планировал пригласить на спуск всех членов Рейхстага, но из-за финансовых соображений присутствовала только делегация. Они также посетили военно-морские объекты в Киле и его окрестностях и дали им очень положительный отзыв в своем отчете о поездке. На церемонии спуска на воду церемонию крещения в присутствии многочисленных почетных гостей провёл вице-президент Рейхстага Франц Август Шенк фон Штауффенберг, который находился на борту авизо Grille. Броненосец сперва должен был называться "Bavaria", в честь королевства Бавария, но незадолго до этого название было изменено на более официальную версию Bayern. 9 ноября 1878 в Штеттине состоялся спуск на воду второго броненосца верфи "A.G. Vulkan", "Panzerschiff D", который получил имя Württemberg в честь земли Вюртемберг. Последним сошёл на воду лишь 28 июля 1880 сильно отставший (только через четыре года после закладки) второй корпус кильской верфи, "Panzerschiff C". На церемонии выступил наследный принц Фридрих Вильгельм, давший ему имя Baden в честь герцогства Баден.
Спуск броненосного корвета "Bayern" (Донесение русского Морского агента в Германии капитана 2 ранга Нехватовича, 1878 г.)
Почтительнейше донося Вашему Превосходительству, что 1(13) мая происходил спуск броненосца "А", названного Bayern, построенного на стапеле Эллербекского адмиралтейства. Упомянутый броненосец совершенно одинаков с броненосцем Sachsen, спущенным летом 1877 г. в Штецине, о коем я имею честь своевременно доносить Вашему Превосходительству. Так как при спуске присутствовали представители германских палат, то всей церемонии было придано особое торжество. На рейде произвели взрыв старой канонерской лодки с помощью мины Герца и с миноносца "Zieten" было пущено несколько торпед Уайта. Адмиралтейство не пожалело средств для блестящего приема членов палаты и употребило все возможное, чтобы показать себя с самой хорошей стороны. Чтобы избежать случайности при взрыве мины, — воспламенение ее было произведено с берега, а сама мина была подвязана под корпус канонерской лодки. Мину зарядили двойным зарядом, и взрыв, произведенный ею, был потрясающим. Это преследовало цель, чтобы показать публике весь ужас ее действия. Что касается того, что мина была подвязана под самое дно судна, то об этом, конечно, умалчивали. Кроме всего этого, пустили торпеды Уайтхеда вдоль борта одного из судов, на коем находилось много гостей. Вообще, в техническом отношении морской праздник дал много интересного. Берлин 17(19) мая 1878 г.
Созданием броненосцев типа Sachsen Германия почти завершила выполнение кораблестроительной программы 1873 года. После ввода в строй эти корабли сформировали ядро для ежегодных летних маневров флота.
Германский броненосец "Sachsen"
(Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1879 г.)
По словам "Moniteur de la Flotte", в середине августа броненосный корвет "Sachsen" выходил из Киля на первую пробу, которая оказалась вполне удовлетворительной. Подобно другим корветам того же типа, "Sachsen" имеет длину 298,4 фута, ширину 59,5 фута, углубление 19,5 ф. и водоизмещение 7398 тонн броню в 16 дюймов толщины. Артиллерия состоит из одного 12-дюймового и четырех 10,24-дюймовых орудий. Машина должна развивать, согласно контракту, 5600 индикаторных сил.
В 1880 году Sachsen был введен в кампанию 15 апреля и заменил Kronprinz в составе учебной эскадры. Вильгельм фон Викеде, бывший австрийский военно-морской офицер, принял командование соединением. В то время перед немецким флотом была поставлена задача в первую очередь береговой обороны от Франции и России, которые считались наиболее вероятными противниками в континентальной войне. Летний поход эскадра провела по Балтике, за исключением краткого визита в Вильгельмсхафен и Куксхафен в августе 1880 г. По окончании итоговых манёвров 1880 27 сентября "Sachsen " был выведен из эксплуатации из-за проблем с машинами. В начале 1880-х годов корабль практически не использовался, поскольку на нём постоянно вносились всевозможные исправления и улучшения. К апрелю 1881 года была завершена большая часть работ на Württemberg и его отправили на Императорскую верфь в Киле для окончательной достройки. Низкий уровень воды в реке Одер затруднил переход из Штеттина в Балтийское море, 24 апреля корабль сел на мель в реке и застрял там на два дня, но в конечном итоге броненосец был снят с мели без повреждений. 9 мая 1881 года он был временно принят в состав флота в Свинемюнде для перевода в Киль. В то время в Германии находились представители Цинского Китая, чтобы наблюдать за началом строительства своего нового броненосца "Динъ-Юань", и во время визита в Киль они поднялись на борт Württemberg, чтобы осмотреть корабль в качестве образца.
С 15 февраля по 12 мая 1882 года Sachsen был ненадолго введен в кампанию для дополнительных испытаний, включая первые стрельбы из орудий главного калибра. В течение этого короткого периода командиром служил капитан-цур-зее Макс фон дер Гольц.
Генерал Лео фон Каприви, который недавно сменил Штоша на посту начальника Адмиралтейства, был обеспокоен перспективой войны на два фронта против Франции и России и особенно риском нападения десанта на побережье Германии, потому 7 июля у Гдингена были проведены совместные учения береговой обороны с 1-м лейб-гусарским полком. Эта-же идея послужила главной темой начавшихся 22 августа 1884 ежегодных маневров флота 1884 у побережья Северного моря, в которых впервые приняли участие все четыре броненосца этого типа. Манёвры были остановлены 3 сентября, после того, как винтовой корвет "Sophie" столкнулся с пароходом Norddeutscher Lloyd "Hohenstaufen" и получил серьезные повреждения. Württemberg взял корвет на буксир и доставил в порт для ремонта. После этого дивизия броненосцев вернулась в Балтийское море, где в середине сентября они устроили ещё одни учения по береговой обороне - имитацию атаки на Киль. После окончания маневров 30 сентября 1884 года Sachsen, Baden и Württemberg снова были выведены в резерв на зиму. Bayern задержался до 18 октября, когда также был поставлен на зимовку.
После завершения работ в октябре 1885 броненосец вместе с авизо Grille отправился в учебный поход по Балтике вдоль немецкого побережья до Мемеля. В ходе этого похода у Куршской косы были проведены первые в германском флоте эксперименты стрельбы на дальние дистанции под руководством старшего артиллериста Адмиралтейства Августа фон Томсена (позже адмирал, известный, как "отец германской морской артиллерии"). Орудия каземата корабля не могли вести огонь на ту дальность, на которую надеялся Томсен, поскольку артиллерийские порты не позволяли им подняться на достаточную высоту, поэтому для экспериментов применялись только две носовые пушки. Во время этих учений предполагаемая дистанция так и не была достигнута. Остальные три корабля весь год простояли в резерве, только Baden кратко вводился в строй в сентябре для участия в первых испытаниях противоторпедных сетей. 15 ноября 1885 Bayern взял на себя роль флагмана вновь образованной из броненосцев резервной дивизии, но сам при этом в резерв не выводился, оставаясь в качестве "штаммшиффа".
30 июля 1886 году учебную эскадру переименовали в манёвренную. В качестве своего корабля флагман эскадры вице-адмирал Вильгельм фон Викеде выбрал введённый в кампанию в этот-же день Baden, которым командовал капитан-цур-зее Дайнхард. На время ежегодных маневров флота 1886 кроме Sachsen и Württemberg в эскадру также вошёл новый броненосец Oldenburg. Флот проводил учения в западной части Балтики, в том числе эксперименты с первой системой электросвязи. Затем корабли совершили учебный поход к Скаген-Одде, за которым последовала имитация атаки на Вильгельмсхафен, а затем учения по блокаде в Данцигском заливе, при этом Württemberg постоянно испытывал проблемы с машинами. Каприви и принц Вильгельм наблюдали за завершением маневров флота 22 сентября. На следующий день, 23 сентября маневренная эскадра была расформирована, 23 сентября расформировали и I дивизию. 30 сентября все 4 корабля этого типа были выведены с действительной военной службы, чтобы составить Балтийскую резервную дивизию, Sachsen остался в строю с сокращённым экипажем в качестве "штаммшиффа" дивизии и брандвахты в Киле. В это время им командовал капитан-цур-зее Франц фон Кюкбуш. По Хильдебранду, с 21 ноября по 4 апреля следующего года место командира было не занято (???). В 1887 году корабли этого типа в кампанию не вводились. Лишь 6 июня все четыре броненосца присутствовали на церемонии закладки Канала Кайзера Вильгельма, даже стоящий в Киле на ремонте с разобранными машинами Bayern, который 3 июня отбуксировали к месту проведения торжеств. В последовавших в августе учениях флота корабли не участвовали. В ноябре 1887 года закончилась брандвахтенная служба Sachsen и он присоединился к бездействующим кораблям резервной дивизии, а место флагмана резервной дивизии 21 ноября занял вернувшийся из ремонта Bayern. На него перевели и командира, капитана-цур-зее Франца фон Кюкбуша.
23 мая 1888 года была сформирована броненосная эскадра, в которую вошёл Bayern, вернувшийся в строй Baden, которым командовал капитан-цур-зее Макс Плюддеман, броненосец Friedrich der Große и авизо Zieten, а вскоре к ним добавился и броненосец Kaiser. 19 июня экипаж Baden оказал помощь пароходу "Nord", загоревшемуся в Киле.
31 августа 1888 был организован маневренный флот для больших маневров 1888, в его состав входили: броненосная эскадра в том-же составе, эскадра учебных кораблей и две флотилии миноносцев. Baden был флагманским кораблём командующего I дивизией контр-адмирала фон Кнорра. Учениями руководил вице-адмирал фон Монтс. Корабли в очередной раз совершили плавание вокруг Дании из Балтийского в Северное море и провели учения по береговой обороне в бухте Яде, которые продолжались до середины сентября. С 11 по 14 числа на маневрах присутствовал Вильгельм II, который занял место Монтса в качестве командующего. 14 сентября маневренный флот был расформирован, а четыре дня спустя, 18 сентября 1888 броненосная эскадра также была распущена на зиму. 21 сентября Bayern опять стал флагманом резервной дивизии Балтийского моря, а Baden и Württemberg присоединились к Sachsen в числе рядовых кораблей. При этом Зенден-Бибрана на посту командира Bayern сменил капитан-цур-зее Макс Плюддеманн. 1 октября 1888 резервная дивизия Балтийского моря была переименована во 2-ю резервную дивизию.
После возвращения в Германию флот провёл ежегодные маневры 1889, за которыми снова наблюдал Монтс. Он сделал Baden своим флагманом на последнем этапе учений, с 24 по 27 августа. В учениях также принял участие брандвахтенный Sachsen. 31 августа маневренный флот был расформирован. Sachsen был возвращен в неактивный резерв, а Baden занял пост брандвахты в Киле и в этом качестве в октябре присутствовал при встрече британской броненосной эскадры, посетившей Киль, а затем и при встрече российского царя Александра III. Также он использовался в качестве учебного корабля машинистов и "штаммшиффа" резервной дивизии. Bayern с 1 мая 1889, а Württemberg весь этот год провели на приколе.
Те-же корабли составили I дивизию на маневрах флота в сентябре, где вся эскадра броненосцев из восьми единиц изображала российский флот, блокирующий Киль. Киль защищали флотилии миноносцев. Упражнения проводились в соединении с IX корпусом немецкой армии, несколько подразделений которого действовали изображая десантное вторжение. Эти учения проводились в Дюппеле и Альсене. После завершения учений 12 сентября Маневренный флот был снова расформирован, а 26 сентября - маневренная эскадра, и Baden вернулся на службу в качестве брандвахтенного корабля в Киле. Württemberg и Bayern 30 сентября 1890 были выведены в резерв. 11 января 1891 года Bayern заступил на брандвахтеннй пост в Киле вместо Baden, чтобы позволить последнему пройти капитальный ремонт. Командование Bayern принял капитан-цур-зее Рихард Гайсслер. В феврале корабль предоставил свой десаньный отряд для парада, прошедшего в Киле в честь фельдмаршала Гельмута фон Мольтке. В апреле 1891 Гайсслер ушёл на береговую должность и к командованию кораблём вернулся Шукманн. 1 мая 1891 года был снова введен в строй Baden и вместе с брандвахтенным Bayern вошёл в I дивизию маневренного флота, которой командовал контр-адмирал Ганс фон Кёстер, флотом - снова Дайнхард. В этом году Sachsen и Württemberg были в резерве, их заменял новый прибрежный броненосец Siegfried. Ежегодные учебные походы флота проводились в апреле. 26 июня Baden оказал помощь броненосцу "Kaiser", который сел на мель на неотмеченном мелководье. Летние маневры флота, которые проводились с середины августа до середины сентября, моделировали войну на два фронта: против России и Франции либо Дании. I дивизия "боролась" на немецкой стороне, против франко-российских или датско-российских союзов. Маневры начала 1890-х приносили разочарования, поскольку "вражеские" силы, как оценивалось, были в большинстве сценариев победителями. Если ранее после манёвров большинство кораблей выводились на зиму в резерв, в 1891 немецкий флот прекратил практику полного вывода флота из кампании и теперь в зимние месяцы держал некоторые единицы на постоянной действительной службе. 25 августа военно-морское командование издало приказ о том, что маневренная эскадра будет оставаться в рабочем состоянии всю зиму 1891–1892 годов. Но первоначально это было выполнено не полностью, так, как Baden уже был ранее назначен на брандвахтенную службу в Киле, поэтому в сентябре 1891 он временно покинул подразделение. Стоящий в резерве Württemberg пока не спешили вводить в строй. Так, что в зиму 1891–1892 годов эскадра хоть и осталась впервые в строю на все зимние месяцы, состояла к тому времени всего из двух броненосцев: Bayern (на котором после завершения учений сменился командир, новым стал капитан-цур-зее Хунольд фон Алефельд) и Oldenburg.
Учебная деятельность флота была прервана в начале июня очередным визитом русского царя, во время которого Александр III прибыл на борт Baden в Киле. 16 июня 1892 года Bayern сел на мель в Килер-Фёрде и его пришлось поставить для ремонта протекающего корпуса в сухой док на Императорской верфи в Киле. В рамках подготовки к осенним маневрам 8 августа был введён в строй Württemberg под командованием капитана-цур-зее Альфреда Герца, чтобы заменить отправленный на ремонт машин Oldenburg. В этом году вместо определения "манёвренная эскадра" применялся термин "флот осенних учений" (Herbst-Übungsflotte), который состоял из эскадры линкоров, отряда учебных кораблей, разведгруппы и флотилии миноносцев. В ходе осенних маневров флота 1892 года, которые были пересмотрены по указанию Тирпица и прошли с середины августа до середины сентября, Baden, Bayern, Württemberg и Beowulf составили I дивизию эскадры всё под командованием вице-адмирала Шрёдера, фон дер Гольц руководил манёврами как командующий адмирал. Он и Тирпиц управляли учениями с учебного артиллерийского корабля Mars. Проводились три отдельных моделирования, которые включали французскую блокаду немецкого побережья Северного моря и российское нападение на Киль. Сборный флот из десяти броненосцев, трех корветов, пяти авизо и двадцати восьми миноносцев провел ряд экспериментальных маневров и испытаний для определения основных вопросов тактики флота. Во время последней части манёвров 19/20 сентября Württemberg столкнулся с броненосцем Friedrich Karl и получил серьёзные повреждения: рулевой механизм вышел из строя, и обратно в Киль для ремонта его буксировал броненосец Deutschland. Аварии с германскими судами во время маневров (Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1892 г.)
Газета "Le Yacht" передает, со слов "Reichswehr", следующий перечень аварий, случившихся с судами германского флота за время последних маневров. Вечером 7 (19) сентября восемь броненосцев, составлявших две дивизии германского флота, шли в строе кильватера со скоростью 11 узлов и держались наготове для отражения ожидаемой атаки миноносцев. Погода была пасмурная, и броненосцы шли без отличительных огней, чтобы не быть замеченными миноносцами. Позади броненосца Württemberg, которым командовал капитан 1-го ранга Герц, шел броненосец "Friedrich Karl", под флагом контр-адмирала Каршера и командой капитана 1 ранга Ашенборна. Случилось, что Württemberg, вследствие тумана, вышел из линии. Когда это было замечено его командиром, то приняли меры к тому, чтобы занять прежнее место в линии, между броненосцами "Beowulf" и "Friedrich Karl". Но командир последнего не заметил маневра броненосца Württemberg настолько своевременно, чтобы избежать столкновения, и ударил в середину борта этого броненосца. За несколько моментов до удара на броненосце "Friedrich Karl" дали задний ход, но тем не менее удар оказался очень сильным, и таран броненосца "Friedrich Karl", попавший в одну из непроницаемых переборок, сломался при ударе. Что же касается броненосца Württemberg, то у него пробило борт с правой стороны, часть трюма наполнилась водой, а сам броненосец накренило на 10°. Немедленно приняли меры к его выпрямлению, для чего перевезли на броненосец "Deutschland" боевые запасы и все, что можно было снять с правой стороны. Затем, в виду невозможности пользоваться машиной броненосца Württemberg, его отвели на буксире броненосца "Deutschland" в Киль, где его ввели в сухой док для исправлений. В газете "Deutsche Heeres-Zeitung" передают, со слов "Kreuz-Zeitung", что столкновение случилось при совершенной темноте, около 10 часов вечера 8 (20) сентября, в окрестностях острова Рюген, неподалеку от Зассница. Пасмурность не позволяла видеть дальше 100 метров, поэтому, когда с носа броненосца "Friedrich Karl" увидели Württemberg, то столкновение оказалось уже неизбежным. На броненосце "Friedrich Karl" скомандовали: "стоп машина", "задний ход" и "лево на борт". Вследствие этого удар произошел не под прямым, а под острым углом, в правый борт Württemberg. Та же газета добавляет, что по приходе в Киль броненосец Württemberg немедленно ввели в док, а броненосец "Friedrich Karl" стал на якорь на рейде, вместе с броненосцем "Deutschland". Другое несчастье произошло 10 (22) сентября на миноносце S-4, с которого был смыт волной лейтенант Колле, командовавший миноносцем. Как это случилось, никто не заметил. Третий случай произошел на броненосце Baden 11 (23) сентября. Убит комендор, который чистил одну из револьверных пушек Готчкисса. Комендор предполагал, что пушка совсем разряжена, а между тем в одном из стволов ее оказался патрон. Наконец, 17 (29) сентября на миноносце D-5, возвращавшемся с маневров умеренным ходом, разорвало правый паровой котел, причем жестоко обожгло 5 человек. Двое оказались убитыми на месте, двое умерли немного спустя, а пятый получил сильные ожоги рук и головы. Миноносец отвели в Киль на буксире двух других миноносцев.
В отличие от предыдущих лет, после манёвров 1892 года Baden не служил сторожевым кораблем в Киле. В октябре 1892 он и Bayern на экспериментальной основе получили новую серо-голубую схему окраски для проверки нового цвета; позже, в 1895 году, она будет применена ко всем кораблям в домашних водах. 25 октября Bayern столкнулся с новым небронированным крейсером Seeadler, хотя серьёзно и не пострадал. В ноябре 1892 командование Württemberg принял корветтен-капитан Макс фон Фишель. 1 декабря Sachsen покинул торпедную школу и вернулся к эскадре, заняв место корабля береговой обороны Beowulf в I дивизии. Учебный год 1893 года прошел аналогично предыдущему году. Вице-адмирал Вильгельм Шредер командовал I дивизией на маневрах флота 1893 года, которые проводились с 20 августа по 23 сентября и моделировали затяжную кампанию против превосходящего французского флота. Участвовали все 4 корабля. Гольц и Тирпиц снова руководили учениями с борта учебного корабля Mars. При этом снова не повезло Baden. В результате взрыва одного из снарядов во время стрельб в заливе Страндер 2 августа погибли девять человек и ранены еще восемнадцать, некоторые - тяжело. Несчастный случай на броненосце "Baden"
(Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1893 г.)
В "Journal et the Royal United Service Institution" за сентябрь помещены некоторые подробности о взрыве заряда на германском броненосце Baden, вследствие чего было убито два лейтенанта и семь нижних чинов. Во время взрыва на носовом мостике находился принц Генрих Прусский с адмиралом Шредером и другими офицерами. Броненосец Baden вооружен шестью 26-см (10,2-д.) тяжелыми, четырьмя 4,2-дюймовыми, двумя 6-фунтовыми скорострельными и шестью пушками ружейного калибра. Взорвался 26-см заряд одного из носовых башенных орудий, причем заряд зажало в канале. Затем пришлось употребить большие усилия и крайнюю осторожность, чтобы выстрелить снаряд из орудия. Последнее обложили своего рода валом из камней, мешков с песком и толстыми дубовыми брусьями. Когда все было готово, броненосец вышел в море; команду послали вниз, и выстрел произвели с помощью электрического привода. По осмотре нашли, что снаряд подвинулся вперед только на несколько дюймов. Тогда сделали второй выстрел, большим зарядом, но с таким же результатом. Наконец сделали выстрел полным боевым зарядом, и тогда снаряд вылетел, причем разорвался, когда ударился о воду.
Преждевременное воспламенение заряда на броненосце "Baden"
(Из журнала "Морской сборник" № 4 за 1895 г.)
В состав артиллерии названного броненосца входят, как известно, шесть крупповских 26-см (10,24-д.) орудий, при заряжании одного из которых и имел место описываемый ниже несчастный случай. Именно при вкладывании в камору картуза с зарядом в 48 кг черного призматического пороха последовало воспламенение этого заряда. Снаряд продвинулся при этом почти до дульного среза; два офицера и семь человек прислуги, находившиеся сзади и по бокам от орудия, были убиты, и восемнадцать человек легко ранены. Так как заклинившаяся в канале орудия зарядная труба не позволяла вдвинуть затвор, чтобы затем произвести выстрел для освобождения орудия от снаряда, то прибегли к временной заделке казенного отверстия дубовыми клиньями. Употребленный вначале заряд в 30 кг призматического пороха не дал никакого результата. Тогда увеличили заряд до 48 кг, произведенным выстрелом труба была разбита на куски и выброшена из канала орудия. После этого сделалось возможным вдвинуть затвор и произвести выстрел зарядом 30 кг, результатом чего был вылет снаряда из дула. При осмотре орудия в нем не оказалось никаких повреждений, и его можно было употребить при дальнейшей практической стрельбе. Причины преждевременного воспламенения заряда остались, по словам "Journal de la Marine", невыясненными.
Эти учения оказали значительное долгосрочное влияние на немецкий флот; они легли в основу «Служебного регламента IX», который регулировал будущие учения Германии. Опыт, полученный Гольцем и Тирпицем, также привел к принятию первого военно-морского закона в 1898 году. В числе прочего расстояния между кораблями в строю были сокращены с 400 до 300 метров. После окончания учений командира Bayern сменил капитан-цур-зее Герман Кирхгоф. В октябре 1893 командиром Württemberg стал капитан-цур-зее Курт фон Мальцан. 15 ноября на посту командира маневренной эскадрильи Шредера сменил вице-адмирал Ганс фон Кестер, он оставил Baden своим флагманом. В 1893 году Bayern стал первым военным кораблем, который прошел по недавно углублённой Висле в Нойфарвассер, чтобы проверить, достаточна ли глубина. В феврале 1894 года Sachsen ненадолго стал флагманом эскадры, поскольку место ушедшего в отпуск Кёстера занял командир броненосца принц Генрих. В мае эскадра совершила учебный поход в Шотландию и Норвегию, а в июле она доставила принца Генриха в Копенгаген, на празднование пятидесятой годовщины свадьбы короля Дании Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской. Все 4 корабля участвовали в манёврах 1894 года, проходивших с 19 августа по 21 сентября, где они изображали российский балтийский флот. С этого года Baden больше не выполнял функции флагмана флота. В этой роли его заменил новый линкор Wörth, который на учениях не входил не в одно из соединений. В сентябре по итогам маневров принца Генриха на посту командира Sachsen сменил капитан-цур-зее Рудольф Риттмайер. Командира Baden сменил капитан-цур-зее Макс Гальстер, но ненадолго, с ноября кораблём командовал уже капитан-цур-зее Оскар фон Шукманн. После завершения учений флот был реорганизован, так, как вошёл в строй последний из четырех линкоров типа Brandenburg. Эти корабли были приписаны к I дивизии, и в ноябре Кестер перенёс свой флаг на "Kurfürst Friedrich Wilhelm", а четыре корабля типа "Sachsen" составляли теперь II дивизию. Таким образом немецкий флот стал обладателем двух однородных эскадр из четырех кораблей каждая. Командиром II дивизии был назначен контр-адмирал Отто фон Дидерихс, который 25 сентября поднялся на борт Bayern, но он оставался в должности недолго, и в ноябре его сменил контр-адмирал Карл Барандон, который вновь избрал своим флагманом Baden.
25 июля Baden отправился в сухой док для текущего ремонта; Барандон временно перенес свой флаг в Sachsen. Baden вернулся в строй с новым командиром, капитаном-цур-зее Фридрихом фон Вайтерсхаймом, как раз вовремя, чтобы принять участие в осенних маневрах флота 1895 года, но флагманом оставался Sachsen. Учения длились с 19 августа по 15 сентября и моделировали сражение в открытом Северном море между I и II дивизиями, сопровождаемом объединенными маневрами остальной части флота на Балтике. Во время маневров Sachsen во второй раз выиграл Schießpreis за стрельбу.
С 19 сентября по 30 ноября 1896 и с 15 декабря 1896 года по 1 марта 1897 года Sachsen заменял линкор Kurfürst Friedrich Wilhelm в качестве флагманского корабля командира всей эскадры, сперва вице-адмирала Ганса фон Кёстера, а с 4 октября - вице-адмирала Августа фон Томсена.
![]() ![]() ![]() ![]()
Все четыре броненосца в 1895-1899 гг. прошли модернизацию и капитальную перестройку, после которой значительно изменился их силуэт. Так, все дымоходы вывели в одну трубу, в результате чего корабли лишились своего уникального внешнего вида с четырьмя трубами в виде перевёрнутой табуретки.
12 февраля 1900 Bayern был выведен в резерв в Вильгельмсхафене. С 31 января по 26 февраля 1900 года Sachsen временно был флагманом I эскадры под командованием вице-адмирала Пауля Хоффмана. На следующий день, 27 февраля в 15:45 туманную погоду Sachsen сел на мель недалеко от Киля, разорвав обшивку в нижней части корпуса. 2 марта кораблю удалось сняться во время прилива. Ремонт длился две недели. Позже в том же месяце Sachsen имел незначительное столкновение с новым броненосным крейсером "Fürst Bismarck".
На манёврах в 1900 г. Sachsen и Württemberg входили в состав I дивизии наряду с новейшими броненосцами Kaiser Wilhelm II и Kaiser Friedrich III. В ходе манёвров с 15 по 21 сентября Württemberg ненадолго возобновил свою роль флагмана дивизии.
С конца января по 8 февраля 1901 года Baden некоторое время служил флагманом I эскадры, командиром которой к этому времени стал вице-адмирал принц Генрих. В этот период он с кораблём береговой обороны Hagen, крейсером Victoria Louise и авизо Jagd посетил Британию для участия в похоронах королевы Виктории.
В 1903 году Württemberg продолжил службу в обычных учениях, прервавшись лишь очередным походом в Норвегию в мае-июне 1903 года. 4 июля 1903 года вернулся на действительную службу и Baden, снова выступив флагманом 2-й эскадры. Маневры флота 1903 года были более длительными, чем обычно: они начались 4 июля и продолжались до 12 сентября. Сразу после завершения маневров Baden отправили в Киль, где 28 сентября он был выведен в резерв. На следующий день, 29 сентября 1903 года был выведен в резерв также и Württemberg и в конце 1903 года тоже был переведён в Киль. Туда-же отбуксировали уже давно находящиеся в резерве Sachsen и Bayern. Резервная дивизия Северного моря была расформирована, со 2 января 1904 года корабли числились при военно-морской базе Балтийского моря. В РЕЗЕРВЕ И НА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ, 1904-1918
Sachsen находился в резерве первой категории до 1906 года, когда был переведен во вторую категорию. Он оставался резервным судном до 19 февраля 1910 года, когда его исключили из списка военно-морского флота. С 1911 и до поражения Германии в Первой мировой войне в конце 1918 года разоружённый Sachsen использовался в качестве мишени для флота у берегов Шванзена (Гольштейн). ![]() ![]() Bayern Bayern находился в резерве I категории, а с 1906 года во II-й. 19 февраля 1910 года его исключили из списка военно-морского флота. После соответствующих доработок с 1911 корпус служил в качестве корабля-мишени для артиллерийских учений на полигоне Штоллергрунда у Кильского залива. В 1913 году, во время первой Кильской недели полетов, Bayern использовался в качестве мишени для самолетов; один из них дважды попал в корабль во время четвертого и пятого заходов: один раз в верхнюю палубу, а второй в боевую рубку. Служба в качестве корабля-мишени закончилась 5 мая 1919 года, когда корабль был продан на слом. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Baden Baden оставался в резерве первой линии до 1906 года, когда его понизили до резерва второй очереди. Корабль исключили из военно-морского реестра 24 октября 1910 г. Сперва он некоторое время использовался в качестве корабля-мишени, а с 18 февраля, после переоборудования на верфи в Куксхафене, - как склад мин и сетей заграждения с учебными помещениями и казармами для школы минной войны в Куксхафене. 3 августа 1913 года корабль был отбуксирован в Брунсбюттель, где служил блокшивом береговой обороны (планировалось в случае чрезвычайной ситуации потопить его как брандер). С января 1916 года находился в Альтенбрухе в качестве брандвахты и оставался там до июня 1918 года. Württemberg
Планировалось вывести Württemberg из состава флота осенью 1914 года, а его место должен был занять броненосный крейсер "Fürst Bismarck", но начало Первой мировой войны отменило этот план. Вместо этого корабль стал штабным судном службы снабжения в Северном море под командованием кпитана-цур-зее фон Аммона, который также был начальником снабжения. В конце августа фон Аммон сосредоточился на функции начальника снабжения, оставаясь им до 26 ноября, а командиром корабля назначили фрегаттен-капитана Райнхольда Шмидта. В начале 1915 года стало очевидно, что война не закончится быстро и флоту необходимо будет возобновить обучение новобранцев, поэтому Württemberg вернулся к учебным обязанностям и выполнял их до конца своей карьеры под имперским флагом. Капитан-цур-зее Вильгельм Аделунг командовал кораблем с апреля 1915 по февраль 1917 года. ![]() ![]() ![]()
Учебный Württemberg был выведен из эксплуатации 1 февраля 1919 года и после этого использовался в качестве казарменного корабля и мастерской для 6-й полуфлотилии 3-й флотилии катеров-тральщиков типа "F", дислоцированных на Балтике. В последний раз корабль был выведен из эксплуатации 10 ноября 1919 года и исключен из военно-морского реестра 20 октября 1920 года, а затем продан компании Hattinger Hüttenwerke и в конечном итоге разобран на металлолом в Вильгельмсхафене. Самая долгая судьба выпала Baden, который с 1920 г. долгое время использовался как судно-цель у Штоллергрунда и был продан на слом лишь 23 апреля 1938 г. и разобран в Киле в 1939-1940 гг.
|
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Stiege Erster Offiz.: Kapt. L. Hoffmann Kapt. L. Marks L. z. S. Hahn L. z. S. v. Lehsten L. z. S. Vollerthun L. z. S. Retzmann L. z. S. Fischer (Paul) U. L. z. S. Schultz (Max) U. L. z. S. Schnell U. L. z. S. Becker U. L. z. S. Frhr. v. Hammerstein U. L. z. S. Wieting U. L. z. S. Franzius U. L. z. S. Blokhuis Masch. Ing. Bode Ob. Masch. Thomsen M. Ob, St, Arzt I. Kl. Dr. Schneider (s. Divisionsstab) M. Assist. Arzt Dr. Herzog M. Zahlm. Unger + Divisionsstab Div. Chef: Kontre Adm. v. Wietersheim Flagg L.: Kapt. L. Wuthmann Eign. Offiz.: U. L. z. S. Witt Div. Ing.: Masch. Ob. Ig. Buschmann Div. Arzt: M. Ob. St. Arzt 1. Kl. Dr. Schneider Div. Zahlm.: M. Ob. Zahlm. Groth |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Stiege Erster Offiz.: Kapt. L. Dick Kapt. L. Musculus Kapt. L. Herrklotsch L. z. S. Hahn L. z. S. Vollerthun L. z. S. Maerker L. z. S. Retzmann U. L. z. S. Bruns U. L. z. S. Müller-Palm U. L. z. S. Schultz (Max) U. L. z. S. Götting U. L. z. S. Lüring U. L. z. S. v. Tilly U. L. z. S. Wossidlo Masch. Ing. Schür M. Ob. St. Arzt 2. Kl. Dr. Davids (s. Divisionsstab) M. Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Tourneau M. Zahlm. Unger + Divisionsstab Div. Chef: Kontre Adm. Bendemann Flagg L.: Kapt. L. v. Levetzow Sign. Offiz.: U. L. z. S. Waldeyer Div. Ing.: Masch. Ob. Ing. Hempel Div. Arzt: M. Ob. St. Arzt 2. Kl. Dr. Davids Div. Zahlm.: M. Ob. Zahlm. Groth |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Lavaud Erster Offiz.: Kapt. L. Scheibel Kapt. L. Krause (Paul) Kapt. L. Berger L. z. S. Persius L. z. S. Ahlert L. z. S. Liersemann L. z. S. v. Manteuffel U. L. z. S. Luppe U. L. z. S. Soffner U. L. z. S. Schultz (Karl) U. L. z. S. Halm U. L. z. S. v. Boehm U. L. z. S. Madlung St. Arzt Dr. Uthemann Assist. Arzt 2. Kl. Zanens M. Zahlm. Steinhäuser (s.Divisionsstab) |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Schuckmann (Oskar) Erster Offiz.: Kapt. L. Lilie Kapt. L. Meyeringh Kapt. L. Prowe, zugl. Mar. Akad L. z. S. Schultz (Friedrich) L. z. S. Alberts L. z. S. Liersemann L. z. S. Küsel U. L. z. S. v. Klitzing U. L. z. S. Kühne (Max) U. L. z. S. Kehrl Masch. Ing. Eggert Ob. St. Arzt 2. Kl. Dr. Dippe (s. Divisionsstab) Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Zorck M. Zahlm. Gericke. + Divisionsstab Div. Chef: Kontre Adm. Barandon Flagg L.: Kapt. L. ??? Sign. Offiz.: U. L. z. S. v. Mueller Div. Masch. Ing.: Masch. Ob. Ing. Braeunig Div. Arzt: Ob. St. Arzt 2. Kl. Dippe Div. Zahlm.: M. Zahlm. Ringe |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Fritze Erster Offiz.: Korv. Kapt. Truppel Kapt. L. Mandt Kapt. L. Jacobsen L. z. S. Musculus L. z. S. Starke L. z. S. Behring L. z. S. Philipp U. L. z. S. v. Lehsten U. L. z. S. Vollerthun U. L. z. S. Tägert (Karl) U. L. z. S. Frhr. v. Ketelhodt U. L. z. S. Donner Masch. Ing. Eggert St. Arzt Schumann M. Zahlm. Gericke + Stab der Manöverflotte Geschw. Chef: Vize Adm. Koester Chef d. Stabes: Kapt. z. S. Fischel Korv. Kapt. v. Holtzendorff Flagg L.: L. z. S. Funke Geschw. Masch. Ing.: St. Ing. Ballerstaedt Geschw. Arzt: Ob. St. Arzt 1. Kl. Dr. Globig Geschw. Aud.: M. Aud., S. L. v. Thadden Geschw. Zahlm.: M. Zahlm. Körte Geschw. Sekr.: M. Zahlm. Krause (Max) |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Fritze Erster Offiz.: Koro. Kapt. Meuß Kapt. L. Brussatis Kapt. L. Erckenbrecht L. z. S. Lautenberger L. z. S. Oelsner L. z. S. Behring L. z. S. Philipp U. L. z. S. Seebohm U. L. z. S. Hoffmann U. L. z. S. Zembsch U. L. z. S. Schirmacher U. L. z. S. Erdmann Masch. Zng. Merks St. Arzt Schumann M. U. Zahlm. Feldmann + Stab der Manöverflotte Flottenchef: Vize Adm. Schröder Chef des Stabes: Kapt. z. S. Diederichsen Korv. Kapt. Thiele II Flagg L.: Kapt. L. Jacobs Flotten Masch. Ing.: St. Ing. Ballerstaedt Flotten Arzt: Ob. St. Arzt 1. Kl. Dr. Globig Flotten Zahlm.: M. Ob. Zahlm. Sonnenstuhl Flotten Sekr.: M. U. Zahlm. Krause I |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Fritze Erster Offiz.: Korv. Kapt. Meuß Kapt. L. Brussatis Kapt. L. Erckenbrecht L. z. S. Lautenberger L. z. S. Oelsner L. z. S. Behring L. z. S. Philipp U. L. z. S. Lohmann U. L. z. S. Fuchs U. L. z. S. Küsel Masch. Ing. Merks St. Arzt Schumann M. U. Zahlm. Feldmann + Stab der Manöverflotte Flottenchef: Vize Adm. Schröder Chef d. Stabes: Kapt. z. S. Diederichsen Korv. Kapt. Thiele II Flagg L.: L. z. S. Jacobs Flotten Masch. Ing.: St. Ing. Prox Flotten Arzt: Ob. St. Arzt 2. Kl. Dr. Globig Flotten Zahlm.: M. Ob. Zahlm. Bistram Flotten Sekr.: M. U. Zahlm. Krause I |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Geißler Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Becker Kapt.-Lieut. Kretschmann Kapt.-Lieut. Erckenbrecht Lieut. z. S. Lans I Lieut. z. S. Poock Lieut. z. S. Koch II Lieut. z. S. Oelsner Unt.-Lieut. z. S. v. Trotha Unt.-Lieut. z. S. Lehsten Masch.-Ing. Merks Ob.-Stabs-Arzt 1. Kl. Dr. Kuntzen (s. Stab) Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Pietrusky Mar.-Unt.-Zahlm. Feldmann + Stab der Manöverflotte Flottenchef: Vize-Adm. Deinhard Chef des Stabes: Kapt. z. S. Bendemann Korv.-Kapt. Thiele II Flagg.-L.: L. z. S. Jacobs Flotten-Masch.-Ing.: Stabs-Ing. Prox. Flotten-Arzt: Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Kuntzen Flotten-Zahlm.: Mar.- Ob.-Zahlm. Bistram |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Geißler Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Modrig Kapt.-Lieut. Kretschmann Kapt.-Lieut. Erckenbrecht Lieut. z. S. Poock Lieut. z. S. v. Cotzhausen Lieut. z. S. Koch II Lieut. z. S. Engelhardt I Unt.-Lieut. z. S. Psundheller Unt.-Lieut. z. S. Frhr. v. d. Goltz Unt.-Lieut. z. S. Löhlein Unt.-Lieut. z. S. Laus II Prem.-Lieut. v. I. Seebat. Altritt Masch.-Ing. Jantzen Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Kuntzen (f. Stab der Manöverflotte) Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Pietrusky Mar.-Unt.-Zahlm. Feldmann + Stab der Manöverflotte Geschw.-Chef: Vize-Adm. Deinhard, zugleich Chef des Manövergeschwaders Chef des Stabes: Kapt. z. S. Bendemann Korv.-Kapt. Thiele II Flagg.-Lieut.: Lieut. z. S. Jacobs Geschw.-Masch.-Ing.: Stabs-Ing. Prox. Geschw.-Arzt: Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Kuntzen Geschw.-Zahlm.: Mar.-Ob.-Zahlm. Bistram Geschw.-Sekr.: Int.-Sekr. Barth |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Schwarzlöse Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Breusing Kapt.-Lieut. Lazarowicz Kapt.-Lieut. Bauendahl Lieut. z. S. Poock Lieut. z. S. Gr. v. Spee Lieut. z. S. Koch II Lieut. z. S. Simon Lieut. z. S. Boedicker Unt.-Lieut. z. S. Herrklotsch Unt.-Lieut. z. S. Mayer III Unt.-Lieut. z. S. Bertram II Masch.-Ing. Nasser Assist.-Arzt 2. Kl. Ehrhardt Mar.- Zahlm. Hellfach |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Schwarzlose Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Breusing Kapt.-Lieut. Plachte Kapt.-Lieut. Emsmann Lieut. z. S. Braun Lieut. z. S. Poock Lieut. z. S. Kirchhoff Lieut. z. S. Reiche Unt.-Lieut. z. S. Troje Unt.-Lieut. z. S. Rexroth Unt.-Lieut. z. S. Lübbert Unt.-Lieut. z. S. Keyl Unt.-Lieut. z. S. Credner Prem.-Lieut. v. I. Seebat. Eben Masch.-Ing. Nasser Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Kuntzen (s. Stab der Manöverflotte) Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. v. Foerster Mar.-Zahlm. Hellfach (s. Stab der Manöverflotte) + Stab der Manöverflotte Geschw.-Chef: Vize-Adm. Deinhard, zugl. Chef des Manövergeschwaders Chef des Stabes: Kapt. z. S. Bendemann Flagglieut.: Kapt.-Lieut. Mandt Geschw.-Masch.-Ing.: Masch.-Ob.-Ing. Herter Geschw.-Arzt: Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Dr. Kuntzen Geschw.-Zahlm.: Mar.-Zahlm. Hellfach Geschw. - Sekr.: Int.-Sekr.-Assist. Barth |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Schwarzlose Erster Offiz.: Kapt.-Lieut. Wachenhusen Kapt.-Lieut. Westphal Kapt.-Lieut. Lilie Lieut. z. S. Ludewig Lieut. z. S. v. Dassel Lieut. z. S. Gerdes Lieut. z. S. Müller I Unt.-Lieut. z. S. Persius Unt.-Lieut. z. S. Zantzen II Unt.-Lieut. z. S. Troje Unt.-Lieut. z. S. v. Trotha Sek.-Lieut. v. I. Seebat. Ludendorff Masch.-Ing. Riemann Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Sander (s. Stab der Manöverflotte) + Stab der Manöverflotte Geschw.-Chef: Kontre-Adm. v. Kall, zugl. Chef des Manövergeschwaders Chef des Stabes: Kapt. z. S. Frhr. v. Bodenhausen Flagglieut.: Kapt.-Lieut. Derzewski Geschw.-Masch.-Ing.: Masch.-Ob.-Ing. Ballerstaedt Geschw.-Arzt: Ob.-Stabs-Arzt 2. Kl. Sander Geschw.-Zahlm.: Mar.-Ob.-Zahlm. Sonnenstuhl Geschw. - Sekr.: Mar.-Int.-Sekr. Schliebener |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Plüddemann Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Piraly Kapt.-Lieut. Gr. v. Moltke II Lieut. z. S. Stein Lieut. z. S. Ruetz Lieut. z. S. Ludewig Lieut. z. S. v. Mittelstaedt Lieut. z. S. Weniger Unt.-Lieut. z. S. Forstreuter Unt.-Lieut. z. S. Albinus Sek.-Lieut. i. Seebat. Hausmann Masch.-Ing. Riemann Stabs-Arzt Sander (s. Stab der Manöverflotte) Assist.-Arzt. 2. Kl. Dr. Fischer II Mar.-Unt.-Zahlm. Lewandowski (s. Stab der Manöverflotte) + Stab der Manöverflotte Chef der Manöverflotte: Kontre-Adm. Knorr Chef Stabes: Korv.-Kapt. Frhr. v. Bodenhausen Flagglieut.: Kapt.-Lieut. Etienne Geschw.-Masch.-Zng.: Masch.-Ob.-Ing. Ballerstaedt Geschw.-Arzt: Stabs-Arzt Sander Geschw. -Zahlm.: Mar. - Unt. - Zahlm. Lewandowski |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Valois 1. Offiz.: Korvkapt. v. Gloeden Kaptlt. Rüdiger Kaptlt. Stoltz Kaptlt. Köllner Kaptlt. Ruft Lt. z. S. Kretschmann Lt. z. S. Stein Lt. z. S. Emsmann Untlt. z. S. v. Ernsthausen Untlt. z. S. Schmidt II Untlt. z. S. Runge Untlt. z. S. Bethge Plt. v. Seebat. v. Prittwitz u. Gaffron Stabsarzt Dr. Diehl Unterarzt Dr. Dammann Maschinening. Ehrenkönig Zahlm. Meding (s. Geschwstab) + Geschwaderstab Geschwaderschef: Kontreadm. Gr. v. Monts Chef des Stabes: Korvkapt. Büchsel Flagglt.: Lt. z. S. Capelle Geschwmasching.: Maschinenobering. Groth Geschwaudit.: Auditeur Dr. Herz Geschwzahlm.: Zahlm. Meding Geschwsekrt.: Untzahlm. Groth Geschwpfarrer: Pfarrer Vierthaler |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S, Scheder Erster Offiz.: Kapt. L. v. Cotzhausen Kapt. L. Kirchhoff Kapt. L. Mayer (Heinrich) L. z. S. Herr L. z. S. Frelitz L. z. S. Frhr. v. Bülow (Friedrich) L. z. S. v. Meuron U. L. z. S. Frhr. v. Gagern U. L. z. S. Oldekop U. L. z. S. Ritter Hentschel v. GiIgenheimb (Kurt) U. L. z. S. Nirrnheim U. L. z. S. Eschenburg U. L. z. S. Aßmann U. L. z. S. Mönch (Reinhard) Masch. Ing. Hoffmann (Ludwig) Masch. U. Ing. Kremp M. St, Arzt Dr. Gudden M. Assist. Arzt Dr. Ebner M. Zahlm. Wendeler |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Kirchhoff Erster Offiz.: Kapt. L. Derzewski Kapt. L. Schäfer (Ernst) Kapt. L. Zacobs, zugl. Mar. Akad L. z. S. Weniger (Otto) L. z. S. Burchard (Otto Friedrich) L. z. S. Meinardus L. z. S. Fischer (Neinhold) U. L. z. S. Bene U. L. z. S. v. Krohn U. L. z. S. Berger Seekad. Breuer Masch. Ing. Schütze St. Arzt König Assist. Arzt I. Kl. Dr. Behrens |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Kirchhoff Erster Offiz.: Korv. Kapt. Holzhauer Kapt. L. Prowe, zugl. Mar. Akad Kapt. L. Gr. v. Spee L. z. S. Huß L. z. S. Weniger L. z. S. Gaedeke L. z. S. Burchard (Otto Friedrich) U. L. z. S. Gr. v. Monts (Erich) U. L. z. S. Heinrich U. L. z. S. Bach (Ludwig) U. L. z. S. Wilbrandt (Reinhard) U. L. z. S. Schlicht Masch. Ing. Orlin St. Arzt. König Assist. Arzt 2. Kl. Nahm M. Zahlm. Steinhäuser |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Ahlefeld Erster Offiz.: Koro. Kapt. Wahrendorff Kapt. L. v. Heeringen Kapt. L. Gr. v. Spee L. z. S. Huß L. z. S. Gaedeke L. z. S. Wilbrandt I L. z. S. Maaß U. L. z. S. Reiche U. L. z. S. Dominik U. L. z. S. v. Hornhardt U. L. z. S. Meidinger Seekad. Glade Seekad. Reymann Seekad. Köhler Seekad. Michaelis Seekad. Reiß Seekad. Vincenz Seekad. Ritter Seekad. Schichau Masch. Ing. Orlin St. Arzt Dr. Krause Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Zohn M. Zahlm. Steinhäuser |
![]() |
Komdt.: Korv. Kapt. v. Ahlefeld Erster Offiz.: Korv. Kapt. Wahrendorff Kapt. L. Brinkmann L. z. S. Huß L. z. S. Gaedeke L. z. S. Wilbrandt I L. z. S. Maaß U. L. z. S. Hering U. L. z. S. Dyes U. L. z. S. Meinardus Seekad. Reymann Seekad. Zsendahl Seekad. Köhler Seekad. v. Trotha Seekad. Boethke Seekad. Michaelis Seekad. Reiß Seekad. Vincenz Seekad. Mommsen Seekad. Ritter Seekad. Schmid I Seekad. Goebel Seekad. Schramm Seekad. Tidemann Seekad. Soffner Seekad. Schichau Seekad. Bechtold Masch. Ing. Orlin St. Arzt. Dr. Krause Assist. Arzt 2. Kl. Dr. John M. Zahlm. Gronemann |
![]() |
Komdt.: Korv.-Kapt. v. Ahlefeld Erster Offiz.: Kapt.-Lieut. Brinkmann I Kapt.-Lieut. v. Dassel Kapt.-Lieut. Klincksieck Lieut. z. S. Kutter Lieut. z. S. Koch I Lieut. z. S. Hennings Lieut. z. S. Evert Unt.-Lieut. z. S. Timme Masch.-Ing. Buschmann Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Fiedler Mar.Zahlm. Gronemann |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Schuckmann I Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Fischer Kapt.-Lieut. Meyer Kapt.-Lieut. Ruetz Lieut. z. S. Kutter Lieut. z. S. Hoffmann Lieut. z. S. Evert Unt.-Lieut. z. S. Ahlert Unt.-Lieut. z. S. Gehlig Unt.-Lieut. z. S. Frey Unt.-Lieut. z. S. v. Restorff Seekadett Saxer Seekadett Fraustaedter Seekadett Frommann Seekadett Lans Seekadett v. Kameke Seekadett Donner Seekadett Klappenbach Seekadett Harder Seekadett Grupe Sek.-Lieut. v. I. Seebat. Schäfer Masch.-Ing. Buschmann Stabs-Arzt Dr. Tereszkiewicz Assist.-Arzt 2. Kl. Heinzmann Mar.-Unt.-Zahlm. Wendeler |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Schuckmann I Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Rosendahl Kapt.-Lieut. Lazarowicz Lieut. z. S. Neitzke Lieut. z. S. Simon Lieut. z. S. Burchard I Lieut. z. S. Schur Unt.-Lieut. z. S. Wedding Unt.-Lieut. z. S. Schröder Unt.-Lieut. z. S. Dyes Unt.-Lieut. z. S. Burchard II Seekad. v. Bülow I Seekad. Vollerthun Seekad. Michelsen Seekad. v. Kameke I Seekad. Schmalth Seekad. Löhlein Seekad. v. Restorff Seekad. Haun Seekad. Bach I Seekad. v. Koschembahr Sek.-Lieut. v. I. Seebat. v. Kloeden Masch.-Ing. Buschmann Stabs-Arzt Dr. Grotrian Assist.-Arzt 2. Kl. Koch Mar.-Unt.-Zahlm. Wapnewski |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Plüddemann Erster Offiz.: Kapt.-Lieut. Grüner Kapt.-Lieut. Weihe Lieut. z. S. v. Dassel I Lieut. z. S. Ludewig Lieut. z. S. Kinderling Lieut. z. S. Lautenberger Lieut. z. S. Simon Unt.-Lieut. z. S. Funke Unt.-Lieut. z. S. Maaß Unt.-Lieut. z. S. Kröncke Unt.-Lieut. z. S. Schur Masch.-Ing. Seltmann Assist.-Arzt 2. Kl. Fischer I Mar.-Unt.-Zahlm. Lewandowski |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Frhr. v. Senden-Bibran Erster Offiz. : Korv.-Kapt. Gr. v. Baudissin Kapt.-Lieut. v. Baffe Kapt.-Lieut. Gercke Lieut. z. S. Gildemeister Lieut. z. S. Paucke Lieut. z. S. Krause II Unt.-Lieut. z. S. Riedel Unt.-Lieut. z. S. Seiferling Unt.-Lieut. z. S. Kloebe II Sek.-Lieut. i. Seebat. Transfeldt Masch.-Ing. Seltmann Stabs-Arzt Schubert Assist.-Arzt 2. Kl. Fischer I Mar.-Unt.-Zahlm. Borpahl |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Kyckbusch Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Becker Kapt.-Lieut. v. Basse Lieut. z. S. Gerstung Lieut. z. S. Ludewig Lieut. z. S. Krause II Lieut. z. S. Kinderling Lieut. z. S. Müller I Unt.-Lieut. z. S. Funke Unt.-Lieut. z. S. Maaß Unt.-Lieut. z. S. v. Studnitz Unt.-Lieut. z. S. Starke Unt.-Lieut. z. S. Schelle Masch.-Zng. Seltmann Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Erdmann Mar.-Zahlm. Bistram |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Deinhard Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Valette Kapt.-Lieut. Zaeckel Lieut. z. S. Spengler Lieut. z. S. Brinkmann Lieut. z. S. Zantzen Lieut. z. S. Krause II Lieut. z. S. v. Ernsthausen Unt.-Lieut. z.S. v. Kühlwetter Unt.-Lieut. z.S. Behring Unt.-Lieut. z.S. Kröncke Unt.-Lieut. z.S. Schur Masch.-Ing. Seltmann Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Arendt Mar.-Zahlm. Bistram |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Deinhard Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Valette Kapt.-Lieut. Zaeckel Lieut. z. S. Benzler Lieut. z. S. Spengler Lieut. z. S. Brinkmann Lieut. z. S. Zantzen Lieut. z. S. v. Ernsthausen Masch.-Ing. Seltmann Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Arendt Mar.-Zahlm. Borowski |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Deinhard Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Valette Kapt.-Lieut. Gehrmann Kapt.-Lieut. Wahrendorff Lieut. z. S. Benzler Lieut. z. S. Spengler Unt.-Lieut. z. S. Trummler Unt.-Lieut. z. S. Simon Unt.-Lieut. z. S. Weniger Unt.-Lieut. z. S. Block Sek.-Lieut. I. Seebat. Fischer Masch.-Ing. Holländer Stabs-Arzt Dr. Bornträger Mar.-Zahlm. Bistram |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Werner 1. Offiz.: Korvkapt. Koch Kaptlt. Altag Kaptlt. Flichtenhöfer Kaptlt. Hellhoff Lt. z. S. Hilgendorff Lt. z. S. Schröder I Lt. z. S. Paschen I Lt. z. S. Scheibel Untlt. z. S. Scheer Untlt. z. S. Hoffmann Untlt. z. S. Jacobs Untlt. z. S. Huß Seklt. v. Seebat. v. Loeper Stabsarzt Dr. Leonhardt Unterarzt Dr. Tereskiewicz Maschinening. Holländer Untzahlm. Fichtner |
![]() |
Komdt.: Korv. Kapt. m. Ob. Ltsr. Etienne Erster Offiz.: Kapt. L. Weber Kapt. L. Puttfarcken Kapt. L. Mayer (Heinrich) Kapt. L. Petruschky L. z. S. Lohmann L. z. S. Herr L. z. S. Fielitz U. L. z. S. Witt U. L. z. S. Frhr. v. Gagern U. L. z. S. Schulz (Edmund) U. L. z. S. Jacobs U. L. z. S. Teichmann U. L. z. S. Schütte U. L. z. S. Mönch Masch. Ing. Ehricht M. St. Arzt Dr. Huber M. Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Weber M. Zahlm. Wendeler |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Ascher Erster Offiz.: Kapt. L. v. Bredow Kapt. L. Zimmermann Kapt. L. Alberts Kapt. L. Puttfarcken L. z. S. Ahlert L. z. S. Scheunemann L. z. S. v. Manteuffel U. L. z. S. Halm U. L. z. S. v. Sack U. L. z. S. Leonhardi U. L. z. S. v. Heyden U. L. z. S. Frhr. v. Ledebur U. L. z. S. Cleve S. L. Zeihe v. I. Seebat. Masch. Ing. Stiegel M. St. Arzt Dr. Reich M. Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Tourneau M. Zahlm. Jeschke |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Ascher Erster Offiz.: Kapt. L. v. Bredow Kapt. L. Zimmermann Kapt. L. Schirmer, zugl. Mar. Akad. Kapt. L. Begas L. z. S. Puttfarcken L. z. S. Uthemann L. z. S. Symanski U. L. z. S. Hoffmann (Georg) U. L. z. S. v. Usedom U. L. z. S. Waldeyer U. L. z. S. Connemann U. L. z. S. Scharf Masch. Ing. Gehrmann St. Arzt Dr. Davids Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Weber M. Zahlm. Lange |
![]() |
Komdt.: Korv. Kapt. Ascher Erster Offiz.: Kapt. L. v. Bassewitz Kapt. L. Zimmermann Kapt. L. Schirmer, zugl. Mar. Akad. L. z. S. Begas L. z. S. Frhr. v. Nössing L. z. S. Bertram (Ferdinand) L. z. S. Herzog Friedrich Wilhelm von Wecklenburg-Schwerin H. U. L. z. S. Weniger U. L. z. S. v. Bülow (Erich) U. L. z. S. Breuer U. L. z. S. Roehr U. L. z. S. Geidies U. L. z. S. v. Usedom Masch. Ing. Gehrmann St. Arzt Dr. Davids Assist. Arzt 2. Kl. Fenger M. Zahlm. Lange |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Frhr. v. Maltzahn Erster Offiz.: Kapt. L. Hoepner Kapt. L. Schmidt Kapt. L. Meurer, zugl. Mar. Akad. L. z. S. Gotzhein L. z. S. Bertram (Ferdinand) L. z. S. Wedding L. z. S. Burchard (Otto Maria) U. L. z. S. Eberius U. L. z. S. Frhr. v. Bülow (Friedrich) U. L. z. S. Rößler Seekad. Schultz (Karl) Masch. Ing. Kaehlert St. Arzt v. Koppen Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Richter M. Zahlm. Solf |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Frhr. v. Maltzahn Erster Offiz.: Kapt. L. Pohl Kapt. L. v. Krosigk L. z. S. Paech L. z. S. Meurer (Alexander) L. z. S. Gotzhein L. z. S. Scheidt U. L. z. S. Jannsen U. L. z. S. Kranzbühler U. L. z. S. Orth U. L. z. S. v. Studnitz (Oswald) Masch. Ing. Kählert St. Arzt Dr. Lotsch Assist. Arzt 2. Kl. vr. Scholtz |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Fischel Erster Offiz.: Koro. Kapt. v.d. Groeben Kapt. L. Mandt Kapt. L. v. Krosigk L. z. S. Grapow L. z. S. Paech L. z. S. Scheidt L. z. S. v. Zitzewitz U. L. z. S. Fielitz U. L. z. S. v. Schönberg U. L. z. S. v. Meuron U. L. z. S. Boland Seekad. Kehrl Seekad. Zsendahl Seekad. v. Trotha Seekad. Boethke Seekad. Mommsen Seekad. Schmid I Seekad. Goebel Seekad. Tidemann Seekad. Soffner Masch. Ing. Kahlert St. Arzt Dr. Weiß Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Harmsen M. U. Zahlm. Solf |
![]() |
Komdt.: Korv. Kapt. Fischel Erster Offiz.: Kapt. Lt. v. d. Groeben Kapt. L. v. Dassel I Kapt. L. v. Krosigk L. z. S. Grapow L. z. S. Lietzmann L. z. S. Scheidt L. z. S. v. Zitzewitz U. L. z. S. Pieper U. L. z. S. Koerber U. L. z. S. Zannsen Seekad. Fielitz Seekad. v. Schönberg Seekad. Seebohm Seekad. Hoffmann I Seekad. Reiche Seekad. Dominik Seekad. Schultze I Seekad. Foerster Seekad. Schirmacher Seekad. v. Hornhardt Seekad. Erdmann Seekad. v. Meuron Seekad. Boland I Seekad. Kehrl Masch. Ing. Gottschalk St. Arzt Dr. Weiß Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Harmsen M. U. Zahlm. Knaack |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Tirpitz Erster Offiz.: Korv.-Kapt. v. Frantzius Kapt.-Lieut. Kindt Kapt.-Lieut. Gercke II Lieut. z. S. Schröder Lieut. z. S. Gr. v. Spee Lieut. z. S. Philipp Unt.-Lieut. z. S. Ehrhardt Unt.-Lieut. z. S. Koerber Unt.-Lieut. z. S. Fremerey Seeekadett Keller Seeekadett v. Brause Seeekadett Türk Seeekadett Gr. zu Reventlow Seeekadett Pfundheller Seeekadett Haber Seeekadett Frey Seeekadett Bölken Seeekadett Burchard Seeekadett v. Koppelow Seeekadett Griese Seeekadett Bronsart v. Schellendorff Sek.-Lieut. vom I. Seebat. v. Kaehne Masch.-Ing. Flügger Stabs-Arzt Dr. Dirksen I Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Kraemer Mar.-Unt.-Zahlm. Golf |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Kyckbusch Erster Offiz.: Kapt.-Lieut. Becker Lieut. z. S. Kinderling Lieut. z. S. Lautenberger Unt.-Lieut. z. S. Funke Unt.-Lieut. z. S. v. Uslar Masch.-Ing. Bräunig Assist.-Arzt 2. Kl. Schacht Zahlm.Aspt. Mischi |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Koester 1. Offiz.: Korvkapt. Klausa Kaptlt. v. Kries Kaptlt. Borckenhagen Kaptlt. Büllers Lt. z. S. Thiele Lt. z. S. Guth Lt. z. S. Bauendahl Lt. z. S. Eckardt Untlt. z. S. Kölle Untlt. z. S. Müller II Untlt. z. S. Müller III Untlt. z. S. Dähnhardt. Seklt. v. Seebat. Maurhoff Stabsarzt Schreuer Maschinenuntering. Bräunig Maschinenuntering. Walz Untzahlm. Schwencke |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Breusing Erster Offiz.: Korv. Kapt. Frhr. v. Schimmelmann Kapt. L. Schütz Kapt. L. Berger Kapt. L. Petruschky L. z. S. Jantzen L. z. S. v. Jachmann L. z. S. Lohmann U. L. z. S. Habenicht U. L. z. S. Feldmann (Otto) U. L. z. S. Schultz U. L. z. S. Strauß U. L. z. S. Dietert Masch. Ing. Klug Mar. St. Arzt Dr. Uthemann Mar. Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Meuser M. Zahlm. Wolschke |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Breusing Erster Offiz.: Korv. Kapt. Frhr. v. Schimmelmann Kapt. L. Krause Kapt. L. Berger L. z. S. Jantzen L. z. S. v. Jachmann L. z. S. Lohmann L. z. S. Bach U. L. z. S. v. Hippel (Georg) U. L. z. S. v. Karlinski gen. v. Carlowitz U. L. z. S. Hagedorn U. L. z. S. Heine (Karl) U. L. z. S. Schwarz Seekad. Graßhof Masch. Ing. Klug St. Arzt Dr. Uthemann U. Arzt Dr. Meuser M. Zahlm. Wolschke |
![]() |
Komdt.: Korv. Kapt. Breusing Erster Offiz.: Kapt. L. Gühler Kapt. L. v. Cotzhausen Kapt. L. Souchon, zugl. Mar. Akad. Kapt. L. Neche L. z. S. Alberts L. z. S. Jantzen L. z. S. Keyl U. L. z. S. Heydel U. L. z. S. Zerßen U. L. z. S. Brandt U. L. z. S. Weispfenning U. L. z. S. v. Hippel (Georg) U. L. z. S. Karl Prinz zu Asenburg und Btidingen Masch. Ing. Hoffmann (Adolf) Ob. St. Arzt I. KI. Dr. Dippe (s. Divisionsstab) Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Schoder M. Zahlm. Block + Kommando der II. Division des Manövelgeschniaders Div. Chef: Kontre Adm. v. Arnim Flagg L.: Kapt. L. Stromeyer Div. Sign. Offiz.: U. L. z. S. Rebensbürg Div. Masch. Ing.: Masch. Ob. Ing. Braeunig Div. Arzt: Ob. St. Arzt I. Kl. Dr. Dippe |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Rittmeyer Erster Offiz.: Kapt. L. Poschmann Kapt. L. Koch (Hugo) Kapt. L. v. Cotzhausen L. z. S. Reche L. z. S. v. Ammon, zugl. Mar. Akad. L. z. S. Egidy U. L. z. S. Orth U. L. z. S. v. Lessel U. L. z. S. Gygas U. L. z. S. Heydel Masch. Ing. Hoffmann (Adolf) St. Arzt Dr. Arendt Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Fröse M. U. Zahlm. Block |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Albert Wilhelm Heinrich Prinz von Preußen K. H. Erster Offiz.: Kapt. L. Ehrlich Kapt. L. Peters, zugl. Mar. Akad. Kapt. L. v. Witzleben L. z. S. Caesar L. z. S. Berger (Rudolf) L. z. S. Kirchhoff L. z. S. v. Ammon U. L. z. S. v. Egidy U. L. z. S. Michelsen U. L. z. S. Kamele (Friedrich) U. L. z. S. v. Hahnke U. L. z. S. Paschen Masch. Ing. Garbe Ob. St. Arzt 2. Kl. Dr. Thörner Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Brachmann M. Zahlm. Gottschow |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Albert Wilhelm Heinrich Prinz von Preußen K. H. Erster Offiz.: Korv. Kapt. Stiege Kapt. L. Peters Kapt. L. v. Witzleben L. z. S. Caesar L. z. S. Hennings L. z. S. Kirchhoff L. z. S. Funke U. L. z. S. Bene U. L. z. S. Schultze U. L. z. S. Foerster U. L. z. S. v. Lengerke II Seekad. Frhr. v. Bülow I Seekad. Wolfram Seekad. Frhr. v. Bülow II Seekad. Kühlenthal Seekad. Schmidt II Seekad. Breuer Seekad. Stütz Seekad. Schultz II Masch. Ing. Garbe Ob. St. Arzt 2. Kl. Dr. Thörner Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Holländer M. Zahlm. Gottschow |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Albert Wilhelm Heinrich Prinz von Preußen K. H. Erster Offiz.: Korv. Kapt. Stiege Kapt. L. v. Klein L. z. S. Caesar L. z. S. Hennings L. z. S. Kirchhoff L. z. S. Funke U. L. z. S. Varrentrapp U. L. z. S. Burchard II U. L. z. S. Frhr. v. Diepenbroick-Grüter Seekad. Püllen Seekad. Boy Seekad. Nölle Seekad. Wolfram Seekad. Frhr. v. Bülow II Seekad. Petzel Seekad. v. Zerßen Seekad. Bruckmeyer Seekad. Kühlenthal Seekad. Schmidt II Seekad. Behnisch Seekad. Breuer Seekad. Nippe Seekad. Stütz Seekad. Schultz II Masch. Ing. Garbe Ob. St. Arzt 2. Kl. Dr. Thörner Assist. Arzt 2. Kl. Dr. Holländer M. Zahlm. Gottschow |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Diederichs Erster Offiz.: Kapt.-Lieut. Sarnow Kapt.-Lieut. Kindt Kapt.-Lieut. Bauendahl Lieut. z. S. v. Pustau Lieut. z. S. Paschen Lieut. z. S. Koblitz Lieut. z. S. Lautenberaer Unt.-Lieut. z. S. v. Zrtzewitz Unt.-Lieut. z. S. Müller II Unt.-Lieut. z. S. Hahn Unt.-Lieut. z. S. v. Trützschler u. Falkenstein Sek.-Lieut. v. I. Seebat. v. Roques Masch.-Unt.-Ing. Garbe Stabs-Arzt Dr. Schmidt Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Meyer Mar.-Zahlm. Lewandowski |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. v. Kyckbusch Erster Offiz.: Korv.-Kapt. Valette Kapt.-Lieut. Jaeckel Lieut. z. S. Spengler Lieut. z. S. Brinkmann Lieut. z. S. Jantzen Lieut. z. S. Krause II Lieut. z. S. v. Ernsthausen Masch.-Unt.-Ing. Garbe Assist.-Arzt 2. Kl. Dr. Schumann Mar.-Zahlm. Bistram |
![]() |
Komdt.: Korvkapt. v. Pawelsz 1. Offiz.: Korvkapt. Bendemann Kaptlt. Bethge Kaptlt. Fuchs Kaptlt. Meuß Lt. z. S. Holzhauer Lt. z. S. Gildemeister Lt. z. S. v. Bunsen Lt. z. S. Wilde Lt. z. S. Koblitz Untlt. z. S. Buchholz Untlt. z. S. van Nießen Untlt. z. S. Bahlcke Seklt. v. Seebat. Bormann Stabsarzt Dr. Wendt Maschinenuntering. Becker Maschinenuntering. Raetz Untzahlm. Scherler |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Frhr. v. d Goltz 1. Offiz.: Korvkapt. v. Gloeden Kaptlt. Fritze Kaptlt. v. Dresky Lt. z. S. Vüllers Lt. z. S. Lazarowicz Lt. z. S. Follenius Lt. z. S. Guth Lt. z. S. Mandt Seklt. v. Seebat. Munkel Stabsarzt Dr. Bugge Maschinenuntering. Bräunig Zahlmaspir. Hoffmann |
![]() |
Komdt.: Kapt. z. S. Stenzel 1. Offiz.: Korvkapt. Schulze Kaptlt. v. Reichenbach Kaptlt. Frhr. v. Erhardt Kaptlt. v. Rosen Kaptlt. Riedel Kaptlt. Müllenhoff Kaptlt. Rasche Untlt. z. S. Mandt (s. „Victoria“) Untlt. z. S. Erckenbrecht Untlt. z. S. Paucke Untlt. z. S. Jacobsen Untlt. z. S. v. Klein Plt. v. Seebat. John Stabsarzt Dr. Gaertner Assistenzarzt Dr. Dressel Maschinening. Schulz Untzahlm. Stärke |