Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Барбетные броненосные корветы (Schiffe III. Ranges, Panzer-ausfallkorvetten, Turmschiffe) типа

 Sachsen 


Германия, 1878-1883 гг. 4 ед. (проект 1872-1874 гг.)

Sachsen 

*
Sachsen
*
Wurttemberg
*
Bayern
*
Baden
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Sachsen <A.G. Vulcan> Штеттин, "Panzerschiff B", стр. №74 04.1875 1897-1899 модернизирован на <Ks. Werft> Киль, с 1902 г. в резерве, 19.02.1910 исключён, с 1911 - мишень, 5.05.1919 продан на слом. Для его замены построен линкор "Nassau".
12.07.1877
20.10.1878
2 Württemberg <A.G. Vulcan> Штеттин, "Panzerschiff D", стр. №78 1876 1898-1899 модернизирован на <Ks. Werft> Киль, с 1906 - учебно-опытовое судно торпедистов, с 1919 плавбаза КАТЩ, 20.10.1920 сдан на слом. Для его замены построен линкор "Rheinland".
9.11.1878
9.05.1881
3 Bayern <Ks. Werft>, Киль "Panzerschiff A", стр. №3 1874 1895-1898 модернизирован на <F. Schichau>   Данциг, 19.02.1910 исключён, с 1911 - мишень, в 1919 потоплен артиллерией, поднят, 5.05.1919 продан на слом. в 1925 разобран. Для его замены построен линкор "Westfalen".
13.05.1878
1.08.1881
4 Baden <Ks. Werft>, Киль "Panzerschiff C", стр. №4 1876 1896-1897 модернизирован на <Germaniawerft> Киль, 24.10.1910 исключён, с 1912 минный склад, с 1920 - мишень, в 1939 сдан на слом. Для его замены построен линкор "Posen".
28.07.1880
24.09.1883
ТТХ
  Sachsen Württemberg Bayern Baden
Водоизмещение нормальное 7635 т, после модернизации - 7411 т.
полное 7935 т 7742 т 7877 т 7938 т
полное после модернизации 7690 т
регистровое 3468 брт, 1840 нрт
регистровое после модернизации 3473 брт, 1601 нрт
Размерения длина КВЛ 93 м
полная 98,2 м
ширина КВЛ 18,4 м
полная 18,7 м
осадка носом 6,32 м, после модернизации - 6,21 м
кормой 6,53 м, после модернизации - 6,37 м
1 см осадки = 14,42 т. водоизмещения
высота борта 9,286 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастный винта, Ø 5,0 м, после модернизации - Ø 4,6 м
2 МО 2 горизонтальные ПМ простого расширения "F.A. Eggels", Берлин (3 цил.), 2 горизонтальные ПМ простого расширения "A.G. Vulkan", Штеттин (3 цил.)
после модернизации: 2 горизонтальные ПМ двойного расширения (4 цил.)
4 КО 8 коробчатых ПК пролётного типа (32 топки, 2 атм., 1769 м²)
после модернизации
Sachsen и Baden: 8 ПК Дюрра трубокотельной фабрики в Дюссельдорфе (16 топок, 13 атм., 1696 м²)
Württemberg: 8 ПК Дюрра завода "A.G. Vulkan" в Берлине (24 топки, 12 атм., 2110 м²)
Bayern: 8 ПК Торникрофта завода "A.G. Germania" в Берлине (16 топок, 13 атм., 2000 м²)
мощность проектная 5600 л.с., после модернизации 6000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 13 уз., после модернизации 14 уз.
на испытаниях до модернизации 13,67 уз. при 4917 л.с, 78,2 об/мин 13,5 уз. при 4600 л.с, 84 об/мин 13,87 уз. при 5620 л.с, 85,5 об/мин 13,87 уз. при 5600 л.с, 79 об/мин
на испытаниях после модернизации 15,7 уз. при 6454 л.с, 99,4 об/мин 14,2 уз. при 6264 л.с, 97,9 об/мин 15,4 уз. при 6373 л.с, 115 об/мин 14,9 уз. при 6201 л.с, 95,4 об/мин
запас топлива 420/700 т угля, после модернизации - 576/615 т + 280 т прессованного вестфаленского угля на палубе
дальность плавания на 8 уз. 1940 миль,  после модернизации - 3000 миль
на 14 уз. 700 миль,  после модернизации - 1500 миль
Экипаж первоначально штат 317 чел. (32 оф.)
Baden, как флагман соединения + штаб: 41 чел. (7 оф.)
после модернизации штат 377 чел. (33 оф.)
Baden, как флагман соединения + штаб: 43 чел. (9 оф.)
Опытовое судно Württemberg с 1908 г. 436 чел. (35 оф.)
Дополнительные данные корпус железный, с продольно-поперечным набором, 16 отсеков, двойное дно на 60% длины корпуса
электроснабжение 3 динамо-машины, 69 кВт, 65 В, после модернизации - 69-74 кВт, на Württemberg с 1908: 110 В.
управление 1 руль обыкновенного типа с паровым и ручным приводами
кренящий момент 8680 мт
плавсредства 1 паровой катер, 1 баркас, 1 вельбот, 2 гребных катера, 1 ял и 1 шлюпка
стоимость постройки ???? 8 млн. 325 тыс. марок 9 млн. 133 тыс. марок 8 млн. 534 тыс. марок
модернизации 3 млн. 786 тыс. марок 4 млн. 157 тыс. марок 3 млн. 786 тыс. марок 4 млн. 308 тыс. марок
БРОНИРОВАНИЕ
"компаунд" (сэндвич) на тиковой подкладке, после модернизации - сталь Круппа
бортовой пояс (цитадель) 254-152 мм (4 слоя, длина - 44,82 м, высота - 3,75 м, внешний, с кормы в нос - 0-203/254/203-0 мм на 200 мм подкладке, внутренний - 0-152/152/152-0 мм на 230 мм подкладке)
барбет 254 мм на 250 мм подкладке
брусвер 203-152 мм
продольные переборки 50 мм
палуба 75-50-25 мм
рубки сперва одна: 140 мм, позднее носовая: 200-50 мм, кормовая: 15/12 мм
борт в оконечностях коффердамы
ВООРУЖЕНИЕ
бортовой залп ГК: 720 кг
первоначально c 1886 Württemberg с 1906
6-260 мм/22 казнозарядные (480 м/с, -7°+16,5°, 7400 м) [480 снарядов] ---
6-88 мм/24 [600 снарядов] 8-88 мм/30 скорострельных [2000 снарядов] 4...8-88 мм/30 скорострельных, или 8-50 мм/40 на миноносных лафетах.
8-37 мм револьверных пушек 4 пулемёта
3 надводных торпедных аппарата - 350 мм (2 носовых, 1 кормовой). [12 торпед] 2 торпедных аппарата - 450 мм (бортовые, подводные ) [5 торпед] 7 торпедных аппаратов - 450 мм (1 поворотный кормовой надводный, 2 ботовых подводных, 2 ботовых надводных поворотных на палубе, 2 носовых надводных) [14 торпед]
3 торпедных аппарата - 350 мм (2 носовых подводных, 1 поворотный кормовой надводный) [8 торпед]

Sachsen


 

Согласно программе 1873 г. для обороны Балтийского побережья, где, в отличие от Северного моря, глубины были больше, а противник слабее, следовало построить пять сравнительно крупных броненосцев с умеренной мореходностью, ограниченной условиями Балтики.

Создавая новые корабли, конструкторы максимально использовали новомодные течения в мировом кораблестроении: орудия, на французский манер, расположили в барбетных установках, толстый броневой пояс, как на современных британских кораблях, прикрывал только жизненно важные части в центре корпуса, мореходность низкобортного корпуса, как на британском "Inflexible" повышалась за счёт узких надстроек и, наконец, у англичан была заимствована форма таранного форштевня с прямой надводной частью. На этой серии броненосцев немцы решились полностью отказаться от рангоута. Конструкторы так необычно совместили все заимствования, что получился весьма оригинальный корабль, с трудом поддающийся классификации: сперва (по водоизмещению) заявленные как броненосные корветы, они не имели никаких крейсерских качеств, поэтому вскоре их переклассифицировали в броненосцы 3-го класса, фактически они были большими броненосцами береговой обороны, а при воссоздании океанского флота в 90-х годах, за неимением лучшего, они какое-то время находились в первой линии и числились линейными кораблями.

Четыре корабля вошли в строй с 1878 по 1883 г, последний из пяти запланированных, "Oldenburg", построили по другому проекту.

Официально, классифицировались как "башенные суда 3 ранга" (turmschiffe III ranges). Спроектированы Имперским Морским ведомством в 1872-1874 гг. в рамках выполнения кораблестроительной программы 1873 г. Первые однотипные броненосцы германского флота (все предыдущие "однотипные" корабли очень условно могут считаться таковыми).

Эти броненосцы стали первыми безрангоутными кораблями германского флота. Во время модернизации в конце 1890-х гг. с кораблей также убрали всё дерево. Их названия, "Sachsen" (Саксония), "Bayern" (Бавария), "Württemberg" и "Baden" соответствовали названиям немецких земель, вошедших в состав империи под властью Пруссии в 1871 году. Впоследствии эти имена присвоили последним, самым мощным дредноутам.

Хотя первым на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле был заложен в 1874 году "Bayern", серия получила название по имени первого спущенного и вступившего в строй "Sachsen".

Скорость и мореходность броненосцев типа "Sachsen" оказались весьма посредственными, на волнении ход ощутимо падал, а в шторм они вообще не могли идти против волны, кроме того они плохо держались на курсе.

Во второй половине 90-х годов броненосцы капитально перестроили. Они стали однотрубными, старая броня была заменена на современную крупповскую, скорость увеличивалась на один узел. Но дорогостоящая модернизация ненамного улучшила боевые качества старых кораблей.

В 1906 году "Württemberg" превратили в опытовое судно с вооружением из 7 торпедных аппаратов и четырех 88-мм пушек. Он оставался в строю до конца первой мировой войны. Его систершипы исключили из состава флота в 1910 году, но они продолжали служить вспомогательными судами. Самый долговечный из них, "Baden", сдали на слом в 1939 году.

СОДЕРЖАНИЕ:

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Корпус / Бронирование / Энергетическая установка / Вооружение / Прочее

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ФИНАЛ СЛУЖБЫ

 

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

Основные элементы кораблей: водоизмещение до модернизации: нормальное 7635 т, полное от 7742 до 7935 т, после модернизации 7411 т нормальное и 7690 т полное.

Длина 93 м по конструктивной ватерлинии, 98 м наибольшая; ширина 18,4 м по конструктивной ватерлинии, 18,7 м наибольшая; осадка носом 6,32 м, кормой 6,53 м (у модернизированных кораблей, соответственно, осадка носом 6,21 м, кормой 6,37 м), высота борта на миделе 9,286 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 14,42 т.

КОРПУС

Корпус собирался по бракетной системе с двойным дном и таким же бортом. Вдоль бортов проходили коридоры, шириной до 3 м. По диаметральной плоскости во всю длину проходила водонепроницаемая переборка. Носовая оконечность имела оригинальную форму, присущую только для этих броненосцев. Среди моряков корабли получили прозвище "железный нос". Вертикальный киль высотою 1,28 м набирался из 16-мм листов 7,82 м длины, соединённых 3 рядами заклёпок, горизонтальный (двухслойный), из листов той же толщины и длины. Оба киля скреплялись между собой двумя полосами углового железа, которое, не прерываясь, проходило через все шпангоуты.

В подводной части проходили 6 продольных стрингеров, в том числе и броневой шельф. Наружная обшивка кораблей была двухслойная под бронёй и однослойная вне брони и в оконечностях. Броневой шельф, шириной 0,8 м и толщиной 19-мм, прикреплялся к судовому набору с внешней стороны угловым железом, а с внутренней двумя полосами (длина полос 11,28 м) углового железа. Вне двойного дна ширина стрингеров уменьшалась до 0,87 м, кроме пятого в носовой и четвёртого в кормовой частях, ширину которых для образования непроницаемых отделений увеличили.

Расстояние между шпангоутами составляло 4 фута (1,22 м), причем каждый 4-й шпангоут был сплошной, из листов толщиной 8,9 мм. У остальных шпангоутов листы были той же толщины. Чтобы придать шпангоутам больше крепости, с наружной стороны ниже брони, между броневым шельфом и 5-м стрингером, добавили вторые полосы обратного углового железа. Здесь же вводились промежуточные шпангоуты из листов толщиной 8,9 мм.

Вне броневой части под броневой палубой расстояние между шпангоутами равнялось 1,25 м. Сами шпангоуты служили продолжением шпангоутов погружённой части и состояли из листов в 8,9 мм толщины. Нижний пояс наружной железной обшивки броненосцев составлял как бы продолжение горизонтального киля, в середине судна одной с ним толщины, утоньшаясь к носу и корме. Под броневыми плитами обшивка была двойной. Листы обшивки корпуса длиной в 4,88 м были склёпаны между собой двумя рядами заклёпок на планках, равной с листами толщиной.

Двойной борт делился пятью горизонтальными переборками (3 между горизонтальным килем и нижней палубой, 2 между нижней и верхней броневой палубой). Междубортное пространство, для уменьшения доступа воды, заполнили пробкой.

БРОНИРОВАНИЕ

Броня "компаунд" укладывалась на тиковую подкладку. В период модернизации ее сняли и заменили на крупповскую броню. Первоначально установленная броня изготавливалась Диллингенскими заводами и была первой, прокатанной в Германии. Качество её оказалось весьма скверным — образцы плит были разбиты 229-мм орудием Круппа на опытных стрельбах в Эссене. Во время навески плит на "Sachsen" на заводе "A.G. Vulkan" при подгонке плиты иногда трескались, и их приходилось менять.

Приёмка плит производилась адмиралтейством по правилам, существовавшим в то время в Англии и Франции, т.е. растяжением вырезок из них, стрельбой по некоторым и звуковой оценкой. Причём плиты, бывшие на Менпенских опытах, показали слабость проковки и большую неоднородность. Адмиралтейство, в своё оправдание, считало, что диллингенские плиты, разрушенные при опытах крупповским орудием, были забракованы приёмочной комиссией и не были допущены к постановке на корабли. Однако у комиссии были вполне достоверные сведения, что завод отправлял Круппу на полигон только свои лучшие образцы.

В средней части судна помещался броневой каземат длиной 44,82 м. Впереди и позади каземата на 1,4 м ниже ватерлинии проходила сплошная броневая палуба, которая отделяла небронированные подводные оконечности судна от надводной части. Каждая сторона судна от продольной непроницаемой переборки делилась поперечными переборками на 16, под броневой палубой впереди каземата на 30, а позади него на 36 непроницаемых отсеков. В коридорах гребных валов (которых на каждом судне было два) стояло по две продольные переборки. Все пространства между продольными переборками разделялись поперечными на множество мелких отделений, число которых, считая и междудонные, достигало 120.

Над броневым казематом, несколько отступая от кормовой переборки, находился бруствер 17,5 м и шириной 17,2 м, возвышавшийся над верхней палубой на 1,98 м. Углы бруствера закруглялись. Над передней частью каземата стояла неподвижная барбетная башня, большая ось которой составила 8,29 м, малая 6,8 м, а ее высота равнялась 3 м.

Над бруствером и далее к носу впереди башни проходили мостики и рубки. При этом ширина переднего мостика была столь ограничена, что позволяла орудиям стрелять прямо по носу, а башенные орудия, имея ось выше, стреляли через мостик.

Пояс по ватерлинии высотой 3,75 м возвышался над водой на 1,35 м. Длина наиболее толстой части пояса равнялась 33 м. Он состоял из трёх рядов плит по высоте и четырёх слоев по толщине. Два верхних ряда плит (снаружи внутрь) имели толщину 254 мм и тиковую подкладку 200 мм и 152 мм и тиковую подкладку в 230 мм, нижний ряд плит 203 и 200 мм и 152 и 230 мм соответственно.

Носовой броневой каземат и кормовой броневой каземат (соответственно) состояли из 203-мм плит и 200-мм подкладки и 152-мм плит и 230 мм подкладки, цитадель (соответственно): 203 и 200, 152 и 230 мм, внутренняя переборка по диаметральной плоскости 50 мм.

Броневая палуба поверх пояса защищалась 50-мм листами, карапасная (вне цитадели, по нижней кромке пояса на 2 м ниже ватерлинии) 25 мм в корме, 75 мм в носу. Верхняя палуба настилалась из 10-мм листов.

Боевые рубки (установлены после приёмки кораблей в казну): имели броню: носовая 140 мм (позднее 59-200 мм), кормовая: 12-15 мм. Бруствер на верхней палубе защищали 254-мм (на тиковой подкладке в 250 мм) плиты, носовой бруствер (грушевидной формы) 254-мм плиты (на тиковой подкладке в 250 мм).

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

На броненосцах стояли по 2 тронковые горизонтальные трёхцилиндровые паровые машины простого расширения. Для "Bayern" и "Baden" их изготовил завод "A.G. Vulkan" в Штеттине, для "Sachsen" и "Württemberg" "F.A. Eggels" в Берлине. Позднее, при модернизации, установили две горизонтальные четырёхцилиндровые паровые машины двойного расширения.

На каждом стояло по 8 коробчатых котлов, пролётного типа (32 топки, 2 атм., 1769 м²). При модернизации их заменили: котлы Дюрра для трёх кораблей изготавливались для "Sachsen" и "Baden" на трубокотельной фабрике в Дюссельдорфе (16 топок, 13 атм., 1696 м²), для "Bayern" на заводе "A.G. Vulkan" в Берлине (24 топки, 12 атм., 2110 м²), для "Württemberg" — котлы Торникрофта на заводе "A.G. Germania" в Берлине (16 топок, 13 атм., 2000 м²).

Корабли имели два машинных и два котельных отделения, один руль обыкновенного типа с паровым и ручным приводами и по 2 четырёхлопастных винта (при модернизации был уменьшен их диаметр). Запас угля составлял 420/700 тонн (после модернизации 576 - 615 тонн и 280 тонн вестфальского прессованного угля в мешках). Дальность плавания составляла 1940 миль при скорости 10 узлов и 700 миль полным 14-узловым ходом. На модернизированных "Заксенах" увеличиласьдальность плавания до 3000 миль 10-узловым ходом, но уменьшилась до 500 миль 14-узловым.

Электроэнергетическая установка включала 3 динамо-машины мощностью 69 кВт (напряжение 69 В). Позднее на корабли установили более современные динамо-машины мощностью 69-74 кВт. На "Württemberg" в 1908 г., установили динамо-машины напряжением 110 В.

ВООРУЖЕНИЕ

Корабли вооружались стальными нарезными казнозарядными орудиями Круппа. На каждом стояло по 6 260-мм орудий весом 18 т с боезапасом из 480 снарядов (по 80 на орудие), 6 87-мм пушек с боезапасом 600 снарядов, 4 88-мм орудия (установлены после вступления в строй) с боезапасом 2000 снарядов.

На них стояли 3 350-мм торпедных аппарата (1 кормовой поворотный и 2 носовых) с запасом из 12 торпед (позднее уменьшили до 8) Позднее установили еще 2 450-мм бортовых торпедных аппарата с запасом из 5 торпед.

ПРОЧЕЕ

Экипаж состоял из 32 офицеров и 285 матросов (как на флагмане, на "Sachsen" находились ещё 7 офицеров и 34 матроса). Позднее, в процессе службы численность экипажа менялась.

Шлюпочное вооружение включало 1 паровой катер, 1 баркас, 1 вельбот, 2 гребных катера, 1 ял и 1 двухвесельный ял.

Броненосцы типа "Sachsen" представляли собою довольно посредственные по своим мореходным качествам корабли и даже при самом незначительном волнении сильно теряли в скорости (при 6 баллах до 25%), а в плохую погоду ход против волны порой вообще становился невозможен , испытывали неприятную бортовую качку, принимали на палубу много воды.  Они имели большой дифферент на корму, отчего впоследствии носовую часть пришлось утяжелить, уложив в форпик 60 тонн твёрдого балласта. Манёвренность была наоборот отличной, поворачивали легко и быстро. Могли управляться одними машинами.

Поперечная метацентрическая высота - 1,88 м, продольная - 102,7 м. Максимальная остойчивость при крене в 21,5°, нулевая - при 74°.

До 1882 не имели прожекторов, затем получили по одному на отентованной площадке над рубкой (фор-марс), позже - второй, на площадке на юте. "Württemberg" после перестройки в торпедо-испытательный корабль (с 1906 г.) получил третий прожектор на рубке за трубой.

Ходовой мостик сперва находился между труб, приблизительно на 1 м глубже, чем начало добавленной позже палубы-мостика.

В 1884 удлинили паропроводные трубки, была сооружена кормовая надстройка в форме ящика по уровню носовой. Наконец, "Württemberg" имел трубы на 1,5 м выше, крытые барбеты (использовались, как жилые и др. помещения) и не вертикальный форштевень.

С 1885 по 1897 гг. корабли несли противоторпедные сети.

Из-за 4-х труб в народе получили прозвище "цементные фабрики" (Zementfabriken).

 

Схемы окраски

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.

чёрный - корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски
Примечания:
по некоторым данным трубы и мачты были жёлтые, деревянные части надстроек - естественного цвета

 

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

Хотя "Kaiserliche Werft" в Киле заложила свой броненосец первой, раньше был готов корабль верфи "A.G. Vulkan" в Штеттине. 12 июля 1877 он был спущен на воду и получил имя "Sachsen" в честь земли Саксония. Лишь 13 мая 1878 за ним последовал корпус Кильской верфи, получивший имя "Bayern" в честь земли Бавария. 9 ноября 1878 в Штеттине состоялся спуск на воду второго броненосца верфи "A.G. Vulkan", он получил имя "Württemberg" в честь земли Вюртемберг. Последним сошёл на воду лишь 28 июля 1880 сильно отставший второй корпус кильской верфи, получивший имя "Baden" в честь земли Баден.

Спуск броненосного корвета "Bayern" (Донесение русского Морского агента в Германии капитана 2 ранга Нехватовича, 1878 г.)

 

Почтительнейше донося Вашему Превосходительству, что 1(13) мая происходил спуск броненосца "А", названного "Bayern", построенного на стапеле Эллербекского адмиралтейства. Упомянутый броненосец совершенно одинаков с броненосцем "Sachsen", спущенным летом 1877 г. в Штецине, о коем я имею честь своевременно доносить Вашему Превосходительству. Так как при спуске присутствовали представители германских палат, то всей церемонии было придано особое торжество. На рейде произвели взрыв старой канонерской лодки с помощью мины Герца и с миноносца "Zieten" было пущено несколько торпед Уайта.

Адмиралтейство не пожалело средств для блестящего приема членов палаты и употребило все возможное, чтобы показать себя с самой хорошей стороны.

Чтобы избежать случайности при взрыве мины, — воспламенение ее было произведено с берега, а сама мина была подвязана под корпус канонерской лодки. Мину зарядили двойным зарядом, и взрыв, произведенный ею, был потрясающим. Это преследовало цель, чтобы показать публике весь ужас ее действия. Что касается того, что мина была подвязана под самое дно судна, то об этом, конечно, умалчивали. Кроме всего этого, пустили торпеды Уайтхеда вдоль борта одного из судов, на коем находилось много гостей.

Вообще, в техническом отношении морской праздник дал много интересного.

Берлин 17(19) мая 1878 г.

 

Созданием броненосцев типа "Sachsen" Германия почти завершила выполнение кораблестроительной программы 1873 года. После ввода в строй корабли типа "Sachsen" сформировали ядро для ежегодных летних маневров флота.

Среди проблем, связанных с кораблями типа "Sachsen", была тенденция опасно выкатываться с курса из-за их плоского днища, что значительно уменьшало точность их оружия. Корабли также были плохо бронированы, по сравнению с их современниками. Кроме того, они были медленными.

Первым 20 октября 1878 был принят в состав флота "Sachsen". На испытаниях он развил скорость 13,67 уз. при 4917 л.с. при 78,2 об/мин, таким образом превысив расчётную скорость более, чем на пол узла. Весь следующий год он провёл в испытаниях и обучении.

Германский броненосец "Sachsen" (Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1879 г.)

 

По словам "Moniteur de la Flotte", в середине августа броненосный корвет "Sachsen" выходил из Киля на первую пробу, которая оказалась вполне удовлетворительной. Подобно другим корветам того же типа, "Sachsen" имеет длину 298,4 фута, ширину 59,5 фута, углубление 19,5 ф. и водоизмещение 7398 тонн броню в 16 дюймов толщины. Артиллерия состоит из одного 12-дюймового и четырех 10,24-дюймовых орудий. Машина должна развивать, согласно контракту, 5600 индикаторных сил.

 

 

В 1880 "Sachsen " заменил "Kronprinz" в составе учебной эскадры. Вильгельм фон Викеде, бывший австрийский военно-морской офицер, принял командование соединением. Летний поход эскадра провела по Балтике, за исключением краткого визита в Вильгельмсхафен и Куксхафен в августе 1880 г.

Летний поход в 1881 прошёл без "Sachsen", который был выведен из строя проблемами с машинами. 9 мая 1881 прошёл испытания и был принят флотом " Württemberg". На мерной миле он развил скорость 13,5 уз. при 4600 л.с и 84 об/мин, лишь немного уступив предшественнику. Пока он проходил обучение, 1 августа 1881 в строй вступил "Bayern", показавший ещё лучший результат: 13,87 уз. при 5620 л.с, 85,5 об/мин. Оба они сразу были помещёны в резерв, где оставались до 1884. Это частично было связано с неудовлетворительными показателями " Sachsen" на маневрах флота 1880. Законченный лишь 24 сентября 1883 "Baden", развивший на испытаниях ту же скорость 13,87 уз. при 5600 л.с и 79 об/мин, присоединился к флоту слишком поздно, чтобы участвовать в маневрах флота в том же году. Однако в 1884 году все 4 корабля составили учебную эскадру под командованием контр-адмирала Александра фон Монца, который поднял свой флаг на "Baden".

"Bayern" и " Württemberg" участвовали в маневрах учебной эскадры 1885 года. К ним присоединились только старые броненосцы "Friedrich Karl" и "Hansa". Маневры были начаты с посещения Олезунда (Норвегия), после чего флот пошел в Балтийское море для учебных эволюций. Сразу после маневров "Bayern" и "Württemberg" были демобилизованы.

В октябре 1885 "Bayern" использовал для своих экспериментов старший артиллерист Август фон Томсен (позже адмирал, известный, как "отец германской морской артиллерии".

В 1886 году "Sachsen", "Baden", "Württemberg" и новый "Oldenburg" составили учебную эскадру во время ежегодных маневров флота, при этом "Württemberg" постоянно испытывал проблемы с машинами. После маневров 1886 года все 4 корабля этого типа были выведены с действительной военной службы, чтобы составить Балтийскую резервную дивизию.

В июне 1887 "Württemberg" и "Baden" присутствовали на торжественной церемонии закладки Канала Кайзера Вильгельма, но в последовавших в августе учениях не участвовали.

"Bayern" и "Baden" вернулись на действительную службу в 1888 и участвовали в туре по Балтике недавно коронованного кайзера Вильгельма II. В ходе 17-дневного похода флот останавливался в Санкт-Петербурге, Стокгольме, и Копенгагене. Контр-адмирал Эдуард Кнорр, командующий флотом, поднял свой флаг на "Baden", который за время похода умудрился дважды выскочить на мель - в гаванях Стокгольма и Копенгагена, но обошлось без серьезных повреждений. Оба участвовали в маневрах флота в августе-сентябре 1888, при этом "Baden" был флагманским кораблём командующено манёвренной эскадрой контр-адмирала фон Кнорра.

В 1889 капитан-цур-зее Отто фон Дидерикс принял командование кораблём "Sachsen", который вместе с "Baden" нанёс визит в Портсмут, где Вильгельм II принял участие в Регате Кауса. Затем они присоединились к Королевскому флоту во время смотра, проведённого Королевой Викторией. После похода в Англию "Sachsen", "Baden" и остальная часть флота провели ежегодные летние манёвры.

27 февраля 1890 в 15:45 в туманной погоде "Sachsen" выскочил на мель у Киля, днище вдавило и разорвало. 2 марта корабль смог сняться в прилив, ремонт продлился две недели. Летом 1890 "Sachsen" и "Bayern" участвовали в церемонии передачи Британией острова Гельголанд. 3 корабля (кроме "Sachsen") составили I дивизию на маневрах флота в сентябре, где вся эскадра броненосцев из восьми единиц изображала российский флот, блокирующий Киль ("Württemberg" командовал капитан Альфред фон Тирпиц). Киль защищали флотилии миноносцев. Упражнения проводились в соединении с IX Корпусом немецкой армии, несколько подразделений которой действовали изображая десантное вторжение.

В 1891, немецкий флот прекратил практику полного вывода флота из кампании в зимние месяцы и теперь держал некоторые единицы на постоянной действительной службе. Флот был реорганизован, чтобы сформировать две эскадры по четыре корабля. Корабли типа "Sachsen" составили I эскадру, под командой адмирала Ганса фон Кестера (сперва "Württemberg" был в запасе, его временно заменил новый прибрежный броненосец "Siegfried"). Ежегодные учебные походы флота проводились в апреле. Летние маневры флота, которые проводились с середины августа до середины сентября, моделировали войну на два фронта: против России и Франции либо Дании. I дивизия "боролась" на немецкой стороне, - против франко-российских или - датско-российских союзов. Маневры начала 1890-х приносили разочарования, поскольку "вражеские" силы, как оценивалось, были в большинстве сценариев победителями.

Все 4 корабля участвовали в маневрах флота 1892 года. Проводились три отдельных моделирования, которые включали французскую блокаду немецкого побережья Северного моря и российское нападение на Киль. Во время манёвров "Württemberg" столкнулся с броненосцем "Friedrich Karl" и получил серьёзные повреждения.

Аварии с германскими судами во время маневров (Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1892 г.)

 

Газета "Le Yacht" передает, со слов "Reichswehr", следующий перечень аварий, случившихся с судами германского флота за время последних маневров.

Вечером 7 (19) сентября восемь броненосцев, составлявших две дивизии германского флота, шли в строе кильватера со скоростью 11 узлов и держались наготове для отражения ожидаемой атаки миноносцев. Погода была пасмурная, и броненосцы шли без отличительных огней, чтобы не быть замеченными миноносцами.

Позади броненосца "Württemberg", которым командовал капитан 1-го ранга Герц, шел броненосец "Friedrich Karl", под флагом контр-адмирала Каршера и командой капитана 1 ранга Ашенборна. Случилось, что "Württemberg", вследствие тумана, вышел из линии. Когда это было замечено его командиром, то приняли меры к тому, чтобы занять прежнее место в линии, между броненосцами "Beowulf" и "Friedrich Karl". Но командир последнего не заметил маневра броненосца "Württemberg" настолько своевременно, чтобы избежать столкновения, и ударил в середину борта этого броненосца. За несколько моментов до удара на броненосце "Friedrich Karl" дали задний ход, но тем не менее удар оказался очень сильным, и таран броненосца "Friedrich Karl", попавший в одну из непроницаемых переборок, сломался при ударе.

Что же касается броненосца "Württemberg", то у него пробило борт с правой стороны, часть трюма наполнилась водой, а сам броненосец накренило на 10°. Немедленно приняли меры к его выпрямлению, для чего перевезли на броненосец "Deutschland" боевые запасы и все, что можно было снять с правой стороны. Затем, в виду невозможности пользоваться машиной броненосца "Württemberg", его отвели на буксире броненосца "Deutschland" в Киль, где его ввели в сухой док для исправлений.

В газете "Deutsche Heeres-Zeitung" передают, со слов "Kreuz-Zeitung", что столкновение случилось при совершенной темноте, около 10 часов вечера 8 (20) сентября, в окрестностях острова Рюген, неподалеку от Зассница. Пасмурность не позволяла видеть дальше 100 метров, поэтому, когда с носа броненосца "Friedrich Karl" увидели "Württemberg", то столкновение оказалось уже неизбежным. На броненосце "Friedrich Karl" скомандовали: "стоп машина", "задний ход" и "лево на борт". Вследствие этого удар произошел не под прямым, а под острым углом, в правый борт "Württemberg". Та же газета добавляет, что по приходе в Киль броненосец "Württemberg" немедленно ввели в док, а броненосец "Friedrich Karl" стал на якорь на рейде, вместе с броненосцем "Deutschland".

Другое несчастье произошло 10 (22) сентября на миноносце S-4, с которого был смыт волной лейтенант Колле, командовавший миноносцем. Как это случилось, никто не заметил.

Третий случай произошел на броненосце "Baden" 11 (23) сентября. Убит комендор, который чистил одну из револьверных пушек Готчкисса. Комендор предполагал, что пушка совсем разряжена, а между тем в одном из стволов ее оказался патрон.

Наконец, 17 (29) сентября на миноносце D-5, возвращавшемся с маневров умеренным ходом, разорвало правый паровой котел, причем жестоко обожгло 5 человек. Двое оказались убитыми на месте, двое умерли немного спустя, а пятый получил сильные ожоги рук и головы. Миноносец отвели в Киль на буксире двух других миноносцев.

 

 

Вице-адмирал Вильгельм Шредер командовал маневрами флота 1893 года, которые моделировали затяжную кампанию против превосходящего французского флота. Участвовали все 4 корабля. При этом снова не повезло "Baden".

Несчастный случай на броненосце "Baden" (Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1893 г.)

 

В "Journal et the Royal United Service Institution" за сентябрь помещены некоторые подробности о взрыве заряда на германском броненосце "Baden", вследствие чего было убито два лейтенанта и семь нижних чинов. Во время взрыва на носовом мостике находился принц Генрих Прусский с адмиралом Шредером и другими офицерами.

Броненосец "Baden" вооружен шестью 26-см (10,2-д.) тяжелыми, четырьмя 4,2-дюймовыми, двумя 6-фунтовыми скорострельными и шестью пушками ружейного калибра.

Взорвался 26-см заряд одного из носовых башенных орудий, причем заряд зажало в канале. Затем пришлось употребить большие усилия и крайнюю осторожность, чтобы выстрелить снаряд из орудия. Последнее обложили своего рода валом из камней, мешков с песком и толстыми дубовыми брусьями. Когда все было готово, броненосец вышел в море; команду послали вниз, и выстрел произвели с помощью электрического привода.

По осмотре нашли, что снаряд подвинулся вперед только на несколько дюймов. Тогда сделали второй выстрел, большим зарядом, но с таким же результатом. Наконец сделали выстрел полным боевым зарядом, и тогда снаряд вылетел, причем разорвался, когда ударился о воду.

 

Преждевременное воспламенение заряда на броненосце "Baden" (Из журнала "Морской сборник" № 4 за 1895 г.)

 

В состав артиллерии названного броненосца входят, как известно, шесть крупповских 26-см (10,24-д.) орудий, при заряжании одного из которых и имел место описываемый ниже несчастный случай. Именно при вкладывании в камору картуза с зарядом в 48 кг черного призматического пороха последовало воспламенение этого заряда. Снаряд продвинулся при этом почти до дульного среза; два офицера и семь человек прислуги, находившиеся сзади и по бокам от орудия, были убиты, и восемнадцать человек легко ранены.

Так как заклинившаяся в канале орудия зарядная труба не позволяла вдвинуть затвор, чтобы затем произвести выстрел для освобождения орудия от снаряда, то прибегли к временной заделке казенного отверстия дубовыми клиньями. Употребленный вначале заряд в 30 кг призматического пороха не дал никакого результата. Тогда увеличили заряд до 48 кг, произведенным выстрелом труба была разбита на куски и выброшена из канала орудия. После этого сделалось возможным вдвинуть затвор и произвести выстрел зарядом 30 кг, результатом чего был вылет снаряда из дула. При осмотре орудия в нем не оказалось никаких повреждений, и его можно было употребить при дальнейшей практической стрельбе. Причины преждевременного воспламенения заряда остались, по словам "Journal de la Marine", невыясненными.

 

 

Все 4 корабля изображали российский балтийский флот во время манёвров 1894 года.

Четыре корабля составили II дивизию перед зимним походом 1894–1895, после завершения четырех линкоров типа "Brandenburg". Немецкий флот теперь обладал двумя однородными эскадрами из четырех судов каждая. Весной 1895 эти два подразделения ходили на Оркнейские и Шетландские острова.

Все четыре корабля, наряду с десятками других военных кораблей, присоединились к массовому смотру 21 июля 1895 при церемонии открытия канала Кайзера Вильгельма, который соединил Киль с Северным морем. Осенние маневры 1895 моделировали сражение в открытом море между I и II дивизиями в Северном море, сопровождаемом объединенными маневрами остальной части флота в Балтике.

После окончания маневров 1895 года "Bayern" был введён в сухой док на Schichau-Werke в Данциге для реконструкции. В 1896 за ним последовал "Baden", который стал в сухой док на верфи Germaniawerft в Киле.

"Württemberg" и "Sachsen" приняли участие в маневрах 1896 года, после чего и "Sachsen"  был поставлен на модернизацию в сухой док на Имперской Верфи в Киле. В маневрах 1897 года участвовал только "Württemberg". Наконец, после окончания маневров и "Württemberg" последним был помещён в сухой док на Имперской Верфи в Киле.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ФИНАЛ СЛУЖБЫ

Все четыре броненосца в 1895-1899 гг. прошли модернизацию и капитальную перестройку, после которой значительно изменился их силуэт. Так, все дымоходы вывели в одну трубу, в результате чего корабли лишились своего уникального внешнего вида с четырьмя трубами в виде перевёрнутой табуретки.

 

 

 

Модернизировались броненосцы на тех же верфях, где и строились: "Bayern " в 1895-1898 гг., "Baden" в 1896-1897 гг., "Sachsen" в 1897-1899 гг. и "Württemberg" в 1898-1899 гг. Дополнительные затраты на модернизацию составили от 3 млн. 786 тыс. марок за "Bayern" и "Sachsen" до 4 млн. 157 тыс. - 4 млн. 308 тыс. марок за "Baden"и "Württemberg".

Серьёзная модернизация, безусловно, продлила срок службы этих броненосцев, но никак не могла повлиять на значительное усиление мощи флота в начале 1900-х гг., т.е. именно в тот период, когда наиболее остро обозначилось военно-морское соперничество с Англией. Обновлённые "Саксены" не могли восприниматься в качестве кораблей "первой линии" не только любым потенциальным противником (Россией, Англией, Францией), но и командованием германского флота.

Даже в роли броненосцев береговой обороны в начале XX века они серьёзно уступали новейшим кораблям типа "Aegir" и не могли соперничать с русскими типа "Адмирал Ушаков". Стоимость модернизации четырёх "Саксенов" была равна стоимости постройки ещё одного броненосного крейсера типа "Prinz Heinrich" (на модернизацию немцы истратили около 16 млн. марок, а "Prinz Heinrich" обошёлся с вооружением в 16588 тыс. марок). Броненосцы типа " Wittelsbach", сходившие со стапелей в 1900-1901 гг., стоили, немецкой казне от 21678 тыс. до 22740 тыс. марок каждый, а более новые типа "Braunschweig", заложенные в 1901-1902 гг., около 24700 тыс. марок каждый.

В 1897 году был готов "Baden", в 1898 были закончены работы на "Bayern" и "Württemberg", а в 1899 - на "Sachsen". С 1899 г. они, вместе со всеми броненосцами, стали официально классифицироваться, как линейные корабли.

4 августа 1900 г. "Bayern" был исключён из состава действующего флота и передан в порт на долговременное хранение.

С 1900 г. три остальных временно перевели в состав первой дивизии, вместо ушедших в Китай броненосцев типа "Brandenburg". На манёврах в 1900 г. они входили в состав I дивизии наряду с новейшими броненосцами "Kaiser Wilhelm II" и "Kaiser Friedrich III".

В 1901 эти три корабля составили III дивизию I эскадры (вице-адмирал фон Арним). Во время маневров с остальной частью флота 4 сентября 1901 "Sachsen" протаранил авизо "Wacht", который затонул, но команда была благополучно эвакуирована. "Wacht" попытался пройти между "Sachsen" и "Württemberg". Однако, рулевой "Wacht" недооценил расстояние и прошел слишком близко перед "Sachsen". Последний попытался изменить курс, чтобы избежать тарана, но корабли столкнулись. Таран "Sachsen" проделал большое отверстие в "Wacht", который начал медленно погружаться. Линкор "Weissenburg" попытался отбуксировать "Wacht" на мелководье, но под давлением воды разрушились несколько внутренних переборок "Wacht", и судно быстро затонуло.

В 1902 "Sachsen" был отозван с действительной военной службы и присоединился в резерве к "Bayern". Два остальных участвовали в манёврах 1902 и 1903 гг. в составе II эскадры (контр-адмирал Фритце).

                           

 

В 1904 два последних вывели в резерв, а "Württemberg" поставили на переделку и с 1906 года он служил учебно-торпедным и опытовым судном в Киле. На время учений вводился в соединение учебных и опытных кораблей, переименованное позднее в Учебную эскадру.

         

19 февраля 1910 г. "Bayern" и "Sachsen" были исключены из резерва и с 1911 г. использовались как корабли-цели у Штоллергрунда и побережья Швансена.

"Baden" исключили из резерва 24 октября 1910 г. С 1912 г. он использовался как склад мин и сетей заграждения.

С началом войны в августе 1914 "Württemberg" стал штабным судном службы снабжения в Северном море, но в 1915 вернулся в торпедную школу. С февраля 1919 г. он стал плавбазой катеров-тральщиков, а по окончании послевоенного траления 20 октября 1920 г. исключён, продан на слом и разобран в Киле. "Sachsen" и "Bayern" 5 мая 1919 г. были проданы на слом и разобраны соответственно в Вильгельмсхафене (Hattinger Fa.) и в Киле. "Baden" с 1920 г. использовался как судно-цель у Штоллергрунда. 23 апреля 1938 г. и он был продан на слом и в 1939-1940 гг. разобран в Киле.

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                 

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H.J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998.
на английском
3 Friedman, Norman; W. J. Jurens, A. D. Baker. Naval Firepower: Battleship Guns and Gunnery in the Dreadnought Era. Naval Institute Press, Annapolis, 2008
4 Gardiner, Robert, Conway's All the World's Fighting Ships 1860-1905. Conway Maritime Press, Greenwich, ed. 1979
5 Hovgaard, William. Modern History of Warships. Conway Maritime Press, London, 1971
6 Sondhaus, Lawrence. Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era. Naval Institute Press, Annapolis, 1997
7 Gottschall, Terrell D. By Order of the Kaiser. Naval Institute Press, Annapolis, 2003
8 King, James Wilson. The Warships and Navies of the World. A. Williams & Co., Boston, 1881
на русском
9 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
10 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
11 Кофман В. - "Утюги" и "китобои" // журнал "Моделист-конструктор".-1991.-№4.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

последнее обновление: 16.05.2023

 




 

 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1935
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1878-1903
Württemberg Опытовое судно "Württemberg".
Bayern
"Bayern"
Sachsen "Sachsen"
Württemberg "Württemberg"
Sachsen Броненосцы на манёврах в начале 1900-х.
Sachsen Модель "Sachsen".
Sachsen Модель "Sachsen".
Württemberg Опытовое судно "Württemberg".
Bayern "Bayern"
Baden "Baden" в начале службы.
Baden Опытовое судно "Baden".
Württemberg Опытовое судно "Württemberg".
Württemberg Опытовое судно "Württemberg" и тендер "Uranus" на базе в Мюрвике.
Württemberg Опытовые торпедные суда "Württemberg" и "Blücher" на базе в Мюрвике.
Württemberg Опытовые торпедные суда "Württemberg" и "Blücher" на базе в Мюрвике.
Württemberg "Württemberg", Вильгельмсхафен.
Württemberg "Württemberg" в Киле, 1899 г.
Bayern "Bayern"
Sachsen "Sachsen" и эскадра в Киле.
Sachsen "Sachsen"
Württemberg "Württemberg"
Württemberg "Württemberg"
Baden "Baden" в начале службы.
Baden "Baden" на манёврах.
Sachsen "Sachsen"
Опытовое судно "Württemberg".
Sachsen "Sachsen" в качестве мишени
Baden "Baden" в качестве мишени.
Württemberg
торпедное учебно-опытовое судно "Württemberg", 30 марта 1914 г.
Württemberg
"Württemberg"
Württemberg
"Württemberg"
Sachsen
"Sachsen"
Baden
"Baden"
Württemberg
"Württemberg"
Württemberg
"Württemberg"
Baden
"Baden"
Baden
"Baden"
Baden
"Baden" в Канале Кайзера Вильгельма
Sachsen
"Sachsen" в Канале Кайзера Вильгельма
Baden
"Baden"
Sachsen
"Sachsen"
Bayern
"Bayern"
Sachsen
"Sachsen"
Württemberg
"Württemberg"
Sachsen
Baden
"Baden"

после модернизации

до модернизации
Württemberg
"Württemberg" в середине 1890-х гг.
Sachsen
"Sachsen" и другие в Киле, 1896 г.
Bayern
"Bayern" в 1893 г.
Baden
"Baden" в середине 1890-х гг.
Sachsen
"Sachsen" в середине 1890-х гг.
Sachsen
"Sachsen" в середине 1890-х гг.
Sachsen
"Sachsen" в середине 1890-х гг.
Baden
"Baden" в середине 1890-х гг.
Sachsen
"Sachsen"
Baden
"Baden"
Bayern
"Bayern" с беседкой, 1889 г., гравюра
Bayern
"Bayern"
Baden
Sachsen
Броненосцы типа "Sachsen" в Кронштадте, 1888
Sachsen
Броненосцы типа "Sachsen" в Кронштадте, 1888
Sachsen
"Sachsen"
Baden
"Baden" в начале службы
Baden
"Baden" в начале службы
Bayern
"Bayern" в резерве, 1882 г.
Sachsen
"Sachsen", гравюра
Bayern
Спуск на воду "Bayern", гравюра
Герцогство Баден (нем. Baden) — историческая государство, существовавшее в 1806—1918 годах на юго-западе Германии. С 1871 года была частью Германской империи. Столица — Карлсруэ.
Королевство Вюртемберг (нем. Württemberg) — государство, существовавшее в 1806—1918 годах на юго-западе Германии, часть региона Швабия. С 1871 года была частью Германской империи. Столица — Штутгарт.
Королевство Бавария (нем. Bayern) — государство, существовавшее в 1806—1918 годах на юге и юго-востоке Германии. С 1871 года была частью Германской империи. Столица — Мюнхен.
Королевство Саксония (нем. Sachsen) — государство, существовавшее в 1806—1918 годах на территории современной Германии. С 1871 года была частью Германской империи. Столица — Дрезден.
Baden
"Baden" перед спуском на воду
Baden
"Baden" перед спуском на воду
Sachsen
"Sachsen" перед спуском на воду, гравюра
Sachsen
Sachsen
германские 88-мм установки, такие стояли на броненосцах типа "Sachsen"
Sachsen
бортовая брусверная (казематная) установка главного калибра броненосцев типа "Sachsen"
Sachsen
носовая барбетная установка главного калибра броненосцев типа "Sachsen"
Sachsen
таран броненосца типа "Sachsen"
Sachsen
сечение по миделю и способ крепления поясной брони
Sachsen
корабли типа "Sachsen" на учениях, гравюра
Sachsen
"Sachsen", гравюра
Sachsen
Sachsen
Sachsen
Sachsen
Sachsen
Sachsen
Sachsen
Предыдущая страница - броненосные лодки типа "Bremse II"
Следующая страница - броненосный корвет "Oldenburg"