Оглавление → Броненосцы и линкоры → Sachsen
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Барбетные броненосные корветы (Schiffe III. Ranges, Panzer-ausfallkorvetten, Turmschiffe) типа
Германия, 1878-1883 гг. 4 ед. (проект 1872-1874 гг.) ![]() * Sachsen *
Wurttemberg
* Bayern
* Baden *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Официально, классифицировались как "башенные суда 3 ранга" (turmschiffe III ranges). Спроектированы Имперским Морским ведомством в 1872-1874 гг. в рамках выполнения кораблестроительной программы 1873 г. Первые однотипные броненосцы германского флота (все предыдущие "однотипные" корабли очень условно могут считаться таковыми).
Хотя первым на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле был заложен в 1874 году "Bayern", серия получила название по имени первого спущенного и вступившего в строй "Sachsen". Скорость и мореходность броненосцев типа "Sachsen" оказались весьма посредственными, на волнении ход ощутимо падал, а в шторм они вообще не могли идти против волны, кроме того они плохо держались на курсе.
В 1906 году "Württemberg" превратили в опытовое судно с вооружением из 7 торпедных аппаратов и четырех 88-мм пушек. Он оставался в строю до конца первой мировой войны. Его систершипы исключили из состава флота в 1910 году, но они продолжали служить вспомогательными судами. Самый долговечный из них, "Baden", сдали на слом в 1939 году.
Длина 93 м по конструктивной ватерлинии, 98 м наибольшая; ширина 18,4 м по конструктивной ватерлинии, 18,7 м наибольшая; осадка носом 6,32 м, кормой 6,53 м (у модернизированных кораблей, соответственно, осадка носом 6,21 м, кормой 6,37 м), высота борта на миделе 9,286 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 14,42 т.
В подводной части проходили 6 продольных стрингеров, в том числе и броневой шельф. Наружная обшивка кораблей была двухслойная под бронёй и однослойная вне брони и в оконечностях. Броневой шельф, шириной 0,8 м и толщиной 19-мм, прикреплялся к судовому набору с внешней стороны угловым железом, а с внутренней двумя полосами (длина полос 11,28 м) углового железа. Вне двойного дна ширина стрингеров уменьшалась до 0,87 м, кроме пятого в носовой и четвёртого в кормовой частях, ширину которых для образования непроницаемых отделений увеличили. Расстояние между шпангоутами составляло 4 фута (1,22 м), причем каждый 4-й шпангоут был сплошной, из листов толщиной 8,9 мм. У остальных шпангоутов листы были той же толщины. Чтобы придать шпангоутам больше крепости, с наружной стороны ниже брони, между броневым шельфом и 5-м стрингером, добавили вторые полосы обратного углового железа. Здесь же вводились промежуточные шпангоуты из листов толщиной 8,9 мм. Вне броневой части под броневой палубой расстояние между шпангоутами равнялось 1,25 м. Сами шпангоуты служили продолжением шпангоутов погружённой части и состояли из листов в 8,9 мм толщины. Нижний пояс наружной железной обшивки броненосцев составлял как бы продолжение горизонтального киля, в середине судна одной с ним толщины, утоньшаясь к носу и корме. Под броневыми плитами обшивка была двойной. Листы обшивки корпуса длиной в 4,88 м были склёпаны между собой двумя рядами заклёпок на планках, равной с листами толщиной. Двойной борт делился пятью горизонтальными переборками (3 между горизонтальным килем и нижней палубой, 2 между нижней и верхней броневой палубой). Междубортное пространство, для уменьшения доступа воды, заполнили пробкой.
Приёмка плит производилась адмиралтейством по правилам, существовавшим в то время в Англии и Франции, т.е. растяжением вырезок из них, стрельбой по некоторым и звуковой оценкой. Причём плиты, бывшие на Менпенских опытах, показали слабость проковки и большую неоднородность. Адмиралтейство, в своё оправдание, считало, что диллингенские плиты, разрушенные при опытах крупповским орудием, были забракованы приёмочной комиссией и не были допущены к постановке на корабли. Однако у комиссии были вполне достоверные сведения, что завод отправлял Круппу на полигон только свои лучшие образцы.
Над броневым казематом, несколько отступая от кормовой переборки, находился бруствер 17,5 м и шириной 17,2 м, возвышавшийся над верхней палубой на 1,98 м. Углы бруствера закруглялись. Над передней частью каземата стояла неподвижная барбетная башня, большая ось которой составила 8,29 м, малая 6,8 м, а ее высота равнялась 3 м. Над бруствером и далее к носу впереди башни проходили мостики и рубки. При этом ширина переднего мостика была столь ограничена, что позволяла орудиям стрелять прямо по носу, а башенные орудия, имея ось выше, стреляли через мостик. Пояс по ватерлинии высотой 3,75 м возвышался над водой на 1,35 м. Длина наиболее толстой части пояса равнялась 33 м. Он состоял из трёх рядов плит по высоте и четырёх слоев по толщине. Два верхних ряда плит (снаружи внутрь) имели толщину 254 мм и тиковую подкладку 200 мм и 152 мм и тиковую подкладку в 230 мм, нижний ряд плит 203 и 200 мм и 152 и 230 мм соответственно. Носовой броневой каземат и кормовой броневой каземат (соответственно) состояли из 203-мм плит и 200-мм подкладки и 152-мм плит и 230 мм подкладки, цитадель (соответственно): 203 и 200, 152 и 230 мм, внутренняя переборка по диаметральной плоскости 50 мм. Броневая палуба поверх пояса защищалась 50-мм листами, карапасная (вне цитадели, по нижней кромке пояса на 2 м ниже ватерлинии) 25 мм в корме, 75 мм в носу Боевые рубки (установлены после приёмки кораблей в казну): имели броню: носовая 140 мм (позднее 59-200 мм), кормовая: 12-15 мм. Бруствер на верхней палубе защищали 254-мм (на тиковой подкладке в 250 мм) плиты, носовой бруствер (грушевидной формы) 254-мм плиты (на тиковой подкладке в 250 мм). На броненосцах стояли по 2 тронковые горизонтальные трёхцилиндровые паровые машины простого расширения. Для "Bayern" и "Baden" их изготовил завод "A.G. Vulkan" в Штеттине, для "Sachsen" и "Württemberg" "F.A. Eggels" в Берлине. Позднее, при модернизации, установили две горизонтальные четырёхцилиндровые паровые машины двойного расширения.
Корабли имели два машинных и два котельных отделения, один руль обыкновенного типа с паровым и ручным приводами и по 2 четырёхлопастных винта (при модернизации был уменьшен их диаметр). Запас угля составлял 420/700 тонн (после модернизации 576 - 615 тонн и 280 тонн вестфальского прессованного угля в мешках). Дальность плавания составляла 1940 миль при скорости 10 узлов и 700 миль полным 14-узловым ходом. На модернизированных "Заксенах" увеличиласьдальность плавания до 3000 миль 10-узловым ходом, но уменьшилась до 500 миль 14-узловым. Электроэнергетическая установка включала 3 динамо-машины мощностью 69 кВт (напряжение 69 В). Позднее на корабли установили более современные динамо-машины мощностью 69-74 кВт. На "Württemberg" в 1908 г., установили динамо-машины напряжением 110 В.
На них стояли 3 350-мм торпедных аппарата (1 кормовой поворотный и 2 носовых) с запасом из 12 торпед (позднее уменьшили до 8) Позднее установили еще 2 450-мм бортовых торпедных аппарата с запасом из 5 торпед. Экипаж состоял из 32 офицеров и 285 матросов (как на флагмане, на "Sachsen" находились ещё 7 офицеров и 34 матроса). Позднее, в процессе службы численность экипажа менялась. Шлюпочное вооружение включало 1 паровой катер, 1 баркас, 1 вельбот, 2 гребных катера, 1 ял и 1 двухвесельный ял.
Поперечная метацентрическая высота - 1,88 м, продольная - 102,7 м. Максимальная остойчивость при крене в 21,5°, нулевая - при 74°. До 1882 не имели прожекторов, затем получили по одному на отентованной площадке над рубкой (фор-марс), позже - второй, на площадке на юте. "Württemberg" после перестройки в торпедо-испытательный корабль (с 1906 г.) получил третий прожектор на рубке за трубой. Ходовой мостик сперва находился между труб, приблизительно на 1 м глубже, чем начало добавленной позже палубы-мостика. В 1884 удлинили паропроводные трубки, была сооружена кормовая надстройка в форме ящика по уровню носовой. Наконец, "Württemberg" имел трубы на 1,5 м выше, крытые барбеты (использовались, как жилые и др. помещения) и не вертикальный форштевень. С 1885 по 1897 гг. корабли несли противоторпедные сети. Из-за 4-х труб в народе получили прозвище "цементные фабрики" (Zementfabriken).
Схемы окраски Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.
Спуск броненосного корвета "Bayern" (Донесение русского Морского агента в Германии капитана 2 ранга Нехватовича, 1878 г.)
Почтительнейше донося Вашему Превосходительству, что 1(13) мая происходил спуск броненосца "А", названного "Bayern", построенного на стапеле Эллербекского адмиралтейства. Упомянутый броненосец совершенно одинаков с броненосцем "Sachsen", спущенным летом 1877 г. в Штецине, о коем я имею честь своевременно доносить Вашему Превосходительству. Так как при спуске присутствовали представители германских палат, то всей церемонии было придано особое торжество. На рейде произвели взрыв старой канонерской лодки с помощью мины Герца и с миноносца "Zieten" было пущено несколько торпед Уайта. Адмиралтейство не пожалело средств для блестящего приема членов палаты и употребило все возможное, чтобы показать себя с самой хорошей стороны. Чтобы избежать случайности при взрыве мины, — воспламенение ее было произведено с берега, а сама мина была подвязана под корпус канонерской лодки. Мину зарядили двойным зарядом, и взрыв, произведенный ею, был потрясающим. Это преследовало цель, чтобы показать публике весь ужас ее действия. Что касается того, что мина была подвязана под самое дно судна, то об этом, конечно, умалчивали. Кроме всего этого, пустили торпеды Уайтхеда вдоль борта одного из судов, на коем находилось много гостей. Вообще, в техническом отношении морской праздник дал много интересного. Берлин 17(19) мая 1878 г.
Среди проблем, связанных с кораблями типа "Sachsen", была тенденция опасно выкатываться с курса из-за их плоского днища, что значительно уменьшало точность их оружия. Корабли также были плохо бронированы, по сравнению с их современниками. Кроме того, они были медленными.
Германский броненосец "Sachsen"
(Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1879 г.)
По словам "Moniteur de la Flotte", в середине августа броненосный корвет "Sachsen" выходил из Киля на первую пробу, которая оказалась вполне удовлетворительной. Подобно другим корветам того же типа, "Sachsen" имеет длину 298,4 фута, ширину 59,5 фута, углубление 19,5 ф. и водоизмещение 7398 тонн броню в 16 дюймов толщины. Артиллерия состоит из одного 12-дюймового и четырех 10,24-дюймовых орудий. Машина должна развивать, согласно контракту, 5600 индикаторных сил.
"Bayern" и " Württemberg" участвовали в маневрах учебной эскадры 1885 года. К ним присоединились только старые броненосцы "Friedrich Karl" и "Hansa". Маневры были начаты с посещения Олезунда (Норвегия), после чего флот пошел в Балтийское море для учебных эволюций. Сразу после маневров "Bayern" и "Württemberg" были демобилизованы.
В июне 1887 "Württemberg" и "Baden" присутствовали на торжественной церемонии закладки Канала Кайзера Вильгельма, но в последовавших в августе учениях не участвовали.
Аварии с германскими судами во время маневров (Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1892 г.)
Газета "Le Yacht" передает, со слов "Reichswehr", следующий перечень аварий, случившихся с судами германского флота за время последних маневров. Вечером 7 (19) сентября восемь броненосцев, составлявших две дивизии германского флота, шли в строе кильватера со скоростью 11 узлов и держались наготове для отражения ожидаемой атаки миноносцев. Погода была пасмурная, и броненосцы шли без отличительных огней, чтобы не быть замеченными миноносцами. Позади броненосца "Württemberg", которым командовал капитан 1-го ранга Герц, шел броненосец "Friedrich Karl", под флагом контр-адмирала Каршера и командой капитана 1 ранга Ашенборна. Случилось, что "Württemberg", вследствие тумана, вышел из линии. Когда это было замечено его командиром, то приняли меры к тому, чтобы занять прежнее место в линии, между броненосцами "Beowulf" и "Friedrich Karl". Но командир последнего не заметил маневра броненосца "Württemberg" настолько своевременно, чтобы избежать столкновения, и ударил в середину борта этого броненосца. За несколько моментов до удара на броненосце "Friedrich Karl" дали задний ход, но тем не менее удар оказался очень сильным, и таран броненосца "Friedrich Karl", попавший в одну из непроницаемых переборок, сломался при ударе. Что же касается броненосца "Württemberg", то у него пробило борт с правой стороны, часть трюма наполнилась водой, а сам броненосец накренило на 10°. Немедленно приняли меры к его выпрямлению, для чего перевезли на броненосец "Deutschland" боевые запасы и все, что можно было снять с правой стороны. Затем, в виду невозможности пользоваться машиной броненосца "Württemberg", его отвели на буксире броненосца "Deutschland" в Киль, где его ввели в сухой док для исправлений. В газете "Deutsche Heeres-Zeitung" передают, со слов "Kreuz-Zeitung", что столкновение случилось при совершенной темноте, около 10 часов вечера 8 (20) сентября, в окрестностях острова Рюген, неподалеку от Зассница. Пасмурность не позволяла видеть дальше 100 метров, поэтому, когда с носа броненосца "Friedrich Karl" увидели "Württemberg", то столкновение оказалось уже неизбежным. На броненосце "Friedrich Karl" скомандовали: "стоп машина", "задний ход" и "лево на борт". Вследствие этого удар произошел не под прямым, а под острым углом, в правый борт "Württemberg". Та же газета добавляет, что по приходе в Киль броненосец "Württemberg" немедленно ввели в док, а броненосец "Friedrich Karl" стал на якорь на рейде, вместе с броненосцем "Deutschland". Другое несчастье произошло 10 (22) сентября на миноносце S-4, с которого был смыт волной лейтенант Колле, командовавший миноносцем. Как это случилось, никто не заметил. Третий случай произошел на броненосце "Baden" 11 (23) сентября. Убит комендор, который чистил одну из револьверных пушек Готчкисса. Комендор предполагал, что пушка совсем разряжена, а между тем в одном из стволов ее оказался патрон. Наконец, 17 (29) сентября на миноносце D-5, возвращавшемся с маневров умеренным ходом, разорвало правый паровой котел, причем жестоко обожгло 5 человек. Двое оказались убитыми на месте, двое умерли немного спустя, а пятый получил сильные ожоги рук и головы. Миноносец отвели в Киль на буксире двух других миноносцев.
Несчастный случай на броненосце "Baden"
(Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1893 г.)
В "Journal et the Royal United Service Institution" за сентябрь помещены некоторые подробности о взрыве заряда на германском броненосце "Baden", вследствие чего было убито два лейтенанта и семь нижних чинов. Во время взрыва на носовом мостике находился принц Генрих Прусский с адмиралом Шредером и другими офицерами. Броненосец "Baden" вооружен шестью 26-см (10,2-д.) тяжелыми, четырьмя 4,2-дюймовыми, двумя 6-фунтовыми скорострельными и шестью пушками ружейного калибра. Взорвался 26-см заряд одного из носовых башенных орудий, причем заряд зажало в канале. Затем пришлось употребить большие усилия и крайнюю осторожность, чтобы выстрелить снаряд из орудия. Последнее обложили своего рода валом из камней, мешков с песком и толстыми дубовыми брусьями. Когда все было готово, броненосец вышел в море; команду послали вниз, и выстрел произвели с помощью электрического привода. По осмотре нашли, что снаряд подвинулся вперед только на несколько дюймов. Тогда сделали второй выстрел, большим зарядом, но с таким же результатом. Наконец сделали выстрел полным боевым зарядом, и тогда снаряд вылетел, причем разорвался, когда ударился о воду.
Преждевременное воспламенение заряда на броненосце "Baden"
(Из журнала "Морской сборник" № 4 за 1895 г.)
В состав артиллерии названного броненосца входят, как известно, шесть крупповских 26-см (10,24-д.) орудий, при заряжании одного из которых и имел место описываемый ниже несчастный случай. Именно при вкладывании в камору картуза с зарядом в 48 кг черного призматического пороха последовало воспламенение этого заряда. Снаряд продвинулся при этом почти до дульного среза; два офицера и семь человек прислуги, находившиеся сзади и по бокам от орудия, были убиты, и восемнадцать человек легко ранены. Так как заклинившаяся в канале орудия зарядная труба не позволяла вдвинуть затвор, чтобы затем произвести выстрел для освобождения орудия от снаряда, то прибегли к временной заделке казенного отверстия дубовыми клиньями. Употребленный вначале заряд в 30 кг призматического пороха не дал никакого результата. Тогда увеличили заряд до 48 кг, произведенным выстрелом труба была разбита на куски и выброшена из канала орудия. После этого сделалось возможным вдвинуть затвор и произвести выстрел зарядом 30 кг, результатом чего был вылет снаряда из дула. При осмотре орудия в нем не оказалось никаких повреждений, и его можно было употребить при дальнейшей практической стрельбе. Причины преждевременного воспламенения заряда остались, по словам "Journal de la Marine", невыясненными.
Четыре корабля составили II дивизию перед зимним походом 1894–1895, после завершения четырех линкоров типа "Brandenburg". Немецкий флот теперь обладал двумя однородными эскадрами из четырех судов каждая. Весной 1895 эти два подразделения ходили на Оркнейские и Шетландские острова.
После окончания маневров 1895 года "Bayern" был введён в сухой док на Schichau-Werke в Данциге для реконструкции. В 1896 за ним последовал "Baden", который стал в сухой док на верфи Germaniawerft в Киле.
Все четыре броненосца в 1895-1899 гг. прошли модернизацию и капитальную перестройку, после которой значительно изменился их силуэт. Так, все дымоходы вывели в одну трубу, в результате чего корабли лишились своего уникального внешнего вида с четырьмя трубами в виде перевёрнутой табуретки.
Модернизировались броненосцы на тех же верфях, где и строились: "Bayern " в 1895-1898 гг., "Baden" в 1896-1897 гг., "Sachsen" в 1897-1899 гг. и "Württemberg" в 1898-1899 гг. Дополнительные затраты на модернизацию составили от 3 млн. 786 тыс. марок за "Bayern" и "Sachsen" до 4 млн. 157 тыс. - 4 млн. 308 тыс. марок за "Baden"и "Württemberg".
4 августа 1900 г. "Bayern" был исключён из состава действующего флота и передан в порт на долговременное хранение.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
В 1904 два последних вывели в резерв, а "Württemberg" поставили на переделку и с 1906 года он служил учебно-торпедным и опытовым судном в Киле. На время учений вводился в соединение учебных и опытных кораблей, переименованное позднее в Учебную эскадру. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 19 февраля 1910 г. "Bayern" и "Sachsen" были исключены из резерва и с 1911 г. использовались как корабли-цели у Штоллергрунда и побережья Швансена.
С началом войны в августе 1914 "Württemberg" стал штабным судном службы снабжения в Северном море, но в 1915 вернулся в торпедную школу. С февраля 1919 г. он стал плавбазой катеров-тральщиков, а по окончании послевоенного траления 20 октября 1920 г. исключён, продан на слом и разобран в Киле. "Sachsen" и "Bayern" 5 мая 1919 г. были проданы на слом и разобраны соответственно в Вильгельмсхафене (Hattinger Fa.) и в Киле. "Baden" с 1920 г. использовался как судно-цель у Штоллергрунда. 23 апреля 1938 г. и он был продан на слом и в 1939-1940 гг. разобран в Киле.
|