1.07.1919 тральщик в IV./7. балтийской полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 28.05.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 210 тыс. М.
25.05.1905
6.10.1905
ТТХ
S.120-124
S.125
S.126-131
Водоизмещение
нормальное
391 т
355 т
371 т
полное
468 т
454 т
482 т
Размерения
длина
КВЛ
64,2 м
полная
64,7 м
ширина
7,0 м
осадка
носом
2,33 м
2,31 м
2,40 м
кормой
2,63 м
3,17 м
2,76 м
высота борта
3,38 - 3,43 м (*для всех миноносцев I поколения)
Энергетическая установка
состав и тип
2 (на "S.125": 3) вала
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
3х3-лопастных гребных винта Ø 1,40 м
2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2 (на "S.125": 1) МО
2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
2 турбины системы Parsons
2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО
3 военно-морских ПК (на "S.124": Normand) (15,5 атм., 1164 м², с 1913: 1106 м²)
15,5 атм., 1100 м²
16 атм., 1100 м²
проектная мощность
6400 л.с.
6600 л.с.
6400 л.с.
Ходовые данные
скорость
проектная
27,5 уз.
28 уз.
28 уз.
на испытаниях
27,5 уз. при 294 об/мин.
27,7 уз. при 786 об/мин.
28,0 уз. при 297 об/мин., 6497 л.с.
запас топлива
115 т. угля
93 т. угля
117 т. угля
дальность плавания
17 узлов
1500 миль
?
1080 миль
24 узла
?
?
275 миль
Экипаж
61 чел. (2 офицера, 59 матросов), на флагманском + 15 чел. (4 офицера, 11 матросов)
Дополнительные данные
корпус
стальной, набор по поперечной схеме, 11 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение
1-2 динамо-машины, 4-8 кВт, 67-110 В (*для всех миноносцев I поколения)
управление
1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт.
979 тыс. - 994 тыс. М
1 млн. 270 тыс. М
1 млн. 49 тыс. - 1 млн. 77 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат
позже
S.120-123, 126-128, 131
S.130
3 - 50 мм/40 [252 снаряда]
1 - 88 мм/30
2 - 88 мм/45
2 - 50 мм/40
3 ТА - 450 мм (палубные) [5 торпед]
S-123
Миноносцы четвёртой серии мореходных миноносцев Schichau (6 ед., S.120-125), конструктивно были аналогичны типу S-114, но получили вместо английских отечественные котлы (S.124 - французские котлы Normand) и более мощные машины, а последний в экспериментальных целях турбины, став первым германским турбинным миноносцем. Также был несколько увеличен запас топлива. Эти изменения потребовали увеличения длины на 1,5 метра. Также, на новых кораблях не устанавливали, как на предшественниках, минные рельсы, но форму кормы сохранили. Турбинный S-125 отличался "3-гранной" кормой.
Корабли пятой серии мореходных миноносцев Schichau (6 ед., S.126-131) практически полностью повторяли предшественников, отличались лишь новыми котлами и некоторой перепланировкой помещений. Характерным внешним отличием этих двух серий был своеобразный объёмный волнолом на полубаке. Мореходные качества допускали применение оружия до силы ветра в 7-8 баллов.
S-131
Сперва на миноносцах первой серии был открытый мостик с маленькой фонарной мачтой по переднему краю. Позже установили прожектор, в качестве площадки для которого соорудили цилиндрическую рубку.
Позже на S.120-123, 126-128, 131 кормовые 50 мм пушки заменили на 88 мм, а на S.130 всю артиллерию заменили на две 88 мм "длинные" пушки.
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.
Новые миноносцы были распределены по двум флотилиям. Половина из них составили 8-ю полуфлотилию в 4-й флотилии.
S-126
S-130
До войны три миноносца этого типа попадали в столкновения с крейсерами:
- 17 ноября 1905 г. S-126 из 4-й флотилии на выходе их Кильской бухты (53°30'N/10°20'O) был разрезан пополам форштевнем малого крейсера Undine, при этом погибли 33 человека. Переднюю половину подняли 8 мая, заднюю 18-20 мая 1906, и после ремонта корабль вновь вошёл в строй в 1908 г.
- Во время учений 13 апреля 1910 S-122 выходя на позицию для атаки на линкоры флота пытался пройти перед малым крейсером München, нос которого попал в машинное отделение миноносца, причинив значительный ущерб и убив двух человек. Два других миноносца отбуксировали S-122 в Засниц на ремонт.
- Во время маневров в ночь с 29 на 30 марта 1911 года S-121 также попал в столкновение, неосторожно пересекая курс крейсера Hela, но в этот раз ни один из кораблей не получил серьезных повреждений.
S-128
S-128
S-130
К началу войны миноносцы находились в резерве. В августе 1914 большинство были выведены из резерва, пять из них (S-121, S-126, S-128, S-130, S-131) образовали 15-ю полуфлотилию во вновь созданной 8-й флотилии, S-120 вошёл в 16-ю полуфлотилию, S-122 с 14 августа стал флагманом 1-й полуфлотилии ПЛ. Проходивший в это время ремонт в Киле S-127 был придан дивизии береговой охраны в Балтийском море, 5 августа в 7:45 выставил небольшой минный барьер (12 мин) на линии Ассенс-Шорнштейн-Аарё-Нордбаке на фарватере на южном выходе из Малого Бельта и остался там патрулировать. В конце августа вывели из резерва последний, S-124, его командиром стал переведённый с выведенного со службы T-102 капитан-лейтенант Вильгельм Ребенсбург и 1 сентября он присоединился к кораблям сил Балтийского моря, патрулирующим у Готланда.
S-131
Не представляющие особой боевой ценности устаревшие корабли кочевали из флотилии во флотилию, после 8 сентября 1914 S-120, S-123, S-124 и S-125 служили в 19-й полуфлотилии балтийской полуфлотилии под командованием капитана-лейтенанта графа фон дер Реке-Фольмерштейн (Graf v. der Recke-Volmerstein). Прикрывали выходы из Балтийских проливов, как правило, стояли к востоку от Мёна, в течение дня меняя курс вверх и вниз; ночью линия застав продвигалась к Зунду на параллель Гюльденлёвес-Флах между 12°30' сев. широты. и 13° вост. долготы.
С S-127, всё ещё находящимся в составе дивизии береговой охраны, 14 октября 1914 возле буя в Киле "заметили" подводную лодку, что было фактически невозможно, но в тот напряжённый период в это верили. 7-21 октября 1914 г. 19-я полуфлотилия (S.120-121, 123-125) была задействована в противолодочном патруле в Балтийских проливах, неся дозор у южного выхода из Зунда, что-бы предотвратить прорыв британских лодок на Балтику. C 19 октября в этой операции участвовал и S-131, временно прикомандированный к 8-й флотилии.
S-123
24 октября 1914 из миноносцев 19-й полуфлотилии S-120, S-121, S-123, S-124 и по видимому S-126, S-128 и S-130 (принадлежность не известна, уже выведены из состава 15-й полуфлотилии) заново сформировали IV флотилию миноносцев, добавив к ним однотипные S-122 (быв. флагман ПЛ), S-127 (из балт. сторожевой флотилии), S-129 (из резерва) и S-131 (из 15-й полуфлотилии, собрав таким образом почти все миноносцы этого типа, кроме S-125, который оставался в балт. сторожевой флотилии.
S-126
23 ноября 1914 в 1:20 ночи S-124 старшего лейтенанта-цур-зее Мецгера (Metzger) из 7-й полуфлотилии столкнулся в Балтийском море с датским п/х "Anglodane" и получил настолько сильные повреждения, что несмотря на установку импровизированных пластырей и все попытки привести его в Варнемюнде с помощью буксиров верфи, 30 ноября из-за сильного волнения затонул у побережья Мекленбурга, недалеко от Вустрова (54°22'N/12°11'O), при этом 1 человек погиб. В 1915 корабль был поднят и разобран.
22-25 января 1915 S-129, командир - старший лейтенант-цур-зее Фетт (Fett) и S-131, командир - старший лейтенант-цур-зее Кюффнер (Küffner), были временно приписаны к 20-й полуфлотилии и участвовали в неудачном походе к Либаве в качестве тральщиков.
S-128
В 1915 году устаревшие корабли стали выводить из боевой линии во вспомогательные службы. S-121, S-122, S-126 и S-131 перешли в 11-ю, учебную флотилию миноносцев, S-120 передали портовой флотилии Кукскафена, S-123 - команде по очистке фарватеров от обломков кораблекрушений, а S-130 артшколе, при этом перед передачей он ещё успел принять участие в операции в Рижском заливе 16-19 августа 1915 г. и в минировании на подходах к Утэ 20-26 июня.
5 ноября 1915 в крушении у острова Шархёрн на побережье Северного моря (53°59'N/08°21'O) погиб S-129 из 19-й полуфлотилии, обошлось без жертв.
1 мая 1916 в 20:40 на выходном фарватере у Листа-Зюлта в Северном море (55°04'N/08°23'O) погиб на мине S-123, 23 убитых. К этому времени S-131 уже был в составе портового дивизиона Яде/Везер.
S-130
Оставшимся девяти миноносцам 27 сентября 1916 г. поменяли индексы на "Т". К этому времени они служили патрульными и учебными кораблями: T-127 и T-128 некоторое время входили в патрульную флотилию Северного моря, затем их перевели в эскортную флотилию, в которую также вошли T-122, T-125 и T-131. T-130 стал флагманом 2-й поисковой полуфлотилии на Балтике, два входили в учебную флотилию, а ещё два использовались, как тендеры для учебных целей.
Перевооружённый на 88-мм пушки T-130 участвовал в Моонзундской операции, возглавляя 2-ю поисковую полуфлотилию (капитан-лейтенант морского ополчения Вален). 2 октября 1917 г., прикрывая тральщики у Соэлозунда, он вступил в перестрелку с русскими эсминцами "Генерал Кондратенко" и "Пограничник", окончившуюся безрезультатно для обоих сторон. После окончания операции флотилию расформировали, а T-130 передали соединению подводных крейсеров в качестве тендера.
Перед самым окончанием войны, 5 октября 1918 в 7:00 эскортный T-122 подорвался на мине в Северном море (54°40'N/05°57'O) и затонул, погибли 12 человек.
Все 8 оставшихся после войны миноносцев участвовали в послевоенном тралении, после чего 26 октября 1920 был списан T-125, а 22 марта 1921 года - семь остальных. Все они были вскоре разобраны на металл: 13 мая 1921 T-125 продали в Гамбурге-Моорбурге (за 215 тыс. М.), 28 мая 1921 T-120, T-127, T-130 и T-131 в Вильгельмсхафене (каждый за 210 тыс. М.), а 13 июня 1921 T-121, T-126 и T-128 в Киле (каждый за 200 тыс. М.).
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
2
Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.
на русском
3
Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
4
Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
на польском
5
Krzysztof Krzeszowiak - Pierwsze niszczyciele (kontrtorpedowce)
Kaiserliche Marine – Großes Torpedoboot 1898 // Magazyn "Okręty Wojenne".-2013.-№3 (119).
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 07.09.2022
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1904-1919
"S-131" в Кильском канале после перестройки мостика.
"S-128" в первоначальном виде.
Миноносец типа "S-120" в первоначальном виде.
"S-126" в первоначальном виде.
"S-128" в Кильском канале после перестройки мостика.
Полуфлотилия миноносцев типа "S-120" в Засснице.
"S-130"
Подъём носовой части "S-126" 8 мая 1906 г.
Миноносец "S-120" после перестройки мостика.
"S-130" после перестройки мостика.
"S-120" и "S-122" после перестройки мостика.
"S-128" после перестройки мостика.
"S-123" после перестройки мостика.
"S-130" после перестройки мостика.
Подъём кормовой части "S-126" 18-20 мая 1906 г.
"S-131" в первоначальном виде.
Миноносец типа "S-120" на заводских испытаниях, ещё без вооружения.