Оглавление → Сторожевые корабли → Угольщик / специальный корабль "Hermann"
→ Транспорты →

  Сторожевые корабли  
  Транспорты  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Cпециальный корабль - ловушка (Sonderschiff, Hilfsschiff)

 H = Hermann 


Германия, 1916 г. 1 ед. (грузовой п/х, 1901, с 1914 угольщик ВМФ)

 

*
Hermann = Kohlenschiff 23 / Hilfsschiff H
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Hermann <A.G. Neptun>, Росток, стр. № 199 / 31.08.1901 27.04.1916 грузовой п/х комп. "H. Schuldt", Фленсбург, с 4.08.1914 угольщик "Kohlenschiff 23" // с 27.04.1916 ловушка во фл. защиты торговли, 14.06.1916 потоплен русскими эсминцами у о. Готланд.
ТТХ
Водоизмещение полное ок. 5000 т
регистровое 2030 брт
Размерения длина 91,74 м
ширина 12,58 м
осадка 5,72 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт
? МО 1 ПМ тройного расширения
? КО 2 ПК, 13,5 атм, 454 м²
мощность 1000 л.с.
Ходовые данные скорость 9 уз.
Экипаж 70-86 чел.
ВООРУЖЕНИЕ
4 (по др. данным - 3) - 105 мм/35 (600 снарядов, 12200 м)

 

Четвёртым судном-ловушкой для охраны поставок шведской руды через Балтийское море был "Hilfsschiff H". Грузовой пароход "Hermann" был построен на верфи AG Neptun в Ростоке для фленсбургской судоходной компании H. Schuldt и введён в эксплуатацию 10 октября 1901 года. В декабре 1905 года судно было продано фирме Ozean Dampfer AG.

4 августа 1914 года "Hermann" был мобилизован ВМФ в качестве угольщика "Kohlenschiff 23" и использовался для одновременной погрузки угля на несколько миноносцев или тральщиков. Уже 31 октября 1914 года корабль был возвращён владельцу и полтора года простоял без применения. В начале 1916 года судно было мобилизовано ВМФ повторно и переоборудовано в корабль защиты торговли, который предполагалось использовать, в первую очередь, в качестве ловушки для подводных лодок, для чего на нём установили четыре (по другим данным - 3) замаскированные 10,5-см пушки. 27 апреля 1916 года корабль был зачислен во флотилию защиты торговли (Handelsschutzflottille) в Балтийском море (1-я полуфлотилия) как "Hilfsschiff H" (или просто "Schiff H").

Служба "Hilfsschiff H" оказалась недолгой. В своём первом походе, 13 июня 1916 года корабль с тремя форпостен-ботами сопровождал из Лулео на севере Ботнического залива вдоль побережья Швеции немецкий конвой, состоящий из десяти пароходов с грузом руды и трёх вооружённых траулеров из состава 5-й группы 1-й полуфлотилии охраны торговли под командованием лейтенанта резерва Пликерта (флаг на траулере "William Jürgens"). На этот день Российский балтийский флот запланировал операцию против конвоев. Для этой цели в море вышли две боевые группы. Первая группа состояла из трех новых крупных эсминцев "Новик", "Гром" и "Победитель" под командованием контр-адмирала Колчака, вторая из броненосного крейсера "Рюрик", бронепалубных крейсеров "Олег" и "Богатырь" и восьми старых эсминцев типа "Украина".

Группа колчака встретила немецкое соединение вечером 13 июня в Норрчёпингской бухте около острова Готланд, к юго-востоку от Окселосунда. Ночь была тихой и ясной. В 23:15 и германские, и русские корабли обнаружили на горизонте дымы друг друга, но оба отряда «оставались в неведении, противник перед ними или нейтральные корабли». Русские эсминцы, имея трёхкратное преимущество в скорости, быстро нагоняли группу этих кораблей. В 23:30 германский конвой вышел за пределы шведских территориальных вод юго-восточнее плавучего маяка Хевринге. В 23:33 Колчак приказал сделать предупредительный выстрел впереди по курсу концевого судна, хотя его корабли всё ещё оставались в кормовых курсовых углах германского конвоя. После прозвучавшего второго предупредительного выстрела командир конвоя Пликерт в 23:38 отдал команду транспортам уходить к шведскому берегу и выставил для их прикрытия дымовую завесу. Три же переоборудованных траулера, на вооружении которых было только по одной 88-мм пушке, развернулись навстречу русским кораблям и открыли огонь. В этот момент Колчак также принял решение вступить с ними в бой, преследуя целью «атаковать концевой вооружённый пароход», которым оказался "Hermann".

После того как русские корабли дали несколько залпов и пустили две торпеды по эскорту, траулеры прекратили огонь и рассеялись, хотя русские снаряды и торпеды не причинили им вреда, а все три русских эсминца переключили всё своё внимание на "Hermann", изображавшее, как и подобает судну-ловушке, отставший от конвоя транспорт. Переделанный пароход с плохо обученным экипажем не имел никаких шансов устоять против трех военных кораблей, но вступил в перестрелку.

В первые же моменты боя артиллерийским огнём на "Hermann" был разбит мостик, уничтожены средства управления рулём, выведены из строя оба передних орудия и перебит главный паропровод. Средняя часть судна загорелась. Часть экипажа, отсечённая в носовой части судна, во главе с командиром судна Хофманом покинула судно на спасательной шлюпке. Те же, кто был на корме, остались без командиров — "первый офицер" обер-лейтенант резерва Хайнрих был убит — и неорганизованно покидали судно, охваченное огнём. Однако пароход, загруженный, как и подобает кораблю такого класса, непотопляемым материалом — в данном случае пустыми бочками, — всё никак не тонул. Тогда Колчак приказал добить судно торпедами. При этом русские моряки били по "Hermann" практически в упор, не учтя, что предохранительное устройство на торпеде взводило ударник в боевое положение лишь после прохождения торпедой полутора кабельтовых. Из четырёх выпущенных торпед ни одна не взорвалась, попав в цель. Колчак даже решил, что на их корабле «мины не в порядке». Только после этого эсминец «Гром», отойдя примерно на восемь кабельтовых, пятой торпедой подорвал довушку. Около часа ночи 14 июня пароход затонул к NW от Готланда в позиции 58°30′N, 17°20′O, потеряв 29 человек убитыми. "Новик" спас семь (по другим данным 9) моряков, остальные были подобраны немецкими судами, подошедшими к месту боя позже.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 4., Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, De, 1986.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993.
3 Lutz Bengelsdorf: Der Seekrieg in der Ostsee 1914–1918. Hauschild, Herford 2008.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 30.12.2020

 




 

 
Торговый флаг Германской империи 1901-1915
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1916-1920

Русский эсминец "Новик".
Hilfsschiff H
"Hermann" в качестве судна-ловушки, 1916 г.
Hermann
"Hermann" в качестве угольщика, 1914 г.
Следующая страница - германский специальный корабль "O"
Предыдущая страница - германский специальный корабль "P"