|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Cпециальный корабль - ловушка (Sonderschiff, Hilfsschiff)
Германия, 1916 г. 1 ед. (грузовой п/х, 1901, с 1914 угольщик ВМФ) * Hermann = Kohlenschiff 23 / Hilfsschiff H *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Четвёртым судном-ловушкой для охраны поставок шведской руды через Балтийское море был "Hilfsschiff H". Грузовой пароход "Hermann" был построен на верфи AG Neptun в Ростоке для фленсбургской судоходной компании H. Schuldt и введён в эксплуатацию 10 октября 1901 года. В декабре 1905 года судно было продано фирме Ozean Dampfer AG. 4 августа 1914 года "Hermann" был мобилизован ВМФ в качестве угольщика "Kohlenschiff 23" и использовался для одновременной погрузки угля на несколько миноносцев или тральщиков. Уже 31 октября 1914 года корабль был возвращён владельцу и полтора года простоял без применения. В начале 1916 года судно было мобилизовано ВМФ повторно и переоборудовано в корабль защиты торговли, который предполагалось использовать, в первую очередь, в качестве ловушки для подводных лодок, для чего на нём установили четыре (по другим данным - 3) замаскированные 10,5-см пушки. 27 апреля 1916 года корабль был зачислен во флотилию защиты торговли (Handelsschutzflottille) в Балтийском море (1-я полуфлотилия) как "Hilfsschiff H" (или просто "Schiff H"). Служба "Hilfsschiff H" оказалась недолгой. В своём первом походе, 13 июня 1916 года корабль с тремя форпостен-ботами сопровождал из Лулео на севере Ботнического залива вдоль побережья Швеции немецкий конвой, состоящий из десяти пароходов с грузом руды и трёх вооружённых траулеров из состава 5-й группы 1-й полуфлотилии охраны торговли под командованием лейтенанта резерва Пликерта (флаг на траулере "William Jürgens"). На этот день Российский балтийский флот запланировал операцию против конвоев. Для этой цели в море вышли две боевые группы. Первая группа состояла из трех новых крупных эсминцев "Новик", "Гром" и "Победитель" под командованием контр-адмирала Колчака, вторая из броненосного крейсера "Рюрик", бронепалубных крейсеров "Олег" и "Богатырь" и восьми старых эсминцев типа "Украина". Группа колчака встретила немецкое соединение вечером 13 июня в Норрчёпингской бухте около острова Готланд, к юго-востоку от Окселосунда. Ночь была тихой и ясной. В 23:15 и германские, и русские корабли обнаружили на горизонте дымы друг друга, но оба отряда «оставались в неведении, противник перед ними или нейтральные корабли». Русские эсминцы, имея трёхкратное преимущество в скорости, быстро нагоняли группу этих кораблей. В 23:30 германский конвой вышел за пределы шведских территориальных вод юго-восточнее плавучего маяка Хевринге. В 23:33 Колчак приказал сделать предупредительный выстрел впереди по курсу концевого судна, хотя его корабли всё ещё оставались в кормовых курсовых углах германского конвоя. После прозвучавшего второго предупредительного выстрела командир конвоя Пликерт в 23:38 отдал команду транспортам уходить к шведскому берегу и выставил для их прикрытия дымовую завесу. Три же переоборудованных траулера, на вооружении которых было только по одной 88-мм пушке, развернулись навстречу русским кораблям и открыли огонь. В этот момент Колчак также принял решение вступить с ними в бой, преследуя целью «атаковать концевой вооружённый пароход», которым оказался "Hermann". После того как русские корабли дали несколько залпов и пустили две торпеды по эскорту, траулеры прекратили огонь и рассеялись, хотя русские снаряды и торпеды не причинили им вреда, а все три русских эсминца переключили всё своё внимание на "Hermann", изображавшее, как и подобает судну-ловушке, отставший от конвоя транспорт. Переделанный пароход с плохо обученным экипажем не имел никаких шансов устоять против трех военных кораблей, но вступил в перестрелку. В первые же моменты боя артиллерийским огнём на "Hermann" был разбит мостик, уничтожены средства управления рулём, выведены из строя оба передних орудия и перебит главный паропровод. Средняя часть судна загорелась. Часть экипажа, отсечённая в носовой части судна, во главе с командиром судна Хофманом покинула судно на спасательной шлюпке. Те же, кто был на корме, остались без командиров — "первый офицер" обер-лейтенант резерва Хайнрих был убит — и неорганизованно покидали судно, охваченное огнём. Однако пароход, загруженный, как и подобает кораблю такого класса, непотопляемым материалом — в данном случае пустыми бочками, — всё никак не тонул. Тогда Колчак приказал добить судно торпедами. При этом русские моряки били по "Hermann" практически в упор, не учтя, что предохранительное устройство на торпеде взводило ударник в боевое положение лишь после прохождения торпедой полутора кабельтовых. Из четырёх выпущенных торпед ни одна не взорвалась, попав в цель. Колчак даже решил, что на их корабле «мины не в порядке». Только после этого эсминец «Гром», отойдя примерно на восемь кабельтовых, пятой торпедой подорвал довушку. Около часа ночи 14 июня пароход затонул к NW от Готланда в позиции 58°30′N, 17°20′O, потеряв 29 человек убитыми. "Новик" спас семь (по другим данным 9) моряков, остальные были подобраны немецкими судами, подошедшими к месту боя позже.
|