Cпециальный корабль - ловушка (Sonderschiff, Hilfsschiff)
P = Primula ![](/images/style/screw_PNG3033.gif)
|
Германия, 1916 г. 1 ед. (грузо-пассажирский п/х, 1904)
* Primula = Hilfsschiff P *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№
|
имя
|
верфь-строитель /спуск
|
в строю
|
примечания
|
1 |
Primula |
<W. Lindbergs Verkstad och Varfs AB>, Стокгольм, Швеция, стр. № 254 / 1904 |
6.12.1915 |
грузо-пассажирский п/х комп. "Helsingfors Ångfartygs Ab", Гельсингфорс, Россия/Финляндия, 1.08.1914 задержан // с 9.04.1916 во фл. защиты торговли, 16.01.1917 - выведен со службы, с лета 1917 - плавмастерская, 1.12.1921 выведен со службы, 05.1922 возвращён владельцу, с 1923 "Primula", Финляндия, 11.1955 сдан на слом. |
ТТХ
Водоизмещение |
полное |
ок. 1450 т |
регистровое |
834/867 брт, 448 нрт, 650 двт |
Размерения |
длина |
61,65/63,00 м |
ширина |
8,59/8,61 м |
осадка |
3,32/4,8 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
1 вал |
1 гребной винт |
? МО |
1 ПМ тройного расширения |
? КО |
2 ПК, 13,5 атм, 272 м² |
мощность |
1340 л.с. |
Ходовые данные |
скорость |
10-11 уз. |
Экипаж |
31 чел. |
Вторым судном-ловушкой для охраны поставок шведской руды через Балтийское море был "Hilfsschiff P".
Грузо-пассажирский пароход "Primula" был построен на верфи W. Lindbergs Verkstad och Varfs Ab в Стокгольме в 1904 году для финской (в те года в составе Российской империи) компании Helsingin Höyrylaiva Oy (Helsingfors Ångfartygs Ab) и с 30 мая 1904 ходил на линии Хельсинки - Любек. К началу войны 1 августа 1914 он находился в Любеке, где был конфискован в качестве приза государственным комиссариатом судоходства. Некоторое время судно стояло без дела, лишь в конце 1915 было мобилизовано ВМФ. На нём установили две замаскированные 10,5-см пушки, предполагая использовать, в первую очередь, в качестве ловушки для подводных лодок. 9 апреля 1916 года корабль был зачислен во флотилию защиты торговли (Handelsschutzflottille) в Балтийском море (1-я полуфлотилия) как "Hilfsschiff P" (или просто "Schiff P").
Конвойная служба проходила, по видимому, спокойно: не известно ни о каких боевых эпизодах с участием корабля. 16 января 1917 года "Hilfsschiff P" был выведен со службы и отправлен на ремонт, его экипаж был распределён на малые ловушки "Hilfsschiff B", "Hilfsschiff F" и "Hilfsschiff O". В ходе ремонта судно переоборудовали в плавмастерскую и летом 1917 он был придан тральной флотилии Северного моря. После окончания войны, с июня 1919 года "Primula" продолжала служить в том-же качестве, обслуживая послевоенное траление, по окончании которого 1 декабря 1921 года судно вывели со службы, а в мае 1922 исключили из списков для передачи бывшему владельцу.
Возвращение оказалось юридически не таким простым делом - к тому времени компания Helsingfors Ångfartygs Ab вошла в состав Finska Ångfartygs Ab, к тому-же сменилась государственная принадлежность на финскую. В конце концов формальности были урегулированы, "Primula" прошла ремонт и переоборудование в Бремерхафене, в ходе которых судно было восстановлено для гражданской службы уже, как чисто грузовое и в апреле 1923 вышло на линию. В частности, с 20 октября 1934 корабль ходил по зимнему сезонному маршруту Хельсинки - Стокгольм. 26 ноября 1955 года судно вывели из эксплуатации после поломки машины и 30 ноября продали фирме Oy Vuoksenniska Ab в Хельсинки для утилизации.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 4., Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, De, 1986. |
2 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993. |
3 |
Lutz Bengelsdorf: Der Seekrieg in der Ostsee 1914–1918. Hauschild, Herford 2008. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.:https://www.faktaomfartyg.se/primula_1904.htm |
последнее обновление: 12.07.2020
|