|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Cпециальный корабль - ловушка (Sonderschiff, Hilfsschiff)
Германия, 1916 г. 1 ед. (грузо-пассажирский п/х, 1904) * Primula = Hilfsschiff P *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Вторым судном-ловушкой для охраны поставок шведской руды через Балтийское море был "Hilfsschiff P". Грузо-пассажирский пароход "Primula" был построен на верфи W. Lindbergs Verkstad och Varfs Ab в Стокгольме в 1904 году для финской (в те года в составе Российской империи) компании Helsingin Höyrylaiva Oy (Helsingfors Ångfartygs Ab) и с 30 мая 1904 ходил на линии Хельсинки - Любек. К началу войны 1 августа 1914 он находился в Любеке, где был конфискован в качестве приза государственным комиссариатом судоходства. Некоторое время судно стояло без дела, лишь в конце 1915 было мобилизовано ВМФ. На нём установили две замаскированные 10,5-см пушки, предполагая использовать, в первую очередь, в качестве ловушки для подводных лодок. 9 апреля 1916 года корабль был зачислен во флотилию защиты торговли (Handelsschutzflottille) в Балтийском море (1-я полуфлотилия) как "Hilfsschiff P" (или просто "Schiff P"). Конвойная служба проходила, по видимому, спокойно: не известно ни о каких боевых эпизодах с участием корабля. 16 января 1917 года "Hilfsschiff P" был выведен со службы и отправлен на ремонт, его экипаж был распределён на малые ловушки "Hilfsschiff B", "Hilfsschiff F" и "Hilfsschiff O". В ходе ремонта судно переоборудовали в плавмастерскую и летом 1917 он был придан тральной флотилии Северного моря. После окончания войны, с июня 1919 года "Primula" продолжала служить в том-же качестве, обслуживая послевоенное траление, по окончании которого 1 декабря 1921 года судно вывели со службы, а в мае 1922 исключили из списков для передачи бывшему владельцу. Возвращение оказалось юридически не таким простым делом - к тому времени компания Helsingfors Ångfartygs Ab вошла в состав Finska Ångfartygs Ab, к тому-же сменилась государственная принадлежность на финскую. В конце концов формальности были урегулированы, "Primula" прошла ремонт и переоборудование в Бремерхафене, в ходе которых судно было восстановлено для гражданской службы уже, как чисто грузовое и в апреле 1923 вышло на линию. В частности, с 20 октября 1934 корабль ходил по зимнему сезонному маршруту Хельсинки - Стокгольм. 26 ноября 1955 года судно вывели из эксплуатации после поломки машины и 30 ноября продали фирме Oy Vuoksenniska Ab в Хельсинки для утилизации.
|