Гребные канонерские шлюпы (Kanonenschaluppen) типа
Strelasund |
Пруссия, Германский союз, 1848-1849 гг. 36 ед. (30 ед. прусского типа - пр. Gaede, + по 2 ед. датского, шведского и голландского типа)
* Strelasund * Kanonenschaluppe Nr.1 - 36 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№ |
имя |
верфь-строитель / цена (тыс. талеров) |
тип |
спуск |
в строю |
примечания |
1 |
Kanonenschaluppe Nr.1 Strelasund |
<Erich>, Штральзунд / 9,5 |
голл. |
18.08.1848 |
25.10.1848 |
две лодки короткое время несли имена "Halle-Rügen" и "Gryphia"4 ед. списаны в 1862 г.2 других с 1867 использовались в Киле как баржиостальные списаны 26.04.1870 г., 2 из них использовались, как баржи К I и K X. |
2 |
Kanonenschaluppe Nr.2 |
<Schüler>, Штеттин-Грабов / 9,5 |
дат. |
20.10.1848 |
10.1848 |
3 |
Kanonenschaluppe Nr.3 |
<Schüler>, Штеттин-Грабов / 9,5 |
дат. |
20.10.1848 |
10.1848 |
4 |
Kanonenschaluppe Nr.4 |
<Nüscke>, Штеттин-Грабов / 9,97 |
швед. |
20.10.1848 |
10.1848 |
5 |
Kanonenschaluppe Nr.5 |
<Carmesinwerft>, Штеттин-Грабов / 9,97 |
швед. |
1848 |
10.1848 |
6 |
Kanonenschaluppe Nr.6 |
<Maschinenbauanstalt d. Seehandlung>, Берлин-Моабит / 13,97-12,89 |
прусс. |
12.10.1848 |
10.1848 |
7 |
Kanonenschaluppe Nr.7 |
<Maschinenbauanstalt d. Seehandlung>, Берлин-Моабит / 13,97-12,89 |
прусс. |
10.1848 |
10.1848 |
8 |
Kanonenschaluppe Nr.8 |
<Zieske>, Штеттин / 9,17 |
прусс. |
1849 |
1849 |
9 |
Kanonenschaluppe Nr.9 |
<Zieske>, Штеттин / 9,17 |
прусс. |
1849 |
1849 |
10 |
Kanonenschaluppe Nr.10 |
<Maschinenbauanstalt d. Seehandlung>, Берлин-Моабит / 13,97-12,89 |
прусс. |
1849 |
1849 |
11 |
Kanonenschaluppe Nr.11 |
<Maschinenbauanstalt d. Seehandlung>, Берлин-Моабит / 13,97-12,89 |
прусс. |
1849 |
1849 |
12 |
Kanonenschaluppe Nr.12 |
<Hamburg-Magdeburger DSF>, Букау-Магдебург, стр. № 29 / 9,72-9,6 |
прусс. |
1849 |
1849 |
13 |
Kanonenschaluppe Nr.13 |
<Wacker>, Анклам / 9,56 |
прусс. |
1849 |
1849 |
14 |
Kanonenschaluppe Nr.14 |
<Wacker>, Анклам / 9,56 |
прусс. |
1849 |
1849 |
15 |
Kanonenschaluppe Nr.15 |
<Wittenberg>, Юккермюнде / 9,76 |
прусс. |
1849 |
1849 |
16 |
Kanonenschaluppe Nr.16 |
<Wittenberg>, Юккермюнде / 9,76 |
прусс. |
1849 |
1849 |
17 |
Kanonenschaluppe Nr.17 |
<Pretzer>, Юккермюнде / 9,76 |
прусс. |
1849 |
1849 |
18 |
Kanonenschaluppe Nr.18 |
<Pretzer>, Юккермюнде / 9,76 |
прусс. |
1849 |
1849 |
19 |
Kanonenschaluppe Nr.19 |
<Erich & Lübke>, Юккермюнде / 9,76 |
прусс. |
1849 |
1849 |
20 |
Kanonenschaluppe Nr.20 |
<Erich & Lübke>, Юккермюнде / 9,76 |
прусс. |
1849 |
1849 |
21 |
Kanonenschaluppe Nr.21 |
<Gade>, Грайфсвальд / 9,37-8,18 |
голл. |
1849 |
1849 |
22 |
Kanonenschaluppe Nr.22 |
<Juhl>, Штральзунд / 9,77-9,55 |
прусс. |
1849 |
1849 |
23 |
Kanonenschaluppe Nr.23 |
<Gade>, Грайфсвальд / 9,37-8,18 |
голл. |
1849 |
1849 |
24 |
Kanonenschaluppe Nr.24 |
<Hamburg-Magdeburger DSF>, Букау-Магдебург, стр. № 30 / 9,72-9,6 |
прусс. |
1849 |
1849 |
25 |
Kanonenschaluppe Nr.25 |
<Juhl>, Штральзунд / 9,77-9,55 |
прусс. |
1849 |
1849 |
26 |
Kanonenschaluppe Nr.26 |
<Ehmcke>, Воллин / 9,76 |
прусс. |
1849 |
1849 |
27 |
Kanonenschaluppe Nr.27 |
<Hamburg-Magdeburger DSF>, Букау-Магдебург, стр. № 31 / 9,72-9,6 |
прусс. |
1849 |
1849 |
28 |
Kanonenschaluppe Nr.28 |
<Hamburg-Magdeburger DSF>, Букау-Магдебург, стр. № 32 / 9,72-9,6 |
прусс. |
1849 |
1849 |
29 |
Kanonenschaluppe Nr.29 |
<Dierling>, Дамгартен / 9,68 |
прусс. |
1849 |
1849 |
30 |
Kanonenschaluppe Nr.30 |
<Dierling>, Дамгартен / 9,68 |
прусс. |
1849 |
1849 |
31 |
Kanonenschaluppe Nr.31 |
<Moegenburg>, Кольберг / 9,67 |
прусс. |
1849 |
1849 |
32 |
Kanonenschaluppe Nr.32 |
<Moegenburg>, Кольберг / 9,67 |
прусс. |
1849 |
1849 |
33 |
Kanonenschaluppe Nr.33 |
<Moegenburg>, Кольберг / 9,67 |
прусс. |
1849 |
1849 |
34 |
Kanonenschaluppe Nr.34 |
<Moegenburg>, Кольберг / 9,67 |
прусс. |
1849 |
1849 |
35 |
Kanonenschaluppe Nr.35 |
<Moegenburg>, Кольберг / 9,67 |
прусс. |
1849 |
1849 |
36 |
Kanonenschaluppe Nr.36 |
<Moegenburg>, Кольберг / 9,67 |
прусс. |
1849 |
1849 |
ТТХ
Водоизмещение |
ок. 40 т. |
Размерения |
длина |
19,2 м |
ширина |
Strelasund - 5,33 м, серийные - 3,35 м |
осадка |
1,2 м |
глубина трюма |
2,2 - 2,5 м |
Энергетическая установка |
вёсла |
13 пар (по 2, с 1850 - по 1 чел. на весло) |
паруса |
люгер, 120 м², Nr.8 с 1849 - только 1 мачта, катерный такелаж |
Скорость |
на вёслах |
2,5 уз. |
Экипаж |
59 чел. (матросы, + 1 офицер на 2 шлюпа). Экипаж (кроме вахты) ночевал в палатках или казармах на берегу. (исключение: более широкий Strelasund) |
Дополнительные данные |
корпус |
Nr. 1, 23 голландского типа и Nr. 4, 5 - шведского типа - деревянные с 2 продольными переборками
Nr. 2, 3 - датского типа и Nr. 12, 24, 27, 28- прусского типа - дубовые с 2 продольными и 2 поперечными переборками
Nr. 8, 9, 13-22, 25, 26, 29-36 - прусского типа - также дубовые с 2 продольными и 2 поперечными переборками, но с железными шпангоутами
Nr. 6, 7, 10, 11 - прусского типа - железный набор по поперечной схеме и дубовая обшивка, 1 деревянная, 4 железных поперечных и 2 железные продольные переборки. |
управление |
1 руль в корме |
цена |
? |
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально |
позже |
1 - 24 ф. железная пушка |
1 - 68 ф. бомбическая пушка |
1 - 25 ф. шведская карронада |
2 - 12 ф. гаубицы |
канонерский шлюп в походной и боевой конфигурации
С началом Шлезвигской войны с Данией в 1848 г. оказалось, что Пруссии нечем защищать свои берега, поэтому на различных верфях срочно развернули строительство канонерок. Первой была готова лодка штральзундской верфи "Erich", построенная по голландскому типу. По её образцу разным верфям было выдано одно техническое задание, но особенности конструкции они вольны были выбирать сами, поэтому корабли различались конструкцией и материалом корпуса, но имели одинаковое вооружение и паруса.
Одна из лодок штральзундской верфи Juhl (Nr. 22 или Nr. 25) была построена на средства пожертвований флотских обществ Галле и Рюгена (спущена 31.07.1849) и короткое время несла имя "Halle-Rügen"; другая лодка, постройки грайфсвальдской верфи Gade (Nr. 21 или Nr. 23) была заказана на средства пожертвований парламента Грайфсвальда и несла имя "Gryphia".
Лодки вводились в строй только на время войны в 1848-1851 и 1864, иногда использовались для паромных перевозок на Рюген, всё остальное время стояли вытащенными на берег. В 1849-1851 в качестве флагмана использовался пароход Königin Elisabeth, для доставки на позиции - 8 мобилизованных буксиров, в качестве базы командующего флотилией и штаба - арендованный грузовой коммерческий барк "Norma" (1848, 265 брт.).
В начале войны 2-я дивизия береговой флотилии в составе 3 отрядов из 9 шлюпов, вместе с корветом "Amazone", вооружённым п/х "Preußische Adler" и буксирами "Uecker" и "Pfeil" базировалась в Свинемюнде, 3-й и 4-й отряды 1-й дивизии с пароходом "Danzig" - в районе Лаутербаха, а 2-й отряд в Бархёфте (позднее в Шапроде) и 5-й в Западном Дивенове. В их распоряжении были пароходы "Tartar" и "Oder". С наступлением навигации в 1849 году 1-я дивизия канонерок перешла в Лаутербах около Путбуса и Западный Дивенов. В качестве флагманского корабля использовался вооружённый пароход "Königin Elisabeth", позже заменённый на "Danzig", а также два буксира: "Tartar" и "Oder". 2-я дивизия с "Preußische Adler" и "Amazone" стояла в Щеттине, имея в распоряжении буксир ""Pfeil"".
По окончании войны, с 9 сентября лодки 1-й дивизии были вытащены на берег и законсервированы, а 2-я дивизия, состоящая из 9 шлюпов с буксирами "Uecker" и "Pfeil" осталась на дежурстве для обучения экипажей в Лаутербахе под руководством лейтенанта II класса Германа. После завершения обучения численность персонала была сокращена и оставшиеся лодки также отправлены на консервацию.
В 1862 были списаны 4 некачественно построенных шлюпа, остальные с началом второй войны с Данией в феврале 1864 были расконсервированы и составили 4-ю и 5-ю дивизии береговой обороны. Им были приданы два уже знакомых по прошлой войне буксира: "Tartar" (при 4-й) и "Uecker" (при 5-й). В ноябре боевые действия закончились и лодки вновь вытащили на берег.
С 1867 две лодки использовались в Киле как баржи, остальные были списаны 26.04.1870. 2 единицы продолжили службу в качестве барж для армейской водной службы, (К I и K X), 9 корпусов до 1890 использовали в Вильгельмсхафене как понтоны для наплавного моста портового канала, 17 сентября 1881 один из этих шлюпов был потоплен как мишень взрывом мины, зажигание произвёл лично император с яхты Hohenzollern.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
+ |
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. forum-marinearchiv.de (Dr. Günther Meyer) |
последнее обновление: 30.04.2019
|