Сторожевики  
  Корабли авиации  
  Учебные  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

противолодочные катера (Uboot-Sucher, U-Boot-Suchboote, Uboot-Zerstörer) типа

UZ II


Германия, 1920-1923 г. 12 (13) ед.
В 1923-1926 2 ед. служили служебными катерами (Flugbeobachtungsboot) ВВС, в 1922-1934 2 ед. - учебными катерами (Schulboot)
В 1939-1943 1 ед. служил патрульным катером (Hafenschutzboot), 1 ед. - спасательным катером (Hilfsflugbetriebsboot) ВВС

UZ-27...35

*
UZ-23...UZ-35
*
Otto Lilienthal
*
Maria
*
Käthe
*
Nordmark (H 102, DWo 42, JNy 15, Vs 1254
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. верфь-строитель спуск /в строю примечания
1 UZ 23 <H. Heidtmann>, Гамбург 1917 4.09.1922 исключён, в 01.1923 продан в Гамбурге, с 1924 Hassan Birr Hansis Hofmeister, Германия, но под турецким флагом, с 1925 как Marchel с 1926 Hai, затем снова Hassan Birr, 3.11.1927 года как задержан литовскими пограничниками, конфискован, с 1929 As de Pique, Franz Jäger, Эстония, ходил под различными флагами, в т.ч. Эстонии и Румынии, контрабанда спирта в Швецию и Финляндию, в 1934-1936 гг как Canopus, Ф.Ояп, Палдиски, в 1937 г. С.Тамберг, дальнейшая судьба не известна. ---
15.11.1920
2 UZ 24 <H. Heidtmann>, Гамбург 1917 4.09.1922 исключён, в 01.1923 продан в Гамбурге, дальнейшая судьба не известна ---
1.10.1920
3 UZ 25 <Max Oertz>, Гамбург 1917 20.11.1920 исключён, 01.1923 продан Baierle, Любек, в 1923 по 1924 переоборудован в Варнемюнде в моторную яхту Maria, дальнейшая судьба не известна ---
1920
4 UZ 26 <Max Oertz>, Гамбург 1917 22.11.1920 исключён, 01.1923 продан Baierle, Любек, дальнейшая судьба не известна, возможно с 1926 по 1932 моторная яхта Erna, M. Tannen, Каролинензиль ---
1.10.1920
5 UZ 27 <Fr. Lürssen>, Фегезак 1917 20.02.1936 исключён, Schleswig, штурмовые отряды (SA) НДСАП, Нордмарк, дальнейшая судьба не известна ---
5.07.1920
6 UZ 28 <Fr. Lürssen>, Фегезак 1917 16.05.1934 исключён, штурмовые отряды НДСАП SA-Marinestandarte 77, Берлин, в 1939 был ещё на ходу, дальнейшая судьба не известна ---
5.07.1920
7 UZ 29 <Abeking & Rasmussen>, Лемвердер, стр. № 843 1917 20.02.1936 исключён, Holstein, штурмовые отряды (SA) НДСАП, Нордмарк, дальнейшая судьба не известна ---
10.06.1920
8 UZ 30 <Abeking & Rasmussen>, Лемвердер, стр. № 844 1917 4.09.1922 исключён, с 1923 служебный катер гидроавиации Otto Lilienthal, с 1927 таможенный крейсер Hindenburg, с 16.05.1934 в таможне Эмдена в 1950 исключен и продан, в 1962 брошен в Норденхафене
25.06.1920
9 UZ 31 <Abeking & Rasmussen>, Лемвердер, стр. № 845 1917 снят со строительства, в 1923 достроен как служебный катер гидроавиации Maria, служил до 1928 г., дальнейшая судьба не известна ---
---
10 UZ 32 <Rolandwerft>, Бремен 1917 в 1920 исключён, с 1926 Käthe, L. Staal, Данциг-Багбанд, с 1930 армия, при артиллерийском полигоне в Рюгенвальде, с 11.1940 г. вспомогательный водолазный бот и торпедолов ВВС в Гроссенброде, с 1941 - спасательный катер ВВС, дальнейшая судьба не известна
10.10.1920
11 UZ 33 <Rolandwerft>, Бремен 1917 3.11.1920 (???) исключён, дальнейшая судьба не известна ---
17.07.1920
12 UZ 34 <C. Waap>, Киль 1917 с 10.1922 учебный катер ВМФ, 16.05.1934 исключён, Nordmark, штурмовые отряды (SA) НДСАП, Нордмарк с 22.08.1939 патрульный катер H 102, Hafenschutzfl. Kiel, с 5.10.1940 флагманский катер комендатуры охраны водного района Киля, с 07.1942 патрульный катер DWo 42, затем JNy 15, позже Vs 1254, 1.03.1943 исключен после разрушения корпуса на слипе и разобран
1.10.1920
13 UZ 35 <C. Waap>, Киль 1917 с 10.1922 учебный катер ВМФ, в 16.05.1934 исключён, продан в Киле, дальнейшая судьба не известна ---
5.09.1921
ТТХ
Водоизмещение 51,5/60,2 т
Размерения длина 31,0 м
ширина 4,4 м
осадка 1,3/1,2 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных стальных винта Ø 0,88 м
1 МО 2x12 цил. 4-такт. бензиновых мотора Benz с коробкой передач (реверс)
эфф. мощность / об/мин. 500 л.с./500-570
Ходовые данные скорость 14,6 - 16,0 уз.
контр. дальность хода 1100 миль на 14 уз. при 8,6 т. бензина
Экипаж 17-18 чел. (0-1 офицер), во время II МВ: 11-15 чел.
Доп. данные корпус круглоскулый деревянный с обшивкой встык
управление 1 руль
плавсредства изредка: 1 ялик
ВООРУЖЕНИЕ
по штату 1-52 мм пушка / 55 кал., фактически только на UZ 34-35, на остальных 1 пулемёт, катера ВВС без вооружения
планируемое противолодочное вооружение не устанавливалось

 

24
В 1917 были разработаны чертежи второй серии катеров-охотников за подводными лодками. Заказы получили те-же верфи (кроме одной), что строили катера предыдущего заказа: "H. Heidtmann" и "Max Oertz" в Гамбурге, "Fr. Lürssen" в Фегезаке, "Roland-Werft Vertens & Co." в Бремене и "C. Waap" в Киле построили по два катера, верфь "Abeking & Rasmussen" в Лемвердере, как и в первой серии получила заказ на три единицы.

26
Катера были ощутимо крупнее и, в отличие от предыдущей серии и строились по гладкопалубному типу. К тому-же чертежи были разработаны детально, организовано снабжение верфей штатными моторами и прочим оборудованием, и в результате катера внешне выглядели абсолютно идентично. Их отличительной внешней "визитной карточкой" стало расположение открытой сзади рулевой рубки в корму от кожуха машинного отделения, что было сделано для защиты от забрызгивания в открытом море.

28
Единственное, где адмиралтейство оставило верфям свободу - в выборе породы дерева для корпуса и метода его обшивки. Большинство верфей набирали корпуса из дуба по поперечной схеме и использовали диагональную обшивку встык, "Roland-Werft" - двойную встык. Как и в прошлой серии отличилась яхтенная верфь "Oertz" - она использовала имеющиеся запасы красного дерева в качестве материала для корпусов каркасной схемы набора.

29
32
Катера оснащались 4-тактными 12-цилиндровыми бензиновыми моторами Benz суммарной мощностью в 500 л.с., вращавших два 4-лопастных стальных винта Ø 0,88 м, позволявшие им разогнаться на испытаниях до 16 узлов. Все катера имели 1 руль, довольно хорошо маневрировали. Выхлопные газы выводились через отверстия в корпусе по сторонам в корме, мореходность по ветру составляла 6-7 баллов. По некоторым данным имели электрическое оборудование. По штату плавсредства отсутствовали, но при необходимости могли брать на борт один небольшой ялик.

29
Вооружение по штату составляла 52-мм пушка, но так, как катера вступали в строй уже после войны, контрольная комиссия Антанты разрешила ставить только 1 пулемёт. Судя по имеющимся фотографиям, на UZ 35 (по др. данным на UZ 34) в какой-то момент (в 1922?) пушка всё-таки стояла, однако многие катера "временно" вообще не имели никакого вооружения. Про противолодочное речь даже не шла - устанавливать его в тот период не имело никакого смысла. Нет также никаких данных о возможном привлечении этих катеров к послевоенному тралению.

32
32
Все катера были спущены на воду в том-же 1917 году, но из-за задержек с поставками моторов стояли без дела до конца войны. Лишь во второй половине 1920 года 11 единиц были сданы флоту, 12-й - осенью 1921, а третий катер верфи "Abeking & Rasmussen" и в 1922 всё ещё стоял без моторов и флот от его достройки отказался.
33

06.1920 07.1920 ?.1920 10.1920 11.1920 09.1921 1923
UZ 29
UZ 30
UZ 27
UZ 28
UZ 33
UZ 25 UZ 24
UZ 26
UZ 32
UZ 34
UZ 23 UZ 35 UZ 31

 

Оба катера верфи Орца из красного дерева (UZ 25 и UZ 26) вскоре после ввода в строй были списаны (20 и 22 ноября 1920) и выставлены на продажу, но из-за высокой цены реализовать их удалось только в январе 1923. Их купил капитан-лейтенант Байерле (Baierle) из Любека и с 1923 по 1924 перестроил в комфортабельные моторные яхты. Первая получила имя Maria, про вторую можно только предположить, что это была купленная в 1926 M. Tannen из Каролинензиля Erna. В 1932 году он перепродал её другому владельцу. Судьбы обеих яхт не установлены.

30 Hindenburg
4 сентября 1922 из списков ВМФ исключили три катера: хайдтманнские UZ 23 и UZ 24, а также UZ 30 и недостроенный UZ 31 постройки Расмуссена. Первые два были проданы частному владельцу в Гамбурге, два других фиктивно принадлежали гражданскому спортивному обществу, которое фактически подчинялось ВМФ и предназначалось для подготовки морских лётчиков. В разное время этим занимались организации Sportflug GmbH, SEVERA (Seeflugzeug-Versuchsabteilung, с 1925) и DVS (Deutschen Verkehrsfliegerschulen, с 1925). Катера предназначались для обеспечения учебных и испытательных полётов гидросамолётов (Flugzeugbeobachtungs- und Betriebsboote). В виду их "гражданского" статуса установка вооружения не предполагалась.

31 Maria
UZ 30 получил имя Otto Lilienthal (Карл-Вильгельм Отто Лилиенталь (1848—1896) — немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц). Объём работ был незначительным и вскоре катер вступил в строй в новом качестве. Недостроенный UZ 31, от которого флот уже отказался, верфь предполагала продать в качестве яхты и провела соответствующее переоборудование, установив вместо маленькой рубки салонные надстройки, однако вскоре агенты флота выразили желание приобрести этот катер для авиашколы. В 1923 он вступил в строй с "яхтенной внешностью" и столь-же яхтенным именем Maria и служил при станции гидроавиации в Листе на Зюльте.
31 Maria

30 Hindenburg
Служили они в новом качестве, правда, не долго - при тяжёлом финансовом положении в стране руководство посчитало стоимость эксплуатации катеров избыточной и заменило их на один небольшой мотобот Flugzeugbetriebsboot I. UZ 30 передали таможне и после переоборудование под дизеля (мощность упала до 300 л.с., скорость до 12 уз.) в 1927 он был принят в эксплуатацию как таможенный крейсер (Zollkreuzer) Hindenburg. Maria в 1928 тоже была продана, но кому - не известно.

Hindenburg ждала долгая жизнь - с 16 мая 1934 он использовался в таможне Эмдена, о службе в годы войны нет данных, но известно, что катер её пережил, остался в Германии и был исключен и продан лишь в 1950 году, но и далее был на ходу, пока не был брошен в гавани Нордена в 1962.

***

34
В октябре 1922 два катера постройки Waap, UZ 34 и UZ 35, официально перечислили в учебные (Schulboote). Позже (точная дата не известна) исключили оба катера постройки Rolandwerft: UZ 32 и UZ 33. Первый в 1926 году был продан L. Staal из Данцига-Багбанда и эксплуатировался под именем Käthe, судьба второго не установлена.

В 1930-х годах все катера, оставшиеся в составе ВМФ, постепенно списали. 9 июня 1933 исключили учебный UZ 35 и 21 октября 1933 продали в Киле. 16 мая 1934 UZ 28 и UZ 35 передали штурмовым отрядам (SA) НДСАП в Берлине и Нордмарке, второй при этом был переименован в Nordmark. 20 февраля 1936 штурмовым отрядам (SA) НДСАП в Нордмарке передали и последние два катера: UZ 27 и UZ 29, они получили имена соответственно Schleswig и Holstein.
34+28

 
29+32+35
 
33
 
35
 
35
 
35
 
35
 

В гражданском флоте проданные катера использовались в основном как яхты, о них мало чего известно. Более интересной страницей в гражданской истории этих катеров было их участие в 1020-х - 1930-х годах в "финском мосте" - контрабанде спиртных напитков из Эстонии в Финляндию, где тогда был "сухой закон". Достаточно высокая скорость позволяла катерам без труда отрываться от преследования.

As de Pique
В 1924 предприимчивый немецкий владелец Hansis Hofmeister снарядил три катера для контрабандной торговли, они ходили под турецким флагом и получили турецкие наименования: Hassan Uetsch, Hassan Eekj и Hassan Birr. Предположительно, все они были катерами типа UZ, но достоверно известно только о последнем.

Hassan Birr (быв. UZ 23) в целях конспирации периодически носил другие имена: в 1925-26 гг Marchel, в 1926 году Hai. Известность он получил 3 ноября 1927 года, когда был задержан после боя с литовским пограничным судном «Prezidentas Smetona» (3 раненых) и конфискован в пользу Литовского государства. В 1929 в Клайпеде он был продан с аукциона эстонскому владельцу Францу Ягеру (Franz Jäger) и переименован в As de Pique и далее ходил под различными флагами, в т.ч. Эстонии и Румынии. Не смотря на уже имевшийся печальный опыт попадания в руки пограничников, катер продолжал использовался в целях контрабанды спирта в Швецию и Финляндию. В 1934-1936 гг им владел Ф. Ояп из Палдиски, катер был переименован в Canopus (рег № 933). С 1937 г. он принадлежал С. Тамбергу. Дальнейшая судьба не известна.

***

32
32
Если флот к 1936 гоу избавился от катеров этого типа, иначе было в армии: в 1930 г. Рейхсвер купил у данцигского владельца два катера, один из которых, Käthe был бывшим UZ 32 этого типа. Катер использовался для обеспечения безопасности при артиллерийском полигоне в Рюгенвальде, с 11.1940 г. - как вспомогательный водолазный бот и торпедолов Люфтваффе в Гроссенброде, а в 1941 был окончательно передан ВВС и служил спасательным катером при SBK VI (Bug) в Несте. Последнее известное упоминание о катере относится к 5 сентября 1942, когда он с двумя катерами типа FL.B вышел из Рюгенвальде на помощь Ar-196 из 4./Fl.Erg.Gr.See, совершившему вынужденную посадку в 2 км к северо-западу от Штольпмюнде.

35
35
История службы катеров этого типа в составе ВМФ однако ещё не закончилась. С началом войны многие гражданские катера были мобилизованы в качестве сторожевых. Достоверно известно, что 22 августа 1939 в состав флотилии охраны гавани в Киле был введён полученный от штурмовых отрядов (SA) НДСАП в Нордмарке Nordmark (быв. UZ 35). Он получил тактический номер H 102. Уже 20 октября 1939 он был выведен из состава флотилии, 5 апреля 1940 передан комендатуре охраны водного района Киля в качестве флагманского катера, но в июле 1942 вернулся во флотилию под номером DWo 42, позже он служил, как JNy 15 во флотилии в Нюборге, с 1 октября 1943 там-же, как Vs 1254, но по другим данным ещё 1 марта 1943 был списан по причине разрушения корпуса на слипе (вероятно в результате бомбёжки) и был разобран.

Не исключено, что ВМФ использовал и другие мобилизованные катера этого типа, но данные об этом на данный момент отсутствуют.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, De, 1983.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
http://navyworld.narod.ru/sb01.htm
https://www.navypedia.org/ships/germany/ger_mb_uz23.htm
https://fong1975.livejournal.com/18103.html
http://luftwaffe-zur-see.de/Kdo.Schiff/Flugbetriebsboote.htm
http://www.historisches-marinearchiv.de: KTB des General der Luftwaffe beim Oberbefehlshaber der Kriegsmarine / Oberquartiermeister

последнее обновление: 30.04.2021
 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1920
Военный флаг Третьего рейха, 1939-1943
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1935

UZ постройки "Abeking & Rasmussen".

UZ 33

UZ 33

UZ 32

UZ 32

UZ 32

UZ 35

UZ 35

UZ 35

UZ 35

UZ 33

UZ 29, UZ 32 и UZ 35.

UZ 28 и UZ 34 в Пиллау, 1930 г.

UZ 35

UZ 32

As De Pica

UZ 35

Более поздний план перестройки UZ 31.

Первоначальный план перестройки UZ 31.

UZ 30 Hindenburg

UZ 30 Hindenburg

UZ 29

UZ 32

UZ 29

UZ 28

UZ 26

UZ 24

UZ II
Предыдущая страница - противолодочные катера типа UZ-I.
Предыдущая страница - мотоботы обеспечения полётов авиации ВМФ 1916-1918 гг.
Следующая страница - мотобот обеспечения полётов авиации "Flugzeugbetriebsboot I".
Следующая страница -???.