|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
противолодочные катера (Uboot-Sucher, U-Boot-Suchboote, Uboot-Zerstörer) типа
Германия, 1920-1923 г. 12 (13) ед. В 1923-1926 2 ед. служили служебными катерами (Flugbeobachtungsboot) ВВС, в 1922-1934 2 ед. - учебными катерами (Schulboot) В 1939-1943 1 ед. служил патрульным катером (Hafenschutzboot), 1 ед. - спасательным катером (Hilfsflugbetriebsboot) ВВС UZ-27...35
* UZ-23...UZ-35 * Otto Lilienthal * Maria * Käthe * Nordmark (H 102, DWo 42, JNy 15, Vs 1254 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
24 В 1917 были разработаны чертежи второй серии катеров-охотников за подводными лодками. Заказы получили те-же верфи (кроме одной), что строили катера предыдущего заказа: "H. Heidtmann" и "Max Oertz" в Гамбурге, "Fr. Lürssen" в Фегезаке, "Roland-Werft Vertens & Co." в Бремене и "C. Waap" в Киле построили по два катера, верфь "Abeking & Rasmussen" в Лемвердере, как и в первой серии получила заказ на три единицы.26 Катера были ощутимо крупнее и, в отличие от предыдущей серии и строились по гладкопалубному типу. К тому-же чертежи были разработаны детально, организовано снабжение верфей штатными моторами и прочим оборудованием, и в результате катера внешне выглядели абсолютно идентично. Их отличительной внешней "визитной карточкой" стало расположение открытой сзади рулевой рубки в корму от кожуха машинного отделения, что было сделано для защиты от забрызгивания в открытом море.28 Единственное, где адмиралтейство оставило верфям свободу - в выборе породы дерева для корпуса и метода его обшивки. Большинство верфей набирали корпуса из дуба по поперечной схеме и использовали диагональную обшивку встык, "Roland-Werft" - двойную встык. Как и в прошлой серии отличилась яхтенная верфь "Oertz" - она использовала имеющиеся запасы красного дерева в качестве материала для корпусов каркасной схемы набора.29 32 Катера оснащались 4-тактными 12-цилиндровыми бензиновыми моторами Benz суммарной мощностью в 500 л.с., вращавших два 4-лопастных стальных винта Ø 0,88 м, позволявшие им разогнаться на испытаниях до 16 узлов. Все катера имели 1 руль, довольно хорошо маневрировали. Выхлопные газы выводились через отверстия в корпусе по сторонам в корме, мореходность по ветру составляла 6-7 баллов. По некоторым данным имели электрическое оборудование. По штату плавсредства отсутствовали, но при необходимости могли брать на борт один небольшой ялик.29 Вооружение по штату составляла 52-мм пушка, но так, как катера вступали в строй уже после войны, контрольная комиссия Антанты разрешила ставить только 1 пулемёт. Судя по имеющимся фотографиям, на UZ 35 (по др. данным на UZ 34) в какой-то момент (в 1922?) пушка всё-таки стояла, однако многие катера "временно" вообще не имели никакого вооружения. Про противолодочное речь даже не шла - устанавливать его в тот период не имело никакого смысла. Нет также никаких данных о возможном привлечении этих катеров к послевоенному тралению.32 32 Все катера были спущены на воду в том-же 1917 году, но из-за задержек с поставками моторов стояли без дела до конца войны. Лишь во второй половине 1920 года 11 единиц были сданы флоту, 12-й - осенью 1921, а третий катер верфи "Abeking & Rasmussen" и в 1922 всё ещё стоял без моторов и флот от его достройки отказался.33
Оба катера верфи Орца из красного дерева (UZ 25 и UZ 26) вскоре после ввода в строй были списаны (20 и 22 ноября 1920) и выставлены на продажу, но из-за высокой цены реализовать их удалось только в январе 1923. Их купил капитан-лейтенант Байерле (Baierle) из Любека и с 1923 по 1924 перестроил в комфортабельные моторные яхты. Первая получила имя Maria, про вторую можно только предположить, что это была купленная в 1926 M. Tannen из Каролинензиля Erna. В 1932 году он перепродал её другому владельцу. Судьбы обеих яхт не установлены. 30 Hindenburg 4 сентября 1922 из списков ВМФ исключили три катера: хайдтманнские UZ 23 и UZ 24, а также UZ 30 и недостроенный UZ 31 постройки Расмуссена. Первые два были проданы частному владельцу в Гамбурге, два других фиктивно принадлежали гражданскому спортивному обществу, которое фактически подчинялось ВМФ и предназначалось для подготовки морских лётчиков. В разное время этим занимались организации Sportflug GmbH, SEVERA (Seeflugzeug-Versuchsabteilung, с 1925) и DVS (Deutschen Verkehrsfliegerschulen, с 1925). Катера предназначались для обеспечения учебных и испытательных полётов гидросамолётов (Flugzeugbeobachtungs- und Betriebsboote). В виду их "гражданского" статуса установка вооружения не предполагалась.31 Maria UZ 30 получил имя Otto Lilienthal (Карл-Вильгельм Отто Лилиенталь (1848—1896) — немецкий инженер, один из пионеров авиации, объяснивший причины парения птиц). Объём работ был незначительным и вскоре катер вступил в строй в новом качестве. Недостроенный UZ 31, от которого флот уже отказался, верфь предполагала продать в качестве яхты и провела соответствующее переоборудование, установив вместо маленькой рубки салонные надстройки, однако вскоре агенты флота выразили желание приобрести этот катер для авиашколы. В 1923 он вступил в строй с "яхтенной внешностью" и столь-же яхтенным именем Maria и служил при станции гидроавиации в Листе на Зюльте.31 Maria 30 Hindenburg Служили они в новом качестве, правда, не долго - при тяжёлом финансовом положении в стране руководство посчитало стоимость эксплуатации катеров избыточной и заменило их на один небольшой мотобот Flugzeugbetriebsboot I. UZ 30 передали таможне и после переоборудование под дизеля (мощность упала до 300 л.с., скорость до 12 уз.) в 1927 он был принят в эксплуатацию как таможенный крейсер (Zollkreuzer) Hindenburg. Maria в 1928 тоже была продана, но кому - не известно.Hindenburg ждала долгая жизнь - с 16 мая 1934 он использовался в таможне Эмдена, о службе в годы войны нет данных, но известно, что катер её пережил, остался в Германии и был исключен и продан лишь в 1950 году, но и далее был на ходу, пока не был брошен в гавани Нордена в 1962. *** 34 В октябре 1922 два катера постройки Waap, UZ 34 и UZ 35, официально перечислили в учебные (Schulboote). Позже (точная дата не известна) исключили оба катера постройки Rolandwerft: UZ 32 и UZ 33. Первый в 1926 году был продан L. Staal из Данцига-Багбанда и эксплуатировался под именем Käthe, судьба второго не установлена.В 1930-х годах все катера, оставшиеся в составе ВМФ, постепенно списали. 9 июня 1933 исключили учебный UZ 35 и 21 октября 1933 продали в Киле. 16 мая 1934 UZ 28 и UZ 35 передали штурмовым отрядам (SA) НДСАП в Берлине и Нордмарке, второй при этом был переименован в Nordmark. 20 февраля 1936 штурмовым отрядам (SA) НДСАП в Нордмарке передали и последние два катера: UZ 27 и UZ 29, они получили имена соответственно Schleswig и Holstein.
34+28 29+32+35
33
35
35
35
35
В гражданском флоте проданные катера использовались в основном как яхты, о них мало чего известно. Более интересной страницей в гражданской истории этих катеров было их участие в 1020-х - 1930-х годах в "финском мосте" - контрабанде спиртных напитков из Эстонии в Финляндию, где тогда был "сухой закон". Достаточно высокая скорость позволяла катерам без труда отрываться от преследования. As de Pique В 1924 предприимчивый немецкий владелец Hansis Hofmeister снарядил три катера для контрабандной торговли, они ходили под турецким флагом и получили турецкие наименования: Hassan Uetsch, Hassan Eekj и Hassan Birr. Предположительно, все они были катерами типа UZ, но достоверно известно только о последнем.Hassan Birr (быв. UZ 23) в целях конспирации периодически носил другие имена: в 1925-26 гг Marchel, в 1926 году Hai. Известность он получил 3 ноября 1927 года, когда был задержан после боя с литовским пограничным судном «Prezidentas Smetona» (3 раненых) и конфискован в пользу Литовского государства. В 1929 в Клайпеде он был продан с аукциона эстонскому владельцу Францу Ягеру (Franz Jäger) и переименован в As de Pique и далее ходил под различными флагами, в т.ч. Эстонии и Румынии. Не смотря на уже имевшийся печальный опыт попадания в руки пограничников, катер продолжал использовался в целях контрабанды спирта в Швецию и Финляндию. В 1934-1936 гг им владел Ф. Ояп из Палдиски, катер был переименован в Canopus (рег № 933). С 1937 г. он принадлежал С. Тамбергу. Дальнейшая судьба не известна. *** 32 32 Если флот к 1936 гоу избавился от катеров этого типа, иначе было в армии: в 1930 г. Рейхсвер купил у данцигского владельца два катера, один из которых, Käthe был бывшим UZ 32 этого типа. Катер использовался для обеспечения безопасности при артиллерийском полигоне в Рюгенвальде, с 11.1940 г. - как вспомогательный водолазный бот и торпедолов Люфтваффе в Гроссенброде, а в 1941 был окончательно передан ВВС и служил спасательным катером при SBK VI (Bug) в Несте. Последнее известное упоминание о катере относится к 5 сентября 1942, когда он с двумя катерами типа FL.B вышел из Рюгенвальде на помощь Ar-196 из 4./Fl.Erg.Gr.See, совершившему вынужденную посадку в 2 км к северо-западу от Штольпмюнде.35 35 История службы катеров этого типа в составе ВМФ однако ещё не закончилась. С началом войны многие гражданские катера были мобилизованы в качестве сторожевых. Достоверно известно, что 22 августа 1939 в состав флотилии охраны гавани в Киле был введён полученный от штурмовых отрядов (SA) НДСАП в Нордмарке Nordmark (быв. UZ 35). Он получил тактический номер H 102. Уже 20 октября 1939 он был выведен из состава флотилии, 5 апреля 1940 передан комендатуре охраны водного района Киля в качестве флагманского катера, но в июле 1942 вернулся во флотилию под номером DWo 42, позже он служил, как JNy 15 во флотилии в Нюборге, с 1 октября 1943 там-же, как Vs 1254, но по другим данным ещё 1 марта 1943 был списан по причине разрушения корпуса на слипе (вероятно в результате бомбёжки) и был разобран.Не исключено, что ВМФ использовал и другие мобилизованные катера этого типа, но данные об этом на данный момент отсутствуют.
|