Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Канонерская лодка I класса (Kanonenboot I. Cl.)

 Eber 


Германия, 1887 г. 1 ед. (проект 1885 г.)

 

*
Eber
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Eber <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 10, Ersatz Albatross 1886 служила за границей, 16.03.1889 выброшена на риф ураганом вместе с Adler на Самоа: 13°49s/171°46w, погибло 73 чел.
15.02.1887
25.09.1887
ТТХ
Водоизмещение нормальное 582 т
полное 735 т
регистровое 377 брт, 222 нрт
Размерения длина ВЛ 48,5 м
полная 51,7 м
ширина 8,00 м
осадка носом 3,10 м
кормой 3,80 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 2,8 м
1 МО 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ двойного расширения
1 КО 2 цилиндрических ПК (4 топки, 6 атм., 310 м²)
проектная мощность 760 л.с.
паруса барк, 590 м²
Скорость проектная 11 уз.
на испытаниях 11 уз. при 760 л.с., 115 об/мин.
Запас топлива 78 т. угля
Дальность на 9 уз. 2000 миль
Экипаж 85 чел. (5 офицеров, 80 матросов), "Hyäne" с 1897: 106 чел. (5 офицеров, 101 матрос)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 5 отсеков
электроснабжение отсутствовало
управление 1 руль
плавсредства 1 вельбот, 2 катера, 1 ял, 1 шлюпка
позже: 1 паровая шлюпка, 1-2 катера, 1 ял, 1 шлюпка
цена 732 тыс. марок
ВООРУЖЕНИЕ
3 - 105 мм/35 [390 снарядов], 8000 м
4 - 37 мм револьверных



 

Из за плохого состояния обеих лодок типа Albatross, было решено их заменить, но, так как финансовые средства Императорского морского флота на строительство канонерских лодок были очень ограничены, корабль построили только один. Конструктивно - развитие типа "Wolf", но с таранным форштевнем, железной палубой и новой артиллерией. 15 февраля 1887 новостройка была готова к спуску на воду. Тогдашний шеф военного порта Балтийского моря, вице-адмирал Вильгельм фон Викеде, крестил корабль именем "Кабан".

Как и предшественники, корабль имел относительно хорошую мореходность, но в шторм выходить в море всё-же не рекомендовалось. Корабль имел сильную, но мягкую килевую и бортовую качку, удовлетворительно управлялся и держал курс, хорошо ходил под парусами.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Eber

 

"Eber" ввели в строй 25 сентября 1887, чтобы провести испытания, после чего его подготовили для постоянной службы в южном море. 10 ноября 1887 корабль покинул Киль. Поход до Куктауна продолжался 131 день, из которых 49 канонерская лодка стояла в различных гаванях. Во время похода, который частично проходил только под парусами, происходили различные аварии, в том числе пожар в бункере. 24 апреля 1888 "Eber" достиг Апиа.

Командир лодки, капитан-лейтенант Бетге, заболел и командование перешло старшему офицеру, лейтенанту-цур-зее Эмсманну. В конце июля корабль отправился в направлении колонии Новая Гвинея и к Маршалловым островам. Во время похода неоднократно доходило до боевых столкновений с местным населением, которое взбунтовалось и убило руководителя станции. 2 октября 1888 Эмсманн поднял немецкий флаг на Науру. Кроме того, наблюдалась оживленная деятельность Американских миссий, которые, в числе прочего, поставляли местному населению оружие.

После возвращения в Апиа 22 ноября командование кораблём принял капитан-лейтенант Ойген Валлис. К этому времени возникло значительное напряжение из-за вопроса владения Самоа между Немецкой империей, Великобританией и Соединенными Штатами. Вождь Матаафа Джозефо попросил немецкие корабли выделить десантную часть для защиты плантаций. 18 декабря у Вайлеле она встретились с самоанскими войсками под руководством американца. В последующем бою 16 немцев были убиты и 27 тяжело ранены. Один из убитых был членом экипажа "Eber".

После боя волнения среди самоанцев не убавлялись, было подожжено немецкое консульство а также втянуты в конфликт британцы. Напряжения в отношениях между великими державами, особенно между Немецкой империей и Соединенными Штатами не ослаблялись. Немецкие корабли безвылазно стояли в Апиа, так как не хотели показать слабость и воодушевить самоанцев на новые преступления. Только "Eber" кратковременно покидал остров, чтобы доставить телеграмму о ходе боя при Вайлеле в Окленд, однако немедленно вернулся в Апиа.

В середине марта 1889 Самоа оказалось на пути тяжелого циклона. Хотя шторм в открытом море переносился лучше чем в маленьком и незащищенном порту Апиа, все военные корабли оставались там на якорях. Только британский "Calliope" рискнул выйти из гавани. "Eber" отдал 3 якоря, машины работали в полную силу, чтобы противостоять шторму, но якоря не держали, и после нескольких столкновений с крейсером Olga и с американскими кораблями сломался руль, якоря оборвались и прибоем канонерку бросило на риф с такой силой, что она перевернулась. 73 члена экипажа, в том числе командир, погибли. Лишь 1 офицер и 4 матроса пережили гибель корабля. Ещё 5 матросов были оставлены на берегу для охраны консульства и в момент беды не были на борту.

Когда шторм успокоился, на пляже и на рифе было найдено лишь немного поврежденных обломков - "Eber" был разрушен полностью. Оставшиеся в живых были доставлены пароходом "Lübeck" в Сидней, а оттуда на пароходе "Habsburg" Северогерманского Ллойда отправились на родину.

   

В качестве замены "Eber" для Императорского морского флота был построен Condor, крейсер типа "Bussard".

25.09.1887 - 08.1888 капитан-лейтенант Bethge поход и служба в Южном море
08 - 11.1888 лейтенант-цур-зее (и.о.) Hugo Emsmann
?.11.1888 - 16.03.1889 капитан-лейтенант Eugen Wallis

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 2: Schiffsbiographien von Baden bis Eber, Mundus Verlag, Ratingen o. J., S. 276–278.
3 Längin, Bernd G.: Die deutschen Kolonien. Schauplätze und Schicksale 1884 - 1918. Mittler, Hamburg u. a. 2005
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.01.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1887-1889
Eber
На переднем плане обломки носа "Eber", крупным планом - корвет ВМС США "Trenton", рядом с ним - затонувший корвет ВМС США "Vandalia". На заднем плане лежащий на боку "Adler".
Eber
После тайфуна в Апиа.
Eber
На переднем плане обломки носа "Eber", на ровном киле справа - корвет ВМС США "Trenton", рядом с ним - затонувший корвет ВМС США "Vandalia". На заднем плане лежащий на боку "Adler".
Eber
Расположение кораблей в гавани Апиа накануне тайфуна.
Eber
"Eber"
Eber
"Eber"
Eber
"Eber"
Следующая страница - канонерские лодки типа "Iltis"
Предыдущая страница - канонерские лодки типа "Wolf"