Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Канонерская лодка "Eber"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Канонерская лодка I класса (Kanonenboot I. Cl.)
Германия, 1887 г. 1 ед. (проект 1885 г.) * Eber *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Из за плохого состояния обеих лодок типа Albatross, было решено их заменить, но, так как финансовые средства Императорского морского флота на строительство канонерских лодок были очень ограничены, корабль построили только один. Конструктивно - развитие типа "Wolf", но с таранным форштевнем, железной палубой и новой артиллерией. 15 февраля 1887 новостройка была готова к спуску на воду. Тогдашний шеф военного порта Балтийского моря, вице-адмирал Вильгельм фон Викеде, крестил корабль именем "Кабан". Как и предшественники, корабль имел относительно хорошую мореходность, но в шторм выходить в море всё-же не рекомендовалось. Корабль имел сильную, но мягкую килевую и бортовую качку, удовлетворительно управлялся и держал курс, хорошо ходил под парусами. Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
"Eber" ввели в строй 25 сентября 1887, чтобы провести испытания, после чего его подготовили для постоянной службы в южном море. 10 ноября 1887 корабль покинул Киль. Поход до Куктауна продолжался 131 день, из которых 49 канонерская лодка стояла в различных гаванях. Во время похода, который частично проходил только под парусами, происходили различные аварии, в том числе пожар в бункере. 24 апреля 1888 "Eber" достиг Апиа. Командир лодки, капитан-лейтенант Бетге, заболел и командование перешло старшему офицеру, лейтенанту-цур-зее Эмсманну. В конце июля корабль отправился в направлении колонии Новая Гвинея и к Маршалловым островам. Во время похода неоднократно доходило до боевых столкновений с местным населением, которое взбунтовалось и убило руководителя станции. 2 октября 1888 Эмсманн поднял немецкий флаг на Науру. Кроме того, наблюдалась оживленная деятельность Американских миссий, которые, в числе прочего, поставляли местному населению оружие. После возвращения в Апиа 22 ноября командование кораблём принял капитан-лейтенант Ойген Валлис. К этому времени возникло значительное напряжение из-за вопроса владения Самоа между Немецкой империей, Великобританией и Соединенными Штатами. Вождь Матаафа Джозефо попросил немецкие корабли выделить десантную часть для защиты плантаций. 18 декабря у Вайлеле она встретились с самоанскими войсками под руководством американца. В последующем бою 16 немцев были убиты и 27 тяжело ранены. Один из убитых был членом экипажа "Eber". После боя волнения среди самоанцев не убавлялись, было подожжено немецкое консульство а также втянуты в конфликт британцы. Напряжения в отношениях между великими державами, особенно между Немецкой империей и Соединенными Штатами не ослаблялись. Немецкие корабли безвылазно стояли в Апиа, так как не хотели показать слабость и воодушевить самоанцев на новые преступления. Только "Eber" кратковременно покидал остров, чтобы доставить телеграмму о ходе боя при Вайлеле в Окленд, однако немедленно вернулся в Апиа. В середине марта 1889 Самоа оказалось на пути тяжелого циклона. Хотя шторм в открытом море переносился лучше чем в маленьком и незащищенном порту Апиа, все военные корабли оставались там на якорях. Только британский "Calliope" рискнул выйти из гавани. "Eber" отдал 3 якоря, машины работали в полную силу, чтобы противостоять шторму, но якоря не держали, и после нескольких столкновений с крейсером Olga и с американскими кораблями сломался руль, якоря оборвались и прибоем канонерку бросило на риф с такой силой, что она перевернулась. 73 члена экипажа, в том числе командир, погибли. Лишь 1 офицер и 4 матроса пережили гибель корабля. Ещё 5 матросов были оставлены на берегу для охраны консульства и в момент беды не были на борту. Когда шторм успокоился, на пляже и на рифе было найдено лишь немного поврежденных обломков - "Eber" был разрушен полностью. Оставшиеся в живых были доставлены пароходом "Lübeck" в Сидней, а оттуда на пароходе "Habsburg" Северогерманского Ллойда отправились на родину. В качестве замены "Eber" для Императорского морского флота был построен Condor, крейсер типа "Bussard".
|