Буксиры канонерских лодок прусского флота (Marineschlepper), мобилизованные в шлезвигскую войну
Пруссия, с 1848 г. 8 ед.
 типичный буксир середины XIX в.
* Danzig * Uecker * Pfeil * Tartar * Oder * Delphin * Matador * Wollin *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№ |
имя |
верфь-строитель / год постройки |
в строю |
примечания |
1 |
Danzig |
<Klawitter>, Данциг / 1846 |
кон. 1848 |
п/х компании Dampfschiffs-AG. "Danzig", так-же использовался, как брандвахта, в конце 1849 возвращён владельцу, 17.04.1855 погиб в крушении у Мемеля. |
2 |
Uecker |
Ньюкасл, Британия / 1847 |
кон. 1848 |
= Ücker, буксир компании "F. C. Radmann" в Икермюнде, в 1850 выкуплен Прусским флотом, в 1853 продан пароходному обществу Штеттина, в 1864 мобилизован повторно на время Датской войны 1864 г., слом в 1878 г. |
3 |
Pfeil |
Англия / 1847 |
кон. 1848 |
= Der Pfeil, буксир компании "Schulze & Dammast" в Штеттине, в 1853 возвращён владельцу, в 1864 мобилизован повторно на время Датской войны 1864 г., в 1867 продан в Англию. |
4 |
Tartar |
Шилдс, Британия / 1847 |
кон. 1848 |
= Der Tartar, буксир штеттинской компании "Schultz & Dammast", мобилизован, в конце 1849 возвращён владельцу, к 1863 в компании "Stettiner Dampferverein", в 1864 мобилизован повторно на время Датской войны 1864 г.. |
5 |
Oder |
<Werft Mars hall>, Ньюкасл, Британия / 1843 |
кон. 1848 |
= Die Oder, буксир компании "Stettiner Dampfbugsirboot-Rhederei", в конце 1849 возвращён владельцу, с 1853 в Пароходном Обществе Штеттина, в 1857 списан. |
6 |
Delphin |
<A. E. Nüscke>, Штеттин-Грабов, стр. №46 / 1847 |
кон. 1848 |
буксир компании "Stettiner Dampf-Bugsir-Ges.", в конце 1849 возвращён владельцу, с 1853 - баржа. |
7 |
Matador |
? |
кон. 1848 |
буксир штеттинского буксирного пароходства, в конце 1849 возвращён владельцу, дальнейшая судьба неизвестна. |
8 |
Wollin |
? |
кон. 1848 |
буксир штеттинской компании "Fr. Poll", в конце 1849 возвращён владельцу, дальнейшая судьба неизвестна. |
ТТХ
|
Danzig |
Uecker |
Pfeil |
Der Tartar |
Die Oder |
Delphin |
Matador |
Wollin |
Водоизмещение |
70 нрт (37 ластов) |
28 т (14 ластов) |
62 т (31 ласт) |
54 т (33 ласта) |
64 т (32 ласта) |
92 т (41 ласт) |
88 т (44 ласта) |
58 т (29 ластов) |
Размерения |
длина |
? |
? |
? |
? |
26,21 м |
? |
? |
? |
ширина |
? |
? |
? |
? |
4,27 м |
? |
? |
? |
Энергетическая установка |
состав и тип |
2 гребных колеса |
1 ПМ прост. расш. |
1х2-цил. ПМ прост. расш. |
1 баланс. ПМ |
1 ПМ прост. расш. |
1 ПМ прост. расш. |
1 ПМ прост. расш. |
1 ПМ прост. расш. |
1 ПМ прост. расш. |
? |
1 водотр. ПК |
1 водотр. ПК |
? |
? |
? |
? |
? |
мощность |
50 ном. л.с. (216 л.с.) |
36 ном. л.с. |
47 ном. л.с. |
48 ном. л.с. |
40 ном. л.с. |
40 ном. л.с. |
60 ном. л.с. |
30 ном. л.с. |
Скорость |
? |
7,5 уз. |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
Экипаж |
в качестве флагмана: 37 чел. (6 оф.) |
7 чел. |
7 чел. |
7 чел. |
7 чел. |
6 чел. |
? |
? |
ВООРУЖЕНИЕ
нет данных, предположительно, вооружение получил только "Danzig": 1х24-фунтовую пушку и 2 легкие карронады |
В 1848 году разразилась война против Дании в Шлезвиг-Гольштейне, которую активно поддержала Пруссия. Практически не имея флота, для защиты своих берегов от возможного вторжения пруссы стали активно строить вёсельные канонерские лодки. Скорость лодок была очень малой и для доставки их на позиции потребовались буксиры. Для этих целей к концу 1848 года руководство флота заключило с тремя штеттинскими судовладельцами контракт на аренду буксирных пароходов с 48-часовой готовностью к службе. "Schultz & Dammast" предоставляла в распоряжение "Tartar" и "Pfeil" (каждый за 28 талеров в сутки), штеттинское буксирное пароходство - "Matador" (40 талеров в сутки), "Delphin" и "Oder" (по 30 талеров в сутки), компания "Fr. Poll" - буксир "Wollin" (24 талера в сутки). Кроме того, в Данциге был арендован буксир "Danzig", а в Иккермюнде - "Uecker". Согласно Грёнеру, был также мобилизован пароход "Stralsund", но это не подтверждается документами.
"Danzig" вероятно, получил пушечное вооружение и фактически нёс брандвахтенную службу, поэтому некоторые документы его не относят к буксирам. "Wollin" и "Matador" в списках соединений не упоминаются вообще - возможно, до их использования дело так и не дошло.
В начале войны "Uecker" и "Pfeil" базировались в Свинемюнде с корветом "Amazone", вооружённым п/х "Preußische Adler" и 2-й дивизией береговой флотилии из 9 канонерских шлюпов. 3-му и 4-му отрядам 1-й дивизии, стоящим в районе Лаутербаха, был придан пароход "Danzig", а 2-й отряд в Бархёфте (позднее в Шапроде) и 5-й в Западном Дивенове имели в распоряжении пароходы "Tartar" и "Oder".
В 1849 году 1-я дивизия канонерок, дислоцированная в Лаутербахе около Путбуса и Западном Дивенове, в качестве флагманского корабля имела вооружённый пароход "Königin Elisabeth", позже заменённый на "Danzig", а также два буксира: "Tartar" и "Oder". 2-я дивизия канонерок с "Preußische Adler" и "Amazone" стояли в Щеттине, имея в распоряжении буксир ""Pfeil"".
По окончании боевых действий в августе 1849 г. большинство арендованных кораблей были возвращены владельцам, кроме штабного блокшива "Norma" и буксиров "Uecker" и "Pfeil", которые выкупили и оставили на дежурстве для обучения персонала - они базировались в Лаутербахе, где обеспечивали морскую подготовку, проводимую на 9 шлюпах 2-й флотилии канонерок под руководством лейтенанта II класса Германа. В 1853 "Uecker" был продан пароходному обществу Штеттина, "Pfeil" вернули компании "Schulze & Dammast", возможно - ещё раньше.
Во время второй войны с Данией в 1864 году, "Uecker", "Pfeil" и "Tartar" были мобилизовали повторно.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989. |
2 |
Claus Rothe: Deutsche Seebäderschiffe. 1830 bis 1939. In: Bibliothek der Schiffstypen. transpress Verlag für Verkehrswesen, Berlin 1989. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее изменение: 30.04.2019
|