ОглавлениеБуксиры → Мобилизованные прусские буксиры Шлезвигской войны

  Буксиры  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Буксиры канонерских лодок прусского флота
(Marineschlepper), мобилизованные в шлезвигскую войну

Пруссия, с 1848 г. 8 ед.


типичный буксир середины XIX в.

*
Danzig
*
Uecker
*
Pfeil
*
Tartar
*
Oder
*
Delphin
*
Matador
*
Wollin
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / год постройки в строю примечания
1 Danzig <Klawitter>, Данциг / 1846 кон. 1848 п/х компании Dampfschiffs-AG. "Danzig", так-же использовался, как брандвахта, в конце 1849 возвращён владельцу, 17.04.1855 погиб в крушении у Мемеля.
2 Uecker Ньюкасл, Британия / 1847 кон. 1848 = Ücker, буксир компании "F. C. Radmann" в Икермюнде, в 1850 выкуплен Прусским флотом, в 1853 продан пароходному обществу Штеттина, в 1864 мобилизован повторно на время Датской войны 1864 г., слом в 1878 г.
3 Pfeil Англия / 1847 кон. 1848 = Der Pfeil, буксир компании "Schulze & Dammast" в Штеттине, в 1853 возвращён владельцу, в 1864 мобилизован повторно на время Датской войны 1864 г., в 1867 продан в Англию.
4 Tartar Шилдс, Британия / 1847 кон. 1848 = Der Tartar, буксир штеттинской компании "Schultz & Dammast", мобилизован, в конце 1849 возвращён владельцу, к 1863 в компании "Stettiner Dampferverein", в 1864 мобилизован повторно на время Датской войны 1864 г..
5 Oder <Werft Mars hall>, Ньюкасл, Британия / 1843 кон. 1848 = Die Oder, буксир компании "Stettiner Dampfbugsirboot-Rhederei", в конце 1849 возвращён владельцу, с 1853 в Пароходном Обществе Штеттина, в 1857 списан.
6 Delphin <A. E. Nüscke>, Штеттин-Грабов, стр. №46 / 1847 кон. 1848 буксир компании "Stettiner Dampf-Bugsir-Ges.", в конце 1849 возвращён владельцу, с 1853 - баржа.
7 Matador ? кон. 1848 буксир штеттинского буксирного пароходства, в конце 1849 возвращён владельцу, дальнейшая судьба неизвестна.
8 Wollin ? кон. 1848 буксир штеттинской компании "Fr. Poll", в конце 1849 возвращён владельцу, дальнейшая судьба неизвестна.
ТТХ
  Danzig Uecker Pfeil Der Tartar Die Oder Delphin Matador Wollin
Водоизмещение 70 нрт (37 ластов) 28 т (14 ластов) 62 т (31 ласт) 54 т (33 ласта) 64 т (32 ласта) 92 т (41 ласт) 88 т (44 ласта) 58 т (29 ластов)
Размерения длина ? ? ? ? 26,21 м ? ? ?
ширина ? ? ? ? 4,27 м ? ? ?
Энергетическая установка состав и тип 2 гребных колеса
1 ПМ прост. расш. 1х2-цил. ПМ прост. расш. 1 баланс. ПМ 1 ПМ прост. расш. 1 ПМ прост. расш. 1 ПМ прост. расш. 1 ПМ прост. расш. 1 ПМ прост. расш.
? 1 труб. ПК 1 водотр. ПК ? ? ? ? ?
мощность 50 ном. л.с. (216 л.с.) 36 ном. л.с. 47 ном. л.с. 48 ном. л.с. 40 ном. л.с. 40 ном. л.с. 60 ном. л.с. 30 ном. л.с.
Скорость ? 7,5 уз. ? ? ? ? ? ?
Экипаж ? 7 чел. 7 чел. 7 чел. 7 чел. 6 чел. ? ?
ВООРУЖЕНИЕ
нет данных, предположительно, вооружение получил только "Danzig"

 

В 1848 году разразилась война против Дании в Шлезвиг-Гольштейне, которую активно поддержала Пруссия. Практически не имея флота, для защиты своих берегов от возможного вторжения пруссы стали активно строить вёсельные канонерские лодки. Скорость лодок была очень малой и для доставки их на позиции потребовались буксиры. Для этих целей к концу 1848 года руководство флота заключило с тремя штеттинскими судовладельцами контракт на аренду буксирных пароходов с 48-часовой готовностью к службе. "Schultz & Dammast" предоставляла в распоряжение "Tartar" и "Pfeil" (каждый за 28 талеров в сутки), штеттинское буксирное пароходство - "Matador" (40 талеров в сутки), "Delphin" и "Oder" (по 30 талеров в сутки), компания "Fr. Poll" - буксир "Wollin" (24 талера в сутки). Кроме того, в Данциге был арендован буксир "Danzig", а в Иккермюнде - "Uecker". Согласно Грёнеру, был также мобилизован пароход "Stralsund", но это не подтверждается документами.

"Danzig" вероятно, получил пушечное вооружение и фактически нёс брандвахтенную службу, поэтому некоторые документы его не относят к буксирам. "Wollin" и "Matador" в списках соединений не упоминаются вообще - возможно, до их использования дело так и не дошло.

В начале войны "Uecker" и "Pfeil" базировались в Свинемюнде с корветом "Amazone", вооружённым п/х "Preußische Adler" и 2-й дивизией береговой флотилии из 9 канонерских шлюпов. 3-му и 4-му отрядам 1-й дивизии, стоящим в районе Лаутербаха, был придан пароход "Danzig", а 2-й отряд в Бархёфте (позднее в Шапроде) и 5-й в Западном Дивенове имели в распоряжении пароходы "Tartar" и "Oder".

В 1849 году 1-я дивизия канонерок, дислоцированная в Лаутербахе около Путбуса и Западном Дивенове, в качестве флагманского корабля имела вооружённый пароход "Königin Elisabeth", позже заменённый на "Danzig", а также два буксира: "Tartar" и "Oder". 2-я дивизия канонерок с "Preußische Adler" и "Amazone" стояли в Щеттине, имея в распоряжении буксир ""Pfeil"".

По окончании боевых действий в августе 1849 г. большинство арендованных кораблей были возвращены владельцам, кроме штабного блокшива "Norma" и буксиров "Uecker" и "Pfeil", которые выкупили и оставили на дежурстве для обучения персонала - они базировались в Лаутербахе, где обеспечивали морскую подготовку, проводимую на 9 шлюпах 2-й флотилии канонерок под руководством лейтенанта II класса Германа. В 1853 "Uecker" был продан пароходному обществу Штеттина, "Pfeil" вернули компании "Schulze & Dammast", возможно - ещё раньше.

Во время второй войны с Данией в 1864 году, "Uecker", "Pfeil" и "Tartar" были мобилизовали повторно.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 6., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1989.
2 Claus Rothe: Deutsche Seebäderschiffe. 1830 bis 1939. In: Bibliothek der Schiffstypen. transpress Verlag für Verkehrswesen, Berlin 1989.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее изменение: 30.04.2019

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1852-1867
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1849-1852

Прусские канонерские шлюпы с буксирами.
Следующая страница - мобилизованные буксиры Шлезвиг-Гольштейна