Оглавление → Сторожевые корабли → Cпециальный корабль "Kronprinz Wilhelm"

  Сторожевые корабли  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Cпециальный корабль - ловушка (Sonderschiff, Hilfsschiff)

 K = Kronprinz Wilhelm 


Германия, 1915 г. 1 ед. (грузо-пассажирский п/х, новый)

 

*
Kronprinz Wilhelm = Hilfsschiff K
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Kronprinz Wilhelm <Stettiner Oderwerke>, Штеттин, стр. № 654 / 12.1914 12.11.1915 строился, как грузо-пассажирский п/х для комп. "Stettin-Rigaer DSG", Штеттин // псевдонимы "Gratia" и "Marie" (?), во фл. защиты торговли, с 03.1917 - в спец. флотилии, 2.11.1917 погиб в бою с британскими эсминцами.
ТТХ
Водоизмещение полное ок. 2560 т
регистровое 1768 брт
Размерения длина 77,02 м
ширина 10,86 м
осадка 5,10 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт
? МО 1 ПМ тройного расширения
? КО 2 ПК, 13,5 атм, 454 м²
мощность 1500 л.с.
Ходовые данные скорость 12 уз.
Экипаж 70 чел.
ВООРУЖЕНИЕ
4 - 105 мм/35

 

Вскоре после начала войны в 1914 году немецкие власти осознали важность поставок шведской руды через Балтийское море. Поскольку русский флот в основном бездействовал и оставался в своих базах, основной угрозой были подводные лодки. Чтобы поддержать русских союзников, к 1916 году англичане послали в Балтийское море в общей сложности десять лодок типов "C" и "E", что привело к крупным потерям немецкого судоходства. Для более эффективной борьбы с подводными лодками, 7 апреля 1916 года военно-морской флот ввел систему конвоев. В основном для их прикрытия использовались прибрежные миноносцы типов "А-II" и "А-III", но им не было разрешено заходить в воды нейтральной Швеции, поэтому решили также использовать торговые суда с замаскированным вооружением. Первым таким судном стал "Hilfsschiff K".

"Kronprinz Wilhelm" изначально строился верфью Stettiner Oderwerke, как пассажирский пароход для линии Штеттин-Рига, но был спущен на воду уже после начала войны, в декабре 1914 года. В 1915 году ВМФ мобилизовал судно и вооружил его четырьмя замаскированными 10,5-см пушками, предполагая использовать, в первую очередь, в качестве ловушки для подводных лодок. 12 ноября 1915 года корабль был зачислен во флотилию защиты торговли (Handelschutzflotille) в Балтийском море (1-я полуфлотилия) как "Hilfsschiff K" (или просто "Schiff K") и сопровождал конвои в Швецию под псевдонимом "Gratia".

В одном из этих походов, 3 января 1916 года корабль сел на мель и был снят немецкими миноносцами, что было освещено шведской прессой и таким образом раскрыло существование немецких ловушек в Балтийском море. После снятия с мели и ремонта, новым командиром был назначен капитан-лейтенант запаса Юлиус Лаутербах (Julius Lauterbach), сбежавший из британского плена в Индии. По некоторым данным, после этого псевдоним корабля сменили на "Marie" и добавили фальшивую трубу. В любом случае, ловушка продолжила ходить с конвоями и добилась некоторых успехов: 27 мая корабль протаранил и тяжело повредил русскую подводную лодку "Гепард", а в августе 1916 ему удалось повредить британскую лодку "E-43".

Долгое время на счету "Hilfsschiff K" числилось потопление 24 мая 1916 года британской подводной лодки "E-18", но в октября 2009 года её обломки были обнаружены у западного побережья эстонского острова Хийумаа, где она, вероятно, подорвалась на мине.

В марте 1917 года корабль был переведён в состав специальной флотилии (Sonderflotille), задачей которой была защита немецких рыболовецких судов в Каттегате.

С осени 1917 года англичане неоднократно пытались проникнуть в пролив, в первую очередь для разведки, поскольку здесь проходил один из основных маршрутов выхода немецких подводных лодок, а также для определения силы и эффективности системы наблюдения за проливами. Между делом англичане установили минные поля между Скагеном и Лэзё, чтобы заблокировать маршруты немецких конвоев. В ходе этих набегов 2 ноября 1917 года 15-я флотилия эсминцев британского Королевского флота (13 эсминцев, лидер "Parker") под дальним прикрытиям двух эскадр легких крейсеров и второй эскадры линейных крейсеров нанесла удар по рыболовным судам в Каттегате, уничтожив восемь траулеров. "Hilfsschiff K" пытался их защитить, оказав активное сопротивление, но силы были неравные, и он был потоплен к северо-западу от Куллена вместе с 33 членами экипажа из 81 человека. 17 были спасены датскими судами, остальных поднял британский эсминец. Капитан Лаутербах был одним из выживших и избежавших плена и в дальнейшем служил в штабе 1-й флотилии охраны торговли, а 1 января 1918 года стал командиром вспомогательного крейсера "Möwe", который, однако, больше не ходил в рейды, а до конца войны оставался на Балтике.

Обломки "Hilfsschiff K" было обнаружены в феврале 1999 года.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993.
2 Lutz Bengelsdorf: Der Seekrieg in der Ostsee 1914–1918. Hauschild, Herford 2008.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 10.07.2020

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1918

Юлиус Лаутербах
Hilfsschiff K
"Kronprinz Wilhelm"
Hilfsschiff K
"Kronprinz Wilhelm", схема маскировки.
Hilfsschiff K
"Kronprinz Wilhelm", 1916 г.
Следующая страница - германский специальный корабль "A"