1 вертикальная 3-цилиндровая ПМ тройного расширения
1 КО с 1910/ 1904: 2 КО
2 локомотивных ПК (12 атм., 551 м²)
с 1910/1904: 2 военно-морских (13 атм., 640 м²)
проектная мощность
3200 л.с.
Ходовые данные
скорость на испытаниях
22,6 уз. при 251 об/мин
запас топлива
98 т. угля
дальность плавания
14 узлов
2310 миль
18 узлов
1060 миль
Экипаж
46 чел. (7 офицеров, 51 матрос)
с 1900-1901: 52 чел. (1 офицер, 51 матрос)
с 1910/1904: 48 чел. (4 офицера, 44 матроса)
Дополнительные данные
корпус
стальной, оцинкованный, набор по поперечной схеме, 11 отсеков
электроснабжение
1 динамо-машина, 4 кВт, 67 В
управление
1 руль в корме, 1 руль в носовой части по правому борту
плавсредства
1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт.
541 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально
с 1893
6 - 37 мм револьверных пушек [1680 снарядов]
3 - 50 мм/40 [496 снарядов]
3 ТА - 350 мм (1 носовой подводный, 2 палубных) [4 торпеды]
D-5, D-6 в 1889
D-5, D-6 с 1896
D-5, D-6 в 1914
На третей серии дивизионных миноносцев увеличили мощность силовой установки и значительно - запас топлива. Скорость возросла на 1,5 узла и немного - дальность. Для этого несколько увеличили размеры, в особенности - ширину. Вооружение и компоновка остались прежними.
Вскоре на миноносцах сменили рангоут. По новому штату на дивизионниках он состоял из высокой сигнальной грот-мачты (Laternmast - фонарная мачта, после модернизаций начала 1900-х - радиомачта (Ft-mast) со стрелой для спуска шлюпок и короткой фок мачты (Stengemast - мачта-штанга), обе без наклона (на D-6 их поменяли местами). Также были сделаны горизонтальными, ранее косые торцы дымовых труб.
D-6
В 1893 на всех миноносцах была проведена замена револьверных пушек на 57 мм скорострелки. Дивизионники получили по 3 новых орудия - 2 по бокам носовой рубки, 1 на кормовой рубке. Позже передние орудия подняли на мостик.
В 1904 "D-6", а в 1909 "D-5" при смене котлов получили разделённое КО и, соответственно, по 2 трубы, при этом сперва трубы были одинаковой высоты, позже на переднем мостике установили прожектор, а чтобы избежать его задымления, высоту передней трубы увеличили. (На "D-5" переднюю трубу сделали выше с самого начала). Из за сильной заливаемости короткого бака на месте боевой рубки установили волнорез, кроме того на них смонтировали радиорубку в 1 м перед задней дымовой трубой.
чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги
Все корабли служили, как и планировалось, флагманами торпедных флотилий и активно участвовали в манёврах флота. Не обошлось и без несчастных случаев - во время осенних манёвров флота 1892 г. 29 сентября на "D-5", возвращавшемся с маневров умеренным ходом, разорвало правый паровой котел, причем жестоко обожгло 5 человек. Двое оказались убитыми на месте, двое умерли немного спустя, а пятый получил сильные ожоги рук и головы. Миноносец отвели в Киль на буксире двух других миноносцев.
"D-5" в осенних манёврах флота 1894 в октябре-ноябре был лидером 2-й флотилии миноносцев (начальник флотилии корветтен-капитан Розендаль).
Во время учений с флотилией учебных миноносцев 3 марта 1905 "D-6" столкнулся с крейсером "Amazone", который затем отбуксировал миноносец в Киль.
На осенних маневрах 1906 года "D-5" был флагманским кораблём командира 3-й флотилии капитана-лейтенанта Кётнера.
D-5
D-5
В начале войны "D-6" был флагманом 2-го дивизиона тральщиков, с которым 20-26 сентября 1914 участвовал в имитации высадки десанта у Виндавы, потопил там рыбацкую лодку и доставив её команду, четырех латышей, на борт флагмана "Braunschweig", чтобы там их расспросили о войсках и кораблях в городе. 15.10.1914 командир флотилии фон Цицевиц (von Zitzewitz) перенёс флаг на "T 104", а "D-6" с начала 1915 служил флагманом сторожевой флотилии (?), а с 1916 стал тендером при школе подводного плавания.
D-6
D-5
"D-5" с началом войны был включен в состав портовой флотилии Яде/Везер, но вскоре был возвращён подводным силам. 25 сентября 1914 с лодками он участвовал в дозоре в Балтийских проливах при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы, а в ходе операции в восточном Балтийском море в ночь на 26 октября 1914 "D 5" был отправлен на поиск подводных лодок к Эстергарну, в расчете на то, что они подойдут к Готланду для определения места, но никого не обнаружил. В дальнейшем до конца войны служил в качестве тендера при школе подводного плавания.
После войны, в 1919 г. оба использовались при послевоенном тралении, "D-5" в качестве флагмана флотилии. В 1921 г. были разобраны на металл.