Миноносцы  
  Тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Дивизионные миноносцы (Divisionsboote) типа

 D-5 


Германия, 1889 г. 2 ед. (проект верфи "Schichau", по программе 1888 года)
с 1919 тральщики-лидеры

 

*
D-5...6
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. верфь-строитель закладка / спуск / в строю модернизация примечания
1 D-5 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 382 1888 1910, "F. Schichau" лидер торпедной флотилии, в 1905-1906 в рыбоохране с 1910 флагман флотилии ПЛ с 08.1914 в портовой флотилии Яде/Везер, но вскоре тендер при школе подводного плавания с 1919 флагман тральщиков??? 7.12.1920 исключён, в 1921 продан на слом в Гамбурге
20.10.1888
17.04.1889
2 D-6 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 383 1888 1904 "F. Schichau" лидер торпедной флотилии к 08.1914 флагман тральщиков, 2-й дивизион с кон. 1914 - нач. 1915 в сторожевой флотилии (?) с 1916 тендер при школе подводного плавания в 1919 тендер тральщиков 7.12.1920 исключён, в 1921 продан на слом
9.02.1889
28.06.1889
ТТХ
Водоизмещение нормальное 300 т
полное 406 т
регистровое 264 брт
Размерения длина КВЛ ? м
полная 59,58 м
ширина 7,40 м
осадка носом 2,18 м
кормой 3,50 м
высота борта ? м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт Ø 2,80 м
1 МО 1 вертикальная 3-цилиндровая ПМ тройного расширения
1 КО
с 1910/ 1904: 2 КО
2 локомотивных ПК (12 атм., 551 м²)
с 1910/1904: 2 военно-морских (13 атм., 640 м²)
проектная мощность 3200 л.с.
Ходовые данные скорость на испытаниях 22,6 уз. при 251 об/мин
запас топлива 98 т. угля
дальность плавания 14 узлов 2310 миль
18 узлов 1060 миль
Экипаж 46 чел. (7 офицеров, 51 матрос)
с 1900-1901: 52 чел. (1 офицер, 51 матрос)
с 1910/1904: 48 чел. (4 офицера, 44 матроса)
Дополнительные данные корпус стальной, оцинкованный, набор по поперечной схеме, 11 отсеков
электроснабжение 1 динамо-машина, 4 кВт, 67 В
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части по правому борту
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. 541 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1893
6 - 37 мм револьверных пушек [1680 снарядов] 3 - 50 мм/40 [496 снарядов]
3 ТА - 350 мм (1 носовой подводный, 2 палубных) [4 торпеды]

 


D-5, D-6 в 1889

D-5, D-6 с 1896

D-5, D-6 в 1914

 

На третей серии дивизионных миноносцев увеличили мощность силовой установки и значительно - запас топлива. Скорость возросла на 1,5 узла и немного - дальность. Для этого несколько увеличили размеры, в особенности - ширину. Вооружение и компоновка остались прежними.

Вскоре на миноносцах сменили рангоут. По новому штату на дивизионниках он состоял из высокой сигнальной грот-мачты (Laternmast - фонарная мачта, после модернизаций начала 1900-х - радиомачта (Ft-mast) со стрелой для спуска шлюпок и короткой фок мачты (Stengemast - мачта-штанга), обе без наклона (на D-6 их поменяли местами). Также были сделаны горизонтальными, ранее косые торцы дымовых труб.
D-6

В 1893 на всех миноносцах была проведена замена револьверных пушек на 57 мм скорострелки. Дивизионники получили по 3 новых орудия - 2 по бокам носовой рубки, 1 на кормовой рубке. Позже передние орудия подняли на мостик.

В 1904 "D-6", а в 1909 "D-5" при смене котлов получили разделённое КО и, соответственно, по 2 трубы, при этом сперва трубы были одинаковой высоты, позже на переднем мостике установили прожектор, а чтобы избежать его задымления, высоту передней трубы увеличили. (На "D-5" переднюю трубу сделали выше с самого начала). Из за сильной заливаемости короткого бака на месте боевой рубки установили волнорез, кроме того на них смонтировали радиорубку в 1 м перед задней дымовой трубой.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г.

чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.

Принята 29 марта 1895 г.

тёмно-серый - всё

 

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

СЛУЖБА

D-5
D-5
Все корабли служили, как и планировалось, флагманами торпедных флотилий и активно участвовали в манёврах флота. Не обошлось и без несчастных случаев - во время осенних манёвров флота 1892 г. 29 сентября на "D-5", возвращавшемся с маневров умеренным ходом, разорвало правый паровой котел, причем жестоко обожгло 5 человек. Двое оказались убитыми на месте, двое умерли немного спустя, а пятый получил сильные ожоги рук и головы. Миноносец отвели в Киль на буксире двух других миноносцев.

"D-5" в осенних манёврах флота 1894 в октябре-ноябре был лидером 2-й флотилии миноносцев (начальник флотилии корветтен-капитан Розендаль).

Во время учений с флотилией учебных миноносцев 3 марта 1905 "D-6" столкнулся с крейсером "Amazone", который затем отбуксировал миноносец в Киль.

На осенних маневрах 1906 года "D-5" был флагманским кораблём командира 3-й флотилии капитана-лейтенанта Кётнера.

D-5
D-5
В начале войны "D-6" был флагманом 2-го дивизиона тральщиков, с которым 20-26 сентября 1914 участвовал в имитации высадки десанта у Виндавы, потопил там рыбацкую лодку и доставив её команду, четырех латышей, на борт флагмана "Braunschweig", чтобы там их расспросили о войсках и кораблях в городе. 15.10.1914 командир флотилии фон Цицевиц (von Zitzewitz) перенёс флаг на "T 104", а "D-6" с начала 1915 служил флагманом сторожевой флотилии (?), а с 1916 стал тендером при школе подводного плавания.

D-6
D-5
"D-5" с началом войны был включен в состав портовой флотилии Яде/Везер, но вскоре был возвращён подводным силам. 25 сентября 1914 с лодками он участвовал в дозоре в Балтийских проливах при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы, а в ходе операции в восточном Балтийском море в ночь на 26 октября 1914 "D 5" был отправлен на поиск подводных лодок к Эстергарну, в расчете на то, что они подойдут к Готланду для определения места, но никого не обнаружил. В дальнейшем до конца войны служил в качестве тендера при школе подводного плавания.

После войны, в 1919 г. оба использовались при послевоенном тралении, "D-5" в качестве флагмана флотилии. В 1921 г. были разобраны на металл.

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Корабли "дивизионной" линии // журнал "Моделист-конструктор".-1999.-№6.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 02.01.2024

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1889-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
D-5
"D-5" близ Либау, январь 1917 г.
D-5
"D-5" после 1909 г.

Один из дивизионных миноносцев, рисунок Вилли Стёвера.
D-5
"D-5" или "D-6" с миноносцами "S-44" и "S-45" в шлюзе Вильгельмсхафена после 1896 г.
D-5
"D-5" или "D-6" с миноносцами "S-44" и "S-45" в шлюзе Вильгельмсхафена после 1896 г.
D-5
"D-5" под железным мостом в Хольтенау, 1915 г.
D-6
"D-6" во время войны (в сторожевой флотилии)
D-5
вероятно, "D-5" с флотилией ПЛ, между 1910 и 1914 гг.
D-6
Торпедный аппарат "D-6".
D-5
"D-5" после 1895 г.