Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Таможенный бриг (Zollbrigge)

 Piercer 


Германия, 1717 г. 1 ед. (быв. британский) + 1 куттер-тендер и малые лодки

Piercer 

*
Piercer
+
William IV
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
тип имя в строю место и дата постройки примечания
1 12-п. бриг Piercer 4.06.1814 Британия, 1804 в 1850 году выведен со службы, позже продан
2 4-п. куттер William IV 1815 Гамбург, 1812 примерно в 1864 списан
также в разное время имелась одна-две малых лодки, по крайней мере одна из них существовала в 1850, и оставалась до 1865
ТТХ
  Piercer William IV
грузородъёмность 177 т ? т
размерения длина по килю 19,81 м 14 м
по палубе 24,38 м м
ширина 6,88 м 3 м
глубина трюма 2,87 м ? т
паруса бриг (2 мачты) куттер (1 мачта)
экипаж 50 чел. до 30 чел. (вместительность)
ВООРУЖЕНИЕ
Piercer William IV
10 × 18-ф. карронад 4 пушки
2 × нос. погонных ор.

 

Перед назначением нового командира таможни в конце 1814 г. было принято решение о новом сторожевом корабле. Британское правительство предоставило бриг Piercer, ставший последним крупным сторожевым кораблем на Эльбе. Большое число таких кораблей были построены британским Королевским флотом во время Наполеоновской войны и хорошо зарекомендовали себя в качестве судов сопровождения и связи. HMS Piercer был построен и введен в строй в 1804 году. Он нёс 14 орудий. Во время войны его направили на станцию Даунс, откуда он действовал в водах Северной и Западной Европы. В 1813–1814 годах корабль принимал участие в британско-шведской осаде и завоевании датского города Глюкштадт, который сдался 5 января 1814 года. Командир лейтенант Джошуа Нишоу и другие офицеры британской эскадры были награждены наградами шведского наследного принца. Преемник Нишоу Роуз передал корабль правительству Ганновера. Будучи относительно небольшим, но хорошо вооруженным рлавсредством, он изначально хорошо подходил для несения караульной службы на Эльбе.

Piercer прибыл в Штаде в начале июня 1814 года и 4 июня, в день рождения короля Георга III, был торжественно передан правительству Ганновера. Вскоре после этого британская команда корабля покинула Штаде, и ганноверцам пришлось собирать собственную команду, часть которой состояла из бывших сотрудников таможенной станции на Эльбе. В августе 1814 года новым командиром был назначен капитан Иоахим Детьен. Британское правительство выбрало его, среди прочего, потому, что он на своем корабле спас герцога Кембриджского от захвата французами. Детьен занимал этот пост до своей смерти в 1827 году.

После восстановления Ганноверского таможенного поста многие вопросы его статуса остались нерешенными. Это включало его подчиненность и военный характер. Несколько правительственных учреждений в Штаде были уполномочены давать инструкции, что привело к бюрократическим препятствиям. В 1820 году Дитьену удалось добиться подтверждения военного характера таможенного фрегата на Эльбе и своего воинского звания капитана. Только командир имел полное офицерское звание, шкипер как его представитель имел звание между офицером и унтер-офицером. Также была определена форма одежды командира и экипажа. Командир и шкипер носили синие мундиры с золотой отделкой разной степени. Штаны командира были белые, штаны шкипера — синие. Унтер-офицеры и матросы носили красные мундиры с белыми брюками. Для матросов, гребших на шлюпе, был специальный костюм - они были одеты в короткую синюю куртку с красным жилетом под ней, синие брюки и черную кожаную шляпу.

Оставлять таможенное судно на станции, где оно обычно стояло на якоре, было принято только с апреля по октябрь. В другие месяцы его выводили из кампании для защиты от льда. Чтобы не оставлять станцию безлюдной в остальное время, пока позволял лед, использовались суда меньшего размера. Так, как в ходе наполеоновсого нашествия предыдущие шлюпы были потеряны, в 1815–1816 годах Дитьен провел кампанию по закупке подходящего катера, который вне сезона должен стоять на якоре на том же месте, что и таможенный фрегат летом. Детьен предложил принадлежавший ему английский катер, который он использовал для перевозки войск во время войны, но правительство его не приняло и вместо этого в 1815 году приобрело 50-футовый куттер, построенный в Гамбурге в 1810–1812 годах по поручению Франции и попавший в руки русских войск при их отступлении. Они продали его с аукциона частному лицу. Ганноверское государство приобрело его в 1815 году за 2500 рейхсталеров без парусов и вооружения. Он был оснащен четырьмя пушками и сперва, по видимому, не имел названия, и лишь в 1830 году получил имя William IV.

После смерти Детьена в 1827 году новым командующим стал майор Карл Август Делиус. Его уже считали самым многообещающим кандидатом в 1814 году, но тогда отдали предпочтение Детьену. Делиус опередил 14 других претендентов, большинство из которых были армейскими офицерами. Только четыре кандидата имели морское прошлое. Делиус сражался на стороне британцев против Наполеона и потерял руку в битве при Талавере. В 1814 он организовал ландштурм в Штаде и принял участие в восстановлении ганноверских вооружённых сил. Делиус умер в 1833 году. При нем были зарегистрированы таможенные доходы в размере 120 000 рейхсталеров в год.

22 ноября 1833 года командиром таможенного фрегата был назначен подполковник Андреас фон Шлюттер. Он был старшим адъютантом британского вице-короля в Ганновере и фельдмаршала Адольфа Фредерика, 1-го герцога Кембриджского. Помимо зарплаты капитана корабля он получал пенсию в звании подполковника. Благодаря высокому уважению, которым он пользовался у правительства, в 1845 году ему было присвоено звание генерал-майора.

Не позднее 1840 года стало ясно, что парусник Piercer, сторожевой катер и два связанных с ним шлюпа не могут противостоять все более многочисленным и быстрым пароходам на Эльбе. Поэтому были предприняты усилия по обеспечению соблюдения суверенных прав Швингер-Шанце с помощью салютов и сигналов. Всё это часто оказывались неэффективными по отношению к пароходам. В 1850 году король приказал вывести фрегат из эксплуатации, и после 46 лет службы он был поставлен на прикол, а позже продан. 20 октября того же года Шлютер попросил его освободить от должности.

В 1855 году Ганноверское королевство пыталось противодействовать военно-морским амбициям Пруссии в Северном море, которые проявились прежде всего в приобретении в 1853 году региона Яде. Ганновер утверждал, что может сформировать немецкий флот в Северном море в качестве так называемого "адмиральского государства". Однако он не предпринял никаких практических шагов даже по усилению своих элементарных военно-морских сил на таможенной станции Эльбы.

Таможенный пост продолжал существовать как команда корабля таможенной охраны Эльбы и возглавлялся шкипером Деде, ранее служившим под командованием Шлютера и его предшественников. Первоначально у него было две лодки с общим количеством членов экипажа 17 человек, число которых к 1864 году сократилось до трех. Поскольку такой корабль, как William IV, было бы трудно передвигать с тремя людьми, можно предположить, что самое позднее в этот момент он был выведен из эксплуатации, и при станции оставалась лишь одна малая лодка типа шлюпа. 13 июня 1865 года министерство финансов Ганновера приказало закрыть станцию.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Richard Graewe: Die zweihundertjährige Geschichte der Elb-Zoll-Fregatte zu Brunshausen und ihrer Kommandanten 1650–1850 (= Einzelschriften des Stader Geschichts- und Heimatvereins e. V. Nr. 17). Selbstverlag des Stader Geschichts- und Heimatvereins, Stade 1963
на английском
2 Winfield, Rif: British Warships in the Age of Sail 1793–1817: Design, Construction, Careers and Fates. Seaforth. 2008
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 20.11.2024

 




 

 

Типичный бриг тех лет.

Типичный куттер тех лет.

"Piercer"

"Piercer"
Следующая страница - Таможенные корабли Пруссии.
Предыдущая страница - Таможенные фрегаты Брауншвейга-Люнебурга на Эльбе в 18 веке.