Канонерская лодка (Kanonenboot II. Klasse)
Hay 
|
Германия, 1882 г. 1 ед.
* Hay *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
| № |
имя |
верфь-строитель |
закладка /спуск /в строю |
примечания |
| 1 |
Hay |
<Königl. Werft>, Данциг, Ersatz Habicht |
1880 |
с 1884 тендер учебного артиллерийского корабля Mars , 28.09.1906 исключён, баржа-мишень в Киле-Фридрихсорте, 5.05.1919 продана за 18000 M, слом в Вевельсфлете.
|
| 28.09.1881 |
| 15.06.1882 |
ТТХ
| Водоизмещение |
нормальное |
200 т |
| полное |
247 т |
| регистровое |
173 брт., 74 нрт |
| Размерения |
длина |
КВЛ |
31,2 м |
| полная |
34,0 м |
| ширина |
|
6,40 м |
| осадка |
носом |
2,25 м |
| кормой |
2,81 м |
| Энергетическая установка |
состав и тип |
1 вал |
1х4-лопастный винт, Ø 1,7 м. |
| 1 МО |
1 вертикальная 2-цилиндровая ПМ двойного расширения |
| 1 КО |
2 цилиндрических ПК (2 топки, 5 атм., 70 м²), позже заменены на новые "Kaiserl. Werft" Вильгельмсхафен. |
| мощность |
проектная |
200 л.с. |
| паруса |
по проекту |
? |
| Ходовые данные |
скорость |
проектная |
? |
| на испытаниях |
9,3 уз. при 202 л.с., 180 об/мин |
| запас топлива |
15 т угля |
| дальность плавания |
на 5 уз. |
2400 миль |
| на 9 уз. |
680 миль |
| Экипаж |
40 чел. (2 офицера, 38 матросов) |
| Дополнительные данные |
корпус |
деревянный с медной обшивкой днища, железные переборки, 4 отсека |
| электроснабжение |
1 динамо-машина, 1,75 кВт, 55 В |
| управление |
1 руль |
| плавсредства |
2 яла, 1 шлюпка |
| стоимость |
? |
ВООРУЖЕНИЕ
| первоначально |
с 1891 |
| 4 - 87 мм/24 |
2 - 88 мм/30 [300 снарядов] |
| 4 - 37 мм револьверных |

 "Ersatz Habicht" была построена как канонерская лодка II класса и при спуске на воду получила имя "Hay" (акула). Вероятно, после неудачи с "Otter" решили опробовать более мореходный вариант малой канонерки. Мореходность новой лодки действительно оказалась хорошей для её размеров, но применения она также не нашла и использовалась как артиллерийский тендер и буксировщик мишеней, при случае применялась также как учебный артиллерийский корабль, а уже через 2 года после зачисления на службу официально перечислена в тендеры. Скорость буксировки мишеней при гладкой поверхности воды, в зависимости от величины мишеней составляла от 2 до 5 уз. Судя по всему, лодка по проекту должна была нести паруса, но рангоут на ней с самого начала не устанавливался. Вооружение неоднократно менялось, но известно только два состава - до и после 1891 г.
Схемы окраски:
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

| чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы |
| белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов |
| жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше |
| деревянные части - лакированные с естественным цветом |
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

| серо-синий
- всё |
|
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения |
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

| серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
| светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
| золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
| чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
Корабль вошёл в строй 15 июня 1882 г. В 1882 и с 1884 он служил тендером при артиллерийском учебном корабле "Mars". В 1891 и 1893-1896 гг. использовался в рыбоохранной службе.
28 сентября 1906 "Hay" была вычеркнута из списка военных кораблей и после этого использовалась как мишень в Фридрихсорте-Киле. В 1919 была сдана на слом.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
| на немецком |
| 1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982 |
| 2 |
Hans-H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe, 10 Bände, Koehlers Verlagsgesellschaft, Hamburg |
| 2 |
Dieter Jung: Die Schiffe der Kaiserlichen Marine 1914–1918 und ihr Verbleib. Bernard & Graefe Verlag, Bonn 2004 |
| + |
| некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 10.03.2018

|