Оглавление → Корабли авиации → Корабли обеспечения типа "Jupiter" (San Souci) Оглавление → Эскортные корабли → тип "SG-1"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корабли обеспечения гидроавиации / эскортные корабли (Flugsicherungsschiff / Schnelles Geleitboot) типа
Германия, 1942-1943 гг. 4 ед. (трофейные французские тендеры гидроавиации, достроены как эскортные) * SG-1 Merkur * SG-2 Uranus * SG-3 Jupiter * SG-4 Saturn *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
В июне 1940 на стапелях верфи Chant. Et At. De Nazaire (Penhoét) в Сен-Назере вермахтом были захвачены четыре французских плавбазы гидросамолётов, контракт на постройку которых был заключён французским ВМФ ещё в 1937 году, и в следующем году заложили кили. Предназначались для стационерной службы в Тихом океане и других отдаленных регионах. В отличие от немецкого флота, где имя кораблю присваивается лишь при спуске на воду, во Франции были другие традиции, и авиатендеры были заказаны уже с именами: "Sans Souci", "Sans Pareil", "Sans Reproche" и "Sans Peur". Постройка, однако, шла медленно и к моменту захвата их готовность оценивалась лишь в 32-42%. В октябре 1940 года было решено продолжить их постройку в первоначальном качестве для Люфтваффе, предлагалось их использовать в качестве кораблей обеспечения полётов гидроавиации, а также в качестве спасательных. Ожидалось завершение всех четырех кораблей в мае-июне 1941 года, но первоначально без кранов, так-как французские отсутствовали (их ещё не изготовили), а производство подходящих кранов на немецких заводах требовало немало времени. 4 февраля 1941 уполномоченный по верфи военно-морского флота утвердил следующий срок окончания постройки: 1.03.1941, 15.04.1941, 31.05.1941 и 1.06.1941, ожидалось, что краны будут готовы, соответственно, в конце августа, конце октября, середине декабря 1941 и начале января 1942. Командование немедленно получило приказ набрать экипажи и предложить имена и в том-же феврале 1941 г. названия были выбраны: "Sans Souci" получил имя "Uranus", "Sans Reproche" - "Saturn", "Sans Peur" - "Jupiter" (по франц. данным "Merkur"), "Sans Pareil" - "Merkur" (по франц. данным "Jupiter"), однако на месте при оформлении нарядов и заказов не достаточно усердные чиновники занесли в документы корабли не в том порядке, поэтому вскоре оказалось, что все они получили не свои имена. Когда ошибка обнаружилась, документооборот уже был таким большим, что ничего не оставалось, как официально признать статус-кво. Так "Jupiter" стал "Merkur", "Merkur" - "Saturn", "Saturn" - "Uranus", а "Uranus" - "Jupiter". 5 марта 1941 управление ВМФ ходатайствовало об передаче этих 4 кораблей флоту. Так как эти корабли подходили в качестве быстроходных эскортных кораблей, которые срочно требовались для обеспечения важных для вермахта конвоев, 14 марта 1941 Люфтваффе решило временно передать корабли флоту, с условием их возвращения после войны. В апреле 1942 корабли переклассифицировали в быстроходные эскортные корабли. При перестройке усилили вооружение, а уже установленные на некоторых кораблях массивные бортовые краны были сняты и отправлены на склад. Корабли вошли в строй под буквенно-цифровыми индексами "Merkur" - "SG-1", "Uranus" - "SG-2", "Jupiter" - "SG-3", а "Saturn" - "SG-4", таким образом история переименований по немецким источникам выглядит следующим образом: "Sans Peur" - "Jupiter" - "Merkur" - "SG-1" - "Beautemps-Beaupré" "Sans Reproche" - "Saturn" - "Uranus" - "SG-2" "Sans Souci" - "Uranus" - "Jupiter" - "SG-3" "Sans Pareil" - "Merkur" - "Saturn" - "SG-4" - "La Perouse". Во французских источниках история переименований выглядит иначе: "Sans Pareil" - "Jupiter" - "SG-1" "Sans Reproche" - "Saturn" - "SG-2" "Sans Souci" - "Uranus" - "SG-3" - "Beautemps-Beaupré" "Sans Peur" - "Merkur" - "SG-4" - "La Perouse". Корабли несколько различались между собой. Находившиеся в большей степени готовности "SG-2" и "SG-4" из-за необходимости больших переделок получили только по две 105-мм пушки, в то время, как два других несли по три таких-же орудия. На "SG-2" и "SG-4" сперва были массивные грот-мачты, которые демонтировали в феврале 1943. 37-мм спарок сперва не было в наличии и вместо них временно ставили пулемёты. Корабли получили штатные автоматы к концу 1943 года, кроме "SG-2", который к этому времени уже погиб. Кроме того были некоторые индивидуальные особенности конструкции: "SG-2" получил продлённый назад нижний ярус мостика, в то время, как на верхнем мостике "SG-4" (в отличие от всех остальных) отсутствовали крылья. Во время эксплуатации выявилась слабость конструкции корпуса и плохие мореходные качества.
Вступил в строй 9 августа 1942, с 7 сентября 1942 на службе в 4-ой патрульной флотилии, с 1 января 1943 в группе "A" 6-ой патрульной флотилии, где и служил до 22 августа 1944, когда перед отступлением был выведен из эксплуатации в Сен-Назере. В мае 1945 возвращён Франции, "Beautemps-Beaupré". Французские источники указывают, что 6 августа 1944 он был потоплен авиацией в Лес-Сабль-д-Олонне (по немецким данным это был "SG 3"). Вступил в строй 7 сентября 1942, на службе в 4-ой патрульной флотилии, с 1 января 1943 в группе "A" 6-ой патрульной флотилии. 8 мая 1943 в 13:27 ч. сильно пострадал от подрыва на мине у входа в порт Сен-Жан-де-Люз (43°23´N / 01°39´E), был отбуксирован "SG 1". 23 сентября 1943 в 10:00 ч. потоплен попаданием трёх авиабомб у Нанта (47°13´N / 01°34´E), разломился пополам, 2 убитых. Судьба в немецких и французских источниках описана одинаково. Вступил в строй 2 ноября 1942, на службе в 4-ой патрульной флотилии, с 1 января 1943 в группе "A" 6-ой патрульной флотилии. 6 августа 1944 в 21:57 ч. забросан авиабомбами в Лес-Сабль-д-Олонне (46°30 ´N / 01°47´W) и полностью выгорел, 40 убитых. Французские источники указывают, что корабль был возвращён Франции в 1945 как "Beautemps-Beaupré" (по немецким данным это был "SG 1"). Вступил в строй 9 февраля 1942, на службе в группе "A" 6-ой патрульной флотилии. В мае 1945 возвращён Франции, "La Perouse". Судьба в немецких и французских источниках описана одинаково.
Послевоенная служба во французском ВМФ 11 мая 1945 года с освобождением Сен-Назера французы получили два корабля, SG-1 и SG-4, в практически целом виде (по французским данным это были SG-3 и SG-4). Оба были почти полностью разоружены, но французы позже вернули на корабли всё немецкое вооружение. Кроме того, вернули на место обнаруженные на складах штатные краны. В 1954 году вооружение кораблей сократили, причём оставили только по одной немецкой 105-мм пушке на баке, а всю зенитную артиллерию заменили на стандартные НАТО-вские автоматы "Бофорс" и "Эрликон". В мае 1945 был возвращён Франции (во французских источниках встречается утверждение, что это был SG-3, который по немецким данным погиб в 1944). С 8 мая 1947 служил в качестве гидрографического авизо (Avisos Hydrographiques) A 33 "Beautemps-Beaupré", проводил ежегодные гидрографические работы на западном побережье Африки, с 1950 F 751, в 1954 вооружение сократили, с июля 1965 до сентября 1968 года при MHAN (экспедиция североатлантических гидрографических исследовании), с 1966 полностью разоружён, A 752, в 1969 списан, блокшив Q 456, в 1973 сдан на слом. В мае 1945 был возвращён Франции. С 23 апреля 1947 служил в качестве гидрографического авизо (Avisos Hydrographiques) A 34 "La Perouse", проводил гидрографические работы в Индийском океане, базировался на Диего Суарес, с 1950 F 750 "La Perouse", в 1954 вооружение сократили, в январе 1965 года вернулся в Брест, где был полностью разоружён, с 1967 - плавбаза группы резервных судов A 753, в 1977 году выведен из эксплуатации, некоторое время служил волнорезом в Бресте, в 1984 году разобран (по другим данным - потоплен как мишень).
|