ОглавлениеКорабли авиации → Корабли обеспечения типа "Jupiter" (San Souci)

ОглавлениеЭскортные корабли → тип "SG-1"

  Корабли авиации  
  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Корабли обеспечения гидроавиации / эскортные корабли (Flugsicherungsschiff / Schnelles Geleitboot) типа


"San Souci"


Германия, 1942-1943 гг. 4 ед. (трофейные французские тендеры гидроавиации, достроены как эскортные)

 

*
SG-1 Merkur
*
SG-2 Uranus
*
SG-3 Jupiter
*
SG-4 Saturn
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение эскортного корабля имя авиатендера быв. франц. верфь-строитель готовность на момент захвата /спуск /в строю примечания по французским данным
1 SG-1 Jupiter → Merkur Sans Peur <chantier de Penhoet>, Сен-Назер, Франция, стр. № S9 34% 22.08.1944 исключён, в 05.1945 возвращён Франции, 8.05.1947 ГИСУ "Beautemps-Beaupré", с 1950 авизо, с 1969 - блокшив, в 1973 слом быв. "Sans Pareil" chantier de Penhoet 312, затем "Jupiter", судьба - см. п. 3.
2.10.1940
9.08.1942
2 SG-2 Saturn → Uranus Sans Reproche <chantier de Penhoet>, Сен-Назер, Франция, стр. № T9 41% 8.05.1943 повреждён на мине, 23.09.1943 потоплен авиацией в Нанте. соответствуют немецким данным
30.10.1940
7.09.1942
3 SG-3 Uranus → Jupiter Sans Souci <chantiers de la Loire>, Сен-Назер, Франция, стр. № 311 32% 6.08.1944 потоплен авиацией в Лес-Сабль-д-Олонне. судьба - см. п. 1.
28.11.1940
2.11.1942
4 SG-4 Merkur → Saturn Sans Pareil <chantiers de la Loire>, Сен-Назер, Франция, стр. № 312 42% 22.08.1944 исключён, в 05.1945 возвращён Франции, 23.04.1947 ГИСУ "La Perouse", с 1950 авизо, с 1969 - блокшив в Бресте, в 1984 разобран быв. "Sans Peur" chantier de Penhoet S9, затем "Merkur", судьба соответствует немецким данным.
28.11.1940
9.02.1943
ТТХ
Водоизмещение стандартное 1372 т (во французском флоте 1500 т)
полное 1760 т (во французском флоте 2100 т)
Размерения длина МП 90,0 м
КВЛ 92,0 м
наибольшая 95.0 м
ширина 11,8 м
осадка 3,2 м (во французском флоте полная до 3,64 м)
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 трёхлопастных винта
? МО 2 дизеля Sulzer (6 цил. 4-тактн.)
мощность 4200 л.с. (во французском флоте - 4140 л.с.)
Ходовые данные скорость 18 уз. (во французском флоте - 16,7 уз.)
топливо 256 т соляра
дальность плавания на 10 уз. 12000 миль
Экипаж 178 чел.
Дополнительные данные корпус стальной с удлинённым полубаком
плавсредства 2-3 шлюпки
ВООРУЖЕНИЕ
  штат авиатендера SG-1 и SG-3 SG-2 и SG-4 Beautemps Beaupré (SG-1) с 1947 La Pérouse (SG-4) с 1947 Beautemps Beaupré с 1950 La Pérouse с 1950
артиллерия 1x1 - 75 мм/50 3x1 - 105 мм/45 [600 сн.] 2x1 - 105 мм/45 [400 сн.] 3x1 - 105 мм/45 2x1 - 105 мм/45 1x1-105 мм/45
была возможна установка мелкой артиллерии 4 (2x2) - 37 мм/83 [4 тыс. сн.] *на SG-4 вместо них временно только 2 пулемёта 1x2 - 37 мм/83
10...14 - 20 мм/65 [20-28 тыс. сн.] 12 (6х2) - 20 мм/65 [24 тыс. сн.] 4х1 - 20 мм/70
специальное 3 крана и палубы для размещения гидросамолётов --- 2 x 24 бомбомёта Hedgehog
радиоэлектронное --- радар FuMO 28 радар, сонар

 

  

В июне 1940 на стапелях верфи Chant. Et At. De Nazaire (Penhoét) в Сен-Назере вермахтом были захвачены четыре французских плавбазы гидросамолётов, контракт на постройку которых был заключён французским ВМФ ещё в 1937 году, и в следующем году заложили кили. Предназначались для стационерной службы в Тихом океане и других отдаленных регионах. В отличие от немецкого флота, где имя кораблю присваивается лишь при спуске на воду, во Франции были другие традиции, и авиатендеры были заказаны уже с именами: "Sans Souci", "Sans Pareil", "Sans Reproche" и "Sans Peur". Постройка, однако, шла медленно и к моменту захвата их готовность оценивалась лишь в 32-42%.

В октябре 1940 года было решено продолжить их постройку в первоначальном качестве для Люфтваффе, предлагалось их использовать в качестве кораблей обеспечения полётов гидроавиации, а также в качестве спасательных. Ожидалось завершение всех четырех кораблей в мае-июне 1941 года, но первоначально без кранов, так-как французские отсутствовали (их ещё не изготовили), а производство подходящих кранов на немецких заводах требовало немало времени.

4 февраля 1941 уполномоченный по верфи военно-морского флота утвердил следующий срок окончания постройки: 1.03.1941, 15.04.1941, 31.05.1941 и 1.06.1941, ожидалось, что краны будут готовы, соответственно, в конце августа, конце октября, середине декабря 1941 и начале января 1942. Командование немедленно получило приказ набрать экипажи и предложить имена и в том-же феврале 1941 г. названия были выбраны: "Sans Souci" получил имя "Uranus", "Sans Reproche" - "Saturn", "Sans Peur" - "Jupiter" (по франц. данным "Merkur"), "Sans Pareil" - "Merkur" (по франц. данным "Jupiter"), однако на месте при оформлении нарядов и заказов не достаточно усердные чиновники занесли в документы корабли не в том порядке, поэтому вскоре оказалось, что все они получили не свои имена. Когда ошибка обнаружилась, документооборот уже был таким большим, что ничего не оставалось, как официально признать статус-кво. Так "Jupiter" стал "Merkur", "Merkur" - "Saturn", "Saturn" - "Uranus", а "Uranus" - "Jupiter".

5 марта 1941 управление ВМФ ходатайствовало об передаче этих 4 кораблей флоту. Так как эти корабли подходили в качестве быстроходных эскортных кораблей, которые срочно требовались для обеспечения важных для вермахта конвоев, 14 марта 1941 Люфтваффе решило временно передать корабли флоту, с условием их возвращения после войны. В апреле 1942 корабли переклассифицировали в быстроходные эскортные корабли. При перестройке усилили вооружение, а уже установленные на некоторых кораблях массивные бортовые краны были сняты и отправлены на склад. Корабли вошли в строй под буквенно-цифровыми индексами "Merkur" - "SG-1", "Uranus" - "SG-2", "Jupiter" - "SG-3", а "Saturn" - "SG-4", таким образом история переименований по немецким источникам выглядит следующим образом:
"Sans Peur" - "Jupiter" - "Merkur" - "SG-1" - "Beautemps-Beaupré"
"Sans Reproche" - "Saturn" - "Uranus" - "SG-2"
"Sans Souci" - "Uranus" - "Jupiter" - "SG-3"
"Sans Pareil" - "Merkur" - "Saturn" - "SG-4" - "La Perouse".

Во французских источниках история переименований выглядит иначе:
"Sans Pareil" - "Jupiter" - "SG-1"
"Sans Reproche" - "Saturn" - "SG-2"
"Sans Souci" - "Uranus" - "SG-3" - "Beautemps-Beaupré"
"Sans Peur" - "Merkur" - "SG-4" - "La Perouse".

Корабли несколько различались между собой. Находившиеся в большей степени готовности "SG-2" и "SG-4" из-за необходимости больших переделок получили только по две 105-мм пушки, в то время, как два других несли по три таких-же орудия. На "SG-2" и "SG-4" сперва были массивные грот-мачты, которые демонтировали в феврале 1943. 37-мм спарок сперва не было в наличии и вместо них временно ставили пулемёты. Корабли получили штатные автоматы к концу 1943 года, кроме "SG-2", который к этому времени уже погиб. Кроме того были некоторые индивидуальные особенности конструкции: "SG-2" получил продлённый назад нижний ярус мостика, в то время, как на верхнем мостике "SG-4" (в отличие от всех остальных) отсутствовали крылья.

Во время эксплуатации выявилась слабость конструкции корпуса и плохие мореходные качества.

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ:

SG-1 Merkur / SG-2 Uranus / SG-3 Saturn / SG-4 Jupiter

ВО ФРАНЦУЗСКОМ ФЛОТЕ

Beautemps-Beaupré / La Perouse

 

  SG-1

Вступил в строй 9 августа 1942, с 7 сентября 1942 на службе в 4-ой патрульной флотилии, с 1 января 1943 в группе "A" 6-ой патрульной флотилии, где и служил до 22 августа 1944, когда перед отступлением был выведен из эксплуатации в Сен-Назере. В мае 1945 возвращён Франции, "Beautemps-Beaupré". Французские источники указывают, что 6 августа 1944 он был потоплен авиацией в Лес-Сабль-д-Олонне (по немецким данным это был "SG 3").

   

  SG-2

Вступил в строй 7 сентября 1942, на службе в 4-ой патрульной флотилии, с 1 января 1943 в группе "A" 6-ой патрульной флотилии. 8 мая 1943 в 13:27 ч. сильно пострадал от подрыва на мине у входа в порт Сен-Жан-де-Люз (43°23´N / 01°39´E), был отбуксирован "SG 1". 23 сентября 1943 в 10:00 ч. потоплен попаданием трёх авиабомб у Нанта (47°13´N / 01°34´E), разломился пополам, 2 убитых. Судьба в немецких и французских источниках описана одинаково.

   

  SG-3

Вступил в строй 2 ноября 1942, на службе в 4-ой патрульной флотилии, с 1 января 1943 в группе "A" 6-ой патрульной флотилии. 6 августа 1944 в 21:57 ч. забросан авиабомбами в Лес-Сабль-д-Олонне (46°30 ´N / 01°47´W) и полностью выгорел, 40 убитых. Французские источники указывают, что корабль был возвращён Франции в 1945 как "Beautemps-Beaupré" (по немецким данным это был "SG 1").

   

  SG-4

Вступил в строй 9 февраля 1942, на службе в группе "A" 6-ой патрульной флотилии. В мае 1945 возвращён Франции, "La Perouse". Судьба в немецких и французских источниках описана одинаково.

 

  Послевоенная служба во французском ВМФ
  

11 мая 1945 года с освобождением Сен-Назера французы получили два корабля, SG-1 и SG-4, в практически целом виде (по французским данным это были SG-3 и SG-4). Оба были почти полностью разоружены, но французы позже вернули на корабли всё немецкое вооружение. Кроме того, вернули на место обнаруженные на складах штатные краны.

В 1954 году вооружение кораблей сократили, причём оставили только по одной немецкой 105-мм пушке на баке, а всю зенитную артиллерию заменили на стандартные НАТО-вские автоматы "Бофорс" и "Эрликон".

  Beautemps-Beaupré

В мае 1945 был возвращён Франции (во французских источниках встречается утверждение, что это был SG-3, который по немецким данным погиб в 1944). С 8 мая 1947 служил в качестве гидрографического авизо (Avisos Hydrographiques) A 33 "Beautemps-Beaupré", проводил ежегодные гидрографические работы на западном побережье Африки, с 1950 F 751, в 1954 вооружение сократили, с июля 1965 до сентября 1968 года при MHAN (экспедиция североатлантических гидрографических исследовании), с 1966 полностью разоружён, A 752, в 1969 списан, блокшив Q 456, в 1973 сдан на слом.

   
       
         

  La Perouse

В мае 1945 был возвращён Франции. С 23 апреля 1947 служил в качестве гидрографического авизо (Avisos Hydrographiques) A 34 "La Perouse", проводил гидрографические работы в Индийском океане, базировался на Диего Суарес, с 1950 F 750 "La Perouse", в 1954 вооружение сократили, в январе 1965 года вернулся в Брест, где был полностью разоружён, с 1967 - плавбаза группы резервных судов A 753, в 1977 году выведен из эксплуатации, некоторое время служил волнорезом в Бресте, в 1984 году разобран (по другим данным - потоплен как мишень).

           

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
2 Groner E. - Die Schiffe der Deutschen Kriegsmarine und Luftwaffe 1939-45 - Lehmanns.1954
4 Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977
на русском
5 Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. - Кригсмарине. Военно-морской флот третьего рейха. Эксмо., М, 2009.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de
forummarine.forumactif.com/t8558-les-ravitailleurs-d-hydravions-de-la-classe-sans-souci
alabordache.fr/marine/espacemarine/desarme/escorteur/beautempsbeaupre-escorteur/photo.php

последнее обновление: 20.02.2020

 




 

 
Флот республики Франция (Marine Nationale) 1947-1984
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1940-1945
La Perouse
Выведенный из эксплуатации "La Perouse", 1978 г.
La Perouse
Один из последних выходов "La Perouse", нач. 1970-х гг.
La Perouse
Разоружённый "La Perouse", 1969 г.
La Perouse
"La Perouse", 1963 г.
La Perouse
"La Perouse", 1963 г.
La Perouse
"La Perouse", 1958 г.
La Perouse
"La Perouse", 1950-е гг.
La Perouse
"La Perouse", начало 1950-х гг.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré" прибывает в Дублин, Ирландия, январь 1967 года.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré" прибывает в Дублин, Ирландия, январь 1967 года.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré" в Дакаре, 1962 г.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré" с визитом в Гетеборге, Швеция.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré" у Дакара в сентябре 1951 года.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré"в порту Либревиль, 1949 г.
Beautemps-Beaupré
Кормовые пушки ГК, снято на "Beautemps-Beaupré" после войны.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré", 1949 г.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré", 1949 г.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré", 1962 г.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré", 1958 г.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré" в 1950-х гг.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré" в Лорьяне, 1947 г.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré" в Лорьяне, 1947 г.
Beautemps-Beaupré
"Beautemps-Beaupré" в Лорьяне, 1947 г.
SG-4
Разоружённый "SG-4" после войны, 1946 г.
SG-3
"SG-3"
SG-3
"SG-3"
SG-3
"SG-3"
SG-2
"SG-2"
SG-1
"SG-1" в Бордо, ноябрь 1943 г.
SG-3
"Sans Souci" и "Sans Pareil" на достройке на chantiers de la Loire.
SG-3
"Sans Souci" на стапеле.
SG-3
Буксировка "SG-3" на достройку, Сен-Назер, 2 октября 1942 г.
SG-2
Потопление "SG-2", снято с британского самолёта.
SG-2
"SG-2"
SG-2
SG-1
"SG-1"
SG-1
"SG-1" или "SG-3"
SG-1
"SG-1"
SG-1
Следующая страница - проект корабля обеспечения гидроавиации "O"
Предыдущая страница - спасательные баожи гидроавиации типа "BP-V"