Сторожевые корабли  
  Гидрографические суда  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Cпециальный корабль - ловушка (Sonderschiff, Hilfsschiff)

 Triton 


Германия, --- 0 (1) ед. (грузовой п/х, 1902, переоборудование не закончено, с 1920 гидрографическое судно

 

*
Triton
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Triton <Earle's Co.>, Халл, Британия, стр. № 478 / 28.10.1902 --- грузовой п/х комп. "Gerherd & Hey", Рига, Россия, в 1915 поднят в Виндау // 12.1916 принят для переоборудования в ловушку, но оно не окончено.
7.06.1920 переоборудование в ГИСУ с 16.09.1918, с 10.07.1921 корабль немецкого красного креста, с 1922 плавучая резиденция консула в Ленинграде, с 16.05.1923 спасательное судно "Triton I", с 1927 гражданский п/х "Falke", с 1930 "Ilse Vormauer", с 1933 "Yunque", Куба, с 1933 "Columbia", ВМФ Кубы, в 1944 затонул.
ТТХ
  как ловушка как ГИСУ
Водоизмещение полное ок. 2160 т ок. 2000 т
регистровое 1119 брт
Размерения длина 77,60 м
ширина 10,10 м
осадка 4,60 м
высота борта на миделе 4,88 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт Ø 3,8 м
? МО 1 ПМ тройного расширения (3-цил)
? КО 3 цил. ПК, 12 атм, 675 м²
мощность 2200 л.с.
Ходовые данные скорость 16 уз. 14 уз.
Экипаж . 48 чел.
Дополнительные данные корпус 1 палуба, 6 отсеков
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
как ловушка (проект) как ГИСУ (в 1920)
3 - 105 мм/35 2 - 20 мм (4000 сн.)
2 - 88 мм/30 2 пулемёта

 

В 1916 году в распоряжении ВМФ оказался достаточно скоростной пароход "Triton" - он мог развить до 16 узлов, что подтолкнуло на мысль использовать его в качестве судна-ловушки для подводных лодок на Балтике. Он был официально запланирован в качестве замены списанного "Schiff P" и теоретически мог получить его обозначение, так-же, как и традиционно, по первой букве имени: "Hilfsschiff T", однако работы, начатые в декабре 1916 года так и не были закончены, так, как после революции в феврале 1917 года активность русского флота значительно упала, а с выходом России из войны 3 марта 1918 года боевые действия на Балтике полностью прекратились, и необходимость в подобном корабле отпала.

Судно отличалось долгой и насыщенной судьбой. Построенное на верфи Earle's Co. в Халле, с декабря 1902 года оно ходило под английским флагом и несло имя "Swift", а с 1909 года: "Selby Abbey". Незадолго до начала войны пароход был приобретён рижской компанией Герхед и Хей (Gerherd & Hey) и переименован в "Тритон" (Латвия тогда была в составе России, но написание латиницей "Triton" также практиковалось).

С началом войны судно было реквизировано русской армией и 2 августа 1914 затоплено в Виндаве для заграждения входа в гавань. Оно лежало вверх дном, но захватившие Виндау немцы в 1915 году смогли его поднять. После ремонта и испытаний, впечатлённые скоростными характеристиками парохода, которому сохранили имя "Triton", офицеры флота решили его вооружить и использовать для борьбы с подводными лодками на Балтике, но так, как ход войны вскоре изменился, необходимость отпала и перестройка была прекращена.

16 сентября 1918 было решено закончить "Triton" в качестве гидрографического судна. Работы продолжались и после окончания войны, 1 июня 1920 они были закончены и 7 июня корабль был готов выйти в плавание, но из-за политической неопределённости стоял без действия. Лишь 10 июля 1921 года он был включен в состав отдела морского транспорта ВМФ и оборудован в качестве плавбазы и экспедиционного судна Немецкого Красного Креста, для чего, согласно правилам Женевской конвеции, был окрашен по правилам, принятым для госпитальных судов. Всё вооружение было демонтировано.

В 1922 году судно использовалось, как плавучая резиденция немецкого консула в Ленинграде, СССР, а 16 мая 1923 его переклассифицировали в спасательное судно, слегка изменив название на "Triton I".

В 1927 году корабль исключили из состава ВМФ и продали частной фирме Kauffahrtei AG, эксплуатировавшей его в качестве грузового п/х под именем "Falke". С 1928 года судно принадлежало фирме Prenzlau & Co., которая в 1929 пыталась использовать пароход для контрабандной доставки оружия в Венесуэлу. В 1930 году пароход сменил имя на "Ilse Vormauer", а в 1933 был продан кубинскому владельцу и переименован в "Yunque". С началом мировой войны в 1939 году пароход был мобилизован ВМФ, вероятно, в качестве транспорта или спасательного судна, и получил новое имя "Columbia". В 1944 году он был потерян. Причины гибели неизвестны, возможно, он был одним из двух кубинских судов, потопленных в феврале 1944 немецкой подводной лодкой, когда обошлось без человеческих жертв.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 5., Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, De, 1988.
2 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 8., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1993.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 15.07.2020

 




 

 
Торговый флаг России 1914
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1917-1920
Торговый флаг Британии 1902-1914
Флот Веймарской республики 1920-1927
Торговый флаг Германии 1927-1933
Флаг Кубы 1933-1944
Triton
"Triton" в Засснице.
Triton
"Triton" в окраске Красного креста, 1921 г.
Hilfsschiff H
"Triton" в качестве гидрографического судна.
Triton
"Triton" в качестве ловушки, проект.
Предыдущая страница - германский специальные корабли "B" и "F"