Корабли авиации  
  Сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большие скоростные спасательно-транспортные катера морской авиации (Flugzeugsicherungsboote, Flugbetriebsboote, Flugbetriebs-Schnellboote, Schnellverkersboote) типа

FL. S


Германия, 1935 г. 2 ед. (проект V)
с 06.1939 по 01.1940 временно - сторожевые катера (Sicherheitsboote) ВМФ

 

*
FL. S 11...12
*
Schnell
*
Sicher
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
тактический № верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 FL. S 11 <Fr. Lürssen>, Фегезак, стр. № 12520 1935 с 1939 по 1940 катер обеспечения безопасности Schnell, с 1945 RN-112 Британия, с 21.06.1946 США, с 1.07.1946 теплоход Schnell, Германия
1935
07.1935
2 FL. S 12 <Fr. Lürssen>, Фегезак, стр. № 12525 1935 в 1939 катер обеспечения безопасности Sicher, после 18.05.1943 судьба неизвестна
1935
09.1935
ТТХ
Водоизмещение нормальное 60 т
полное 71 т
Размерения длина КВЛ 27,15 м
полная 27,62 м
ширина 4,5 м
осадка 1,46 м
высота борта 2,51 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 винта Ø 1,08 м
1 МО 2 дизеля MAN (9 цил., 2-тактн.)
мощность 2060 л.с.
Ходовые данные скорость полная 30 уз
крейсерская ? уз
топливо 7,4 т. соляра
дальность плавания ?
Экипаж 11 чел. (1 оф.)
ВООРУЖЕНИЕ
по штату: 1-20 мм, в мирное время могла отсутствовать

 

Кроме малых катеров - глиссеров, в 1935 году Люфтваффе заказало два больших скоростных катера верфи Люрссена, которая уже стала монопольным поставщиком флоту торпедных катеров (шнелльботов). В отличие от катеров типа "А" они были водоизмещающими, а вместо бензиновых моторов получили более экономичные и пожаро-безопасные дизели. Не изобретая ничего нового верфь практически повторила конструкцию шнелльботов и в итоге катера даже получили соответствующее обозначение - Flugbetriebs-Schnellboot. Не смотря на успех торпедных собратьев, лётчикам новые корабли не пришлись по вкусу - они имели серьёзные недостатки, особенно в креплении моторов, и были признаны лишь условно годными к применению.

***

FL.S 11 (позывной DTFV), в строю с июля 1935 г., при испытательной станции в Травемюнде в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), известно, с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Bug auf Rügen, был дислоцирован в Парове (с 20 марта 1939 г. в подчинении Seenotzentrale (L) Ost), 15 июня 1939 г. был передан ВМФ, как катер обеспечения безопасности (Sicherheitsboot) Schnell при соединении радиоуправления, с 1940 г. снова FL.S 11 в соединении кораблей и катеров (Kdo. Schiffe+Boote) военной авиации. Подробности не известны.

С 1945 г. - британский трофей, RN-112, 21 июня 1946 г. передан США, 1 июля 1946 продан фирме "C. Petz" в Любеке, теплоход Schnell, в аренде у C. Petz, Любек, в феврале 1954 выкуплен в собственность, дальнейшая судьба неизвестна.

***

FL.S 12 (позывной DTFW), в строю с сентября 1935 г., при испытательной станции в Травемюнде в подчинение командования 6-го (морского) воздушного округа (Luftkreiskommando VI (See)), с 1 июля 1937 в составе спасательной станции Seenotbezirksstelle (L) Dievenow, был дислоцирован в Свинемюнде (с 20 марта 1939 г. в подчинении Seenotzentrale (L) Ost), 15 июня 1939 г. передан ВМФ, как катер обеспечения безопасности (Sicherheitsboot) Sicher при соединении радиоуправления, к концу года - снова FL.S 12 в соединении кораблей и катеров (Kdo. Schiffe+Boote) военной авиации, с мая 1941 г. при спасательном центре в восточной Балтике (Seenotzentrale (L) ostwärtige Ostsee, с июля 1941 в составе Seenotflottille Riga). 7 августа 1941 в сообщении командования соединения указывалось, что катер почти год стоит на ремонте и оно предлагало по возможности передать катер морскому флоту. В октябре 1942 катер находился в Ольборге.

12 апреля 1943 флот потребовал передачи катера и 18 мая 1943 г. он был передан инспекции строительного надзора при верфи Schichau в Кёнигсберге, дальнейшая судьба неизвестна.

***

11 марта 1971 г. один из этих двух катеров был пойман при нелегальной перевозки индийцев и пакистанцев из Роттердама в Англию под командованием датского капитана Кнуда Петерсена. В британской прессе катер был назван Bluebird, что в английском языке вообще-то является собирательным именем для всех кораблей контрабандистов.

***

Катера этого типа были признаны не подходящими для спасательной службы и Люфтваффе не развивали дальше этот тип, однако в 1939 году выдали заказ тому-же Люрссену на разработку водоизмещающего скоростного катера более умеренных размеров (см. FL.A 4).

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

       

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 7., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1990.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
luftwaffe-zur-see.de
historisches-marinearchiv.de

последнее обновление: 16.06.2021

 




 

 
Военный флаг Третьего рейха 1939-1945 гг.
Торговый флаг Германии 1935-1939 гг.
Флаг ВМФ Британии 1945-1946 гг.
Флаг США 1946 г.
Флаг оккупационных зон 1946-1951 гг.

Модель FL. S 12.

Модель FL. S 12.

Модель FL. S 12.

FL. S 12

FL. S 12

Один из катеров этого типа.
Предыдущая страница - катера обеспечения гидроавиации типа "FL. A 3"
Следующая страница - катера обеспечения гидроавиации типа "FL. A 4"