входоглавлениеканонерские лодки и сторожевые корабли → винтовая канонерка "Von Der Tann"

  Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Винтовая канонерская лодка
(Schraubenkanonenboot)


 Von Der Tann 


Шлезвиг-Гольштейн, 1849 г. 1 ед. (пр. Howaldt, Schau und Hudemann)

 

*
Eider
Kanonenboot Nr.1
Von Der Tann
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
датский стандартный тип
1 Eider <Hilbert’sche Werft>, Киль 1848 22.07.1850 выбросился на берег у Нойштадта после боя с датскими кораблями "Hecla" и "Valkyren", в 1850 снят, восстановлен и перестроен на "Bernitt'sche Schiffswerft" в Нойштадте, с 25.03.1852 в датском флоте как "Stören", в 1860 слом, машина и котел использовались до 1886 на канонерской лодке "Hauch".
Kanonenboot Nr.1 1848
Von Der Tann 5.02.1849
ТТХ
  первоначально с 07.1850 (в датском флоте)
Водоизмещение ок. 100 т ок. 120 т.
Размерения длина 25,1 м 31,3 м
ширина 4,9 м 5,2 м
осадка 1,83 м
глубина трюма 2,7 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 винт Архимеда
1 МКО 1 горизонтальная качающаяся 2-цилиндровая ПМ однократного расширения "Schweffel & Howaldt" (стр. № 1!)
2 горизонтальных локомотивных ПК (100 м²)
мощность 150 л.с. (36 ном. л.с.), 10 об/мин.
паруса 3-мачтовая шхуна, фок- и грот- мачта и бушприт складные 2 мачтовая шхуна
Скорость 6 уз. ?
Экипаж 29 чел. (1 офицер, 28 матросов) ?
Дополнительные данные корпус композитный железно-деревянный, подводная часть обшита медью (?)
управление 1 руль
плавсредства 2 лодки
цена ? 15 тыс. талеров
ВООРУЖЕНИЕ
2 - 60ф гладкоствольных бомбических пушки на поворотных станках
4 - 3 ф. штыревые пушки

 

После начала революции в Шлезвиг-Гольштейне, в мае 1848 в Киле были заказаны местным верфям первые 4 канонерские лодки. Они были построены по старым датским чертежам 1807 года. В качестве альтернативы гребным, предполагалась также постройка лодок с паровым двигателем, однако первоначальный план строительства десяти таких кораблей был отменен. Машиностроительный завод "Швеффел и Ховальд" по своей инициативе предложил установить паровую машину на одну из канонерок. Это было сделано в 1849 г. на верфи Гилберта в Киле. Так появилась одна из первых канонерских лодок мира, которые приводились в движение при помощи винта, а также первый спроектированный и построенный в Германии винтовой военный корабль.

Сперва лодки получали имена в честь городов (герцогств), собравших на них деньги. Винтовая лодка получила имя "Eider", но вскоре корабли были пронумерованы, и лодке достался №1. Так, как винтовой пароход сильно выделялся на фоне гребных судов, появилась необходимость дать ему "революционное" имя, и вскоре корабль его получил в честь баварского полководца Людвига Танна-Ратсамхаусена (1815-1881), который как начальник генерального штаба баварско-гессенского корпуса в Шлезвиг-Гольштейне организовал немецкую милицию в герцогствах. 21 июля 1848 г. он одержал победу при Альтенгофе и руководил блестящей операцией при Гоптруппе.

Особенностью новой лодки была силовая установка. "Von Der Tann" был оснащён одной паровой машиной в 36 н.л.с. (150 и.л.с.), разработанной кильским изобретателем Августом Ховальдтом, и изготовленная его машиностроительной компанией "Schweffel & Howaldt“, с 2 горизонтальными паровыми котлами, до сих пор использовавшимися только для строительства локомотивов. Машина позволяла лодке развивать скорость под паром до 6 узлов. Вооружение состояло из 2 поворотных 60-ф и четырёх штыревых 3-ф пушек. В народе корабль получил прозвище "De Schruv".

5 февраля 1849 "Von Der Tann" был принят верфью и затем введён в строй. В том же году он принял участие в 2 боях в северо-западном конце Кильского залива у Бюлка (11 мая) и около Нойштадта в Голштинии (17 июня). Осенью 1849, после того, как вступило в силу перемирие, он был демобилизован.

2 июля 1850 г. Пруссия заключила мир с Данией и вышла из конфликта, но Голштинцы попытались на свой страх продолжать войну с Данией и в июле 1850 года флот вновь был мобилизован. "Von Der Tann" с канонерскими лодками "Nr.2" и "Nr.5" составил дивизион Балтийского моря, базировавшийся в торговом порту Хайлигенхафен в Нойштадте.

Уже 24-25 июля 1850 года войска Шлезвиг-Гольштейна были разбиты в битве при Иштедте. На побережье Балтийского моря датские вооруженные силы также пошли в наступление. 20 июля в Любекском заливе "Von Der Tann" взял в качестве приза датское судно и направился с ним к Травемюнде, принадлежащему нейтральному ганзейскому городу Любеку. Однако, из за проблем с машиной, дойти туда оказалось проблематично и лодка попыталась вернуться в Нойштадт, однако в 1:30 в ночь на 21 июля уже в заливе Нойштадта она была атакована датскими кораблями - пароходом "Hecla" и корветом "Valkyrien". Не видя возможности уйти от превосходящего противника, командир выбросил лодку на берег у Нойштадт-Гольштайна, примерно в точке 54°08 N/10°50 O, и поджёг её, экипаж высадился на берег без потерь. Позже горящая лодка взорвалась, но повреждения от взрыва оказались незначительными, и до 6.10.1850 корабль сняли и отбуксировали в Нойштадт.

Расчеты на продолжение поддержки со стороны Пруссии не оправдались. 29 ноября 1850 года в Ольмюце прусское правительство, по требованию России и Австрии, вынуждено было отказаться от поддержки революционного движения в Шлезвиг-Голштейне. 11 января 1851 года Ассамблее Шлезвиг-Гольштейна пришлось принять условия, выдвинутые после прусско-австрийского соглашения. Разоружённый на зимовку в декабре 1850 г., флот был распущен и 3 марта 1851 г. корабли, в том числе все канонерки, подлежали передаче Дании.

"Von Der Tann" в 1850-1851 восстановили на "Bernitt'sche Schiffswerft" в Нойштадте, при этом он был удлинён и переоснащён в 2 мачтовую шхуну. С 25.03.1852 лодка служила в датском флоте под именем "Stören" до 1860 г., когда была отправлена на слом, но её качественно изготовленные машина и котел ещё до 1886 использовались на канонерской лодке "Hauch".

МОДЕЛЬ

   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Stolz, Gerd: Die Schleswig-Holsteinische Marine 1848-1852. Heide in Holstein 1978.
3 Klaus Friedland: Die Schleswig-Holsteinische Flottille 1848 bis 1851, in: Walter Hubatsch: Die erste deutsche Flotte 1848–1853. Herford 1981.
4 Carl Alexander von Duhn; Lübeck und das Dampfschiff "Von Der Tann". Lübeck 1850.
5 Jann Markus Witt und Heiko Vosgerau (Hrsg.), Schleswig-Holstein von den Ursprüngen bis zur Gegenwart - Eine Landesgeschichte, Convent-Verlag, Hamburg, 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 30.12.2017


 




 

 
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1849-1850
Von Der Tann
Модель "Von Der Tann".
Von Der Tann
Датский "Stören", бывший "Von Der Tann".
Von Der Tann
"Von Der Tann" горит после боя.
Von Der Tann
"Von Der Tann" горит после боя.
Von Der Tann
"Von Der Tann" горит после боя.
Von Der Tann
"Von Der Tann"
Von Der Tann
Паровая машина "Von Der Tann"
Von Der Tann
"Von Der Tann"
Von Der Tann
"Von Der Tann"
Следующая страница - шлезвиг-гольштейнский вооружённый п/х "Kiel".
Предыдущая страница - шлезвиг-гольштейнские гребные канонерские лодки.