Оглавление → Канонерские лодки и сторожевые корабли → Винтовая канонерка "Von Der Tann"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Винтовая канонерская лодка (Schraubenkanonenboot)
Шлезвиг-Гольштейн, 1849 г. 1 ед. (пр. Howaldt, Schau und Hudemann) * Eider → Kanonenboot Nr.1 → Von Der Tann *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
После начала революции в Шлезвиг-Гольштейне, в мае 1848 в Киле были заказаны местным верфям первые 4 канонерские лодки. Они были построены по старым датским чертежам 1807 года. В качестве альтернативы гребным, предполагалась также постройка лодок с паровым двигателем, однако первоначальный план строительства десяти таких кораблей был отменен. Машиностроительный завод "Швеффел и Ховальд" по своей инициативе предложил установить паровую машину на одну из канонерок. Это было сделано в 1849 г. на верфи Гилберта в Киле. Так появилась одна из первых канонерских лодок мира, которые приводились в движение при помощи винта, а также первый спроектированный и построенный в Германии винтовой военный корабль. Сперва лодки получали имена в честь городов (герцогств), собравших на них деньги. Винтовая лодка получила имя "Eider", но вскоре корабли были пронумерованы, и лодке достался №1. Так, как винтовой пароход сильно выделялся на фоне гребных судов, появилась необходимость дать ему "революционное" имя, и вскоре корабль его получил в честь баварского полководца Людвига Танна-Ратсамхаусена (1815-1881), который как начальник генерального штаба баварско-гессенского корпуса в Шлезвиг-Гольштейне организовал немецкую милицию в герцогствах. 21 июля 1848 г. он одержал победу при Альтенгофе и руководил блестящей операцией при Гоптруппе. Особенностью новой лодки была силовая установка. "Von Der Tann" был оснащён одной паровой машиной в 36 н.л.с. (150 и.л.с.), разработанной кильским изобретателем Августом Ховальдтом, и изготовленная его машиностроительной компанией "Schweffel & Howaldt“, с 2 горизонтальными паровыми котлами, до сих пор использовавшимися только для строительства локомотивов. Машина позволяла лодке развивать скорость под паром до 6 узлов. Вооружение состояло из 2 поворотных 60-ф и четырёх штыревых 3-ф пушек. В народе корабль получил прозвище "De Schruv". 5 февраля 1849 "Von Der Tann" был принят верфью и затем введён в строй. В том же году он принял участие в 2 боях в северо-западном конце Кильского залива у Бюлка (11 мая) и около Нойштадта в Голштинии (17 июня). Осенью 1849, после того, как вступило в силу перемирие, он был демобилизован. 2 июля 1850 г. Пруссия заключила мир с Данией и вышла из конфликта, но Голштинцы попытались на свой страх продолжать войну с Данией и в июле 1850 года флот вновь был мобилизован. "Von Der Tann" с канонерскими лодками "Nr.2" и "Nr.5" составил дивизион Балтийского моря, базировавшийся в торговом порту Хайлигенхафен в Нойштадте. Уже 24-25 июля 1850 года войска Шлезвиг-Гольштейна были разбиты в битве при Иштедте. На побережье Балтийского моря датские вооруженные силы также пошли в наступление. 20 июля в Любекском заливе "Von Der Tann" взял в качестве приза датское судно и направился с ним к Травемюнде, принадлежащему нейтральному ганзейскому городу Любеку. Однако, из за проблем с машиной, дойти туда оказалось проблематично и лодка попыталась вернуться в Нойштадт, однако в 1:30 в ночь на 21 июля уже в заливе Нойштадта она была атакована датскими кораблями - пароходом "Hecla" и корветом "Valkyrien". Не видя возможности уйти от превосходящего противника, командир выбросил лодку на берег у Нойштадт-Гольштайна, примерно в точке 54°08 N/10°50 O, и поджёг её, экипаж высадился на берег без потерь. Позже горящая лодка взорвалась, но повреждения от взрыва оказались незначительными, и до 6.10.1850 корабль сняли и отбуксировали в Нойштадт. Расчеты на продолжение поддержки со стороны Пруссии не оправдались. 29 ноября 1850 года в Ольмюце прусское правительство, по требованию России и Австрии, вынуждено было отказаться от поддержки революционного движения в Шлезвиг-Голштейне. 11 января 1851 года Ассамблее Шлезвиг-Гольштейна пришлось принять условия, выдвинутые после прусско-австрийского соглашения. Разоружённый на зимовку в декабре 1850 г., флот был распущен и 3 марта 1851 г. корабли, в том числе все канонерки, подлежали передаче Дании. "Von Der Tann" в 1850-1851 восстановили на "Bernitt'sche Schiffswerft" в Нойштадте, при этом он был удлинён и переоснащён в 2 мачтовую шхуну. С 25.03.1852 лодка служила в датском флоте под именем "Stören" до 1860 г., когда была отправлена на слом, но её качественно изготовленные машина и котел ещё до 1886 использовались на канонерской лодке "Hauch".
|