Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосный таран (Panzerfahrzeug, Widderschiff, Rammschiff)

 Prinz Adalbert 


Германия, 1866 г. 1 ед. (проект 1863 г.)

Prinz Adalbert 

*
Prinz Adalbert
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Prinz Adalbert <L'Arman Freres> Бордо, Франция, как "Cheops" для Конфедерации 1863 1868-1869 перестроен в базе флота в Гестемюнде, 23 октября 1871 г. из-за ветхости перечислен в блокшив. 28 мая 1878 исключён и разобран в Вильгельмсхафене.
25.10.1864
9.06.1866
ТТХ
 
Водоизмещение официальное 1479 т
нормальное 1440 т
полное 1560 т
регистровое 779 брт
Размерения длина МП 50,48 м
КВЛ 52,36 м
наибольшая 56,96 м
ширина по палубе 8,78 м
КВЛ 9,92 м
осадка носом 4,94 м
кормой 5,02 м
высота борта 5,78 м
глубина интрюма 5,18 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных винта, Ø 3,6 м
1 МО 2 горизонтальные ПМ "Mazeline" простого расширения
1 КО 2 коробчатых ПК "Mazeline" (1,5 атм.)
мощность номинальная 300 л.с.
индикаторная 1200 л.с.
паруса бриг, 740 кв. м, позже марсельная шхуна, 677 кв. м
Ходовые данные скорость проектная 9,5 узла
на испытаниях 10,1 узла при 72 об/мин
запас топлива 96 т угля
дальность плавания на 8 уз. 1200 миль
Экипаж 130 чел. (10 офицеров, 120 матросов)
Дополнительные данные корпус композитный: деревянная обшивка с железным набором по поперечной схеме, медная обшивка подводной части
электроснабжение отсутствовало
управление 2 руля
плавсредства 5 шлюпок и катеров разных типов
стоимость 1 млн. 863 тыс. марок (620,9 тыс. талеров)
БРОНИРОВАНИЕ
кованное железо на тиковой подкладке
бортовой пояс 127 мм
казематы 114 мм
ВООРУЖЕНИЕ
по проекту (до вступления в строй) фактически с 1865 г. в 1875-1876 разоружён
3-36ф гладкоствольных пушки
 (1 в носовом и 2 в кормовом казематах)
1 - 210 мм/19 орудие Круппа в носовом каземате (76 снарядов)
2 - 170 мм/25 орудия Круппа в кормовом каземате (142 снаряда)




Второй немецкий броненосец был куплен во Франции для скорейшего пополнения флота в ходе подготовки к войне с Данией. Изначально строился для Конфедерации южных штатов во время гражданской войны в США, но поставка была запрещена французским правительством. Стоимость броненосца составила 620 900 талеров (1 863 тыс. марок) - то есть оказалась почти такой-же, как и у предыдущего "Arminius". Проект разработал французский инженер Л'Арман в 1862 году.

Корабль был построен судостроительной компанией "Л'Арман Фрере" в Бордо. Заложен в 1863, спущен на воду в 1864, укомплектован в 1865 г. Получил имя в честь на тот момент здравствующего главнокомандующего прусским флотом, адмирала принца Генриха Вильгельма Адальберта (1811-1873 гг.), инициатора создания германского флота и с 1853 г. его командующего.

Как и все корабли, строящиеся для Конфедерации, был заказан малоизвестной верфи, согласной работать тайно, быстро и дёшево. Потому проект был в известной степени любительский и качество постройки соответствующим. Подобный тип кораблей был распространён во время гражданской войны в США, войны Бразилии и Аргентины против Парагвая и в ходе некоторых колониальных компаний того периода. Многие из таких кораблей являлись наскоро переоборудованными гражданскими судами. Все такие проекты были бессистемными и носили характер импровизации, потому ни о какой преемственности говорить не приходится - использовались только общие модные идеи бронированных казематов и таранной тактики. С дальнейшим развитием артиллерии и брони подобные корабли сошли со сцены, не дав никакого "потомства". Редкие рецидивы случались только на фронтах гражданских войн, притом, исключительно на реках.

Броненосец был построен очень некачественно, многое пришлось переделывать. Находился в строю во время войн с Австрией в 1866 и с Францией в 1870, но в боевых операциях участия не принимал. Уже в 1871 был выведен в резерв и из-за ветхости корпуса более не служил, в 1878 году был исключён из списков флота и сдан на слом, проведя в составе флота лишь 12 лет, из них активно - всего три года.

 

  ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ  

 

Основные кораблестроительные элементы: официальное водоизмещение 1479 т , нормальное - 1440 т, полное - 1560 т (на 200-270 т меньше, чем "Arminius"), длина по конструктивной ватерлинии 50,48 м, между перпендикулярами 52,36 м, наибольшая 56,96 м (на 6,25 м меньше, чем у "Arminius", но из-за сильного скоса таранного форштевня, над водой корабль выглядел короче почти на 11 метров), ширина по конструктивной ватерлинии 9,92 (почти на 1 м меньше, чем у "Arminius"), по палубе 8,78 м (на 2 с небольшим метра уже, чем "Arminius"), осадка носом 4,94 м, кормой 5,02 м (на 0,6 м больше, чем у "Arminius"), высота борта 5,78 м (на 11 см больше, чем у "Arminius"), глубина интрюма 5,18 м. Вертикальный борт на высоте 0,8 м от ватерлинии загибался внутрь. Между броневыми казематами и позади кормового находился тонкий фальшборт, который во время боя убирался. Из-за высокого фальшборта надводный борт "Prinz Adalbert" внешне выглядел выше, чем у "Arminius", но фактически расстояние от уровня воды до палубы составляло 0,8-0,9 м (на полметра меньше, чем у "Arminius").

"Prinz Adalbert" стал единственным немецким броненосцем с частично деревянным корпусом. Композитная конструкция состояла из железного набора и деревянной обшивки, в подводной части покрытой тонкими медными листами для защиты от обрастания. Носовая часть имела сильно выступающий вперёд таран, шпирон которого являлся продолжением киля. На расстоянии примерно 2/3 длины от форштевня киль раздваивался в стороны от диаметральной плоскости, образуя между обеими ветвями обводы в виде арки. Это было сделано для того, чтобы разместить 2 гребных вала, 2 винта и 2 руля. "Prinz Adalbert" стал первым германским двухвинтовым кораблём.

Броненосец нёс по ватерлинии пояс из кованого железа толщиной 127 мм (против 114-76 мм на "Arminius"), который крепился к тиковой подкладке и борту. Суммарная толщина борта (вместе с подкладкой и бронёй) составляла около 0,7 м. Корабль имел два броневых каземата на верхней палубе. Носовой был образован продолжением вверх брони бортов и прикрыт сзади закруглённым броневым траверзом (т.е. в плане имел треугольную форму). Кормовой располагался перед грот-мачтой (восьмиугольный с закруглёнными углами, в плане близкий к овалу), по всей ширине корпуса. Расположенная в них артиллерия защищалась 114-мм бронёй (как и на "Arminius"), также на тиковой подкладке. Крепление брони оказалось очень плохим и, в итоге её пришлось перевешивать и укреплять.

Механизмы и котлы корабля изготовила фирма "Mazeline" в Гавре. На корабле были установлены две горизонтальные двухцилиндровые паровые машины простого расширения, 2 котла коробчатой формы (1,5 атм.) в одном котельном отделении. Два четырёхлопастных винта диаметром 3,6 м на полном ходу делали 72 оборота в минуту. На пробах корабль достиг скорости 9,5 узла при нормальной мощности 1200 л.с. ("Arminius" при той-же мощности был чуть быстрее - 10 узлов) и 10,1 узла при форсировке ("Arminius" - 11,2). Запас угля составлял 96 т, почти в два раза меньше, чем на "Arminius" (171 т), соответственно и дальность плавания была меньше: экономическим ходом 8 узлов корабль мог пройти 1200 миль, против 2000 миль у "Arminius".

"Prinz Adalbert" имел удовлетворительную устойчивость на курсе как под парами, так и под парусами, хотя таранный форштевень поднимал очень большой бурун. Время полной циркуляции занимало около 4 минут, что в то время считалось неплохим результатом. Однако устойчивой орудийной платформой назвать броненосец было нельзя - на волнении он испытывал очень сильную качку.

В Германию корабль отправился без пушек. Первоначально планировалось установить три 170-мм (36-фунтовых) британских орудия, из них одно в носовом 5-угольном броневом каземате, имевшем 5 орудийных портов, два других - в 8-угольном кормовом каземате, имевшем 4 порта (по диагоналям), но от них отказались и установили новые орудия Круппа: одна 210 мм пушка с длиной ствола в 19 калибров (такая-же, как установленные на "Arminius", боекомплект 76 снарядов) стояла в носовом каземате, теперь с 3 портами (два в заднем секторе убрали), две 170-мм со стволами в 25 калибров (общий боекомплект 142 снаряда) располагались в кормовом каземате.

Первоначально "Prinz Adalbert" получил парусное вооружение брига (площадь парусов 740 кв. м), но позже был переоснащён в марсельную шхуну (площадь парусов — 677 кв. м). Руслени крепились снаружи корпуса. Грот-мачту первоначально установили внутри каземата, но при переоснащении её перенесли дальше в корму.

Корабельные плавсредства насчитывали пять шлюпок и катеров разных типов.

Экипаж состоял из 10 офицеров и 120 матросов (то есть практически такой-же, как у "Arminius").

Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert Prinz Adalbert 

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.
Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

Prinz Adalbert

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - до 7 августа 1867 г. - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
Изменения:
c 7.08.1867 Красная полоса по верхнему краю медной обшивки была закрашена чёрным. Стал единственным кораблём в германском флоте того периода, который не нёс этой красной полосы.

 

  ПОСТРОЙКА  

 

Когда осенью 1863 года стала очевидна неизбежность второй войны за Шлезвиг-Гольштейн, военно-морскому министерству Пруссии потребовалось срочно закупить военные корабли, поскольку флот будущего противника в то время значительно превосходил прусский. Заказанный в Британии монитор Arminius только начали строить и он не успевал принять участие в надвигающемся конфликте. Поэтому было решено купить готовый броненосный корабль за границей. 15 февраля 1864 года берлинский купец Ваппенганс (Wappenhans) передал министерству сообщение консула Шенкинга (Schenking) в Тулоне, согласно которому во Франции должны скоро быть выставлены на продажу несколько военных кораблей, в том числе один броненосный. Власти заявили, что хотят рассмотреть это предложение. После предварительной переписки 28 апреля 1864 на верфь для осмотра стоящего на стапеле корабля Cheops отправились корветтен-капитан Хенк (Henk) и советник адмиралтейства Эльбертцхэген (Elbertzhägen). В их докладе, среди прочего, говорилось, что верфь не смогла сдать его заказчику.

Предыстория корабля следующая: Во время Гражданской войны в Северной Америке 1861–1865 годов Конфедеративные Штаты (КША) имели лишь небольшие верфи и поэтому пытались закупить боевые корабли в Великобритании и Франции, особенно броненосцы, которые уже считались превосходящими все другие типы. Поскольку США выражали соответствующим правительствам протесты, заявляя, что КША является лишь стороной гражданской войны, покупатели приняли меры маскировки. В июне 1863 года среди других было достигнуто соглашение с французской верфью L'Arman Frères в Бордо, с которой были заключены контракты на постройку двух «таранных кораблей» (броненосцев с таранами в качестве основного оружия). Официально было заявлено, что корабли заказаны вице-королем Египта для защиты Суэцкого канала (отсюда и кодовые названия Sphinx и Cheops), но заказ всё-таки вызвал подозрения и в конце 1863 года французское правительство запретило поставку кораблей, так что верфи пришлось искать реального нейтрального покупателя.

Так, как оценка еще недостроенного корабля была вполне благоприятной, после одобрения короля Вильгельма I, 25 мая 1864 года морское министерство заключило с верфью предварительный договор купли-продажи, в котором, среди прочего, оговаривалось, что корабль долен быть передан прусским морякам в Бремерхафене не позднее 1 августа 1864 года. Орудия Армстронга с принадлежностями и боеприпасами должны были быть отправлены из Эствика на Тайне прямо туда.

В это время война с Данией закончилась, к тому-же отчеты отправленного в Бордо в качестве наблюдателя прусского инженера-кораблестроителя Гюйо (Guyot) показали, что верфь технически не соответствует поставленной задаче и поэтому срок передачи не может быть соблюден. К тому-же стало известно о неблагоприятном опыте Дании с однотипным кораблем Sphinx, который был предварительно приобретен и даже получил название Stjerkodder, но его испытания на месте оказались неудовлетворительными, и Дания в конце концов отказалась от покупки. Исходя из этого министерство аннулировало контракт. (***Позже Sphinx таки удалось передать конфедеративным агентам в Европе и он ушёл в Америку, получив имя Stonewal Jackson, вскоре попал в аварию и к концу войны находился на Кубе, где был интернирован испанскими властями и передан Северным Штатам. Позднее его продали Японии, где он был назван Kotetsu-Kan, а впоследствии переименован в Azuma.)

Положительная оценка корветов Augusta и Victoria, также приобретенных на этой верфи, убедила власти всё-же принять просьбу о заключении нового контракта. Дата передачи, на этот раз в Данциге, была назначена на 1 апреля 1865 года. Однако министерство отказалось от установки на корабле ранее заказанной британской артиллерии, уже прибывшей в Бремерхафен, отдав предпочтение отечественной производства Круппа. Инженер-кораблестроитель Хильдебрандт, руководивший теперь надзором за строительством, одобрил некоторые якобы конструктивные улучшения верфи, но на самом деле он хотел перемещением весов компенсировать ошибки расчетов. Корабль был построен в срок, но, несмотря на прибытие прусского экипажа, французское правительство отказалось позволить ему покинуть страну, поскольку верфь неоднократно предоставляла ложную информацию о получателях своих новых кораблей. Однако в конце концов соглашение по этому поводу было достигнуто. Было решено, что в переходе в Германию в качестве пассажиров примут участие корветтен-капитан Шау (Schau), капитан-лейтенант Маклин (Mac Lean), а также директор по машиностроению Янсен (Jansen). Эту меру французское правительство сочло достаточной, чтобы предотвратить возможный захват корабля конфедератами за пределами территориальных вод.

Cheops покинул Бордо 3 мая 1865 года, по пути заправился углем в Шербуре и Гетеборге и 25-го числа достиг рейда Нойфарвассер. Мореходные качества и маневренность корабля оказались лучше, чем ожидалось, но в открытом море он гнал очень сильную волну, поднятую тараном, так что носовой каземат заливался водой по фальшборт. Приемочные испытания в целом прошли удовлетворительно, несмотря на небольшую посадку на мель 3 июня, после которой потребовалось докование. Поскольку согласованная по контракту скорость в 12 узлов не была достигнута, флот принял корабль только 10 июля 1865 года, после того как верфь согласилась снизить цену на 100 000 франков и провёл собственные, флотские испытания. 29 октября кораблю было присвоено имя Prinz Adalbert, после чего он был выведен в резерв на зиму. Весной испытания и доделки возобновились и лишь в середине лета 1866 броненосец был готов к службе.

 

  S.M.S. PRINZ ADALBERT  

  история службы  

 

За пять дней до начала войны с Австрией, 10 июня 1866 года второй броненосец прусского флота впервые приступил к несению службы и был формально включен в состав эскадры адмирала Яхмана в Киле, но трудности, возникшие при оснащении корабля из-за недостатка организационного опыта, не позволили ему принять участие в боевых действиях. Так, должность старшего офицера не была занята до 15 июня 1866 года, казначея отправили в отставку после двух дней службы, а его преемник прибыл только через десять дней. Персонала по боеприпасам изначально не было вообще. Когда 9 июня из дивизии верфи на канонерской лодке Basilisk прибыли первые 33 матроса, еды на борту еще не было. Поскольку камбуз не был в рабочем состоянии и, следовательно, не мог использоваться для приготовления пищи, командир дал людям аванс из собственных средств, чтобы они могли питаться на берегу. До 5 июля у экипажа был только один комплект одежды, поэтому для стирки приходилось полностью раздеваться.

Единственным военным использованием корабля стала доставка 60 тонн боеприпасов в крепость Фридрихсорт 12 июля 1866 года, а через 10 дней война закончилась.

Сразу по окончании войны в конце июля 1866 года Prinz Adalbert отправился в учебно-испытательное плавание в Северное море, но из-за штормовой погоды ему пришлось укрыться в Мандале в Норвегии. В пути корабль сильно потек, а по возвращении в Везер выяснилось, что швы корпуса были очень плохо законопачены, между броней и деревянной обшивкой часто были большие зазоры, а свинцовая прокладка между броней и медным покрытием была недостаточной для предотвращения гальванического окисления.

25 октября 1866 корабль был выведен из кампании и последовал ремонт на военно-морской базе в Геестемюнде, который потребовал снятия и повторной установки бронелистов, дальнейших доработок корпуса, установки волнолома над тараном и переноса грот-мачты из кормового каземата на ют. Интересно, что поздней осенью 1867 года одна лондонская компания хотела выкупить корабль для греческого правительства, и эту идею поддержал контр-адмирал Яхман, но Адмиралтейство отказало.

Лишь 14 апреля 1869 года Prinz Adalbert смог вернуться на службу и был введён в кампанию в Геестемюнде. Ему поручили обязанности сторожевого корабля на нижней Эльбе. После установки двух дополнительных легких орудий в качестве сигнальных пушек ему назначили якорную стоянку напротив порта Альтона. Необычный корабль быстро стал местом осмотра достопримечательностей для гостей и жителей Гамбурга. 19 июня 1869 года он принял участие в торжествах по случаю открытия Вильгельмсхафена.

Несмотря на продолжающиеся серьезные течи, в 1870 году Prinz Adalbert ещё раз попытались использовать в боевом составе: летом 1870 г. прусская учебная эскадра под командованием принца Адальберта была подготовлена для учебного похода в Атлантику. 1 июня таран с недавно купленным фрегатом König Wilhelm отправился в Плимут (Англия), где они присоединились к Kronprinz и Friedrich Karl. Из-за запутанной политической ситуации между Германией и Францией Prinz Adalbert был послан в Дартмут для сбора разведданных и его отчеты, а также полученные в Плимуте и Диле сообщения о неизбежности военных действий против Франции, заставили командира эскадры срочно направиться домой форсированным ходом. Поскольку Prinz Adalbert не мог поддерживать такую скорость, его буксировал Kronprinz. 16 июля, за три дня до начала войны, эскадра прибыла в Вильгельмсхафен, не встретив препятствий со стороны французов.

С началом Франко-Прусской войны 31 июля вступила в силу военная организация Северо-Германского федерального флота. Prinz Adalbert был выведен из состава эскадры и вернулся в Гамбург, став флагманом соединения охраны устья Эльбы, в которое также вошли канонерские лодки Cyclop, Habicht, Pfeil, вахтенный корабль Magnet и семь минных катеров добровольного морского ополчения. Позже к ним присоединился и монитор Arminius. В нескольких небольших вылазках в Северное море корабли соединения так и не вступили в боевой контакт с противником. По окончании войны, 9 марта 1871 года Prinz Adalbert снова взял на себя роль сторожевого корабля на Эльбе.

23 октября 1871 г. броненосец вывели из компании в Вильгельмсхафене для ремонта, но осмотр показал, что корпус находится в очень ветхом состоянии. Воды было так много, что трюм приходилось откачивать постоянно, обшивка и внутренняя древесина сильно сгнили. Первоначальное намерение использовать Prinz Adalbert в качестве учебного корабля механиков не могло быть реализовано, тем более что устаревшая двигательная установка уже не была пригодна для этих целей. Поэтому корабль больше в строй не вводили. В 1875 году были сняты кормовые орудия, а в 1876 году — носовая пушка. 28 мая 1878 броненосец был исключён из списков флота и после снятия броневых листов и машины в том же году прогнивший корпус был разобран на дрова на императорской верфи в Вильгельмсхафене. Механизмы корабля, ещё вполне работоспособные, продали.

В военно-морскую историю Германии корабль вошёл как «хромая кузина» (der lahme Vetter) — имя, придуманное принцем Адальбертом, который сам был хромым и имел прозвище "хромой принц" (der lahme Prinz).

командиры "Prinz Adalbert" (развернуть)
10.06. - 25.10.1866 капитан-лейтенант Mac Lean Австро-Прусская война
14.04.1869 - 07.1871 корветтен-капитан Arendt испытания и поход в Англию
07. - 10.1871 капитан-лейтенант Graf von Hacke Франко-Прусская война, брандвахта

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz - Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 5, Mundus Verlag, Hamburg, 1983.
на английском
3 Jack Greene, Alessandro Massignani: Ironclads at War. The Origin and Development of the Armored Warships, 1854–1891. Conshohocken, PA 1998.
4 Sondhaus, Lawrence. Naval Warfare, 1815-1914. London: Routledge, 2001
5 Sondhaus, Lawrence. Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era. Naval Institute Press: Annapolis, 1997
6 Sullivan, David M. "Phantom Fleet: The Confederacy's Unclaimed European Warships". Warship International (Toledo, Ohio: Naval Records Club, Inc.), 1987
на русском
7 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
8 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

последнее обновление: 28.04.2024

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1875
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1866-1867
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
"Arminius" и "Prinz Adalbert", гравюра.
Prinz Adalbert
разница между проектным и окончательным видом
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert"
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
"Heops" в постройке, гравюра.
Prinz Adalbert
"Heops", гравюра.
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert"
Следующая страница - броненосные фрегаты типа "Friedrich Karl"
Предыдущая страница- монитор "Arminius"
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в Бордо
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
первоначальное парусное вооружение брига
Prinz Adalbert
германские 210-мм орудия Круппа
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
облегченное парусное вооружение, с 1869 г.
Kotetsu-Kan
однотипный японский "Kotetsu-Kan"
Адальберт (Генрих-Вильгельм) — принц прусский, сын принца Вильгельма, младшего брата Фридриха-Вильгельма III; 1811-1873 гг. Принял деятельное участие в образовании немецкого флота, с 1854 г. адмирал; занялся лично составом службы персонала во вновь учрежденном прусском адмиралтействе и постройкой военной гавани в Яде. В 1861-1871 г. главнокомандующий всего прусского флота.
Prinz Adalbert