Оглавление → Броненосцы и линкоры → Prinz Adalbert
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Броненосный таран (Panzerfahrzeug, Widderschiff, Rammschiff)
Германия, 1866 г. 1 ед. (проект 1863 г.) * Prinz Adalbert *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Второй немецкий броненосец был куплен во Франции для скорейшего пополнения флота в ходе подготовки к войне с Данией. Изначально строился для Конфедерации южных штатов во время гражданской войны в США, но поставка была запрещена французским правительством. Стоимость броненосца составила 620 900 талеров (1 863 тыс. марок) - то есть оказалась почти такой-же, как и у предыдущего "Arminius". Проект разработал французский инженер Л'Арман в 1862 году. Корабль был построен судостроительной компанией "Л'Арман Фрере" в Бордо. Заложен в 1863, спущен на воду в 1864, укомплектован в 1865 г. Получил имя в честь на тот момент здравствующего главнокомандующего прусским флотом, адмирала принца Генриха Вильгельма Адальберта (1811-1873 гг.), инициатора создания германского флота и с 1853 г. его командующего. Как и все корабли, строящиеся для Конфедерации, был заказан малоизвестной верфи, согласной работать тайно, быстро и дёшево. Потому проект был в известной степени любительский и качество постройки соответствующим. Подобный тип кораблей был распространён во время гражданской войны в США, войны Бразилии и Аргентины против Парагвая и в ходе некоторых колониальных компаний того периода. Многие из таких кораблей являлись наскоро переоборудованными гражданскими судами. Все такие проекты были бессистемными и носили характер импровизации, потому ни о какой преемственности говорить не приходится - использовались только общие модные идеи бронированных казематов и таранной тактики. С дальнейшим развитием артиллерии и брони подобные корабли сошли со сцены, не дав никакого "потомства". Редкие рецидивы случались только на фронтах гражданских войн, притом, исключительно на реках. Броненосец был построен очень некачественно, многое пришлось переделывать. Находился в строю во время войн с Австрией в 1866 и с Францией в 1870, но в боевых операциях участия не принимал. Уже в 1871 был выведен в резерв и из-за ветхости корпуса более не служил, в 1878 году был исключён из списков флота и сдан на слом, проведя в составе флота лишь 12 лет, из них активно - всего три года.
Основные кораблестроительные элементы: официальное водоизмещение 1479 т , нормальное - 1440 т, полное - 1560 т (на 200-270 т меньше, чем "Arminius"), длина по конструктивной ватерлинии 50,48 м, между перпендикулярами 52,36 м, наибольшая 56,96 м (на 6,25 м меньше, чем у "Arminius", но из-за сильного скоса таранного форштевня, над водой корабль выглядел короче почти на 11 метров), ширина по конструктивной ватерлинии 9,92 (почти на 1 м меньше, чем у "Arminius"), по палубе 8,78 м (на 2 с небольшим метра уже, чем "Arminius"), осадка носом 4,94 м, кормой 5,02 м (на 0,6 м больше, чем у "Arminius"), высота борта 5,78 м (на 11 см больше, чем у "Arminius"), глубина интрюма 5,18 м. Вертикальный борт на высоте 0,8 м от ватерлинии загибался внутрь. Между броневыми казематами и позади кормового находился тонкий фальшборт, который во время боя убирался. Из-за высокого фальшборта надводный борт "Prinz Adalbert" внешне выглядел выше, чем у "Arminius", но фактически расстояние от уровня воды до палубы составляло 0,8-0,9 м (на полметра меньше, чем у "Arminius"). "Prinz Adalbert" стал единственным немецким броненосцем с частично деревянным корпусом. Композитная конструкция состояла из железного набора и деревянной обшивки, в подводной части покрытой тонкими медными листами для защиты от обрастания. Носовая часть имела сильно выступающий вперёд таран, шпирон которого являлся продолжением киля. На расстоянии примерно 2/3 длины от форштевня киль раздваивался в стороны от диаметральной плоскости, образуя между обеими ветвями обводы в виде арки. Это было сделано для того, чтобы разместить 2 гребных вала, 2 винта и 2 руля. "Prinz Adalbert" стал первым германским двухвинтовым кораблём. Броненосец нёс по ватерлинии пояс из кованого железа толщиной 127 мм (против 114-76 мм на "Arminius"), который крепился к тиковой подкладке и борту. Суммарная толщина борта (вместе с подкладкой и бронёй) составляла около 0,7 м. Корабль имел два броневых каземата на верхней палубе. Носовой был образован продолжением вверх брони бортов и прикрыт сзади закруглённым броневым траверзом (т.е. в плане имел треугольную форму). Кормовой располагался перед грот-мачтой (восьмиугольный с закруглёнными углами, в плане близкий к овалу), по всей ширине корпуса. Расположенная в них артиллерия защищалась 114-мм бронёй (как и на "Arminius"), также на тиковой подкладке. Крепление брони оказалось очень плохим и, в итоге её пришлось перевешивать и укреплять. Механизмы и котлы корабля изготовила фирма "Mazeline" в Гавре. На корабле были установлены две горизонтальные двухцилиндровые паровые машины простого расширения, 2 котла коробчатой формы (1,5 атм.) в одном котельном отделении. Два четырёхлопастных винта диаметром 3,6 м на полном ходу делали 72 оборота в минуту. На пробах корабль достиг скорости 9,5 узла при нормальной мощности 1200 л.с. ("Arminius" при той-же мощности был чуть быстрее - 10 узлов) и 10,1 узла при форсировке ("Arminius" - 11,2). Запас угля составлял 96 т, почти в два раза меньше, чем на "Arminius" (171 т), соответственно и дальность плавания была меньше: экономическим ходом 8 узлов корабль мог пройти 1200 миль, против 2000 миль у "Arminius". "Prinz Adalbert" имел удовлетворительную устойчивость на курсе как под парами, так и под парусами, хотя таранный форштевень поднимал очень большой бурун. Время полной циркуляции занимало около 4 минут, что в то время считалось неплохим результатом. Однако устойчивой орудийной платформой назвать броненосец было нельзя - на волнении он испытывал очень сильную качку. В Германию корабль отправился без пушек. Первоначально планировалось установить три 170-мм (36-фунтовых) британских орудия, из них одно в носовом 5-угольном броневом каземате, имевшем 5 орудийных портов, два других - в 8-угольном кормовом каземате, имевшем 4 порта (по диагоналям), но от них отказались и установили новые орудия Круппа: одна 210 мм пушка с длиной ствола в 19 калибров (такая-же, как установленные на "Arminius", боекомплект 76 снарядов) стояла в носовом каземате, теперь с 3 портами (два в заднем секторе убрали), две 170-мм со стволами в 25 калибров (общий боекомплект 142 снаряда) располагались в кормовом каземате. Первоначально "Prinz Adalbert" получил парусное вооружение брига (площадь парусов 740 кв. м), но позже был переоснащён в марсельную шхуну (площадь парусов — 677 кв. м). Руслени крепились снаружи корпуса. Грот-мачту первоначально установили внутри каземата, но при переоснащении её перенесли дальше в корму. Корабельные плавсредства насчитывали пять шлюпок и катеров разных типов. Экипаж состоял из 10 офицеров и 120 матросов (то есть практически такой-же, как у "Arminius"). Схемы окраски: сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.
Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Когда осенью 1863 года стала очевидна неизбежность второй войны за Шлезвиг-Гольштейн, военно-морскому министерству Пруссии потребовалось срочно закупить военные корабли, поскольку флот будущего противника в то время значительно превосходил прусский. Заказанный в Британии монитор Arminius только начали строить и он не успевал принять участие в надвигающемся конфликте. Поэтому было решено купить готовый броненосный корабль за границей. 15 февраля 1864 года берлинский купец Ваппенганс (Wappenhans) передал министерству сообщение консула Шенкинга (Schenking) в Тулоне, согласно которому во Франции должны скоро быть выставлены на продажу несколько военных кораблей, в том числе один броненосный. Власти заявили, что хотят рассмотреть это предложение. После предварительной переписки 28 апреля 1864 на верфь для осмотра стоящего на стапеле корабля Cheops отправились корветтен-капитан Хенк (Henk) и советник адмиралтейства Эльбертцхэген (Elbertzhägen). В их докладе, среди прочего, говорилось, что верфь не смогла сдать его заказчику. Предыстория корабля следующая: Во время Гражданской войны в Северной Америке 1861–1865 годов Конфедеративные Штаты (КША) имели лишь небольшие верфи и поэтому пытались закупить боевые корабли в Великобритании и Франции, особенно броненосцы, которые уже считались превосходящими все другие типы. Поскольку США выражали соответствующим правительствам протесты, заявляя, что КША является лишь стороной гражданской войны, покупатели приняли меры маскировки. В июне 1863 года среди других было достигнуто соглашение с французской верфью L'Arman Frères в Бордо, с которой были заключены контракты на постройку двух «таранных кораблей» (броненосцев с таранами в качестве основного оружия). Официально было заявлено, что корабли заказаны вице-королем Египта для защиты Суэцкого канала (отсюда и кодовые названия Sphinx и Cheops), но заказ всё-таки вызвал подозрения и в конце 1863 года французское правительство запретило поставку кораблей, так что верфи пришлось искать реального нейтрального покупателя. Так, как оценка еще недостроенного корабля была вполне благоприятной, после одобрения короля Вильгельма I, 25 мая 1864 года морское министерство заключило с верфью предварительный договор купли-продажи, в котором, среди прочего, оговаривалось, что корабль долен быть передан прусским морякам в Бремерхафене не позднее 1 августа 1864 года. Орудия Армстронга с принадлежностями и боеприпасами должны были быть отправлены из Эствика на Тайне прямо туда. В это время война с Данией закончилась, к тому-же отчеты отправленного в Бордо в качестве наблюдателя прусского инженера-кораблестроителя Гюйо (Guyot) показали, что верфь технически не соответствует поставленной задаче и поэтому срок передачи не может быть соблюден. К тому-же стало известно о неблагоприятном опыте Дании с однотипным кораблем Sphinx, который был предварительно приобретен и даже получил название Stjerkodder, но его испытания на месте оказались неудовлетворительными, и Дания в конце концов отказалась от покупки. Исходя из этого министерство аннулировало контракт. (***Позже Sphinx таки удалось передать конфедеративным агентам в Европе и он ушёл в Америку, получив имя Stonewal Jackson, вскоре попал в аварию и к концу войны находился на Кубе, где был интернирован испанскими властями и передан Северным Штатам. Позднее его продали Японии, где он был назван Kotetsu-Kan, а впоследствии переименован в Azuma.) Положительная оценка корветов Augusta и Victoria, также приобретенных на этой верфи, убедила власти всё-же принять просьбу о заключении нового контракта. Дата передачи, на этот раз в Данциге, была назначена на 1 апреля 1865 года. Однако министерство отказалось от установки на корабле ранее заказанной британской артиллерии, уже прибывшей в Бремерхафен, отдав предпочтение отечественной производства Круппа. Инженер-кораблестроитель Хильдебрандт, руководивший теперь надзором за строительством, одобрил некоторые якобы конструктивные улучшения верфи, но на самом деле он хотел перемещением весов компенсировать ошибки расчетов. Корабль был построен в срок, но, несмотря на прибытие прусского экипажа, французское правительство отказалось позволить ему покинуть страну, поскольку верфь неоднократно предоставляла ложную информацию о получателях своих новых кораблей. Однако в конце концов соглашение по этому поводу было достигнуто. Было решено, что в переходе в Германию в качестве пассажиров примут участие корветтен-капитан Шау (Schau), капитан-лейтенант Маклин (Mac Lean), а также директор по машиностроению Янсен (Jansen). Эту меру французское правительство сочло достаточной, чтобы предотвратить возможный захват корабля конфедератами за пределами территориальных вод. Cheops покинул Бордо 3 мая 1865 года, по пути заправился углем в Шербуре и Гетеборге и 25-го числа достиг рейда Нойфарвассер. Мореходные качества и маневренность корабля оказались лучше, чем ожидалось, но в открытом море он гнал очень сильную волну, поднятую тараном, так что носовой каземат заливался водой по фальшборт. Приемочные испытания в целом прошли удовлетворительно, несмотря на небольшую посадку на мель 3 июня, после которой потребовалось докование. Поскольку согласованная по контракту скорость в 12 узлов не была достигнута, флот принял корабль только 10 июля 1865 года, после того как верфь согласилась снизить цену на 100 000 франков и провёл собственные, флотские испытания. 29 октября кораблю было присвоено имя Prinz Adalbert, после чего он был выведен в резерв на зиму. Весной испытания и доделки возобновились и лишь в середине лета 1866 броненосец был готов к службе.
За пять дней до начала войны с Австрией, 10 июня 1866 года второй броненосец прусского флота впервые приступил к несению службы и был формально включен в состав эскадры адмирала Яхмана в Киле, но трудности, возникшие при оснащении корабля из-за недостатка организационного опыта, не позволили ему принять участие в боевых действиях. Так, должность старшего офицера не была занята до 15 июня 1866 года, казначея отправили в отставку после двух дней службы, а его преемник прибыл только через десять дней. Персонала по боеприпасам изначально не было вообще. Когда 9 июня из дивизии верфи на канонерской лодке Basilisk прибыли первые 33 матроса, еды на борту еще не было. Поскольку камбуз не был в рабочем состоянии и, следовательно, не мог использоваться для приготовления пищи, командир дал людям аванс из собственных средств, чтобы они могли питаться на берегу. До 5 июля у экипажа был только один комплект одежды, поэтому для стирки приходилось полностью раздеваться. Единственным военным использованием корабля стала доставка 60 тонн боеприпасов в крепость Фридрихсорт 12 июля 1866 года, а через 10 дней война закончилась. Сразу по окончании войны в конце июля 1866 года Prinz Adalbert отправился в учебно-испытательное плавание в Северное море, но из-за штормовой погоды ему пришлось укрыться в Мандале в Норвегии. В пути корабль сильно потек, а по возвращении в Везер выяснилось, что швы корпуса были очень плохо законопачены, между броней и деревянной обшивкой часто были большие зазоры, а свинцовая прокладка между броней и медным покрытием была недостаточной для предотвращения гальванического окисления. 25 октября 1866 корабль был выведен из кампании и последовал ремонт на военно-морской базе в Геестемюнде, который потребовал снятия и повторной установки бронелистов, дальнейших доработок корпуса, установки волнолома над тараном и переноса грот-мачты из кормового каземата на ют. Интересно, что поздней осенью 1867 года одна лондонская компания хотела выкупить корабль для греческого правительства, и эту идею поддержал контр-адмирал Яхман, но Адмиралтейство отказало. Лишь 14 апреля 1869 года Prinz Adalbert смог вернуться на службу и был введён в кампанию в Геестемюнде. Ему поручили обязанности сторожевого корабля на нижней Эльбе. После установки двух дополнительных легких орудий в качестве сигнальных пушек ему назначили якорную стоянку напротив порта Альтона. Необычный корабль быстро стал местом осмотра достопримечательностей для гостей и жителей Гамбурга. 19 июня 1869 года он принял участие в торжествах по случаю открытия Вильгельмсхафена. Несмотря на продолжающиеся серьезные течи, в 1870 году Prinz Adalbert ещё раз попытались использовать в боевом составе: летом 1870 г. прусская учебная эскадра под командованием принца Адальберта была подготовлена для учебного похода в Атлантику. 1 июня таран с недавно купленным фрегатом König Wilhelm отправился в Плимут (Англия), где они присоединились к Kronprinz и Friedrich Karl. Из-за запутанной политической ситуации между Германией и Францией Prinz Adalbert был послан в Дартмут для сбора разведданных и его отчеты, а также полученные в Плимуте и Диле сообщения о неизбежности военных действий против Франции, заставили командира эскадры срочно направиться домой форсированным ходом. Поскольку Prinz Adalbert не мог поддерживать такую скорость, его буксировал Kronprinz. 16 июля, за три дня до начала войны, эскадра прибыла в Вильгельмсхафен, не встретив препятствий со стороны французов. С началом Франко-Прусской войны 31 июля вступила в силу военная организация Северо-Германского федерального флота. Prinz Adalbert был выведен из состава эскадры и вернулся в Гамбург, став флагманом соединения охраны устья Эльбы, в которое также вошли канонерские лодки Cyclop, Habicht, Pfeil, вахтенный корабль Magnet и семь минных катеров добровольного морского ополчения. Позже к ним присоединился и монитор Arminius. В нескольких небольших вылазках в Северное море корабли соединения так и не вступили в боевой контакт с противником. По окончании войны, 9 марта 1871 года Prinz Adalbert снова взял на себя роль сторожевого корабля на Эльбе. 23 октября 1871 г. броненосец вывели из компании в Вильгельмсхафене для ремонта, но осмотр показал, что корпус находится в очень ветхом состоянии. Воды было так много, что трюм приходилось откачивать постоянно, обшивка и внутренняя древесина сильно сгнили. Первоначальное намерение использовать Prinz Adalbert в качестве учебного корабля механиков не могло быть реализовано, тем более что устаревшая двигательная установка уже не была пригодна для этих целей. Поэтому корабль больше в строй не вводили. В 1875 году были сняты кормовые орудия, а в 1876 году — носовая пушка. 28 мая 1878 броненосец был исключён из списков флота и после снятия броневых листов и машины в том же году прогнивший корпус был разобран на дрова на императорской верфи в Вильгельмсхафене. Механизмы корабля, ещё вполне работоспособные, продали. В военно-морскую историю Германии корабль вошёл как «хромая кузина» (der lahme Vetter) — имя, придуманное принцем Адальбертом, который сам был хромым и имел прозвище "хромой принц" (der lahme Prinz).
|