Оглавление → Броненосцы и линкоры → Prinz Adalbert
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Броненосный таран (Widderschiff, Panzerfahrzeug)
Германия, 1866 г. 1 ед. (проект 1863 г.) * Prinz Adalbert *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Датская война разразилась раньше, чем был готов заказанный в Британии монитор Arminius. Видя, что он не успевает принять участие в войне, для противовеса датскому "Rolf Krake" было решено купить готовый корабль за границей. Во Франции на верфи братьев Арман в то время строились два однотипных броненосца для Конфедерации Южных Штатов (в период Гражданской войны в Америке) под кодовыми именами "Sphinx" и "Cheops". Проект был разработан в 1862 г. Первый, после неудачной попытки Дании перекупить его (датчане уже даже присвоили ему название: Stjerkodder) успели передать конфедеративным агентам в Европе, и он ушёл в Америку, получив имя "Stonewal Jackson", но вскоре попал в аварию, к концу войны находился на Кубе, где был интернирован испанскими властями и передан Северным Штатам. Позднее его продали Японии, где он был назван "Kotetsu-Kan", и впоследствии переименован в "Azuma". К моменту готовности второго борта Гражданская Война в Америке закончилась и корабль остался без владельца. 25 мая 1864, уже после спуска на воду, покупка "Cheops" конфедерацией была аннулирована. Его-то немцы и купили в январе 1865 г. за 620900 талеров или 1 млн. 863 тысячи марок (почти за ту-же цену, что "Arminius"), надеясь сразу ввести в бой, однако их подстерегало множество огорчений. 10 июля броненосец прибыл в Германию, и тут выяснилось, что, во первых, его готовность была весьма относительной, а во вторых, корабль оказался некачественно построен: корпус нещадно тёк, а броневые плиты еле держались. По прибытии в Германию его сразу поставили в док, перевесили броню, укрепили корпус и заменили устаревшие французские пушки на Крупповские. 29 октября 1865 г. броненосец получил своё новое имя: Prinz Adalbert в честь прусского адмирала принца Генриха Вильгельма Адальберта (1811-1873 гг.), инициатора создания германского флота и с 1853 г. его командующего, младшего брата короля Фридриха Вильгельма II. Из-за большого объёма работ на доводку ушло ещё полгода, за которые война закончилась, и броненосец вошёл в состав флота только мирным летом следующего года.
Корабль был построен судостроительной компанией "Л'Арман Фрере" в Бордо по проекту французского инженера Л'Армана. Заложен в 1863, спущен на воду в 1864, укомплектован в 1865 г. Основные кораблестроительные элементы: официальное водоизмещение 1479 т , нормальное - 1440 т, полное - 1560 т (на 200-270 т меньше, чем "Arminius"), длина по конструктивной ватерлинии 50,48 м, между перпендикулярами 52,36 м, наибольшая 56,96 м (на 6,25 м меньше, чем у "Arminius", но из-за сильного скоса таранного форштевня, над водой выглядел короче аж на 11 метров), ширина по конструктивной ватерлинии 9,92 (почти на 1 м меньше, чем у "Arminius"), по палубе 8,78 м (более, чем на 2 м уже, чем у "Arminius"), осадка носом 4,94 м, кормой 5,02 м (на 0,6 м больше, чем у "Arminius"), высота борта 5,78 м (на 11 см больше, чем у "Arminius"), глубина интрюма 5,18 м. Из-за высокого фальшборта надводный борт "Prinz Adalbert" внешне выглядел выше, чем у "Arminius", но фактически расстояние от уровня воды до палубы составляло 0,8-0,9 м (на 0,5 м меньше, чем у "Arminius"). Корпус был композитный, набор собран из железных конструкций и поверх деревянной обшивки был покрыт тонкими медными листами для защиты от обрастания подводной части. Таким образом "Prinz Adalbert" стал единственным немецким броненосцем с деревянной обшивкой. Носовая часть имела сильно выступающий вперёд таран, шпирон которого являлся продолжением киля. На расстоянии примерно 2/3 длины от форштевня киль раздваивался в стороны от диаметральной плоскости, образуя между обеими ветвями обводы в виде арки. "Prinz Adalbert" имел 2 гребных вала 2 винта и 2 руля, став первым германским двухвинтовым кораблём. Вертикальный борт на высоте 0,8 м от ватерлинии загибался внутрь. Между броневыми казематами и позади кормового находился тонкий фальшборт, который во время боя убирался. Корпус строился некачественно и во время службы постоянно протекал из-за плохой подгонки деталей набора и обшивки. Из-за этого недостатка корабль получил прозвище "Der Lahme Prinz" ("хромой принц", сам принц Адальберт был хромым). Броненосец имел по ватерлинии пояс из кованого железа толщиной 127 мм (против 114-76 мм на "Arminius"), который крепился к тиковой подкладке и борту. Суммарная толщина борта (вместе с подкладкой и бронёй) составляла около 0,7 м. Артиллерия защищалась 114-мм бронёй (на "Arminius" 119-114 мм), также на тиковой подкладке. Крепление брони оказалось очень плохим и, в итоге её пришлось перевешивать и укреплять. Корабль имел два броневых каземата на верхней палубе носовой и кормовой. Носовой был образован продолжением вверх брони бортов и прикрыт сзади закруглённым броневым траверзом (т.е. в плане имел треугольную форму). Кормовой располагался перед грот-мачтой (восьмиугольный с закруглёнными углами, в плане близкий к овалу), по всей ширине корпуса. Механизмы и котлы корабля изготовила фирма "Mazeline" в Гавре. На корабле были установлены две горизонтальные двухцилиндровые паровые машины простого расширения, 2 котла коробчатой формы (1,5 атм.) в одном котельном отделении. Два четырёхлопастных винта диаметром 3,6 м на полном ходу делали 72 оборота в минуту. На пробах корабль достиг скорости 9,5 узла при нормальной мощности 1200 л.с. ("Arminius" при той-же мощности был чуть быстрее - 10 узлов) и 10,1 узла при форсировке ("Arminius" - 11,2). Запас угля составлял 96 т, почти в два раза меньше, чем на "Arminius" (171 т), соответственно и дальность плавания была меньше: экономическим ходом 8 узлов корабль мог пройти 1200 миль, против 2000 миль у "Arminius". "Prinz Adalbert" имел удовлетворительную устойчивость на курсе как под парами, так и под парусами, хотя таранный форштевень поднимал очень большой бурун. Время полной циркуляции занимало около 4 минут, что в то время считалось неплохим результатом. Однако устойчивой орудийной платформой назвать броненосец было нельзя - на волнении он испытывал очень сильную качку. Первоначально на корабле было установлено три 170-мм (36-фунтовых) орудия, из них одно в носовом 5-угольном броневом каземате, имевшем 5 орудийных портов, два других - в 8-угольном кормовом каземате, имевшем 4 порта (по диагоналям). По приходу в Германию в 1865 году, ещё до вступления в строй, корабль перевооружили на новые 210 мм орудия Круппа: одна пушка с длиной ствола в 19 калибров (такая-же, как установленные на "Arminius", боекомплект 76 снарядов) стояла в носовом каземате, теперь с 3 портами (два в заднем секторе убрали), две более длинные, со стволами в 25 калибров (общий боекомплект 142 снаряда), располагались в кормовом каземате. Первоначально "Prinz Adalbert" получил парусное вооружение брига (площадь парусов 740 кв. м), но позже был переоснащён в марсельную шхуну (площадь парусов — 677 кв. м). Руслени крепились снаружи корпуса. Грот-мачту первоначально установили внутри каземата, но при переоснащении её перенесли дальше в корму. Корабельные плавсредства насчитывали пять шлюпок и катеров разных типов. Экипаж состоял из 10 офицеров и 120 матросов (то есть практически такой-же, как у "Arminius"). Схемы окраски: сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую. Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
*** Как и все корабли, строящиеся для Конфедерации, он был заказан малоизвестной верфи, согласной работать быстро и дёшево. Потому проект был в известной степени любительский и качество постройки соответствующим. Подобный тип кораблей был распространён во время гражданской войны в США, войны Бразилии и Аргентины против Парагвая и в ходе некоторых колониальных компаний того периода. Многие из таких кораблей являлись наскоро переоборудованными гражданскими судами. Все такие проекты были бессистемными и носили характер импровизации, потому ни о какой преемственности говорить не приходится - использовались только общие модные идеи бронированных казематов и таранной тактики. С дальнейшим развитием артиллерии и брони подобные корабли сошли со сцены, не дав никакого "потомства". Редкие рецидивы случались только на фронтах гражданских войн, притом, исключительно на реках.
Проводя испытания у Дании после перевооружения, в июне 1865 броненосец сел на мель, но был быстро снят. 9 июня 1866 г. он наконец вступил в строй, однако всё равно оставался небоеспособным - корпус постоянно тёк и сильно качался на волнении. Во время Австро-прусской войны летом 1866 года Prinz Adalbert был включен в состав эскадры адмирала Яхмана в Киле, но из-за отсутствия противника в Северном и Балтийском морях, оставался в бездействии на всём протяжении войны. Вскоре его пришлось серьёзно ремонтировать: зиму 1868-1869 года он провёл на верфи при военно-морском складе в Гестемюнде: заново перевесили плохо укреплённую броню, парусное вооружение сократили, а грот-мачту перенесли из центра кормового каземата в корму от него, установили волнолом на форштевне, однако, лучше от этого броненосец не стал. Его всё-же ещё раз попытались использовать в боевом составе: летом 1870 г. прусский флот был подготовлен для учебного похода в Атлантику. Prinz Adalbert и недавно купленный König Wilhelm отправились в Плимут (Англия), где соединились с остальной частью флота (Kronprinz и Friedrich Karl). В Плимуте эскадра получила сообщение о неизбежности военных действий против Франции, и срочно направилась назад в Вильгельмсхафен, прибыв туда 16 июля, за три дня до начала войны. Во время похода Prinz Adalbert показал отвратительные мореходные качества, и с началом Франко-Прусской войны был выведен из состава эскадры и поставлен брандвахтой в Гамбургской гавани в устье Эльбы. Уже вскоре после окончания войны, 23 октября 1871 г. из-за ветхости корпуса его причислили к порту и разжаловали в блокшивы. В 1875-1876 гг., всего после девяти лет службы, броненосец был разоружён, 28 мая 1878 исключён из списков флота и в том же году прогнивший корпус был разобран на дрова в Вильгельмсхафене. Механизмы корабля, ещё вполне работоспособные, продали.
|