Оглавление → Броненосцы и линкоры → Prinz Adalbert
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Броненосный таран (Widderschiff, Panzerfahrzeug)
Германия, 1866 г. 1 ед. (проект 1863 г.) ![]() * Prinz Adalbert *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Во Франции на верфи братьев Арман в то время строились два однотипных броненосца для Конфедерации Южных Штатов (в период Гражданской войны в Америке) под кодовыми именами "Sphinx" и "Cheops". Проект был разработан в 1862 г. Первый, после неудачной попытки Дании перекупить его (датчане уже даже присвоили ему название: Stjerkodder) успели передать конфедеративным агентам в Европе, и он ушёл в Америку, получив имя "Stonewal Jackson", но вскоре попал в аварию, к концу войны находился на Кубе, где был интернирован испанскими властями и передан Северным Штатам. Позднее его продали Японии, где он был назван "Kotetsu-Kan", и впоследствии переименован в "Azuma". К моменту готовности второго Гражданская Война в Америке закончилась и корабль остался без владельца. 25 мая 1864 уже после спуска на воду покупка "Cheops" конфедерацией была аннулирована. Его-то немцы и купили в январе 1865 г. за 620900 талеров или 1863 тысячи марок, надеясь сразу ввести корабль в бой, однако их подстерегало множество огорчений.
29 октября 1865 г. он получил своё название "Prinz Adalbert" в честь Генриха Вильгельма Адальберта (1811-1873 гг.) — младшего брата короля Фридриха Вильгельма II, инициатора создания германского флота, прусского адмирала, с 1853 г. командующего флотом. Из-за большого объёма работ на доводку ушло ещё полгода, за которые война закончилась, и он вошёл в состав флота только летом следующего года, став первым двухвинтовым кораблём германского флота.
Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 1479 т официальное, 1440 т нормальное, 1560 т полное, длина 50,48 м (по конструктивной ватерлинии), 52,36 м (между перпендикулярами), 56,96 м (наибольшая), ширина 8,78 м (по палубе), 9,92 (по конструктивной ватерлинии), осадка 4,94 м (носом), 5,02 м (кормой), высота борта 5,78 м, глубина интрюма 5,18 м.
Корабль имел 2 гребных вала 2 винта и 2 руля. Вертикальный борт на высоте 0,8 м от ватерлинии загибался внутрь. Между броневыми казематами и позади кормового находился тонкий фальшборт, который во время боя убирался. Корпус "Prinz Adalbert" строился некачественно и во время службы постоянно протекал из-за плохой подгонки деталей набора и обшивки. Из-за этого недостатка корабль получил прозвище "хромой принц" (сам принц Адальберт был хромым).
Крепление брони оказалось очень плохим и, в итоге её пришлось перевешивать и укреплять. Корабль имел два броневых каземата на верхней палубе носовой и кормовой. Носовой был образован продолжением вверх брони бортов и прикрыт сзади закруглённым броневым траверзом (т.е. в плане имел треугольную форму). Кормовой располагался перед грот-мачтой (восьмиугольный с закруглёнными углами, в плане близкий к овалу), по всей ширине корпуса.
"Prinz Adalbert" имел удовлетворительную устойчивость на курсе как под парами, так и под парусами, хотя таранный форштевень поднимал очень большой бурун. Испытывал очень сильную качку.
В 1865 г., ещё до вступления в строй, корабль перевооружили на новые орудия Круппа: 1 210 мм/19 калибров (боекомплект 76 снарядов) стояло на орудийной платформе в носовом каземате с 3 портами, 2 210 мм/25 калибров (боекомплект 142 снаряда) стояли на орудийной платформе в кормовом каземате по диаметральной плоскости.
Грот-мачту первоначально установили внутри каземата, но при переоснащении перенесли дальше в корму. Руслени стояли снаружи корпуса. Корабельные плавсредства насчитывали пять шлюпок и катеров разных типов. Экипаж "Prinz Adalbert" насчитывал 10 офицеров и 120 матросов.
сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую. Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
*** Как и все корабли, строящиеся для Конфедерации, он был заказан малоизвестной верфи, согласной работать быстро и дёшево. Потому проект был в известной степени любительский и качество постройки соответствующим. Подобный тип кораблей был распространён во время гражданской войны в США, войны Бразилии и Аргентины против Парагвая и в ходе некоторых колониальных компаний того периода. Многие из таких кораблей являлись наскоро переоборудованными гражданскими судами. Все такие проекты были бессистемными и носили характер импровизации, потому ни о какой преемственности говорить не приходится - использовались только общие модные идеи бронированных казематов и таранной тактики.С дальнейшим развитием артиллерии и брони подобные корабли сошли со сцены, не дав никакого "потомства". Редкие рецидивы случались только на фронтах гражданских войн, притом, исключительно на реках.
Во время Австро-прусской войны в 1866, Prinz Adalbert был мобилизован в Киле под командой адмирала Яхмана, но из-за отсутствия противников в Северном и Балтийском морях, судно оставалось в бездействии на Балтике на всём протяжении войны. Вскоре его пришлось серьёзно ремонтировать: 1868-1869 он провёл на верфи при военно-морском складе в Гестемюнде: заново перевесили плохо укреплённую броню, грот-мачту перенесли из центра кормового каземата в корму от него, установили волнолом на форштевне и заменили орудия на новые Крупповские пушки, однако, лучше от этого он не стал. Сперва его всё-же пытались использовать в составе флота: летом 1870 г. прусский флот был подготовлен для учебного похода в Атлантику. Prinz Adalbert и недавно купленный König Wilhelm отправились в Плимут (Англия), где соединились с остальной частью флота (Kronprinz и Friedrich Karl). В Плимуте эскадра получила сообщение о неизбежных военных действиях с Францией, и для безопасности отправилась назад в Вильгельмсхафен, прибыв туда 16 июля, за три дня до начала войны. Во время похода Prinz Adalbert показал отвратительные мореходные качества, и с началом Франко-Прусской войны Prinz Adalbert был поставлен брандвахтой в Гамбургской гавани в устье Эльбы. Служба его была недолгой: вскоре после окончания войны, уже 23 октября 1871 г., из-за ветхости корпуса его причислили к порту и разжаловали в блокшивы. В 1875-1876 гг., всего после девяти лет службы, корабль был разоружён, 28 мая 1878 исключён из списков флота и в том же году прогнивший корпус был разобран на дрова в Вильгельмсхафене. Механизмы корабля, ещё вполне работоспособные, продали.
|