экспериментальный катер для испытаний машины 4-ного расширения для миноносцев, в состав флота не вводился, 25.3.1898 продан США, миноносец Somers, в 1920 слом.
1 руль в корме, 1 руль в носовой части по правому борту
плавсредства
1 лодка
стоимость за шт.
261 тыс. М
?
308 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально
с 1893
позже
позже
2 - 37 мм револьверных пушки [360 снарядов]
1 - 50 мм/40 [156 снарядов]
3 ТА - 350 мм (1 носовой подводный, 2 палубных) [4 торпеды]
2 ТА - 350 мм (палубные)
1 минный трал
первоначальный вид "S.42-57" (наклонная труба, 2-37 мм АУ)
первоначальный вид "S.58-65" (прямая труба, 2-37 мм АУ)
"S.42-57" с 1895 (с 1-50 мм АУ и вертикальной мачтой)
"S.58-65" с 1895 (с 1-50 мм АУ и вертикальной мачтой)
"S-42" с 1896, "S-60", "S-62", "S-64" с 1902 (двухтрубные)
тральщики "T-43-47, 49-57" (наклонная труба)
тральщики "T-58, 59, 61, 63, 65" (с прямой трубой)
тральщики "T-42, 60, 62, 64" (двухтрубные)
S-53
После опытов с S-32 конструкторы поняли, что при постройке крупных и скоростных кораблей нельзя более уширять корпус. Поэтому на следующем "ключевом" миноносце S-42, спущенном на воду в 1889 году и обозначившем переход к увеличенным "торпедоботам", специалисты "Шихау" вернулись к прежней ширине, удлинив корпус до 44 м. Хотя родоначальник новой серии имел в полтора раза большее водоизмещение (свыше 150 т в полном грузу), состав вооружения остался тем же, что и на первых кораблях. Все миноносцы вооружались двумя поворотными торпедными аппаратами на верхней палубе и одним носовым, который был сделан подводным, а также двумя револьверными 37-мм орудиями. Сохранилась и численность экипажа. Весь прирост водоизмещения пошел на увеличение запаса угля (до 30 т) и мощности механической установки. Скорость достигла 22 узлов, но главное — улучшилась мореходность. После успешных испытаний нового варианта стандартного миноносца завод "выстрелил" серией из 15 идентичных единиц (S-43 — S-57), построенных в течение одного года.
S-56
Somers
Эти миноносцы стали последними в германском флоте, вооруженными 37-мм пушками. Малая полезность такого вооружения против подросших конкурентов стала очевидной, и на следующей серии (S-58 — S-65), вошедшей в строй в 1892 году, два 37-мм "револьвера" заменили на одну 50-мм пушку. Новшество признали удачным, и все "торпедоботы" более ранней постройки были перевооружены аналогичным образом. Носовая рубка на месте пушки получила остеклённый штормовой козырёк. В составе торпедного вооружения также произошли перемены: носовой торпедный аппарат, стрельба из которого на ходу оказалась практически невозможной, перестали ставить на новых миноносцах и начали снимать на некоторых старых.
S-61
S-42
Параллельно в 1891 г. фирма построила экспериментальный катер для испытаний машины 4-кратного расширения, который имел 2 ПК. С 14 ноября 1891 по 12 февраля 1892 он проходил испытания на верфи. По окончании испытаний был выставлен на продажу, но покупатель долго не находился. Наконец 25 марта 1898 корабль продали США и 28 марта 1898 он вошёл в строй как миноносец Somers, в апреле-мае 1899 доставлен п/х Manhattan в Нью-Йорк, с 1901 в резерве, с 1 августа 1918 C.T.B 9, 7 октября 1919 исключён, 19 июля 1920 сдан на слом на "US-Rail and Salvage Co." в Ньюбридже.
S-47
Миноносцы второй серии S 58-65 внешне отличались почти вертикальной трубой. Некоторые миноносцы были с более высокой мачтой.
Головной S 42, при ремонте в 1896, для сравнительных испытаний получил два котла с разным отоплением - нефтяной и угольный, поэтому имел две трубы. "S-60, 62, 64" в 1902 г. получили по 2 локомотивных котла и тоже стали двухтрубными. На S-54 также проводились опыты с нефтяным отоплением котла.
S-44 + S-45
В 1895 на всех миноносцах наклонную мачту заменили на вертикальную перед световым люком МО, с грузовой стрелой. Позже корабли получили радио-антенну на рее по передней кромке дымовой трубы.
чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.
Все миноносцы сперва состояли во флотилии миноносцев и активно участвовали в манёврах флота.
S-62
11 апреля 1896 S-48 погиб в столкновении с S-46 в Яде на виду главной базы флота (53°35n/08°10o), 5 убитых.
Столкновение германских миноносцев S-46 и S-48 (Из журнала “Морской сборник" № 6 за 1896 г.)
По сообщению журнала “Rivista Marittima” 11 апреля (н. ст.), во время практических упражнений, выполнявшихся в устье реки Яде, произошло столкновение германских миноносцев S-46 и S-48, в результате чего последний с пятью членами своего экипажа (в том числе один механик) пошел ко дну, а первый получил серьезные повреждения. К подъему затонувшего судна приняты уже, как кажется, соответствующие меры.
При возвращении флота из Данцига после летних манёвров 1898 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1898 из-за сильного северо-западного ветра миноносец S-58 (командир лейтенант Турк) принял на себя огромную волну, залившую кочегарку и машинное отделение, опрокинулся и затонул около острова Фермер. К счастью, обошлось без жертв. Экипаж S-58 спас флагманский миноносец D.1. Позже S-58 подняли и восстановили.
24 июня 1902 S-42 затонул в результате столкновения с британским п/х Firsby в устье Эльбы (53°56n/08°49o), погибло 5 чел. Позже был поднят и восстановлен как учебный корабль.
Гибель германского миноносца S-42 (Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1902 г.)
Миноносец этот (в 44 м длиной, в 145 т водоизмещением, с машиной в 1350 инд. сил и 21-уз ходом), построенный заводом Шихау, затонул 24 июня (н. ст,) в устье Эльбы после столкновения с английским пароходом “Firsby”.
Четырнадцать человек из состава команды миноносца были спасены пароходом, а девять человек пассажиров, бывших на миноносце по случаю морской гонки между Дувром и Гельголандом, и между ними г. Буслей и четверо англичан, были вытащены из воды спасательной лодкой.
Как замечают газеты, миноносцы этого класса теперь уже вытеснены другими, с большим размерениями, были весьма несчастливы, так как из них уже раньше погибло два: S-41 в августе 1895 г. и S-48 в апреле 1896 г.
S-62
В 1905 г. корабли признали устаревшими и перевели в береговую оборону.
T-45 + T-47
11 ноября 1910 г. в связи с обозначением новых эсминцев опять с единицы, на старых кораблях индекс поменяли на "Т". При этом корабли постепенно выводились из боевого состава. Все они к началу войны были переоборудованы в тральщики, но, по некоторым данным, продолжали числиться миноносцами. При этом были демонтированы торпедные аппараты, установлено тральное оборудование и на Т 43, 44, 55, 56, 58-60, 63, 65 установили прожектор на световом люке или передней рубке.
В основном во время войны корабли этого типа использовались для траления, в частности "T-49", "T-51...55" и "T-57" 20-26 сентября 1914 в составе 2-го дивизиона тральщиков участвовали в имитации высадки десанта у Виндавы.
28 сентября 1914 T-50, направляясь из Данцига в Киль, принял много воды в шторм и затонул возле Функенхагена (54°43n/17°05o) при буксировке назад в Данциг, экипаж снят
Весной 1915 три корабля погибли на минах: 5 апреля - T-57 к западу от Мемеля (55°43n/20°34o), 29 мая - T-47 и T-51 у Штольпе-банки (55°03n/16°12o): сперва 28.05.1915 ок. 6:00 были повреждены на минах T-49 (без жертв) и T-54 (2 убитых), оба отбуксированы в Данциг. 29.05.1915 в 7:30 произошла авария паровой лебёдки на T-51 и во 2-м дивизионе осталось только 3 действующих корабля, а в 8:29 раздался взрыв за флагманским кораблём, T-47 переломился и затонул в считанные секунды, погибли 20 человек, T-51 был тяжело повреждён в носовой части и через полчаса также затонул, весь экипаж успели спасти.
T-49
С 8 по 13 августа 1915 г. миноносцы участвовали в попытке прорыва в Рижский залив, при которой 8 августа погибли на минах два тральщика: в 5:10 - T-52 (57°42n/21°51o), в 13:32 - T-58 (57°42n/21°55o). Во время повторного прорыва в Рижский залив 16 по 19 августа 1915 г., 16 августа в 11.30 тральщики натолкнулись на первое русское заграждение, на котором был потерян T-46 из 2-го дивизиона тральщиков (57°4ln/2l°50o, 17 убитых).
S-64
7 октября 1915 на мине в Северном море погиб T-43 (54°35n/07°45o, 3 убитых).
С конца 1915 до конца 1916 T-42 и T-44 служили в поисковой флотилии на Балтике, пока не были заменены новыми миноносцами типа "A".
В начале октября немецкие тральщики, в том числе 4./II.Minensuchflottille, приступили к ликвидации минных заграждений в Ирбенском проливе. Многие тральщики были повреждены, несколько из них потеряно. 23 октября 1916 на мине в Балтике - T-64 к западу от Штранте (56°56n/21°00o, 10 убитых).
С 23 сентября по 30 октября 1917 г. "T-53...56", "T-59...62" и "T-65" в составе 2-й флотилии тральщиков участвовали в Моонзундской операции, в ходе которой погибли ещё три тральщика: 6 октября в 14:05 - T-54 (мина, 57°38n/21°36o, 7 убитых), 16 октября - T-56 (крушение, 58°42n/22°28o), 26 октября в 7:55 - T-65 к северу от Тахкуны (Даго, мина, 59°13n/22°37o).
С 21 февраля по май 1918 г. T-55 участвовал в Финской операции в составе 9-й полуфлотилии.
Последняя потеря относится к 25 июня 1918, когда T-59 затонул после столкновения в Балтийском море (54°35n/10°15o, 21 убитый), но он был поднят и восстановлен.
Уцелевшие корабли к концу войны постепенно перечислялись в тендеры и учебные. В сентябре 1918 в тральных флотилиях числились только три корабля: T-60, 61, 63, остальные служили при школе подводного плавания (T-49, 53, 55, 62), при флотилиях ПЛ (T-42, 44) и в минном отряде (T-45). Все они, включая восстановленный T-59, вошли в состав послевоенного Рейхсмарине, но по окончанию послевоенного траления, уже в 1920 г. их списали и сдали на слом кроме T-45, который с 1922 некоторое время ещё использовали в качестве отопителя.