Миноносцы  
  Тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Миноносцы (минные катера) I класса (Torpedoboote I. Classe) типов

 S-42/58 


Германия, 1889-1892 г. 25 ед. (проекты верфи "Schichau", по программам 1889-1891 годов)
к 1914 году 23 ед. - тральщики

 

*
S-42...65
*
Versuchsboot
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
серия обозн. с 11.11.1910 верфь-строитель закладка / спуск / в строю модернизация примечания
1a 1 S-42 T-42 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 403 1889 1897, "F. Schichau" 24.06.1902 затон. в столкн. 15.08.1903 поднят, учебный корабль c 1.08.1905 тральщик к 08.1914 в 1-м тральном дивизионе с кон.1915 во флотилии ПЛО с 1917 тендер, к 09.1918 при базе 2-й флотилии ПЛ 26.10.1920 исключён, 6.01.1921 продан за 95000 М, слом в Вильгельмсхафене
29.05.1889
27.09.1889
1b 2 S-43 T-43 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 404 1889 1913, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м дивизионе 7.10.1915 погиб на мине в Северном море
17.06.1889
6.12.1889
3 S-44 T-44 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 405 1889 1913, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м тральном дивизионе с кон.1915 во флотилии ПЛО с 1917 тендер 4-й флотилии ПЛ 26.10.1920 исключён, слом в Гамбурге
30.10.1889
8.08.1889
4 S-45 T-45 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 406 1889 1909, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 в 1-м тральном дивизионе к 05.1916 во фл. вспом. ТЩ Сев. моря, 2-й п/фл. к 09.1918 тендер, приписан к минному отделу в Куксхафене 10.05.1922 исключён, отопитель при арсенале в Киле
12.07.1889
11.09.1889
5 S-46 T-46 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 407 1889 1910, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе 16.08.1915 погиб на мине в Балтийском море
3.08.1889
11.09.1889
6 S-47 T-47 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 408 1889 1910, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе 29.05.1915 погиб на мине в Балтийском море
2.09.1889
30.10.1889
7 S-48 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 409 1889 --- ? 11.04.1896 погиб в столкновении в з-ве Яде
20.09.1889
12.02.1890
8 S-49 T-49 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 410 1889 1909, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе к 05.1916 ? (нет в списках) к 09.1918 тендер при отряде подводного плавания (с 1916?), к 11.1918 ? (нет в списках) 26.10.1920 исключён, слом в Гамбурге.
30.01.1890
26.03.1890
9 S-50 T-50 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 411 1889 1909, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе 28.09.1914 затонул в шторм в Балтийском море
4.11.1889
10.04.1890
10 S-51 T-51 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 412 1889 1909, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе 29.05.1915 погиб на мине в Балтийском море
28.11.1889
12.09.1890
11 S-52 T-52 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 413 1889 1909, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе 8.08.1915 погиб на мине в Балтийском море
20.12.1889
18.09.1890
12 S-53 T-53 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 414 1889 1909, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе к 05.1916 ? (нет в списках) с 1.10.1916 II. тральная фл., 4 п/фл. к 09.1918 тендер при школе подводного плавания 26.10.1920 исключён, слом в Вильгельмсхафене.
18.01.1890
25.09.1890
13 S-54 T-54 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 415 1889 1909, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе к 05.1916 ? (нет в списках) с 1.10.1916 II. тральная фл., 4 п/фл. 6.10.1917 погиб на мине в Балтийском море
30.01.1890
20.08.1890
14 S-55 T-55 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 416 1889 1909, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе к 05.1916 ? (нет в списках) с 1.10.1916 II. тральная фл., 4 п/фл. к 20.03.1918 II. тральная фл., 9 п/фл., к 11.1918 ? (нет в списках) к 09.1918 тендер при школе подводного плавания (в ремонте) 26.06.1920 исключён, 23.04.1921 продан на слом в Киле за 110000 М
19.02.1890
22.11.1890
15 S-56 T-56 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 417 1889 1909, "F. Schichau" перестроен в тральщик по нек. данным к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе (?) к 05.1916 ? (нет в списках) к 10.1917 II. тральная фл., 4 п/фл. 16.10.1917 потерпел крушение в Балтийском море
2.04.1890
6.10.1890
16 S-57 T-57 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 418 1889 1910, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 во 2-м тральном дивизионе 5.04.1915 погиб на мине в Балтийском море
9.06.1890
24.10.1890
- 17 Versuchsboot <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 450 1890 экспериментальный катер для испытаний машины 4-ного расширения для миноносцев, в состав флота не вводился, 25.3.1898 продан США, миноносец Somers, в 1920 слом.
1891
14.11.1891
2 18 S-58 T-58 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 462 1891 1913-1914, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 в портовом дивизионе Киля 8.08.1915 погиб на мине в Балтийском море
3.12.1891
3.05.1892
19 S-59 T-59 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 463 1891 1911, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 в портовом дивизионе Эльбы к 05.1916 во фл. вспом. ТЩ Сев. моря, 3-й п/фл. к 10.1917 II. тральная фл., 3 п/фл. с 1918 тендер при II.Torpedodivision 25.06.1918 погиб в столкновении в Балтийском море поднят, восстановлен, 26.10.1920 исключён, продан на слом в Киле за 110000 М
9.12.1891
29.05.1892
20 S-60 T-60 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 464 1891 1902, "F. Schichau" перестроен в тральщик с 08.1914 в портовом дивизионе Киля к 05.1916 ? (нет в списках) к 10.1917 II. тральная фл., 4 п/фл. к 09.1918 II. тральная фл., 9 п/фл., к 11.1918 ? (нет в списках) 26.10.1920 исключён, слом в Гамбурге
26.03.1892
11.07.1892
21 S-61 T-61 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 465 1891 1905, "F. Schichau" перестроен в тральщик, перед войной - при станции Северного моря в Вильгельмсхафене с 08.1914 в портовом дивизионе Яде к 05.1916 ? (нет в списках) к 10.1917 II. тральная фл., 4 п/фл. к 09.1918 II. тральная фл., 3 п/фл. 26.10.1920 исключён, 23.04.1921 продан на слом в Киле за 110000 М
6.04.1892
23.07.1892
22 S-62 T-62 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 466 1891 1902, "F. Schichau" перестроен в тральщик, перед войной - при станции Северного моря в Вильгельмсхафене с 08.1914 в портовом дивизионе Яде, к 11.1914 уже нет (?) к 05.1916 ? (нет в списках) к 10.1917 II. тральная фл., 4 п/фл. к 09.1918 тендер при школе подводного плавания 26.10.1920 исключён, продан на слом в Киле за 110000 М
7.05.1892
29.07.1892
23 S-63 T-63 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 467 1891 1911, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 в портовом дивизионе Киля к 05.1916 ? (в ремонте?) с 10.1916 - II. тральная фл., 4 п/фл. (к 10.1917 то-же) к 20.03.1918 II. тральная фл., 9 п/фл. к 09.1918 во II. тральная фл., 3 п/фл., к 11.1918 ? 26.10.1920 исключён, слом в Гамбурге
28.05.1892
12.08.1892
24 S-64 T-64 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 468 1892 1911, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 в портовом дивизионе Эльбы к 05.1916 во 2-м тральном дивизионе с 1.10.1916 - II. тральная фл., 3 п/фл. 23.10.1916 погиб на мине в Балтийском море
28.06.1892
11.09.1892
25 S-65 T-65 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 469 1892 1911, "F. Schichau" перестроен в тральщик к 08.1914 в портовом дивизионе Киля к 05.1916 во 2-м тральном дивизионе с 1.10.1916 - II. тральная фл., 3 п/фл. 26.10.1917 погиб на мине в Балтийском море
13.10.1892
10.11.1892
ТТХ
  S-42 S-43...57 Versuchsboot S-58...65
Водоизмещение нормальное 123 т 127 т 153 т 132 т
полное 153 т 152 т ? 152 т
регистровое ? брт 104 брт ? брт ? брт
Размерения длина КВЛ ? м ? м ? м ? м
полная 44,2 м 45,67 м 44,31 м
ширина 5,0 м 5,31 м 5,0 м
осадка носом 1,47 м 1,41 м 1,83 м 1,49 м
кормой 2,60 м 2,70 м 2,83 м 2,59 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт
Ø 1,98 м ? Ø 1,99 м
1 МО 1 вертикальная 3-цилиндровая ПМ тройного расширения
на "Versuchsboot" 4-цилиндровая ПМ 4-го расширения
1 КО 1 локомотивный ПК (13 атм., 238 м²)
на "Versuchsboot" 2 ПК Thornycroft (15 атм., 540 м²)
с 1896 "S-742": 2 военно-морских (15 атм., 340 м²) - 2 трубы
с 1902 "S-60, 62, 64": 2 локомотивных (13 атм., 294 м²) - 2 трубы
с 1905 "S-61": военно-морской (13 атм., 176 м² - 1 труба
с 1909 "S-49, 51, 53-56": военно-морской (13 атм., 176 м²) - 1 труба
с 1910 "S-46, 47": военно-морской (13 атм., 176 м²) - 1 труба
с 1911 "S-59, 63": военно-морской (13 атм., 176 м²) - 1 труба
с 1912-1914 "S-43, 44, 58, 65": военно-морской (13 атм., 176 м²) - 1 труба
проектная мощность ? ? 1900 л.с. ?
Ходовые данные скорость на испытаниях 22,2 уз. при 1420 л.с., 328 об/мин 21,5 уз. при 1571 л.с., 313 об/мин 17,5 уз. 20,2 уз. при 1232 л.с., 297 об/мин
запас топлива 31 т. угля
с 1897 - 18 т. угля + 5,7 т. нефти
30 т. угля
с 1909-1913 - 32 т. угля
"S-57" с 1910 - 26 т. нефти
37 т. угля 30 т. угля
дальность плавания экономичный ход ? 2160 миль (10 уз.) ? 1580 миль (12 уз.)
полный ход ? 650 миль (17 уз.) ? 470 миль (18 уз.)
Экипаж 20 чел. (1 офицер, 19 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной оцинкованный, набор по поперечной схеме, 9 отсеков
электроснабжение 1 динамо-машина, 2,5 кВт, 67 В, после модернизаций 1902-1914 - 4 кВт
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части по правому борту
плавсредства 1 лодка
стоимость за шт. 261 тыс. М ? 308 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1893 позже позже
2 - 37 мм револьверных пушки [360 снарядов] 1 - 50 мм/40 [156 снарядов]
3 ТА - 350 мм (1 носовой подводный, 2 палубных) [4 торпеды] 2 ТА - 350 мм (палубные) 1 минный трал

 


первоначальный вид "S.42-57" (наклонная труба, 2-37 мм АУ)

первоначальный вид "S.58-65" (прямая труба, 2-37 мм АУ)

"S.42-57" с 1895 (с 1-50 мм АУ и вертикальной мачтой)

"S.58-65" с 1895 (с 1-50 мм АУ и вертикальной мачтой)

"S-42" с 1896, "S-60", "S-62", "S-64" с 1902 (двухтрубные)

тральщики "T-43-47, 49-57" (наклонная труба)

тральщики "T-58, 59, 61, 63, 65" (с прямой трубой)

тральщики "T-42, 60, 62, 64" (двухтрубные)

 

S-53
После опытов с S-32 конструкторы поняли, что при постройке крупных и скоростных кораблей нельзя более уширять корпус. Поэтому на следующем "ключевом" миноносце S-42, спущенном на воду в 1889 году и обозначившем переход к увеличенным "торпедоботам", специалисты "Шихау" вернулись к прежней ширине, удлинив корпус до 44 м. Хотя родоначальник новой серии имел в полтора раза большее водоизмещение (свыше 150 т в полном грузу), состав вооружения остался тем же, что и на первых кораблях. Все миноносцы вооружались двумя поворотными торпедными аппаратами на верхней палубе и одним носовым, который был сделан подводным, а также двумя револьверными 37-мм орудиями. Сохранилась и численность экипажа. Весь прирост водоизмещения пошел на увеличение запаса угля (до 30 т) и мощности механической установки. Скорость достигла 22 узлов, но главное — улучшилась мореходность. После успешных испытаний нового варианта стандартного миноносца завод "выстрелил" серией из 15 идентичных единиц (S-43S-57), построенных в течение одного года.
S-56

Somers
Эти миноносцы стали последними в германском флоте, вооруженными 37-мм пушками. Малая полезность такого вооружения против подросших конкурентов стала очевидной, и на следующей серии (S-58S-65), вошедшей в строй в 1892 году, два 37-мм "револьвера" заменили на одну 50-мм пушку. Новшество признали удачным, и все "торпедоботы" более ранней постройки были перевооружены аналогичным образом. Носовая рубка на месте пушки получила остеклённый штормовой козырёк. В составе торпедного вооружения также произошли перемены: носовой торпедный аппарат, стрельба из которого на ходу оказалась практически невозможной, перестали ставить на новых миноносцах и начали снимать на некоторых старых.
S-61

S-42
Параллельно в 1891 г. фирма построила экспериментальный катер для испытаний машины 4-кратного расширения, который имел 2 ПК. С 14 ноября 1891 по 12 февраля 1892 он проходил испытания на верфи. По окончании испытаний был выставлен на продажу, но покупатель долго не находился. Наконец 25 марта 1898 корабль продали США и 28 марта 1898 он вошёл в строй как миноносец Somers, в апреле-мае 1899 доставлен п/х Manhattan в Нью-Йорк, с 1901 в резерве, с 1 августа 1918 C.T.B 9, 7 октября 1919 исключён, 19 июля 1920 сдан на слом на "US-Rail and Salvage Co." в Ньюбридже.

S-47
Миноносцы второй серии S 58-65 внешне отличались почти вертикальной трубой. Некоторые миноносцы были с более высокой мачтой.

Головной S 42, при ремонте в 1896, для сравнительных испытаний получил два котла с разным отоплением - нефтяной и угольный, поэтому имел две трубы. "S-60, 62, 64" в 1902 г. получили по 2 локомотивных котла и тоже стали двухтрубными. На S-54 также проводились опыты с нефтяным отоплением котла.

S-44 + S-45
В 1895 на всех миноносцах наклонную мачту заменили на вертикальную перед световым люком МО, с грузовой стрелой. Позже корабли получили радио-антенну на рее по передней кромке дымовой трубы.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г.

чёрный - корпус до уровня верхней палубы, карапас, верхняя часть трубы и некоторое палубное оборудование.
Закругления палубы и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, рубка, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров, тентов и тумбы орудий.
жёлтый - трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
окраска палубы неизвестна, либо лакированный деревянный настил с естественным цветом, либо окраска в коричневый или жёлтый цвет.
Так, как для миноносцев ещё не существовало отдельной штатной окраски, были возможны вариации: карапас мог быть чёрным, белым или жёлтым, тамбуры - белые или жёлтые и т. д.

Принята 29 марта 1895 г.

тёмно-серый - всё

 

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

S-63
Все миноносцы сперва состояли во флотилии миноносцев и активно участвовали в манёврах флота.

   
S-62

11 апреля 1896 S-48 погиб в столкновении с S-46 в Яде на виду главной базы флота (53°35n/08°10o), 5 убитых.

Столкновение германских миноносцев S-46 и S-48
(Из журнала “Морской сборник" № 6 за 1896 г.)

 

По сообщению журнала “Rivista Marittima” 11 апреля (н. ст.), во время практических упражнений, выполнявшихся в устье реки Яде, произошло столкновение германских миноносцев S-46 и S-48, в результате чего последний с пятью членами своего экипажа (в том числе один механик) пошел ко дну, а первый получил серьезные повреждения. К подъему затонувшего судна приняты уже, как кажется, соответствующие меры.

 

 

При возвращении флота из Данцига после летних манёвров 1898 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1898 из-за сильного северо-западного ветра миноносец S-58 (командир лейтенант Турк) принял на себя огромную волну, залившую кочегарку и машинное отделение, опрокинулся и затонул около острова Фермер. К счастью, обошлось без жертв. Экипаж S-58 спас флагманский миноносец D.1. Позже S-58 подняли и восстановили.

24 июня 1902 S-42 затонул в результате столкновения с британским п/х Firsby в устье Эльбы (53°56n/08°49o), погибло 5 чел. Позже был поднят и восстановлен как учебный корабль.

Гибель германского миноносца S-42
(Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1902 г.)

 

Миноносец этот (в 44 м длиной, в 145 т водоизмещением, с машиной в 1350 инд. сил и 21-уз ходом), построенный заводом Шихау, затонул 24 июня (н. ст,) в устье Эльбы после столкновения с английским пароходом “Firsby”.

Четырнадцать человек из состава команды миноносца были спасены пароходом, а девять человек пассажиров, бывших на миноносце по случаю морской гонки между Дувром и Гельголандом, и между ними г. Буслей и четверо англичан, были вытащены из воды спасательной лодкой.

Как замечают газеты, миноносцы этого класса теперь уже вытеснены другими, с большим размерениями, были весьма несчастливы, так как из них уже раньше погибло два: S-41 в августе 1895 г. и S-48 в апреле 1896 г.

 

S-62
 

В 1905 г. корабли признали устаревшими и перевели в береговую оборону.

T-45 + T-47
11 ноября 1910 г. в связи с обозначением новых эсминцев опять с единицы, на старых кораблях индекс поменяли на "Т". При этом корабли постепенно выводились из боевого состава. Все они к началу войны были переоборудованы в тральщики, но, по некоторым данным, продолжали числиться миноносцами. При этом были демонтированы торпедные аппараты, установлено тральное оборудование и на Т 43, 44, 55, 56, 58-60, 63, 65 установили прожектор на световом люке или передней рубке.

В основном во время войны корабли этого типа использовались для траления, в частности "T-49", "T-51...55" и "T-57" 20-26 сентября 1914 в составе 2-го дивизиона тральщиков участвовали в имитации высадки десанта у Виндавы.

28 сентября 1914 T-50, направляясь из Данцига в Киль, принял много воды в шторм и затонул возле Функенхагена (54°43n/17°05o) при буксировке назад в Данциг, экипаж снят

Весной 1915 три корабля погибли на минах: 5 апреля - T-57 к западу от Мемеля (55°43n/20°34o), 29 мая - T-47 и T-51 у Штольпе-банки (55°03n/16°12o): сперва 28.05.1915 ок. 6:00 были повреждены на минах T-49 (без жертв) и T-54 (2 убитых), оба отбуксированы в Данциг. 29.05.1915 в 7:30 произошла авария паровой лебёдки на T-51 и во 2-м дивизионе осталось только 3 действующих корабля, а в 8:29 раздался взрыв за флагманским кораблём, T-47 переломился и затонул в считанные секунды, погибли 20 человек, T-51 был тяжело повреждён в носовой части и через полчаса также затонул, весь экипаж успели спасти.

T-49
С 8 по 13 августа 1915 г. миноносцы участвовали в попытке прорыва в Рижский залив, при которой 8 августа погибли на минах два тральщика: в 5:10 - T-52 (57°42n/21°51o), в 13:32 - T-58 (57°42n/21°55o). Во время повторного прорыва в Рижский залив 16 по 19 августа 1915 г., 16 августа в 11.30 тральщики натолкнулись на первое русское заграждение, на котором был потерян T-46 из 2-го дивизиона тральщиков (57°4ln/2l°50o, 17 убитых).

S-64
7 октября 1915 на мине в Северном море погиб T-43 (54°35n/07°45o, 3 убитых).

С конца 1915 до конца 1916 T-42 и T-44 служили в поисковой флотилии на Балтике, пока не были заменены новыми миноносцами типа "A".

В начале октября немецкие тральщики, в том числе 4./II.Minensuchflottille, приступили к ликвидации минных заграждений в Ирбенском проливе. Многие тральщики были повреждены, несколько из них потеряно. 23 октября 1916 на мине в Балтике - T-64 к западу от Штранте (56°56n/21°00o, 10 убитых).

С 23 сентября по 30 октября 1917 г. "T-53...56", "T-59...62" и "T-65" в составе 2-й флотилии тральщиков участвовали в Моонзундской операции, в ходе которой погибли ещё три тральщика: 6 октября в 14:05 - T-54 (мина, 57°38n/21°36o, 7 убитых), 16 октября - T-56 (крушение, 58°42n/22°28o), 26 октября в 7:55 - T-65 к северу от Тахкуны (Даго, мина, 59°13n/22°37o).

С 21 февраля по май 1918 г. T-55 участвовал в Финской операции в составе 9-й полуфлотилии.

Последняя потеря относится к 25 июня 1918, когда T-59 затонул после столкновения в Балтийском море (54°35n/10°15o, 21 убитый), но он был поднят и восстановлен.

Уцелевшие корабли к концу войны постепенно перечислялись в тендеры и учебные. В сентябре 1918 в тральных флотилиях числились только три корабля: T-60, 61, 63, остальные служили при школе подводного плавания (T-49, 53, 55, 62), при флотилиях ПЛ (T-42, 44) и в минном отряде (T-45). Все они, включая восстановленный T-59, вошли в состав послевоенного Рейхсмарине, но по окончанию послевоенного траления, уже в 1920 г. их списали и сдали на слом кроме T-45, который с 1922 некоторое время ещё использовали в качестве отопителя.

  к 08.1914 с кон.1915 к 05.1916 1.10.1916 1917 к 10.1917 к 20.03.1918 1918 09.1918
1-й дивизион ТЩ T-42, 43, 44, 45    
2-й дивизион ТЩ T-46, 47, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 65   T-64
3./II флотилия ТЩ T-64, 65   T-59     T-63 ?
4./II флотилия ТЩ T-53, 54, 55, 56   T-60, 61, 62, 63      
9./II флотилия ТЩ       T-55, 60, 63    
порт. дивизион Киля T-58, 60, 63, 65                
порт. дивизион Эльбы T-59, 64                
порт. дивизион Яде T-61, 62                
флотилия ПЛО   T-42, 44              
2./HM-Flottille der Nordsee     T-45            
3./HM-Flottille der Nordsee     T-59            
тендеры         T-42, 44     T-59, 62 T-53

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Конкурент на Эльбинге // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№7.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 07.09.2022

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1889-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1918
ВМФ США (US Navy) 1898-1920

двухтрубный миноносец типа "S-42" уже в качестве тральщика.
S-42
двухтрубный миноносец типа "S-42" уже в качестве тральщика.
S-62
рубка одного из двухтрубных миноносцев, предположительно - "S-62".
S-42
миноносцы типа "S-42", на заднем плане - один из перестроенных в двухтрубный.
S-42
миноносцы типа "S-42" за кормой дивизионного миноносца.
S-42
миноносец типа "S-42" на учениях, с 1895 г.
S-42
миноносцы типа "S-42" (два слева) с 1895 г.
S-42
Один из бывших миноносцев на Балтике в марте 1917 г.
S-63
"S-59" после 1896 г.
S-63
"S-63" в Эмдене, на заднем плане "S-74".
S-44
"S-44" и "S-45" в шлюзе Вильгельмсхафена, после 1896 г.
S-54
миноносец "S-56" после 1896 г.
T-49
корма "T-49" после подрыва на мине.
T-45
"T-45" и "T-47" в составе 2-го трального дивизиона.
S-47
миноносец "S-47" с 1895 г.
S-62
миноносец "S-62" в 1902 г.
S-61
миноносец "S-61" (с прямой трубой).
T-43
тральщик типа "T-43" к 1914 г.
S-42
миноносцы типа "T-43" с 1909-1914 гг.
S-64
миноносец "S-64" в 1902 г.
Somers
американский миноносец "Somers", бывший "Versuchsboot".
S-42
миноносец "S-42" в 1896.
S-53
миноносец "S-53" до 1893 г.
S-42
миноносец типа "S-42".