Миноносцы  
  Тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Мореходные миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 S-90 


Германия, 1899-1901 гг. 12 ед. (проект верфи "Schichau", по программе 1899 года)
после войны (в 1919) 3 ед. использовались, как тральщики

 

*
S-90...101
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. 4.09.1914 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 S-90 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 644 1898 в Циндао 17.10.1914 после боя выбросился на берег юго-западнее Циндао
26.07.1899
24.10.1899
2 S-91 T-91 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 645 1899 до 1902 в Циндао, затем в торпедной флотилии к 08.1914 в балтийской флотилии к 10.1914 в портовом дивизионе Яде с 1915 тендер при приёмной комиссии миноносцев в Киле 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе
25.09.1899
24.04.1900
3 S-92 T-92 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 646 1899 до 1902 в Циндао, затем в торпедной флотилии к 08.1914 в резерве после начала войны в портовом дивизионе Эльбы, в 11.1914 нет в списках по нек. данным меж. 1914 и 1916 флагман тральщиков? 05.1916 нет в списках, 06.1916 в порт. фл. Гельголанда с 1916 в патрульной фл. Северного моря с 22.02.1918 в 1 эскортной фл., 3 п/фл., к 09.1918 во 2 эскортной фл., лидер 10 п/фл. 27.06.1919 тральщик в II./3. балтийской полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе
15.05.1900
27.06.1900
4 S-93 T-93 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 647 1899 в торпедной флотилии к 08.1914 в балтийской флотилии к 10.1914 портовом дивизионе Яде с 1916 в патрульной фл. Северного моря с 22.02.1918 в 1 эскортной фл., 1 п/фл. 27.06.1919 тральщик в II./3. балтийской полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе.
24.03.1900
14.07.1900
5 S-94 T-94 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 648 1899 в торпедной флотилии к 08.1914 в балтийской флотилии к 10.1914 в портовом дивизионе Яде с 1915 тендер при приёмной комиссии миноносцев в Киле 22.03.1921 исключён, 13.05.1921 продан на слом в Киле за 180 тыс. М.
23.04.1900
27.07.1900
6 S-95 T-95 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 649 1899 в торпедной флотилии к 08.1914 в резерве к 10.1914 в портовом дивизионе Яде с 1915 тендер при приёмной комиссии миноносцев в Киле 22.03.1921 исключён, 13.05.1921 продан на слом в Киле за 180 тыс. М.
20.02.1900
29.08.1900
7 S-96 T-96 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 670 1899 в торпедной флотилии с 08.1914 и до конца войны тендер при флагмане флота 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе.
31.01.1900
27.09.1900
8 S-97 T-97 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 671 1899 достроен как посыльный тендер "Sleipner" при императорской яхте, при станции Балтийского моря с 08.1914 в балтийской фл. / 19 п/фл. с 1915 в портовом дивизионе Яде, к 05.1916 то-же с 1916 в патрульной фл. Северного моря с 22.02.1918 в 1 эскортной фл., 3 п/фл., к 09.1918 во 2 фл., лидер 6 п/фл. 27.06.1919 тральщик в II./3. балтийской полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе
16.12.1899
28.05.1900
9 S-98 T-98 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 672 1899 в торпедной флотилии с 08.1914 и до конца войны тендер при флагмане флота 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе.
4.09.1900
4.11.1900
10 S-99 T-99 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 673 1899 в торпедной флотилии к 08.1914 лидер 2-й полуфлотилии ПЛ с 1916 в патрульной фл. Северного моря с 22.02.1918 в 1 эскортной фл., 1 п/фл., затем во 2-й эск. фл., лидер 5-й п/фл. 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе.
4.09.1900
13.12.1900
11 S-100 T-100 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 674 1900 в торпедной флотилии к 08.1914 лидер 3-й полуфлотилии ПЛ с 1915 в 11-й (учебной) фл. 15.10.1915 погиб в столкновении, в 1925-1926 обломки взорваны
13.11.1900
18.04.1901
12 S-101 T-101 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 675 1900 в торпедной флотилии к 10.1914 лидер 4-й полуфлотилии ПЛ, к 05.1916 то-же с 06.1916 в портовой флотилии Гельголанда с 1917 в патрульной фл. Северного моря с 22.02.1918 в 1 эскортной фл., 1 п/фл. позже в 4 фл. миноносцев / 19 п/фл. 22.03.1921 исключён, 13.05.1921 продан на слом в Киле за 180 тыс. М.
12.12.1900
30.04.1901
ТТХ
  штат Sleipner
Водоизмещение нормальное 310 т
полное 394 т 440 т
Размерения длина КВЛ 62,7 м
полная 63,0 м
ширина 7,0 м
осадка носом 2,03 м 2,24 м
кормой 2,83 м 2,99 м
высота борта 3,38 - 3,43 м (*для всех миноносцев I поколения)
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО 3 ПК Thornycroft (15,5 атм., 1186 м²)
проектная мощность 5900 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 27 уз.
на испытаниях 26,5 уз. при 258 об/мин.
запас топлива 93 т. угля
дальность плавания 17 узлов 830 миль
20 узлов 690 миль (20)
Экипаж 57 чел. (2 офицера, 55 матросов), на флагманском + 15 чел. (4 офицера, 11 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 10 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 1-2 динамо-машины, 4-8 кВт, 67-110 В (*для всех миноносцев I поколения)
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. 874 тыс. - 1 млн. 15 тыс. М 1 млн. 17 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат Sleipner Sleipner с 08.1914 T.92
3 - 50 мм/40 [252 снаряда] 2 - 50 мм/40 1 - 52 мм/55 2 - 88 мм/30
2 - 50 мм/40
3 ТА - 450 мм (палубные) [5 торпед] --- ??? ---

 

 

S-91
В ходе учений флота выяснилось, что миноносцы, изначально проектировавшиеся для береговой обороны, не могут действовать с эскадрой в силу своей слабой мореходности. Дивизионные миноносцы, напротив, показали способность держаться в строю. Потому руководство флота решило отказаться от постройки малых кораблей и перейти к строительству "стандартных" миноносцев по типу дивизионных. За основу взяли D.9 с увеличенным полубаком, несколько уменьшив ширину. От D.10 британской постройки позаимствовали двухвальную силовую установку, 3 котла и две трубы. Самым существенным отличием от предшественников стал отказ от носового подводного торпедного аппарата, которым невозможно было пользоваться уже на среднем ходу. Вместо него установили третий палубный аппарат между срезом полубака и мостиком.

По официальной классификации новые корабли числились как "торпедные катера открытого моря". Всего было построено 12 миноносцев этого типа: S.90 — S.101 (все по программе 1899 года).

В целом корабли оказались вполне соответствующими тогдашним требованиям немецкого флота и послужили прототипом для нескольких серий. Мореходные качества допускали применение оружия до силы ветра в 7-8 баллов.

S-101
S-90
По отношению к британским и другим иностранным эсминцам, отмечалась слабость артиллерии и недостаточная скорость. Однако прочность и мореходность германских кораблей в глазах кайзеровских адмиралов перевешивали сомнительные, на их взгляд, преимущества более мощной артиллерии, которую было непросто задействовать в свежую погоду.

Сперва на миноносцах был открытый мостик с маленькой фонарной мачтой по переднему краю. Позже установили прожектор, в качестве площадки для которого соорудили цилиндрическую рубку.

S-94
S-100
Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 15 апреля 1896 г.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края белого цвета, верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая носовое и кормовое украшения
В 1914 г., на время войны схема была упразднена, и больше уже не применялась.

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

S-95
Корабли заменили старые миноносцы в составе 1-й флотилии, но первые три не дождались её комплектации: в ходе усиления немецких и международных сил у китайского побережья из за боксерского восстания Императорский морской флот решил послать их в Восточную Азию.

26 июля 1900 S 90, S 91, S 92 и предназначенный в качестве госпитального судна для Восточноазиатского экспедиционного корпуса пароход Северогерманского Ллойда "Gera" вышли в Восточную Азию. 6 октября маленькое соединение достигло Шанхая.

S-91 + S-92
Миноносцы поддерживали эскадру линкоров и Восточноазиатскую крейсерскую эскадру при контроле китайского побережья и речных устьев. После улучшения положения в Китае, 6 марта 1902 S 91 и S 92 с большим крейсером Kaiserin Augusta отправились из Восточной Азии домой. S 90 остался на китайской станции.
S-92

       

S-90
S-90
Оставшийся S 90 с миноносцем Taku, некогда построенным для Китая также на верфи "Schichau", применялся как корабль обеспечения базы Циндао, а также на стационерной службе. При этом миноносцы использовались, прежде всего, на Янцзы и в китайских территориальных водах.

S-90
 
S-90
 
S-90
 
S-90
 
S-90
 
S-90
 
S-90
 

***

Оставшиеся в метрополии миноносцы активно участвовали во всех учениях. Так, на осенних маневрах 1901 они составили 1-ю флотилию, флагманом которой был S.101 (командир флотилии - корветтен-капитан Шеер).

В 1911 году миноносцы этого типа в метрополии были выведены в резерв, в 1-й флотилии их заменили на более новые. S.97 Sleipner до 1914 использовался как посыльный тендер при императорской яхте и имел палубную рубку - салон на корме и две большие мачты.

Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner
 
Sleipner

 

4 сентября 1914 года все миноносцы типа официально получили индекс "T" (T.90 - T.101), хотя к находящемуся в тот момент в Китае S.90 это, по видимому, не относиться.

Так, как Taku сильно пострадал при посадке на мель в заливе Цзяо-Чжоу (Киатсчоу), а S 90 был сильно изношен, в 1914 их планировалось заменить на 3 новых миноносца, но планы были нарушены началом войны. S 90 вместе с канонерской лодкой Iltis оставался в службе обеспечения базы в Циндао. Они обеспечивали выход из Циндао транспортов снабжения для крейсерской эскадры и крейсера Emden, а также вспомогательных крейсеров Prinz Eitel Friedrich и Cormoran.

Командование Циндао своевременно предприняло специальные действия по прикрытию, так как опасалось внезапной атаки на крепость и базу. На морском направлении, в районе, отстоявшем от базы на расстоянии до 15 миль с 1 августа непрерывно несли корабельный дозор: австрийский крейсер "Kaiserin Elisabeth", канонерская лодка Jaguar и миноносец S 90.

 

Бой "S-90" с британским миноносцем

 

22 августа в 5 час. утра находящийся в дозоре S 90 получил по радио приказание коменданта прикрывать постановку мин заградителем "Lauting", после чего обеспечивать проводку транспортов через минные поля в базу на случай, если такие появятся с моря.

До 18 час. горизонт был чист, и "Lauting", окончив постановку у Дагундао, вышел вторично, когда S 90, идя 19-узловым ходом, заметил 5 английских миноносцев типа "Usk", которые тотчас начали за ним погоню. Развив большую скорость, вперед вырвался миноносец "Kenneth" и, сблизившись S 90 на дистанцию своего огня, в 18-10 открыл огонь.

Командир S 90 капитан-лейтенант Бруннер правильно понял задачу — не дать себя отрезать и предупредить "Lauting". Поэтому, увеличивая ход до предела, он бросился на N и, обойдя о. Дагундао в расстоянии 2,5 мили, в 18.30 повернул на W, идя на сближение с "Lauting". Этим маневром S 90 выиграл расстояние, так как заставил "Kenneth" также обходить остров и находившиеся вокруг него рифы. С момента сближения с противником на дистанцию огня 50-мм артиллерии, германский миноносец начал энергично отвечать.

Условия боя были неравные, так как английский миноносец имел преимущество в скорости и перевес в артиллерии. Дело в том, что, неся почти непрерывную дозорную службу с начала мобилизации, на S 90 не щелочили котлы, и их общее состояние было таково, что к концу боя не удавалось выжать больше 21 узла. Последний вел бой на 24-узловом ходу. Против четырех 75-мм орудий "Kenneth" со снарядами в 5,6 кг S 90 имел три 50-мм/40 со снарядом в 1,75 кг. Дистанции боя, по германским источникам, колебались от 27 до 22 каб.

В начале боя "Kenneth" получил попадание под мостик и в первую дымовую трубу, в результате которого был смертельно ранен командир (позже скончавшийся) и еще 3 человека убито и 6 ранено. Однако "Kenneth" настолько энергично продолжал преследование, что немцы не подозревали о нанесенных ему потерях, о которых узнали значительно позже через свое пекинское посольство.

Хотя S 90 и был несколько раз накрыт залпами английского миноносца, попаданий в него не было.

Критического положения удалось избежать только потому, что "Kenneth", увлекшись боем с дозорным миноносцем, не обратил внимания на "Lauting", с которым сблизился к SO от о. Майдао ("Lauting" внешне выглядел как торговое судно). Когда оба миноносца вошли в зону огня береговых батарей и первые залпы форта Хуйцянь легли около "Kenneth", он повернул и вышел из боя.

***

В ночь на 23 августа, в 2.30 "Lauting" вышел с оставшимися минами, причем предварительно в море были развернуты: в южном направлении - крейсер "Kaiserin Elisabeth", на SO - канонерская лодка Jaguar и на О - S 90. На этот раз противник не появлялся, но постановка мин была прервана после взрыва собственной мины за кормой "Lauting", заградителю пришлось возвратиться в базу. После этого и до установления японской блокады, т. е. до 27 августа, английские корабли больше не приближались на расстояние видимости к Циндао, благодаря чему "Lauting" без помех закончил свои операции.

Впервые корабли были использованы для обстрела береговых позиций противника 24 сентября, когда S 90 обстрелял японские кавалерийские части, двигавшиеся вдоль прибрежной дороги в районе дер. Нюкушан. Ввиду мелководности бухты Кяочао самые дальние от Циндао объекты, севернее устья р. Лит-сун, обстреливал миноносец, устье реки — канонерская лодка и к югу от нее — крейсер.

В первое время корабли стреляли с якоря совершенно беспрепятственно, стоя на шпринге. Стрельба велась по движущимся колоннам японцев, полевым батареям на позициях и переправам. Огонь корабельной артиллерии был настолько эффективен, что правый фланг 23-й пехотной бригады японцев вынужден был отказаться от пользования прибрежной дорогой на открытых ее участках. Особенно успешно поддержали корабли свои сухопутные части 27 сентября при форсировании японцами р. Лит-сун, так как все устье и нижняя часть ее хорошо просматривались и простреливались из бухты Кяочао. Японскому командованию пришлось выделить часть полевых батарей для противодействия германским кораблям. Серьезного вреда эти батареи не причинили, однако, заставили отказаться от якорной стрельбы. С этого момента германские корабли маневрировали при стрельбе малым ходом, что соответственно снижало успешность огня по берегу.

Насколько этот огонь мешал японцам, видно еще из того, что 5 самолетов немногочисленной японской авиации также были привлечены для борьбы с кораблями. 30 сентября в воздухе было сразу 5 японских машин (3 морские и 2 армейские), которые соединенно произвели бомбардировку германских кораблей (Jaguar, S 90 и "Kaiserin Elisabeth"), оказывавших огневую поддержку своему флангу в районе устья р. Лит-сун. Однако бомбовые атаки самолетов особого успеха не имели.

После установки японцами на горе Кушан (47 м, на правом фланге осадной армии) батареи морских 150-мм орудий выходы германских кораблей прекратились ввиду бесполезности состязания небронированных кораблей с береговыми батареями в затрудненных гидрографических условиях. Подходы к устью р. Лит-сун в бухте Кяочао обстреливались 150-, 120- и 105-мм батареями с морскими командами, обученными стрельбе по подвижным целям. Произведенные попытки подтвердили абсурдность состязания с ними 50-мм артиллерии миноносца. Поэтому командование крепости было озабочено проблемой дальнейшего использования этого корабля.

 

потопление "Takachiho" и конец "S-90"

 

Первоначально предполагалось произвести торпедную атаку больших неприятельских кораблей во время обстрела ими крепости. Но потом от этого плана отказались, по-видимому, потому, что шансов на успех дневной одиночной атаки было очень мало.

Окончательный план был выработан к середине октября. Командир S 90 капитан-лейтенант Бруннер получил приказ, которым ему предписывалось: ночью выйти незамеченным из гавани, проскользнуть сквозь первую блокадную линию, атаковать один из больших кораблей противника, обычно крейсировавших на одной из внешних линий блокады, после чего прорваться в Желтое море. В дальнейшем указывалось на необходимость укрытия в одном из нейтральных портов, хотя бы в Шанхае, откуда после пополнения запаса топлива предпринять еще одну попытку атаковать блокирующие корабли со стороны моря.

17 октября в условиях свежей погоды, с наступлением темноты в 19 час. S 90 вышел из гавани. Через четверть часа после прохода линии, соединяющей о. Дагундао и о. Ланьдао, когда миноносец уже повернул на S, справа по носу были замечены три силуэта, двигающиеся на О, на пересечку курса. Благодаря принятым мерам скрытности, среднему ходу и отвороту вправо, который сделал Бруннер, удалось пройти незамеченным под кормой неприятельской колонны. Это были японские эсминцы, т. е. первая блокадная линия.

В 21.50 S 90 повернул на О и шел средним ходом, в расчете встретить большие блокадные корабли. В 23.30 Бруннер повернул корабль на обратный курс, чтобы, если не будет благоприятной встречи с противником, идя под берегом, со стороны полуострова Хайси к 4 час. утра успеть вернуться в гавань.

18 октября в 0.15 при дальности видимости в 20 каб. (ок. 4 км) был замечен большой силуэт, идущий контркурсом. S 90, повернув на параллельный курс, оценил ход цели в 8-10 узлов, курс О и по двум мачтам и одной трубе решил, что имеет дело с одним из броненосцев береговой обороны. На самом деле это был старый крейсер "Takachiho", носивший на себе боевой запас эсминцев (и по некоторым данным — мины), который в эту ночь совместно с канонерской лодкой "Saga" нес дозорную службу на второй блокадной линии.

Приняв решение об атаке, Бруннер зашел к югу, так как эта часть горизонта была темнее, после чего с дистанции 900 м дал самый полный ход и пошел в атаку. На дистанции 500 м S 90 отвернул на боевой курс и с интервалами в 10 сек. дал правым бортом последовательный залп из трех торпед. Дистанция в момент выпуска последней была около 300 м. Первая торпеда попала в носовую часть крейсера, вторая и третья — в середину. Угол встречи всех торпед был оценен Бруннером в 100°.

Только после выпуска первой торпеды на "Takachiho" раздался сигнал тревоги. Звук горна хорошо был слышен на германском миноносце. Но отразить атаку японцы не успели. После попадания последней торпеды раздался сильнейший взрыв, который буквально разорвал корабль на две части. Осколки летели на такое расстояние, что после падения их на палубу и на прожектор S 90 команда последнего бросилась под укрытия. Крейсер затонул почти мгновенно, причем погибло 23 офицера, в том числе и командир, 5 кондукторов и 243 чел. команды, всего 271 чел.

Миноносец повернул на S и пошел самым полным ходом. Хотя "Takachiho" не успел дать радиограммы о происшедшем, но столб пламени в 100 м высотой и звук взрыва не могли остаться незамеченными для других кораблей, находившихся в блокадном дозоре.

Начавшиеся почти сейчас же вслед за этим оживленные радиопереговоры подтвердили правильность оценки обстановки, сделанной командиром В этих условиях обратный прорыв в базу Бруннер считал безнадежным. Он взял курс SW, т. е. к китайскому берегу, и в 2.30, оставаясь незамеченным, разошелся с японским крейсером, который шел на север, давая радиосигналы и освещая поверхность воды прожекторами.

Дальнейшая судьба S 90 известна. Утром 19 октября он оказался полузатопленным на камнях у мыса Тауэр, в 60 милях южнее Циндао, с носовой частью, развороченной взрывом. Команда, высадившись на берег в полном составе, с ручным оружием походным порядком пошла в сторону Нанкина, где и была интернирована китайскими властями. Однако, по поводу того периода в судьбе S 90, который отделяет момент успешной атаки от момента его собственной гибели, существует несколько версий.

Германская официальная версия настаивает на том, что командир S 90 полагал за собой энергичную погоню и, не видя шансов на успешный уход в Шанхай, решил уничтожить корабль. В 4.40 миноносец подошел к мысу (Тауэр), вслед затем были выброшены за борт орудийные замки, заложены подрывные патроны (и боевые зарядные отделения оставшихся торпед) в корме, машине, в котельном и носовом отделениях, команда свезена на берег, после чего корабль был взорван. Перед затоплением на запрос из базы командир ответил радиограммой: "После уничтожения японского броненосца береговой обороны миноносец взорван на южном берегу. Команда высажена. Потерь нет". По S 90. окончании передачи радиоаппаратура была разрушена.

Подробное описание гибели S 90 указывает на те трудности, с которыми столкнулись немцы из-за свежей погоды и прибоя, все время прибивавшего корабль к берегу; оно приводит несколько попыток команды оттянуть его на более глубокое место. Из-за того же прибоя переправа команды на берег заняла много времени, так как совершалась она при помощи леерного сообщения. Выполнена была патриотическая церемония спуска флага и вымпела при команде, стоящей в строю, при троекратном "ура" в честь кайзера и т. п.

В германском описании, видимо, намеренно не указано время, когда кончилась эта операция и команда двинулась от места гибели корабля. Однако, из описания ясно, что все это заняло несколько часов - не меньше трех-четырех. Из того же описания видно, что никакой погони за это время не появлялось даже на горизонте. Другие источники свидетельствуют, что только днем подошли японские миноносцы и подняли на остатках корпуса S 90 флаг "восходящего солнца".

Американские источники утверждают, что идя в предрассветной мгле вдоль берега большим ходом, S 90 налетел на мыс из-за навигационной ошибки.

Так или иначе, после блестящей ночной атаки S 90, имея ещё две торпеды, значительное количество топлива и весь экипаж в полной сохранности, не сделал никакой попытки еще раз нанести вред врагу, несмотря на прямое указание в приказе, и был ликвидирован в тот момент, когда непосредственной угрозы со стороны противника не было.

 

Миноносцы в метрополии в 1-ой мировой войне

 

С началом войны Кильский стационер Sleipner (S.97) вместе с Carmen не меняя места службы оказался в силах береговой обороны западного Балтийского моря, при этом на нём демонтировали палубную рубку и вернули на штатное место 52 мм пушку, правда установили новую, в 55 калибров, а вот носовые 50 мм орудия так и остались старого образца в 40 калибров. До 6 августа он даже был флагманом командира береговой обороны Балтийского моря контр-адмирала Мишке, пока его не сменил в этой роли крейсер Amazone. С миноносца 5 августа с 2.35 до 5.22 утра Мишке лично руководил минной постановкой в Большом Бельте. 24-26 сентября 1914 Sleipner участвовал в дозоре в Балтийских проливах при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы. Когда они действительно прорвались 18-19 октября 1914, корабль нёс дозор в Фемарн-Бельте и противника не видел.

S-93 + S-95
S.91, S.93 и S.94 также вошли в состав сил береговой обороны Балтийского моря, позже были сформированы в 10-ю флотилию. В начале войны они несли охрану у южных выходов Датских проливов. S.94 с 9 августа со вспомогательным заградителем «Prinz Adalbert» и четырьмя вооруженными рыболовными пароходами осуществлял охрану минного заграждения и лоцманскую службу у Лангеланда и Баагофунда.

23 августа 1914 S.94 сопровождал Amazone в набеге на Либаву, после чего ему было поручено охранять у о. Гогланд угольщик «Oberpräsident Delbrück», предназначенный для бункеровки в случае необходимости отряда адмирала Беринга во время его набега в Финский залив, а также служить при пароходе в качестве радиопередатчика, поскольку тот не был оборудован радиосвязью. Когда 26 августа для прикрытия отряда на север Балтики была послана 4-я линейная эскадра, миноносец придали ей вместе с однотипными S.91 и S.93, но 27 августа в 12:30 все корабли отозвали назад. 2 сентября S.91, S.93 и S.94 были сняты с заставы в Мёэн и отправлены в Засниц, чтобы пополнить запас угля и быть готовыми в любое время идти на восток с крейсером Undine, но фактически в последовававшем 3-9 сентября демонстрационном походе к Финскому заливу участвовал только S.94, который был придан IV эскадре линкоров-додредноутов в качестве посыльного судна. По окончании этой операции недавно переименованные T.91, T.93 и T.94 были выведены из состава балтийской флотилии и позже переданы портовой флотилии Вильгельмсхафена (Яде), к которой присоединился также выведенный из резерва S.95.

T.97 (Sleipner, командир - старший лейтенант-цур-Зее фон Притвиц и Гафрон (v. Prittwitz und Gaffron)) наоборот, 7 декабря 1914 был передан в состав 20-й (балтийской) полуфлотилии и 15-18 декабря 1914 с ней участвовал в разведывательном походе к Аландам, 27-30 декабря в демонстрационном выходе к берегам Швеции, 6-9 января 1915 - в набеге на русский наблюдательный пост Утэ, а 22-25 января 1915 - в неудачном походе к Либаве.

T.96 и T.98 на протяжении почти всей войны использовались в качестве тендеров флота при флагманском отряде кораблей технического обеспечения в Вильгельмсхафене, T.99, T.100 и T.101 служили флагманами соответственно 2-й, 3-й и 4-й полуфлотилий подводных лодок (T.101 с лодками 25 сентября 1914 участвовал в дозоре в Балтийских проливах при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы), T.92 был придан в качестве сторожевика портовой флотилии Эльбы в Куксхафене.

Во время войны на T-92, который часто указывают флагманом тральной флотилии (фактически в портовой флотилии Эльбы), артиллерию заменили на две облегчённых 88 мм пушки.

В 1915 году все четыре миноносца этого типа вывели из 10-й флотилии, они перешли с Балтики в Северное море и далее несли сторожевую службу в составе портовой флотилии Вильгельмсхафена (Яде), в то время, как уже бывшие там ранее T-91, T-94 и T-95 были отправлены в Киль, где стали тендерами при приёмной комиссии миноносцев.

В 1915 году 3-я полуфлотилия подводных лодок получила более новый миноносец в качестве флагмана, а T-100 передали вновь образованной на Балтике учебной флотилии. Долго служить в этом качестве миноносцу не довелось - 15 октября 1915 он затонул посте столкновения с морским паромом "Preußen" (54°30'N/13°43'O), погибло 39 чел.

1 июня 1916 года T-92 и T-101 были переданы вновь образованной полуфлотилии Гельголанд (Halbflottille Helgoland), а позже переведены в патрульную флотилию Северного моря, куда также вошли T-93, T-97, T-99 и T-101.

Позже все они служили в составе эскортной флотилии, а T-101 в самом конце войны был придан 19 полуфлотилии (капитан-лейтенант Kptlt. Maßmann) в составе 4-й торпедной флотилии на Балтике для участия в операции Schlußstein 10-21 августа 1918 г. - планирующейся высадке в Петрограде для поддержки большевиков.

Тендеры T-96 и T-98 к концу войны были приданы 6-му тральному дивизиону, а остальные три (T-91, T-94 и T-95) были разоружены и до конца войны служили тендерами при приёмной комиссии миноносцев (по др. данным - при соединении обслуживания) в Киле.

Все 10 оставшихся после войны миноносцев участвовали в послевоенном тралении, после чего были списаны в один день - 22 марта 1921 года. 13 мая 1921 T-94, T-95 и T-101 продали на слом в Киле (каждый за 180 тыс. М.), а 26 мая 1921 остальные семь: T-91, T-92, T-93, T-96, T-97, T-98 и T-99 на разборку Дюссельдорфскому предприятию.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
2 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Ratingen o.J. (Einbändiger Nachdruck der siebenbändigen Originalausgabe, Herford 1979ff.)
3 Cord Eberspächer: Die deutsche Yangtse-Patrouille. Deutsche Kanonenbootpolitik in China im Zeitalter des Imperialismus 1900–1914. Bochum 2004.
4 Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.
на русском
5 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
6 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
на польском
7 Krzysztof Krzeszowiak - Pierwsze niszczyciele (kontrtorpedowce) Kaiserliche Marine – Großes Torpedoboot 1898 // Magazyn "Okręty Wojenne".-2013.-№2 (118).
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 07.09.2022

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1899-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
S-90
"S-90"
Sleipner
"Sleipner"
Sleipner
"Sleipner"
S-92
"S-92" в Циндао.
Sleipner
"Sleipner"
S-90
"S-90" в Циндао.
S-90
"S-90"
S-90
"S-90"
S-90
"S-90" в море в составе эскадры, 1910 г.
S-90
Один из миноносцев типа на манёврах.
S-90
Остатки подорванного "S-90".
Sleipner
"Sleipner"
S-91
"S-91" на верфи, 2 апреля 1900 года, за ним - построенные на экспорт: итальянский "Lampo" и русский "Касатка".

Один из миноносцев серии без торпедных аппаратов.
S-90
"S-90" у борта крейсера "Gneisenau".
S-90
На палубе одного из миноносцев в Китае.
S-90
Модель "S-90".
S-90
Модель "S-90".
S-90
Миноносцы типа "S-90" в открытом море.
S-90
"S-90" и "Taku" в Циндао.
S-90
"S-90" и "Taku" в Циндао.
S-91
"S-91" в Китае, 4 апреля 1901 г.
S-90
"S-92", "S-90" и "S-91" в Циндао. Пришвартованы к "Taku".
S-90
"S-92", "S-90" и "S-91" в Циндао.
S-90
"S-92", "S-90" и "S-91" в Циндао.
Sleipner
"Sleipner" в 1907 г.
Sleipner
"Sleipner" в Бальхольме.
Takachiho
Японский крейсер "Takachiho".
Kennet
Британский миноносец "Kennet".
S-90
"S-90"
S-90
"S-90" атакует японский крейсер.
S-90
"S-90"
S-90
"S-90"
S-90
"S-90"
S-90
"S-90"
S-90
"S-90"
T-90
"S-90" у борта крейсера "Gneisenau".
T-90
"S-90" у борта крейсера "Gneisenau".
S-90
"Taku", "S-90", "Mowe" и "Luchs" в Циндао.
S-90
"Taku", "Vorwärts" и "S-90" в доке в Циндао.
S-90
"S-90" и "Taku" (белые справа) в Циндао, 1905, слева - интернированные российские миноносцы
S-90
"S-90" и "Taku" (белые справа) в Циндао, 1905, слева - интернированные российские миноносцы
S-90
Миноносцы типа "S-90" в заграничной окраске.
S-90
Миноносцы типа "S-90" на манёврах.
Sleipner
"Sleipner"
Sleipner
"Sleipner"
Sleipner
"Sleipner"
Sleipner
"Sleipner"
Sleipner
"Sleipner" и "Hohenzollern".
Sleipner
"Sleipner" в составе группы сопровождения императорской яхты. Рисунок.
Sleipner
"Sleipner" в Балестранде в Норвегии, 18.07.1911 г.
Sleipner
"Sleipner"
Sleipner
"Sleipner"
Sleipner - восьминогая лошадь в норвежской мифологии.
Sleipner
S-93
"S-93" и "S-95" в Мюрвике, после перестройки мостиков.
S-100
"S-100" в первоначальном виде.
S-95
"S-95" в первоначальном виде.
S-101
"S-101" в первоначальном виде.
S-94
"S-94" в первоначальном виде.
S-90
Миноносец типа "S-90" на учениях флота. Рисунок.
S-90
Миноносцы типа "S-90" в первоначальном виде.
S-90
"S-90" в Вильгельмсхафене, 1899 г.
На рисунке раскрашен по схеме, которая применялась лишь до 1895 г.
S-90
S-90
миноносец типа "S-90" после перестройки мостика.