Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Канонерская лодка - охотник за пиратами (Piratenjäger, Kanonenboot II. Klasse)

 Otter 


Германия, 1878 г. 1 ед.

 

*
Otter
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Otter <F. Schichau>Эльбинг, стр. № 110, Ersatz Delphin 1877 с 1880 служила как тендер, с 1884 официально тендер, с 05.1907 блокшив при учебном торпедном корабле "Württemberg", с 1912 угольная баржа, 02.1914 продан, опытовый корабль для испытаний компасов, в 1926 слом.
7.06.1877
1.04.1878
ТТХ
Водоизмещение нормальное 130 т
полное 164 т
регистровое 106 брт, 61 нрт
Размерения длина КВЛ 29,1 м
полная 31,0 м
ширина   6,15 м
осадка носом 1,13 м
кормой 1,63 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных винта, Ø 0,95 м.
1 МО 2 вертикальных 2-цилиндровых ПМ однократного расширения
1 КО 1 цилиндрический ПК (2 топки, 5 атм., 59 м²)
мощность проектная 140 л.с.
паруса по проекту шхуна, 325 м²
Ходовые данные скорость проектная ?
на испытаниях 8 уз. при 142 л.с., 250 об/мин
запас топлива 15 т угля
дальность плавания на 7 уз. 1181 миля
Экипаж 33 чел. (1 офицер, 32 матроса)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 4 отсека
электроснабжение отсутствовало
управление 1 руль
плавсредства 1 ял, 1 шлюпка
стоимость ?
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально позже с 1880
1 - 120 мм/23 в носу 4 - 88 мм "временно" без вооружения
2 - 80 мм



 

Из за активности пиратов в Китайском море, жертвой которых в 1857 году пал также ольденбургский барк Texas, в Пруссии возникла идея послать в Восточную Азию корабли для борьбы с пиратами. Британский опыт показал, что обычные корветы и фрегаты не могли полноценно справиться с этой задачей из за большой осадки, по сравнению с очень незначительной осадкой джонок, на которых в основном действовали китайские пираты в мелких территориальных водах или речных устьях.

Учитывая этот опыт, в 1876 г. императорское адмиралтейство приняло решение послать в китайские воды, по меньшей мере один плоскодонный военный корабль для защиты немецких торговых судов. Соответствующий проект был готов в декабре 1876 и заказ на канонерку Ersatz Delphin выдали верфи "F. Schichau" в Эльбинге. Для верфи это был первый заказ от Императорского морского флота. При спуске на воду 7 июня 1877 корабль получил имя "Otter" (выдра). Этот первый специально сконструированный для использования против пиратов немецкий военный корабль официально и обозначался как охотник за пиратами. Его вооружение по штату состояло из 1 - 120 мм и 2 - 80 мм орудий, первое установлено в носовой части под баком и могло стрелять прямо вперед и в стороны.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения.
жёлтый - мачты и стеньги, тонкая золотая полоса по всей длине корпуса около ВП.
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

Изменения:

с 28 января 1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Первое зачисление на службу произошло 11 марта 1878 г. для перехода из Эльбинга в Киль. Последующие испытания показали настолько плохую мореходность (очевидно, из за малой осадки), что даже переход в Вильгельмсхафен вокруг мыса Скаген показался настолько рискованным, что в Северное море лодка была проведена каналом Эйдер. Уже 19 июня 1878 в Вильгельмсхафене "Otter" вывели в резерв.

Критика адмиралтейства в рейхстаге в связи с гибелью броненосца "Großer Kurfürst" коснулась и лодки. Депутаты заинтересовались, почему корабль, на который были выделены деньги, не используется. Шеф адмиралтейства, Альбрехт фон Штош, объяснил, что от первоначального намерения доставить канонерскую лодку в Китай разобранной на отдельные секции отказались из за технических проблем. Рейхстаг потребовал найти лодке применение, и адмиралтейство решило использовать её в территориальных (прибрежных) водах Северного и Балтийского морей. Из за этого отказались от установки запланированного такелажа.

С 1880 по 1886 канонерская лодка без официального зачисления на службу использовалась, как тендер учебных артиллерийских кораблей Renown и Mars. Экипаж комплектовался только по требованию и командовал лодкой офицер артиллерийского учебного корабля. При этом 16 июля 1880 во время учебной стрельбы лопнули несколько досок палубы, после чего орудия были демонтированы. Вследствие этого Otter стал единственным боевым кораблём под флагом Императорского морского флота, не способный к салюту, при этом ещё 4 года продолжал числиться канонерской лодкой, пока в 1884 корабль официально не перечислили в тендер артиллерийского учебного корабля.

11 июня 1887 корабль передали вновь образованной корабельной экзаменационной комиссии в Киле. На этот раз переход в Киль рискнули предпринять вокруг мыса Скаген. После некоторой перестройки тендер снова ввели в эксплуатацию 1 сентября 1887 и почти 20 лет он оставался на активной службе без каких либо ярких событий, разве, что, в мае 1895 Otter со своей малой осадкой первым прошёл каналом Императора Вильгельма еще перед его открытием, вероятно, для проверки канала.

В 1898 Otter передали вновь образованной минно-испытательной комиссии в Куксхафене, где он применялся до 18 марта 1907, а через два месяца корабль исключили из списка действующих кораблей флота. После применения в качестве блокшива - аудитории для учебного торпедного корабля "Württemberg", в 1912-1914 он служил как угольная баржа.

В феврале 1914 корабль был продан частной фирме в Браке и вскоре перепродан компании Anschütz в Киле, которой использовался для испытаний компасов. В 1926 Otter был сдан на слом после 48 лет службы.

11.03 - 19.06.1878 лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Max Piraly переход в Вильгельмсхафен и испытания
19.05. - 3.06.1880 лейтенант-цур-зее Hüpeden испытания
летом 1880 - 1886 тендер без официального зачисления на службу, командовал офицер с артиллерийского учебного корабля
11 - 22.07.1887 командир неизвестен переход в Киль
1.09.1887 - 09.1889 лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Carl Friedrich тендер корабельной экзаменационной комиссии
09.1889 - 03.1890 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Wachenhusen
04.1890 - 08.1891 капитан-лейтенант Johannes Stein
08 - 09.1891 капитан-лейтенант, и.о. Fritz Sommerwerck
09.1891 - 03.1893 капитан-лейтенант Stein
03.1893 - 09.1895 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Wentzel
09.1895 - 08.1897 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Johannes Schröder
08 - 11.1897 капитан-лейтенант, и.о. Georg Schur
11 - 12.1897 лейтенант-цур-зее Walter Engelhardt
12.1897 - 01.1898 капитан-лейтенант Georg Schur
01.1898 - 10.1900 лейтенант-цур-зее / капитан-лейтенант Walter Engelhardt тендер минно-испытательной комиссии в Куксхафене
10.1900 - 03.1901 старший лейтенант-цур-зее Erich Butterlin
03 - 10.1901 капитан-лейтенант Albertus Petruschky
10.1901 - 04.1902 капитан-лейтенант Memminger
04 - 07.1902 старший лейтенант-цур-зее Theodor Eschenburg
07.1902 - 04.1903 капитан-лейтенант Meinardus
04.1903 капитан-лейтенант, и.о. Walter Michaelis
04 - 11.1903 капитан-лейтенант Wilhelm Schultz
11 - 12.1903 капитан-лейтенант, и.о. Walter Michaelis
12.1903 - 09.1904 капитан-лейтенант Wilhelm Schultz
09.1904 - 03.1906 капитан-лейтенант Walter Michaelis
03.1906 - 18.03.1907 капитан-лейтенант Paul Wolfram

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ



               

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 6: Schiffsbiographien von Lützow bis Preußen, Mundus Verlag, Ratingen o. J., S. 205–207.
2 Petter, Wolfgang: Die überseeische Stützpunktpolitik der preußisch-deutschen Kriegsmarine 1859–1883. Freiburg (Breisgau) 1975.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 8.03.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1878-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1914
Торговый флаг Германской империи 1914-1920
Торговый флаг Веймарской республики 1921—1926
Otter
Модель "Otter"
Otter
Модель "Otter"
Otter
Модель "Otter"
Otter
Модель "Otter"
Otter
Модель "Otter"
Otter
Модель "Otter"
Otter
Модель "Otter"
Otter
Модель "Otter"
Otter
Модель "Otter"
Otter
Модель "Otter"
Otter
Блокшив "Otter", 1909 г.
Otter
Тендер "Otter", 1900 г.
Otter
"Otter" в первоначальной окраске.
Otter
"Otter" в проектном виде, гравюра
Otter
"Otter"
Предыдущая страница - речные мониторы типа "Rhein"
Следующая страница - канонерка II класса "Hay"