входоглавлениеминоносцы → мореходные типа "S-102"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Мореходные миноносцы

(Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 S-102 


Германия, 1901-1902 гг. 6 ед. (проект верфи "Schichau", по программе 1900 года)

 

*
S-102...107
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозначение 4.09.1914 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 S-102 T-102 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 679 1900 с началом войны - в береговой обороне, затем - учебный корабль, с 1917 во 2-й патрульно-эскортной флотилии, 1-й полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 13.05.1921 продан на слом в Киле за 180 тыс. М.
18.04.1901
18.07.1901
2 S-103 T-103 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 681 1900 к началу войны - флагман тральной флотилии, с 1918 в 4-й торпедной флотилии / 9-й полуфлотилии на Балтике, 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе.
15.05.1901
17.09.1901
3 S-104 T-104 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 681 1900 к началу войны - флагман тральной флотилии, с 1918 в 4-й торпедной флотилии / 9-й полуфлотилии на Балтике, 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе.
22.06.1901
7.10.1901
4 S-105 T-105 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 682 1901 с началом войны - в береговой обороне, с 1917 в ? торпедной флотилии, 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе.
7.08.1901
17.11.1901
5 S-106 T-106 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 683 1901 с началом войны - в береговой обороне, с 1917 в 4-й торпедной флотилии / 9-й полуфлотилии на Балтике, 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе.
7.09.1901
9.12.1901
6 S-107 T-107 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 684 1901 с началом войны - в береговой обороне, затем - учебный корабль, к концу войны в учебной флотилии, 1-й полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 13.05.1921 продан на слом в Киле за 180 тыс. М.
17.10.1901
27.01.1902
ТТХ
  штат
Водоизмещение нормальное 315 т
полное 406 т
Размерения длина КВЛ 63,0 м
полная 63,2 м
ширина 7,0 м
осадка носом 2,10 м
кормой 2,68 м
высота борта 3,38 - 3,43 м (*для всех миноносцев I поколения)
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО 3 ПК Thornycroft (15,5 атм., 1186 м²)
проектная мощность 5900 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 28 уз.
на испытаниях от 27,5 уз. (S-102: 27,5 уз. при 269 об/мин., S-104: 28,95 уз., T-106: 28 уз., S-107: 28,4 уз.)
запас топлива 92 т. угля
дальность плавания 17 узлов 1020 миль
20 узлов 870 миль
Экипаж 57 чел. (2 офицера, 55 матросов), на флагманском + 15 чел. (4 офицера, 11 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 10 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 1-2 динамо-машины, 4-8 кВт, 67-110 В (*для всех миноносцев I поколения)
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 55 тыс. - 1 млн. 113 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат T.102-104 позже
3 - 50 мм/40 [252 снаряда] 1 - 88 мм/35
2 - 50 мм/40
3 ТА - 450 мм (палубные) [5 торпед]

 

 

Вторая серия мореходных миноносцев I поколения отличалась другим расположением торпедных аппаратов: кормовой перенесли вперёд от задней трубы, потому она располагалась приблизительно на 1 м ближе к мачте, мостик сдвинулся несколько вперёд, полубак стал короче. Это было сделано для удобства управления торпедной стрельбой. За счёт некоторого изменения обводов при той же мощности скорость стала выше на пол-узла, несколько возросла дальность. В остальном они повторяли предшественников. Имеются разночтения насчёт формы кормы: по одним данным она, как и у предшественников имела форму "наконечника копья", по другим - была нависающей, как у следующего типа.

Мореходные качества допускали применение оружия до силы ветра в 7-8 баллов.

Сперва на миноносцах был открытый мостик с маленькой фонарной мачтой по переднему краю. Позже установили прожектор, в качестве площадки для которого соорудили цилиндрическую рубку.

Во время войны на T.102-104 кормовую пушку заменили на 88-мм нормальной длины (не укороченную, как на некоторых других).

Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

 

К началу войны корабли устарели, служили в береговой обороне или в тральных флотилиях, только летом 1918 Т-103, 104, 106 вернули в класс миноносцев для операции на Балтике.

Все пережили войну и по её окончанию были разобраны на металл.

             

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 20.12.2017


 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserlichmarine) 1901-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1921
S-102
Миноносец типа "S-102" на манёврах перед войной.
S-102
Миноносец типа "S-102" на манёврах перед войной.
S-103
"S-103", после перестройки мостика.
S-102
Рубка миноносца, вероятно, типа "S-102", после перестройки.
S-102
Миноносец, вероятно, типа "S-102".
S-102
Миноносцы, вероятно, типа "S-102".
S-102
Миноносцы типа "S-102" в первоначальном виде.
S-107
"S-107" в первоначальном виде.
S-102
Миноносцы типа "S-102" в первоначальном виде. Ретушь.
S-106
"S-106" в первоначальном виде.
S-102
Миноносцы типа "S-102" в первоначальном виде. Рисунок.
S-105
"S-105" в первоначальном виде.
S-102
"S-102" в первоначальном виде. Рисунок.
S-102
миноносец типа "S-102" после перестройки мостика.