Миноносцы  
  Тральщики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Мореходные миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 S-102 


Германия, 1901-1902 гг. 6 ед. (проект верфи "Schichau", по программе 1900 года)
в годы войны (1914-1916) 2 ед. - тральщики-лидеры

 

*
S-102...107
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. 4.09.1914 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 S-102 T-102 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 679 1900 к 08.1914 балт. фл. позже в 11-й (учебной) фл. 06.1916 в портовой флотилии Гельголанда с 1916 в патрульной фл. Северного моря к 04.1918 в 1 эск. фл., 1 п/фл., затем во 2-й эск. фл., лидер 9-й п/фл. 22.03.1921 исключён, 13.05.1921 продан на слом в Киле за 180 тыс. М.
18.04.1901
18.07.1901
2 S-103 T-103 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 681 1900 к 08.1914 II. торпедный дивизион, Вильгельмсхафен позже в портовой флотилии Вильгельмсхафена в 1916 флагман 1-го дивизиона тральщиков к 09.1918 4 фл. / 19 п/фл. к 10.1918 лидер 2-й эск. фл. 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе
15.05.1901
17.09.1901
3 S-104 T-104 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 681 1900 к 08.1914 в резерве позже флагман 4-й тральной полуфлотилии к 09.1918 4 фл. / 19 п/фл. 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе
22.06.1901
7.10.1901
4 S-105 T-105 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 682 1901 к 08.1914 в резерве позже в портовой флотилии Вильгельмсхафена с 1916 в патрульной фл. Северного моря к 04.1918 в 1 эск. фл., 1 п/фл. позже 1918 4 фл. / 19 п/фл.? 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе
7.08.1901
17.11.1901
5 S-106 T-106 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 683 1901 к 08.1914 в резерве позже в портовой флотилии Вильгельмсхафена с 1916 в патрульной фл. Северного моря к 04.1918 в 1 эск. фл., 1 п/фл. к 09.1918 4 фл. / 19 п/фл. 22.03.1921 исключён, 26.05.1921 продан на слом в Дюссельдорфе
7.09.1901
9.12.1901
6 S-107 T-107 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 684 1901 к 08.1914 II. торпедный дивизион, Вильгельмсхафен позже в портовой флотилии Вильгельмсхафена позже в 11-й (учебной) фл., 1-й п/фл. 22.03.1921 исключён, 13.05.1921 продан на слом в Киле за 180 тыс. М.
17.10.1901
27.01.1902
ТТХ
  штат
Водоизмещение нормальное 315 т
полное 406 т
Размерения длина КВЛ 63,0 м
полная 63,2 м
ширина 7,0 м
осадка носом 2,10 м
кормой 2,68 м
высота борта 3,38 - 3,43 м (*для всех миноносцев I поколения)
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО 3 ПК Thornycroft (15,5 атм., 1186 м²)
проектная мощность 5900 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 28 уз.
на испытаниях от 27,5 уз. (S-102: 27,5 уз. при 269 об/мин., S-104: 28,95 уз., T-106: 28 уз., S-107: 28,4 уз.)
запас топлива 92 т. угля
дальность плавания 17 узлов 1020 миль
20 узлов 870 миль
Экипаж 57 чел. (2 офицера, 55 матросов), на флагманском + 15 чел. (4 офицера, 11 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 10 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 1-2 динамо-машины, 4-8 кВт, 67-110 В (*для всех миноносцев I поколения)
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. 1 млн. 55 тыс. - 1 млн. 113 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат T.102-104 позже
3 - 50 мм/40 [252 снаряда] 1 - 88 мм/35
2 - 50 мм/40
3 ТА - 450 мм (палубные) [5 торпед]

 

 

S-102
Вторая серия мореходных миноносцев I поколения отличалась другим расположением торпедных аппаратов: кормовой перенесли вперёд от задней трубы, потому она располагалась приблизительно на 1 м ближе к мачте, мостик сдвинулся несколько вперёд, полубак стал короче. Это было сделано для удобства управления торпедной стрельбой. За счёт некоторого изменения обводов при той же мощности скорость стала выше на пол-узла, несколько возросла дальность. В остальном они повторяли предшественников. Имеются разночтения насчёт формы кормы: по одним данным она, как и у предшественников имела форму "наконечника копья", по другим - была нависающей, как у следующего типа.

S-105
Мореходные качества допускали применение оружия до силы ветра в 7-8 баллов.

Сперва на миноносцах был открытый мостик с маленькой фонарной мачтой по переднему краю. Позже установили прожектор, в качестве площадки для которого соорудили цилиндрическую рубку.

Во время войны на T.102-104 кормовую пушку заменили на 88-мм нормальной длины (не укороченную, как на некоторых других).

S-103
S-106
Схемы окраски:

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

S-103
S-107
К началу войны корабли устарели. Лишь S-102 сперва вошёл в отдельную балтийскую флотилию миноносцев. S-103 и S-107 состояли во 2-м торпедном дивизионе, базирующийся на Вильгельмсхафен, остальные три единицы находились в резерве. 4 сентября 1914 года все миноносцы типа официально получили индекс "T". Выведенные из резерва позже T-105 и T-106 присоединились к миноносцам в Вильгельмсхафене, входящим теперь во флотилию охраны порта, а T-104 стал флагманом 4-й тральной полуфлотилии. Позже флагманом тральщиков (1-го дивизиона) стал и T-103.

Балтийский T-102 уже 1 сентября перешёл из боевой в учебную флотилию миноносцев в Киле, его командир, капитан-лейтенант Вильгельм Ребенсбург был переведён на T-124. После расформирования учебной флотилии в июне 1916 T-102 был передан портовой флотилии Гельголанда. Когда учебная флотилия была восстановлена, в неё вместо него отправился T-107.

В конце 1916 года три миноносца (из Вильгельмсхафена и Гельголанда): T-102, T-105 и T-106 вошли в состав патрульной флотилии Северного моря.

С 23 сентября по 30 октября 1917 г. лидер тральщиков Т-104 участвовал в Моонзундской операции в качестве флагмана 3-й полуфлотилии балтийской патрульной флотилии в составе тральных сил.

В 1918 пять миноносцев (кроме учебного) перевели в эскортную флотилию.

10-21 августа 1918 г. T-104, T-105 и T-106 были выделены 19-й торпедной полуфлотилии (капитан-лейтенант Kptlt. Maßmann) для операции Schlußstein - планирующейся высадке в Петрограде для поддержки большевиков, и в её составе встретили конец войны. T-102 и T-103 числились еа тот момент во 2-й эскортной флотилии, T-107 - в учебной.

Таким образом все пережили войну и по её окончанию участвовали в послевоенном тралении, после чего были списаны в один день - 22 марта 1921 года. 13 мая 1921 T-102 и T-107 продали на слом в Киле (каждый за 180 тыс. М.), а 26 мая 1921 остальные четыре: T-103, T-104, T-105 и T-106 на разборку Дюссельдорфскому предприятию.

   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
на русском
2 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
3 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
на польском
4 Krzysztof Krzeszowiak - Pierwsze niszczyciele (kontrtorpedowce) Kaiserliche Marine – Großes Torpedoboot 1898 // Magazyn "Okręty Wojenne".-2013.-№2 (118).
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 19.03.2021

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1901-1903
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1921
S-102
Миноносец типа "S-102" на манёврах перед войной.
S-102
Миноносец типа "S-102" на манёврах перед войной.
S-103
"S-103", после перестройки мостика.
S-102
Рубка миноносца, вероятно, типа "S-102", после перестройки.
S-102
Миноносец, вероятно, типа "S-102".
S-102
Миноносцы, вероятно, типа "S-102".
S-102
"S-102" в первоначальном виде.
S-107
"S-107" в первоначальном виде.
S-102
Миноносцы типа "S-102" в первоначальном виде. Снизу - ретушь.
S-102
S-106
"S-106" в первоначальном виде.
S-102
Миноносцы типа "S-102" в первоначальном виде. Рисунок.
S-105
"S-105" в первоначальном виде.
S-102
"S-102" в первоначальном виде. Рисунок.
S-102
миноносец типа "S-102" после перестройки мостика.