Канонерки и сторожевики  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Речные мониторы
(Monitore, Flußkanonenboote) типа


 Rhein 


Германия, 1874 г. 2 ед. (проект 1871 г.)

 

*
Rhein
*
Mösel
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Rhein <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 23 1871 в 1884 слом
1872
25.04.1874
2 Mösel <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 24 1871 в 1884 слом
1872
25.04.1874
ТТХ
Водоизмещение нормальное 200 т
полное 283 т
регистровое 120 брт
Размерения длина МП 47,85 м
полная 49,6 м
ширина   7,85 м
осадка носом 1,07 м
кормой 1,6 м
высота борта мидель - 1,8 м, оконечности - 1,3 м.
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта, Ø 0,95 м.
1 МО 2 ПМ однократного расширения (2 цил.)
1 КО 2 ПК (4 топки, 7 атм.)
мощность номинальная 48 л.с.
индикаторная 320 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 6,5 уз.
на испытаниях 8,25 уз. при 320 л.с., 200 об/мин
запас топлива ? т угля
дальность плавания ?
Экипаж 23 чел. (1 офицер), по другим данным: 28 чел. (6 офицеров)+ 24 солдата-стрелка
Дополнительные данные корпус железный, с набором по поперечной схеме, с отсеками плавучести
электроснабжение отсутствовало
управление 1 руль, посты в боевой рубке и на мостике
плавсредства 1 малая шлюпка
стоимость 94 тыс. 500 талеров
БРОНИРОВАНИЕ
"компаунд" на тиковой подкладке
цитадель 55 мм, подкладка 200-150 мм
башни 50 мм, подкладка 200-150 мм
палуба (крыша каземата) 14,7 мм
рубка 40 мм (крыша - 16 мм)
ВООРУЖЕНИЕ
2-120 мм/19 бронзовых гладкоствольных дульнозарядных пушки [300 снарядов]
24 амбразуры для стрелков



 

В результате войны между Францией и вновь образованной Германией, последняя приобрела новые территории на западе. Появилась необходимость их вооружённой охраны, в частности жизненной артерии - реки Рейн в районе Кобленца. Для этого решили построить флотилию броненосцев по американскому типу. Так как основной задачей кораблей была охрана железнодорожных мостов, железнодорожные компании обязали оплатить их строительство.

Фактически верфью "Везер" в Бремене были построены два паровых монитора, официально числившиеся речными канонерскими лодками. Названия они получили в честь рек, на которым им предстояло служить. Проект был создан по образцу австро-венгерских "Leitha" и "Maros", испытавших влияние американской школы, но это относилось только к конструкции и размещению башни, корпус-же был не "мониторного" типа. Настоящими "мониторами" должны были стать 13 кораблей для обороны побережья Северного моря, но впоследствии их решили строить по типу "ренделовских" канонерок.

25 апреля 1874 года оба корабля были временно введены в строй без вооружения для перехода с Везера на Рейн. Путешествие проходило через Роттердам. Пушки мониторы получили, вероятно, в крепости Везель, и 7 апреля 1875 года состоялся полноценный ввод в строй. После этого оба корабля выполнили испытательный поход по Рейну до Страсбурга. 20 апреля в Бибрихе лодки посетил кайзер Вильгельма I, который совершил короткую демонстрационную прогулку на мониторе "Rhein".

Мониторы нельзя назвать удачными кораблями. Они имели слабые машины - при половодье они были не в состоянии сдвинуть корабли вверх по течению, и для подъёма против течения в эти периоды привлекали упряжки лошадей. Вооружение также было неадекватным - две 120 мм устаревшие бронзовые гладкоствольные пушки (не известно, дульно- или казно- зарядные) были не в состоянии пробить даже самую тонкую броню. Маневрировали мониторы медленно, особенно это было заметно при ходе по течению.

Броневая защита кораблей была ограничена центральной частью. Для защиты оконечностей мониторы могли перед боем притапливаться на 30 см, для чего имелись балластные цистерны в носу и корме - в результате над водой оставался лишь бронированный каземат (высота надводного борта уменьшалась с 0,6-0,75 м до 0,05-0,2 м). Он защищался 55 мм бронёй на 198 мм деревянной прокладке. Башня системы Эриксона была покрыта 50 мм бронёй на 220 мм подкладке. Она вращалась вручную, усилием восьми человек. Погреба боезапаса располагались внутри каземата по обе стороны башни. В каземате были устроены амбразуры для стрелков. Боевая рубка на крыше башни имела места для капитана и рулевого. За ней располагался ходовой мостик. Туалеты были расположены на носовой палубе перед казематом, а камбуз находился на кормовой палубе. Дневные каюты (кабинеты) капитана и офицеров располагались в каземате, впереди башни.

Команда из 22 матросов и 6 офицеров не имела спальных мест на борту, ожидалось, что мониторы будут вставать на якорь или причаливать на ночь и команда должна спать на берегу в палатках. Мониторам организационно придавалось также армейское подразделение от 50 до 100 солдат и офицеров для действия на берегу в качестве разведгруппы, для помощи с навигацией и для временного берегового обеспечения.

17 мая 1875 года корабли поступили в распоряжение 7-й крепостной инспекции VIII армейского корпуса в Кобленце. Вместе с двумя захваченными во франко-германской войне французскими речными канонерскими лодками они сформировали рейнскую флотилию канонерок, так называемую "Флотилию Лорелеи" с базой в Кобленце, где всю свою короткую жизнь несли стационерную службу, редко или никогда не покидая город. Несмотря на довольно сомнительную практическую ценность, флотилия оказывала некоторый сдерживающий эффект на про-французски настроенную часть населения.

Карьера мониторов оказалась короткой и мирной, в декабре 1884 г., всего после 11 лет службы, оба корабля были проданы на слом за 3500 марок. При этом их не заменили на новые корабли, рейнская флотилия была расформирована за ненадобностью.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

       
             

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 7: Schiffsbiographien von Preußischer Adler bis Ulan. Mundus Verlag, Ratingen, S. 68–70.
на английском
3 Gardiner, Robert: Conway’s All The World’s Fighting Ships 1860–1905. Conway Maritime Press, London 1979.
4 Hathaway D. - SMS Rhein/Mosel. Paper shipwright. Cambridge, 2004.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 5.03.2018

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1871-1886
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
Модель "Rhein"
Rhein
"Rhein"
Rhein
"Rhein", схема бронирования.
Rhein
"Rhein" и "Mösel" у скалы Лорелея, гравюра
Rhein
"Rhein", гравюра
Предыдущая страница - речные канонерки типа "Avantgarde"
Следующая страница - речная канонерка "Otter"
Следующая страница - броненосные лодки типа "Wespe"