противолодочные катера (Uboot-Sucher, U-Boot-Suchboote, Uboot-Zerstörer) типа
S/UZa
|
Германия, 1916-1918 г. 12 ед., с 1918 тральные катера (Minenräumboote)
 Приблизительный вид
* S-1...12 / UZ-1a...UZ-12a *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
№ |
обозн. 1916 |
обозн. c 1.11.1917 |
усл. имя |
верфь-строитель |
спуск /в строю |
примечания |
1 |
S 1 |
UZ 1a |
Lürssen I |
<Fr. Lürssen>, Фегезак |
1916 |
c 1918 тральный катер, 11.08.1920 исключён, передан водной полиции |
10.1917 |
2 |
S 2 |
UZ 2a |
Lürssen II |
<Fr. Lürssen>, Фегезак |
1917 |
c 1918 тральный катер, 28.06.1920 исключён, полицейский катер E 14, водная полиция Эмдена, в 1925 продан |
15.02.1918 |
3 |
S 3 |
UZ 3a |
Lürssen III |
<Fr. Lürssen>, Фегезак |
1917 |
как тральный катер, 8.09.1920 исключён, полицейский катер Brunsbüttelkoog 1, с 1924 Kiel 6, с 1929 Kiel 2, с 1.03.1931 Brunsbüttelkoog 1, 11.1931 продан |
1.10.1919 |
4 |
S 4 |
UZ 4a |
Naglo II |
<Naglo Werft>, Берлин-Цойтхен |
1916 |
c 1918 тральный катер, в 1920 исключён, полицейский катер B 9, Бремен, с 192? M 18, Мюнстер, ... |
10.1917 |
5 |
S 5 |
UZ 5a |
Naglo III |
<Naglo Werft>, Берлин-Цойтхен |
1916 |
c 1918 тральный катер, 22.06.1920 исключён, продан за границу за 375 000 марок |
10.1917 |
6 |
S 6 |
UZ 6a |
Havelwerft |
<Havelwerft>, Потсдам |
1916 |
c 1918 тральный катер, 20.05.1920 исключён, полицейский катер Kiel 7, с 1926 UZ 6a, с 1928 ВМФ |
10.1917 |
7 |
S 8 |
UZ 7a |
Heidtmann II |
<H. Heidtmann>, Гамбург |
1917 |
c 1918 тральный катер, 2.09.1920 исключён, 20.12.1920 продан министерству сельского хозяйства, с 1922 рыбоохранное судно Heinrich Schnoor, с 5.09.1939 лоцманский катер в Киле, с 15.08.1940 десантное судно ВМС B 157 Mo для операции "Seelöwe", в 11.1940 возвращен владельцу |
1.02.1918 |
8 |
S 7 |
UZ 8a |
Heidtmann I |
<H. Heidtmann>, Гамбург |
1916 |
c 1918 тральный катер, 20.05.1920 исключён, полицейский катер Kiel 8, с 1926 UZ 8a, с 1928 ВМФ |
10.1917 |
9 |
S 9 |
UZ 9a |
Roland I |
<Rolandwerft>, Бремен |
1916 |
с 1.02.1918 Фландрский морской корпус, c 1918 тральный катер, ... |
10.1917 |
10 |
S 10 |
UZ 10a |
Roland II |
<Rolandwerft>, Бремен |
1916 |
с 1.02.1918 Фландрский морской корпус, c 1918 тральный катер, ... |
10.1917 |
11 |
S 11 |
UZ 11a |
Waap I |
<C. Waap>, Киль |
1916 |
с 1.02.1918 Фландрский морской корпус, c 1918 тральный катер, в 1920 исключён, в 1920 продан фирме "Klahn" в Нойштадт, моторное пассажирское судно Blauer Abel, в 1928 продан фирме "K. Stutz" в Маннхейм, речное судно |
10.1917 |
12 |
S 12 |
UZ 12a |
Waap II |
<C. Waap>, Киль |
1916 |
с 1.02.1918 Фландрский морской корпус, c 1918 тральный катер, ... |
10.1917 |
ТТХ
|
1a |
2a |
3a |
4a |
5a |
6a |
7a |
8a |
9a |
10a |
11a |
12a |
Водоизмещение |
24 т |
24 т |
21 т |
21 т |
21 т |
16 т |
23 т |
23 т |
21 т |
21 т |
18/27 т |
18/27 т |
Размерения |
длина |
21,5 м |
21,0 м |
21,0 м |
20,8 м |
20,8 м |
17,5 м |
20,0 м |
20,0 м |
20,0 м |
20,0 м |
18,0 м |
18,0 м |
ширина |
3,7 м |
3,7 м |
3,7 м |
3,5 м |
3,5 м |
3,4 м |
4,0 м |
4,0 м |
3,2 м |
3,2 м |
4,0 м |
4,0 м |
осадка |
1,20 м |
1,20 м |
1,20 м |
0,90 м |
0,90 м |
1,30 м |
1,10 м |
1,10 м |
1,20 м |
1,20 м |
1,08 м |
1,08 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
2 вала |
2х4-лопастных винта |
МО |
2 бензиновых мотора с коробкой передач |
Daimler 10-12 цил. 4-такт. |
Daimler 4 цил. 4-такт. |
Hanomag 4 цил. 4-такт. |
Daimler 4 цил. 4-такт. |
мощность |
360 л.с. |
200 л.с. |
200 л.с. |
130 л.с. |
130 л.с. |
130 л.с. |
120 л.с. |
120 л.с. |
120 л.с. |
120 л.с. |
120 л.с. |
120 л.с. |
Ходовые данные |
скорость |
17,4 уз. |
. |
. |
12 уз. |
12 уз. |
. |
10 уз. |
10 уз. |
11,7 уз. |
11,7 уз. |
11,7 уз. |
11,7 уз. |
Экипаж |
11 чел. (1 офицер) |
ВООРУЖЕНИЕ
1 пулемёт 7,9 мм |
нет данных о противолодочном вооружении |
Развитие подводных лодок и рост их числа потребовал создания специально оборудованных кораблей для борьбы с ними. В прибрежных зонах у Фризских островов, во Фландрии и на Балтике для этих целей решили разработать специализированные катера-охотники, но что-бы не терять время пока шла их разработка, в 1916 флот решил заказать пяти разным верфям 12 катеров с таким-же тактико-техническим заданием, но позволив им самим разработать чертежи в соответствии со своими традициями и возможностями. В результате первые немецкие катера ПЛО имели разные размеры и значительно отличались внешним видом. "Fr. Lürssen" в Фегезаке и "Naglo Werft" в Берлине получили заказ на три катера каждая, правда последняя вскоре передала один из заказов потсдамской верфи "Havel Werft". "H. Heidtmann" в Гамбурге, "Roland-Werft Vertens & Co." в Бремене-Хемелингене и "C. Waap" в Киле-Хайкендорфе построили по два катера.
Согласно заданию, все охотники имели дубовые корпуса по поперечной схеме c диагональной обшивкой, только верфь "Roland" использовала двойную обшивку внахлёст. Все катера имели по два 4-тактных бензиновых мотора, но только головной катер фирмы "Fr. Lürssen" получил 12-цилиндровые моторы Daimler мощностью по 180 л.с., позволявшие ему разогнаться до 17,4 узлов. Два других "Люрсена" имели менее мощные 10-цилиндровые моторы того-же производителя - по 100 л.с. и соответственно меньшую скорость. Все остальные катера получили ещё менее мощные моторы и их скорость не превышала 12 узлов (Naglowerft - 4-цилиндровые моторы Daimler по 65 л.с.), 11,7 узлов (Rolandwerft и C. Waap - 4-цилиндровые моторы Daimler по 60 л.с.) и даже 10 узлов (H. Heidtmann - 4-цилиндровые моторы Hanomag по 60 л.с.). "Havelwerft" построила самый маленький из катеров - на 3 метра короче своих аналогов Naglowerft с теми-же моторами, про его скорость нет данных. Все катера имели 1 руль, выхлопные газы выводились через отверстия в корпусе по сторонам в корме, мореходность по ветру составляла 5-6 баллов.
О службе катеров в годы войны данных не сохранилось, известно, что все они её пережили и по окончании использовались в качестве катеров-тральщиков при послевоенном тралении, после чего в 1920 были исключены и проданы.
Дальнейшая судьба катеров прослеживается не полностью. Так 6 единиц были приобретены центральной водной полицией (Reichswasserschutz, R.W.S.). Известны номера пяти из них: E 14 в Эмдене (быв. UZ 2a), B 9 в Бремене (быв. UZ 4a), Brunsbüttelkoog 1 в Брунсбюттеле (быв. UZ 3a), позже переведён в Киль, где служили ещё два катера: Kiel 6...8 (быв. UZ 3, 6, 8 -a). Эмденский списали в 1925 году, бременский был переведён в Мюнстер и переименован в M 18, далее его следы теряются. Два кильских катера: Kiel 7...8 в 1926 были переданы полицейскому округу Шлезвиг-Унтерэльбе с базой в том-же в Киле и по некоторым данным вернули прежние номера. В любом случае они несли свои номера UZ 6a и UZ 8a с 1928 года, когда их приобрёл ВМФ, но их дальнейшая судьба не известна. Оставшийся в Киле Kiel 6 служил до расформирования центральной водной полиции и передачи её функций земельным полициям 26 марта 1931 года, после чего некоторое время оставался на службе под прежним именем Brunsbüttelkoog 1, но к концу года был продан.
Многие из катеров побывали в частном владении, так UZ 5a был продан иностранному покупателю, но достоверно известно о гражданской эксплуатации только двух катеров:
UZ 11a в 1924 был продан фирме "Klahn" в Нойштадте и переоборудован на местной верфи "Wagria-Werft" в моторное пассажирское судно "Blauer Abel", в 1928 оно было продано фирме "K. Stutz" в Маннхейме и далее использовалось в прежнем качестве на Рейне.
UZ 7a был продан Министерству Сельского хозяйства и в 1922 введен в эксплуатацию как рыбоохранное судно (Fischereiaufsichtsboot) "Heinrich Schnoor". После начала войны с 5 сентября 1939 использовался, как лоцманский катер (Lotsenboot) в Киле. 15 августа 1940 зачислен в ВМС Германии как десантное судно B 157 Mo для участия в десантной операции "Seelöwe" - высадке в Англии, но после отмены операции в ноябре 1940 был возвращен в лоцманскую службу.
Других данных о судьбе катеров обнаружить не удалось
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, De, 1983. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.http://navyworld.narod.ru/sb01.htmhttps://www.navypedia.org/ships/germany/ger_mb_uza.htm |
последнее обновление: 1.09.2020

|