Оглавление → Сторожевые корабли → Противолодочные катера типа S/UZa

  Сторожевые  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

противолодочные катера (Uboot-Sucher, U-Boot-Suchboote, Uboot-Zerstörer) типа

"S/UZa"


Германия, 1916-1918 г. 12 ед., с 1918 тральные катера (Minenräumboote)

Приблизительный вид

*
S-1...12 / UZ-1a...UZ-12a
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. 1916 обозн. c 1.11.1917 усл. имя верфь-строитель спуск /в строю примечания
1 S 1 UZ 1a Lürssen I <Fr. Lürssen>, Фегезак 1916 c 1918 тральный катер, 11.08.1920 исключён, передан водной полиции
10.1917
2 S 2 UZ 2a Lürssen II <Fr. Lürssen>, Фегезак 1917 c 1918 тральный катер, 28.06.1920 исключён, полицейский катер E 14, водная полиция Эмдена, в 1925 продан
15.02.1918
3 S 3 UZ 3a Lürssen III <Fr. Lürssen>, Фегезак 1917 как тральный катер, 8.09.1920 исключён, полицейский катер Brunsbüttelkoog 1, с 1924 Kiel 6, с 1929 Kiel 2, с 1.03.1931 Brunsbüttelkoog 1, 11.1931 продан
1.10.1919
4 S 4 UZ 4a Naglo II <Naglo Werft>, Берлин-Цойтхен 1916 c 1918 тральный катер, в 1920 исключён, полицейский катер B 9, Бремен, с 192? M 18, Мюнстер, ...
10.1917
5 S 5 UZ 5a Naglo III <Naglo Werft>, Берлин-Цойтхен 1916 c 1918 тральный катер, 22.06.1920 исключён, продан за границу за 375 000 марок
10.1917
6 S 6 UZ 6a Havelwerft <Havelwerft>, Потсдам 1916 c 1918 тральный катер, 20.05.1920 исключён, полицейский катер Kiel 7, с 1926 UZ 6a, с 1928 ВМФ
10.1917
7 S 8 UZ 7a Heidtmann II <H. Heidtmann>, Гамбург 1917 c 1918 тральный катер, 2.09.1920 исключён, 20.12.1920 продан министерству сельского хозяйства, с 1922 рыбоохранное судно Heinrich Schnoor, с 5.09.1939 лоцманский катер в Киле, с 15.08.1940 десантное судно ВМС B 157 Mo для операции "Seelöwe", в 11.1940 возвращен владельцу
1.02.1918
8 S 7 UZ 8a Heidtmann I <H. Heidtmann>, Гамбург 1916 c 1918 тральный катер, 20.05.1920 исключён, полицейский катер Kiel 8, с 1926 UZ 8a, с 1928 ВМФ
10.1917
9 S 9 UZ 9a Roland I <Rolandwerft>, Бремен 1916 с 1.02.1918 Фландрский морской корпус, c 1918 тральный катер, ...
10.1917
10 S 10 UZ 10a Roland II <Rolandwerft>, Бремен 1916 с 1.02.1918 Фландрский морской корпус, c 1918 тральный катер, ...
10.1917
11 S 11 UZ 11a Waap I <C. Waap>, Киль 1916 с 1.02.1918 Фландрский морской корпус, c 1918 тральный катер, в 1920 исключён, в 1920 продан фирме "Klahn" в Нойштадт, моторное пассажирское судно Blauer Abel, в 1928 продан фирме "K. Stutz" в Маннхейм, речное судно
10.1917
12 S 12 UZ 12a Waap II <C. Waap>, Киль 1916 с 1.02.1918 Фландрский морской корпус, c 1918 тральный катер, ...
10.1917
ТТХ
  1a 2a 3a 4a 5a 6a 7a 8a 9a 10a 11a 12a
Водоизмещение 24 т 24 т 21 т 21 т 21 т 16 т 23 т 23 т 21 т 21 т 18/27 т 18/27 т
Размерения длина 21,5 м 21,0 м 21,0 м 20,8 м 20,8 м 17,5 м 20,0 м 20,0 м 20,0 м 20,0 м 18,0 м 18,0 м
ширина 3,7 м 3,7 м 3,7 м 3,5 м 3,5 м 3,4 м 4,0 м 4,0 м 3,2 м 3,2 м 4,0 м 4,0 м
осадка 1,20 м 1,20 м 1,20 м 0,90 м 0,90 м 1,30 м 1,10 м 1,10 м 1,20 м 1,20 м 1,08 м 1,08 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных винта
МО 2 бензиновых мотора с коробкой передач
Daimler 10-12 цил. 4-такт. Daimler 4 цил. 4-такт. Hanomag 4 цил. 4-такт. Daimler 4 цил. 4-такт.
мощность 360 л.с. 200 л.с. 200 л.с. 130 л.с. 130 л.с. 130 л.с. 120 л.с. 120 л.с. 120 л.с. 120 л.с. 120 л.с. 120 л.с.
Ходовые данные скорость 17,4 уз. . . 12 уз. 12 уз. . 10 уз. 10 уз. 11,7 уз. 11,7 уз. 11,7 уз. 11,7 уз.
Экипаж 11 чел. (1 офицер)
ВООРУЖЕНИЕ
1 пулемёт 7,9 мм
нет данных о противолодочном вооружении

 

В 1916 флот заказал пяти разным верфям 12 катеров специально для охоты на подводные лодки в прибрежных районах. "Fr. Lürssen" в Фегезаке и "Naglo Werft" в Берлине получили заказ на три катера каждая, правда последняя вскоре передала один из заказов потсдамской верфи "Havel Werft". "H. Heidtmann" в Гамбурге, "Roland-Werft Vertens & Co." в Бремене-Хемелингене и "C. Waap" в Киле-Хайкендорфе построили по два катера.

Военные моряки не предоставили верфям чертежи, ограничившись тактико-техническим заданием, поэтому фирмы сам разработали и строили катера в соответствии со своими традициями и возможностями. В результате первые немецкие катера ПЛО имели разные размеры и значительно отличались внешним видом. Согласно заданию, все охотники имели дубовые корпуса по поперечной схеме c диагональной обшивкой, только верфь "Roland" использовала двойную обшивку внахлёст. Все катера имели по два 4-тактных бензиновых мотора, но только головной катер фирмы "Fr. Lürssen" получил 12-цилиндровые моторы Daimler мощностью по 180 л.с., позволявшие ему разогнаться до 17,4 узлов. Два других "Люрсена" имели менее мощные 10-цилиндровые моторы того-же производителя - по 100 л.с. и соответственно меньшую скорость. Все остальные катера получили ещё менее мощные моторы и их скорость не превышала 12 узлов (Naglowerft - 4-цилиндровые моторы Daimler по 65 л.с.), 11,7 узлов (Rolandwerft и C. Waap - 4-цилиндровые моторы Daimler по 60 л.с.) и даже 10 узлов (H. Heidtmann - 4-цилиндровые моторы Hanomag по 60 л.с.). "Havelwerft" построила самый маленький из катеров - на 3 метра короче своих аналогов Naglowerft с теми-же моторами, про его скорость нет данных. Все катера имели 1 руль, выхлопные газы выводились через отверстия в корпусе по сторонам в корме, мореходность по ветру составляла 5-6 баллов.

О службе катеров в годы войны данных не сохранилось, известно, что все они её пережили и по окончании использовались в качестве катеров-тральщиков при послевоенном тралении, после чего в 1920 были исключены и проданы.

Дальнейшая судьба катеров прослеживается не полностью. Так 6 единиц были приобретены центральной водной полицией (Reichswasserschutz, R.W.S.). Известны номера пяти из них: E 14 в Эмдене (быв. UZ 2a), B 9 в Бремене (быв. UZ 4a), Brunsbüttelkoog 1 в Брунсбюттеле (быв. UZ 3a), позже переведён в Киль, где служили ещё два катера: Kiel 6...8 (быв. UZ 3, 6, 8 -a). Эмденский списали в 1925 году, бременский был переведён в Мюнстер и переименован в M 18, далее его следы теряются. Два кильских катера: Kiel 7...8 в 1926 были переданы полицейскому округу Шлезвиг-Унтерэльбе с базой в том-же в Киле и по некоторым данным вернули прежние номера. В любом случае они несли свои номера UZ 6a и UZ 8a с 1928 года, когда их приобрёл ВМФ, но их дальнейшая судьба не известна. Оставшийся в Киле Kiel 6 служил до расформирования центральной водной полиции и передачи её функций земельным полициям 26 марта 1931 года, после чего некоторое время оставался на службе под прежним именем Brunsbüttelkoog 1, но к концу года был продан.

Многие из катеров побывали в частном владении, так UZ 5a был продан иностранному покупателю, но достоверно известно о гражданской эксплуатации только двух катеров:

UZ 11a в 1924 был продан фирме "Klahn" в Нойштадте и переоборудован на местной верфи "Wagria-Werft" в моторное пассажирское судно "Blauer Abel", в 1928 оно было продано фирме "K. Stutz" в Маннхейме и далее использовалось в прежнем качестве на Рейне.

UZ 7a был продан Министерству Сельского хозяйства и в 1922 введен в эксплуатацию как рыбоохранное судно (Fischereiaufsichtsboot) "Heinrich Schnoor". После начала войны с 5 сентября 1939 использовался, как лоцманский катер (Lotsenboot) в Киле. 15 августа 1940 зачислен в ВМС Германии как десантное судно B 157 Mo для участия в десантной операции "Seelöwe" - высадке в Англии, но после отмены операции в ноябре 1940 был возвращен в лоцманскую службу.

Других данных о судьбе катеров обнаружить не удалось

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Koblenz, De, 1983.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
http://navyworld.narod.ru/sb01.htm
https://www.navypedia.org/ships/germany/ger_mb_uza.htm

последнее обновление: 1.09.2020
 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine)

Проект 21,9-м военной яхты ф. Lürssen, 1915 г.
Катера-охотники имели те-же размеры, но по требованию ВМФ были без трубы и с мостиком в носовой части.

"Blauer Abel"
Предыдущая страница - вооружённые катера Фландрского корпуса.
Следующая страница - противолодочные катера типа UZ-I.