|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
противолодочные катера (Uboot-Sucher, U-Boot-Suchboote, Uboot-Zerstörer) типа
Германия, 1916-1918 г. 12 ед., с 1918 тральные катера (Minenräumboote) Приблизительный вид
* S-1...12 / UZ-1a...UZ-12a *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Развитие подводных лодок и рост их числа потребовал создания специально оборудованных кораблей для борьбы с ними. В прибрежных зонах у Фризских островов, во Фландрии и на Балтике для этих целей решили разработать специализированные катера-охотники, но что-бы не терять время пока шла их разработка, в 1916 флот решил заказать пяти разным верфям 12 катеров с таким-же тактико-техническим заданием, но позволив им самим разработать чертежи в соответствии со своими традициями и возможностями. В результате первые немецкие катера ПЛО имели разные размеры и значительно отличались внешним видом. "Fr. Lürssen" в Фегезаке и "Naglo Werft" в Берлине получили заказ на три катера каждая, правда последняя вскоре передала один из заказов потсдамской верфи "Havel Werft". "H. Heidtmann" в Гамбурге, "Roland-Werft Vertens & Co." в Бремене-Хемелингене и "C. Waap" в Киле-Хайкендорфе построили по два катера. Согласно заданию, все охотники имели дубовые корпуса по поперечной схеме c диагональной обшивкой, только верфь "Roland" использовала двойную обшивку внахлёст. Все катера имели по два 4-тактных бензиновых мотора, но только головной катер фирмы "Fr. Lürssen" получил 12-цилиндровые моторы Daimler мощностью по 180 л.с., позволявшие ему разогнаться до 17,4 узлов. Два других "Люрсена" имели менее мощные 10-цилиндровые моторы того-же производителя - по 100 л.с. и соответственно меньшую скорость. Все остальные катера получили ещё менее мощные моторы и их скорость не превышала 12 узлов (Naglowerft - 4-цилиндровые моторы Daimler по 65 л.с.), 11,7 узлов (Rolandwerft и C. Waap - 4-цилиндровые моторы Daimler по 60 л.с.) и даже 10 узлов (H. Heidtmann - 4-цилиндровые моторы Hanomag по 60 л.с.). "Havelwerft" построила самый маленький из катеров - на 3 метра короче своих аналогов Naglowerft с теми-же моторами, про его скорость нет данных. Все катера имели 1 руль, выхлопные газы выводились через отверстия в корпусе по сторонам в корме, мореходность по ветру составляла 5-6 баллов. О службе катеров в годы войны данных не сохранилось, известно, что все они её пережили и по окончании использовались в качестве катеров-тральщиков при послевоенном тралении, после чего в 1920 были исключены и проданы. Дальнейшая судьба катеров прослеживается не полностью. Так 6 единиц были приобретены центральной водной полицией (Reichswasserschutz, R.W.S.). Известны номера пяти из них: E 14 в Эмдене (быв. UZ 2a), B 9 в Бремене (быв. UZ 4a), Brunsbüttelkoog 1 в Брунсбюттеле (быв. UZ 3a), позже переведён в Киль, где служили ещё два катера: Kiel 6...8 (быв. UZ 3, 6, 8 -a). Эмденский списали в 1925 году, бременский был переведён в Мюнстер и переименован в M 18, далее его следы теряются. Два кильских катера: Kiel 7...8 в 1926 были переданы полицейскому округу Шлезвиг-Унтерэльбе с базой в том-же в Киле и по некоторым данным вернули прежние номера. В любом случае они несли свои номера UZ 6a и UZ 8a с 1928 года, когда их приобрёл ВМФ, но их дальнейшая судьба не известна. Оставшийся в Киле Kiel 6 служил до расформирования центральной водной полиции и передачи её функций земельным полициям 26 марта 1931 года, после чего некоторое время оставался на службе под прежним именем Brunsbüttelkoog 1, но к концу года был продан. Многие из катеров побывали в частном владении, так UZ 5a был продан иностранному покупателю, но достоверно известно о гражданской эксплуатации только двух катеров: UZ 11a в 1924 был продан фирме "Klahn" в Нойштадте и переоборудован на местной верфи "Wagria-Werft" в моторное пассажирское судно "Blauer Abel", в 1928 оно было продано фирме "K. Stutz" в Маннхейме и далее использовалось в прежнем качестве на Рейне. UZ 7a был продан Министерству Сельского хозяйства и в 1922 введен в эксплуатацию как рыбоохранное судно (Fischereiaufsichtsboot) "Heinrich Schnoor". После начала войны с 5 сентября 1939 использовался, как лоцманский катер (Lotsenboot) в Киле. 15 августа 1940 зачислен в ВМС Германии как десантное судно B 157 Mo для участия в десантной операции "Seelöwe" - высадке в Англии, но после отмены операции в ноябре 1940 был возвращен в лоцманскую службу. Других данных о судьбе катеров обнаружить не удалось
|